Реферат по предмету "История техники"


Тула оружейная

/>/>Введение
Данноеметодическое пособие можно использовать для проведения экскурсии по ТульскомуМузею Оружия, так как оно содержит всю необходимую информацию об историисоздания музея, экспонатах, представленных в нем и истории их появления.Главный объект исследования – экспозиция музея. Экскурсия рассчитана наприезжих студентов и преподавателей.
/>/>1 Цели экскурсии
Рассказатьэкскурсантам об истории создания музея;
Предоставитьинформацию о возникновении экспонатов музея;
Датьэкскурсантам исчерпывающую информацию об экспозиции музея.
/>/>2 Общие методические рекомендации по проведениюэкскурсии
Основуданной экскурсии составляет информация об экспозиции Тульского Музея Оружия.Экскурсоводу необходимо провести экскурсию в достаточно легкой и доступнойформе, сподвигнув группу к изучению представленной темы самостоятельно.Экскурсовод должен удерживать внимание экскурсантов на протяжении всейэкскурсии, во многом ему поможет использование таких методов, как анализ,синтез, метод аналогии и конкретно-исторический метод.
Применяяметод аналогии, и в показе, и в рассказе можно обратить внимание экскурсантовна сходство/различие рассматриваемых объектов, на единство времени различныхсобытий, территориальную близость мест, где они происходили.
Вотдельных случаях полезным может оказаться и обращение кконкретно-историческому методу. Обычно под ним понимают такуюпоследовательность шагов, при которой происходит восхождение от абстрактного кконкретному. Данный метод предполагает движение мысли к целостномувоспроизведению предмета в сознании человека.
Время,потраченное экскурсоводом на рассказ, должно быть значительно меньше общей продолжительностиэкскурсии. Все, о чем в экскурсии идет речь, должно быть отражено в зрительномряде – только таким способом можно представить картину прошлого или настоящегодостаточно наглядно.
Содержаниеэкскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа должны бытьвзаимосвязаны. Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и скакой целью. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о такихсвойствах объекта, которые не воспринимаются при помощи органов зрения.
Важнойзадачей рассказа является определение, характеристика, толкование предмета, окотором пойдет речь. Определение предмета в экскурсионном рассказе должно бытьясным, соразмерным, непротиворечивым, не должно строиться на отрицании, недолжно иметь предвзятых оценок.
Рассказэкскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, дополняет, анализирует,поясняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает, как бы «оживляет» то,что в данный конкретный момент не может увидеть экскурсант. Следует учитывать исвязанный с рассказом эмоциональный момент, воздействующий на чувстваучастников, вызывающий у них эмоции радости, восхищения, гордости, гнева,сочувствия.
Экскурсоводдолжен владеть умением трансформации устной речи в зрительные образы. Дляпревращения одного вида информации (речь) в другой (зрительные образы)необходимо создать подходящие условия.
Вовремя экскурсии следует уделять внимание всей группе. Неверно, если экскурсоводобращается к нескольким экскурсантам, выделив их из группы по каким-тосубъективным причинам. Особое значение для контакта с аудиторией имеетграмотная и продуманная речь экскурсовода. Экскурсовод по возможности долженстараться выполнять все пожелания членов группы, чутко относиться к замечаниямо недомогании.
Сам,оставаясь незаметным, экскурсовод должен уметь давать возможность «заговорить»объекту, создает предпосылки активного общения. Такой «рассказ объекта о себе»является основополагающим принципом вербального или словесного показа.
Языкэкскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности требуетдоходчивости и доступности речи для данной аудитории. Критерий точности требуетсоответствия содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии.Критерий чистоты требует логически оправданного использования экскурсоводомязыковых средств.
3 Вводная часть
Продолжительностьэкскурсии не должна превышать 1,5 часа.
Маршрутэкскурсии – это оптимальный путь следования группы экскурсантов, руководимойэкскурсоводом, для осмотра тех или иных экскурсионных объектов. В данном случаемаршрут будет следующим:
Встречавозле входа в Тульский Музей Оружия – осмотр холодного оружия– охотничье ружье– спортивнее оружие– боевые малютки.
Экскурсоводвстречает группу возле входа в музей. Он представляется экскурсантам, объявляеттему экскурсии, говорит о продолжительности экскурсии, обозначает объекты,которые предстоит увидеть экскурсантам; экскурсовод должен попроситьэкскурсантов быть внимательными и не отделяться от всей группы.
Решиввсе организационные вопросы, экскурсовод должен перейти непосредственно косновной части экскурсии. Проводив группу в музей, экскурсовод должен, все жене сразу перейти к осмотру всех его экспонатов, а для соблюдения некойцелостности экскурсии, сказать несколько слов об истории возникновенияТульского Музея Оружия. Экскурсовод должен отметить, что в центре России надревней славянской земле есть старинный город Тула. Здесь в 1712 году царь ПетрI основал первый в России казенный оружейный завод.
Необходимоупомянуть и о том, что в 1724 году сенат утвердил Указ Петра I: "… старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы вцейхгаузы на сохранение ", следуя которому на Тульском оружейном заводестали собирать образцы оружия, а созданная в 1775 году по распоряжениюЕкатерины II Палата редкого и образцового оружия положила начало заводскомумузею.
Экскурсоводунеобходимо подчеркнуть, что с музеем знакомились министры и генералы, членыцарской фамилии, иностранные гости, и только после постановления Центральногоправления артиллерийских заводов, определившего значимость заводского музея, 16ноября 1924 года экспозиция была открыта для обозрения.
Вгоды Великой Отечественной войны фонды музея находились на Урале, куда былоэвакуировано основное производство оружейного завода; 12 декабря 1945 годамузейные экспонаты были возвращены в Тулу, а в 1959 году музей разместили водном из административных зданий в центре города.
Важноотметить, что сегодня музей экспонирует и хранит свои коллекции в старинномздании на территории Тульского кремля. И это уже не заводской музей: в августе1996 года правительство Российской Федерации приняло постановление " Осоздании Тульского государственного музея оружия ".
Вотличие от Эрмитажа, Оружейной Палаты, Исторического музея, где тульское оружиепредставлено в основном образцами с художественной отделкой, Тульскийгосударственный музей оружия располагает собранием тульского оружия отпетровских времен до наших дней. Благодаря тому, что история экспонатовпрослеживается в архивных документах, коллекция имеет огромное историческоезначение.
(Справка.Наличие уникальных экспонатов и богатых коллекций позволило Тульскому музеюоружия обрести широкую популярность и мировую известность. Музей включен всборник «100 великих музеев мира», как старейший и уникальный музейРоссии Тульский музей оружия занесен в отечественную книгу рекордов«Диво», в 1994 г. музею была присуждена премия «За большой вкладв возрождение культуры и нравственности города Тулы», в 2001 г. он стал дипломантом Всероссийского конкурса «Хрустальный глобус», в 2006 г. — победитель акции «Любимый Тулы уголок» в номинации «Любимый музей»).
Итак,после небольшого экскурса в историю музея, экскурсовод может проводить группунепосредственно к изучению экспонатов холодного оружия.
4.1 Холодное оружие
Приосмотре этих экспонатов музея, важно отметить, что в разнообразной музейнойколлекции холодного оружия представлено большинство образцов, состоявших навооружении российской армии в ХVII-ХХ вв., а также западноевропейские шпаги,палаши, сабли, преимущественно конца ХIХ — начала ХХ вв. Восточное холодноеоружие в музее дает представление о его своеобразных формах.
Необходимоотметить, что экспозиция позволяет проследить в общих чертах изменение форм ивидов русского холодного оружия с ХVII по ХХ вв.
Допетровскаяэпоха представлена в музее копьями, бердышами, а также шестопером. С созданиемПетром I регулярной армии на смену разнообразному холодному оружию поместноговойска приходят образцы западноевропейского типа, прежде всего шпаги.
Экскурсоводдолжен сказать, что шпага — колющее, иногда колюще-рубящее оружие с длиннымпрямым узким клинком. Впервые в России она появилась в XVII в. на вооруженииполков «иноземного строя». В первой половине XVIII в. это оружиестановится принадлежностью как офицеров, так и рядовых. Музей располагаетразличными образцами офицерских шпаг XVIII — первой половины ХIХ вв. Иногда нашпажных клинках можно увидеть различные надписи, например, на нескольких шпагахв музейной коллекции выгравировано «Виват Екатерина Великая».
Важноподчеркнуть, что если шпаги в XVIII в. применяли главным образом пехотинцы, тоосновным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии — к ней относилисьдрагуны и кирасиры — был палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия спрямым, длинным и широким клинком. В экспозиции музея широко представленыкирасирские, карабинерские, гвардейские палаши XVIII в. Гарды палашейгвардейской тяжелой кавалерии, например, кавалергардского полка и лейб-гвардииконного полка, имеют большие рельефные щитки в форме двуглавого орла подкороной.
(Справка.Коллекция музея располагает также саблями, состоявшими на вооружении русскойлегкой конницы. Под саблей обычно понимают разновидность рубящего, иногдарубяще-колющего оружия с изогнутым клинком. На Руси это оружие былозаимствовано у кочевых племен).
Экскурсоводдолжен сказать, что клинок, по форме напоминающий сабельный, но короче, иногдамог иметь другой вид холодного оружия — тесак, или полусабля. Однако унекоторых видов тесаков мог быть не изогнутый, а прямой клинок.
Необходимозаметить, что во второй половине XVIII в. тесаки приходят на смену шпагам урядовых солдат пехоты, и шпага остается на вооружении только у офицеров. Кроменее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружиязападноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVIII в. этиобразцы уже практически не имели прежнего боевого значения и играли лишьвспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиромпри равнении шеренг.
Впервой половине ХIХ в. эти виды древкового оружия окончательно исчезают изрусской армии, а шпаги и палаши начинают заменять саблями различных образцов.Так в 1827г. на вооружение была принята кавалерийская сабля с еще двумядополнительными защитными дужками, а затем на смену этому оружию пришладрагунская сабля образца 1841г. Ее гарда состоит только из одной крестовины,переходящей в переднюю защитную дужку.
Следуеттакже отметить, что много общего с саблей имеет другой вид холодного оружия — шашка, и иногда эти два типа бывает довольно трудно различить. Шашка такжеимеет изогнутый однолезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из однойрукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками,а позднее шашка становится уставным образцом русской армии, практически замениввсе другие виды холодного оружия с длинным клинком.
(Справка.Рядовые солдаты пехотных и саперных частей и в ХIХв. продолжали использоватьтесаки. Саперные тесаки, как правило, имели на обухе зубья, позволявшиеиспользовать это оружие в качестве рабочего инструмента – пилы).
Экскурсоводдолжен сказать группе, что на многих клинках ХIХ — начала ХХвв., хранящихся вколлекции музея, можно увидеть клейма Златоустовской оружейной фабрики.Действительно, с 1818г. центр производства холодного оружия перемещается вЗлатоуст. Однако и на Тульском оружейном заводе не прекращается изготовлениепик, тесаков и шашек. Так, в экспозиции музея можно увидеть две офицерскиешашки обр.1881г., сделанные на заводе в 1882г. Их клинки богато украшенырастительным орнаментом и изображением военных атрибутов.
Необходимоподчеркнуть, что Российское холодное оружие второй половины XX столетияпредставлено коллекцией парадных офицерских кортиков для различных родов войск,а также прекрасно украшенной генеральской шашкой обр.1940г. специальноговыпуска.
Подавляющеебольшинство европейского холодного оружия в коллекции музея относится ко второйполовине ХIХ — началу ХХ вв., когда клинковое оружие значительно утратило своепрежнее значение. Его армейские образцы по качеству и продуманности конструкцииуступают не только восточным саблям, но даже европейскому оружию прошлых веков.
Экскурсоводдолжен рассказать, что в прусской армии получил распространение тип такназываемой «сабли Блюхера» с гардой, имеющей характерную S-образнуюзащитную дужку, которая под прямым углом отходит от крестовины. Интересноотметить и такой любопытный образец музейной коллекции, как штык-палаш канглийской винтовке Энфильда.
Необычнои другое восточное холодное оружие — хопеш. Он представляет собой разновидностьбоевого серпа и появился в конце II тысячелетия до н. э. в Сирии.
Важнотакже подчеркнуть, что в музее широко представлено оружие Кавказа. Если кинжал«бебут» имеет изогнутый клинок, то у кинжала «кама» клинокпреимущественно прямой, иногда с узким, очень острым концом для пробиваниякольчуг. Рукояти изготовлялись из рога и кости.
Следуетотметить, что Малайский кинжал «крис» имеет своеобразный волнистыйклинок, символизирующий священного змея. Существуют многочисленныеразновидности таких кинжалов, в том числе и с прямым клинком.
Непальскийнож «кукри» имеет тяжелый однолезвийный клинок, сходный по форме склинком ятагана.
Экскурсоводдолжен подчеркнуть, что универсальным оружием является большой нож, или тесак«трумбаш», который использовали племена Центральной Африки. Этооружие отличается широким серпообразным клинком. Из-за своих размеров и формытрумбаш не имеет ножен.
Африканскиеметательные ножи «пинга» принимали самые разнообразные экзотическиеформы. У таких ножей от плоского изогнутого клинка отходят нескольколистовидных заостренных и заточенных с обеих сторон ответвлений, а один егоконец обмотан ремешком из растительных волокон и представляет собой рукоять.
Следуетобратить внимание на то, что несколько экспонатов музея могут служить примеромвысокого мастерства сделавших их оружейников. В экспозиции выставлены двепарадные сабли. Эфес одной из них — офицерской кавалерийской обр.1827г. — вызолочен и богато украшен рельефными изображениями воинов и военных атрибутов,а также растительным орнаментом в виде листьев и бутонов роз. Передняя защитнаядужка заканчивается головой дракона. Ножны из вороненой стали украшены в том жестиле, что и эфес. На обухе выгравирована надпись «Тула. 1830г.».
Экскурсоводунеобходимо сказать, что вторая сабля — гусарская, и на ее клинке с обеих сторонпомещено изображение скачущего на коне всадника с саблей и надпись латинскимибуквами «Виват гусар», выполненная наводкой золотом на вороненомметалле. Любопытно, что рукоять эфеса и ножны обтянуты кожей акулы.
Вколлекции музея имеются также несколько старинных охотничьих тесаков. Рукоятьодного из них украшена так называемой «алмазной гранью».
(Справка.Холодное оружие хранит память об искусных мастерах минувших веков имужественных воинах, защищавших этими некогда грозными клинками своеОтечество).
Послеосмотра всех экспонатов холодного оружия, представленных в музее, группа можетобратиться к следующему объекту изучения – охотничьему ружью. Вслед заэкскурсоводом экскурсанты проходят к экспонатам этой группы.
4.2 Охотничье ружье
Послетого, как группа подошла к экспозиции охотничьего ружья, экскурсовод долженпродолжить свой рассказ. Ему необходимо сказать, что коллекция охотничьегооружия — одна из самых многочисленных в музее — дает возможность познакомитьсяс изделиями тульских оружейников на протяжении XVIII-XX веков.
Экскурсоводдолжен отметить, что долгое время охотничье и боевое оружие ничем неотличалось. Одной и той же стрелой, одним и тем же копьем можно было убитьзверя и поразить врага. Появление огнестрельного оружия ускорило выстрел, сталавозможна стрельба по зверю и летящей птице.
Сохранившеесядо наших дней в фондах музея старинное огнестрельное охотничье оружие,изготовленное и украшенное тульскими мастерами, привлекает отделкой иоригинальностью технических решений.
Необходимообратить внимание на охотничье ружье с заводским клеймом, датируемое 1744годом. С большой любовью и мастерством гравировал неизвестный нам оружейниккаждый листик и цветок, украшающие замок этого ружья.
Необыченизготовленный в 1745 году охотничий штуцер с треугольным в сечении каналомствола. Изделие отличает мастерство исполнения, использование самых различныхтехник обработки металла и дерева.Здесь гравировка и чеканка, всечка золотой исеребряной проволоки и знаменитые тульские «стальные бриллианты».
Важносказать, что не менее оригинальным в техническом отношении является охотничьеружье с каналом ствола овального сечения. Многие детали позолочены, но особойкрасотой отличается ствол из букетного дамаска тульской работы.
(Справка.Ярким образцом искусной работы оружейников стал охотничий карабин,изготовленный в память о посещении Екатериной II Тульского оружейного завода в1775 году. Изделие отличают изящество и красота; от затыльника до наконечникацевья вьется хрупкий орнамент, выполненный золотой и серебряной проволокой.Замок, затыльник, казенная часть ствола украшены букетами и гирляндами иззолотых роз).
Следуетотметить, что очень близки по стилю отделки к этому карабину охотничьипистолеты, имеющие квадратные в сечении каналы стволов. Украшение рукоятейсеребряной нитью перекликается с легкой гравировкой замочных досок.
Такихобразцов в музейном собрании считанные единицы. Это и понятно: на заводе вXVIII веке богато украшенное оружие для охотников почти не изготавливали.
Необходимосказать, что многое изменилось с открытием на заводе в 1853 году сверхнарядной,названной Образцовой, мастерской. Здесь выполнялись заказы на оружие, требующееособой тщательности и мастерства. Именно в этой мастерской проводились первыеработы по изготовлению охотничьего оружия машинным способом, опыты надмалокалиберными штуцерами, опробовались разнообразные способы оформлениядорогих охотничьих ружей. Изделия Образцовой мастерской можно определить поклейму — надписи «Тульских оружейников». В мастерской работалиизвестные оружейники: Иван Гольтяков, Иван Пушкин, Василий Седачев, АлександрПолин.
Образцоваямастерская работала успешно более 10 лет и позволила накопить большой опыт ворганизации производства охотничьего оружия в условиях завода. Но большееколичество охотничьего оружия по-прежнему давали частные мастерские и отдельныемастера-оружейники.
Экскурсоводдолжен подчеркнуть, что одним из таких мастеров был Николай Иванович Гольтяков,потомственный тульский оружейник, получивший в 1852 году звание мастера великихкнязей Николая и Михаила Романовых, дающее право ставить на изделияхимператорский герб.
Большойисторической ценностью является хранящееся в музее казнозарядное охотничьеружье под унитарный патрон. На ружье довольно крупная надпись золотом:«Поставщик императорских дворов Н.И.Гольтяков в Туле». Изготовленоружье в конце 70-х — начале 80-х годов XIX века и экспонировалось на первой вРоссии специализированной выставке охотничьего оружия. Кажется, все, что умелиделать тульские оружейники к этому времени, есть в украшении ружья. Но Н.И.Гольтяковобладал не только талантом художника-декоратора, он был и конструктором. Вружье оригинальный затвор его конструкции: откидной вверх, на шарнире ивыполнен в виде двух отдельных деталей — собственно затвора и передней фигурнойпластины.
Необходимообратить внимание и на то, что такой же конструкции и двуствольный пистолетработы Н.И.Гольтякова. Ружья Н.И.Гольтякова не раз были представлены навыставках и ярмарках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Серийныйвыпуск охотничьих ружей начался на заводе с ноября 1885 года, а в 1902 годубыла открыта на заводе охотничья мастерская и встал вопрос о необходимостиперехода полностью на машинное производство охотничьих ружей.
Экскурсоводдолжен сказать, что ружья, изготовленные машинным способом, курковые ибескурковые, имеются в музейной коллекции, они серийные, без украшений, но, каксвидетельствуют архивные документы, «наконец-то осуществилась мечтарусских охотников иметь свое — русское, недорогое, но вполне доброкачественноеохотничье оружие». По-прежнему делали оружие по индивидуальным заказам,хорошо отлаженное и богато украшенное, с наведенной золотом надписью на стволе:«Императорский Тульский оружейный завод». Таким является охотничийштуцер из музейного собрания. Рядом в экспозиции — ружье системы Ивашенцева 20калибра. Сегодня оно — музейная редкость.
(Справка.Тульское охотничье оружие по достоинству оценивалось конкурсными жюримеждународных выставок и ярмарок, о чем свидетельствуют представленные вэкспозиции грамоты, дипломы, медали и другие награды).
Осмотревэкспонаты охотничьего ружья, экскурсовод и группа проходят к следующейэкспозиции – спортивному оружию.
4.3 Спортивное оружие
Говоряо спортивном оружии, экскурсовод должен заметить, что история отечественногоспортивного оружия неразрывно связана с Тульским оружейным заводом, где всередине прошлого столетия в Образцовой мастерской (1853-1863) было изготовленонебольшое количество целевых спортивных винтовок. В то время соревнования проводили,в основном, среди армейских офицеров и чаще всего использовали служебноеоружие.
Важноотметить, что первое официальное упоминание о стрелковых соревнованиях в Россииотносится к 1897 году, а в 1898 году в Хабаровске состоялись всероссийскиесоревнования по пулевой стрельбе. В проводимых соревнованиях применялось боевоеоружие: револьвер системы Нагана и винтовка С.И. Мосина, которая не имела себеравных по меткости и безотказности действия. Она и стала тем образцом, на базекоторого А.А. Смирнский разработал спортивную винтовку, получившую наименование«малокалиберная винтовка Смирнского I модели.
Следуетсказать, что в 1927г. к проектированию спортивного оружия приступилиВ.Г.Селиванов и Я.И.Каневский. Они создали поставленную на заводское производствомалокалиберную винтовку ТОЗ-1.
Экскурсоводдолжен обратить внимание экскурсантов на то, что большую часть музейнойколлекции составляют спортивные винтовки Д.М.Кочетова, с именем которогосвязана история тульского спортивного оружия довоенного периода. Это ТОЗ-7,ТОЗ-7А, ТОЗ-8, ТОЗ-9. Лучшей из них была ТОЗ-8: по кучности боя, простотеконструкции. На Тульском оружейном заводе ТОЗ-8 поставили на производство в1932 году, изготавливали её более 50 лет. Д.М.Кочетов успешно решил и проблемусоздания целевой малокалиберной винтовки. В начале 1937 года была изготовленапервая опытная партию целевых винтовок ТОЗ-10. Музейные образцы — из этойпартии.
Вдовоенный период (1925-1938) на оружейном заводе в Туле было создано более 10моделей спортивных винтовок; все они есть в коллекции.
(Справка.В 1954 году ТОЗ-8 подверглась модернизации, которая не изменила еёконструкторской схемы, но за счёт повышения качества в изготовлении ствола ипатронника улучшился бой винтовки. ТОЗ-8М, как и базовая модель, предназначаласьдля массовой подготовки стрелков-разрядников, а также для промысловой охоты помелкому зверю и птице).
Экскурсоводдолжен сказать, что спортивным оружием высшего класса были модели МЦ 12 калибра 5,6 мм и МЦ 13 калибра 7.62 мм, созданная с учётом особенностей конструкциивинтовки С.И. Мосина. Эти винтовки предназначены для стрельбы по неподвижныммишеням на дистанции 100 и 300 метров. Они обладали высокой кучностью истабильностью боя, прекрасной балансировкой, МЦ 13 отмечена Золотой медалью наМеждународной ярмарке в Лейпциге в 1964 году, а МЦ 12 экспонировалась в Япониина Всемирной выставке „Экспо-70“.
Следуетотметить, что малокалиберные винтовки ТОЗ-51, ТОЗ-53 предназначены дляначинающих спортсменов, но имеют все необходимые качества винтовок, которымипользуются первоклассные стрелки: удобную ложу с наличием регулировок длястрелков различного телосложения, а также надёжно работающие механизмы.
Длястрельбы на траншейном и круглом стендах тульские оружейники разработалистендовое ружьё МЦ 8, которое характеризуется высокими стабильными показателямистрельбы, надёжностью взаимодействия механизмов, повышенной долговечностьюдеталей. Ружьё отлично зарекомендовало себя в процессе многолетнегоиспользования на ответственных спортивных соревнованиях.
Экскурсоводдолжен подчеркнуть, что с 1978 по 1985 годы выпускались на Тульском оружейномзаводе спортивные двуствольные ружья ТОЗ-57Т, ТОЗ-57К, предназначенные длястрельбы на траншейном и круглом стендах.
Науровне мирового стандарта была созданная в начале 80-х годов целевая спортивнаявинтовка ТОЗ-61. В отличие от базовой модели МЦ 12, новая винтовка имелаконструктивно новый шнеллерный механизм, что позволяло расширить диапазонплавной регулировки усилия спуска.
Нужнообратить внимание и на то, что в 1977 году винтовка экспонировалась наМеждународной ярмарке в Лейпциге и была отмечена Дипломом и Золотой медалью.
Вдальнейшем винтовка ТОЗ-61 подверглась модернизации. На её базе былиразработаны модели ТОЗ-61М и ТОЗ-62.
Особойстраницей в истории тульского спортивного оружия является производство оружия»малой группы" — пистолетов и револьверов.
(Справка.В 1926 году А.А. Смирнский разработал первый отечественный револьвер подмалокалиберный патрон. Взяв за основу револьвер системы Нагана обр. 1895г.конструктор заменил ствол, барабан и ударный механизм. Долгое время револьверСмирнского был тренировочным оружием наших стрелков).
Экскурсоводдолжен сказать, что спортивное оружие, составляющее музейную коллекцию, даётпредставление о том, как развивалось его производство в Туле, как оно помогалонашим спортсменам завоёвывать высокие награды на соревнованиях разных рангов.
Послеосмотра спортивного оружия группе будет предложено пройти к последней частиэкспозиции данной экскурсии – боевые малютки.
4.4 Боевые малютки
Осматриваяэту экспозицию, экскурсовод должен сказать экскурсантам, что особой страстью,традицией тульских оружейников является изготовление действующих миниатюрныхмоделей оружия и других «курьезных» вещей. Считается, чем меньшеизделие, тем выше искусство мастера.
Экскурсоводдолжен обратить внимание на то, что в музейном собрании такие образцы занимаютособое место потому, что большинство из них — экспонаты Всемирной выставки вПариже в 1900 году. Это: винтовка системы Крнка, калибр 5 мм, вес 217,5 грамма; стрелковая винтовка образца 1870 года, калибр 3,5 мм, вес 185 граммов; винтовка образца 1891 года конструкции С.И.Мосина, калибр 3 мм, вес 170 граммов; два револьвера шпилечной системы Лефоше; шомпольные и курковые охотничьиружья. Все эти «боевые малютки» были вместе с другими изделиямитульских оружейников отмечены на Парижской выставке 1900 года Золотой медалью иДипломом I степени.
(Справка.Самые удивительные образцы — действующие револьверы. Вес одного из них 8,97грамма, калибр 1,5 мм, длина 35 мм, длина патрона не достигает 4 мм; вес другого — 5,44 грамма, калибр 1,5 мм).
Ксожалению, ни одной фамилии мастеров не удалось установить. А они, этисамородки земли русской, сами того не ведая, выступали как конструкторы иисторики, художники и умелые специалисты по работе с деревом и металлом.
Следуетподчеркнуть, что традиции особой точности и мастерства в изготовлениидействующих миниатюрных моделей оружия были продолжены мастерами и ученикамишколы оружейного мастерства, созданной при заводе в 1945 году. Здесь подруководством опытных наставников были изготовлены охотничье ружье модели Бпримерно в 1/6 от натуральной величины, противотанковое пятизарядное ружьесистемы Симонова образца 1941 года. Гарпунное ружье, изготовленное в 1959 годумастерами А.Н.Дыгерном и Н.В.Васиным, имеет вес 85 граммов, стреляет гарпунами. Убедились в надежности и боевых качествах этого оружия космонавтыЕ.В.Хрунов и Г.Т.Береговой, посетившие музей и сделавшие выстрелы из этогоружья. Мишень с автографом Г.Т.Берегового экспонируется рядом с ружьем.
Важносказать, что когда смотришь на эти образцы, то вспоминаешь легендарного Левшу ив осязаемой реальности понимаешь, что потомки его — не легенда, а люди, жившиеи живущие на древней тульской земле.
Такие,как Борис Михайлович Попов, создавший своими руками коллекцию моделей русскихпушек. Начинается она с примитивных образцов-бомбард XIV века, далеких предковсовременных орудий. Имеются две модели XV века — серпантина и тяжелое орудие.Это уже более совершенные образцы: литые стволы, станки укреплены на колесах,имеются приспособления для наводки. Интересны модели орудий Семеновского полка,есть в коллекции русская полевая пушка образца 1877 года.
Экскурсоводдолжен обратить внимание на то, что Б.М.Попов знал историю русского оружия, унего были неистощимые запасы терпения и умелые руки, которыми он сделалмаленький токарный станок, набор сверл, метчиков, миниатюрных надфилей, — все,что было необходимо для изготовления маленьких чудо-пушек.
Важноподчеркнуть, что имеет «арсенал» и слесарь-инструментальщикК.К.Сушкин, удививший своими действующими моделями оружия жителей Гамбурга, гдев 1990 году была выставка его изделий. Есть у К.К.Сушкина задумка — выполнить вминиатюре все модели стрелкового оружия, которое было выпущено на Тульскоморужейном заводе. Некоторые из уже изготовленных им образцов экспонируются вмузее.
(Справка.В2000 году жителем Тулы А.Ю.Баташовым была передана действующая модель пистолетаМаузера К-96, выполненная в масштабе 1:4. К числу «курьезов» можноотнести миниатюрную книгу работы М.И.Почукаева, «стальные бриллианты»В.А.Татаринова, микрогравюру «Левша за работой» Б.М.Маруняка и другиедиковинки, говорящие о том, что древнее тонкое искусство туляков живет иразвивается).
Итак,после осмотра и прохождения всего запланированного маршрута данной экскурсии,экскурсовод проводит группу к месту начала экскурсии – входу в Тульский МузейОружия.
Заключение
Взаключение экскурсии экскурсовод подводит итоги проведенной экскурсии,перечисляет и напоминает все осмотренные объекты, делает выводы об особенностяхэкспозиции Тульского Музея Оружия, кратко характеризует все осмотренныеобъекты. Экскурсовод отмечает, что с16 века Тула — кузница русского оружия. Стех самых пор тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли,пистолеты и т.п. Под старинными сводами Богоявленского собора на территорииТульского Кремля экспонируются и хранятся уникальные коллекции оружия. Музейоружия в Туле — один из старейших в стране. Началом сбора образцов оружия сталУказ Петра I. В декабре 1775 года Екатерина II распорядилась на Тульскоморужейном заводе создать Палату редкого и образцового оружия.
Далееэкскурсовод отвечает на все интересующие экскурсантов вопросы, освещаетближайшие тематики выставок, которые будут проводиться в стенах Тульского МузеяОружия и приглашает экскурсантов принять в них участие, после чего благодаритвсех за внимание и прощается с группой.
Список литературы
1)Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – Москва: Изд-во МарТ, 2005. – 271 с.
2)Калита С.П. Теория и история экскурсионного дела в России: Учеб. Пособие / С.П.Калита. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – 284 с.
3)www.vtule.ru
4)www.arms-museum.tula.ru
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.