Р Е Ф Е Р А Т
КУРС:АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тема: УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НАГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ
АУДИЕНТ:
г.Кишинев
2006 г.
ВВЕДЕНИЕ
ВРеспублике Молдова государственная служба регулируется особым законодательнымактом – «Законом о государственной службе» № 443 от 04 мая 1995 года. ДанныйЗакон регламентирует правовой статус государственных служащих, в том числеусловия и порядок поступления на государственную службу и порядок еепрохождения, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращениягосударственной службы и другие вопросы, связанные с организациейгосударственной службы в Республике Молдова. Закон распространяется набо́льшую часть лиц, осуществляющих свою деятельность в государственныхорганах, за исключением выборных лиц и чиновников, занимающих высшиегосударственные посты, деятельность которых подзаконна другим законодательным инормативным актам, например, Президент, Депутаты Парламента, членыПравительства и др.
Согласноопределения, данного в статье 1 «Закона о государственной службе»,государственный служащий – это «лицо, занимающее оплачиваемую государственнуюдолжность и имеющее ранги и чины, установленные в соответствии с принципами,определенными настоящим законом». Или другими словами, это профессиональныйработник, занимающий должность в государственном аппарате, наделенный особымиполномочиями для выполнения возложенных на него функции, направленные надостижение основных целей государства – развития экономики, культуры,социальной сферы, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, охраныобщественного порядка, обеспечения национальной безопасности, осуществлениявнешней политики государства и др.
ОБЯЗАННОСТИГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОГРАНИЧЕНИЯ.
Учитываято, что государственные служащие являются законными представителями органовпубличного управления, деятельность которых направлена в первую очередь наоказание услуг гражданам, и поскольку они наделены определенными полномочиями иправами, то на них возложены и дополнительные обязанности, ответственность иограничения.
Так,например, на всех государственных служащих возложены следующие обязанности:
- исполнятьрешения органов публичной власти по вопросам, входящим в его компетенцию,качественно и в срок;
- проявлятьинициативу и настойчивость, добиваться наиболее полного выполнения поставленныхперед ним задач;
- руководствоватьсядействующим законодательством при выполнении своих обязанностей;
- недопускать волокиты и бюрократизма;
- бытьобъективным и беспристрастным;
- изучать иучитывать в своей работе общественное мнение;
- соблюдатьправа и свободы граждан;
- своевременнорассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, относящихся к сфере егослужебной деятельности;
- хранитьгосударственную и иную охраняемую законом тайну;
- неразглашать и не передавать третьим лицам конфиденциальные сведения о гражданах,ставшие ему известными в связи с исполнением своих служебных обязанностей;
- постоянноповышать свой профессиональный уровень и квалификацию.
Сдругой стороны, государственный служащий не имеет права:
- заниматьгосударственную должность, находящуюся в отношении подчиненности илиподконтрольности с должностями, занимаемыми его близкими родственниками илисвойственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, супругами, а такжебратьями, сестрами или родителями супругов).
- заниматьдругую должность или выполнять работу по совместительству в органах публичнойвласти;
- заниматьдругую должность или выполнять работу по совместительству, по договору иликонтракту в иностранных или совместных предприятиях и организациях;
- заниматьдругую должность или выполнять работу по совместительству, по договору иликонтракту на предприятиях, деятельность которых подконтрольна, подотчетна илииным образом связана с компетенцией органа, в котором он состоит на службе(исключение может составлять научная, преподавательская и творческаядеятельность);
- бытьповеренным третьих лиц в органе публичной власти, в котором он состоит наслужбе;
- заниматьсяпредпринимательской деятельностью или содействовать физическим и юридическимлицам в их предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения,услуг, льгот или других преимуществ;
- иметьнезадекларированные счета в иностранных банках;
- выезжатьв служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
- приниматьподарки и услуги за выполнение своих служебных обязанностей (исключением могутбыть символические знаки внимания и гостеприимства);
- приниматьучастие в забастовках, нарушающих функционирование соответствующего органапубличной власти, от деятельности которого зависит обеспечение обществажизненно важными благами и услугами;
- совершатьдействия, которые запрещены статьей 8 Закона о борьбе с коррупцией ипротекционизмом.
Всвязи с высокими требованиями, предъявляемыми к государственным служащим, становитсяясно, что при поступлении на работу в государственные органы кандидат долженсоответствовать определенным требованиям, предоставить необходимые документы.Поэтому порядок и условия поступления на государственную службу также четкопрописаны в «Законе о государственной службе».
ПОРЯДОКПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ.
Любойгражданин Республики Молдова, постоянно проживающий в республике, владеющийгосударственным языком, имеющий соответствующее образование и пригодноесостояние здоровья, и не подпадающий под ограничения, предусмотренные статьей11 «Закона о государственной службе», имеет право поступить на государственнуюслужбу, не зависимо от расы, национальности, пола и пр.
Замещениегосударственных должностей осуществляется путем зачисления, назначениявышестоящим органом публичной власти или уполномоченным должностным лицом,избрания или на конкурсной основе.
Длязамещения государственной должности кандидат должен иметь необходимый для этогоклассный чин. В случае, если лицо при поступлении на государственную службу неимеет соответствующего классного чина, устанавливается испытательный срок. Приэтом вопрос о соответствии занимаемой должности и присвоении классного чинарассматривается аттестационной комиссией.
Припервом поступлении на государственную службу в качестве должностного лицагражданин должен в присутствии коллектива соответствующего подразделения органапубличной власти принести присягу следующего содержания:
«Сознаваяответственность, возлагаемую на меня государственной службой в качестведолжностного лица, торжественно клянусь верно служить государству и народуРеспублики Молдова, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать интересы иавторитет государства, права, свободы и законные интересы граждан, достойнонести звание государственного служащего, добросовестно исполнять своиобязанности. Если я нарушу эту присягу, то готов нести ответственность по всейстрогости закона» (Статья 15 «Закона о государственной службе»).
Присягаприносится перед символами государства в 10-дневный срок после замещениядолжности. После чего должностное лицо подписывает текст присяги, которыйхранится в его личном деле. Присяга приносится один раз и при переходе наслужбу в другой орган публичной власти вторично не приносится.
Припоступлении на государственную службу путем зачисления или назначения с цельюпроверки лица на соответствие занимаемой должности по соглашению сторон можетбыть установлен испытательный срок (не более шести месяцев) и условияиспытания. При этом, если испытательный срок истек, а государственный служащийпродолжает выполнять свои обязанности, то он считается выдержавшим испытание. Вэтом случае должностное лицо, выдержавшее испытание, не позднее 10 дней поистечении испытательного срока приносит присягу.
Еслилицо не прошло испытания, оно освобождается от должности в соответствии сзаконодательством о труде. Срок испытания не устанавливается при замещениигосударственной должности путем избрания или по конкурсу, а также при переводегосударственного служащего в другой орган публичной власти.
Припоступлении на государственную службу заключается индивидуальный трудовойдоговор, принимается постановление (решение, распоряжение) или издается приказо поступлении на государственную службу.
Подготовкаспециалистов для государственной службы и повышения их квалификацииосуществляется в учебных заведениях, специализированных в области публичногоуправления (как, например, Академия Публичного Управления при ПрезидентеРеспублики Молдова) и в других учреждениях соответствующего профиля.
Каждыечетыре года государственные служащие проходят курсы повышения квалификации.Результаты учебы и повышения квалификации учитываются при продвижении их послужебной карьерной лестнице.
Сцелью совершенствования деятельности государственной службы, улучшения подбора,расстановки и воспитания кадров, стимулирования роста профессионального уровня,повышения качества и эффективности работы, обеспечения соответствия заработнойплаты результатам труда периодически (один раз в три года) проводится аттестациягосударственных служащих, за исключением тех, которые занимают должностипервого ранга. Для этого органами центрального публичного управления создаютсяаттестационные комиссии, которые оценивают деятельность государственныхслужащих, их профессиональную компетентность, правовую культуру, умениеработать с людьми и делают выводы о соответствии их занимаемой должности, оприсвоении классного чина, об увеличении или понижении должностного оклада,установлении, изменении или отмене надбавок к должностному окладу, заисключением надбавок за классный чин и выслугу лет, а также даются рекомендациио направлении на курсы повышения квалификации или о зачислении в резерв кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Законо государственной службе» принятый в 1995 году до настоящего времени былнеоднократно пересмотрен и дополнен поправками, продиктованными духом времени.Тем не менее, в связи с необходимостью реформационных преобразований в системегосударственных органов центрального публичного управления, мы видимнеобходимость в изменении самого отношения к государственной службе. Этообусловлено с одной стороны стремлением к поднятию престижа государственнойслужбы и привлечения в органы публичного управления высококвалифицированныхспециалистов, способных решать проблемы и задачи, стоящие сегодня передгосударством и обществом. С другой стороны это связано с поднятием имиджагосударственных служащих в глазах граждан и связанного с этим доверия обществак работникам органов публичного управления.
Ключомк решению данных задач станет принятие нового закона «О Кодексе поведения государственногослужащего», проект которого уже подготовлен и вынесен для обсуждения. Какзаявлено в этом Законе, «целью Кодекса является установление повышенныхпрофессиональных стандартов для государственной службы и информирование граждано принципах поведения государственного служащего в целях повышения качествагосударственной службы; обеспечение эффективного управления при реализацииобщественного интереса; содействие пресечению и недопущение бюрократии и коррупциив области публичного управления, а также создание атмосферы доверия граждан кпубличным властям».
Этократкий и в то же время емкий документ, закладывающий основу для дальнейшегоразвития системы публичного управления в целом и отношения к государственнойслужбе в частности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. КонституцияРеспублики Молдова.
2. ЗаконРеспублики Молдова «О государственной службе» № 443 от 04 мая 1995 года.
3. ПроектЗакона о Кодексе поведения государственного служащего.
4. Трудовойкодекс Республики Молдова.
5. ГлазуновН.И. «Система государственного управления» М.2003г.