Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Государственный суверенитет РФ

Введение
          Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверенитетаРоссийской Федерации явилась Декларация «О государственном суверенитетеРоссийской Федерации Советской Федеративной Социалистической Республики»,принятая 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР1. Выражая волю народов России,Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее  территории, предусмотрев политические,экономические и правовые гарантии суверенной России. 
          Основные положения Декларации нашли свое отражение в действующейКонституции Российской Федерации.
          Государственный суверенитет Российской Федерации – категория сложная.Это обуславливается спецификой России, как многонационального государства.
           В данной связи следует учесть и тообстоятельство, что с момента распада СССР и крушения тоталитарно-политическихсистем бывших советских республик Россия, как впрочем и другие субъектыраспавшегося Союза переживает глубокий политико-экономический кризис.
           Врезультате распада СССР были ликвидированы единые Вооруженные Силы Федерации,что соответственно привело к ослаблению военной формы защиты государственногосуверенитета России.
           Вданной курсовой работе рассмотрены вопросы понятия государственногосуверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства,взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальнымсуверенитетом. Затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, данаконституционная характеристика суверенитета Российской Федерации, рассмотреныформы защиты суверенитета России.
           Входе написания данной курсовой работы были использованы Конституция РоссийскойФедерации, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалыпериодической печати.
          Анализ использованной литературы показал, что тема государственногосуверенитета полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляетбольшой интерес для изучения.    
1 Понятие государственного суверенитета, егоюридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетомнарода и национальным суверенитетом. 

           Суверенитет (от английского sovereignty и французского  souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – одиниз существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлятьвнутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в своюдеятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил(организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитетавыделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.
           Верховенство государственной властивыражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений вгосударстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права иобязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лици граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти являетсяверховенство на всей территории государства конституции и других законов,издаваемых высшими органами государственной власти.                                                                                        
          Верховенство государственной власти России как признак суверенитетаРоссийской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит:«Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство навсей территории Российской Федерации».
          Верховенство государственной власти делает ее единственной политическойвластью, исключая тем самым возможность существования наряду с сувереннойгосударственной властью какой-либо иной политической власти.
           Единство государственной власти, каксвойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа илисистемы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственнуювласть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том,что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственнуювласть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функцийгосударства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могутпредписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствахвзаимоисключающие правила поведения.
           Согласност.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуетсясистемой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент,законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственныеорганы субъектов Федерации.
          Единство системы государственной власти – одна из гарантийгосударственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единствовыступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета РоссийскойФедерации.         
           Важным свойством сувереннойгосударственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельностьгосударства в отношениях с другими государствами.   
           Независимость и верховенствогосударственной власти выражаются:
-        в универсальности– решения государственнойвласти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью вданной стране 
-         в прерогативе– возможность отмены ипризнания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, атакже возможность закрепления государственной властью любого проявленияобщественной власти (обычная, требования и др.)
-        в наличии специальныхсредстввоздействия, которыми не располагаетникакая другая общественная организация.
           Однако вышеперечисленные юридическиесвойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ векапоявляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловленаиз вне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразныхобщений, из которых оно стало слагаться»[1],т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что ононе связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств,от мирового сообщества в целом.
          Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри странызависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственныхобразований. Определяющим в деятельности органов государственной властиРоссийской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себяобязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, сзаключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ «Общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы. Если международнымдоговором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренныезаконом, то применяются правила международного договора». 
           Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен отнародного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета иединственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональныйнарод (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерацииимеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют правоизбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РоссийскойФедерации имеют равноправный доступ к государственной службе. ГражданеРоссийской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
           А значит народный и государственныйсуверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народомсуверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, необразовавшие государства, не принадлежат истории1)и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающеготак или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народныесуверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни»[2].
           Как отмечает И.А. Умнова, сочетаниенародного и государственного суверенитетов – это «свойство и способностьгосударства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику приусловии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальныхменьшинств и соблюдения норм международного права»3.
           Понятиегосударственного суверенитета тесно связанос понятием национальногосуверенитета. Национальный суверенитет означает право наций насамоопределение. В России как многонациональном государстве данное правозакреплено в ст.5 Конституции РФ.
           Однако следует отметить что, вмногонациональных государствах, образованных путем добровольного объединениянаций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, неможет быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, какимспособом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путемобъединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии иликонфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данныммногонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой изобъединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечениясуверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональномугосударству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общейфинансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет нацийобеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоихслучаях многонациональное государство в лице своих высших органов являетсяносителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета,принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему какобщие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждойиз них.
           Так, в целях сохранениягосударственного единства России, как многонационального государства,недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы Россиисвое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамкахРоссийской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия РоссийскойФедерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантируетгражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равныеправа, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развитияязыка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ);а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.   
          Итак, государственный суверенитет — это присущее государствуверховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
 Государственный суверенитет включает такиеосновополагающие принципы, как единство и неделимость территории,неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела.Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушаетграницы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, неотвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении егосуверенитета.
 Выступая признаком государства, суверенитетхарактеризует его как особого субъекта политических отношений, как главногокомпонента политической системы общества.
 Суверенитет является полным и исключительным,одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тоткритерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
  
2 Проблема суверенитета вфедеративном государстве.   
           Проблема суверенитетав федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) заопределенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.
           Согласноконституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбулеФедеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами государственной власти Российской Федерации иорганами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта1992 года (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами.
           Могут ли составляющие частифедерации являться самостоятельными суверенными государствами, если над нимистоит федеральная государственная власть?
            Мое мнение, что в федеративномгосударстве истинно государственный характер имеет лишь центральнаягосударственная власть, только она – суверенна. Я также разделяю теорию Бореля: «Суверенитет существенный элементгосударства; в виду того, что суверенным является федеративное  государство, частные государства, из которыхсостоит (единое) государство, с юридической точки зрения, не являютсягосударствами;… с точки зрения публичного права, они не имеют верховныйхарактер, необходимый для государства»… В федеративном государстве штаты (лишь)участвуют в создании суверенитета федеративного государства»1.
           Несуществует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного,раздельного суверенитета2. Надопризнать справедливым высказывание К. Маркса о том, что «две суверенные властине могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это –нелепость вроде квадратуры круга» 1. Объективно невозможно действие двух верховныхи при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративномгосударстве носителем суверенитета является сама Федерация.
           Кстатиговоря, проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечествавозникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возниквопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если надними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положенияобычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзноегосударство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство,складывающиеся из подчиненных провинций.
          Составители американской конституции думали вначале решить эту проблемус помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную властьосуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случаев пределах одной и той же федеральной территории оказывалось нескольковерховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного,поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивалисьпо предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатовдействовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфересвоего ведения была одинаково суверенна.
           Оцениваяэту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: «Теорияделимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенныхвластей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметамведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенныевласти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграниченыпо территориям, или по предметам ведения – все равно, каждая из них может бытьвполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, чтотерриториальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; аразграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более илименее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретныеслучаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить тольковопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определенийк частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры.Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть,которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если этобудет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как онаполучит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же,напротив, решителями таких споров сделать отдельные государства, тогда ониподчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместосоюзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоятьпонятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, чтосуверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежностьгосударства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие всостав союзного государства отдельные государства должны быть признаны несуверенными государствами»1.
           Многопозже, при создании Союза ССР, его субъекты – союзные республики тоже былипровозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетаниясуверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов – союзных республик. В этотпериод господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетаниесуверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Главным фактором,обуславливающим возможность такого сочетания, объявлялась единаясоциалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзныхреспублик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом необладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзноегосударство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, вдействительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишьпотенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, тольковоспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава СоюзаССР.
          Республики в составеРоссийской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации непользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться вкачестве суверенных. Следовательно объявление этих республик суверенными государствами– не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившемуназвание «парад суверенитетов», и разного рода политическим играм, ведущимсякак на федеральном так и региональным уровнях.3 Россия – субъект государственного суверенитета
           Как уже отмечалось выше наоснове Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой  12 июня 1990 года первым съездом народныхдепутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По КонституцииРФ 1993 года, «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее    территорию. Конституция РоссийскойФедерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РоссийскойФедерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенностьее территории» (ст.4 Конституции РФ). Государственный суверенитет Россииформируется по воле единого многонационального народа, а также по волесубъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерациюнародов (ст.5, ч.3 Конституции РФ).
           Конституционная характеристикасуверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации,обязывает федеральные органы государственной власти пресечь любую попыткупосягательства на единство и верховенство государства, защищать егоцелостность. Данная формула подтверждается решением Конституционного СудаРоссийской Федерации от 31июля 1995 года. «По проверке конституционности указовпрезидента №2137 «О восстановлении конституционной законности и правопорядка натерритории Чеченской Республики» и №2166 «О мерах пресечения действийнезаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зонеосетино-ингушского конфликта» и постановления правительства РФ №1360 от 9декабря 1994 года1.Именно в защиту государственного суверенитета России, национальногосамосохранения чеченского народа, прав и свобод граждан России и Чечниосуществляются антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одногосударство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовыватьвнутренний суверенитет.
           Государственный суверенитетРоссийской Федерации – категория сложная и не сводится лишь к компетенциивластных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полнымвыражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеетбольшое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализациигосударственного суверенитета. Ниже перечислены суверенные права какнеприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум безкоторого не представляется возможным осуществление государственногосуверенитета:
-         право самостоятельного осуществления учредительной власти;                            
-         право формирования и конституционного закрепления системы высших и местныхорганов государственной власти;
-         право самостоятельного осуществления всех форм государственнойдеятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной,контрольно-надзорной и др.);
-         право территориального верховенства;
-         право установления гражданства и определения правового статуса граждан;
-         право осуществления централизованного руководства хозяйственной, исоциально-культурной деятельностью;
-         право на политическое объединение с другими государствами и свободноговыхода из объединений1.
           Достаточно изъять одно изперечисленных суверенных прав и политическая единица потеряет суверенныйстатус, перестанет быть суверенной.           
           Следовательно, в РоссийскойФедерации носителем суверенитета является Россия в целом, предметамиисключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственногозначения (ст.71 Конституции РФ); все другие более или менее важные вопросысоздают сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е.не решаются без федерального центра.
           Таким образом, субъекты РоссийскойФедерации являются носителями суверенных прав, но не представляют собойсуверенные политические организмы.
           Н.А. Михалева выделяет десятьважнейших элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации каксуверенного федеративного государства: 1) учредительный характер федеральнойгосударственной власти; 2) территориальное верховенство; 3) федеральнаяконституционно-правовая система; 4) легитимные федеральные властные структуры;5) федеральная государственная собственность; 6)федеральное гражданство; 7)единые вооруженные силы Российской Федерации; 8) универсальная международнаяправосубъектность; 9) государственный язык Российской Федерации; 10)государственная символика1.
           Спорным является суждение онаделении субъектов Федерации «внутренним публично-властным государственнымсуверенитетом»2.В соответствии со ст.73 Конституции РФ, «вне пределов ведения РоссийскойФедерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веденияРоссийской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РоссийскойФедерации обладают всей полнотой государственной власти» Но конституционныйобъем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как«суверенитет». Речь может идти лишь о компетенционной отчужденности, а нео  разграничении суверенитета междуфедерацией и ее субъектами.
           В условиях распространениягосударственного суверенитета России на всей территории страны субъектыРоссийской Федерации самостоятельны и «верховны» в пределах только своих исключительных полномочий(ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не достаточно для того, чтобыговорить о суверенности в целом субъектов Федерации. Трудно не согласиться сР.А. Мюллерсоном, который полагает, что «субъекты федерации, даже обладающиеширокими полномочиями, не являются суверенными образованиями».
           Если содержание суверенитета свестик компетенции (что и делается со стороны республик; вспомним, например,известное заявление Президента РФ Б.Н. Ельцина «Субъекты федерации могут братьсебе столько суверенитета, сколько смогут»), то и субъекты федерации будутсчитаться суверенными. Как уже не раз отмечали, если не исказим сутьсуверенитета (не доведем до автономии), под суверенитетом субъектов РоссийскойФедерации должны подразумеваться их возможность считаться с федеральным центромпо своему усмотрению, их право решать любые вопросы без какого- либополитического ограничения по собственному усмотрению, включая право измененияполитического статуса, оформления в независимое государство3.
           Именно право на сецессию придаетсубъекту Федерации суверенный государственно-правовой статус.                                               
           Но, трудно даже гиппотическипредставить, что каждый из 89 «равноправных» субъектов Российской Федерацииможет провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии идругие прерогативы государственного суверенитета. Согласно КонституцииРоссийской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерациинеприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); «федеративное устройство РоссийскойФедерации основано на ее государственной целостности, … равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации» (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (ане за ее пределами). В этой связи совершенно неприемлемо положение КонституцииРеспублики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию1.
           Таким образом, в России сформально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенныхполитико-территориальных единиц, даже если они называются республиками(государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, на конституционномсовещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция РоссийскойФедерации не зафиксировала «суверенитет республик» (о суверенитете другихсубъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательноеотрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенныхгосударств2(т.е. государств).
           Следовательно, суверенной являетсятолько Россия, а состовляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплексисключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.      
           Следует отметить, что изложенное вышепредставление о сути суверенитета Российской Федерации в основном опирается наконституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует практика, у данноговопроса есть и другая – фактическая сторона; как уже отмечалось выше в виде«парада суверенитетов» отдельных субъектов Российской Федерации. Первойреспубликой, провозгласившей о своем суверенитете уже через неделю послепринятия Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» в 1990 году былаСеверо-Осетинская АССР. После президентского заявления о том, что «субъектыфедерации могут брать себе столько суверенитета сколько могут», «джинсуверенизации уже был выпущен из бутылки», и соответственно субъекты начали«более настойчиво добиваться своей доли льгот у Центра»3. Практически все республики в составеРФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитетеи устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая силакоторых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. КонституцияРФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2ст.5  определяет их «государствами».Следовательно зафиксированный в Федеративном договоре «республиканскийсуверенитет» не противоречит ст.5 Конституции РФ, однако находится в прямомпротиворечии со ст.4 Конституции РФ.
          Объективной причиной данного конституционного «противоречия» стало восновном социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-хгодов, в соответствии с чем в жертву достижению «неотложных» политических целей– спасению государственного единства – были принесены четкость и определенностьконституционных положений.
          Однако, суверенность Российской Федерации не вызывает сомнения,  и не только на основании ст.4 Конституции РФ.Надо учитывать и содержание ч.1 ст.65 Конституции РФ, согласно которой субъектыРоссийской Федерации находятся всоставе Российской Федерации и не составляют или объединяются в федерацию. Кэтому стоит добавить и зафиксированный в ч.1 и 4 ст.5 Конституции РФ принциправноправия всех видов субъектов РФ, а также общее содержание (дух) федеральнойКонституции РФ. Кроме того, следует учесть и то, что большинство республик, поих Основным Законам, определяются (хотя и суверенными государствами) но всоставе Российской Федерации (кроме Татарстана и Чечни).
           Одностороннее принятие отдельнымисубъектами Российской Федерации деклараций о своем государственном суверенитетене приводит к возникновению каких-либо конституционно-правовых и международно-правовыхрезультатов. Данное само собой не рождает факт наличия суверенитета: реально,ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообщегосударствами) – никто не признавал их государственного суверенитета.
 
           Согласно п.3 ст.4 Конституции РФРоссийская Федерация как суверенное государство гарантирует обеспечениецелостности и неприкосновенности своей территории.
           Территориальная целостность инеприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами  Российской Федерации, задачей которыхявляется оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитетагосударства.
           В данном случае следует  отметить тот факт, что после распада СССР,произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенныхгосударств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически кразрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительноослабла военная защита государственного суверенитета России.       
 Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в составвеликой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственнуюPRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»независимость, в результате борьбы за создание своего собственногосуверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособнымизащитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого изних.
           Всясистема военных округов, создававшихся не по количеству союзных республик, а постратегическим направлениям с учетом территориального начала, обеспечивающегомобилизационные возможности, была полностью разрушена. А ведь именно военныеокруга являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, втом числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье иСредней Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование.Вместе с потерей Прибалтийского военного округа были утрачены и базыБалтийского флота.
           Основу основ обороны составлялиРакетные войска стратегического назначения (РВСН). В результате распада СССРракетные соединения и части оказались на территории четырех республик: России,Украины, Белоруссии и Казахстана. Как заявил на процессе по «делуГКЧП» бывший министр обороны СССР маршал Советского Союза Д. Язов ",нарушилось централизованное управление войсками, практически вся системакомандных пунктов перестала действовать. Средства разведки и дальнегообнаружения также оказались разобщенными". Даже ракетные армии оказалисьразделенными — в России и Казахстане. Разобщение распространилось и на всесопутствующие ракетным войскам службы. Все это «практически делало РВСНили мало, или почти неспособными нанести ответно — встречный удар. Гарантированностьтерялась».
          Кроме того в настоящее время Украиной перед Россией поставлен вопросразделении Черноморского флота. Между тем широко известно, что Черноморскийфлот только как единый организм может представлять собой могучий инструмент защитыгосударственного суверенитета не только России и Украины, но и другихгосударств бывшего союза.
           Вэтих условиях особую тревогу вызывает состояние военной промышленности России.Объем производства вооружений и военной техники за три последних года снизилсяна 78 %, оборонные заказ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.