Реферат по предмету ""


Разработка программы Атамекен . Направление Шапар

--PAGE_BREAK--

Городская планировка





В ходе раскопок позднесредневекового Отрара собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений. Коллекции находок хранятся во многих музеях Республики Казахстан.

Работы по исследованию Отрара ведутся с XIX столетия. С 1971 г., начинаются исследования Южно-Казахстанской комплексной экспедиции, которая работает до сих пор, с перерывами в 1993-1996 гг. За эти годы на Отраре вскрыты по уровню XVI-XVIII вв. территория городища на площади около 7 га, а также отдельных участках исследованы участки города эпохи тимуридов, караханидов.

С 2001 по 2004 годы проводились комплексные исследования Отрара под эгидой ЮНЕСКО-Японского Целевого Фонда-Казахстан «Сохранение и реставрация древнего городища «Отрар»

Реставрация городища Отрар
Проект ЮНЕСКО по сохранению и реставрации древнего городища Отрар финансируется Японским Доверительным Фондом по Сохранению Всемирного Культурного Наследия.

Впервые Отрарские раскопки были произведени в 1969 году. В то время глазам археологов представилась зрелищная картина древних кирпичных развалин, включая дворец, мечети, баню и печи для обжига и сушки.

Изучение развалин древнего Отрара позволит узнать многое о богатой истории края. Однако, в результате раскопок кирпично-глиняные строения были подвержены различного рода воздействиям, что привело к эрозии и ухудшению места расположения памятника. И временное сохранение этого места стало основной задачей. По причине различных факторов, включая суровый климат при колебаниях температур от + 40 до – 20 градусов по Цельсию, эрозия происходит быстро и даже техника, успешно используемая для сохранения памятников в других регионах, оказалась безуспешной в Отраре.

Принимая во внимание климатические условия, работа в поле может проводится только весной и осенью. Задачи по выполнению надлежащих работ были поручены двум международным экспертам. Эксперты ведут научную документацию и исследования, а также сотрудничают с местными экспертами в области археологии и консервации.

Отрарский проект был начат в 2001 году и рассчитан до 2004 года. Целью проекта является осуществление безотлагательных работ по консервации и сохранению древних развалин Отрара. Кроме того, проект преследует цели по развитию национальных и региональных возможностей в области консервации глиняно-кирпичной архитектуры и земляных строений в регионе; развитию технических документов таких как: публикация исторических материалов с возможностью их использования в подобных проектах в других местах; обеспечению постоянного руководства по консервации и сохранению городища.

В данном проекте ЮНЕСКО тесно сотрудничает с Министерством науки и высшего образования, Министерством культуры и туризма (в то время), Институтом археологии, Институтом научных исследований и консервации памятников материальной культуры, а также Отрарским музеем, по консервации успешно работающим по сохранению городища.

В рамках проекта выполнялась долговременная программа консервации ряда раскопанных объектов на городище Отрар-тобе, а также неотложные консервационные работы на городищах Куйрык-тобе.

В апреле 2002 года на территории Отрарского музея-заповедника был построен Экспериментальный корпус, в котором установлены компьютеры, современное оборудование и лаборатория для проведения различных научных экспериментов. В ходе реализации проекта были разработаны и апробированы новые методы консервации, а также инновационный подход, предполагающий совмещение археологических работ с последующей консервацией. Методы консервации, разработанные для городища Отрар, могут быть применены и для других похожих памятников в регионе. Проект послужит образцом научно- выверенной консервации, а также эталоном для будущих работ.

Население Отрара занималось орошаемым земледелием. Город имел мощную фортификацию, способную выдержать осаду любого врага. Ещё в XIV веке в Отраре был построен мавзолей Арыстанбаб, второй по значимости памятник истории и архитектуры в Южном Казахстане после мавзолея Яссауи.
Ирригационная система
Большая часть долины имеет такыровидные сероземные почвы. По окраинам пойм расположены солончаковые ажрековые луга, а ближе к руслу — тугайные заросли из лоха, ивы, тамариска, туранги и тростника.

Нередко весной Сырдарья и Арысь выходят из берегов, затопляя обширные пространства. О подобных наводнениях в Отрарском оазисе писал еще Масуди. Он сообщал, что „во время половодий река заливала пространства шириной более 30 фарсахов, и тогда деревни и поместья, расположенные на вершинах холмов, сообщались при помощи лодок“.

Эти реки были основными источниками водоснабжения оазиса. Каналы, отведенные от них, снабжали водой города и селения и орошали поля. Возникновение ирригационной системы, хорошо сохранившейся вблизи ряда крупных городищ, относится к первым векам н.э. Она функционировала вплоть до ХVIII в.

Отрар привлекал к себе внимание завидным месторасположением, находясь на пересечении древних караванных путей. Он был одним из богатейших и развитых по тем временам городов на отрезке Шелкового пути в Центральной Азии. Отрар упоминается в путевых записях почти всех арабских и персидских авторов, когда-либо посетивших этот край.

В 1219 году Отрар подвергся нападению монгольских войск Чингиcхана. На протяжении шести месяцев жители города героически держали осаду и оборонялись, однако после шестимесячной осады в результате предательства Отрар был захвачен врагом, разрушен и сожжен.

После этого Отрар оказался под властью кочевых узбеков и правителей Золотой орды, затем подчинялся Тимуру. Именно по приказу Тимура над могилой учителя Ходжи Ахмеда Яссауи — Арыстан-Баба — был построен мавзолей


Фараб и Отрар, один ли город?
Отрар — один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которого считается бесспорной. Большинство авторов не сомневается и в тождестве Фараб — Отрар.

Впервые Фараб, видимо, как область упоминается у Табари (IX в.) в связи с арабскими завоеваниями среднеазиатских областей. В 739 г. владетель Шаша был вынужден по желанию арабского наместника Насра б. Сейяра выслать в Фараб Харисаб. Сурейджа, выступившего в 734 г. в союзе с тюрками против омейядского правительства. У Табари вместе с Фарабом встре-чается и название Отрар.

Ал-Мамун, наместник Хорасана в 809-818 гг., перед началом войны с халифом ал-Амином жаловался своему везиру ал-Фадлу ибн Сахлю на то, что, несмотря на общую неблагоприятную обстановку в Хорасане и Мавераннахре, »… приходится (бороться против ал-Амина) после разорения Хорасана и мятежа… после отказа джабгу повиноваться, уверток хакана, владетеля Тибета..., когда царь Отрарбенда отказался платить подать, которую он обычно платил". Хронологически за повествованием Табари следует привести два небольших отрывка из сочинения Абу-л-Валида Мухаммеда ал-Азраки «Хроника города Мекки».

Отрывки являются пояснительными надписями к трофеям ал-Мамуна, короне и трону, хранившимся в сокровищнице Каабы. Они составлены ал-Хасаном ибн Сахлем, братом ал-Фадла и посвящены карательным походам последнего. Там, в частности, говорится о походе на Отрар: "… из области Тарбад [ал-Фадл] (послал) то, что он потребовал с Фараба и Шавгара. И он постарался овладеть областью Отрар; он убил начальника пограничной местности и взял в плен сыновей карлукского джабгу с его женами...". По мнению А. И. Михайловой, область Тарбад — это «совокупное название Фараба и Шавгара, достаточно четко отождествляемая с Отраром». С данным утверждением согласен С. Г. Кляшторный. Более того, он предлагает отождествить Тарбад с Кангу-Тарбаном, местностью, названной западной границей Тюркского каганата в начале VIII в.

В IX в. Фараб подчинялся тюркам-карлукам, о которых сообщает Ибн Хор-дадбех. В начале X в., согласно источникам, к ним добавляются огузы. Ибн Хаукаль в числе жителей Фараба, Сайрама, Сюткенда называет и огузов. Огузская держава просуществовала недолго. Ослабленная внутренними противоречиями держава ябгу окончательно пала под ударами кипчакских племен к середине XI в. В конце X в. пало государство саманидов, их владения перешли караханидам, которые еще в 992 г. заняли Испиджаб. По всей вероятности, Фараб, как и другие области, расположенные севернее Испиджаба, к середине XI в. вошел в состав одного из караханидских уделов.

В конце XII-начале XIII в. усилившееся государство хорезмшахов начало борьбу с каракитаями. На страницах исторических сочинений, описывающих походы хорезмшахов за Сырдарью, вновь появляется город Отрар. Отрар подчинялся Хорезму недолго. В 1218 г. здесь произошло событие, известное в истории Востока под названием «Отрарская катастрофа». О судьбе Отрара в первые десятилетия после монгольского нашествия известно мало. Но уже к середине XIII в., несмотря на сильные разрушения 1219-1220 гг., город был восстановлен и, более того, значительно выросла его роль в экономической и политической жизни оазиса. Это выразилось прежде всего в превращении Отрара в крупный центр по чеканке монет, что связано с переходом от преобладавшей при Угеде системы натуральных податей к денежной. Постепенно восстанавливаются проходившие через Отрар караванные пути на Запад и Восток.

Отрар, как явствует из сообщений, был одной из опорных военных баз Тимура на северных рубежах его государства. В 1391 г. после битвы с Тохтамышем войско Тимура возвращалось в Самарканд через Отрар.

К середине XV в. сырдарьинские города подчинил себе Абу-л-Хайр-хан. Уже в 30-40 годы XV в. ему пришлось вести упорную борьбу с султанами чингизидами, среди которых наиболее настойчиво сопротивлялись Джанибек и Буреке-султан. Борьба между казахскими и узбекскими феодалами еще более усилилась с распадом государства кочевых узбеков в 1468-1469 гг. Одной из ее причин было стремление враждующих сторон захватить и подчинить сырдарьинские города. Борьба за них продолжалась и в XVI в. Отрар к середине XVI в. окончательно перешел в руки казахов. Интересные известия о городе Отраре имеются в сообщении переводчика М. Арапова, возвратившегося в 1749 г. из поездки к Барак-султану. Он пишет: «Городки Икан; Ташкент, Отрар, Угустау и Созах, в коих живут пахотные люди, принадлежат Бараку». С этими сведениями перекликаются более обстоятельные известия об Отраре, содержащиеся в топографии Оренбургской губернии П.И. Рычкова, датируемой 1762 г. По данным П.И. Рычкова, в Отраре в это время насчитывалось 40 семей. По сравнению с Туркестаном (1000 семей), Иканом (300 семей) и Саураном (100 семей) он был совсем незначительным селением.


История и хронология исследований Отрара
Первые сведения об Отраре содержат литературные источники, относящиеся к первым десятилетиям XVIII в. Далее Отрар упоминается в записках Филиппа Назарова, русского переводчика, побывавшего в Коканде в 1813-1814 гг. В 1886 г. П. И. Пашино осмотрел развалины Саурана и не согласился с точкой зрения В.В. Вельяминова-Зернова, который отождествил Сауран с Отраром.

В 1867 г. Среднюю Азию и Казахстан посетил П. И. Лерх. В своем отчете он описывает развалины Джанкента и Саурана (на Джанкенте им были проведены небольшие раскопки) и приводил некоторые сведения письменных источников о сырдарьинских городах.

Следующий период изучения Отрара связан с деятельностью Туркестанского кружка любителей археологии, организованного в 1895 г. Грандиозные развалины Отрара не могли не привлечь внимания его членов. Уже в 1896 г. Е.Г. Смирнов, описывая памятники нижнего и среднего течения Сырдарьи, говорит и об Отраре. В 1898 г. на городище побывал И.Т. Пославский. В небольшой заметке на страницах журнала, издаваемого кружком, он дает характеристику городищу и приводит интересные сведения о подземном потайном ходе, сохранившемся в развалинах Отрар-тобе.

В 1899 г. Н.С. Лыкошин публикует статью об Отраре, в которой отождествляет его развалины с городом Хамукатом. В 1902 г. члены кружка А.К. Кларе и А.А. Черкасов сняли план городища и вычертили профиль ци-тадели (основной бугор), а в 1904 г. произвели раскопки на средства Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии. После революции начался новый этап в развитии археологии Казахстана. В 1947 г. проводились исследования в Южном Казахстане. Тогда же Институтом истории, археологии и этнографии АН КазССР совместно с Ленинградским отде-лением Института истории материальной культуры была организована Южно-Казахская археологическая экспедиция (ЮКАЭ). Возглавил ее А.Н. Бернштам. Одним из районов работ ЮКАЭ стал Отрарский оазис — великолепный, по словам А.Н. Бернштама, комплекс. Были обследованы городища оазиса Пшакши-тобе, Алтын-тобе и Куйрук-тобе, а также городища по левому берегу Сырдарьи: Бузук, Оксус, Артык-Ата, Кауган-Ата и Сумагар-тобе. Датировка городищ определялась в широких пределах — скифо-сарматское — монголо-тимуридское время. В 1969-1970 гг. под руководством К.А. Акишева возобновились работы Отрарской археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН КазССР. Их целью была подготовка городища древнего Отрара к масштабным раскопкам. С 1971г., начинаются исследования Южно-Казахстанской комплексной экспедиции, которая работает до сих пор, с перерывами в 1993-1996 гг.

В результате реализации четырехлетнее проекта ЮНЕСКО консервации Отрар-тобе, являющийся ярким памятником некогда цветущей цивилизации, сохранится для будущих поколений. В ходе выполнения проекта намечено продолжить археологические исследования. Новые методы консервации, разработанные для городища Отрар, могут быть применены и для других похожих памятников в регионе. Когда вы гуляете по древнему городищу Отрара, вас не покидает ощущение, что тысячелетняя история буквально лежит у вас под ногами. Каждый ваш шаг взметает столбы пыли и раскрывает страницы истории когда-то великого, славного города Отрара. Хотя воображению трудно представить былое величие этого когда-то одного из развитых центров Средней Азии, сегодня у вас есть реальная возможность своими глазами увидеть его руины и задуматься над парадоксами истории.

Городище Куйрык-тобе
Городище Куйрык-тобе (датируется периодом от первых веков н.э. до XV века) является одним из наиболее крупных памятников Отрарского оазиса. Оно отождествляется с крупным городом Кедер, бывшем в X-XI вв. столицей округа Фараб.

В плане городище представляет собой трапецевидный бугор, имеющий размеры сторон: северо-восточной — 250 м, западной — 125 м, юго-западной — 225 м, юго-восточной — 180 м. Высота бугра над окружающей местностью — 7,5 м. В юго-западном углу городища находилась цитадель виде округлого бугра диаметром около 30 ми высотой 15 м. На углах стены вокруг цитадели до сих пор заметны остатки башен. Вся остальная часть бугра является развалинами шахристана, который также как и цитадель, окружен стенами с башнями по периметру. Вокруг шахристана видны следы застройки — это остатки торгово-ремесленного предместья (план городища Куйрык-тобе).


План центральной части городища Куйрык-Тобе

Раскопки, начатые в 1981 г., проводились на всех частях городища. Раскоп на цитадели открыл строительные конструкции трех разновременных строительных периодов.

Конструкции нижнего горизонта принадлежали дворцовой постройке цитадели.

Дворец Куйрык-Тобе
Дворец Куйрык-Тобе погиб от пожара и позднее был перестроен. Конструкции нижнего горизонта, относящиеся к дворцовой постройке, датируются второй половиной VII — первой половиной IX вв. На плане дворца наибольшую часть занимает центральный зал приемов, размеры которого 15х10,5 м.

Проектированием дворца и оформлением интерьера, вероятно, занимались мастера из Согда и Хорезма. Также как и в Согде и Хорезме, этот зал выполнял функции культового зала «даре-мехр», в котором проводились обрядовые церемонии и отмечались торжественные события.

На полу зала было найдено большое количество сгоревшего деревянного перекрытия и резных досок, украшенных орнаментами и сюжетными сценами. По местонахождению фрагментов резного дерева предполагается оформление верхних частей четырех колонн, фриза, обрамляющего центральный прямоугольник покрытия, и стен зала. Доски на стенах зала были размещены в предполагаемых нишах или живописных изображениях ниш.

Композиция северо-западной стены, расположенная за троном, была предназначена для возвеличивания правителя и объяснения его власти как власти данной богами. На центральной части изображен бог Митра, символически венчающий правителя на власть, и богиня Арштад, дарующая ему славу. На доске, расположенной слева, сохранилось изображение богини Наны-Анахиты со светилами в поднятых руках.

На досках северо-восточной стены пересказана легенда о Сиявуше, от которого вел родословную правитель. В центре стены изображены правитель и его жена, представители тюркского племени кангаров-кенгересов, которым принадлежало политическое господство в раннесредневековом тюркском объединении Кангу-Тарбан, сформированном на средней Сырдарье в начале VIII века.

При раскопках были найдены две терракотовые фигурки фравашей, оттиснутые в формах. Лица у них горбоносые с миндалевидными глазами. В ушах серьги, головы увенчаны коронами.

В числе находок – сердоликовая печать-инталья с резным изображением конегрифона. При расчистке парадного зала было собрано большое количество обугленных деталей деревянного перекрытия, украшенных резьбой.


Фрагменты резного дерева






Бог Митра, венчающий правителя на власть, и богиня Арштад, дарующая ему славу.




Богиня Нана-Анахита в сцене осады замка







Портретное изображение правителя и его жены (в центре)
Ближайшие аналогии резного дерева из Куйрык-Тобе происходят из Согда и Уструшаны. Орнаментальные мотивы характерны для памятников Шахристана, Уртакургана. Интересны исследования ранней городской соборной мечети. Она находилась в центре городища. Мечеть перестраивалась. От ранней постройки сохранились остатки стен квадратного жженого кирпича.

Более поздняя мечеть была в основном разобрана на кирпич для мусульманских захоронений XIII-XV вв. Однако по сохранившимся остаткам удалось получить представление об ее облике. Размеры здания 36,5х20,5. Оно вытянуто с юго-запада на северо-восток. В северо-западной части на полу расчищены основания 16 баз из жженого кирпича от деревянных колонн. Всего баз было 50 в коротком и 10 в длинном. Шаг колонны 3 м. Мечеть датируется XI-XII вв. и относится к числу столпных или колонных построек. Город существовал и в послемонгольское время. Были раскопаны мастерские на рабаде, которые датируются XIII-XV вв.

Материалы Куйрык-Тобе уникальны богатством материалов, свидетельствующих о высокой художественной культуре населения средневекового Казахстана.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие жилого помещения. Норма жилой площади, ее правовое значение и порядок применения
Реферат Понятие фразеологической единицы
Реферат Формула латинского фонетического закона и ее применение
Реферат Фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку
Реферат Iii мировые финансы и торговля: гендерный анализ ирен ван Ставарен глобальные финансы и гендерные отношения введение
Реферат Камінний хpест як художній символ тpагізму життя укpаїнського селянина-бідняка в новелі Василя Стефаника "Камінний хpест"
Реферат Восточный вопрос во внешней политике России начала XIX века
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Интеллектуальные системы»
Реферат Понятие права правого статуса личности Классификация прав человека
Реферат 9 июня 2011 г
Реферат Структура архаического поединка в русских былинах и западноевропейском эпосе
Реферат Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе
Реферат Buddhism And The Six Point Attack On
Реферат Aquinas Essay Research Paper According to Aquinas
Реферат Elizabeth I Essay Research Paper Queen Elizabeth