11
Барокко в творчестве Агриппы дОбинье
Введение
Вооруженная борьба против католицизма в XVI веке выдвинула на первое место идеалы и фразеологию Евангелия и Ветхого завета, под знаком которых совершалась реформация в Европе. Ожесточенный религиозный фанатизм, в котором тонули реальные интересы борющихся партий, отрицал материалистически-чувственное, языческое мировоззрения Плеяды и лишал его определяющего для искусства значения. Новый этап французской поэтической культуры характеризуется оттеснением античности, место которой занимает библейская древность с ее суровыми образами и духом моральной непримиримости, используемая в политической борьбе XVI столетия как удобная образная форма для выражения общественного протеста и вместе с тем как символическое обобщение исторических судеб человека.
Первый, кто в эту эпоху обратился к Библии как к универсальному поэтическому источнику, был Гильом Саллюст Дю Бартас, библейская поэзия которого создала ему славу «христианского Ронсара». Попытка Дю Бартаса «возвысить» французскую поэзию путем ее христианизации и принесения в жертву ее гуманистического содержания имела огромный успех не только во Франции, но и во всей Европе, особенно в протестантских странах.
Но ещё более яркий пример гуманиста и последователя Ронсара Агриппы дОбинье, который вынужден был писать о войне, так как того требовал его гражданский долг. В отличие от Дю Бартаса, у крупнейшего представителя протестантской поэзии периода гражданских войн и самого выдающегося преемника Плеяды - Агриппы дОбинье библейские мотивы приобретают историческую конкретность и остроту современного содержания.
1. Творчество поэта. Рождение барокко
Поскольку для поэзии дОбинье характерна высокая гражданственность, то некоторые исследователи, например, А. Шмидт, делая акцент на политическом характере его стихов, отказывают ему в славе гугенотского поэта. Так, А. Шмидт считает, что «имена Саллюста дю Бартаса и Агриппы дОбинье имеют большую известность; но никто из этих писателей, каким бы ни был его талант, не был, в полном смысле слова творцом; они выполняли политический заказ».
Однако такая точка зрения кажется ошибочной; Агриппа дОбинье выражал свои мысли и чувства; его строки были продиктованы личными переживаниями, и библейские строки в них - далеко не дань моде или политическому заказу. О том, что дОбинье писал не «под заказ», говорит тот факт, что он был заносчив и дерзок даже с Генрихом IV , и, в частности, однажды позволил себе заметить, глядя на кровоточащую губу короля: «Государь, пока вы отреклись от Бога только устами, и он поразил вас в губу, но когда вы отречетесь от него в сердце, он поразит вас в сердце».
Таким образом, дОбинье был ревностным гугенотом; это проявилось еще в детстве, когда Агриппа ребенком попал в плен к католикам, но держался мужественно и не пожелал отречься от веры, и ответил, что «месса для него страшнее сожжения». Таким образом, кажется вернее отнести дОбинье не столько к гугенотам-«политикам», которые примыкали к протестантизму в зависимости от политических выгод, а к т. н. «религиозным» гугенотам, хотя идеалы гражданственности прибавляют поэту лучшие черты «политика». Следовательно, можно сделать вывод о том, что дОбинье выражал свои искренние чувства.
В «Трагических поэмах» дОбинье рисует кошмары эпохи гражданских войн: первая поэма «Беды» рассказывает о несчастьях, которые переживает родина поэта, ее народ, и в первую очередь кормилец страны - французский крестьянин; вторая поэма «Властители» рисует картины придворных нравов, растленность государей, принцев крови и придворной знати; третья - «Золотая палата» говорит о неправедном и порочном королевском суде.
Наконец, в четвертой поэме - «Огни» - дОбинье изображает дела священной инквизиции и подвижничество героев Реформации, мучеников за веру, показывая Европу, озаренную мрачными огнями костров:
Когда охваченный огнем земной предел
Всевышний посетил, страданья он узрел
Те, кто за истину, а против них ораву,
Какая Церковью зовется не по праву,
Безбожников, хмельных от крови и вина,
Кому и в мирные неймется времена,
Несут огонь и меч и прочие напасти
Во имя почестей земных, во имя власти,
В руках несут кресты, но нет креста на них,
Сей неуемный скоп в преследованьях лих…
И лают, словно псы, когда хотят бедняг
От Церкви отлучить, от прав и всяких благ.
Четвертая поэма - «Мечи» - становится кульминацией всего эпоса дОбинье, где поэт рисует религиозные сцены искушения и наказания; в шестой поэме - «Возмездие» - Агриппа показывает, как злодеяния в земной жизни влекут за собой заслуженное возмездие. Примечательно, что наряду с Каином, Иродом и Нероном в поэме рассмотрены Карл IX и крупнейший деятель контрреформации - Филипп II ; Екатерина Медичи выступает в роли Иеззавель, а Карл IX - в качестве Ирода.
Важно также подчеркнуть, что для дОбинье характерно сочетание гуманистических идеалов и религиозных идеалов кальвинизма. Единственной возможностью для дОбинье разрешить это противоречие между художественными идеалами школы Плеяды и реальным содержанием было принятие христианского идеала жертвенности, признания высшей земной награды в мученическом пути.
Примечательно, что Агриппа дОбинье увидел причину идейной трансформации гугенотской поэзии. Никто лучше него не выразил эту неизбежную необходимость:
Тому, кто скажет мне, что раскаленный стих
Из крови создал я и из убийств одних,
Что ужас только там, свирепость и измена,
Раздор, позор, резня, засады, яда пена -
«В вину ты ставишь мне, - отвечу я ему,
словарь, присвоенный искусству моему.
Льстецы любовь поют, свои беспутства славя;
Слова отобраны, чтоб рисовать, лукавя.
Там только смех и мед, игра, любовь и пыл,
Досуг безумия. Когда я счастлив был,
…………………………………………
И я сплетал венки такие ж, как они,
И я для праздности губил когда-то дни.
Век, нравы изменив, иного стиля просит, -
Срывай же горькие плоды, что он приносит.
Таким образом, дОбинье прямо указывает на причины, побудившие его изменить стилю Ронсара, отойти от идеалов Возрождения и изменить свой стиль. « Век, нравы, изменив, другого стиля просит»: так потрясения гражданских войн и кровавых религиозно-политических неурядиц преродились в созидательную творческую энергию.
Однако в этой фразе - « Век, нравы, изменив, другого стиля просит» - отразилось и еще одно немаловажное изменение: изменение стиля дОбинье от ренессансного к барокко. И действительно: «ужас… свирепость и измена, раздор, позор, резня, засады, яда пена» - что это, как не эстетика ужаса?
И отечественные, и зарубежные историки соглашаются с тем, что в творчестве дОбинье выражаются первые шаги барокко во французской литературе. А. Ревич считает, что именно дОбинье «создал стиль французского барокко, сам того не подозревая, и посмертно оказался лидером этого направления и бесспорно лучшим его представителем» (интересно привести пример Виктора Гюго, который старался изо всех сил повторить яркую поэтику Агриппы, оживить приемы барокко, отчасти соответствующие задачам романтизма).
Особенно важно, что в поэзии дОбинье резко обнажился тот самый переход, переход от гуманизма и ренессансных традиций (в данном случае выражаемых эстетикой Плеяды) к барокко.
2. Проза дОбинье
Перу дОбинье принадлежит также ряд прозаических произведений. Его «Приключения барона Фенеста», изданные в 1617-1630 гг., - первый опыт плутовского романа во французской литературе. Книга отмечена также несомненным воздействием «Дон Кихота» Сервантеса. Здесь дОбинье решает столь острую для него проблему действительной значимости человеческой личности. Написанный в форме диалога между придворным Фенестом и сельским дворянином Эне роман содержит сатиру на придворные нравы. В противопоставлении глубокой духовности внутреннего мира Эне поверхностности и корыстной суетности Фенеста ясно выражено этическое кредо дОбинье. Изобилующий живо рассказанными эпизодами, восходящими к новеллистике XVI столетия и эпопее Рабле, роман дОбинье - значительное произведение французской прозы. Другое прозаическое сочинение - «Жизнеописание Агриппы дОбинье, написанное им самим для его детей» было создано автором в изгнании, в Женеве, куда он вынужден был бежать после поражения гугенотского восстания 1620 г. и где умер, забытый своими соотечественниками, в 1630 г. Мемуары дОбинье - яркий образец художественной автобиографии. Так же, как и «Трагические поэмы», они содержали моральный и религиозный завет, оставленный Агриппой дОбинье его детям и духовным союзникам. На протяжении всей своей жизни дОбинье пишет и «Всемирную историю», значительная часть которой посвящена религиозным войнам во Франции и соседствующих с ней странах в период с 1552 по 1612 г.
Заключение
Поэты-гугеноты не были объединены в определенную литературную школу, подобно поэтам Плеяды, однако поэзии гугенотов присуще ясно ощутимое единство тем, образов, стиля, общего тона. Это единство связано с самим существом религиозной доктрины кальвинизма, с особым мироощущением гугенота. Это мироощущение трагично, контрастно, оно заключает в себе невозможность гармонического состояния. Гугенот - и грешник (пред лицом бога), и праведник (как исповедующий истинную веру); он одинок в общении с богом (ибо исповедь, исповедь без посредника - основная форма гугенотского культа) и сопричастен общим проповедническим задачам своих сторонников, защищающих веру пред лицом инакомыслящих; он пассивен, так как согласно кальвинизму земной порядок вещей и судьба человека предопределены, а страдания и мученичество - знак избранности и подтверждение истинности гугенотской веры, и вместе с тем для него гонения и преследования - стимул к активному противостоянию виновникам жестокостей, т. е. к конфликту с предопределением.
Эта исходная дисгармоничность, заключенная в мироощущении гугенота, во многом объясняет то, что именно в гугенотской поэзии наиболее резко отразились кризисные моменты позднего Возрождения, горечь утраты тех идеалов, которые столь полно и возвышенно были запечатлены в ранних произведениях Плеяды.
Поэзия Теодора Агриппы дОбинье (1552-1630) - это прежде всего трагический документ трагической эпохи. «Если можно было бы в одном человеке олицетворить целый век, то дОбинье стал бы живым воплощением своего века. Интересы, пристрастия, добродетели, верования, предрассудки, образ мышления его времени - все нашло в нем наивысшую форму проявления», - так писал о своем соотечественнике Сент-Бёв, критик XIX в., века, в котором наследие Агриппы дОбинье было как бы заново открыто.
Приложение. Биография дОбинье
Агриппа дОбинье родился 8 февраля 1552 г. в Сен-Мори, небольшом городке Западной Франции, в семье городского судьи, гугенота Жана дОбинье. Его жизнь с детских лет была связана с трагедиями религиозных войн. У повешенных и обезглавленных трупов гугенотов в Амбуазе восьмилетний дОбинье дает отцу клятву до конца дней своих защищать дело единоверцев. С двадцати лет и вплоть до знаменитого «Париж стоит мессы» он ближайший соратник и поверенный будущего короля. ДОбинье трагически воспринимает вероотступничество Генриха Наваррского и пишет ему гневное письмо; отвергает он и предложение Констанса примириться с Генрихом и вернуться к его двору. Восемь религиозных войн, тридцать лет трагедии Франции - и столько же лет безоглядного служения дОбинье «истинной вере», коей была для него религия гугенотов.
ДОбинье получил чисто гугенотское воспитание. Библия и «Наставление в христианской вере» Кальвина были его постоянными спутниками. Но, как истинный сын Возрождения, дОбинье был охвачен жаждой всезнания. Наука, философия, литературная критика, военное искусство, поэзия, педагогика, история - все сферы человеческого знания были доступны ему и нашли отражение в его творчестве. Однако дОбинье знакомился с ними не в тиши замковых комнат, не в приятной беседе с соучениками по коллежу, но в перерывах между боями. В его жизни не было покоя и умиротворения, она подчинена была совсем иному ритму - ритму военных сражений. И его Муза, как писал дОбинье в одном из своих ранних стихотворений, всегда «отдавала печалью, солдатским потом, несчастьями и треволнениями», а его стихи «пахли порохом, трутом и серой».
Первые поэтические опыты Агриппы дОбинье относятся к 1570-1573 гг. когда он создает сонеты к Диане Сальвиати, оды и стансы, вошедшие в сборник «Весна», увидевший свет лишь в XIX в. В них очевидно влияние Плеяды и особенно любовной лирики Ронсара. ДОбинье воспринимает принципы «Защиты» Дю Белле и поэтическую практику Ронсара и его учеников.
После поражения гугенотского восстания дОбинье бежал в 1620 г. В Женеву, и где умер, забытый своими соотечественниками, в 1630 г.
Литература
1. Барановская О. Н. Эволюция жанра новеллы во французской литературе последней трети XVI века. М ., 1999.
2. История французской литературы. Т. I . С древнейших времен до революции 1789 года. / И. И. Анисимов, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М. - Л., 1946.
3. Обинье А. д. Трагические поэмы [и сонеты]. Мемуары. М., 1949; Обинье А. д. Трагические поэмы. М., 1996.
4. Ревич А. О Теодоре Агриппе дОбинье и его времени // Обинье А. д. Трагические поэмы. М., 1996. С. 9 - 20.
5. Фролова М. А. Европейская культура Нового и Новейшего времени: сущность и доминанта развития. // Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993. С. 66-95.
6. Штейн А. Л., Черневич М. Н., Яхонтова М. А. История французской литературы. М., 1988.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |