СОДЕРЖАНИЕ
1. Общественные объединения: понятие и виды.
2. Особенности конституционно-правового статуса молодёжных и детских общественных объединений.
3. Задача
3
10
15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
18
1. Общественные объединения: понятиеи виды.
Общественные организации сегодня весьма многообразны и многочисленны. Поскольку их разнообразие определяется неодинаковым содержанием целей и задач, различием форм и методов деятельности, то дляоптимального решения стоящих перед общественными объединениями задач — нужно точно знать, что же такое общественное объединение, каковы его специфические черты и особенности.
Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на свободу объединений /1, ст. 36/. Осуществление гражданами права на объединение служит гарантией двух различных по содержанию возможностей. С одной стороны, имеется в видусобственно право на объединение с другими людьми на основе общности интересов для достижения общих целей, с другой — правомочие гражданина по защите (восстановлению) его нарушенных прав, свобод и законных интересов путем объединения усилий с другими людьми.
Однако на практике не всегда лица, намеревающиеся создать общественную организацию (объединение), отдают себеотчет о самой специфике и сути содержания понятия «общественное объединение».
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений идополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (далее - Закон) определяет общественное объединение как добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав /7, ст. 1/.Законодательное определение общественного объединения (организации) также содержит Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) (ст. 117), согласно которомутаковым является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядкеобъединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Как видно, определенные различия в трактовке понятия «общественное объединение», даваемой ГК и Законом, имеются.
В данном случаевышеназванный Закон является специальнымнормативным актом, подробно формулирующим основные правовые понятия в сфере регулирования указанных общественных отношений, поэтому на его базе целесообразно анализировать основные понятия и термины, необходимые при изучении особенностей правового статусаобщественных объединений в современных условиях.
Действие Закона не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации, организации, созданныеорганами государственного управления,органы территориального общественногосамоуправления, другие общественные формирования,порядок создания и деятельности которых определяется отдельнымизаконодательными актами.
Таким образом, исходя из определения законодательства об общественных объединениях, можно выделитьтри существенных признака данного видаорганизаций, руководствоваться которыми необходимо как приего создании, так и функционировании в последующем /9, с. 84/.
1. Добровольное формирование (объединение) граждан.
Это означает,что граждане создают общественные объединения и вступают в них на добровольной основе в результате свободного волеизъявления.
Содержание принципа добровольности раскрывается в личностном, персонифицированном отношении человека к тем целям и задачам, которые ставит перед собой то или иное общественное объединение.
Принцип добровольности означает и то, что гражданин, не удовлетворенный по каким-либопричинам пребыванием в общественном объединении, может беспрепятственно выйти из него. Ксожалению, не всегда в уставахобщественных организаций данное условие отражается, и его несоблюдение является нарушением Конституции Республики Беларусь ист. 1 Закона.
Признак добровольности является одним из важнейших и основополагающих в процессе реализации права на объединение, при создании и осуществлении деятельности общественных объединений. Имеют место случаи, когда при подаче документов на регистрацию за учредителей общественного объединения расписываются иные лица. Данная ситуация приводит ктому, что граждане, включенные в списки инициаторов создания объединения порой и не знают о его существовании, не говоряуже об их личном участии в организации, что является нарушением принципадобровольности.
2. Общность интересов.
Статья 1 Закона выделяет именно то обстоятельство, что общественное объединение создаетсягруппой граждан для реализации и защитыобщих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного имени или от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-тосоциальных слоев населения /9, с. 85/.
Практике известен случай, когда на учредительном собрании при создании одного из общественных объединений четыре человека из тринадцати высказались против его образования (об этом свидетельствует запись в протоколе), т.е. фактически не изъявили своего желанияучаствовать в нем при формулировании общих интересов создателей объединения. Однако в последующем данные граждане не вышли из числа учредителей, более того, один из них занял руководящую должность в организации.
Представляется сомнительным, что в приведенном случае организация образовалась на основеобщности интересов ее членов и в последующем сможет оперировать своей целью как прерогативой деятельностиобъединения.
Важно отметить, что общность интересов может возникнуть не только на стадии создания объединения у его учредителей, но и в ходе деятельностиобъединения — у граждан, желающих вступить в созданное объединение либо участвовать в проводимых им акциях.
3. Совместная реализация гражданских, экономических, социальных и культурных прав предполагает наличие общей цели уобъединения, ради которой и объединились его учредители. Наличие уставных целей - неотъемлемый признак любого общественного объединения, без которого создание организации невозможно.
Цели общественных объединений не должны носить экстремистский и антиконституционный характер. Исходя из предписаний ст. 5 Конституции Республики Беларусь и ст. 3 Закона не допускается создание общественных объединений, деятельностькоторых направлена на свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасностигосударства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной ирасовой вражды, а также деятельность которых можетотрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.
Говоря об уставных целях, нужно отметить еще некоторые виды деятельности, которыми общественные организации заниматься немогут. Речь идет о выполнении функций, относящихся к исключительной компетенции государственныхорганов.
Не можетобъединение ставить своей целью и извлечение прибыли, так как в этом случае оно исключается из сферы действия законодательства об общественных объединениях и подпадает под действиегражданского законодательства о коммерческих организациях.
К сожалению, нередко при создании общественных объединенийданное положение в полной мере не учитывается и цели, задачи и методы деятельности формулируются аналогично коммерческим организациям, при этом со ссылкой на ст. 1 Закона,согласно которой объединения создаются в том числе для совместной реализации экономических прав, и на ст. 46 и ст. 117 ГК, согласно которым объединениеможет осуществлять предпринимательскую деятельность.
Уставным целям и статусу общественного объединения должны соответствовать задачи егодеятельности, которые могут определятьсягруппой прав, распространяемых на отдельные категории граждан. Например, дляпрофсоюзов основной задачей является защита трудовых и иных социальных прав граждан, для организаций защиты прав потребителей - защита нарушенных прав граждан, являющихся потребителямитоваров и услуг, для объединений журналистов - защита профессиональных интересов своих членов.
Таким образом, общественное объединение изначально ориентировано на определенный интерес либо на отдельную категорию граждан. Но государство - это единственное объединение людей, которое имеетвозможность представлять интересы всего общества, в то время как общественное объединение создается группой граждан для совместной реализации и защиты своих интересов. Оно может выступать только от имени своих членов, а не от имени всехграждан или каких-либо социальных слоев населения /9, с. 86/.
Беря на себя обязательства выражать и защищатьинтересы одних индивидов, общественное объединение берет на себя юридическое и моральное обязательство уважать достоинствои свободу других людей. Любое объединение должно воспринимать гражданина как конкретную индивидуальность, а не пытатьсяформировать и преобразовывать его в целяхсобственных интересов.
Поэтому если в уставе объединений указана цель, согласно которой деятельность объединения распространяетсяисключительно на членов объединения, то задачи и методы деятельности также должны распространяться начленов организации, а не на неопределенный круг лиц, поскольку задачи и методы деятельности общественного объединения должны соответствовать основной цели объединения, развивать идополнять ее, но ни в коем случае не выходить за пределы установленной цели.
Согласно подп.7.1 п. 7 Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур, утвержденныхпостановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. № 22, устав объединения должен предусматриватьнаправленность деятельности общественной организации. Зачастую учредители формулируют цель организации вопреки той направленности деятельности, которую они сами избрали, причем об этом явно говорят задачи и методы деятельности общественногообъединения.
В силу большого разнообразия и количестваобщественных объединений их уместно классифицировать.
В соответствии сЗаконом на территории Республики Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные общественные объединения (ст. 3). Приэтом Закон выделяет также молодежные и детские общественные объединения, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнеговозраста (ст. 8).
В зависимости от отношения ксуществующим социально-политическим порядкам выделяют консервативные, оппозиционные,реформаторские объединения. Консервативные ориентированы на сохранениестатус-кво в обществе. Их социальная база — слои, приближенныек властным структурам. Оппозиционные общественные формированиянедовольны действиями властей и выступают за коренные перемены, за отставкувысших должностных лиц и т.д., реформаторские — за изменения, но в рамках существующегостроя и закона.
По способам и методам деятельностиобщественные объединения делятся на насильственные и ненасильственные. В настоящее времяпреобладают объединения, предпочитающие мирные формыполитической деятельности.
По половозрастному признаку выделяют женские, молодежные движения, движения пенсионеров; посоциальной принадлежности — движения рабочих, фермеров, крестьян, интеллигенции, частныхпредпринимателей и т.д., по профессиональному критерию — движения врачей, ученых, экономистов, писателей ит.д.
В зависимости от целей и задач, которыепреследуют общественные формирования, их можно разделить на экологические,антивоенные, правозащитные, движение гражданскихинициатив и др.
Общественные объединения выполняют следующиефункции /8, с. 216/:
представляют и защищают интересы граждан;
объединяют граждан, помогая им обрестисторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенноприобретает четкую структуру;
способствуют решению отдельных социальных проблем,ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, нои предлагают свои варианты решения, свою помощь;
выполняют посреднические функции между государственнымиорганами и гражданами и таким образом обеспечивают между нимиобратную связь и осуществляют социальный контроль над властнымиструктурами;
оказывают влияние на формированиеобщественного мнения.
Реализация названных функций вобщественно-политической жизни страны является необходимымусловием для эффективного функционирования политической системы, а такжеважнейшим показателем развитости гражданского общества.
Именно общественные объединения создают тотзащитный слой, который не позволяет государству беспрепятственновторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане имеют возможностьцивилизованно, в рамках закона, общаться с властью, влиять на нее.
2. Особенностиконституционно-правового статуса молодёжных и детских общественных объединений
Особенности конституционно-правового статусамолодёжных и детских общественных объединений регламентируются ЗакономРеспублики Беларусь от 9 ноября 1999 г. №305-З «О государственной поддержке молодежных идетских общественных объединений в Республике Беларусь» (далее — Закон).
Закон под молодежными и детскими общественнымиобъединениями понимает молодежные и детские религиозные организации, атакже молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.
При этом в силу статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третейот общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннегоразвития детей.
Одной из особенностей деятельности молодежных идетских общественных объединений является их государственная поддержка, подкоторой понимается совокупность мер, принимаемых Президентом Республики Беларусь и государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраныи защиты их прав /5, ст. 3/.
Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимся за такой поддержкой в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительныеорганы:
молодежным объединениям граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов) и детским объединениям граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двухтретей от общего числа членов), которыевыражают их специфические интересы и уставная деятельность которых направлена на обеспечение социальногостановления и развития детей и молодежи;
ассоциациям (союзам) молодежных и (или) детскихобъединений.
Государственная поддержка международных, республиканских и местных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий, если:
международноеили республиканское объединение насчитывает не менее 300 членов либо заявленный объединением для финансированияпроект (программа) предусматривает предоставление социальныхуслуг не менее чем для 300 детей и (или) молодых граждан;
местное объединение насчитывает не менее 50 членов либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем для 50 детей и (или)молодых граждан.
Соответствие обращающегося за государственной поддержкой республиканского (международного) молодежного или детского объединения установленным настоящим Законом требованиямопределяется республиканским органом государственного управления по делам молодежи.
Соответствие обращающегося за государственной поддержкой местного молодежного или детского объединения установленным настоящим Законом требованиям определяется местными исполнительными и распорядительными органами.
Объединение молодежного или детского объединения в ассоциацию (союз) с другими молодежными или детскими объединениями не может служить основанием для исключения его из числа субъектов государственной поддержки.
Согласно статье 6 Закона республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы при разработке мер государственной поддержки молодежных идетских объединений учитывают их предложения.
Молодежные и детские объединения имеют право вустановленном порядке:
готовитьПрезиденту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь доклады оположении детей и молодежи, по решению соответствующих органов участвовать в обсуждении докладов республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственноймолодежной политики;
вноситьсубъектам права законодательнойинициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающиеинтересы детей и молодежи;
участвовать в подготовке и обсуждении проектов республиканских и местных программ в областигосударственной молодежной политики.
По решению соответствующих государственных органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.
Молодежные и детские объединения имеют право на получение информации о мероприятиях в области государственной молодежной политики, планируемых и осуществляемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительнымиорганами /5, ст. 7/.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы содействуют молодежным и детским объединениям в распространении информации о деятельности таких объединений.
Позапросам молодежных и детских объединений республиканский орган государственного управления по делам молодежи организует подготовку ипереподготовку кадров указанных объединений в пределах бюджетных ассигнований,выделяемых на эти цели.
Молодежные и детские объединения, отвечающиетребованиям статьи 5 Закона и включенные в республиканский и местные реестры молодежных и детскихобъединений, пользующихсягосударственной поддержкой, могут на период своей деятельности получать в установленном законодательствомпорядке в пользование имущество, находящееся в государственной собственности, для осуществления своих уставных целей.
При этом таким общественным объединениям в силу статьи12 Закона могут быть выделены субсидии.
Выделение субсидий производится с учетом итогов деятельности объединений и приоритетности планируемых дляреализации проектов (программ).
Объем средств на субсидии молодежным и детским объединениям устанавливается республиканским органомгосударственного управления по деламмолодежи, местным исполнительным и распорядительным органом в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия в области государственной молодежной политики. Указанные средства включаются в смету расходовреспубликанского органа государственного управления по делам молодежи, местных исполнительных и распорядительных органов для распределения между молодежными и детскимиобъединениями, которым выделяются субсидии.
Республиканский орган государственного управления по делам молодежи, местные исполнительные и распорядительные органы несут ответственность за правомерность выделения субсидий молодежным и детским объединениям, осуществляют контроль за целевым использованиемвыделяемых средств.
Субсидиивыделяются молодежным и детским объединениям на:
осуществление деятельности, направленной на удовлетворение духовных ииных нематериальных потребностей детей и молодежи, защиту их прав и свобод, атакже предотвращение угрозы их здоровью;
осуществление деятельности, направленной на интеграцию в обществе, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, профессиональнуюподготовку, повышение уровняобразования, культуры наиболее социально уязвимых групп детей и молодежи;
проведение мероприятий по организации досуга детей имолодежи;
подготовку и переподготовку кадров молодежных и детских объединений;
обеспечение функционирования органов молодежных и детских объединений, содержание помещений, приобретение оборудования, материалов;
развитие международных связей молодежных и детскихобъединений;
другие цели в соответствии с направлениями государственной молодежной политики.
Субсидии, выделяемые на государственную поддержкумолодежных и детских объединений, указываются в республиканском и местных бюджетах отдельнойстрокой в разделе финансирования мероприятий в области государственной молодежной политики.
3 Задача
Группа граждан вколичестве 4 человек решила создать общественное объединение “Гонар краіны”, которое будет осуществлятьдеятельность по распространению знаний о выдающихся достижениях белорусов в техили иных сферах. С этой целью было организовано проведение учредительногосъезда. На нём присутствовала 60 человек (от Могилёвской области – 12 чел., отБрестской области – 14 чел., от Витебской области – 10 чел., от Гродненскойобласти – 10 чел., от г. Минска – 10 чел., от Минской области – 2 чел., от Гомельской области – 2 чел.). Был принятУстав объединения, избраны руководящие органы.
Какие действия должныбыть предприняты учредителями для регистрации общественного объединения?Решение
Исходя из условия задачи, группа граждан решиласоздать республиканское общественноеобъединение.
Согласно статье 8 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений идополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» длясоздания и деятельности в Республике Беларусь республиканского общественного объединениянеобходимо не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.Данное требование учредителями было выполнено (от большинства областей и г.Минск по 10 и более человек).
Учредители общественного объединения созываютучредительный съезд, или конференцию, или общее собрание, или иноеучредительное собрание, на котором принимают решение о создании общественного объединения, утверждают название и устав общественного объединения, и избираюторганы общественного объединения.
В силу статьи 13 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений идополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» для государственной регистрации республиканского общественного объединения в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в Министерство юстиции представляются:
заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения;
устав общественного объединения, союза в двухэкземплярах;
протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иногоучредительного собрания;
документ банка, подтверждающий оплату регистрационногосбора;
для общественного объединения - список учредителей общественного объединения, вкотором указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого изучредителей; графическое изображение организационных структур с указанием их местоположения. Международным общественным объединением также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо