Реферат по предмету "История техники"


Фронтовой бомбардировщик С-34

Реферат выполнил студент группы 04-119 Гугалов АлексейКонстантинович
Московский Авиационный Институт (ГТУ)
Москва 2009
ИСТОРИЯСОЗДАНИЯ
Концепцияуниверсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокойманевренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальностиполёта с другой, могла быть реализована только на основе применения новейшихдостижений аэродинамики и авиационной технологии, а также на базе разработкиперспективных образцов оборудования и вооружения. К решению этой сложной задачив середине 80-х годов приступил коллектив ОКБ им. П. О. Сухого, незадолго доэтого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместныйистребитель-перехватчик Су-27.
Работыпо созданию двухместного истребителя-бомбардировщика, первоначально получившегообозначение Су-27ИБ (заводской шифр самолета — Т-10Б), возглавил Генеральныйконструктор М.П.Симонов, главным конструктором машины был назначенР.Г.Мартиросов.
Работыпо теме Т-10В велись на базе незавершенного постройкой палубногоучебно-тренировочного самолёта Т-10КМ-2 с расположением сидений инструктора иобучаемого пилота рядом. Разработчикам стало очевидно, что самолет с такойкомпоновкой двухместной кабины имеет значительные резервы для расширенияобласти его применения (в качестве бомбардировщика, разведчика, заправщика,постановщика помех и т д.). ВВС также проявили заинтересованность в двухместномударном самолёте, предназначенном для замены постепенно устаревающегофронтового бомбардировщика Су-24М.
СамолётТ-10В значительно отличался от базового варианта Су-27 (Т-10С). В конструкциювнесли ряд принципиальных изменений:
увеличилимидель носовой части фюзеляжа;
полностьюперекомпоновали кабину экипажа, вход в которую осуществлялся через нишупередней опоры шасси;
применилиновый фонарь;
корневыенаплывы крыла продлили вперёд, на них установили консоли дестабилизатора:
переднююопору шасси перенесли вперёд, изменили схему её уборки и систему створок ниши:
измениликонструкцию воздухозаборников;
снялиподфюзеляжные кили:
увеличиличисло точек подвески вооружения.
Вначале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификациясерийного самолета Су-27 (точнее его двухместного учебно-боевого вариантаСу-27УБ), которая должна была сохранить практически без измененияконструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство техническихрешений и боевые возможности прототипа в режиме воздух-воздух. Для повышенияэффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение оразмещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы тандем.Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и органовуправления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемыеэргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходемногочасового полета.
Дляобеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправкитопливом в воздухе. (Аналогичная система с выпускаемойштангой-топливоприемником применяется и на других модификациях Су-27 — самолетах Су-27К, Су-27М и Су-30.) Все эти мероприятия повлекли за собойперекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Тогда же была произведенадоработка одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытныйэкземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10Б-1. Эта машина, получившая бортовойномер 42, представляет собой серийную спарку, у которой штатная головная частьфюзеляжа заменена на новую с двухместной кабиной с расположением мест экипажарядом и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла, с ПГО идругими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика. В остальномТ-10Б-1 практически полностью повторял учебно-боевой истребитель.
Некоторыепрототипы имели отличительные конструктивные особенности. На первой, второй,шестой и седьмой машинах передняя стойка шасси имела одно колесо размером680x260 мм. Вертикальное оперение этих самолётов не отличалось от оперениясерийных Су-27 (прототипы «701», «702», «706» и «707» были построены путёмдоработки серийных машин). Остальные опытные самолёты («703», «704». «705»,«708», «709»" и «710») имели по два колеса размером 620x180 мм на переднейстойке и увеличенные кили с прямыми радиопрозрачными законцовками. Кессоныувеличенных по площади, высоте и толщине килей, выполненных из углепластика,использовали в качестве топливных баков. Эти машины оснастили новыми консолямикрыла, которые отличались увеличенными по размаху баками отсеками
Первыйвылет опытной машины Т-10Б-1 состоялся 13 апреля 1990 года на аэродроме ЛИИ им.М.М.Громова. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.А.Иванов. Входе последующих полетов производились всесторонние испытания с целью выявленияособенностей самолета с новой НЧФ, отработка дозаправки топливом в воздухе идругие исследования. одготовка к серийному производству новогоистребителя-бомбардировщика была развернута на НАПОВ.П.Чкалова. Это предприятиеимело давние тесные связи с ОКБ Сухого: известное ранее как завод 153 иНовосибирский авиационный завод (НАЗ), оно с конца 50-х годов осуществлялосерийный выпуск самолетов этого конструкторского коллектива — истребителей-перехватчиков СУ-9, Су-11 и Су-15, а с 1972 года до последнеговремени — фронтового бомбардировщика СУ-24 и его модификаций.
18декабря 1993 года состоялся первый полет предсерийного варианта Су-27ИБполучившего название Су-34 (синий бортовой номер «43»). По сути, этобыл второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имелазаводской шифр Т-10В-2). Истребитель-бомбардировщик предназначался дляпоражения точечных сильнозащищенных целей в любых погодных условиях, днем иночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения классификации иуничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличииактивного радиоэлектронного противодействия Выполнение боевой задачиобеспечивалось установкой на борту совершенного радиоэлектронного оборудования,включавшего многофункциональную РЛС с повышенной разрешающей способностью,обладавшей возможностью «видеть» даже малоразмерные наземные цели иобеспечивать их поражение с высокой точностью.
Работыпо освоению серийного выпуска Су-34 велись под непосредственным руководствомглавного конструктора Новосибирского филиала АООТ ОКБ Сухого О.П.Соболева идиректора НАЗ А.П.Бобрышева. Постройка первого самолета серийным заводом (посути, он являлся вторым опытным образцом истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ иполучил поэтому шифр Т-10Б-2 и бортовой номер 43) была завершена в конце осени1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов поднялиего в первый полет. Новую машину сопровождал в первом вылете бомбардировщикСу-24, управляемый экипажем в составе летчиков-испытателей Е.Н.Рудакаса иА.И.Гайворонского.
Событиеосвещалось по телевидению, а 6 января 1994 года в газете «Известия»появилась первая статья, рассказывающая о новом самолете, представленном какфронтовой бомбардировщик Су-34. Однако мир узнал о новом советском самолетенесколько ранее. Летом 1990 г опытный Су-27ИБ (Т-10В-1) был ненадолгоперебазирован на аэродром Новофедоровка (вблизи г. Саки), где располагалсяиспытательный центр авиации ВМФ СССР Странное на первый взгляд решениеобъяснялось достаточно просто Находящийся в это время на отдыхе в КрымуПрезидент Советского Союза М С Горбачев знакомился с новой техникой принимавшейучастие в учениях Черноморского Флота Посетил он и тяжелый авианесущий крейсер«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который вышел на заводскиеходовые испытания после очередной достройки Руководство ОКБ им Сухого решиловместе с палубными самолетами продемонстрировать Президенту и новейшийфронтовой истребитель-бомбардировщик Летчики-испытатели мастерски выполнили наСу-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера Находившийся на кораблекорреспондент агентства ИТАР-ТАСС А Кремко сфотографировал подлетающий к палубесамолет, после чего снимок был распространен по многочисленным каналамагентства Подпись под фотоснимком была довольно забавной «Посадка напалубу ТАКР „Тбилиси“. Так появился первый официальный снимокСу-27ИБ.Весной 1995 года было принято решение показать Су-34 на традиционноммеждународном авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Для демонстрации был выбран первыйсерийный самолет Т-10Б-5, впервые взлетевший в декабре 1994 г. и получивший после окраски в апреле 1995 г. бортовой номер 45.
Вначале мая самолет перелетел на аэродром ЛИИ в Жуковском, где была проведенаподготовка к зарубежной презентации. В Париже Су-34 выставлялся под названиемSu-32FN, то есть Fighter Navy — морской истребитель. Это было уже третье имяфактически одного и того же самолета, не считая внутризаводских обозначений ОКБи серийного завода (военный заказчик по-прежнему предпочитает первоначальноеназвание Су-27ИБ, фирма-разработчик представляет самолет в средствах массовойинформации как Су-34, за рубежом — как Су-32, а сама использует для него шифрТ-10Б или просто 10Б), что привело к немалой путанице у специалистов илюбителей авиации.
Особенности
Основноебоевое применение данного самолета — многоцелевой истребитель большого радиусадействия
Кодовоеобозначение НАТО — Fullback (Защитник).
Благодаряприменению интегральной компоновки и новейших материалов в конструкции (в томчисле композиционных, титана и т д ), а также отказу от таких»лишних" агрегатов как механизм поворота крыла, эта машина сталаспособна нести увеличенную по сравнению с Су 24 боевую нагрузку приодновременном увеличении дальности полета и сохранении хорошихвзлетно-посадочных качеств.
Идаже сохранив внешнее сходство с Су-27, многоцелевой Су-35 имеет рядсущественных особенностей:
«Штатными»на истребителе стали переднее горизонтальное оперение и система дозаправкитопливом в полете.
Конструкциюшасси машины усилили, что позволило довести максимальную взлетную массу Су-35до 34 т.
Изменилосьвертикальное оперение
Нескольковозросла относительная толщина консолей крыла, благодаря чему удалось увеличитьвнутренний запас топлива.
Ноглавное отличие Су-35 — новая система управления вооружением с мощнойпомехозащищенной радиолокационной станцией, которая имеет увеличенную дальностьобнаружения, может обеспечивать сопровождение и обстрел большего количествацелей одновременно, а также работать в режиме картографирования местности. Дляосуществления кругового обзора воздушного пространства в состав БРЭО самолетадополнительно включили небольшую РЛС заднего обзора, установленную вцентральной хвостовой балке. Модернизации подверглись оптико-электронныйприцельно-навигационный комплекс истребителя, комплексы связи и обороны.Принципиально новым стало информационно-управляющее поле кабины летчика: егооснову составили три многофункциональных телевизионных индикатора с кнопочнымобрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла. В составуправляемого вооружения класса «воздух-воздух» вошли новые ракетысредней дальности типа РВВ-АЕ; максимальное число ракет, подвешиваемых насамолет, увеличилось до 12. Для решения боевых задач«воздух-поверхность» Су-35 может оснащаться управляемыми ракетами икорректируемыми бомбами, а также неуправляемым оружием общей массой до 8 т.
Основныеотличия самолета Су-34 от самолета Су-27:
полностьюизменена конструкция головной части фюзеляжа, в которой оборудована двухместнаякабина экипажа с размещением мест летчика и оператора системы управлениявооружением по схеме «рядом»; вход в кабину осуществляется через люкв нише уборки передней опоры шасси; носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС имеетэллиптическую форму с острыми боковыми кромками;
измененыобводы средней и хвостовой частей фюзеляжа, их конструкция усилена иобеспечивает большие внутренние объемы для размещения оборудования и топливныхбаков увеличенной емкости;
увеличеныдиаметр и длина центральной хвостовой балки, в которой размещается РЛС заднегообзора;
измененаформа наплывов крыла, на которых установлены консоли переднего горизонтальногооперения;
усиленаконструкция крыла; под крылом оборудованы две дополнительные точки подвескивооружения;
снятыподбалочные гребни;
измененаконструкция и схема уборки передней опоры шасси, ее стойка оснащаетсяспаренными колесами;
измененаконструкция основных опор шасси, которые выполнены двухколесными с размещениемколес по схеме «тандем»;
введенасистема дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой, установленной слеваперед кабиной экипажа.
воздухозаборникидвигателей выполнены нерегулируемыми;
максимальнаявзлетная масса увеличена примерно до 45000 кг, внутренний запас топлива возрос примерно до 12000 кг, обеспечено применение 3 подвесных топливных баков большойемкости;
примененновый комплекс БРЭО, в состав которого входят многофункциональная БРЛС,оптико-электронная обзорно-прицельная система, радиолокатор заднего обзора,аппаратура навигации, радиосвязи, радиоэлектронного противодействия и другиесистемы. Он обеспечивает решение следующих задач: поиск, обнаружение ираспознавание наземных и надводных объектов с выдачей целеуказания иприцеливанием в простых и сложных метеоусловиях; круглосуточное и всепогодноеобнаружение, опознавание и определение координат самолетов и ракет противника свыдачей целеуказания системе наведения ракет «воздух-воздух» и вкомплекс РЭП; круглосуточное и всепогодное обеспечение совместных групповыхдействий самолетов; противодействие радиоэлектронным средствам управленияоружием систем ПВО, истребителям и ракетам противника; выдачу информации опараметрах полета, работе агрегатов и систем самолета, а также о тактическойобстановке на многофункциональные индикаторы летчика и штурмана-оператора.
всостав управляемого вооружения класса «воздух-воздух» входят 6 ракетР-27РЭ (ТЭ, Р, Т), 8 ракет РВВ-АЕ, 8 ракет Р-73; типовой вариант вооружениясамолета при решении задач «воздух-воздух» вклюсает 6 ракет Р-27Э(или РВВ-АЕ) и 4 ракеты Р-73;
вноменклатуру вооружения включены управляемые средства поражения наземных целей:6 ракет общего назначения Х-29Т, Х-29Л, Х-25МЛ, С-25ЛД или корректируемых бомбКАБ-500Кр и КАБ-500Л, 3 ракеты средней дальности Х-59М или корректируемые бомбыКАБ-1500ТК, 6 противокорабельных ракет Х-31А или Х-35У, 6противорадиолокационных ракет Х-31П и т.п.
дляпоражения наземных целей самолет может также оснащаться неуправляемым вооружениемобщей массой до 8000 кг, размещаемым на 12 точках подвески, часть из которыхоборудуется многопозиционными балочными держателями: 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л)или 6 ракетами С-25.
Техническоеописание
ПланерСу-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеетярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое сфюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42╟.ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. Посравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частейкрыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до имеющейэллипсовидное сечение носовой части фюзеляжа. Носовая часть удлинена дляустановки антенны БРЛС. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму сразвитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателяразмещается РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней не имеет.
Кабинадвухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневойкапсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление — так же бронированное. Кабинаоснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажаразмещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», чтозначительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находитсялётчик, справа — штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шассипо откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ сулучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включаястоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полётеможно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост.Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа.
Крылосамолета состоит из центроплана и отъемных консолей. Угол стреловидности попередней кромке составляет 42 градуса, удлинение – 3,5, сужение – 3,4.Механизация представлена отклоняемыми флаперонами с углом отклонения от +35 до-20 град., выполняющих функции закрылков и элеронов, и двухсекционнымповоротным носком (угол отклонения 30 град.). Выпуск флаперонов и отклонениеноска производятся на взлетно-посадочных режимах и при маневрировании. Вконсолях крыла кессонной схемы оборудованы топливные баки-отсеки. На каждойконсоли имеются узлы установки четырех пилонов, в т.ч. один на торце крыла, дляподвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могутустанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия.
Горизонтальноеоперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор сэлектродистанционной системой управления. Консоли трапециевидной формы с угломстреловидности по передней кромке 45 град., размахом 9,8 м и площадью 12,2 м. Стабилизатор может отклоняться в пределах от +15 до -20 градусов. Управлениепо крену может происходить путем дифференциального отклонения половингоризонтального оперения с “ножницами” в 10 градусов.
Вертикальноеоперение — двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40град), площадью 15,4 м. Каждый киль оснащен рулем направления, площадь двухрулей 3,5 м, углы отклонения – 25 град. в каждую сторону. В верхней части килейпод радиопрозрачными обтекателями размещены антенны радиотехнических устройств.
Переднеегоризонтальное оперение установлено в торце наплыва крыла и состоит из двухцельноповоротных консолей (размах 6,4 м, площадь около 3 м) с углом стреловидности по передней кромке консолей 53,5 градусов.
Шасси:На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес наосновных опорах, обеспечивающее самолету хорошую проходимость по плохоподготовленным аэродромам (а следовательно, и боевую «выживаемость»,в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя, как это случилось, кпримеру, в Ираке в 1991 г., и авиацию придётся рассредотачивать на полевыхаэродромах). Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумяколесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана сразворотом тележек.
Вхвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектроннымоборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозногопарашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным,«клавишного» типа.
Силоваяустановка и топливная система
Силоваяустановка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя сфорсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные впечати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным,от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ.
Топливнаясистема включает: три бака в фюзеляже, один — в центроплане и два — в консоляхкрыла (по другим данным — четыре бака увеличенного объема (три — в фюзеляже ицентроплане и один — в консолях крыла); насосы подкачки и перекачки топлива;топливомерно-расходомерную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемыхподвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л.
Имеетсясистема дозаправки топливом в полете методом «шланг — конус» (приемтоплива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипногосамолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатомУПАЗ). Убирающаяся топливоприемная штанга размещается в левом фюзеляжномнаплыве в головной части фюзеляжа перед кабиной. Имеется две фары ночнойзаправки.
Бортовоеоборудование и системы
Пилотажно-навигационныйкомплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную сприемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Системаавтоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, вавтоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебанийсамолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная набомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетныережимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режимприведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная сиспользованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролируетфизическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остатоктоплива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход напосадку.
Самолетоснащен комплексом БРЭО, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазонеусловий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса — раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономноеоборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся наЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемыхпроцессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, котораяполностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальнуюпомощь экипажу самолета при решении боевых задач.
Модульнаяконструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения иоборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делаютвозможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказенекоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменятьсостав комплекса за счет введения при необходимости новых информационныхсистем.
Установленнаяна борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяетобнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременноесопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальностьобнаружения воздушных целей — 200-250 км.
Бомбардировщикоснащен также БРЛС заднего обзора, которая не только предупреждает экипаж обатаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух — воздух» в задней полусфере.
Возможностисамолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счетиспользования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещеннойс лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, таки раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.
Центральнаявычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора,центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем местештурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора наЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработаннаяинформация: от систем — буквенно-цифровая, от компьютера — в виде символов.
Индикаторыпозволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когдана одном экране выдается одновременная информация от различных систем.
Бортоваяцифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и«искусственной безопасности».
Система,выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматическиконтролировала физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых системи остаток топлива, обеспечивала автоматическое возвращение на аэродром и заходна посадку.
Дляморского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН)применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решениядополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение заповерхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводнымикораблями противника.
Приборьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целейпри получении предварительного целеуказания от других средств, в том числекосмических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическомрежиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывностьвыполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяетреализовать несколько вариантов ее решения.
Основнымисредствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе срадиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий,размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в составкоторых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазонечастот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.
Накаждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одногона торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыламогут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП. В центроплане имеются нишидля уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещенорадиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-ммодноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальныещели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газовпри стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки иперекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Возможна установкасбрасываемых ПТБ. На самолете имеется система дозаправки топливом в полете свыпускаемой штангой-топливоприемником в НЧФ перед кабиной и двумя фарами ночнойзаправки. Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 иСу-24, оборудованных УПАЗ.
Средствааварийного покидания самолета и снаряжение экипажа. На самолете установленыунифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покиданиетерпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включаярежимы движения самолета по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверхчерез проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого членаэкипажа имеется НАЗ с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом,продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации имедикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмовили высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплектакислородного оборудования.
Специальноебортовое оборудование
Насерийных самолетах Су-34 предполагается установка обзорно-прицельного,пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, аппаратуры бортовогокомплекса обороны, системы объективного контроля и регистрации параметров.
Всоставе обзорно-прицельного оборудования может быть многорежимный радиолокаторпереднего обзора и оптико-электронная прицельная система слазерно-телевизионной аппаратурой и нашлемной системой целеуказания, а такжелокатор заднего обзора. Часть аппаратуры может быть размещена в сменныхподвесных контейнерах. Для отображения информации от системприцельно-навигационного комплекса может использоваться индикатор на лобовомстекле и многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах на приборной доскекабины.
Пилотажно-навигационноеоборудование может включать систему воздушных сигналов, систему автоматическогоуправления, инерциальную навигационную систему, доплеровский измерительскорости и углов сноса, систему спутниковой навигации, радиотехнические системыближней и дальней навигации, маркерный приемник, самолетный ответчик, другуюаппаратуру.
Всоставе бортового комплекса обороны могут быть станции радиотехническойразведки и активных помех, аппаратура обнаружения пуска ракет по их тепловомуизлучению, устройства выброса пассивных помех.
Дляуправления бортовым оборудованием может быть установлено 5-7 цифровыхвычислительных машины.
Вооружение
Встроеннаяпушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект — 180 патронов). На12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла)может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения.
Комплексударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных)целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракетыХ-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты «воздух — поверхность» типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц),противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемыхавиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическимибуями.
«Неинтеллектуальное»оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 ивключает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также дошести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.
Ракетноевооружение «воздух — воздух» в целом аналогично вооружению другихсамолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности сактивным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет среднейдальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыламогут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжемподвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый.Характеристики Су-34 Размах крыльев 14,7 Длина фюзеляжа, м 23,3 Высота, м 6,0 Площадь крыла, кв.м 62,0 Тип двигателя АЛ-31Ф Тяга двигателя на форсаже, кгс 2 х 12500 Масса пустого самолета, кг 22500 Масса нормальная взлетная, кг 42000 Масса перегрузочная взлетная, кг 44360 Максимальная скорость, М 1,8 Практический потолок, м* 15000 Дальность полета, км** 4000 Разбег, м Неизвестно Количество точек подвески вооружения 12
Практическая дальность
с ПТБ 4500 км
Максимальная эксплуатационная
Перегрузка, g 7 Экипаж, чел 2 Вооружение
одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
Боевая нагрузка — 8000 кг (нормальная — 4000 кг) на 12 узлах подвески:
8 УР класса ⌠воздух-воздух Р-73;
6 УР класса ⌠воздух-воздух Р-27РЭ или Э;
8 УР класса ⌠воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
6 УР класса ⌠воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
6 УР класса ⌠воздух-РЛС Х-31П либо ⌠воздух-корабль Х-31А;
1 многоцелевая УР Альфа;
3 УР класса ⌠воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25. /> /> /> />
*Оценочные данные
**Без боевой нагpyзки и дозапpавки топливом в воздyхе
Схемаподвески вооружений Алексей Михеев
СУ-34на экспорт
ЭксплуатацияСу-34 открывает перспективы его продвижения на экспорт
Началосерийной эксплуатации Су-34 открывает экспортные перспективы его продвижения намировой рынок вооружений. Такое мнение высказал журналистам в четверг вНовосибирске генеральный директор авиационной холдинговой компании Сухой МихаилПогосян.
«Началосерийной эксплуатации Су-34 после закупки их российскими военно-воздушнымисилами существенно облегчает выход этой продукции на внешний рынок», — сказал Погосян.
Поего словам, за три года для ВВС России будут закуплены 18 самолетов Су-34.
Погосянотметил, что «серийное производство Су-34 создает новые условия дляразвития Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имениВ.Чкалова», где изготавливаются самолеты этого типа.
«Оптимальнаязагрузка НАПО будет обеспечена выпуском 15-20 самолетов Су-34 в год», — сказал он.
«Вцелом это близко к тому, чтобы обеспечить устойчивый рынок и стабильнуюнагрузку предприятия, а также снизить стоимость самолета Су-34», — считаетМихаил Погосян.
Вопросприобретения истребителей Су-35 рассматривался в Южной Корее.
Также о покупке нескольких Су-35 думают Ливия, у которой на вооружении стоитоколо 20 советский Су-24 в целях перевооружения, Бразилия.
Осамолете в прессе
«СУ-34»менее заметен, чем американский «стелс»
«… Тяжелая40-тонная машина резво отрывается от бетонных плит аэродрома Ахтубинск и, кнеудовольствию фотокорреспондентов, тут же исчезает в облаках. Это — «Су-34».
Тотсамый, на который ВВС возлагает особые надежды: в ближайшие годы этотистребитель-бомбардировщик станет основой ударной мощи нашей фронтовой авиации.
Секретневидимости элегантной машины стоимостью миллиард рублей на первый взглядпрост: „сушка“ очень удачно окрашена — голубые и бирюзовые оттенкинеправильных овалов. Но на самом деле этот самолет — трудная цель не только длячеловеческих глаз, но и для радаров. В режиме следования рельефу местности наэкране РЛС он дает отметку, сопоставимую с отметкой от крылатой ракеты. То естьпревращается почти в невидимку, даже менее заметную, чем американский»стелс".
— Истребитель-бомбардировщик «Су-27ИБ» у нас проходит заключительнуюстадию испытаний, — рассказал после приземления пилот Юрий Трегубенков. — Остался ряд испытаний, которые мы должны завершить в течение года-полутора.
Генерал-лейтенантТрегубенков — начальник Государственного летно-испытательного центра имениЧкалова. Бросается в глаза, что свой самолет называет не так, как мы,журналисты. В этом нет противоречия: формально самолета «Су-34» ещепока не существует. На фирме «Сухой» предпочитают использоватьэкспортное название: «Су-32». А испытатели зовут его либо официально «Су-27ИБ»,либо просто «вэшкой». Последнее звучит загадочно, но объясняетсяпросто: поначалу проект назывался «Т-10В», и на испытания машинуприслали под таким шифром. Впрочем, главком ВВС пообещал в ближайшее времяпоставить точку «в разночтениях»: самолет официально станет«Су-34».
«Сушка-вэшка»,строго говоря, не является новейшим истребителем-бомбардировщиком. Но хотя современи первой его демонстрации прошло 15 лет (летом 1990 года опытный«Су-27ИБ» был показан Михаилу Горбачеву и случайно попал в объективкорреспондента ИТАР-ТАСС), он по-прежнему вне конкуренции. И останется таковымеще много лет. Может вести бой с истребителями. Надежен. А его конкуренты — американский «F-15Е» и европейский «Торнадо» — значительноболее уязвимы в отличие от нашей «вэшки», два члена экипажа которойразмещаются в бронированной кабине-капсуле.
Возникаетвопрос: зачем продолжать испытание машины в то время, когда уже начато еесерийное производство?
ВАхтубинске специалисты объясняют: сегодня они проводят испытания не столькомашины — она достаточно совершенна, сколько ее вооружения, навигационныхприборов и компьютерных систем управления. А это процесс почти бесконечный,оружие и электроника постоянно нуждаются в обновлении.
— Строевой летчик будет полностью боеготовым, когда овладеет всеми способами и видамибоевого применения, — объясняет генерал Трегубенков. — «Су-34»приходит на смену нынешним бомбардировщикам «Су-24». И если дляподготовленного летчика нынешнего «Су-24» пилотирование новогоавиакомплекса не составит проблем, то при овладении оружием потребуется новыйуровень теоретических знаний.
… Авчера в Ахтубинске был праздник. Ведущий летчик в испытаниях «Су-34»,он же начальник летно-испытательного центра, Радик Абрарович Бариев вернулся изМосквы, где лично из рук президента получил звезду героя. Полковник Бариев сосвоим штурманом совершили уникальный ракетный пуск — впервые в мире в режимесверхманевренности с борта истребителя было применено оружие. Своего рода это — новая страница в истории авиации. До этого момента все истребители, обладающиевозможностью в полете менять вектор тяги двигателей, были всего лишь воздушнымиакробатами. Теперь это настоящие воздушные бойцы.
Производствосамолетов
ПервыйСу-34, относящийся к поколению самолетов 4+, прибыл в Липецк в начале прошлогомесяца, совершив перелет с новосибирского завода имени Чкалова.
Вэтом году ВВС России планируют закупить шесть таких самолетов. В дальнейшем этимашины будут закупаться партиями по 10 в год. Потребности ВВС РФ в такихсамолетах до 2020 года составляют около 200 единиц.
Однаконекоторые считают что это количество может увеличиться
СОБСТВЕННОЕМНЕНИЕ
Самолеттакого класса просто необходим России в стратегических целях.
Покаесть такие самолеты, Россия может не переживать за свои труды.
Люди, которыеработали над этим самолетом, безуслвно гении, впрочем, как и все те, кторазрабатывал и предидущие поколения самолетов.
Еголетные характристи, боевой потенциал немыслимо высоки.Такие самолеты смогт ещенесколько десятилетий служить нашей родине, пока их не заменят еще более совершеннымисамолетами, которые, как я надеюсь, будут попрежнему лучшими в мире.
Список литературы
russarms.com
www.cofe.ru
www.airwar.ru
legion.wplus.net
www.brazd.ru
voron70.narod.ru/
www.wartechnic.ru
www.aviaport.ru
ИгорьЕлков «Российская газета» — Центральный выпуск №4027 от 27 марта 2006 г.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Усыновление
Реферат Псковское слово в диахронном аспекте (вспоминая традиции И. В. Ягича)
Реферат The Effects Of Teen Pregnancy On Children
Реферат Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности
Реферат Проект ковбасного цеху продуктивністю 68 тонн за зміну
Реферат Комплекс маркетингу на прикладі корпорації ROSHEN
Реферат Электроснабжение городского электрического транспорта
Реферат Производственные отношения
Реферат Развитие международных отношений Филиппин со странами Ближнего Востока
Реферат Оценка эффективности управления государственной и муниципальной службы
Реферат Криминалистическая габитоскопия
Реферат Проблема формирования финансовой структуры компании для внедрения бюджетирования
Реферат Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом
Реферат История вычислительной техники (до процессора Intel 80486)
Реферат 3. «О начале отопительного сезона в городе н. Новгороде»