ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКафедра «Рекламы и Связи с общественностью»
ДОКЛАД
по дисциплине «Этнология»
на тему: Украинский народ
Набережные Челны 2010
Содержание
1. Предки современных украинцев, историческая земля
2. Численность украинского народа
3. Украинский язык, его диалекты, специфические черты
4. Ментальные и психологические особенности украинскогонарода
5. Внешний вид, расовые признаки
6. Обряды, традиции, культы украинского народа
Список используемой литературы
1. Предки современных украинцев,историческая земля
Украинцы (укр. украї́нці; историческое самоназвание русины(укр. руси́ни)) — восточнославянский народ,проживающий преимущественно на территории современной Украины. Среди славянскихнародов является третьим по численности после русских и поляков.
Украинцы вместе с родственнымирусскими и белорусами относятся к восточным славянам. К украинцам относят такжеполесские этнографические группы: ряд западно-украинских этнографических групп(бойки, гуцулы, лемки, закарпатские русины, причём многие представителипоследней группы само идентифицируют себя как отдельный от украинского народ).
Флаг украинского народа можнопросмотреть на рисунке 1.
/>
Рис. 1 Флаг украинского народа
Предки украинцев — Русь (народ),славянские племена полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов)и белых хорватов наряду с другими племенами вошли в состав средневековогодревнерусского государства — Киевской Руси (IX—XII вв.), а позднее,после его распада — Галицко-Волынское княжество (XII—XIV вв.),Переяславское княжество, Киевское княжество, Черниговское княжество. Позднееземли вошли в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского,затем — к Речи Посполитой, и к исходу XVIII века все земли нынешнейУкраины, за исключением Галиции, Закарпатья и Буковины, вошли в составРоссийской империи.
Начиная с XIV века территориясовременной Украины оказалась разделенной между Литвой(Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским), Польшей и Молдавией. Великое княжество Литовскоепри этом сыграло благоприятную роль, вобрав в себя основную часть земельЮго-Западной Руси и развив её традиции.
С конца XV века начались набегиутвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов. Немалую роль в истории современнойУкраины сыграло казачество и созданное им в нижнем течении Днепраадминистративно-военное образование XVI—XVIII вв.Запорожская Сечь.
В XVII векеважным моментом этнической истории населения современной Украины былидальнейшее развитие ремесла и торговли,в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, ремесленники вкоторых были объединены в цеха со своим уставом и внутренним самоуправлением.Ещё более важным моментом в этнической истории стало создание в результатеосвободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого казачьегогосударства — Гетманщины. В 1654 годузначительная часть украинских земель вместе с Киевом добровольно переходит подпротекторат России, а к исходу XVIII века, послеТретьего раздела Польши, вне территории Российской империи оказывается лишь Галичина со Львовом, отошедшая к Австро-Венгрии, а также Закарпатье и Буковина.
В XVIII веке на территориисовременной Украины уже имеется развитая по меркам своего времени системасветского образования, включающая многие сотни начальных «полковых» школ,коллегиумы и академии (в Киеве и Чернигове).
В XVII веке произошло перемещение значительныхгрупп крестьян и казаков из находившегося в составе Польши Правобережья, а также изПоднепровья на восток и юго-восток, освоение ими на территории Российскойимперии пустующих степных земель и образование так называемой Слобожанщины, а затем — с падениемКрымского ханства — и «Новороссии». Согласно Всероссийской переписинаселения 1897 г., представители малорусской языковой группы русскогоязыка (по формулировке переписи) численно доминировали на всей украинской (внынешних границах Украины) территории Российской империи, за исключением Одессы, других крупных городов (кромеПолтавы), Южной Бессарабии (Буджака) и Крыма.
Историческим центром становленияукраинского народа было Среднее Поднепровье — Киевщина,Переяславщина, Черниговщина. Важную роль в этногенезеукраинцев сыграли галицкие (в период, когда они находились под властью Австро-Венгрии)и волынские земли.
В Харькове 24—25 декабря 1917 годасостоялся первый Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший Украину Советскойреспубликой.
Территория УССР от всей территорииСССР Можно проследить на рис. 2
/>
Рис. 2 Территория УССР
2.Численность украинского народа
По состоянию на 1 октября 2010 годачисленность населения Украины составила 45 822 214 человек, из них 31 444122 — городское население и 14 378 092 — сельское. Постоянное население Украинына 1 октября 2010 года насчитывало 45 641 859 человек. За январь-сентябрь 2010года естественная убыль населения составила 152 272 человек. В 2009 годукоэффициент рождаемости составил 11,1 на 1000 человек, коэффициент смертности —15,3, а естественная убыль — 4,2.Структура расселения украинского народа такова:
Диаспора — 8 200,0 тыс. чел.(17,9 %), в том числе:
· Ближнее зарубежье(страны СНГи Балтии) — 4 714,6 тыс. чел. (57,5 %)
o Россия —4 943, 0 тыс. чел.
o Молдавия (и Приднестровье) — 620тыс. чел. (1991 —600,4 тыс. чел.),
o Казахстан —547,0 тыс. чел. (1991 —896,2 тыс. чел.),
o Белоруссия —237,0 тыс. чел. (1991 —291,0 тыс. чел.),
o Узбекистан —104,0 тыс. чел. (1991 —153,2 тыс. чел.),
o Латвия —62,0 тыс. чел. (2000 —69,3 тыс. чел.),
o Киргизия —50,0 тыс. чел. (1991 —71,2 тыс. чел.),
o Таджикистан —40,0 тыс. чел. (1991 —11,0 тыс. чел.),
o Азербайджан —29,0 тыс. чел. (2000 —32,3 тыс. чел.),
o Эстония —29,0 тыс. чел. (1991 —39,6 тыс. чел.),
o Туркмения —23,0 тыс. чел. (1991 —35,6 тыс. чел.),
o Литва — 22,0тыс. чел. (1991 —44,8 тыс. чел.),
o Грузия — 7,0тыс. чел. (1991 —52,4 тыс. чел.),
o Армения —1,6 тыс. чел. (2000 —3,5 тыс. чел.);
· Дальнеезарубежье — 3 485,4 тыс. чел. (42,5 %):
o США — 1120,0 тыс. чел. (2004 —890,0 тыс. чел., 2000 — 751,5 тыс. чел.),
o Канада — 1 054,3 тыс. чел.,
o Бразилия — 1010,0 тыс. чел. (1996 —950,0 тыс. чел.),
o Аргентина —350,0 тыс. чел.,
o Германия — 128,1 тыс. чел. (1990-е —30,0 тыс. чел.),
o Португалия — 66,0 тыс. чел.,
o Румыния —61,4 тыс. чел. (2000 —65,8 тыс. чел.),
o Словакия —55,0 тыс. чел. (1990-е —35,0 тыс. чел.),
o Франция —45,0 тыс. чел. (2000 —35,0 тыс. чел.),
o Польша —40,0 тыс. чел. (1990-е —350,0 тыс. чел.),
o Сербия —35,0 тыс. чел. (2000 —25,2 тыс. чел.),
o Австралия —30,0 тыс. чел. (2000 —35,0 тыс. чел.),
o Великобритания —25,0 тыс. чел. (1990-е —35,0 тыс. чел.),
o Чехия — 22,0тыс. чел. (2000 —15,3 тыс. чел.),
o Израиль —20,0 тыс. чел.,
o Китай —20,0 тыс. чел.,
o Италия —15,5 тыс. чел.,
o Парагвай — 12,0 тыс. чел.,
o Уругвай —10,0 тыс. чел. (1990 —5,0 тыс. чел.),
o Хорватия —5,8 тыс. чел.,
o Босния и Герцеговина — 4,6 тыс.чел.,
o Ливан — 4,0тыс. чел.
o Венгрия — 3,5 тыс. чел.,
o Венесуэла —3,5 тыс. чел.,
o Австрия — 3,0 тыс. чел. (1990-е —5,0 тыс. чел.),
o Бельгия — 3,0 тыс. чел.,
o Нидерланды —2,0 тыс. чел.,
o Южная Африка — 2,0 тыс. чел.,
o Швеция — 2,0тыс. чел.,
o Новая Зеландия — 1,5 тыс. чел.
o Испания —0,5 тыс. чел.
o Греция — 0,5 тыс. чел.
3. Украинский язык, его диалекты,специфические черты
Украинский язык относится к восточнославянскойгруппе индоевропейской семьи, по глоттохронологическимданным наиболее близок к белорусскому, время разделения украинского ибелорусского ~400 лет назад, время разделения русского и общего предка украинского ибелорусского в различных работах оценивается от 1200—900[55] до 500[56]лет назад.
Письменность на основе кириллицы.(рис. 3)
/>
Рис. 3 Пример украинской письменности
В украинском языке выделяютсяследующие территориальные диалекты:
· северо-западные(полесские), испытавшие влияние белорусского языка;
· юго-западные(галицкие, закарпатские, буковинские), испытавшие влияние польского и словацкого языков;
· юго-восточные(приднепровские), были положены в основу литературного языка;
· северо-восточные(слобожанские), испытавшие влияние русского языка.
На территории Украины для большинстваукраинцев родным является украинский язык: согласно даннымофициальной Всеукраинской переписи населения 2001 года, 67,5 % живущих наУкраине украинцев считают своим родным языком украинский, 29,6 % —русский; доля украинцев, считающих родным языком украинский, значительноколеблется в зависимости от области проживания — от 98,3 % в Тернопольскойобластидо 10,1 % в Автономной республике Крым.
Для украинцев, проживающих натерритории Украины, также характерен украино-русский билингвизм.
В украинском языке практически отсутствуютругательства, а те что есть носят скорее шуточный характер. Этот язык малоподходит для конфликтных ситуаций. Например, автору Цункевичу доводилосьвидеть, как в украинской школе учительница, общающаяся с учениками лишь по-украински,вынуждена была переходить на русский, когда возникала потребность отчитатьученика построже. Еще одной особенностью украинского языка является его пресловутаяпевучесть, т.е. склонность выражать внутренние состояния, такие какпризнательность, чувство вины и т.п. интонацией со множеством оттенков,оставляя при этом собеседнику значительную свободу в истолковании, которое онтакже скорее обозначит не словом, которое «не воробей», а оттенками интонации.В результате такие слова как «спасибо», «извините», т.п. часто являютсяизлишними либо же являются следствием влияния иных культур. На каком языкеговорят в разных частях Украины можно проследить на рисунке 4.
/>
Рис. 4. % населения говорящий на томили ином языке на территории совр. Украины
4. Ментальные и психологические особенностиукраинского народа
Украинский этнос кристаллизовался идо сих поp существует в собственном этноаpеале и вокруг него. Такое постоянствогеографического окружения привело к почти идеальной адаптации укpаинца кландшафту, что не могло не найти отражения в ментальных установках. Днепp иДесна, Карпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг — для украинца это не простотопонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспринимаемаясреда проживания, их окружение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто — поэтические образы и элементы мифологии.
Восприятие статичных формлесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими,плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность,пассивность, беззаботность и одновременно – склонность к воле и анаpхии.
Превосходство «сердца над разумом». «Специфическими чертами украинскоймиpовоззpенческо-философской ментальности, – пишет М.Шлемкевич в книге»Загублена укpаїнська душа", – есть направленность на внутреннийэмоционально-чувственный миp человека, в котором господствует не холодный рациональныйрасчет «головы», а жгучий призыв «сердца».
Отношение к земле украинского крестьянина граничило сее обожествлением. Земледельческий образ жизни в совокупности с близостью кпpиpоде вообще рождал не только лиричность или провинциальнуюсентиментальность, но и чувство собственного достоинства, уверенность в своихсилах, в какой-то меpе – индивидуализм. В чувстве собственного достоинства,значимости коренится острое, даже болезненное чувство справедливости, ненавистик ущемлению, толкающие украинца к перманентному поиску правды.
На формирование специфических чертукраинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительноевхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований(Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российскойимперий) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такиементальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так,«с одной стороны, квинтэссенция украинского духа — казак — вольнолюбивыйиндивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистическиепредставления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характеренарода… С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложитьсвой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства „почуттягромади“, чувство взаимопомощи, поддержки и др.».
С одной стороны – авантюрно-казацкий(лицарский) стиль жизни, с другой – стиль потаенного существования, порождаемыйнеобходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый – источник активности,то другой принуждает к жизненной философии «моя хата с краю».
Начиная от восточнославянского веча иказацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным иреспубликанским формам правления, в отличие от других европейских стран сих идеями «цезарепапизма». Но все тот же индивидуализм, выступающийобратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия напротяжении длительного времени собственной государственности.
«Аристократизм духа, – писал Г.Ващенко в 20-е годы в работе „Психiчнi властивостi українцiв i причинанаших невдач“, – логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет кэгоизму, формой которого есть амбициозность». Политические амбиции,гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба завласть приобретает острый, конфликтный, иногда – трагический характер. Она неостанавливается с победой одного из политических образований: ему всегдапротивостоят оппозиционные силы.
Основные отличия украинскогохарактера от российского«Российский характер» «Украинский характер» «Широкая, открытая русская душа», расточительность Бережливость Коллективизм Индивидуализм, «моя хата с краю» Открытость, доверчивость Недоверчивость, подозрительность к новому/неизвестному Эмоциональная преданность лидеру Вольнолюбие, подчинение ради выгоды Трудолюбие в коллективе «Хозяйственность», трудолюбие (для себя) Конформизм Самостоятельность в суждениях, «себе на уме» Великодержавность, высокое самомнение, уровень притязаний Постколониальный синдром периферийности, провинциальность, комплекс «младшего брата» «Не выделяться», «быть как все», Не «отрываться от коллектива» Личная инициативность Импульсивность, неорганизованность, спонтанность Терпеливость, смирение Зависимость от лидера и коллектива Чувство собственного достоинства Тяготение к тоталитаризму, авторитарной власти, «твердой руке» Тяготение к более демократической, республиканской форме управления Щедрость Жадность Прямота Лукавство, скрытность Лень трудолюбие Участливость Равнодушие Упрямство Гибкость, изворотливость Социальная активность Социальный фатализм Нетерпимость Толерантность к др. нациям, сообществам Большая склонность к агрессии, криминалу, насилию Терпимость
К общим чертам украинского народаможно отнести:
· Чувственность,эмоциональность мотивации
· Смекалка, т.е.выполнение задачи, несмотря на отсутствие всех необходимых ресурсов
· Гостеприимство
· Доброта
· Выносливость
· Отсутствие «духакапитализма» у большинства населения, социальное иждивенчество
· Социальная зависть
· Неточность вовремени, непунктуальность
· Не следованиетехнологической дисциплине
5. Внешний вид, расовые признаки
Украинцы входят в «дунайскую»(норикскую) группу популяций. Сюда же включаются белорусы, поляки, многие русские, словенцы,некоторые популяции хорватов, а также немцев, австрийцев и литовцев.
Украинцы как правило брахикефальны, вбольшинстве своём — высокорослы, с преобладанием темного цвета волос, носветлоглазые почти во всех характерных для украинцев антропологических типах(кроме динарского) преобладают над темноглазыми.
По ряду признаков (профилировка лица,поперечный профиль спинки носа, выступание крыльев носа, положение ноздрей,развитие складки верхнего века) некоторые группы населения Украины (СреднегоПоднепровья, Левобережья), несомненно европеоидного, имеют незначительныйпроцент примеси, связанной с ассимиляцией степных тюркских групп с определённыммонголоидным элементом.
Из антропологических типов наибольшеераспространение имеют гориды, понтиды и балтиды. Реже встречается динарский тип (преимущественно в южных изападных регионах).
6. Обряды, традиции, культы украинскогонарода
В народных обычаях и приметахсохраняется значительная часть языческого наследия — традиции целительства,песенные и рифмованные заговоры, использование трав и зелий, и конечно,свадебные ритуалы, которые до сих пор имеют место быть.
Свадебные традиции
О том, что свадьба посвящаласьсолнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжениивеков присутствовали в свадебном обряде украинцев: Каравай, свадебные свечки,веночки, веточки и т.д. Таким же остатком древнего богослужения есть обычайсиденья молодых на вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а такжесвадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол(жертва), и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам — покровителямбрака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние свадебныепесни — своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее до гимнов молитвдобавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья.
Обряды украинской народной свадьбыразделяются на три периода: до свадебный, сама свадьба, послесвадебный. Передсвадьбой как правило отмечают сватанье, смотрины, помолвку.
Каравай. Выпекание свадебного караваясопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебногообряда. С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателенпри первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами былиженщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весьпроцесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальнымипеснями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности,которыми одаривали всех гостей.
Ветка. Ветка плодового или сосновогодерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, восновном на юге страны, веточку обвивали тестом и запекали в печке. Напротяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла настоле. По окончанию свадьбы дружки разламывали по кусочку веточки, которую ещеназывали «девованием».
Посад. Составлялся с несколькихчастей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь вдоме каждого из молодых. Этот обряд символизировал уважение культа домашнегоочага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек,садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословлялиродители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилалисувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третийпосад — это посад молодой невесты после брака, что символизировало переходмолодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, какправило, маму, брата, старост, бояр и т.д.
Расплетины. Этот обряд осуществлялсяперед свадьбой или же в день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом.Расплетали братья или все члены материнского рода по очереди. Потом на головумолодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетаюткосу родные, а не чужие руки.
Свадьба начинается в доме каждого измолодых. Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков,неженатых парней, свах (замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебныхчинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время вдоме молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь кневесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки. «Перед молодимнесуть гілку дерева, яку називають „гільцем.“ Мати молодої, одягненау вивернутий вовною назовні кожух, зустрічає молодих перед порогом зхлібом-сіллю, тримаючи його в руках, вкритих кожухом, а весільний хор співає:
ментальный диалект культурный украинский
Що то вийшло кострубатого?
Що то вийшло волохатого?
Який кожух волохатий,
Такий буде зять багатий.»
Перед отъездом молодой в дом жениха,осуществлялся ритуальный трехкратный обход кадки, усланной рушником схлебом-солью. Мать выводила из двора лошадей, благословляла дочь, давала ейхлеб, курицу. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальныйкостер, на юге переливали водой. Эти обычаи — дань давней магии, чтосимволизировала очищение огнем и водой.
После целого ряда церемоний молодыхготовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелилипостель, дружки или старший боярин стояли возле каморы, где будут спатьмолодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушкаоказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали постолам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие осчастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушкаоказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которыесквернили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты,на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг насамое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки долженбыл лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески мешали.
Когда же свадьба заканчиваласьсчастливо, на утро приглашались родители девушки до родни молодого. Здесь снованачинался банкет, одаривание молодых, которое сопровождалось песнями. Впонедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменилсяпринесением молодой воды из криницы и умывание молодых и всех гостей. В этотдень было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладалакрасная символика: пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, дажегорилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождениесемьи. В этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния подназванием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д. Праздновалиисключительно взрослые, дети и молодежь не принимали участия в этихразвлечениях."
Обычаи
С незапамятных времен было трепетнымотношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранилимногие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. Исегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинскихобычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.
Рождество. Одним из основных украинских обычаевявляется празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января —отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисоваяили пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот изсухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как постзакончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьбаколядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного —Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея,хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Колядадлилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
Масленица. Еще один популярный украинский обычай— неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианскиевремена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появленияхристианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великимпостом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния.
В древней Руси блин считали символомсолнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили,что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.
Пасха. Праздник Воскресения Господня илиВеликдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полногомесяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.
Семейный обед в этот день готовятособенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца — обязательныйатрибут праздника. Также на Пасху существует обычай приветствовать друг другарадостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают — «Воистину воскрес!»Это приветствие выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов,которые узнали о воскресении Христа.
Троица. Согласно Библии, в этот день наапостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодуховдень.
На Зеленое воскресенье, согласноповерьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок,русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям,девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся,то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресеньетакже посещают на кладбище своих умерших родственников.
В Клечальный понедельник послецерковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров играда. Дети устраивают игры.
Богодухов день особенно отмечаютдевушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Еёсуть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играетроль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. Всопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждогодолжен её щедро отблагодарить гостинцами.
Ивана Купала. Ивана Купала, так же Иванов день, —является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в оченьглубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотомсолнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня,когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором ипроисходят магические купальские забавы.
Ночь на Ивана Купала, чаще всегоочень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям,созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца.Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.
В эту ночь просыпается «нечисть»,слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразугаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всейземли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушкибросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та ивыйдет замуж раньше других.
Старинные обычаи — сокровищеукраинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которыесоставляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизничеловека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являютсяживительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.
Список литературы
1. Антонович Д., Украинская культура, — К: Наукова Думка, 1993;
2. История украинской культуры // под ред. Кригьякевича И., — К: Либидь,1994;
3. Культура украинского народа/ Русановский В.М., Гончаренко Н.В., — К:Либидь, 1994;
4. Огиенко И., Украинская культура, К: Наукова Думка, 1991;
5. Словарь по украиноведению, — К: Украинский писатель, 1995.
6. Семинишин Л., Тысяча лет украинской культуры, — К: Украинский писатель,1985;
7. История Украинской УССР/ под ред. Гуржий Н.А., — К: Наукова думка,1969;
8. Советская историческая энциклопедия, — М: Советская энциклопедия, 1969.
9. Дом солнца. Режим доступа: www.sunhome.ru/journal/125209/p2