Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Буряты и Калмыки

Орловскийгосударственный университет
Факультетпедагогики и психологии
 
РЕФЕРАТ
На тему:«Буряты и Калмыки»
рунический письменностьверование древнетюркский

В истории любого народапроблема этногенеза (происхождения) является одной из наиболее сложных.Особенно остро эта проблема стоит в тех районах Земного шара, где сравнительнопоздно появилась письменность и, следовательно письменные источники. Это вполной мере относится к территории всей Российской Федерации и Бурятии вчастности. Сведения о различных регионах нашей страны, имеющиеся в памятникахписьменности древних цивилизаций (Древнего Китая, Передней Азии и Закавказья,Древней Греции и Рима), весьма отрывочны и неполны, тем более по такой сложнойпроблеме, как этногенез. В письменных источниках недостаточно освещена исредневековая история края.
Степень археологическойизученности территории Бурятии также не позволяет создать обстоятельную иподробную сквозную археологическую периодизацию древней истории края. По многимее периодам имеются существенные пробелы и недостатки. По перечисленным вышепричинам вопросы этногенеза эвенков и особенно бурят представляют очень сложныенаучные проблемы. Для их решения ученые используют данные разных наук:этнографии, археологии, лингвистики, фольклористики, антропологии и др. Важнуюроль играют сведения общеисторического характера XVII-XIX вв., когдапроисходившие в крае события получили очень подробное и полное освещение вписьменных источниках. Решение проблем этногенеза коренного автохтонногонаселения возможно только при комплексном подходе к их разработке.
Изучение этнографическихособенностей бурятского народа бесспорно показало, что по всем основнымпризнакам буряты относятся к монгольским народам. Но, вместе с тем, комплексноеисследование материальной и духовной культуры бурят, языка и антропологическихособенностей также отчетливо показало наличие у бурят особенностей, присущихнародам тюркской, тунгусо-маньчжурской и самодийской групп. Особенно интересныв этом отношении данные о языке бурят. Так, например, бурятский язык имеетсущественные отличия от других монгольских языков, в частности Происхождениефарингального звука h в нем, отсутствующего в других монгольских языках,связано с влиянием эвенкийского языка. С другой стороны, названия диких идомашних животных в монгольских языках сближают их не только стунгусо-маньчжурскими, но и с тюркскими и самодийскими языками. При этомназвания некоторых диких животных в бурятском языке сходны с названиями этихживотных в самодийском и эвенкийском языках. Это указывает на очень ранниеконтакты между предками этих народов в глубокой древности, когда онизанимались, вероятно, присваивающими видами хозяйственных занятий, скорее всегодо бронзового века.
Хотя проживаниесамодийцев даже в недавнем прошлом практически не зафиксировалось в письменныхисточниках, но топонимика Прибайкалья бесспорно указывает на их проживаниездесь в глубокой древности. По имеющимся данным, до 50-60 % топонимических названийПрибайкалья имеют самодийское происхождение. В этой связи весьма примечательно,что названия, главным образом, крупного и мелкого рогатого скота сближаютмонгольские языки, в том числе бурятский, с тюркскими. Это может указывать нато, что контакты с тюрками начались позже, с переходом к производящим видамхозяйства, в частности к скотоводству. Утверждение же скотоводства в краепроизошло в период развитого бронзового века, около середины II тысячелетия дон.э. Топонимика показывает, что тюрки не просто контактировали с далекимипредками монголов и бурят, оказывая влияние на их язык, но и проживали по обестороны Байкала. Здесь наряду с бурятскими, эвенкийскими и самодийскиминазваниями в топонимике имеются названия местностей тюркского происхождения.
Памятники древнетюркскойрунической письменности и сведения китайских летописей указывают на проживаниев Прибайкалье тюркоязычных курыкан, по меньшей мере, с VI в. н.э. Чертысходства бурят с тунгусо-маньчжурским и тюркскими народами прослеживаются такжев материальной и духовной культуре, хозяйственных занятиях.
Охота и рыболовство,культ реки Лены, рыба в качестве тотемного животного, существование в прошломлетних жилищ чипа чумов, берестяных лодок и т.д. сближают бурят с эвенками.Скотоводческие занятий, жилища-юрты, некоторые способы обработки продукциискотоводства, черты героического эпоса, легенды и предания говорят о контактахс тюркоязычными народами. Весьма интересна антропология бурят и монголов. Вантропологическом отношении буряты и монголы относятся к так называемойцентральноазиатской расе внутри большого монголоидного ствола (или центрально азиатскомутипу внутри большой монголоидной расы), а эвенки — к байкальской расе (илибайкальскому типу). Но в состав центрально азиатской расы, кроме монгольскихнародов, входят тюркоязычные якуты, тувинцы, алтайцы. Таким образом,антропологические материалы свидетельствуют о гораздо более тесных контактах внедавнем прошлом между предками бурят и перечисленных тюркских народов.
В результате можноконстатировать, что совокупность сведений различных наук, дающих независящуюдруг от друга, в ряде случаев. информацию в области материальной и духовнойкультуры, языка и антропологии (биологические данные), свидетельствуют о том,что в этногенезе бурят принимали участие самые разные этнические компоненты.При этом, по мнению большинства ученых, бесспорен тот факт, что основное ядро,вокруг которого шло формирование бурятской народности, было монголоязычным. Нооно включило в себя компоненты тунгусского, тюркского и в меньшей мерепротосамодийского происхождения. Вопрос о происхождении бурят издавна привлекалвнимание исследователей. Ученые и путешественники XVII в. Н.Спафарий, Ф.Авриль,Э.И.Идес предприняли попытки определения этнической принадлежности бурят и правильноотметили их сходство с монголами и калмыками. Изучение же проблемыпроисхождения бурят, как таковой, началось с XVIII в. У его истоков стоялГ.Ф.Миллер, руководитель Великой академической экспедиции 1733-1743 гг. вСибири.
Этногенеза бурят в своихработах касались его современник И.Фишер, натуралисты и путешественникиИ.Г.Георги, П.С. Паллас.
В XIX в. так или иначевопрос о происхождении бурят рассматривался в трудах монголоведаО.М.Ковалевского, первого бурятского ученого Д.Банзарова, академика ИЛ. Шмидта,путешественника и исследователя Центральной Азии Г.Н, Потанина, известногобурятского общественного деятеля М.Н. Богданова и др. В работах перечисленныхученых было положено начало формированию так называемой миграционной теориипроисхождения бурят в крае. Согласно миграционной теории; буряты являлисьединоплеменниками монголов и калмыков, а в Прибайкалье появились в результатемиграции либо из Монголии, либо с Алтая или Джунгарии. Таким образом,отрицалось их местное, происхождение. Если подходить последовательно к этойверсии, то она в определенной степени объясняла и появление немонгольских чертв культуре бурят путем смешения мигрантов с местным населением. Однако еще в 1858 г. А.Раев высказал предположение о местном происхождении бурят в Прибайкалье, но оно не нашлоподдержки и отклика.
Вместе с тем сторонникимиграционной теории стали рассматривать эту проблему уже не в столь упрощенномвиде простой миграции, а начали ее ставить глубже и разностороннее. С точкизрения Г.Н.Потанина и М.Н.Богданова, формирование бурятской народности шло всложном процессе контактов и взаимоотношений монголоязычных пришельцев стюркоязычным и тунгусоязычным населением края. Таким образом, признавалась, посуществу, неоднородность этнического состава бурят, о чем впервые написал ещеИ.Г.Георги в XVIII веке. Постановка миграционной теории происхождения бурят втаком виде оказывала значительное влияние на разработку этой проблемы вплоть до20-30-х гг. XX в., в том числе на этапе зарождения исторической науки оБурятии. Это прослеживается в работах Д.Турунова, П.П.Баторова, Б.Б.Барадина,Б.Б.Бимбаева. П.Т.Хаптаева, крупного историка Сибири, профессора Н.Н.Козьмина,одного из основоположников сибирской археологической науки и крупнейшего исследователяархеологии Забайкалья Г. П.Сосновского.
Если проследить процессразвития миграционной теории происхождения бурят во времени, то ясно видна ееэволюция по мере накопления новых материалов и пополнения источниковой базы.Поэтому не будет ошибки в утверждении, что развитие именно этой Первоначальнойтеории послужило той базой и основой, на которой к середине 30-х гг. началаформироваться автохтонная теория происхождения бурят в крае. Начало ее былоположено А.П. Окладниковым, ставшим впоследствии крупнейшим исследователемдревних культур и народов Сибири и Центральной Азии.
Критический анализвзглядов предшественников и накопившихся материалов позволил ему сделать выводо сложном этническом составе Бурятской народности и об автохтонном, местном еепроисхождении, но под значительным влиянием монголоязычного компонента,который, в конечном итоге, возобладал и стал основным. По мнениюА.П.Окладникова истоки местных компонентов бурятского народа уходили в глубокуюдревность. Формирование тунгусского компонента он проследил до энеолита-неолитапо материалам глазковской и серовской культур Прибайкалья, а тюркскогокомпонента — с эпохи раннего средневековья, представленного в Прибайкальекурумчинской культурой курыкан; древнетюркских эпитафий или гулигань китайскихлетописей. А с XI в. в Прибайкалье, по мнению А.П.Окладникова, появился и затемсыграл решающую роль в этногенезе бурят монголоязычныи компонент. Основаниемдля этого послужили материалы Сэгэнутского могильника на Верхней Лене. С этоговремени началось мощное продвижение в Прибайкалье монголоязычных племен израйонов к востоку от Селенги.
В последующие десятилетиясвои взгляды по этногенезу бурят высказали многие крупные историки, этнографы илингвисты страны и республики. Авторитетный и крупный исследователь БурятииГ.Н.Румянцев высказал предположение о возможности проживания монголоязычногонаселения в крае в эпоху бронзы во II тысячелетии до н.э. и даже, может быть, внеолите. Вместе с тем он оспорил мнение Л.П.Окладникова о тюркоязычностиносителей курумчинской культуры. С его точки зрения лингвистические материалыне исключали монголоязычности основного ядра курыкан. Таким образом.Г.Н.Румянцев придавал гораздо больше значения, чем А.П.Окладников,автохтонности монголоязычного компонента в составе бурятской народности.
В 50-е годы об этногенезебурят высказался крупнейший советский этнограф С.А.Токарсв. Признавая сложныйэтнический состав народа, большое значение в нем местного компонента, он отнесначало формирования монголоязычного ядра бурят к первым десятилетиям ХПI в.С.А.Токарев связал этот процесс с образованием империи средневековых монголов,который сопровождался массовой монголизацией древнего населения Прибайкалья. Наосновании изучения лингвистических и исторических материалов Ц.Б.Цыдендамбаев,крупнейший исследователь бурятских исторических хроник и родословных, пришел квыводу о начале формирования протобурятского монголоязычного ядра в середине Iтысячелетия н.э. в среде тюркоязычных курыкан. Таким образом. Ц.Б.Цыдендамбаев,также как и Г.Н.Румянцев, придавал очень большое значение автохтонностимонголоязычного компонента в составе бурят и уводил его генезис в гораздо болеераннее время, чем монгольский период в истории края.
В еще более глубокуюдревность, до эпохи верхнего палеолита, уводит истоки монголоязычногокомпонента известный историк Бурятии Н.П.Егунов, последние десятилетия своейжизни посвятивший изучению этой проблемы. Процесс формирования бурятскойнародности начался, по его мнению, в киданьское время, а завершился уже а составеРоссийского государства. Несмотря на различия, порой очень существенные ибольшие, во взглядах, с одной стороны, А.П.Окладникова, С.А. Токарева, Б.0.Долгих и, с другой стороны, Г.Н.Румянцева, Ц.Б. Цыдендамбаева, Н.П.Егунова, темне менее всех этих исследователей объединяет несколько аспектов в постановке ирешении проблемы этногенеза бурят. Первый — все они твердо стоят на позицияхпризнания сложности этнического состава бурятской народности и монголоязычностиее основы, ядра. вокруг которого шли консолидационные процессы. Второй — онипризнают значительную роль местного, автохтонного компонента в составе бурят. Итретий аспект — существенную роль в процессе этногенеза бурятской народностииграли миграционные процессы, которые, в конечном итоге, и обусловили сложностьее этнического состава. Выделенные черты в представлениях всех перечисленныхученых позволяют признать их, если рассматривать проблему в целом, сторонникамиавтохтонной теории происхождения бурят в крае. Различия в их взглядах касаются,главным образом, состава автохтонного компонента и времени его формирования. Поодной версии он состоял из тунгусской и тюркской этнической общностей, которыеподверглись ассимиляции со стороны пришлого монголоязычного компонента.
По другой версии здесь сглубокой древности сосуществовали все три компонента будущей бурятскойнародности — тунгусский, монгольский и тюркский. Но в эпоху раннегосредневековья преобладало тюркоязычное население, а с рубежа I-II тысячелетийвозобладало, особенно с началом возвышения киданей и средневековых монголов вЦентральной Азии, монголоязычное население. Оно частью ассимилирует, частьювытесняет из степных и лесостепных районов края другие компоненты. Согласномнения большинства исследователей процесс формирования бурятской народностизавершается после вхождения Бурятии в состав России в XVIII-начале XIX в. Но помнению С.А.Токарева, буряты как народность сформировались и представляли собойсложившуюся народность гораздо раньше, уже в начале XVII в. Из последних работпо проблеме этногенеза бурят следует особо отметить две монографии: ЕгуноваН.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа.(Улан-Удэ 1984) и Нимаева Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. (Новосибирск. 1988).Авторы этих работ поставили задачи обобщения и систематизации результатовисследования проблемы этногенеза бурят.
В них читатели найдуточень подробную историю ее изучения, большое количество фактологическихматериалов, попытки обоснования собственных концепций. Авторам удалосьсправиться с поставленными задачами с разной степенью полноты и обоснованности.Но в совокупности они взаимно дополняют друг друга и лают в целом исчерпывающеепредставление об уровне изученности и состоянии проблемы этногенеза бурят.
Такая сложная посодержанию и аспектам изучения проблем, как этногенез, может быть решена, вневсякого сомнения, лишь коллективом исследователей, состоящим из специалистовразных научных профилей. Проблема эта комплексная и должна решатьсясоответствующими методами. Содержание работ Н.П.Егунова и Д.Д. Нимаевапоказало, что проблема происхождения бурятского народа за последние десятилетияпривлекала внимание исследователей разных наук. Это очень важный момент всостоянии данной проблемы. Именно он вселяет определенные надежды и оптимизм надальнейшее конструктивное продвижение вперед в ее разработке и окончательномрешении проблемы, конечно, пока не может идти речи.
Специалистами разных наукнакоплен значительный объем. новых разнообразных материалов и информации,которые ждут своей комплексной обработки и интерпретации на базе достигнутыхрезультатов в области истории, этнографии, археологии, лингвистики,антропологии и топонимики. В заключение коснемся некоторых археологических иисторических аспектов проблемы этногенеза бурят. В целом данные всехвышеперечисленных отраслей наук убедительно показали сложный этнический составбурятского народа.
Очень явственнопрослеживаются три основных ее компонента: монголоязычный как основной,тюркский и эвенкийский (тунгусский) как вошедшие в монголоязычное ядро. Этоочень хорошо подтвердилось в результате археологических исследований натерритории этнографической Бурятии, проведенных особенно интенсивно в XXстолетии. С неолитического времени доказательно прослеживается формированиетунгусской общности в виде серовской культуры, которая нашла свое продолжение вглазковской культуре энеолита и развитого бронзового века (конец IIIтысячелетия — XIII в. до н.э.) и в шиверской культуре позднего бронзового века(XIII — VIII вв. до н.э.). Истоки тюркоязычного компонента по материаламПрибайкалья бесспорно связаны с курыканами курумчинской культуры, начиная. каксамое позднее, с середины I тысячелетия н.э. С VII в. н.э. в Забайкальепоявляются памятники раннемонгольской археологической культуры, представляющеймонголоязычный компонент в составе будущей бурятской народности и основное ееядро.
С XI в. памятники ранней монгольскойкультуры появляются и в Прибайкалье. Именно с этого временитамначинаетсямонголизация населения и ассимиляция тюркоязычных курыкан и вытеснение частикурыкан по Лене на север, где они стали ядром будущей якутской народности.События, происходившие в Прибайкалье, отразились в выделении нового этапа вразвитии курумчинской культуры. В ее материалах, в частности в погребальномобряде (что особенно важно), усиливаются черты, характерные для ранней монгольскойархеологической культуры. Это явственно и бесспорно показывает сменуэтнического состава населения Прибайкалья в это время в пользу монголоязычногонаселения. Однако некоторые черты этнографической культуры монголоязычных бурятнаходят свои аналогии в археологических памятниках еще более раннего времени.Например, орнаментальный мотив «йэхэ шубуун» ольхонских бурят — в наскальныхрисунках бронзового века Забайкалья и Монголии, культ южной стороны света иориентация юрт монголов и бурят дверью на юг — в ориентации дромосов хуннскихкурганов в эту же сторону и обращении умерших хуннов головой на север, но лицомв южную сторону. Не получил пока должной оценки с точки зрения решения проблемэтногенеза бурят и эвенков начавшийся со времени развитого неолита процесс этнокультурногоразделения единого прибайкальско-забайкальско-монгольского населения временимезолита раннего неолита на две линии этнокультурного развития: с однойстороны, на охотников и рыболовов восточносибирской тайги и, с другой стороны,земледельцев и скотоводов Центральной Азии. Процесс этот завершился в периодразвитой бронзы, в середине II тысячелетия до н.э. Он, как нам представляется,теснейшим и самым прямым образом связан с проблемами этногенеза монголов ибурят, с одной стороны, и эвенков, с другой стороны. В XII в., когда шелпроцесс сложения единого централизованного Монгольского государства, натерритории этнографической Бурятии по сведениям письменных источников располагаласьстрана Баргуджин-Тукум. Ее население было близко в культурном и этническомотношении степным монголам Трехречья и входило в монгольскийисторико-культурный мир.
Являясь частьюсредневековой монгольской народности, оно представляло собой, видимо, особую этнографическуюгруппу в ее составе. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что сами степныемонголы выделяли территорию расселения племен этой страны в особую область,названную ими Баргуджин-Тукумом. В XIII-XIV вв. Баргуджин-Тукум и его населениеявлялись составной частью Монгольского государства. С началом феодальнойраздробленности в Монголии Баргуджин-Тукум постепенно выходит из орбиты жизнисредневекового монгольского общества и в течение XV-XVI вв. находится вусловиях некоторой обособленности и, видимо, застоя. По сравнению с бурнымисобытиями феодальных усобиц в степях Монголии, течение жизни в Предбайкалье июжно таежной части Забайкалья было спокойным и размеренным. Не случайно ковремени вхождения Бурятии в состав России общий уровень социально-экономическогоразвития населения этой территории оказался на порядок ниже, чем вХалха-Монголии.
Вместе с тем обособлениеБаргуджин-Тукума от остального монгольского мира Центральной Азии создалоопределенные предпосылки для консолидации различных монголоязычных племен краяв особую этническую общность. Об имевших место в среде населения бывшегоБаргуджин-Тукума каких-то консолидационных этнических процессов в XVI — началеXVII вв. достаточно убедительно свидетельствует тот факт, что во время своегопоявления в крае русские четко разделяли «братских людей» от «мунгалов», имея ввиду под первыми население Прибайкалья, а под вторыми — население Монголии.
Дальнейшее этническоеразвитие «братских людей» привело бы, в конечном итоге, к формированию монголеязычной народности, отличающейся от халха-монголов, западных и южных монголов.Однако дальнейший ход исторических событий в этом регионе Азии повернулся такимобразом, что в течение XVI) в. монголоязычное население Центральной Азии июжных районов Восточной Сибири потеряло свою независимость и оказалось всоставе разных государств: с одной стороны. Маньчжурской империи, завоевавшейМонголию и Китай, и, с другой стороны, России, быстро продвигавшейся на востоки вышедшей к концу столетия к берегам Тихого океана. Сначала Южная Монголия в 1636 г… а позже Халха-Монголия в 1691 г. оказались под властью Маньчжурской империи, основавшей а 1644 г. в Китае династию Цинь. В 1696 г. от маньчжуров потерпело поражение и Ойратское государство(Западная Монголия). В течение XVI] в., параллельно с трагическими событиями вЦентральной Азии, Предбайкалье к середине столетия, а затем Забайкалье к концу70 — началу 80 гг. вошли в состав Российского государства.
Сферы влияния Российскойи Маньчжурской империй на востоке евразийского материка были окончательнозакреплены путем заключения между ними нескольких договоров: Нерчинского в 1689году, Буринского в 1727 г. и Кяхтинского в 1728 г. Одним из важнейших результатов этих переговоров стало установление границ между ЦиньскимКитаем и Россией. Не смотря на всю «прозрачность» установленных границ, тем неменее, они существенно ограничили свободу перемещения различных родовых иплеменных групп монголоязычного населения на ту или другую сторону границы.Вхождение Бурятии в состав России также почти сразу же покончило с зависимостьюпротобурятских племен от монгольских феодалов. В конечном итоге сложившаясяисторическая ситуация создала более благоприятные, чем в предшествующее время,условия для консолидации протобурятских племен и оказала решающую роль наактивизацию этногенетических процессов в среде монголоязычных племен югаВосточной Сибири со второй половины — конца XVII в.
Окончательное сложениебурятской народности произошло уже в XVIII в. в составе Российскогогосударства. Но даже после установления границ этнические, хозяйственные икультурные связи монголоязычных групп населения Центральной Азии и югаВосточной Сибири никогда не прерывались и оказывали, местами значительное исущественное, влияние на процесс этногенеза бурят.
В частности одна изкрупнейших частей бурятского народа — селенгинские буряты — образовалась подсильным воздействием монголов Халхи. Выходцы из Монголии хонгодоры поселились вТунке и в аларских степях Предбайкалья, войдя в состав как восточных, так изападных бурят. В число переселенцев из Монголии входили атаганы, ашехабаты.узоны, цонголы, хатагины. табангуты и другие группы, поселившиеся в Забайкалье.Таким образом, усиление монголоязычного компонента в составе протобурятскихплемен, начавшееся с конца I тысячелетия н.э., не прерывалось вплоть дозавершения процесса этногенеза бурятского народа.
Калмыки живут в НижнемПоволжье в Республике Калмыкия (столица — Элиста) и соседних Астраханской,Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае. Численность калмыков- около 170 тыс. человек.
История калмыцкого народаначиналась в Азии. Его предки — западно-монгольские племена и народности — назывались ойратами. В XIII в. они были объединены под властью Чингисхана ивместе с другими народами образовали громадную Монгольскую империю. В составеармии Чингисхана они участвовали в его завоевательных походах, в том числе и наРусь.
После распада империи(конец XIV- начало XV в.) на её бывшей территории начались смуты и войны. Частьойратских тайшей (князей) в дальнейшем попросили подданства у русского царя, ив течение первой половины XVII в. несколькими группами они переселились вРоссию, в степи Нижнего Поволжья. Слово «калмык» произошло от слова«хальмг», что означает «остаток». Так называли себя те,кто, не приняв ислам, пришли из Джунгарии в Россию, в отличие от тех, ктопродолжал называть себя ойратами. А уже с XVIII в. слово «калмык»стало самоназванием народа.
С тех пор историякалмыков тесно связана с историей России. Их кочевья защищали её южные рубежиот внезапных нападений турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница славиласьсвоей быстротой, лёгкостью, прекрасными боевыми качествами. Она участвовалапочти во всех войнах, которые вела Российская империя: русско-турецких,русско-шведских, Персидском походе 1722- 1723 гг., Отечественной войне 1812г.
Судьба калмыков в составеРоссии сложилась непросто. Особенно трагическими были два события. Первое — уход части недовольных политикой России князей вместе со своими подданныминазад в Западную Монголию в 1771 г. Второе — депортация калмыцкого народа вСибирь и Среднюю Азию в 1944-1957 гг. по обвинению в пособничестве немцам вовремя Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Оба события оставили тяжёлыйслед в памяти и в душе народа.
У калмыков и бурят многообщего в культуре, и не только потому, что они говорят на близких и понятныхдруг другу языках, входящих в монгольскую языковую группу. Дело ещё и в другом:оба народа вплоть до начала XX в. занимались кочевым скотоводством; в прошломбыли шаманистами, а позднее, хотя и в разное время (калмыки в XV в., а буряты вначале XVII в.), приняли буддизм. В их культуре сочетаются шаманские ибуддийские черты, сосуществуют обряды той и другой религии. В этом нет ничегонеобычного. На земле много народов, которые, официально считаясь христианами,мусульманами, буддистами, тем не менее продолжают следовать языческой традиции.
Буряты и калмыки тожевходят в число таких народов. И хотя у них много буддийских храмов (до 20-х гг.XX в. у бурят их было 48, у калмыков — 104; сейчас у бурят 28 храмов, укалмыков — 14), однако традиционные добуддийские праздники они отмечают сособой торжественностью. У бурят это Сага лган (Белый месяц) — праздник Новогогода, который наступает в первое весеннее новолуние. Сейчас он считаетсябуддийским, в его честь проводят богослужения в буддийских храмах, но, по сутидела, он был и остаётся народным праздником.
Каждый год Сагалганотмечают в разные дни, так как вычисляют дату по лунному календарю, а не посолнечному. Календарь этот называется 12-летним животным циклом, потому чтокаждый год в нём носит имя какого-либо животного (год Тигра, год Дракона, годЗайца и т. д.) и повторяется «именной» год через 12 лет. В 1998 г., например, год тигра наступил 27 февраля.
Когда приходит Сагаалган,полагается есть много белой, т. е. молочной, пищи — творога, масла, сыра,пенок, пить молочную водку и кумыс. Именно поэтому праздник называется«Белый месяц». Всё белое в культуре монголоязычных народов считалосьсвященным и имело прямое отношение к праздникам и торжественным обрядам: белыйвойлок, на котором поднимали вновь избранного хана, пиала со свежим, только чтонадоенным молоком, которую подносили почётному гостю. Победившего на скачкахконя обрызгивали молоком.
А вот калмыки встречаютНовый год 25 декабря и называют его «дзул», а Белый месяц(по-калмыцки он называется «цаган Сар») считается у них праздникомнаступления весны и с Новым годом никак не был связан.
В разгар лета бурятыотмечают Сурхарбан. В этот день лучшие спортсмены соревнуются в меткости, стреляяиз лука по войлочным шарам — мишеням («сур» — «войлочныйшар», «харбах» — «стрелять»; отсюда названиепраздника); устраиваются конные скачки и национальная борьба. Важный моментпраздника — жертвоприношения духам земли, воды и гор. Если духов задобрить,верили буряты, они пошлют хорошую погоду, обильные травы на пастбища, а этозначит, что скот будет жирным и упитанным, люди сытыми и довольными жизнью.
У калмыков летом дваблизких по значению праздника: Усн Аршан (освящение воды) и Усн Тяклгн(жертвоприношение воде). В сухой калмыцкой степи многое зависело от воды,поэтому нужно было своевременно принести жертву духу воды, чтобы добиться егоблагорасположения. В конце осени каждая семья совершала обряд жертвоприношенияогню — Гал Тяклгн. Приближалась холодная зима, и очень важно было, чтобы«хозяин» домашнего очага и огня был добр к семье и обеспечил тепло вдоме, юрте, кибитке. В жертву приносили барана, мясо его сжигали в огне очага.

Литература
1. Батуева И.Б.Буряты на рубеже 19-20вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционныйпериод: Ист.-этногр. (очерк Науч. ред. Б.В.Базаров). — Улан-Удэ, 1992.-73с.
2. Ивашина Л.Г. Окультуре и быте древнего населения Калмыкии.- В кн.: Матер. культура иискусство Забайкалья.-Улан-Удэ,1995.-с.64-73.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологический паспорт автотранспортного предприятия
Реферат Элементы налогообложения для конкретного налога. Характеристика и основные принципы налоговой системы. Налог на игорный бизнес
Реферат Программа и План - сопоставительный анализ
Реферат Авдотка
Реферат Динамика развития мировой экономики по периодам
Реферат Социальная экология. Генетический код
Реферат Определение затрат на ОКР, цена разработки, анализ конкурентоспособности
Реферат Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Реферат Порівняльний аналіз ефективності та складності прямих алгоритмів сортування масивів
Реферат Отчет о магистерской практике (АО Норд)
Реферат Робота з MYSQL
Реферат Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия
Реферат Религиозные идеи романа Мастер и Маргарита М Булгакова и романа Л Леонова Пирамида сходство
Реферат Изображение и значение образов природы в произведениях Н.А. Римского-Корсакова
Реферат Сутність та види інвестицій. Поняття левериджа і його види