Содержание
Введение
I.Урок 1. Выделка войлока
II.Урок 2. Калмыцкая кибитка
III.Урок 3. Изготовление веревок
IV.Урок 4. Резьба по дереву
V.Урок 5. Обработка кожи. Изделия из нее
VI.Урок 6. Кожаная посуда
VII.Урок 7. Изделия из металла
VIII.Урок 8. Вышивание
IX.Урок 9. Женские украшения
X.Урок 10. Женская одежда
XI.Урок 11. Женские головные уборы
XII.Урок 12. Мужская одежда
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Внашей республике несомненно растет интерес к традиционной культуре, народнойпедагогике калмыков. Однако анализ педагогической практики в республиканскомобразовании убеждает в том, что наблюдается тенденция занижения роли и значениянационально-регионального компонента. Кроме того, его содержание во многихдисциплинах повторяется, характеризуется однообразием, отсутствием новизны, чтозначительно снижает интерес школьников к национальной культуре.
Задачазаключается в том, чтобы национальная культура калмыков стала одной из основ,на которой строится содержание образования в национальной системе. Такимобразом, наряду с культом знаний предстоит найти достойное место приобщениюучащихся к национальной культуре калмыков и через нее – к общечеловеческим,общероссийским духовным ценностям. При этом целесообразно придерживатьсяследующих принципов:
— учета возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся (контингентучащихся в образовательных учреждениях республики многонационален и процессприобщения к национальной культуре калмыков осуществляется с дошкольноговозраста);
— простоты и выразительности содержания материалов;
— сюжетной занимательности, доступности, яркости национальных образов;
— возможности передачи национального образа в разнообразной деятельности, связи сжизненной перспективой;
— содержание материала о национальной культуре преподносить не как констатациютого, что было и как было, а как ориентацию на национальное самосознание,осмысление роли и места родного языка в развитии личности, познание народныхтрадиций, обычаев, истории этноса как субъекта Российской Федерации;
— нравственно-этической направленности с целью формирования системы ценностныхориентации.
Национально-региональныйкомпонент в большом объеме реализуется в декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладноеискусство — сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкоеи глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла — зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, чтоживет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в нашидни.
Ужев формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрическихфигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества,которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время,сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала внароде потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять своюнелегкую жизнь красотой.
Наиболееискусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные,предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. Сдавних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечатьвсе самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба,похороны; в труде и хозяйстве — сев, косьба, жатва — праздники сельскохозяйственногокалендаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождалисьобрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями,танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
Актуальностьтемы курсовой работы. Декоративно-прикладное искусство является почвой иосновой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видамхудожественной деятельности людей. Изучение декоративно-прикладного искусствапоможет учителям воспитывать у своих учеников уважение и любовь к культуре,истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческойкультуры.
Цельисследования – разработать методику преподавания при изучении раздела«Декоративно-прикладное искусство» учащимся 8го класса с цельюреализации национально-регионального компонента.
Объектисследования – восьмой класс учащихся средней школы.
Предметомисследования является декоративное искусство Калмыкии.
Информационнойбазой исследования являются библиографические источники.
Структураработы состоит из введения, двенадцати глав, заключения, списка литературы.
I. Выделка войлока
Сдавних пор, «с сотворения мира», как говорится, калмыки вели кочевой образжизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой. Длякочевья нужно было удобное легкое жилье, быстро собираемое и разбираемое, легкоперевозимое. Таким жильем и была войлочная кибитка. Войлок, которым покрываликибитку, не пропускал ни холод, ни ветер, ни жару. Лишь дождь, если он был сильным,слегка просачивался.
Дляизготовления войлока требовалось много шерсти. Поэтому калмыки разводили овецтакой породы, которая давала не только мясо, но и длинную грубую шерсть.
Покрытиекибитки состояло из отдельных, специально изготовленных, определенного размеравойлочных частей: двух больших широких и четырех таких же, но меньших поразмеру — верхних (крыша), шести небольших и нешироких — нижних, вокруг шестирешеток (остова), одной круглой — на дымоход, и одной двойной, котораянатягивалась над входом.
Выделкавойлока из шерсти, а потом изготовление из войлока отдельных частей для кибитки— очень тонкая и трудоемкая работа. Делалась она руками женщин.
Вконце мая начиналась стрижка овец. Стригли большими ножницами. После того, какшерсть немного подсыхала, начиналась ее обработка. Работу производили вкибитке, чтобы ветер не разносил шерсть. Сначала подготавливали место: ссередины кибитки, где располагался очаг, убирали таганок и засыпали это местотолстым слоем земли. На землю стелили старые кошмы, поверх — сухие коровьи шкуры(шерстью вниз). Все это называлось подстилкой. Затем на подстилку клали две-триохапки руна. Вокруг садились восемь-десять человек — мужчин и женщин, которые,взяв в руки по две гибких, примерно полуметровых палки, начинали бить пошерсти. Били до тех пор, пока не выбивали всю пыль и грязь, пока щетинки ишерсть не превращались в подобие пуха. Потом обработанную таким образом шерстьсвертывали в рулон и убирали. Работа сопровождалась песнями. После того, каквся шерсть была обработана, начиналось катание войлока. Катание войлока — тожетрудоемкая, требующая особого умения работа.
Сначалана ровном месте стелили кошму или брезент шириною в 3 — 4 метра и такой жедлины. Несколько пожилых женщин садились в ряд на эту подстилку. Потом имприносили чистую, выбитую шерсть. Женщины, начиная с края подстилки, ровным слоемрасстилали эту шерсть, придавливая ее руками. Когда шерсть соответствующимслоем распределялась по всей подстилке, ее равномерно обрызгивали теплой водой.Затем несколько человек свертывали влажную шерсть в рулон, обматывали рулон повсей длине веревкой из верблюжьей шерсти, завязывали ее в нескольких местахкрепкими узлами. Рулон клали на длинную плаху или решетку. С одной сторонысадились 10—15 человек (мужчин и женщин). Они брались за узлы веревки обеимируками и одновременно приподнимали и бросали эту свернутую толстую трубкушерсти на плаху или решетку. Это движение повторялось более тысячи раз. Болеетысячи раз приподнимали и бросали. После этого рулон освобождали от веревок ивынимали из упаковки, так сказать, завязывающийся, т. е. еще тонкий и неуплотнившийся,войлок. Заворачивали войлок в другое покрывало, вновь сбрызгивали теплой водой,а потом катали, положив его на плаху и одновременно изо всех сил придавливаяего локтями и предплечьями. Войлок от этого все более и более уплотнялся,достигая необходимой упругости.
Есливо время катания войлока появлялся посторонний человек, одна из молодых женщинвставала, брала пук шерсти, заворачивала его в табачный лист и подавала гостю.Тот, принимая пук шерсти, говорил благопожелание: «Чтобы войлок ваш был плотными прочным, без изъяна!» и дарил деньги. Катающие войлок покупали на эти деньгиконфеты и пряники.
Новыйвойлок расправляли, вытягивали, выпрямляли и сушили, расстелив на траве.
Потомхозяева варили в большом котле чай, делали борцоки и угощали работников,приглашая к столу и всех соседей. Такое угощение называлось «посвящением новомувойлоку» или «войлочным чаем». Старики произносили благопожелания.
Затемстарухи рассматривали войлок, определяли его качество, оценивали трудработавших.
Черезнекоторое время из войлока кроили необходимые части для покрытия кибитки. Дляпокрытия одной кибитки требовалось много войлока, а следовательно, шерсти.Кроме того, из войлока делали подстилки разных размеров, чулки, сумки,подседельники, накидки для животных. Все эти изделия расшивали красивымиузорами. И отходы не пропадали. Из них мастерили различные предметы домашнегообихода: рукавички для снятия котла с огня, стельки для сапог, маленькиесумочки и т.д.
Многиеприспособления к кибитке: широкие, средние и тонкие пояса, веревки длястягивания и крепления войлочных покрытий, пояса для связывания кибиточныхрешеток между собой — все делали из шерстяной пряжи.
Некоторыепредметы приданого также изготовляли из войлока: четыре ширдыка, четыреподстилки, подподушник, чулки из белого войлока с вышитыми узорами.
Такжили калмыки, кочуя по степи в поисках воды и пастбищ. Пользовались продуктамиживотноводства, спали на земле, подстелив войлочные ширдыки и не боясь ядовитыхзмей и скорпионов. Потому что, как говорят, все ядовитые пауки, скорпионы итарантулы боятся овец, запаха их пота, а змеи боятся конского запаха. От укусовскорпионов калмыки издавна лечили запаренной овечьей шерстью, давали питьбульон из баранины.
II. Калмыцкая кибитка
Срединаших предков-кочевников было немало мастеров по дереву: плотников, столяров.Их руками был когда-то впервые сработан деревянный остов кибитки. Придуман онпросто, но умно. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозится,так как почти все части складываются. Состоит остов кибитки из следующих частей:шесть решеток, дверь с двумя створками, шестьдесят шестов и круглый дымоход.
Дымоход—деревянный круг (обод) диаметром примерно полтора метра, сверху — четыреполукруглых деревянных дуги, скрепленных крест-накрест и упирающихся концами вкруг, у круга снизу — отверстия для шестов.
Сверхудымоход накрывается плотной кошмой, с которой на четыре стороны свешиваются доземли длинные веревки. С помощью этих веревок дымоход открывается изакрывается. На ночь дымоход закрывается, веревки натягиваются и привязываютсяк среднему поясу.
Деревянныйкруг делается составным. И круг, и дуги дымохода изготавливают из твердоголегкого дерева.
Шесты.С помощью шестов подымается и удерживается над кибиткой круг дымохода: острыйконец каждого двухметрового шеста (их количество доходит и до 80) вставляется вотверстие, сделанное в круге, а противоположный конец упирается в головкурешетки и крепится с помощью ременной или шпагатной петли. На шестыукладываются сначала нижние, а затем верхние войлочные покрытия кибитки.
Еслишесты ровные и прямые (каковыми они и должны быть), то кибитка приобретаеткрасивый стройный вид, а снег и дождевая вода на ней не задерживаются,скатываясь вниз.
Решетки.Их шесть. Соединенные между собой (связанные) они составляют круг — стеныкибитки, на которых держатся шесты и дымоходный круг.
Решеткавсегда делалась из ровных, одинаковых по длине и диаметру круглых оструганныхшестов. Их укладывали крест-накрест, в местах пересечения сверлили сквозныеотверстия, через которые пропускали тесьму из сыромятной коровьей кожи и завязывалиузелки-кулачки с обеих сторон сквозных отверстий. Когда эти узелки-кулачкизасыхали, они делались твердыми и упругими. Поэтому-то решетки легкоскладывались, что было удобно и при перевозке и при установке кибитки.
Когдаустанавливали кибитку, то сначала стыковали решетки между собой с помощьюширокой тесьмы, сплетенной из верблюжьей шерсти и конского волоса, затягивая еев местах соединений крепкими узлами.
Дверь.С южной стороны кибитки, между двумя решетками, крепилась вместе с косяками припомощи той же тесьмы двустворчатая дверь, створки которой открывались вовнутрь.Над дверью укреплялась войлочная накидка.
Решеткикрасили масляной краской одного цвета, а дверь — разноцветными маслянымикрасками. Наддверную накидку украшали вышитыми узорами. На ночь створки дверизапирали деревянными щеколдами сверху, у притолоки, и снизу, у порога.
Теперьпосмотрим, какие предметы, сделанные из дерева, находились в кибитке и в какомпорядке они стояли.
Привходе в кибитку (дверь на южной стороне), слева (а у калмыков это праваясторона — от сидящего в центре кибитки лицом к двери человека), стоитпродолговатый комод с двумя дверцами и ящиками по обе стороны. По-калмыцки —это укюг. Раскрашен он разноцветными красками. В него кладут самое ценное изутвари: фарфоровые чашки и тарелки, чашки из красного дерева, серебрянуюпосуду, хранят и продукты. На дверцах — висячий замок.
Сверхуна укюг кладут в мешках из кошмы зимнюю одежду и постельные принадлежности(большей частью из кошмы), которыми не пользуются. Весь этот своеобразный складнакрыт ковром или рядном и называется у калмыков «бараном». А на ковер ставятсясундуки с различными вещами.
Левее(или правее по-калмыцки), рядом со складом-бараном, на маленьком ящике, стоитбуддийский молитвенник, похожий на цилиндрическое деревянное ведро с крышкамивверху и внизу, сидящее на металлическом стержне и выкрашенное желтой краской сполосками орнамента по краям и всередине. Внутри цилиндра находится пачкапрямоугольных листков бумаги, на которых на тибетском языке написаныразнообразные молитвы. Цилиндр вращается, если потянуть за шнурок, привязанныйу основания металлического стержня. Пожилые люди по вечерам крутили молитвенники читали молитвы. Слова молитв — тибетские, а потому верующие не понимали их,механически произнося заученные тексты.
Рядомс молитвенником стоит деревянная кровать девушки — дочери хозяина. В изголовьестоит домбра, а за ней, на земле, лежит сбруя коня и другие предметы ипринадлежности хозяйства.
Справой стороны (или с левой) от склада — маленький шкаф, на котором стоят светильники,деревянная чашечка для подношения предкам. Над шкафом висит ящичек, гдехранится семейный молитвенник. Рядом со шкафом, справа (слева), стоитдеревянная кровать хозяина дома. Левее, возле кровати, находится высокаядубовая кадочка с металлическими обручами, а в ней кислое молоко, по-калмыцки —чигян. Сверху кадочка покрыта деревянной крышкой, в которой имеется отверстие,куда входит ручка маслобойки. За кадочкой к шестам прикреплена свисающая наверевках подставка для посуды. Внизу, на земле, на треугольных подставкахустановлены малый котел для варки мяса, чая и другой пищи и большой чугунныйкотел, служащий для выгонки из кислого молока самогона, а также приспособленияк нему.
III. Изготовление веревок
Калмыкам-кочевникамв хозяйстве всегда были необходимы веревки, шпагат, тесьма. Их изготовляли изверблюжьей и овечьей шерсти, из шкур крупного рогатого скота, из конских волос.Веревки в зависимости от толщины имели различное назначение.
Длякаждой кибитки требовалось несколько видов веревок. Нужны были веревки круглые,плоские, толстые и тонкие. Для крепления верхних войлочных покрытий кибиткинужно было более десяти веревок, для войлочного покрытия дымохода — четыре, длянижних войлочных покрытий (на решетки) — три широких тесемных пояса и несколькокоротких тонких привязей.
Витьеверевки — дело долгое и трудоемкое. Им занимались женщины. Прежде чем витьверевку, готовили толстую пряжу из верблюжьей или овечьей шерсти. Потом спомощью простых приспособлений натягивали эту пряжу несколькими параллельнымирядами: сначала свивали ряды пряжи попарно, а потом все вместе, вращая в правуюсторону. Получалась веревка.
Процессизготовления широкой тесемной веревки был более сложным. Натягивалось несколькорядов пряжи параллельно, а два-три ряда перпендикулярно к ним. Пропуская этиряды пряжи друг через друга, тесьму ткали с помощью деревянного ножа. Чтобытесемная веревка была красивой, в пряжу вплетали разноцветные нити.
Такимже образом ткали (вили) и неширокую тесьму.
Широкойтесемной веревкой опоясывали нижнюю, решетчатую часть кибитки, придавливаявойлок. Неширокой тесемной веревкой скрепляли верхние войлочные покрытия, а таккак она была достаточно мягкой — из нее делали еще намордники для верблюдов,ошейники для телят.
Чтобытонкие тесемные веревки были более крепкими, в пряжу для их изготовлениядобавляли конские волосы. Такой веревкой закрепляли места стыковок решетоккибитки друг с другом, места соединений решеток с дверной рамой, ею привязывалиживотных, закрепляли кибитку во время сильного ветра, чтобы она не свалилась.
Изверблюжьей шерсти и конского волоса вили толстые веревки, служившие дляувязывания домашнего скарба во время перекочевывания или закрепления сена навозу, из них делали привязи для животных.
Крометого, вили специальные, крепкие, тугие веревки из той же верблюжьей шерсти иконского волоса — арканные. Такие веревки предназначались, в основном, дляловли молодых коней. У каждого табунщика, как закон, такая арканная веревка,всегда аккуратно сложенная, была привязана к седлу.
Наодном конце такой веревки-аркана было деревянное кольцо. Когда табунщик бросална коня веревочную петлю, пропущенную через кольцо, то веревочная петляблагодаря этому кольцу быстро затягивалась на шее лошади.
Удачливыйтабунщик, имея такую веревку, хвастливо говорил: «Изготовление различныхверевок из овечьей, верблюжьей шерсти и конского волоса и их использование вбыту и хозяйстве тоже составляло своего рода умение, и немалое».
Старикис большим жизненным опытом говорят: если длинную веревку, свитую из верблюжьейшерсти, раскинуть ночью вокруг овец, лежащих под открытым небом, то волк неперешагнет ее и все овцы будут целы.
IV. Резьба по дереву
Резьба,один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства.Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделийиздавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшиепроизведения скульптуры, живописи и прикладного декоративного искусства.
Легкостьего обработки простейшим инструментом, прочность, природная красота узоровтекстуры издревле привлекали к себе внимание мастеров и художников.
Резьбапо дереву относится к числу наиболее древних видов народного декоративногоискусства.
Калмыкииздавна использовали дерево в хозяйственных целях: делали арбы, колеса к ним,рукоятки для топоров, кос, серпов, щиты для летних овечьих загонов, срубы дляколодцев и колодезные журавли, деревянные ведра, бочки и многое-многое другое,необходимое в хозяйстве.
Издерева изготавливали различные предметы домашнего обихода, выдалбливая их изтолстых поленьев.
Корыто— тевш. Путем выдалбливания делали корыта, самые различные и по форме, и поразмерам: продолговатые, круглые, маленькие и большие. В таких корытах всемвместе подавали мясо на свадьбах, на стрижке овец, на катании войлока, насенокосах.
Деревяннаячашка — тавг. Это большая чашка, выдолбленная из куска дерева (клена), хорошоотделанная. Из нее угощали почетных гостей — пожилых людей, служителей культа,влиятельных зажиточных однохотонцев. Из дуба, клена, березы изготавливаличашки, ложки, ковши различных форм и размеров.
Изосины делали маленькие низенькие столики. Их раскрашивали разными красками,рисовали на них зверей, животных и степные цветы. На эти столики возлагалиприношения богу.
Искусныемастера изготовляли различные игрушки для детей, веретена для прялок, красивыерамки, интересно отделанные шкатулки. Такие мастера и сейчас трудятся по всейКалмыкии, поставляя населению нужные для дома вещи, доставляя удовольствиеценителям прекрасного.
Трубка.Мастера по дереву делали трубки с длинными мундштуками из дуба и клена иукрашали их серебром. Все детали были сделаны предусмотрительно, в особенности— металлический трубкоочиститель и металлическая крышка, которой закрывалитрубку во время курения, чтобы не вызвать пожара. Все соответствовало своемуназначению. Курили трубку пожилые мужчины и женщины.
Домбра.Ее изготавливают из сосновой доски и фанеры: задняя часть — потолще, передняя —тоньше. Калмыцкая домбра имеет семь ладов и две струны. Струны раньше делали избараньей тонкой кишки, обработанной особым способом.
Домбраи гармошка были у калмыков главными музыкальными инструментами на народныхпраздниках и свадьбах.
Издорогих пород дерева вытачивались или вырезались бусинки четок, «кюджи» — подставки для ароматических палочек.
V. Обработка кожи.Изделия из нее
Изовечьих, телячьих, жеребячьих шкур калмыки выделывали тонкие, эластичныесапожные товары различных расцветок. Из них шили детские и женские сапоги,башмаки, изготавливали сумки для хранения денег, чая, наволочки для большихподушек.
Шкуры,что были потолще, шли на выделку кожи, из которой шили сапоги, мастерили плети,кнуты, ножны, сбрую для коней, кожею обтягивали хомуты, седла, она шла и надругие предметы для хозяйства и бытовых нужд.
Изшкур крупных животных — верблюдов, коров и лошадей делали посуду: ведра, кадки,корыта, бортхо (кувшины) и др. Как обрабатывали шкуры животных?
Шкурымелких животных — овцы, козы, жеребенка — обрабатывали сывороткой, точнее, тем,что оставалось после выгонки араки: молочной гущей, которую калмыки называли«бозо». Этой гущей покрывали шкуру и оставляли ее под открытым небом. Через 2 —3 дня процесс повторяли, потом шкуру складывали и оставляли на несколько сутоксохнуть.
Когдананесенная на шкуру масса хорошо впитывалась в нее и высыхала, шкуру с помощьюножа освобождали от закваски. Получалась ровная, эластичная кожа. Ее натиралимелом, несколько дней мяли в руках, а потом оставляли сушиться на солнце.
Такобрабатывали шкуры мелких животных, из которых потом шили шубы, телогрейки идругие теплые вещи.
Коровьюшкуру, с целью получения сыромятной кожи, обрабатывали проще. Шкуру опускали вкорыто с соленой сывороткой и держали в ней до недели. Потом вытаскивали иудаляли острым ножом шерсть (брили). Шерсть легко снималась. Шкуру немногоподсушивали на солнце и резали на ремни различной длины и ширины. Эти ремни шлина изготовление уздечек, вожжей, нагрудников, подседельников, плетей, кнутов идругих вещей.
Большойинтерес представляют особенности изготовления плети, кнута, вожжей. Кнут,например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей,его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второйвид — бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чемпервый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремнейсоздают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутомпользовались пастухи.
Плетьюкалмыки пользовались с давних времен. Верховому она была нужна обязательно —она служила оружием, ее боялись волки и собаки.
Плетитакже изготовлялись разных видов: из скрученной высушенной сыромяти — круглая,твердая, как кнут; из нескольких слоев сыромяти (шириной 2— 3 сантиметра),прошитых насквозь — плоская плеть; и самая красивая — сплетенная из восьми идидвенадцати ремней плеть.
Изготовлениепоследней требовало большого умения и искусства. Не каждый мог ее красивосплести: это была непростая работа. Сначала нарезали ровные тонкие ремни. Длясердцевины или основы плети брали сыромять, кругло выкатанную, высушенную,твердую и гибкую, как прут, чтобы гнулась, но не ломалась.
Вокругэтой основы плели плеть. Когда плеть была готова, ее закапывали на 4 — 5 дней вземлю. После этого плеть делалась мягкой, эластичной, как резина. Еслисердцевина не ломалась — это была прекрасная плеть. Если же она ломалась, этобыло позором для мастера.
Дозакапывания в землю и после откапывания плеть обильно смазывали спинным мозгомовцы (из отваренного мяса). Потом насаживали на рукоятку. Ее делали из крепкогодерева (сандал, самшит) и украшали. На конце рукояти делали отверстие, кудавдевали ременную петлю, чтобы можно было за нее держать плеть или вешать нагвоздь.
Иногдаплети плели из конских волос. Сердцевину, или основу, такой плети составляласыромятная кожа. На конце плети укрепляли так называемую «ладонь» из кожи, вкоторую зашивали кусочек свинца. Это делалось для того, чтобы сила удара плетьюбыла более мощной. Калмыки-охотники одним ударом такой плети по переносицеубивали волка.
Внастоящее время плетью почти никто не пользуется. Она, как предметдекоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат, хранится в музее илиу почитателей народного творчества. Ее, как предмет национальногохудожественного ремесла, преподносят в подарок. Кроме перечисленных изделий,кожа служила исходным материалом для изготовления и многих других предметов:повязок к хомутам и седлам, вожжей, пут, треножников, поясов, узлов из ремнейдля крепления реек в решетках кибитки, лаптей, ножен для ножей, ремней длявинтовок и шашек и т. д.
Основныедетали калмыцкого седла делали из кожи: подушку, подседельники, стремянные ремни,подпруги.
VI. Кожаная посуда
Изшкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду — Опртхо(кувшины).Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней.Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когдаона подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части —половинки будущего бортхо. Положив эти части друг на друга, края плотно ипрочно сшивали, и сшитый сосуд втугую набивали сырой глиной. Потом делали наулице земляную печь и затапливали ее кизяком. Когда печь разгоралась, в огоньподбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым и держалибортхо.
Мастерметаллическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки иузоры.
Отсильного жара бортхо становилось темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня ивыбивали глину, наполнявшую его. Потом бортхо сушили на солнце в течениечетырех-пяти дней. Затем чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую(серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортхо чигян илисамогонку, проверяя его на прочность. Получался великолепный сосуд: его можнобыло перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в немможно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце.
Горловину,бока, крышку бортхо часто отделывали серебром, такое бортхо называлосьсеребряным. Когда сватали девушку или ехали к почетному человеку в гости, тоявлялись с серебряным бортхо, полным водкой (аракой). Вместимость бортхо 2 — 3литра.
Почтипо такому же принципу делали и другую посуду с теми же качествами, как убортхо: она называлась бервэ.
Сзабитого верблюда снимали голенную шкуру, сшивали будущее днище, наполнялисырой глиной и несколько дней коптили на медленном огне. Когда шкуразатвердевала, глину выбрасывали. Получалась продолговатой формы посуда. В нееможно было наливать любую жидкость: зимой жидкость сохранялась теплой, а летом— прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.
Характернойособенностью калмыцкого кочевого хозяйства является использование кожи, снятойс небольшого животного, в качестве сырья для поделки естественных емкостей дляхранения сыпучих веществ: круп и муки.
Большойинтерес вызывает калмыцкая деревянная посуда «тавг» — для сваренного мяса.Заготовка для этого предмета домашней утвари вытачивалась, а затем в дальнейшемобрабатывалась острым ножом. Следующая технологическая операция предусматривалапропитку в кипящем бараньем жире, что придавало поверхности прочность идекоративность.
VII. Изделия из металла
Калмыкииздавна занимались изготовлением изделий из металла: оружия — копий, дротиков,сабель, наконечников стрел, а также всевозможных украшений для поясов, седел,уздечек. Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных изделийиз золота, серебра, меди, латуни, свинца и других драгоценных и цветныхметаллов и сплавов. О высоком мастерстве народных умельцев свидетельствуютдошедшие до наших дней изделия. При их производстве использовалисьразнообразные приемы художественной обработки металла: чеканка, гравировка,просечка, ковка, чернь. Было также известно искусство золочения серебряныхизделий.
Плавили,точили, сверлили, обрабатывали металлы вручную. В те времена не было для этогоу калмыков никаких механических приспособлений. Инструменты были простейшие:наковальня, молоток, щипцы, ножницы, бурав, паяльник, напильник — опять-такиизготовленные руками мастеров-умельцев.
Наиболеераспространенным видом украшений считались пояса. Они являлись частью мужскогокостюма и изготавливались из серебра, иногда позолачивались. Изготовляли еготак. Сначала делали отдельные, одинакового размера хомутики, снаружисеребряные, с внутренней стороны из латуни или меди. Их с помощью пайкисоединяли вместе, затем плотно друг к другу надевали на широкий ремень. Пряжкуизготовляли из серебра, богато украшая ее различными узорами, рисунками.Наружную серебряную сторону хомутиков тоже гравировали, и получалось оченькрасивое изделие. Иногда пряжку покрывали позолотой. Различали три вида поясов:холсун-бюс, абдыр-бюс, черкес-бюс.
Правоносить такие серебряные пояса принадлежало одним мужчинам. Широкий серебряныйпояс не только украшал человека, но и защищал внутренние органы от ушибов иповреждений.
Делалипояса поуже и поизящнее. Хомутики на них были несколько меньшими по сравнению схомутиками на широких поясах, каждый хомутик соединялся с соседними — замочками— и был позолочен. Надевали такие хомутики, соответственно, на более узкийремень или на парчовую тесьму. Эти пояса были легкими и красивыми, их носили идевушки.
Былимужские серебряные пояса и другой конструкции. Их делали из выпуклых пустотелыхсеребряных пуговиц любых размеров, нашитых на ремень на определенном расстояниидруг от друга. Большие пуговицы чередовались с маленькими. Пряжка также быласеребряной. Ремень оканчивался загнутой серебряной пластиной, облегчавшейзастегивание пояса.
Изготовлялии так называемые «кавказские» пояса: на длинный узкий ремень на близкомрасстоянии друг от друга прикрепляли полукруглые серебряные пуговицы, с обоихконцов пояса опускались вниз по два коротких ремешка, увенчанных гравированнымисеребряными брусками.
Девичьипояса. Девушки-калмычки раньше носили поверх платья широкие пояса. Их шили изнескольких слоев черного, зеленого или белого шелка. Золотыми и серебряныминитками вышивали на них узоры, окаймляли пояса парчовой тесьмой. На поясанашивали серебряные монеты, предварительно просверлив в них для этогоотверстия. Монеты почти лежали друг на друге, и во время ходьбы все времябренчали и звенели.
Такиепояса носили дочери богатых людей. Дочери же бедняков ограничивались тряпочными.
Посуда.Из серебра и цветных металлов — меди, латуни — калмыки изготовляли различнуюпосуду.
Изсеребра же делали и другие чаши — овальной формы, с ручкой, размером чутьпобольше описанной выше. Она предназначалась для питья водки (араки). Сейчасэти чаши почти не встречаются.
Отделкасеребром. Мастера по изготовлению трубок и чашек из дуба и каштана любовноукрашали свои изделия серебром. По краям и по бокам трубки или чашки закреплялисеребряные пластины, на которых гравировали узоры в виде тюльпанов. Мундштуки ктрубкам, сделанные из дерева или рога, также украшались разными замысловатымиузорами. Трубкоочиститель прикреплялся к трубке серебряной цепочкой. Крышка трубкитакже была серебряной. Серебряными и латунными пластинками, покрытыми сеткойузоров, скреплялись и трещины на деревянных чашках.
Кчислу женских и мужских украшений относятся кольца, перстни, серьги и подвескик косам — «току-ги». Для поделки последних шли медь, серебро и золото. «Токуги»имеют вытянутую форму с пластинкой различного вида на конце. На них черньюнаносился орнамент. Это была настоящая искусная ювелирная работа.
Калмыцкиемастера изготовляли разнообразные по форме и размеру металлические пуговицы,которые служили украшением костюма.
Измеди, латуни и серебра изготовляли для калмыцких монастырей музыкальныеинструменты: большие и малые трубы, колокольчики, тарелки, ободки к барабанам,на которых играли во время богослужений, пустотелые божки-идолы, небольшиеиконы и всякие другие атрибуты, которыми пользовалось калмыцкое духовенство вовремя религиозных обрядов.
VIII. Вышивание
Вышивка- один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки,холст — вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнитьнарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах бытаизображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что онипринесут в дом благополучие.
Вышивканародов нашей республики необычайно разнообразна по художественным итехническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работаженщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.
Еслиу мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда былимолоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то уженщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.
Акакие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя быиз того, как они сами себе кроили и шили различную одежду — и прежде всегоплатья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самымикрасивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыминитками. Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копытажеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.
Женщины-мастерицывышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, восновном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумкиизготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.
Шилиодежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголкев калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Кудаголова, туда и хвост».
Сумкидля денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой,конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.
Орнаменты«Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому ихособенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женскогоплатья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевыхшубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такимивышивками.
Втрудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений,женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось изпоколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовымисочетаниями и многообразием узоров.
IX. Женские украшения
Токуги.Из серебра и из цветных металлов калмыцкие мастера делали женские украшения.Одно из них — токуги — серебряные или медные подвески к косам женщин.
«Живабудешь — и подвески к косам, и чехлы найдутся»,— так говорится в одной изкалмыцких пословиц.
Раньше,когда девушка выходила замуж, косу ее раздваивали, заплетая каждую из косотдельно, надевали на них бархатные чехлы, а на концах вешали подвески. Этоозначало, что она стала женщиной. Надевали чехлы (шиверлыки) и для того, чтобыво время работы (доение коров, приготовление еды) волосы не мешали женщине, не падалив молоко и пищу.
Подвескиотливали разных форм: трехгранные, круглые, четырехгранные, с петелькамивверху, с ушком снизу. Женщины из богатых семей носили токуги позолоченные,отделанные бриллиантами или жемчугами. Но большинство женщин носили серебряныеподвески.
Пуговицы.На платья, сарафаны и другую одежду молодых женщин пришивали различные по формепуговицы. Из серебра отливали пустотелые пуговицы, похожие на голову овцы,трехгранные, круглые.
Покраю широких воротников своих рубашек женщины пришивали в ряд бриллиантовые,жемчужные или коралловые пуговицы-висюльки, которые очень украшали одежду.Такое украшение могли себе позволить, конечно, только женщины из оченьзажиточных семей.
Серьги.Девушкам полагалось носить серьги только в правом ухе. После замужестваразрешалось носить это украшение в обоих ушах.
Женщиныносили золотые и серебряные серьги с несколькими глазками из бриллиантов,кораллов или жемчуга. Были серьги большие — серебряные, похожие на овечью илизмеиную голову, с бриллиантовыми глазками, на длинных плечиках, и были серьгинебольшого размера — очень изящные, похожие на головки степных цветов, насердце, на седло и других форм.
Раньшемужчины-калмыки тоже носили серьги, причем только в левом ухе. Мужские серьгибыли с жемчугом, с золотым плечиком.
Произведениязамечательных калмыцких мастеров хранятся сейчас в краеведческом музее имениПальмова в г. Элисте. Молодое наше поколение может восхищаться и гордитьсязамечательным искусством своих талантливых предков.
X. Женская одежда
Богатствонациональных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узоранесет калмыцкая национальная одежда.
Килиг— женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогичнапо крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди изастегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.
Поверхрубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пятплатья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочнаячасть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми исеребряными галунами, часто узкими позументами.
Кповседневной одежде замужних женщин относилась длинная до пят безрукавка(цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом. Под ней — терлик — из яркой ткани, отделанный вышивкой и украшенный висячими металлическимипуговицами. В ансамбль женской одежды входит «берзе», или «ловшик» — своеобразный халат с широкими и длинными рукавами.
Вкачестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) изтканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.
Кпраздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортовшелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого ичерного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы; обшлага нарукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разныхцветов, а затем пришивался позумент.
Зимнейодеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как имужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола,полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко — выдрой, боброми обшивались каймой из цветного материала.
Кромеовчинной шубы богатые и знатные женщины, носили йучи — шубу на легком меху,покрытую дорогой тканью.
Замужниеженщины и вдовы в отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались.
Одеждадевушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушкиобязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста,желятиг — жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет(камзол) без рукавов.
Поверхжелятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»),изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки. Девичьеплатье «бииз» было длиною до пят, с большим числом ниспадающих складок по бокамталии. Бюшмюд шился с разрезом на рукаве, нижний край которого украшалсякружевом. Вырез на груди закрывался манишкой с узорной вышивкой золотом,серебром и позументом. Платье затягивалось широким поясом, который украшалсявышивкой, бисером. Дополнением девичьего костюма был головной убор «Камчатка».
Теплойзимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся попокрою от женской, а в богатых семьях — легкая шуба на меху.
XI. Женские головныеуборы
Головныеуборы калмычек, расшитые узорами, рисунками и орнаментами, имели различнуюформу. И каждый головной убор был по-своему красив и хорошо сидел на голове.
Головныеуборы для девушек имели одни формы, для молодых и пожилых женщин — другие. Приэтом они подразделялись на головные уборы для повседневной носки и праздничные.
Женщины,в своем подавляющем большинстве, повседневно носили продолговатую невысокую(наподобие пилотки) шапку, которая называлась Камчаткой.
Еешили из черного или темно-красного бархата, вышивали на ней серебряными ниткамиузоры и рисунки, напоминающие цветы и листья различных растений. Сверхупришивали пышный гребешок, сделанный из пучка красных шелковых ниток. Такуюшапку украшали еще мелким разноцветным бисером, прикрепляя его нитками.Получался очень эффектный узор.
Женщиныносили также шапки круглой формы, сшитые из того же материала, из которогошились Камчатки, и с теми же вышивками. Эти шапки назывались жатаг. Такие жекруглые шапки, но только из красного материала и с желтым верхом, без вышивок,носили служители храмов — духовенство.
Былиеще женские шапки тоорцог — круглые, с ровным верхом. Они тоже украшалисьвышивками, бисером. Только шапки, носимые каждый день, были без украшений.
Носилишапки тоорцог и мужчины. Только для них они шились из смушки, краяоторачивались мехом норки. Вверху укреплялась красная кисточка.
Болееизящными и интересными были женские головные уборы халмыг. Их носили попраздникам, надевали на свадьбы. От других головных уборов они отличались болеекрасивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов: на левой стороневышивался орнамент «Копыта жеребенка», на правой — узоры из цветов и листьев,края обрамлялись сверкающими блестками, сверху свисал большой густой гребешокиз красных шелковых ниток.
Другимраспространенным видом женского головного убора была круглая шапка с оторочкойтамша. Околышек был черный, оторочка широкая из темной материи, верхушка желтаяс пунцовой кистью.
Пожилыеженщины носили шапки, которые назывались бюслячи и хад-жилга. Ониизготавливались из смушки. У хаджилги края были круглые, верх —четырехугольный, передняя часть — высокая. Верх шапки обтягивали черным сукном.Шапку бюслячи шили так же, но края по окружности делались выпуклыми, толстыми.Между верхом и низом шапки нашивалась парчовая тесьма, концы которой свисалисзади.
Женыкалмыцких богатеев — нойонов и зайсангов — носили роскошно убранные шапкибюслячи с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, с верхом,обтянутым китайской парчой, с гребешком из ярко-красных шелковых ниток. Междубоковыми швами, на зеленом или темно-красном сукне вышивались золотыми исеребряными нитками различные переплетающиеся узоры.
Соболиныймех в то время был большой редкостью и стоил очень дорого. Богачи не жалели денеги покупали дорогостоящие шкуры у купцов.
XII. Мужская одежда
Намужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась нарубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма.
Мужскиебюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, манжеты— узкими, на плечах и у пояса — складки. По обе стороны, на высоте груди — дванакладных кармана, у бедер — два внутренних. Полы широкие. Его носили впраздничные дни, в зимнее время — при поездке в другие хотоны. В нагрудныхкарманах молодые мужчины носили носовые платки.
Народнойпраздничной одеждой у мужчин был черный шелковый бюшмюд, под ним — вышитаячерная или коричневая бархатная манишка, широкий серебряный пояс, высокаячерная каракулевая шапка, на ногах — сапоги со скрипом.
Старикиносили широкие халаты.
Когдамужчины пасли лошадей верхом, ловили их или участвовали в скачках — полы своих бюшмюдовзаправляли за пояс, чтобы они не мешали и не стесняли движений.
Вторымвидом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег — армяк из толстоговерблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многимисборками на поясе, с разрезом спереди.
Обычнойзимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию состоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд.Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки,у богатых и знатных — из выдры, бобра, соболя, куницы).
Высокоценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых илипавших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха быладоступна только богачам, имевшим табуны лошадей.
Всильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевалиовчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, чтоони были заимствованы у русских соседей.
Иззимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстьювнутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.
Калмыцкаязнать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы— йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также изшкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогойтканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя бобра, чаще шкурой молодыхбарашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордостибогачей и гелюнгов.
Мальчикиносили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовалисьмужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. Калмыкиукрашали свой бюшмюд галунами и газырями — нашивками для патронов. Бюшмюд ишубы перетягивались, сверху узким поясом.
Мужчиныносили круглые шапки из каракулевой смушки. По краю верха пришивалась полоскаиз норкового меха. Молодые мужчины носили черные каракулевые шапки. Пастухизимою ходили в шапках-ушанках.
Заключение
Людине вечны, они уходят в иной мир, но остается и живет народное творчество.Живет, потому что всегда есть хранители бесценного богатства народа, которыесобирают, бережно хранят, дополняют вновь найденными или вновь созданнымипроизведениями и передают следующему поколению. Народное творчество обогащаетвнутренний мир людей, помогает не забывать прошлого нашего народа, которымнужно гордиться, особенно молодому поколению.
Декоративно-прикладноеискусство является почвой и основой любой национальной культуры, от неготянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Калмыцкоедекоративно-прикладное искусство имеет многовековую историю и составляетобширную область духовной и материальной культуры калмыцкого народа.
Мыпочти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимныхтворцов декоративно-прикладного искусства, чьим трудом и талантом созданысовершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, отдеда к внуку, буквально «из рук в руки». Из поколения в поколениеотбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшествадругих. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняятолько ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельныхмастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества,непрерывно пополняемой многими династиями.
Чтобыне предавать забвению историю калмыцкого народа, чтобы многовековые труды нашихпредков не канули в лето, необходимо приобщать к калмыцкой культуреподрастающее поколение, найти творческий подход к обучению. Именно творческийподход педагогов к проектированию национально-регионального компонента взначительной степени изменит существующий традиционный подход в образовательномпроцессе.
Творческийметод обучения поможет сосредоточить внимание учителей и учащихся на глубокомвсестороннем осмыслении идей национальной культуры калмыков, на уяснениенеобходимости рационального использования материалов народной педагогики всодержании образования. Правильный выбор назначения программы позволитсоотнести национально-региональный компонент с федеральным, исключитдублирование материала.
Ориентационноеполе становления личности ученика в процессе приобщения к национальной культуребудет способствовать формированию его внутреннего мира, духовных ценностей.Изучение декоративно-прикладного искусства поможет учителям воспитывать в своихучениках уважение и любовь к культуре, истории, искусству, языку калмыцкогонарода как части общечеловеческой культуры.
Литература
1. Заир-БекЕ.С., Казакова Е.М. Педагогические ориентиры успеха. -Санкт-Петербург, 2002.
2. КазанкинаМ.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе.Ленинград, 2001.
3. МатериалыВсесоюзной научно-практической конференции «Народная педагогика и современныепроблемы воспитания». Чебоксары, 1991.
4. ОльзееваС.З. Калмыцкие народные традиции. (на калмыцком и русском языках). – Элиста:ЗАОр «НПП «Джангар», 2007.
5. Теорияи практика формирования многовариантной образовательной системы /под редакциейО.А.Лебедева/. Санкт-Петербург, 2000.
6. ХаритоновМ.Г. Традиционная культура воспитания и деятельности этнопедагогическихклассов. – М., 2004.
7. ЭрдниевУ.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. – 3-е изд., перераб и доп. –Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
8. ЭрендженовК.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте/ Пер. скалмыцкого А. Аквилева. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
9. Этнопедагогикакалмыков и национальная школа. Сборник материалов международнойнаучно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д. Мукаевой.– Элиста: АПП «Джангар», 1997.