СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. Введение: Экономические, социальные икультурные права важная грань
правовогогосударства… 3
2. Экономические, социальные и культурные права:
1. Право на экономическуюдеятельность......................................................... 3
2. Право частнойсобственности........................................................................ 6
3. Трудовые права исвободы............................................................................. 9
4. Защита материнства, детстваи семьи........................................................... 11
5. Право на социальноеобеспечение................................................................. 13
6. Право нажилище............................................................................................. 15
7. Право на охрану здоровья имедицинскую помощь..................................... 17
8. Право на благоприятнуюокружающую среду.............................................. 19
9. Право наобразование...................................................................................... 20
10.Свободатворчества........................................................................................ 22
11.Право на участие вкультурной жизни......................................................... 24
2. Заключение........................................................................................................ 24
3. Литература......................................................................................................... 26
ВВЕДЕНИЕ
Экономические, социальные и культурные права — важная грань правовогогосударства.
Россияпереживает переходный период от тоталитарной к демократическойобщественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанноена свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет правчеловека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитиеконституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ вэкономике и политической системе и в то же время одной из гарантий противвозврата страны к прошлому.
Современноеконституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципыдемократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различныхполитических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и другихправовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться вэтой борьбе — значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянетназад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит«войти в политику» и почувствовать дыхание истории.
Едва ли несамым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательствомв области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в техстатьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в областисоциально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а такжегражданами и государством
Экономические,социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизничеловека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих вэту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. Всвоей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической,социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненныепотребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положитьсятолько на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей,интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимостьзащиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальнойнесправедливости, а также — дать ему силы для духовного развития и проявлениясвоих способностей.
По своемуюридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, правочастной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямогодействия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляютсобой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает издействующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право нажилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводитьполитику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержаниипорождают различную степень массовости пользования этими правами — те из них,которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаютсяна бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что онизакрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.
Социально-Экономическиеи Культурные права и свободы граждан Российской Федерации.
1.Право на экономическую деятельность.
Данное правопредусматривает свободное использование человеком своих способностей иимущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности ( ст. 34 Конституции РФ ). В сочетании с правом частной собственноститакая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики,исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Этасвобода рассматривается как одна из основ конституционного строя ( ст. 8Конституции ).
Подпредпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляемаяна свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст.2 ГК РФ).
Право наэкономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающихвозможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этогосубъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия подсвой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другимипредпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакойгосударственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукциюон обязан производить и каковы должны быть на нее цены ( если пределы нерегулируются законодательством ). Предприниматель сам нанимает и увольняетработников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своейприбылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлятьвнешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другимипредпринимателями, открывать счета в банках.
Признание правана экономическую деятельность порождает для государства определенныеобязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы,например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность.Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частногопредпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономическойполитикой правительство правового государства содействует и помогает частномубизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любойущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов,подлежит возмещению.
В то же времяэто право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещаетопределенные виды экономической деятельности ( производство оружия, изготовлениеорденов и др. ) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями(лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многиепредприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправетребовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этомкоммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всейнациональной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Конкретныевопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность,регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданскимкодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января1995 г. С этого времени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Законо предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 г.[1]( кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государственной регистрации ) иряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отношения междулицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранныхграждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное непредусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразныйосновной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических июридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимостьпроизвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается нанеобходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечениявосстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Субъектом правана экономическую деятельность ( она не означает обязательно созданиепредприятий ) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности.Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается сего смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит правозаниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной закономдеятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно сдругими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащиезакону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетниеграждане могу осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов ). В полном объеме способность гражданина своими действиямиприобретать обязанности и исполнять их ( гражданская дееспособность ) возникаетс наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Экономическаядеятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФподписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговойдеятельности». Целями Закона являются «защита экономического суверенитета,обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развитиянациональной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечениеусловий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ».В соответствии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельностиобладают все российские лица, «за исключением случаев предусмотренных законодательствомРФ». Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдениемзаконодательства России. Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров,ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.
Конституция РФспециально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащуюзапрету, — ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Поднедобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (котораясама по себе в рыночных условиях правомерна ) нечестными и незаконными методами.Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренцииобъясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательстватесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнутьособую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления,связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правилконкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренциизадерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активностьмелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержаниювысоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность.По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, котораяпроявляется в заключении соглашений о ценах ( для поддержания высоких цен ),разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересыпотребителей ущемляются и тогда, когда их вводят в заблуждение относительноизготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойствтовара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров врекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использованиятоварного знака чужого товара и иными способами.
Подобного родаметоды запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.[2].Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных илиискаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю,изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынкелибо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных длянего или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.
Законустанавливает, что признание положения доминирующим ( т.е. монополии ) возможно,если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность ограничиватьконкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельнымпредпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами борьбы с монополизациейи недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы,которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а приневыполнении предписаний — налагать штраф. В случае причинения убытков оттаких действий можно обращаться в суд ( как общей юрисдикции, так и арбитражный).
Для реализацииположений Закона создан Государственный комитет Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющийтерриториальные управления.Деятельность этих органов носит квазисудебныйхарактер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальныхформах, т.е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением ихправ и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут бытьобжалованы в суд.
Антимонопольноезаконодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественныхмонополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которыена рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологическихособенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силуневозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти игаза по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортныхтерминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральнымзаконом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этихестественных монополий через специальные федеральные органы исполнительнойвласти.
Государствооказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству ( с числомзанятых на предприятии до 100 человек ), о чем принят Федеральный закон от 14июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой областии налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятийи др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фондыподдержки малого предпринимательства.
Для защитынаселения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральныйзакон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечениененадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанестивред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловойрепутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающейна общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Законом недопускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная,скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах,в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, рекламы,помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельныхвидов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др. ).
В случаеустановления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществитьконтррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а такженесет ответственность в других формах.
С одинаковымоснованием можно рассматривать как категорию и экономических прав, и личныхправ правочастной собственности.
2. Право частной собственности.
Оно принадлежиткаждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, атакже — одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 КонституцииРФ.
Стремлениеобладать собственностью и иметь защищенное право на нее — естественноестремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимостичеловека и его уверенности в завтрашнем дне. Великие философы прошлого ( Гегель,Кант и др. ) обосновали решающий вклад частной собственности в формированиесвободного гражданского общества. Были, разумеется, и другие взгляды:«Собственность — это кража», — говорил теоретик французскогоанархизма Прудон, «Грабь награбленное!», — вторил ему В.И. Ленин. Нолиберальные и социал-демократические учения все же пришли к пониманиюконструктивной роли частной собственности в развитии экономики, нравственностии социальной справедливости.
Право частнойсобственности отвергалось нашим прежним тоталитарным государством, посколькуофициальная идеология, марксизм-ленинизм, рассматривала его как источник всехнесправедливостей и главный тормоз развития производительных сил. Но на деле, врезультате 70-летнего соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, чтовсе обстоит как раз наоборот. Право частной собственности и свободапредпринимательства обеспечили западному обществу экономический и социальныйпрогресс, а социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху.
В своемпонимании природы, роли и пределов частной собственности западное обществозначительно эволюционировало. Великая французская революция провозгласила этоправо как «священное и неприкосновенное», но теперь о его священномхарактере уже не говорят, хотя неотъемлемость и неприкосновенность неотрицаются. Со временем западное общество осознало необходимость усилениячастной собственности, что потребовало ввести определенные основания дляограничения этого права. Такие ограничения были обусловлены потребностямигосударственного регулирования экономики, развитием трудового и социальногозаконодательства. Обществу стало очевидным, что неограниченное право частнойсобственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальномунедовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ.Поэтому оно способствовало утверждению сдерживающих этических ограничителейпроизвола и подталкивало государство на принятие таких мер, которые сделали бысобственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеместно была признанавозможность отчуждения собственности для общественных нужд ( "социализация"), но разумеется, с соответствующим возмещением.
Таким образом,признание права частной собственности нельзя считать чем-то незыблемым, этоправо требует детальной регламентации, его содержание постоянно развивается.Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и социальными процессамиразвития общества. Однако при всем этом право частной собственности сохраняетсвое системообразующее значение и охраняется государством.
Закреплениеправа частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только дляутверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база переходак рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Конституция 1993 г.не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества,не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной иливедущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частностидля личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующимиконституциями и основанным на них законодательством. Государство приняло насебя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность.В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности,владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другимилицами (ст.35 ). Это право находится под охраной федерального закона, и никакиедругие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менятьего статус.
Содержаниеправа частной собственности весьма широкое ( рассмотрим только основные моментыданной категории ). Собственник вправе совершать в отношении своего имуществалюбые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств идругую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешениягосударственных органов ( что не исключает последующей регистрации предприятияили хозяйства ), если его действия не противоречат закону и другим правовымактам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
Охрана правачастной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административными иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответственностьза такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвоение,грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основанияприобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что всобственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключениемотдельных видов, которое в соответствии с законом не может им принадлежать(ч.1 ст.213 ). С введением в действие нового Гражданского кодекса утратил силуЗакон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г., ранее определявший комплексвопросов, связанных также с частной собственностью.
Право частнойсобственности, таким образом, является комплексным институтом, регулируемыммногими отраслями российского права.
Конституция РФустанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решениюсуда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясьна любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против еговоли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционностьприменяемых против него закона или действий.
Только решениесуда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут бытьоснованием для принудительного прекращения права частной собственности. Причрезвычайных условиях ( стихийные бедствия, эпидемии и др. ) может осуществлятьсяизъятие собственности ( реквизиция ) по решению государственных органов (ст.242 ГК РФ ), возможна конфискация в административном порядке ( ст.243 ГК РФ), но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд длявосстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действиямогут быть обжалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ.
Во-вторых,принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может бытьпроизведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Темсамым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации,которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейтив разряд государственной, а государственная — в разряд частной (приватизация), но только а соответствии с законом и с возмещением, определяемым подоговору или рыночным ценам.
Гарантией правачастной собственности является также право наследования. Гражданский кодексрегулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникампо закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнениеволи собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость,особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетнихродственников.
Гарантированноест.9 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признаниеи защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемымисредствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствованияи признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установлениязаконодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных формили субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавшихпреимуществ в защите права социалистической собственности, в особенностигосударственной, собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции права собственностивсех субъектов ( носителей ) этого права защищаются абсолютно одинаково, наосновании одних и тех же норм материального права.
Отдельнозакреплено а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35 ). Онопринадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также ихобъединениям.
Конституцияфиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно приприменении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собственностьюсубъектов Федерации. Их правовое положение уже частично урегулировано такимиправовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов[3],который должен быть затем принят в виде закона.
В особуюкатегорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальныхорганов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать всобственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты правасобственности на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления,так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользованиеили аренду передан природный ресурс.
В историиэкономических и правовых учений право частной собственности на землю не развызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели ( Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать всем или только тем,кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введение земли вгражданский оборот и в конце концов утвердили в развитых странах такие принципырегулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают равновесиеинтересов отдельного человека и всего общества.
В отличие отпрежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связывалось сиными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция допускаетвозможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственностина землю и другие природные ресурсы.
В противовесэтому коммунистические режимы стремились доказывать преимущество организациисельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это привело сельскоехозяйство к отставанию и сделало землепользование крайне нерациональным.Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходилив упадок, громадные участки земли не осваивались.
Признание этогоправа — непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтомуоно встречало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремящихсясохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. Сэтим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том,что, несмотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации правочастной собственности на землю отвергается. Однако такого рода нормативныеакты должны быть признаны недействительными.
Конституция РФустанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другимиприродными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это ненаносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иныхлиц. Есть, следовательно, только два конституционных ограничения права частнойсобственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным всвоих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статьеКонституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяютсяна основе федерального закона ( ч.3 ст.35 ).
Однако реформаземельного законодательства еще не завершена, принятие нового Земельногокодекса затягивается. Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулируютсямногими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерацииоб усилении государственного контроля за использованием и охраной земель припроведении земельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельнымучастком под угрозой штрафа сопровождалось его рациональным использованием.Другой акт аналогичной юридической силы — Указ Президента РФ о регулированииземельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.[4]представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить,сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок вкачестве взносов в уставные фонды ( капиталы ) акционерных обществ, товариществ,кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых всельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной властисубъекта Федерации.
Наряду суказанными, действует много других нормативных актов, регламентирующих правочастной собственности на землю — как отдельных граждан, так и их объединений, вотношении земли как в сельской местности, так и в городах.
Следующаякатегория — это трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод ( ст.37 КонституцииРФ ) включает:
· свободу труда;
· право на труд и на защиту отбезработицы;
· право на забастовку;
· право на отдых;
Итак:
3. Трудовые права и свободы.
Трудовые праваи свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве конституции мира,важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающегонаселения. Эти права распространяются на значительное число находящихся вРоссии иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовыеправа и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможностьотстаивать свое достоинство и интересы.
Рыночнаяэкономика существенно меняет правовое положение работников. При административно-команднойэкономике они были на словах полноправными, но отсутствие реальногособственника создавало безразличное отношение к излишествам рабочей силы напредприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат- низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников врезультатах труда при «полной занятости» и «неуклонном ростеблагосостояния трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда всеболее и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права исвободы часто отстаивались на бумаге.
Частный собственникорганизует работу своего предприятия по другому. Он стремиться сократитьненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачиватьтруд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из правачастной собственности, объективно способна творить произвол иприносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этомзаинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывалсячеловеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным социальнымпотрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству ). Защитеинтересов человека на производстве служат трудовое и социальноезаконодательство, а также признаваемые государством договорные формырегулирования трудовых отношений ( коллективные договоры и соглашения,индивидуальные трудовые договоры и контракты ).
Свобода труда провозглашенав ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принципсвободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующемзаконодательстве.
Конституция РФ закрепляетсвободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправекак работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении кадминистративной ответственности за так называемое «тунеядство»,бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как впрошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постояннуюработу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную иливыгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность,в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.
Свобода труда связана сзапретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренныйст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудомсчитается не только от