Реферат по предмету "Философия"


От мифологии к философии. Мифология как исторический тип мировоззрения

План: 1. Мифология как исторический тип мировоззрения 2. От мифологии к философии 3. Индийская философия
1. МИФОЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ранней формой познания является мифологическое и религиозное познание.
Мифология есть результат духовной потребности, объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Человек в форме мифов пытается дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мировоздания в целом, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. В месте с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей: рождению, воспитанию, смерти. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, развитии землевладения, ремесел, приручении диких животных. В мифологии происходила метафорическое сопоставление природы и социально-культурных явлений: очеловечивание природы, одушевление фрагментов космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальное форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природы, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, как многие философы утверждают вне научной формой познания. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношения к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какие-то знания или объяснения. Миф служит для оправдания определенных общественных установок. Для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления не возникла потребность в получении специальных знаний. Мифологическому мышлению характерно: неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слога, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличие к противоречию. То есть, мифологическое сознание складывается как единая форма сознания, нерасчлененная на отдельные виды. Мифологическое сознание -наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления. Предпосылками мифологической логики служило неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое. Миф совмещает в себе 2 аспекта: · диахронический (рассказ о прошлом) · и синхронический (объяснения настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифов прошлое связано с будущим, и это обеспечивало духовную связь с поколением. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. Они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Но главное значение, мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком. Изначально складывались представления о душе. Древнейшая философия не расчленяет картину мира: природа, человек, божества в ней слиты. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувство удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными мстительности. Для мифологической сознания характерной чертой является единство духа и души. Для мифологической трактовки понятий характерно нерасчлененное понимание духа и души, причем предельно широкое, обобщенное. Именно в мифологической трактовке душа - «пневма», «энтелехия» (суть бытия живого). При мифологическом восприятии мира человек, его внутренний мир определяются и зависят от внешнего - макрокосма. Человек воспринимается как мельчайшая частица Вселенной. Мифологическое мышление как особая ступень общественного сознания самовыражается в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии.
2. МИФОЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ Самые ранние философские воззрения можно отнести к зарождению общества на Востоке. Философия восточного общества тесно переплетена с его спецификой, в основе которого лежит особый способ производства - «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и азиатские формы собственности… В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее замкнутых и разрозненных сельских общин и централизованная государственная администрация, восточная деспотия, стоящая над этими общинами, управляющая ими и взимающая с них налоги. Процесс классообразования осложнялся наличием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в обществе. Эта система всегда играла заметную роль в жизни самого человека. Во-первых, она защищала человека от произвола государства, во-вторых, позволяла чиновнику автономно распоряжаться доходами своей корпорации. Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освещены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры. Причем ее консервативность способствовала политическому деспотизму восточного государства. В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры возникла необходимая стабильность, характерная для стран Востока: гибели государства, но общественная структура сохранялась без изменений. Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии. Восточная философия развивалась, но качественного изменения не происходило. Неслучайно, что некоторые, новаторские философские учения, были в последствии превращены в религиозные догмы.
3. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Индийскаяфилософия берет свое начало в древних религиозных гимнах - Ведах.Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Например, в гимне «Космический жар» о нем сказано: «Закон и истина родилась из воспламеняющего жара. Отсюда - волнующий океан. Из волнующего океана родился год, распределяющий на ночи и дни, владыка всего, что моргает (т.е. живет)». В последней части Вед «Ригведе» описан миф о сотворение мира, в котором в первые говорится о противоречии, о сущем и несущем (сат и асат). «Упанишады» - раздел вед, особенность которого в том, что некоторые европейские философы считали, что это идеалистическое учение похоже на воззрения Платона. Высшая реальность одновременно божественная личность, и безличный принцип. Основа всего сущего - «Атман», которая является субстанцией (основой), природа его интересна и духовна. «Атман» состоит из речи, дыхания. «Атман» - внутренний правитель, который связывает «и этот мир, и тот мир, и все сущее».
Для древней философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Все они делились на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные, не признающие авторитет Вед. Одна из самых многочисленных школ, критикующих веды, принадлежит школе, в основе которой лежит учение Локаята (или чарваки)
Представители данного учения ограничивали первоначало всего сущего лишь вещественными, материальными сущностями, сводили их к четырем началам: земля, вода, воздух и огонь. Им присуща внутренняя сила . Именно из этих элементов возникнет и сознание, при распаде тела исчезает сознание Влияние школы чарваки было очень велико, т.к. смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддизме). Учение положило начало другим более конкретным религиозным течениям йога, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеалистическое видение мира. Характерной чертой, особенно в буддизме является то, что в этих учениях особое место уделяется человеку, и проблемам этики и познания. Таким образом, в середине первого тысячелетия создаются благоприятные условия для возникновения философии. В 6 вв. до н.э. происходит интеллектуальный взрыв. Особенно яркий в Китае и Индии. Так, в истории Китая на протяжении более чем двух тысяч лет неоднократно распадались могущественные империи и, тем не менее, каждый раз в стране достаточно быстро восстанавливалась все та же специфическая государственная структура, окончательно сложившаяся к концу III вв. до н.э. Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, которые собраны в книгах: «Книга перемен», «Книга истории», «Книга обрядов», «Книга песен», летопись «Чунь-цю». Это Пятикнижие - совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека. В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: «Первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево, четвертое – металл, пятое - земля». Говорится также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Наряду с наивно материалистическими идеями о пяти первоэлементах в китайской философии появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримиримых и в то же время сотрудничающих силах - ЯН и ИНЬ. Ян и Инь - это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начала. Со временем древнекитайская философия становится авторской. Ее родоначальником является Кун Фу-цзы (Конфуций). В этико-философской системе Конфуция существенным является учение о Небе. Небо для него - высшая субстанция, символ рока, судьбы и является той силой, которая стоит на страже правопорядка. Однако в центре внимания Конфуция находится человек, его взаимоотношения с обществом, а также проблемы воспитания. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как взаимность, золотая середина, человеколюбие, составляющие правильный путь (Дао). В ответ на просьбу кратко сформулировать свое учение, Конфуций сказал: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». Главным качеством каждого должно быть «жэнь» (человеколюбие). Большое значение Конфуций уделяет «ли», т.е. правилам поведения. Впоследствии в Китае был разработан целый комплекс правил поведения китайцев («китайская церемония»). Как обруч, стягивающий общество, он не позволяет никому (от рядового человека до императора) отступать от принятых норм. Постепенноразвивается важнейшее для древнекитайской философии представление о «Дао» как безличном мировом законе.Основное произведение даосов «Дао дэ цэ-ин» («Книга о Дао (пути) и де (добродетели)») впервые серьезно поднимает вопрос об объективности картины мира в ее абстрактно-логической понятийной форме. «Дао» есть первоначало, все сущее находит в «Дао» не только начало, но и окончание, завершение. «Дао» рождает вещи, а «де» вскармливает их. Ни одна вещь не возможна без того или иного отношения к «Дао» и «де». В целом, лаосская картина мира такова: небытие первично - это «Дао», не имеющее имени. Но, назвав «Дао» мы превращаем его в бытие. Однако все вещи, опирающиеся на бытие, не прочны. Они постоянно уходят в небытие, возвращаясь к своему началу. Это возвращение - единственно постоянное в мире вещей. Вечно только НИЧТО. На рубеже нашей эры древнекитайское общество пережило глубокий кризис. Шли войны между различными группами знати. В этих условиях расцветает мистика, магия, гадание. Возникает новая религия так называемые лаосские секты. Оставив в стороне философские идеи о «Дао» и «де», лаосские проповедники, и маги использовали примитивные верования и суеверия крестьян, позаботились о том, чтобы их идеи в виде мифов и легенд стали широко известными. Против религиозной мистики, особенно против лаосских теологий, выступил Ван Чун. В книге «Лун-хэн» («Критические рассуждения»), он утверждает, что мир состоит из вечно существующей субстанции «ци», а «Дао» -это закономерность самой действительности. Одни «ци» находятся наверху, в небесном пространстве, в виде туманных масс. А другие - внизу, на земле, в сгущенном виде, в форме различных тел. От взаимодействия двух «ци», верхней и нижней «ян-ци» и «инь-ци», и рождаются все вещи. Человека Ван Чун рассматривал как естественное существо, состоящее из материальной основы. В нем, как и в любом организме, заложена жизненная энергия - «цзинь-ци» - духовное начало, вырабатываемое в организме в процессе кровообращения. Со смертью человека исчезает и это начало. В Древнем Китае, следовательно, в силу исторических особенностей мыслители особое внимание уделяли решению социально-этических и политических проблем. Но главные философские течения связаны с пониманием «Дао». Если мыслитель понимал «Дао» как естественный путь, он проповедовал материалистические идеи, если же понимал как божественный путь, то стоял на идеалистических позициях. Чтобы понять уникальность древнегреческой философии, требуется объяснить, как стала возможной невиданная до того времени античная культура. Породившая поэзию Гесиода, Гомера, Сапфо, Анакреона. Исторические труды Геродота и Фукидида, и, наконец, философию Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля. Загадка античности заключается в том, что на основе примитивного производства возникла высочайшая духовная культура. Античность отличается от Востока тем, что здесь с самого начала знали, что люди не равны.«Раб - говорящее орудие», и это точная констатация технократического отношения к человеку. Если раб дорог, к нему относятся хорошо, берегут. Дешевого раба можно убить, жестоко истязать. Раб - тело, но не дух. Душа - высокое качество и может быть только у свободного эллина. Труд в подобных условиях требует сложной системы управления. Следовательно, рабовладелец просто обязан быть активным и самодеятельным. Этого требует от него технология производства. Кажется, будто рабовладельческое общество освобождает от труда рабовладельца. Однако постановка вопроса: «Что ты сделал? Кем ты стал?» - привела к появлению античной гражданственности. Именно в условиях рабовладения расцветает эллинская демократия. А поскольку труд рабовладельца уникален, то он порождает и уникальную культуру.
Основные этапы развития античной философии 1-й период: Зарождение и формирование (6 вв. до н. э.). 2 период: Зрелость и расцвет (5-4 вв. до н. э.). 3 период: Закат (3-1 вв. до н. э.). 4 период: Упадок и гибель в эпоху Римской империи (1-3 вв. н.э.).

Вопросы: 1. Роль мифа в жизни людей? 2. Связь мифа с философией? 3. Суть Индийская философия?
Список литературы: Введение в философию 2-е изд. 2002 г. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: становление греческой философии. М.1972 г. 20 лекций по философии / под ред. И.Я. Лойфмана. Екатеринбург., 2001 Бибихин В.В. Язык философии, М., 1993 Чанышев А.Н. Начало философии, М., 1982
Категориальный анализ понятий: Веды - древнейший памятник индийской литературы, состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формы заклинаний, обрядовые предписания, мифы. Чарваки – материалистическое учение Древней Индии, то же что и Локаята. Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Или недостоверный рассказ выдумка. Мифологическое сознание -наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления. - Пятикнижие-совокупность взглядов на мир: природу, общества, человека. Религиозные догмы - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Ригведа – последняя часть Вед, в ней описан миф о сотворение мира, в котором говорится противоречие осущем и несущем. Античность – Древний греко-римский мир и его культура.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.