Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


"Нивхи"

Московскийгосударственный областной университет

Контрольнаяработа.
Предмет:Этнология.
Тема:«Нивхи»

Выполнила: студентка3 курса
факультета истории,политологии
 и права Елфимчева М.В.

Москва 2009 г.

Введение
 
1. Общиесведения об этносе
2. Этногенезнивхов
3. Этносоциология
4. Социально-культурныеособенности нивхов
 Заключение
 Список использованной литературы

Введение
 
 Впервыерусские услышали о нивхах весной 1640 года: от одного пленника–эвена томскийказак И. Москвитин узнал о существовании реки Амур, в устье которой и на островахжили гиляки (устар. наименование нивхов). В. Поярков во время своего амурскогоплавания обложил амурских нивхов ясаком. Во второй половине 17 веканепосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишьв середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединилаСахалин к России. Экономическое и культурное освоение нижнего Амура и Сахалинасопровождалось изучением живущих этнических групп, на этих территориях.Поскольку с начала двадцатого века происходит процесс размывания традиционнойкультуры нивхов, большое значение имеют данные, собранные этнографами второйполовины XIX — первой половины XXв. Это, прежде всего, работы Л.И. Шренка и Л.Л. Штернберга. Некоторые материалыв трудах этих исследователей играют роль источников: приводимые ими тексты,диалоги, опросы, иллюстративный материал. Они были опубликованы Шренком в еготрехтомной работе «Об инородцах амурского края», Штернбергом — в работах«Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора», «Материалы поизучению гиляцкого языка и фольклора».
 Хотя исследованиеШренка не посвящено специально нивхам, он уделяет им особое внимание. Ученый собралважные сведения по семейным отношениям, обычаям, магическим обрядам, календарю,праздникам. При изложении материала Шренк избегал теоретизирования, предпочитаяописательный стиль. Основная его задача — сбор и классификация материала.
 Работы Л. Штернбергаможно разбить на две группы: одна из них посвящена вопросам социального строя ирелигиозных верований, другая – фольклору и языку. Штернберг первым попыталсядать системное описание нивхского этноса.
 Продолжилиисследование нивхского этноса А. М. Золотарев и Е. Л. Крейнович.
 Крейнович выступил впечати с рядом статей, которые касались вопросов родовой собственности,группового брака, морского зверобойного промысла и верований нивхов.
 Наиболее крупноепроизведение Крейновича – «Нивхгу» — написано в стиле дневниковых записей поматериалам, собранным в период учительства на Сахалине в 1920-х годах.
 Начатое Крейновичемизучение структуры нивсхского языка было продолжено В. З. Панфиловым. В рядесвоих работ он выходит за рамки чисто филологических проблем и пробует выявитьсвязи между языком и мышлением, впервые специально рассматривает даннуюпроблему на материале нивхского этноса.
 В 1960 – 1980 гг.наиболее значительный вклад в изучение нивхской культуры внесли Ч. М. Таксами,Г. А. Отаина, В. М. Санги.
 В работах Ч. М.Таксами прослеживаются те же тенденции, что и в работах Крейновича. Таксамипринадлежит наиболее подробное системное описание материальной и духовнойкультуры нивхского этноса (Таксами Ч. М. «Основные проблемы этнографии иистории нивхов»). Г. А. Отаина, будучи лингвистом, занималась проблемамиотражения коллективных представлений в языке нивхов. Также эти проблемы нашлиотражение в трудах П. Я. Гонтмахера.
 Изучениематериальной и духовной культуры, языка, истории нивхов и других малых народовРоссии является важной задачей, способствующей сохранению и возрождению этихэтносов, находящихся сейчас в кризисном состоянии.
 

Общие сведения обэтносе
Нивхи –малочисленная народность в Приморье. В переписи 2002 года указано 5162человека. Нивхи своеобразны в антропологическом отношении. Они образуютлокальный расовый комплекс, названный амуро-сахалинским антропологическимтипом. Он имеет метисное происхождение как следствие смешения байкальского икурильского (айнского) расовых компонентов. Вместе с чукчами, коряками идругими народами Севера и Дальнего Востока они входят в группу палеоазиатов.Старое название – гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20века. Кроме нивхов гиляками русские называли также ульчей, негидальцев и частьэвенков. Автоэтноним: нивх – «человек», нивхгу — «люди». Говорят на нивхскомязыке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский языкзанимает изолированное положение по отношению к языкам других народов Амура иСахалина, относится к палеоазиатским языкам. Среди них широко распространенрусский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов.Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднеепереведена на русскую графику.
 Потерриториальному признаку нивхи делятся на две группы: материковую и островную(сахалинскую). Материковые нивхи живут на нижнем Амуре, вдоль побережьяАмурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива. Островные нивхи живут навсей территории Сахалина. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в севернойчасти острова и в бассейне реки Тымь (2008 чел.). На материке они концентрируютсяв двух районах Хабаровского края — Николаевском (1235 чел.) и Ульчском ( 631чел.). Еще в 1926 г. нивхи жили в небольших по числу жителей селениях,состоявших нередко из 2-3-х жилых построек. Известно более 100 таких селений, вт.ч. на Сахалине — 60. Колхозное строительство и последующее укрупнениеколлективных хозяйств привели к ликвидации большинства этих поселений. Сегодняна Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах —селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живутпреимущественно в небольших поселениях. Все поселки нивхов многонациональны.Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровскомкрае — ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровскогокрая в этническом отношении более однородны. Представительные этнические общинынивхов сформировались в последние годы в городах Хабаровске,Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске. После Второй мировой войны небольшоечисло нивхов переселилось в Японию (о. Хоккайдо).
Собственногоадминистративного образования не имеют.
 
Этногенез нивхов
Нивхи – прямые потомкидревнейшего неолитического населения Сахалина и низовьев Амура. В прошломрасселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивховпростирался до бассейна Уды, о чем свидетельствуют данные топонимики,археологические материалы и исторические документы.
Проблема ихпроисхождения до сих пор остается открытой. Существует несколько точек зренияна этногенез нивхов. Первая научно обоснованная гипотеза была высказана Л. И.Шренком в середине XIX века. Согласноей первоначальной родиной нивхов был остров Сахалин, откуда они впоследствии сталирасселяться на материк. Л. И. Шренк обратил внимание на изолированное положениенивхского (гилякского) языка.
По мнению другогоученого – Л.Я. Штернберга, нивхи в древности занимали территорию северныхрайонов, близких к арктической полосе, откуда мигрировали в районы нижнего Амураи на о. Сахалин. Высказывались также предположения о южном происхождениинивхов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют некоторые типологические,морфологические и лексические черты сходства между нивхским и корейскимязыками. Продвинувшись из южных районов на север, нивхи испытали сильноевлияние тунгусо-манчжурских народов. Кроме того, исторические данные указываютна то, что нивхи были распространены также на севере по побережью Охотскогоморя и в верховьях Амура. В китайских источниках нивхи были известны под именемцзи-ля-ми.
С древнейших временнивхи были носителями оседлой рыболовческой культуры и культуры морскогозверобойного промысла в бассейне Нижнего Амура, на Охотском побережье и наСахалине. Вследствие этнокультурных контактов с народами Центральной иЮго-Восточной Азии, с культурами народов, расселенных на Охотском побережье,этнический облик нивхов изменился. Однако в своей основе нивхи сохранили чертытрадиционной культуры рыболовов и охотников на морского зверя. В прошлом нивхиимели тесные этнокультурные связи с тунгусо-маньчжурскими народами, а также сайнами и японцами.
Этносоциология
Предметной областьюэтносоциологии являются социальная структура этноса, особенности социальныхизменений в их среде, миграции, специфика внутрисемейных отношений, этническоесамосознание, межэтнические отношения.
Социальная структура. Нивхивходят в структуру российского общества и в целом соответствуют ей, однако уних сохраняются некоторые особенности, присущие традиционному обществу. Нивхидо сих пор делятся на племена, а те, в свою очередь, на роды. Все нивхские семьихорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали ихродам.
Особенности социальныхизменений. Нивхский этнос, как и другие малые народы России,находятся в кризисной ситуации. Тяжелое социально-экономическое положение,низкая рождаемость, чудовищное распространение алкоголизма, постепенная утратакультурных традиций и родного языка — все это может привести к исчезновениюэтих народов.
Миграции. Нивхи практически не участвуют вмиграционных процессах. Последние триста лет районы расселения нивхов остаютсяпрежними, кроме небольшой общины нивхов, после Второй мировой войныпереселившихся в Японию (о. Хоккайдо).
Спецификавнутрисемейных отношений. Из-за того что среди нивхов оченьраспространены смешанные браки, специфические черты, присущие внутрисемейнымотношениям нивхов, практически исчезли. Демографическая ситуация у нивхов впоследние десятилетия отличалась нестабильностью. Периоды заметного ростачисленности населения сменялись не менее существенной убылью. Резкие перепадыобъясняются как не очень благоприятной половозрастной структурой населения, таки ассимилятивными процессами. В настоящее время нивхи переживают в целомнеблагоприятный демографический цикл, осложненый труднымсоциально-экономическим положением. С этих позиций нивхский этнос находится,безусловно, в зоне риска.
Этническое самосознание.
На этническоесамосознание чрезвычайно сильно повлияло восприятие нивхов русскими.Большинство информантов в детстве прошли через интернаты, откуда вынеслиследующие представления о себе как о народе: нивхи — «на лицо некрасивые»,«менее способные», «не любят работать» и т.п. Это осложняет этническуюконсолидацию: маркеры этнической идентичности оказываются преимущественнонегативно окрашенными. Наиболее заметно уменьшение числа людей, владеющихнивхским языком, среди молодых членов сообщества. Вместе с тем снижаетсяязыковая компетенция носителей. Кроме самого старшего поколения, владеющего языкомв полном объеме, и молодых, как правило, не владеющих языком вовсе иуказывающих это в переписи, в сообществе существует группа носителей, вразличной степени знающих язык. Родным языком они могут указывать титульный,имея в виду, например, то, что они говорили на нем в детстве, однако их знаниеязыка отличается от того, которое свойственно старшей возрастной группе.
Межэтнические отношения.Некотораянапряженность наметилась в последнее время между нивхами и пришлым населением,особенно на Сахалине. Интенсивная разработка нефтяных месторождений натерриториях традиционного расселения нивхов без учета их интересов привела ктому, что часть нивхов выступают за создание резерваций и самоизоляцию.Некоторые общественные деятели обвиняют русских чуть ли не в геноциде малыхнародов. Решение такого рода конфликтов должно быть приоритетной задачейгосударства, но, к сожалению, на данный момент государство прикладываетнедостаточно усилий к ее решению.
 
Социально-культурныеособенности нивхов
Ещев середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя иродовое деление. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство иморской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобноезначение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбыи морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкоеразвитие получило занятие собаководством.
Русская колонизацияоказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов.Происходит интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается втоварно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственной деятельности:домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы.
Вначале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь одинвид традиционного промысла — рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленноерыболовство в конечном счете привели к тому, что и эта сфера традиционноготруда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-хгг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что всеони заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудомзанималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликскийрайон Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17человек, остальные — в сфере обслуживания основного производства.
Вытеснениеиз сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и сначалом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения зановые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовыехозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, вНиколаевском районе Хабаровского края — 19 различных производственныхобъединений. Основные направления их хозяйственной деятельности — рыболовство,добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционногоприродопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии наотстрел зверя.
Нарядус традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственноепроизводство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннеепотребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им надобычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Например из 19хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6 вообще не работали, а остальные сработалив убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценнойпродукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженнойцене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новойхозяйственной структуры пока не смогло решить проблему занятости нивхов. Онапродолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.
В1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городскоенаселение составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае — 44,2 %.
Разумеется,большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, нои они — достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, какправило, не превышает 1 %, поэтому и отношение к ним со стороны местных властейсоответствующее. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции, нивхизаняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. Вусловиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказываетсясамой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39%. Многие семьи ведут нищенское существование.
Ухудшилосьмедицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов,лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются и демографическиепоказатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.
Заметное осложнениеэтносоциальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также сновыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, чтоостановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхипоставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений наих традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов.Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акцийпротеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные спрокладкой трубопровода.
В культуренивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов иморских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную рольв их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжногособаководства).
Основныеэлементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные(летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки,сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влияниемрусских получили распространение срубные постройки, в настоящее время ониявляются основным типом жилищ в сельской местности. Традиционные нивхскиепостройки встречаются редко.
Одежда нивховтакже имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашнаяодежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя). Шилась она из рыбьихкож, собачьего меха, шкур морских и пушных животных. В настоящее время изтрадиционной одежды встречается лишь женский халат, меховая обувь и рукавицы.
Нивхи — классические ихтиофаги. Их основная пища — сырая, вареная и вяленая рыба.
 Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры.Активную деятельность вели здесь миссионеры русской православной церкви. Кконцу 19 века все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства неоказали существенного влияния на их сознание. Процесс христианизации носилскорее внешний, формальный характер. Основу мировоззрения нивхов составляетанимизм. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших праздника –«кормление воды» и медвежий праздник (чхыф-лехарнд – медвежья игра), связанныйс убоем выращенного в клетке медведя. В советское время нивхи не имеливозможности проводить эти праздники, но в настоящее время они возрождаются.Шаманство не было развито, хотя шаманы были в каждом селении. В обязанностишаманов входило лечение людей и борьба со злыми духами. В родовых культахнивхов шаманы участия не принимали. И сейчас они считаются уважаемыми членаминивхского общества.
В фольклоренивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни ит. п. Фольклорный герой нивхов – безымянный, он борется со злыми духами,выступает на защиту обиженных как поборник добра и справедливости.
Декоративное искусствопредставлено орнаментами, скульптурными изображениями, резными предметами.Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведяна ковшах и других предметах.
Внастоящее время предпринимаются усилия для возрождения всего комплексатрадиционной духовной культуры. Регулярно проводятся праздники народов Севера,соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри»и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства.Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координацииусилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ногликисоздается этнокультурный центр. В селе Некрасовка активно действует Охинскаяместная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционнойкультуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).
Средиэтнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит,безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов изнебольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселенияразрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла системаинтернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке,носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалосьна преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. наоснове амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Длявосточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлеклоза собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-хгг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхскомязыке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячнаягазета на нивхском языке «Нивх диф» («Нивхское слово»). Сегодня нивхский языкпреподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучениемохвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языкаготовят в педагогическом училище Николаевска- на Амуре, в РГПУ им. Герцена вСанкт-Петербурге. Все это, однако, не может кардинально изменить ситуацию.Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.

Заключение
Нивхи, как и другиемалые народы России, к сожалению, постепенно утрачивают характерные для нихчерты. Практически утратив традиционный образ жизни, эти народы не смоглиприспособиться к современным реалиям. Молодое поколение нивхов довольно сильноотличаются по своему образу жизни, а соответственно и менталитету, даже отсвоих бабушек и дедушек. Большая часть молодежи переселяется в город, гдеассимилируется. Собирая материал для данной контрольной, я постоянно встречаланегативное описание характера и нравов современных нивхов. Их обвиняют влености, недалекости, пьянстве, воровстве, инертности и тому подобном.Безусловно, проблема алкоголизма, безработицы, падения общего культурного инравственного уровня стоит достаточно остро. Но, во-первых, эти проблемы в тойже степени стоят перед всем российским обществом, во-вторых, причиной этого являетсяне какие-то черты, якобы присущие только данному этносу. Причина внеблагоприятных социально-экономических условиях, следствием которых и сталиэти серьезные проблемы. Исследователи 19- начала 20 веков отмечали в своихработах прямо противоположные черты нивхов. Например, Крейнович отмечал, что унивхов практически не встречается воровство, нет нищих. Традиционный уклад нивхов,как и их соседей негидальцев, орочей, эвенков и других коренных народов Севераи Дальнего Востока, насчитывает не одну сотню лет. Эти народы не тольковыживали в суровых природно-климатических условиях, но и создали действительноценную, своеобразную культуру. Ленивый и недалекий народ, конечно, давно быисчез. Хотя назвать нивхов активными и целеустремленными тоже было бы явнымпреувеличением. Попытки как-то улучшить сложившееся положение предпринимаеттолько небольшая часть нивхской интеллигенции. Если остальные нивхи так иостанутся в бездействии, то в скором времени они будут ассимилированы и какнарод перестанут существовать. Но и государство должно начать наконец-тореально заботиться о развитии малых народов России, оказывая им реальнуюподдержку.

 
Список использованнойлитературы
 
1. СуляндзигаР.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера,Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М.,2003. 142 с.; Материалы альманаха «Мир коренных народов — Живая Арктика»
2. Историяи культура нивхов. Историко-этнографические очерки. М: Наука,1998.
3. ТаксамиЧ.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975.
4. СоколоваЗ.П. Народы Севера СССР: прошлое, настоящее и будущее. Советская этнография. №6, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.