Министерство общего и профессиональногообразования
Российской Федерации
Самарская ГосударственнаяЭкономическая Академия
Курсовая работа
По курсу: «История экономическихучений».
Тема: «Экономическая мысль в России
вдомарксистский период( Генцен А.Н.,
ЧернышевскийН.Г.)».
Выполнил: Неудахин Д.Б.
IVкурс, факультет ВвиДО
Специальность: ФиКР
№ зач.кн. 0130604390
Проверил:
Самара 2002План
1. Генезис экономических идейреволюционной демократии
2. Экономическая теория А.И.Герцена
3. Экономическая теория А.Г.Чернышевского
1. ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЙРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Русские революционеры-демократыбыли представителями особого течения в истории мировой экономической мысли.Будучи выразителями интересов крепостного крестьянства, идеологамикрестьянской революции, они развивали своеобразные экономические идеи. В историирусского освободительного движения XIX в. действовали три поколения. Первымбыло поколение дворянских революционеров, их взгляды развили революционеры-разночинцыи революционеры-народники. В. И. Ленин писал:
«Декабристы разбудили Герцена.Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили,закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями«Народной воли»» .
2. Экономическаятеория А.И. Герцена
В 40—60-е годы XIX в.антикрепостническое направление в России становилось значительно радикальнее ивсе больше ориентировалось на народные массы. Наступил период кризисакрепостнической системы в России. В это время в Западной Европе уже весьмаотчетливо проявлялись противоречия капитализма. Поэтому представителиреволюционно-демократического направления в России перспективыантикрепостнической борьбы стали связывать не с капитализмом, а с социализмом.
Кдворянским революционерам наряду с декабристами принадлежал первоначально одиниз крупнейших представителей русской революционной демократии — АлександрИванович Герцен (1812—1870). В. И. Ленин характеризовал его как писателя,«сыгравшего великую роль в подготовке русской революции».
В центревнимания Герцена находилась критика крепостничества. Его обличение крепостныхпорядков в 40-х годах нашло отражение в «Дневнике», а позже, уже в период эмиграции,в «Былом и думах» и ряде статей. Герцен писал, что существуют две России,враждебные друг другу: одна — дворянская, богатая, «образованная снаружи»,другая — народная, бедная, мужицкая, задавленная работой, угнетеннаяпомещиками и полицией. Герцен критиковал жестокую эксплуатацию крестьян ихвладельцами, в результате которой мужик каждый день со всей семьей«отыгрывается от голодной смерти». Для Герцена было ясно, что экономическойосновой эксплуатации крепостных была помещичья собственность на землю. Придаваяаграрному вопросу исключительное значение, он называл его главнейшим,существеннейшим, считал, что от него зависит решение всех остальных вопросов.
Многовнимания Герцен уделял и «крещеной собственности», т. е. собственностипомещика на крестьян, отмечая, что в середине XIX в. русское крепостничествомало чем отличалось от рабства. Хотя помещик, говорил он, не может убитькрестьянина, но он может его продать, оторвать от семьи, высечь, отдать врекруты, даже сослать на сибирские рудники. Что касается крестьянской собственности,то Герцен считал невозможным ее формирование в условиях феодализма: «Какаясобственность у раба; он хуже пролетария — он вещь, орудие для обрабатыванияполей» 3. Герцен доказывал, что власть помещиков над крестьянаминичем не оправдана, держится на прямом насилии. Вопреки идеологам помещиков,утверждавшим, будто крестьянский надел земли был платой крепостному за еготруд, Герцен указывал, что помещик давал лишь «такое количество земли, котороенеобходимо для жалкого прозябания» крестьянина. Следовательно, Герцен понимал,что земельный надел был лишь условием (часто недостаточным) для воспроизводстварабочей силы крестьянина, нужной помещику.
Анализируятри формы крепостнической эксплуатации (барщину, натуральный и денежный оброк),Герцен отмечал, что в России XIX в. все большее место стала занимать последняяформа. Это было связано, указывал он, с развитием товарных отношений ипромышленности, когда оброчных крестьян все больше отпускали на заработки ииспользовали в качестве крепостных рабочих на промышленных предприятиях.Поэтому «развитие промышленности, фабрик и самое распространение политическойэкономии, переложенной на российские нравы, дали тысячу новых средствупотреблять крестьян на пользу».
Герцен даланализ системы экономических отношений феодализма, но не показал генезисакрепостного права, сведя его возникновение к насилию. Не было отмечено им иразвитие капиталистических тенденций в крепостной России. Однако разложениекрепостничества описывалось Герценом очень ярко. Он указывал на падениепроизводительности труда крепостных, их обнищание, разорение помещичьихимений, обострение противоречий между помещиками и крестьянами, напрепятствия, которые ставит крепостное право развитию промышленности. Герцен делалвывод, что страна больше не могла развиваться в «колодках»: «… весь русскийвопрос...— писал он,— заключается в вопросе о крепостном праве. Россия неможет сделать ни шага вперед, пока не уничтожит рабство. Крепостное состояниерусского крестьянина — это рабство всей Российской империи». Сравниваяположение России с положением предреволюционной Франции XVIII в., Герценприходил к заключению, что Россия находилась накануне «экономическогопереворота». Сам он сыграл огромную роль в подготовке этого переворота. В. И.Ленин писал, что Герцен «создал вольную русскую прессу за границей — в этом еговеликая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов, «Колокол»(1857— 1867) стал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено».
Но,принадлежа к поколению дворянских революционеров, Герцен допускал отступлениеот демократизма к либерализму, за что, как указывал В. И. Ленин, его справедливокритиковали революционные разночинцы (Чернышевский, Добролюбов и др.).Либеральные колебания Герцена побудили его апеллировать к Александру II внадежде, что реформа сверху может разрешить крестьянский вопрос. Тем не менее,издатель «Колокола» боролся за освобождение крестьян с землей, ставил вопрос ополном уничтожении помещичьего землевладения. С расширением в странеосвободительного, в том числе крестьянского, движения росла революционность еговзглядов. Это отмечал В. И. Ленин, сравнивая воззрения Герцена 40-х и 60-х годов.
Герцен былстрастным критиком капитализма. Сопоставляя капиталистический строй ифеодализм, он писал: «Я не умею выбирать между рабствами… С обеих сторонрабство, с одной — хитрое, прикрытое именем свободы и, следственно, опасное; сдругой — дикое, животное и, следственно, бросающееся в глаза». Герцен считал,что разрешение вопросов о капитале, ренте и заработной плате будет уничтожением«людоедства в его образованных формах». Он писал, что эксплуатация вкапиталистическом обществе «приведена в систему» и поддерживается государством.Видя, как рост эксплуатации усиливает нищету масс, революционный демократутверждал, что с проблемой пауперизма связана вся будущность трудящихся, таккак от благосостояния народа зависит не только «насущный хлеб большинства», нои его цивилизованность.
А. И.Герцен указывал на перепроизводство товаров в капиталистическом обществе,непроизводительное уничтожение огромных богатств, безработицу. Ему же принадлежитяркая характеристика противоположности между городом и деревней, а также междуумственным и физическим трудом. Единственным выходом из противоречийкапитализма русский демократ считал уничтожение его путем революции, силаминародных масс. Но историческая роль пролетариата им не была понята. Поражениереволюции 1848 г. в Западной Европе породило у Герцена глубокий скептицизм,неверие в способность ее народов совершить революционный переворот.
Герценкритически относился к буржуазной политической экономии. Он выступал противопределения ее как науки о богатстве и говорил, что такая наука основана направиле «имущему дается». Разоблачая классовый характер буржуазной политическойэкономии, Герцен огонь своей критики направил преимущественно против теорийвульгарных экономистов. Он показал их отличие от классической буржуазнойполитической экономии. Герцен писал, что сначала за экономическую науку взялисьлюди мыслящие, которые умели поднять ее в ту высокую сферу общечеловеческихинтересов, вне которой она не имеет действительного значения. Но затемвозобладала «пошлая посредственность», в ее руках наука Адама Смита измельчала,выродилась в торговую смышленость. Движение вспять буржуазной политическойэкономии Герцен объяснял тем, что буржуазия перестала играть прежнююпрогрессивную роль. Революционный демократ ставил вопрос о создании новойэкономической науки, которая будет служить народу и превратится «изэмпирического свода рассуждений и наблюдений, не смеющего касаться до святыхтвердынь существующего, в экономическую науку, посягающую на все». Герценрассматривал будущую политическую экономию как революционную теорию, призваннуюпреобразовать мир и стать научным обоснованием социализма.
Герцен ещев 30-е годы стал социалистом. Но его социализм был утопическим. Нареволюционного демократа России большое влияние оказали социалисты-утопистыЗапада, в особенности Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Но, высоко оценивая учениевеликих социалистов-утопистов, Герцен вместе с тем видел, что это лишь началоразвития социалистических идей, «первый лепет» или «чтение по слогам».
Сам он вучение о социализме внес много нового. Его большой заслугой был вывод, чтопереход к новому обществу может быть совершен только революционным путем.Герцен отвергал идеалистическое представление, будто человек может творитьисторию по своему желанию, и поставил вопрос об объективных предпосылках социализма,пытаясь найти их в реальной действительности. И хотя сделать это ему неудалось, сама постановка проблемы имела положительное значение.
Герценразработал теорию «крестьянского социализма», которую восприняло большинстворусских демократов. Он основывался на том, будто в России крестьянская общинабыла зародышем социализма, так как препятствовала расслоению деревни ипорождала в быту коллективистские начала. Герцен считал переход земли в рукикрестьян началом социализма. «Разве общинное владение и право на землю — несоциализм?»,— спрашивал он и делал из этого вывод, что Россия может миноватькапитализм и развиваться по особому, некапиталистическому пути.
Такая точказрения была, безусловно, ошибочной. В действительности переход земли к крестьянамозначал бы создание условий не для социализма, а для быстрого развитиякапитализма. Однако в форме ошибочной, утопической теории «крестьянскогосоциализма» выступала прогрессивная, антифеодальная аграрная программа. Следуетотметить, что Герцен в конце своей жизни стал выражать сомнения в возможностинекапиталистического развития России. Он писал, что «буржуазная оспа теперь начереду в России».
Особоеместо в развитии идей Герцена занимают его письма «К старому товарищу», вкоторых он полемизирует с Бакуниным. Говоря в них о необходимости «научногоподхода к революции и социализму», автор писем подчеркивает значение экономикии утверждает, что «экономические вопросы подлежат математическим законам».Герцен развивает мысль об исторической обусловленности общественных форм идоказывает, что классовое общество, частная собственность, государство и т. д.были в свое время формами «человеческого освобождения и развития», но «мывыходим из них по миновании надобности».
Критикуяанархизм Бакунина, Герцен предупреждает против преждевременных революций,говорит о необходимости подготовки масс для революционного переворота. Идалее, хотя и повторяет ошибку, рекомендуя обращаться с «проповедью» ко всемклассам общества, Герцен все же особое значение начинает придавать рабочиморганизациям, I Интернационалу. Отмечая, что Герцен в России «первый поднялвеликое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом», Ленинпричислял его к предшественникам русской социал-демократии.
3. Экономическая теория А.Г. Чернышевского
НиколайГаврилович Чернышевский (1828— 1889) — непосредственный предшественникмарксизма в России, сделавший значительный шаг вперед по сравнению сдомарксовым утопическим социализмом. В то же время «крестьянский социализм»,классиком которого являлся Чернышевский, в работах его последователей — русскихнародников 70—90-х годов XIX в.— выступил как теоретическая и политическаяальтернатива марксизму.
Социально-экономическиевоззрения крупнейшего русского революционного демократа были непосредственносвязаны с общественными условиями своей страны середины XIX в. Отсталостьэкономического строя, слабое развитие капиталистических отношений,сдерживаемое феодальными пережитками, выдвигало на первый план классовыйантагонизм между помещиками и крепостным крестьянством. Социализм Чернышевскоговыражал объективные интересы подавляющей части населения — крестьянства.Именно крестьянство в условиях господства феодальных отношений и незрелостипролетариата и буржуазии могло стать движущей силой и гегемоном антифеодальнойреволюции. Консолидации крестьянства как класса способствовало и сохранение вРоссии сельской общины. «Крестьянский социализм» претендовал на выражениеинтересов всех трудящихся классов — крестьянства, пролетариата и мелкихсамостоятельных производителей.
Революция1848—1849 гг. в Европе на практике опровергла утопические проекты«надклассового социализма». Она оказала большое влияние и на идеологовугнетенных классов в России. Решающим событием, в результате которого в Россииокончательно развеялись иллюзии о возможности сотрудничества классов, былакрестьянская реформа 1861 г. Уже подготовка к ней продемонстрировалаиллюзорность надежд на содействие абсолютистского государства или правящихклассов в улучшении положения крестьянства. Его экономические требования былоневозможно осуществить без коренной ломки политического строя. Но становлениекапиталистических отношений в России происходило одновременно с резкимобострением классовых противоречий буржуазного общества на Западе, что привелок дискредитации лозунгов «индивидуальной свободы» и буржуазного равенства. Вистории русской общественной мысли революционная демократия и социализм шлирука об руку. Русские революционные демократы, и Н. Г. Чернышевский в первую очередь,поставили в политической экономии проблему некапиталистического пути развития.
ДеятельностьН. Г. Чернышевского по исследованию политэкономических проблем ограничена посуществу восьмью годами: от появления в 1854 г. его первой экономической работы«О земле как элементе богатства» (рецензии на книгу А. Львова) до ареста виюле 1862 г. Н. Г. Чернышевский 25 лет провел на каторге и в ссылке. Еготеоретическая работа была насильственно прервана, когда великомуреволюционеру-демократу было всего 34 года.
Метод исследования. Основой мировоззрения Н. Г. Чернышевского былантропологический материализм. Он воспринял достижения немецкой классическойфилософии, считал себя последователем Фейербаха. Развивая его учение,Чернышевский выдвигал критерием истинности практическую деятельность людей. Вто же время в его теории значительное место заняла гегелевская диалектика.Своеобразный синтез материализма и диалектики в трудах Н. Г. Чернышевского всеже не достиг исторического материализма. Хотя он и подвергал резкой критикетеорию «естественного порядка», сам ставил в центр своей теории учение онеизменной, внутренне присущей человеку природе.
Исходныйпункт исследования у Чернышевского — отдельный человек. Но его абстрактныйиндивид существенно отличается как от абстрактного человека Фейербаха, так иот бентамовского «абсолютного эгоиста». Прежде всего Н. Г. Чернышевскийрассматривает как исторически изменчивые материальные условия человеческогобыта, которые выступают главнейшей предпосылкой экономической и социальнойактивности индивида, формируют его интересы. На почве анализа реальныхисторических сдвигов в условиях материального быта Чернышевский преодолеваетисторический идеализм Фейербаха. «Природа человека» рассматривается русскимученым как единство биологических и внешних, «натурных» (фактически — социальных)ее сторон. В качестве представителя «человека вообще», т. е. в качествепредставителя объективного общественного интереса, Чернышевский берет неабстрактного «среднего индивида» с неопределенным социальным положением, атруженика.
Экономическая теория трудящихся.Главнуюроль в общественной жизни, указывал Чернышевский, играют материальные условиябыта, составляющие «коренную причину всех явлений и в других, высших сферахжизни». Материальные условия быта формируются географической средой и трудомсамого человека. Поскольку географическая среда не зависит от развитияобщества, «политическая экономия есть наука о материальном благосостояниичеловека, насколько оно зависит от вещей и положений, производимых трудом».
Чем жеопределяется экономическое развитие нации и человечества в целом? Чернышевскийвыделяет в качестве решающего фактора развитие производственных процессов,понимая под этим совершенствование форм и методов производственнойдеятельности, прежде всего в результате роста технического оснащения труда.Законы производственной деятельности объективны и не подлежат изменениючеловеком. Но в понятие экономического быта Чернышевский включает и сложившиесяв обществе законы распределения, и господствующие формы собственности.
По словамЧернышевского, «принципы только одной части экономического быта, именнопроизводства, налагаются на человека с необходимостью физических законов»,остальные же элементы экономического быта устраиваются уже самим человеком ивполне подлежат власти исторических обстоятельств». Он следует здесь за Дж. С.Миллем: производство как сфера отношений человека к природе — объективно,здесь человек полностью зависит от вещественных условий своей деятельности;зато распределение общественного продукта составляет сферу отношений междулюдьми, где есть простор для проявления их воли, интересов и разума.
Сфераэкономики делится Чернышевским на «производительные процессы» и «имущественныеотношения». Нормативная задача политической экономии относится к последним.
Н. Г.Чернышевский, полагая, что возможно быстрое изменение не отношений производства(«производительных процессов»), а отношений распределения, отражал в теорииреальное экономическое состояние России того времени. Он видел возможноститехнического переворота, но не осознавал, что пружиной этого переворотаявляется человеческая деятельность, протекающая в определенной общественнойформе. В результате у Чернышевского сложилось неверное понимание движущих силэкономического прогресса: рост производительных сил, развитие производительныхпроцессов происходит у него автономно от сдвигов в имущественных отношениях,как результат развития разума, простого накопления технических знаний.Незавершенность материалистического понимания истории здесь сказывается болеевсего.
Выдвигая напервый план экономический интерес работника, Н. Г. Чернышевский впротивоположность установившемуся в буржуазной политической экономии пониманиюбогатства как «превосходства одних над другими» рассматривал в качествепредмета экономической науки богатство реальное, вещественное, измеряемоестепенью удовлетворения потребностей человека. Масштаб богатства —благосостояние каждого человека.
Отличиетакой постановки от сходной постановки в буржуазной науке (прежде всегоавстрийской школы) состоит в том, что интересующий Чернышевского индивид – этоне «человек вообще»», а трудящийся, поставленный в конкретные условияпроизводства и потребления, как со стороны технических условий производства,так и со стороны формы собственности.
ВыдвинутаяЧернышевским теория трудящихся, поего собственным словам, «главное свое внимание обращает на задачу ораспределении ценностей. Принцип наивыгоднейшего распределения дан словамиАдама Смита, что всякая ценность есть исключительное произведение труда, и правиломздравого смысла, что произведение должно принадлежать тому, кто произвел его.Задача состоит только в том, чтобы открыть способы экономического устройства,при которых исполнялось бы это требование здравого смысла». Распределение — тасфера, в которой общество сможет свободно осуществить требования разумного. Теоретикибуржуазной политической экономии, «воображая, что все наилучшим образомустраивается без вмешательства разумной воли, одним инстинктомпромышленников… тем самым отвергают необходимость теории и признаютненарушимость практики». Но «так как человек есть не экономическая машина, аживое существо, одаренное, с одной стороны, различными потребностями, а сдругой — разумом, то и над слепым, неразумным и безжалостным принципомотношения между запросом и предложением должен в человеческом обществевозвышаться другой принцип — закон удовлетворения естественных потребностейчеловека и разумной организации экономических сил». Справедливо рассматриваябуржуазную политическую экономию как апологию действительности, Н. Г. Чернышевскийпротивопоставляет ей политическую экономию трудящихся как учение о способахпреобразования действительности.
Теориятрудящихся Н. Г. Чернышевскогочасто понимается исследователями как теория социалистического общества. Однакоее содержание шире. В нее входит и ведущийсяс позиции угнетенных классов анализ экономического строя антагонистическихобществ. Рассмотрение материальных условий производства раба, крепостногокрестьянина, наемного работника для Чернышевского — обязательное условиеисследования оптимального экономического устройства.
Те явлениякапиталистической экономики, которые отражали специфически капиталистическоесодержание рассматриваемых категорий, в его экономической системепротивопоставляются их «истинному» содержанию.
В качествевнеисторической рассматривается русским ученым категория стоимости-(внутреннейценности). Под ней понимается общественная ценность, т. е. Насколькопроизводство именно этого продукта удовлетворяет действительные общественныепотребности. Обладание внутренней ценностью — критерий выгодности для обществапроизводить данный продукт.
Подкатегорией внутренней ценности продукта русский революционер понимал по сутитакие пропорции общественного производства, которые обеспечивали бы в первуюочередь удовлетворение потребностей трудящихся классов, составляющих основнуюмассу населения. Он видел, что наилучшая возможность достигнуть этого — установитьпрямое регулирование производства. Такое прямое регулирование, считалЧернышевский, возможно в отдельном хозяйстве самостоятельного производителя, апри более крупных масштабах производства — в рамках коллективного производстваи потребления.
В условияхже господства частной собственности и хаотического обмена в структуреобщественного производства все большее распространение получает убыточный сточки зрения общества труд, удовлетворяющий потребности в роскоши кучки богачейза счет самых необходимых потребностей основной массы населения.
В целомтеория трудящихся Н. Г. Чернышевского включает в себя и критику буржуазнойполитической экономии, и критику крепостничества, и анализ капитализма, иисследование экономических основ будущего социалистического общества.
Н. Г.Чернышевский пришел, таким образом, к принципиально важному выводу о классовомхарактере общественной науки в целом и политической экономии в частности. Вработе «Капитал и труд» исследователь выдвинул положение, что господствующая экономическаятеория на каждом этапе общественного развития выражает интересы господствующегов общественной и экономической жизни «сословия»: так, меркантилистская системасоответствует феодализму, школа Адама Смита и его последователей — капитализму.Начиная с Ж. Б. Сэя, защитники капиталистов стали «продвигать науку назад»,затушевывая те научные положения, которые сформулировали Смит и Рикардо.
Чернышевским были вскрытыисторические условия возникновения вульгарной буржуазной политической экономии.Он связывал ее с развитием классовой противоположности между буржуазией ипролетариатом, отмечая, что представители классической буржуазной политэкономиивыступили со своими теориями в тот период, когда классовая борьба междупролетариатом и буржуазией не приняла еще острых, открытых форм.
Н. Г. Чернышевский объявлял себяпродолжателем теории классической буржуазной политической экономии. В то жевремя он отмечал переплетение в трудах буржуазных классиков научных ивульгарных элементов: «Первое понятие говорит науке: ищи истину; второе уженаперед прибавляет: доказывай необходимость и пользу неравенства».
Не поднявшись до понимания существакапиталистических производственных отношений, Н. Г. Чернышевский, тем неменее, уловил несостоятельность той концепции природы наемного труда икапитала, которую развивала буржуазная политическая экономия. Так, он привелсерьезные возражения против тезиса о стоимости труда. «Труд не есть продукт,—отмечает Н. Г. Чернышевский,— он еще только производительная сила, он толькоисточник продукта». Тем самым Н. Г. Чернышевский сделал первый шаг по томупути, который проделал К. Маркс при раскрытии отношений капиталистическойэксплуатации, опровергнув концепцию труда-товара и противопоставив ей учение отоваре рабочая сила.
Для Н. Г. Чернышевского была ясна иклассовая подоплека утверждений о единстве экономических интересов рабочегокласса и буржуазии. Критикуя тезис, будто с развитием капиталистическогопроизводства растет и заработная плата рабочих, Н. Г. Чернышевский пришел квыводу о несовместимости интересов противоположных классов в рамкахкапиталистической системы.
Буржуазная политическая экономиямогла выступать от имени всего общества только в те времена, когда буржуазиядумала, что трудящимся ничего не нужно «кроме тех вещей, которые были нужны длябуржуазии». Но с выдвижением «простолюдинами» своих собственных, отличных отбуржуазных требований, подчеркивал Чернышевский, научное объяснениеэкономических явлений может быть дано только исходя из интересов трудящихсяклассов.
Высокую оценку критического анализабуржуазной политической экономии Н. Г. Чернышевского дал К. Маркс. Указывая нату вульгаризацию, которую претерпела буржуазная политическая экономия, онписал: «Это — банкротство буржуазной политической экономии, что мастерскипоказал уже в своих «Очерках из политической экономии (по Миллю)» великийрусский ученый и критик Н. Чернышевский».
Исследование капитализма.Н. Г.Чернышевский точно фиксирует, что капиталистическое производство основано натоварных отношениях, на производстве продукта на продажу: «Почти всякий продуктидет в обмен, почти все производство продается, почти все потребляемое покупается».При этом он специально выделяет тот факт, что частное производство на рыноксвязано с его анархическим характером. «…Нынешний производитель трудится в потемках,наудачу, не зная ни того, сколько товара нужно потребителям, ни того, сколькотовара работается другими производителями». Факт производства продукта на продажуне становится для Чернышевского основанием для смешения мелкого товарногопроизводства с капиталистическим. В его работах последнее четко определяетсякак, во-первых, общественное и, во-вторых, основанное на наемном труде.Исследователь ясно видел, что капитализм создал всестороннюю связь изависимость различных видов труда так, что ни один продукт не может бытьпроизведен без участия гигантского числа работников в смежных отрасляхпроизводства, что на капиталистической фабрике продукт проходит через рукипрактических рабочих. Но плоды этого труда достаются немногим капиталистам,которые живут за счет эксплуатации.
Чернышевскийзадавался вопросом: какова природа наемного труда? Он отмечал, что труд неможет быть товаром, подобно всем продуктам труда, ибо он не продукт, а действиеопределенной производительной силы, подчеркивал, что заработная плата естьвовсе не плата за труд, что она определяется не «ценой труда», а количествомсредств существования, необходимых рабочему. В том, что рабочий трудится,получая не весь свой продукт, а лишь его долю, Чернышевский видит сходствомежду наемным работником и рабом. В экономическом смысле, утверждает ученый,нет разницы в отношении к производству невольника и наемного работника. Это,конечно, преувеличение, обусловленное как полемическими задачамиЧернышевского, так и недостаточным развитием капиталистических форм заработнойплаты.
Не былараскрыта Н. Г. Чернышевским и природа капитала как основного производственногоотношения капитализма. Сам термин «капитал» он употреблял в традиционном для буржуазнойполитической экономии смысле, как овеществленный и накопленный труд, ирассматривал его как внеисторическую категорию. Однако он подчеркивал разницумежду капиталом как таковым (средства производства и существования работников)и специфическим применением его в целях эксплуатации. Фактически он отделял«капитал» как общие материальные условия производства от капитала как средствпроизводства, используемых при помощи найма рабочей силы. Эта двусмысленностьотмечалась и самим Чернышевским, который говорил о неудобстве слова «капитал»для обозначения того нового понятия, о котором он ведет речь.
Несмотря назатруднения с научным пониманием существа капиталистических отношений, для Н.Г. Чернышевского была ясна природа противоположности экономических интересовпролетариата и буржуазии. Капиталистическое общество покоится на господствекласса капиталистов, чей коренной экономический интерес удовлетворяется лишьпри удержании заработной платы рабочих в определенных узких пределах.Исследователь прямо указывает на это: «Низкость заработной платы выгодна длянанимателя труда; желать, чтобы рабочая плата возвысилась, они не могут,потому что это было бы противно их выгоде». Именно исходя из того, чтокапиталистическая система наемного труда удерживает развитие работника в чрезвычайноузких рамках, определяемых заработной платой, Чернышевский усматривалнеобходимость перехода к такой форме труда, когда работники сами будут распоряжатьсявсем произведенным ими продуктом. Только тогда, справедливо полагал он, уработников появится живая заинтересованность в совершенствовании современногопроизводства.
Вусловиях, когда производство связано лишь с частныминтересом капиталистов, оно неизбежно ведется с колебаниями и срывами.Чернышевский видел разрушительный характер кризисов, присущихкапиталистической системе. «… Производство капиталиста подвержено беспрерывнымзастоям,— писал он,— а весь экономический порядок, основанный не напотреблении, а на сбыте, подвержен неизбежным промышленным и торговымкризисам, из которых каждый состоит в потере миллионов и десятков миллионоврабочих дней».
Заслугой Н.Г. Чернышевского является также критический анализ теории земельной ренты,выработанной классической буржуазной политической экономией. Указывая на теориюземельной ренты Рикардо как на важнейший вклад в развитие политическойэкономии, Чернышевский считал ее неполной. Теория Рикардо, по его мнению,описывает случай, когда земледельческий продукт полностью удовлетворяетпотребности населения. В тех же случаях, когда он меньше этих потребностей,обостряется конкуренция потребителей продуктов земледелия, поднимающих цену наних выше нормального уровня. В такой ситуации возникает добавочная рента. «Иземли самого низшего сорта из удобных к возделыванию приносят ренту (Рикардоупустил это из виду) там, где цена хлеба определяется не издержкамипроизводства, а стоит (по излишку населения или другим причинам) выше их; исуммою этой ренты увеличивается и рента со всех земель». Н. Г. Чернышевский,таким образом, установил наличие в капиталистическом обществе двух видов ренты— дифференциальной и абсолютной. Правда, не различая стоимости и ценыпроизводства, он связывал образование ренты с худших участков не с кореннымиособенностями сельскохозяйственного производства, а с той формой, в которойэти особенности реализуются: с условиями конкуренции производителей ипотребителей на рынке сельскохозяйственной продукции.
Ставя воглаву угла принцип распределения, Чернышевский выделяет в классовой структуреобщества три основных класса: землевладельцев, буржуазию и наемных рабочих.Большой тонкостью отличается его анализ экономических интересов и вытекающихиз них взаимоотношений этих классов. При господстве феодализма, когдаполитическая власть находится в руках земельных собственников, рента поглощаетподавляющую часть произведенного продукта. «Интересы ренты противоположныинтересам прибыли и рабочей платы вместе. Против сословия, которому выделяетсярента, средний класс и простой народ всегда были союзниками». Противоположность интересов землевладельцеви капиталистов, однако, от