Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста

Доктор педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко,Кандидаты педагогических наук, доценты В.А. Баландин, Б.Ф. Курдюков, В.З. Яцык,Т.А. Банникова
Большую часть потенциала российского общества первойполовины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста.Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические,национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуютобщественность Российской Федерации [1].
Изменения, произошедшие в политическом укладе страны,потребовали серьезных реформ в системе и содержании деятельностиобразовательных институтов, в том числе, а может быть и в первую очередь, длядетей дошкольного возраста [4, 5, 9].
Становятся привычными тревожные данные о системномухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательнойподготовленности детей дошкольного возраста [14].
В перечне причин, определяющих, по мнению многихученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни исоциальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания,несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансированиеобразовательных учреждений и многие другие.
В то же время тезис о приоритетности мероприятий,связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональныхвозможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, являетсяведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольныхучреждениях.
Известно, что многие предпатологические состояниядетей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связиспециалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно[5, 11].
Сложившаяся в системе физического воспитания детейдошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в еесовершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанныенегативные тенденции.
Одно из инновационных направлений в контекстевышеизложенного — разработка культурологического аспекта физическоговоспитания дошкольников. При обосновании его нами решались две основные научно-методическиезадачи:
а) разработка методики освоения детьми физкультурныхзнаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основуинтеллектуальных ценностей физической культуры;
б) формирование определенного мировоззрения,осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоениюфизкультурных ценностей, развитию его мотивационно-потребностной сферы, чтотрадиционно идентифицируется с социально-психологическими задачами воспитанияфизической культуры человека [8].
Нами разработана новая технологическая схема обучениядетей, суть которой заключается в комплексности применения методовпредставления информации, в основе которой лежат принципы наглядности и учетавозрастных особенностей развития психических процессов дошкольников. Результатыпедагогических экспериментов подтвердили способность детей 3-6 лет освоитьфизкультурные знания и связанные с ними умения и навыки, что позволило намрекомендовать включение освоения интеллектуальных ценностей физической культурыв качестве одного из компонентов системы физического воспитания детейдошкольного возраста.
Решение социально-педагогических задач физическоговоспитания сводится к процессу формирования жизненной философии человека:убежденности и потребностно-деятельностного его отношения к освоению ценностейфизической культуры [6]. Реализация этого процесса в ДДУ связана с учетомособенностей интересов ребенка и характером их мотивации.
Наши исследования позволили получить данные опредпочтительности для детей тех или иных видов учебно-воспитательнойдеятельности. Были выявлены четко выраженные и близкие по содержанию интересыкак у мальчиков, так и у девочек к двигательной активности, начиная уже с3-летнего возраста. Однако по мере взросления детей происходит постепеннаядифференциация в динамике интересов. Причем для мальчиков занятия физическимиупражнениями приобретают все большее значение, а у девочек наблюдается обратнаякартина: к 5-летнему возрасту физкультурные занятия отодвигаются у них навторой план, к 6 годам — на четвертое место из девяти основных видовучебно-воспитательной деятельности.
С учетом всех вышеперечисленных факторов, которыеучитывались при разработке содержания и организации педагогическогоэксперимента, была показана принципиальная возможность целенаправленногоформирования мотивов к занятиям физическими упражнениями у детей дошкольноговозраста.
Естественный исследовательский интерес в процессеразрешения интеллектуальных и социально-психологических задач физическоговоспитания детей 3 — 6 лет вызвал вопрос о соотношении и взаимосвязи этих двухпроцессов [2].
Результаты корреляционного анализа показывают, чтомежду уровнями освоения физкультурных знаний и сформированности мотивов кзанятиям физическими упражнениями существует положительная зависимость, достигающаядостоверного уровня в группах мальчиков с 5-летнего, а в группах девочек — с6-летнего возраста.
Таким образом, одним из инновационных направлений,дополняющих существующую систему физического воспитания детей дошкольноговозраста, является реализация интеллектуальных и социально-психологическихзадач, в совокупности составляющих культурологический вектор данного процесса.Результаты проведенных нами исследований позволяют дополнить содержаниесуществующих программ обучения и воспитания в дошкольных учрежденияхконкретными рекомендациями по освоению детьми интеллектуальных ценностейфизической культуры и формированию у них стойких стимулов к занятиямфизическими упражнениями.
В настоящее время в исследованиях большинствасовременных ученых утвердились представления о физическом воспитании как опроцессе управления индивидуальным развитием способностей и свойств человека,необходимых ему в сфере двигательной деятельности [3, 10].
В общей структуре физкультурного воспитаниядвигательный компонент играет главную роль в развитии физического потенциалачеловека, формировании его жизненно важных умений и навыков.
В наших исследованиях установлена тенденция ежегодноговозрастного увеличения абсолютных значений показателей физическойподготовленности и сформированности основных движений, за исключением гибкостиу детей обеих половых групп с достоверными различиями между дошкольникамисмежных возрастов. Результаты педагогических экспериментов также показывают,что по мере взросления как мальчиков, так и девочек, опять исключая гибкость,темпы прироста характеристик физической и двигательной сфер детей постоянноизменяются в сторону увеличения с достоверными различиями по абсолютномубольшинству показателей между дошкольниками смежных возрастов, достигая максимумав 6-летнем возрасте.
Вышеперечисленные научные факты позволяют сделатьвывод в контексте проблемы физической и двигательной подготовки дошкольников осенситивности всего возрастного диапазона от 3 до 6 лет. При этом установлено,что на процесс формирования основных движений существенное влияние оказывают умальчиков такие физические качества, как сила и быстрота, а у девочек — быстрота. В то же время силовые качества являются ведущими в 4-6-летнемвозрасте у детей обеих половых групп.
Непременное условие повышения объективности научныхисследований — постоянное совершенствование методологических основ теориитестирования [13].
В ходе многократных обследований детей сформулированыновые организационно-методические положения, вносящие, по нашему мнению, дополненияв существующую теорию тестирования.
К основным организационно-методическим особенностямпедагогического контроля физической подготовленности детей дошкольноговозраста, установленным в наших исследованиях, относятся:
а) необходимость предварительного обучения техникенекоторых контрольных упражнений;
б) формирование у детей мотивов к достижению наивысшихрезультатов в тестах, особенно в контрольных упражнениях, связанных спроявлениями максимальных или длительных усилий;
в) расширение в разумных пределах комплексов тестов сцелью повышения надежности оценки физической подготовленности дошкольников;
г) преимущественное использование интегральных исуммарных показателей как наиболее информативных и объективных характеристикфизической подготовленности детей 3-6 лет.
Следующим инновационным направлением совершенствованиясистемы физического воспитания детей дошкольного возраста являетсяобъективизация процессов развития физических качеств и формирования основныхдвижений ребенка на основе конкретных данных, количественно характеризующихвозрастные особенности их изменений с использованием разработанной методикипедагогического контроля.
В ходе обследований дошкольников и формирующихпедагогических экспериментов была предпринята попытка выявления возрастныхособенностей развития и на этой основе возможностей средств физическоговоспитания для создания условий, оптимизирующих формирование психическихпроцессов детей 3-6 лет. Планируя это направление научных исследований, мыориентировались на утвердившееся в психологической науке положение о том, чтопсихическое развитие индивида в целом, есть результат оптимального сочетанияуровня биологической зрелости организма и находящихся в пределах возможностейэтого уровня влияний среды [7].
Как и по показателям физической и двигательнойподготовленности, абсолютные значения уровня развития психических процессовповышаются по мере взросления детей. Но на этом сходство тенденций развитияэтих двух качественных характеристик детей заканчивается. По мере взросления детейколичество психических процессов, достоверно различающихся по уровням развитиямежду детьми смежных возрастов, уменьшается. По большинству психическихпроцессов в обеих половых группах темпы прироста максимальны в двух возрастныхпериодах: с 3 до 4 и с 4 до 5 лет. И только для способностей к восприятиюнаиболее благоприятным является период 5-6 лет. По всем изучаемым процессам(исключая восприятие) начиная с 4-летнего возраста характеристики темповприроста снижаются [12].
Изучение возможностей применения средств физическоговоспитания для создания условий, оптимизирующих развитие психических процессов,позволяет говорить об эффективности педагогического воздействия.
Так же, как и при изучении физической и двигательнойподготовленности дошкольников, установлена близость тенденции измененияпсихических процессов в ходе стихийного обучения и воспитания и формирующегопедагогического эксперимента. Это дает основание утверждать, что необходимораспространить действия принципа адекватности характера и объема тренирующихвоздействий ритму возрастной динамики потенциала детей и на методикуформирования их психических процессов.
Таким образом, еще одним инновационным направлением,дополняющим содержательную основу системы физического воспитания детейдошкольного возраста, является применение физических упражнений для оптимизацииусловий развития психических процессов. Полученные экспериментальные результатыпозволяют ввести в программы обучения и воспитания в детских дошкольныхучреждениях разделы, связанные с применением средств физического воспитания,для повышения уровня психического развития детей 3-6 лет.
Существенное влияние на эффективность деятельностилюбой системы общества оказывает наличие квалифицированных кадров.
Реформы политического устройства Российской Федерацииповлекли за собой потребность по-новому взглянуть и на образовательныеинституты страны. Необходимость принимать новые решения по вопросам структуры исодержания общественного образования во многом обусловленa недостаткамисуществующей системы подготовки кадров [5]. Одним из недостатков, на которыйобратила внимание коллегия Государственного комитета Российской Федерации пофизической культуре и туризму, является существующая многолетняя практикаподготовки кадров во всех подведомственных образовательных учрежденияхпреимущественно в рамках специальности “Физическая культура и спорт”.Узкопрофильность подготовки специалистов снижала, по мнению членов коллегии,эффективность использования средств физической культуры в сфере социальногообслуживания населения.
Сложившаяся ситуация требовала переосмысления процессаподготовки специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста наоснове подготовки документов, регламентирующих новую структуру и содержаниеобучения профессиональных кадров [10].
Анализ возможных структур подготовки кадров показалцелесообразность варианта “Дошкольное отделение педагогического колледжа — вуз”. Изучение государственного образовательного стандарта в частиклассификатора направлений и специальностей высшего профессиональногообразования показало возможность принятия специальности 031100 “Педагогика иметодика дошкольного образования” как базовой для начала работы над новымучебным планом.
Основной документ, определяющий содержание подготовкиспециалистов по дошкольному физическому воспитанию, — разработанная намиквалификационная характеристика (КХ). Ее структура, включающая шесть основныхразделов: “Назначение КХ”, “Профессиональное назначение специалистов”,“Квалификационные требования к специалисту”, “Аттестация специалиста”,“Ответственность за качество подготовки специалистов”, “Проблемы отрасли”вобрала в себя все основные рекомендации по составлению такого рода документов.Чрезвычайно важное достижение при разработке данного варианта квалификационнойхарактеристики — реализация в ней деятельностного подхода к обучениюспециалистов, заключающегося в том, что в ней будущая профессиональнаядеятельность описана в форме системы основных задач или системы видовдеятельности.
Следовательно, еще одним инновационным направлениемсовершенствования существующей системы физического воспитания дошкольниковявляется подготовка специалистов с высшим образованием на основеэкспериментально обоснованных документов, регламентирующихорганизационно-содержательные аспекты их обучения. Это, в свою очередь, делаетвозможным и целесообразным включение в классификатор направлений испециальностей высшего профессионального образования новой специальности“Физическая культура детей дошкольного возраста”.
Анализ различных программ обучения и воспитанияпоказывает убежденность их авторов в отсутствии феномена полового диморфизма вдошкольном периоде онтогенеза человека. Об этом свидетельствует идентичное длямальчиков и девочек содержание всех разделов данных программ. Более того, пополовому признаку не дифференцируются и нормативные требования по физической идвигательной подготовленности.
Результаты наших исследований не дают оснований длябезоговорочного отрицания наличия полового диморфизма. По многимхарактеристикам физической и двигательной подготовленности, сформированностипсихических процессов, мотивированности к различным видам учебно-воспитательнойдеятельности различия между девочками и мальчиками не установлены. К такимпоказателям относятся: интегральные характеристики физической подготовленностии сформированности основных движений, значения темпов прироста отдельныхфизических качеств, абсолютные значения уровня развития и темпов приростапсихических процессов, уровень мотивированности к занятиям физическими упражнениямив возрасте 3 и 4 лет.
Вместе с тем в ходе обследования детей выявленыразличия между девочками и мальчиками, например:
— необходимость применения различных контрольныхупражнений для оценки одних и тех же физических качеств;
— разный уровень взаимосвязи между интегральными исуммарными показателями физической подготовленности и сформированности основныхдвижений;
— разнообразные значения, характеризующие одни и те жеуровни развития показателей физической и двигательной подготовленности;
— различия в степени значимости физических качеств дляформирования основных движений;
— неодинаковые темпы прироста физических и психическихкачеств в возрастном диапазоне 3-6 лет;
— различия в структуре мотивации к основным видамучебно-воспитательной деятельности.
Следовательно, в контексте поставленной проблемы естьоснования для сомнений.
Итак, еще одним возможным инновационным направлениемсовершенствования физического воспитания дошкольников, требующим серьезныхдополнительных исследований, является учет половых особенностей детей приразработке программно-нормативных документов.
Реалии актуального состояния здоровья, уровняфизической и двигательной подготовленности детей значительно отличаются отпланируемых результатов, которые декларируются в программах обучения ивоспитания и многочисленных нормативных документах, регламентирующихдеятельность коллективов детских дошкольных учреждений. В то же времяматериальное, научно-методическое, информационное обеспечение физическоговоспитания дошкольников находится на довольно высоком уровне.
Практически все детские сады, построенные за последние10-15 лет, имеют нормальную физкультурную базу.
В настоящее время в распоряжении специалистовдошкольного воспитания имеется большой объем научно-методической литературы,содержащей самые современные данные по многим волнующим их проблемам. Усилилосьвнимание научных работников к дошкольным проблемам, появились многочисленныенаучные работы по этой тематике.
Нормально, в рамках сегодняшних возможностейгосударства, функционирует система детских поликлинических отделений. Каждаясемья достаточно свободно может получить в случае необходимостиквалифицированную консультационную или медицинскую помощь.
И, наконец, несмотря на довольно значительноенесоответствие в уровне жизни различных слоев населения Российской Федерации,абсолютное большинство родителей хотят и все делают в силу своих возможностейдля того, чтобы их дети росли здоровыми и физически крепкими. Но тем не менеепроблемы здоровья и физической подготовки детей дошкольного возраста нерешаются. Поиски причин сложившейся ситуации необходимо, по-видимому, вести всфере психологии мышления взрослых, работающих в системе дошкольноговоспитания. Нет необходимости в скрупулезном анализе для выявления этих причин:многие из них лежат на поверхности. По-прежнему не во всех детских садахимеются ставки преподавателя физической культуры. Как правило, они вводятся вштатное расписание по желанию заведующего дошкольным учреждением. Даннаякатегория специалистов обычно тарифицируется в соответствии с единой тарифнойсеткой, ниже, чем воспитатели, имеющие такое же образование и стаж трудовойдеятельности.
Требует серьезной коррекции система обучения в среднихспециальных учебных заведениях. Распространившаяся в последнее время тенденцияосвоения студентами дополнительных специальностей имеет положительное значение.Но из шести педагогических колледжей Краснодарского края только в одномсуществует специализация “Руководитель физического воспитания в ДДУ”, причемколичество студентов, желающих ее получить, с каждым годом снижается.
И, наконец, у специалистов, работающих в детскихдошкольных учреждениях, не сформирована потребность воплощения в реальнойдеятельности принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, следующим направлениемсовершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возрастаявляется изменение ментальности современного российского общества на основеповышения престижности и государственного внимания к физкультурно-оздоровительнымдостижениям специалистов, работающих в ДДУ.
Предложенные в данной статье инновационные направлениясовершенствования существующей системы физкультурного воспитания детейдошкольного возраста, естественно, не исчерпывают проблемы. Однако полученныеэкспериментальные данные свидетельствуют о возможности уже в настоящее времязначительно повысить эффективность данного процесса.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и длякаждого. – М.: ФиС, 1988.
2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физическойкультуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) //Теория ипрактика физической культуры. 1991, № 7.
3. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Сущность новойпарадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации //Материалы IIРоссийской научно-методической конференции. Казань, 1992.
4. Бальсевич В.К., Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко.Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессефизического воспитания //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6.
5. Барабанов А.Г., Ю.К. Чернышенко.Научно-методические основы подготовки специалистов по дошкольному образованию:Учебн. пос. для вузов физ. культ. Краснодар, 1994.
6. Визитей Н.Н. Образ жизни, спорт, личность /Отв.ред. В.И. Столяров. – Кишинев: Штиинца, 1980.
7. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства дляформирования детской личности //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебн.пос. для студ./Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:Международная педагогическая академия, 1994.
8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физическойкультуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992.
9. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциалфизической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теорияи практика физической культуры. 1997, № 6.
10. Наталов Г.Г., Ю.К. Чернышенко. Концепцияорганизации физического воспитания в лицеях и колледжах: Сб. научн. тр.,посвященный 25-летию КГАФК. Краснодар, 1994.
11. Чернышенко Ю.К. Подготовка кадров по дошкольномуфизическому воспитанию //Актуальные проблемы физической культуры: Матер.регион. научн.-практ. конф. Т. IV, ч.1. Ростов-на-Дону, 1995.
12. Чернышенко Ю.К., Л.С. Дворкин. Возрастныеособенности развития психических процессов детей 3-6 лет //Олимпийское движениеи социальные процессы: Матер. VII Всерос. научн.-практ. конф., посвященной100-летию современных Олимпийских игр (сентябрь, 25-27, 1996 г.). Ч. II.Краснодар, 1996.
13. Чернышенко Ю.К., Л.С. Дворкин. Взрослым офизическом воспитании детей дошкольного возраста. Краснодар, 1997.
14. Щепин О.П. Здоровье населения РоссийскойФедерации: проблемы и перспективы //Вестник Российской АМН. 1996, № 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.