МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельскийгосударственный университет
имени Франциска Скорины»Заочный факультет
Кафедра Теории и Истории Государства и Права
Правовые основы занятости итрудоустройства граждан,
не способных на равных условияхконкурировать на рынке труда
Курсовая работа
Исполнитель:
Студенткагруппы ПС-42 Славинская Н.А.
Научныйруководитель:
Ассистент Караваева Е.М.
Гомель2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………. 3
1 Политика государства в области трудоустройства изанятости… 5
1.1 Регулирование занятостинаселения………………………….. 5
1.2 Гарантии и компенсациибезработным……………………….. 8
2 Правовое положение граждан,не способных на равных
условиях конкурировать на рынке труда…………………………… 14
3 Порядок, способытрудоустройства граждан, не способ-
ных на равных условиях конкурировать на рынкетруда…………. 20
3.1 Порядок установления брониприема на работу граждан, …. 20
не способных на равных условиях конкурировать на рынке
труда
3.2 Организация временнойзанятости безработной молодежи
«Молодежная практика» …………………………………………… 22
Заключение …………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………… 29
ВВЕДЕНИЕ
С обретением РеспубликойБеларусь независимости и провозглашением её как демократического, социального,правового государства, нового определения потребовало также и понятиезанятости. С одной стороны, признается законом добровольная незанятостьграждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основаниемдля привлечения человека к административной или уголовной ответственности. Сдругой стороны — незанятость человека, который ищет работу. Именно этакатегория населения должна находиться в поле зрения государства, призванногообеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.
Безработица и политикареформирования и последовавший за этим кризис обусловили значительноесокращение работающих в народном хозяйстве. Реальное высвобождение занятых изобщественного производства началось с 1990 года и за пять лет численность в немсократилась на 14,4 процента, то есть из народного хозяйства за этот периодбыло высвобождено около 743,4 тысячи человек, что не явилось непосредственнымрезультатом рыночных преобразований, а скорее было вызвано унаследованнымидеформациями в экономике, усугубленными кризисной ситуацией [1].
Так же неблагоприятнымобразом на составе трудовых ресурсов сказывается старение населения страны.Этот процесс отрицательно влияет на жизнедеятельность различных сфер общества,формирование профессиональной и отраслевой структуры занятости. Лицапенсионного и предпенсионного возраста составляют более 20 процентов общейчисленности занятого в экономике населения. Также постоянно увеличиваетсяприток на рынок труда молодого населения, которое не имеет ни профессии, ниопыта работы. Кроме этого, у безработицы – женское лицо: на 1 января 2000 годаженщины составляли 61 процент безработных. Наименьшие шансы трудоустроиться уженщин, имеющих малолетних детей, предпенсионного возраста, имеющиеспециальности (например, строительные), по которым наниматель отдает предпочтениемужчинам [2].
В связи с этимиобстоятельствами, государство было вынуждено пересмотреть политику в сферезанятости и трудоустройства, в результате чего был принят Закон Республики Беларусь «О занятости населенияРеспублики Беларусь» 1991 года (далее – Закон) и изменения и дополнения в него1992 и 1998 годов.
Актуальность темы исследования определяется тем, что впериод становления гражданского правового общества наряду с решением политических и экономических задач требуется кардинальное изменение положениячеловека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь этокасается тех категорий граждан, которые,обладая теми же конституционными правами, что и другие граждане, все женаходятся в менее выгогдном социальном положении вследствие своего возраста,состояния здоровья или иных субъективных причин.
Особоевнимание в области занятости и трудоустройства государством должно уделяться гражданам, не способным наравных условиях конкурировать на рынке труда.
К категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, относятся:
— одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей,детей-инвалидов;
— молодежь до 18 лет, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попеченияродителей;
— инвалиды;
— граждане, выехавшие из зон радиоактивного загрязнения в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь;
— лицапредпенсионного возраста;
— воины-интернационалисты;
— военнослужащие, уволенные в запас в связи с окончанием срочной службы либо ссокращением;
- лица,освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющихпринудительное лечение по решению суда.
Внастоящее время остро стоит проблема трудоустройства этой категории населения.Такие граждане являются особенносоциально уязвимыми, поскольку не всегда могут предложить на рынок труда те услуги, которые пользуются спросом.
В данной курсовой работебудет проанализировано развитие ифункционирование основополагающей сферы общественных отношений – занятости,политика государства в сфере занятости и трудоустройства населения, рассмотренапроблему правового статуса граждан, не способных на равных условияхконкурировать на рынке труда, отмечены меры, принимаемые государством в целяхреализации ими права на труд как на наиболее достойный способ самоутверждениячеловека, раскрыт порядок и способы трудоустройства данной категории граждан.
1 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВАИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Регулирование занятости населения
Как показывает опытвысокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка трудапредполагает высокую активность государства. При этом государственная политиказанятости должна обеспечить равные возможности всем гражданам страны вполучении рабочего места; содействовать той занятости, которая являетсяэкономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государстводолжно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовыхресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышениемквалификации и интересами. От имени общества государство должно такжеобеспечивать социальную защиту в области занятости.
Нагосударственную политику и занятости населения влияют особенности формированияеё рынка труда. К таким особенностям относятся: отсутствие длительногоэволюционного развития рынка труда, совпадения периода становления рынка трудас формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственныхкритериев, сложившихся в эпоху командно-административной экономики.
Эти и другиеобстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудовогозаконодательства. В настоящее время отношение занятости в республикерегулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Озанятости населения Республики Беларусь» 1991 года (далее – Закон), трудовымкодексом и иными нормативными актами [3, с.637].
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право натруд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право навыбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием,способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётомобщественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Государство создаёт условия для полной занятостинаселения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам емугарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётомобщественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии сзаконом[4, ст. 41].
Республика Беларусь проводит единую политику в сферезанятости и трудоустройства в целях снижения и предотвращения безработицы и,как следствие, повышения уровня жизни населения.
Государственная политика в области занятости итрудоустройства населения основывается на следующих принципах:
— обеспечение равных возможностей всемтрудоспособным гражданам республики Беларусь независимо от расы, пола,отношения к религии, возраста, политических убеждений, национального и социальногоположения в реализации права на труд;
- предоставление социальных гарантий икомпенсаций безработным;
- поддержаниетрудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностейк производительному и творческому труду;
— принятие дополнительных мер,содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
- обеспечение мер, направленных напредотвращение безработицы;
— обеспечение социальной защитыв области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройстваграждан, желающих работать;
— координация деятельности вобласти занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
— участие профессиональныхсоюзов, ассоциаций (союзов), предприятий, трудовых коллективов, их формированийв разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечениюзаконности во взаимодействии с органами государственного управления;
— международное сотрудничество в решении проблемзанятости населения, включая профессиональную деятельность граждан РеспубликиБеларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в РеспубликеБеларусь [5, ст.4].
Существует два метода осуществления политикизанятости: активный и пассивный.
Активная политика — совокупность организационных,правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до еёминимального уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной исвободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможностьпредприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников дляэффективного производства. Активная политика занятости включает, прежде всего,меры: 1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников; 2)инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны государственного, так и состороны частного секторов экономики; 3) поощряющие развитие малогопредпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политикизанятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональнаяподготовка и переподготовка кадров.
Пассивная политика занятости — меры, направленные насглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, наподдержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев,разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха ипраздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)
К пассивным мерам также относятся так называемыекомпенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовыхувольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий,находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих не полный рабочий день(неделю) по независящим от них причинам. Компенсационные выплаты используютсякак чрезвычайная мера и устанавливаются на определённый период и в определённыхразмерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимуществоимеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия,расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — рискпринятия государством обязательств работодателя по выплате заработнойплаты [6].
Сутьпринципов заключается в том, что все граждане Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения крелигии, возраста, политических убеждений, национального и социальногоположения имеют право на выборпрофессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями,образованием, профессиональной подготовкой.
В случаенезанятости лица по независящим от него причинам, государство обязуется принятьмеры по трудоустройству гражданина, выплачивать пособие по безработице, а также предоставить иные гарантии и компенсации в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
Для реализации политикизанятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всейтерритории Республики Беларусь создается государственная служба занятости. Еёпервичным звеном является районный, городской (районный в городе) центрзанятости, деятельность которого финансируется за счет средств Государственногофонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели. Услуги, связанные собеспечением занятости граждан, государственной службой занятостипредоставляются бесплатно.
Государственный фондсодействия занятости является государственным внебюджетным фондом,предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий пообеспечению занятости населения. Средствами Государственного фонда содействиязанятости распоряжается государственная служба занятости.
Этот фонд создается засчет обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех формсобственности и хозяйствования (включая предприятия с иностраннымиинвестициями), предпринимателей, ассигнований из республиканского и местныхбюджетов, добровольных пожертвований и иных поступлений. Размер обязательныхотчислений в Государственный фонд содействия занятости определяется ВерховнымСоветом Республики Беларусь. Недоимка по отчислениям, не погашеннаяплательщиками в установленные сроки, взыскивается государственной службойзанятости вместе с пеней в бесспорном порядке. Средства фонда, неиспользованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующийфинансовый год.
К роме этого,государством разрабатываются республиканская и региональная программы занятости.Эти программы предусматривают:
-содействиеструктурной перестройке экономики и создание условий для направлениявысвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и вразвивающиеся отрасли;
-совершенствованиесистемы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест,подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональнойориентации населения, повышения эффективности использования трудовых ресурсов;
-обеспечениезанятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
-повышениеэкономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочихмест, гибких форм занятости;
совершенствованиеорганизационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной,кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методическойбазы.
В разработкегосударственных программ занятости участвуют также и профессиональные союзы.Кроме этого они могут оказывать государственной службе занятости материальную ифинансовую помощь.
Органы государственнойслужбы занятости, хозяйственные органы и профессиональные союзы регулярнопроводят совместные консультации по проблемам занятости. По их итогам могутзаключаться коллективные соглашения (договоры), в которые включаютсямероприятия, направленные на содействие и сохранение занятости, защитувысвобождаемых работников, а также лиц, нуждающихся в социальной защите,обязательства со стороны органов государственного управления по предоставлениюинформации об экономических, финансовых условиях проведения политики занятостии другие вопросы, затрагивающие интересы граждан в области занятости [5].
1.2 Гарантии и компенсации безработным
В целяхболее полной занятости населения и эффективной реализации гражданами права натруд, государство предоставляет им ряд гарантий и компенсаций, перечисленных вЗакона.
К ним относятся:
- бесплатная профессиональная подготовка ипереподготовка;
Профессиональнаяподготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляетсяв учебных центрах государственной службы занятости либо в иных учебныхзаведениях (на предприятиях, в учреждениях, организациях).
При необходимости органыгосударственной службы занятости могут в порядке, определяемом СоветомМинистров Республики Беларусь, полностью или частично компенсироватьнанимателям затраты по сохранению и созданию новых рабочих мест, а также напрофессиональное обучение и переобучение работников, подлежащих высвобождению всвязи с ликвидацией Предприятия (учреждения, организации), прекращениемдеятельности предпринимателя, сокращением численности или штата работников вцелях их последующей занятости, а также принятых на работу граждан,высвобожденных другими нанимателями или впервые ищущих работу.
Если в течение последнихдвух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением занятых нанеквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста: женщины – 45 лет,мужчины – 50 лет) по последнему месту работы не прошёл профессиональнойподготовки, повышения квалификации или переподготовки, средства за его обучениевзыскиваются государственной службой занятости с предприятия (учреждения,организации), с которой он был высвобожден.
— бесплатноесодействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием,способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включаяпрофессиональную ориентацию;
Подходящей считаетсяработа (за исключением оплачиваемых общественных работ), соответствующаяпрофессиональной подготовке безработного, учитывая его возраст, состояниездоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортнуюдоступность нового места работы. Не может считаться подходящей работа, если онапредоставляется в другом населенном пункте по административно-территориальномуделению, в районе, где жилищные и иные существенные условия проживания менееблагоприятны, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;заработная плата более чем на 10 процентов ниже заработка по последнему местуработы; отказ от нее обоснован уважительными личными причинамилибо семейными обстоятельствами.
Если по истечении шестимесяцев безработицы не возможно предоставить безработному работу по профессии(специальности), то подходящей может считаться работа, требующая измененияпрофессии с учётом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта идоступных для него средств. Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющихпрофессии (специальности), а также для безработных, не работающих более 12месяцев подходящей может считаться работа, требующая предварительнойпрофессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки, а вслучае невозможности её предоставления – другая оплачиваемая работа, с учетомвозрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства отруде.
Районными, городскими,исполнительными и распорядительными органами могут устанавливаться и иныекритерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных.
- возможность участия в оплачиваемыхобщественных работах;
Организация оплачиваемыхобщественных работ возлагается на местные исполнительные и распорядительныеорганы при участии органов государственной службы занятости.
Финансированиеобщественных работ производится за счет средств предприятий, учреждений и организаций,в интересах которых организуются эти работы, с привлечением при необходимостисредств местных исполнительных и распорядительных органов и Государственногофонда содействия занятости.
С безработныминаправленными на оплачиваемые общественные работы, наниматель заключает договорна срок не более двух месяцев.
На граждан, занятых наобщественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право наполучение пенсий и пособий по безработице и по временной нетрудоспособности впорядке, установленном законодательством.
Порядок организации иусловия проведения общественных работ, в том числе порядок установлениямесячной нормы участия безработных в указанных работах, определяются СоветомМинистров Республики Беларусь.
— получениебесплатной информации о наличии свободных мест (вакансий);
Органы государственной службы занятостиобязаны размещать информацию о вакансиях, иные статистические данные вдоступных для ознакомления местах. Услуги, связанные с обеспечением занятостиграждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.
- судебную защиту трудовых и других прав всфере занятости;
Лицо, право на труд или иные права в сфере занятости которогобыли
нарушены,имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении его прав.
Обжалованиедействий должностных лиц и органов государственной службы занятости можетпроизводиться как в судебном порядке, так и в вышестоящий орган.
- предоставление подходящей работы на период не менеетрёх лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодымспециалистам – выпускникам государственных учебных заведений;
С предприятий,учреждений, организаций, отказавшим ранее заявленным выпускникамгосударственных учебных заведений в предоставлении подходящей работы на периодне менее трех лет, государственнойслужбой занятости взыскивается штраф в размере среднегодовой заработной платыработника данного предприятия [3, ст.10].
- свободу выбора рода занятий и работы;
Предоставление гражданамправа свободного выбора рода занятий и работы в соответствии со своимпризванием и способностями является одним из принципов политики государства всфере занятости и трудоустройства, т.е. её основополагающим началом, всоответствии с которым она и строится.
- предоставление особых гарантий работникам,высвобожден-ным с предприятий, из учреждений и организаций;
Лицам, высвобожденным спредприятий, из учреждений, организаций, при расторжении трудового договора всвязи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций или осуществлениеммероприятий по сокращению численности (штата) работников, а также лицам,получившим на данном предприятии (в учреждении, организации) трудовое увечьеили профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора по любымоснованиям, кроме вызванных виновными действиями, выплачивается выходное пособие в размере неменее трёхкратного среднемесячного заработка и сохраняется непрерывный трудовойстаж в течение трёх месяцев со дня увольнения.
Таким лицам вместовыплаты пособия по безработице по ихжеланию пенсия по возрасту (в том числе на льготных условиях) назначаетсядосрочно, но не более чем за два года до установленного законодательствомвозраста
- выплату стипендий в период профессиональнойподготовки, повышения квалификации ил и переподготовки и включение этогопериода в общий и непрерывный трудовой стаж;
Стипендии безработным напериод профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификацииназначаются государственной службой занятости.
Стипендия безработнымустанавливается в размере 50 процентов, а при наличии иждивенцев – 75 процентовсредней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторнойвеличины минимального пособия по безработице для данного безработного и не вышеутроенной величины минимальной заработной платы. Безработным, уволенным занарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия либо по собственномужеланию без уважительных причин, стипендия устанавливается в размереминимальной заработной платы.
Размер стипендии можетбыть сокращен либо её выплата прекращена в порядке, определяемомреспубликанским органом государственногоуправления по труду в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещениембез уважительных причин. Размер стипендии подлежит в у3становленном порядкеиндексации.
- выплату в установленном порядке пособия побезработице;
Пособие по безработиценазначается государственной службой занятости.
Право на получениепособий по безработице предоставляется безработным, не получающим пенсий,пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо суммвозмещения ущерба, нанесенного увечьем или иным повреждением здоровья,связанным с исполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размерпособия по безработице.
Для назначения пособияпо безработице безработный обязан предоставить в государственную службузанятости декларацию о доходах.
В назначении пособия побезработице может быть отказано в случаях:
— увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской (учебной) дисциплиныи иные виновные действия, а также потери (отсутствия) источников дохода врезультате незаконных действий;
— увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) пособственному желанию без уважительных причин;
— непредоставления декларации о доходах.
Пособие по безработицевыплачивается со дня обращения в государственную службу занятости. В периодполучения безработным пособия по безработице его непрерывный трудовой стажне прерывается. Размер пособия побезработице подлежит в установленном порядке индексации.
Выплата пособия по безработице прекращается вслучаях трудоустройства; прохождения профессиональной подготовки, повышенияквалификации и переподготовки по направлению государственной службы занятости;окончания установленного срока выплаты; получения пособия по безработицеобманным путем; осуждения к наказанию в виде лишения свободы либопринудительного лечения по решению суда; получения пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающимдетей) либо сумм возмещение ущерба, нанесённого увечьем или иным повреждениемздоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающимразмер пособия по безработице.
Выплата безработномупособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3-х месяцев (свключением этого срока в общий срок выплаты пособия по безработице) либо егоразмер может быть сокращён (но не более чем на 50%) в случаях невыполнения безуважительных причин обязанностей безработного; трудоустройства на временнуюработу в период получения пособия по безработице без уведомлениягосударственной службы занятости; если безработный дважды отказался отпредложенной государственной службой занятости подходящей работы либо отпрофессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки понаправлению государственной службы занятости.
Государственная службазанятости обязана письменно уведомить безработного в пятидневный срок опрекращении, приостановлении выплаты или сокращении размеров пособия побезработице с указанием мотивов.
- оказание материальной помощи безработному ичленам его семьи;
Государственная службазанятости может оказывать материальную помощь безработному и членам его семьиза счёт средств Государственного фонда содействия занятости в порядке и наусловиях, определённых Советом Министров Республики Беларусь.
- право досрочно (на два года) выходить напенсию по возрасту работникам предпенсионного возраста в случае признания ихбезработными при ликвидации предприятий, учреждений, организаций;
Лицам, высвобожденным всвязи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, вместо выплаты пособияпо безработице по их желанию пенсия по возрасту (в том числе на льготныхусловиях) назначается досрочно, но не более чем за два года до установленногозаконодательством возраста.
- компенсацию в соответствии с действующимзаконодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другуюместность. [3]
При направлении на работу вдругую местность выплачиваются следующие компенсации: оплата проезда рабочего и членов его семьи(мужа (жены), детей, родителей обоих супругов, находящихся на их иждивении ипроживающих вместе с ними); расходы по провозу багажа в пределах установленныхнорм; суточный за каждый день нахождения в пути; единовременное пособие насамого работника [7, ст.96].
Гражданам,не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, государство путёмсоздания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных),специализированных предприятий, организацией обучения по специальным программами другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии [3, ст.6], которые будутподробнее рассмотрены в следующем разделе.
Такимобразом, государство принимает необходимые организационные, правовые,экономические меры, способствующие снижению безработицы, а также меры, направленные на поддержаниедоходов граждан, временно оказавшихся без работы.