Анна Егорова
Историяфортепианного производства в России – это история поколений трудолюбивыхнемцев, продвигавших свой «культурный» продукт на «полудиком» рынке. Отчего-тоони не стеснялись говорить по-русски и давать наследникам русские имена. Мырасскажем о самых известных.
200лет – небольшой срок, если речь идет не о классике. В масштабах страны, а неотдельного человека, конечно.
Таквот: осталось совсем чуть-чуть до 200-летия появления первого российскогофортепиано. В 1810 году в Петербурге на Второй линии Васильевского Островапоявилась первая в России фабрика по производству фортепиано.
Этуфабрику основал предприимчивый немец, Фридрих Дидерихс.
Доэтого клавишные инструменты к нам привозились из-за границы или (изредка)делались здесь мастерами на заказ. Так, в 1809 году саксонец Шеффер открыл наНевском проспекте большой магазин музыкальных товаров и инструментов, в которомпродавал английские и венские флигель-фортепиано и рояли. В 1810 годусообщалось о продаже фортепиано с указанием цен: регенсбургскоефлигель-фортепиано стоило 350 тогдашних рублей, инструменты Тейхерта – 300рублей, а инструменты Келлера – 250 рублей.
РАСЧЕТДидерихса был на растущий и слабо удовлетворенный спрос. Поначалу это быланебольшая мастерская, где работал сам хозяин и еще один рабочий. Но скоро делаФедора Федоровича (бывшего Фридриха) пошли так успешно, что уже два года спустяон смог увеличить число рабочих до 15 человек, а в 1822 году приобрел в полнуюсобственность весь дом на углу 2-ой линии и Среднего проспекта. Мастерская ктому времени насчитывала уже 30 рабочих.
Первыеинструменты Diederichs были точными копиями венских образцов. Они имели узкийудлиненный корпус с прямо расположенными струнами, немногими распорками иметаллической пластиной для прикрепления задних концов струн. В первой половиневека фабрика также выпускала прямоугольные, или «столовые», фортепиано сгоризонтально расположенной механикой. Один из этих инструментов хранитсясегодня в музее ЛГИТМиКа.
Вмае 1829 года Дидерихс выставил свои фортепиано на первой Всероссийскоймануфактурной выставке в Петербурге. Цена инструмента – 500 рублей – была потем временам не такой уж высокой. В ближайшее десятилетие фабрика расширяласвои площади и ассортимент. В 1846 году после смерти хозяина предприятиеперешло под управление к его вдове, а еще через 20 лет к старшему сыну, РобертуФедоровичу. Роберт, к тому времени получивший техническое образование,энергично взялся за усовершенствование инструментов и технологии ихпроизводства. Как результат – почетный отзыв на Всероссийской мануфактурнойвыставке 1870 года.
С1878 года к Роберту присоединился Андрей, и мастерская Дидерихса сталаназываться фортепианной фабрикой «Братья Р. и А. Дидерихс». Этот момент сталпереломным в развитии предприятия. Повышалось качество изделий, внедрялисьновые модели, растущий спрос требовал расширения производственных и торговыхпомещений. Так появился большой магазин в доме № 8 по Владимирскому проспекту,в то же время братья приобрели соседнее с фабрикой здание — дом № 43 по 2-йлинии. Уже к 1881 году силами 50 рабочих здесь выпускалось до 200 роялей в год.С 1882 года фирма стала выпускать концертные рояли в семь с четвертью октав,салонные рояли и пианино. На Всероссийской промышленно-художественной выставке1882 года инструменты фирмы «Дидерихс» привлекли внимание знатоков. «Г.Дидерихс выставил несколько роялей хорошего, полного тона, в которых виденбольшой успех производства»,— писал журнал «Музыкальный мир».
ДАЛЬНЕЙШИЙРОСТ производства, как это часто бывает, привел к некоторому упрощениютехнологий. К концу XIX века это были уже инструменты, рассчитанные на болеемассового покупателя-непрофессионала. Обороты росли, средняя стоимость роялейснижалась. В конце XIX – начале XX века сравнительно недорогие инструменты этойфабрики получили широкое распространение. Они отличались хорошей столярной работойи добросовестной пригонкой частей, вследствие чего были очень прочны ивыносливы в эксплуатации. Однако, несмотря на применение всех новейшихусовершенствований – фортепиано Дидерихса отличались некоторой сухостью ибедностью тембра. Впрочем, это не мешало им регулярно брать премии и грамоты навыставках.
STORY
В1910 году Андрей Андреевич Дидерихс (он упоминается в воспоминаниях НиныБерберовой как Диди, муж сестры поэта Ходасевича и приятель Максима Горького)вышел из фирмы, чтобы основать торговое предприятие под маркой «АндрейДидерихс». На Литейном, 60 были открыты салон по продаже и прокату клавишныхмузыкальных инструментов, ремонтная мастерская и даже небольшой концертный зал.
Втечение всего десятилетия, вплоть до начала Первой мировой войны, фирма братьевДидерихс успешно продолжала работать. Годовая производительность фабрики в 1908году составляла 245 тысяч рублей, а в 1913 — 280 тысяч. С началом Первоймировой войны производство стало сокращаться, а в 1918 году фабрика по понятнымпричинам закрылась.
ВТОРАЯПО СЧЕТУ, но не по значению, фортепианная мастерская в Петербурге была основанаеще одним выходцем из Саксонии (родины немецких фортепиано), Иоганном Шрёдеромв 1818 году. По данным историков, эта фамилия уходит корнями в прошлоемузыкального Петербурга аж до 1783 года. Так или иначе, входя на рынок,фортепианный мастер сразу задал высокую планку качества. Изделия его небольшоймастерской на Казанской улице быстро приобрели популярность. Это позволилоШрёдеру расширить дело. Он купил место на углу Казанской улицы и Вознесенскогопроспекта, где построил фабрику и открыл магазин.
Историяэтой славной фабрики отмечена изобретениями и успешным пиаром. Так, в 1833году, по свидетельству всезнающего Фаддея Булгарина, фортепианный мастер Шрёдеризготовил два уникальных инструмента, сочетавших в себе арфу и фортепиано, вкоторых молоточки «щипали» струны арфы. Один из них Шрёдер преподнес в дарИмператрице Александре Федоровне (Шарлотте Прусской), супруге Николая I.
Послесмерти Иоганна Фридриха (1852) дело перешло к его сыну, Карлу Ивановичу.Наследник расширил производство: в 1874 году он купил большой участок наПетербургской стороне и построил там многоэтажную фабрику, которая существуетпо сей день под названием «Арфа», отсылающим знатоков к золотому векуПетербурга и истории с подарком императрице.
КарлШрёдер был большим знатоком фортепианного производства и постоянно следил завсеми новостями. Так, именно он впервые для изготовления инструментов применилпаровую силу, которая приводила в действие станки. Он же в 1862 году впервые вРоссии начал ставить в рояли литые чугунные рамы; ввел для некоторых моделейсвоих роялей американскую конструкцию цельногнутых корпусов, систему«дискантного колокольчика» для улучшения тембра верхнего регистра. ИнструментыШрёдера последней четверти XIX века превосходили по качеству рояли Дидерихса.Карл выписывал из-за границы лучших мастеров и специалистов, а своим сыновьямКарлу и Иоганну дал возможность хорошо изучить фортепианное производство заграницей. С 1880 года Карл Шрёдер – Поставщик Дворов Императора Всероссийского,Германского, Австрийского, королей Прусского, Баварского, Датского иВенгерского. Для Шрёдера и его бизнеса это был поистине золотой век. Рояли сего именем играли в Императорском русском музыкальном обществе, вСанкт-Петербургской и Московской консерваториях, в Императорских Театрах итеатральном училище, других государственных учебных заведениях.
КНАЧАЛУ ХХ ВЕКА на фабрике работают 300 мастеров, выпускается 1000 инструментовв год. Качество их сравнивают с передовыми фирмами того времени – Steinway& Sons, Bechstein, Bluthner. И во многих случаях это сравнение в пользуШрёдера.
В1903 году Карл Карлович Шрёдер вышел из предприятия, перекупив фабрику ЯкобаБеккера. Руководить фамильным делом остается младший брат, Иоганн Карлович. Ксожалению, он меньше брата понимал в производстве, и производство сталоприходить в упадок. Неудачные модели роялей и пианино подорвали репутацию ибюджет фирмы. Однако, несмотря на некоторое общее снижение качества шредеровскихинструментов, нужно признать, что, в основном, они были очень неплохи. Прочные,безукоризненные по отделке и разнообразные по оформлению, они отличалисьсравнительной легкостью клавиатуры и довольно ярким и певучим тоном. РоялиШрёдера были неоднократно отмечены высшими наградами на ряде выставок. Поэтомупианисты предпочитали их инструментам других фабрик для концертных выступлений.Тираж инструментов в последние годы перед Первой мировой войной дошел до 1500штук в год, при 350 рабочих. Вскоре после начала Первой мировой войны,фабриканты-немцы, сыновья Карла Шрёдера, были вынуждены закрыть производство иэмигрировать из России.
НОМЕРТРЕТИЙ в нашей истории известен, пожалуй, больше всех. В 1841 году один изживших в Петербурге фортепианных мастеров, выходец из голландских немцев, ЯковДавыдович Беккер основывает новую фабрику. Большой знаток фортепианного дела,он поставил его очень солидно. Рояли Беккера были преимущественно небольшихразмеров, что было удобно по сравнению с еще малосовершенными пианино ипрямоугольными (столообразными) роялями первого поколения.
Беккерввел в свои инструменты немало усовершенствований: деревянный каподастр испособ регулирования клавиш боковыми деревяшками с винтиками, поджимающими иустанавливающими точную ширину отверстий в капсулах клавиш (1844); улучшениеанглийского механизма, с применением мостика для регулировки положения шпилера;обращенную вниз колковую доску (1848). Впрочем, все это мало что говоритсегодня дилетанту. Важно то, что к своим изделиям мастер подходил с азартомизобретателя. Некоторые новшества, введенные Беккером, стали потом всеобщимидля русских фабрик.
Послесмерти Якова Беккера в 1861 году фабрика переходит к его брату Францу. А ещечерез десять лет – в собственность «инвесторов», Петерсона и Битепажа. Онизначительно расширили производство, применив лучшие для того времени способыобработки дерева и металла. Фабрика начала выпускать первоклассные инструменты,построенные весьма тщательно с точки зрения сборки, конструкции и пригонки отдельныхвнутренних частей и безукоризненные в смысле наружной отделки и полировки. Этирояли были очень прочными и долговечными, а тон их, полный и глубокий,напоминал в басовом и среднем регистрах тон инструментов Стейнвея. Последнее,кстати, неудивительно. Еще в 1868 году концертные рояли Беккера началистроиться по типу, близкому к существовавшей тогда модели концертных роялейSteinway & Sons. Так, в точности копировалась система рамы, форма корпуса иштегов (кобылок). Дискантовый регистр Беккеру менее удавался, и звуки верхнихструн были несколько жидковаты и недостаточно певучи.
В1903 году фабрику Беккера приобрел Карл Карлович Шрёдер, который продолжалвести это дело под фирмой «Я. Беккер» вплоть до Первой мировой войны. Онзначительно расширил производство, построив для фабрики новый шестиэтажныйкорпус и обогатив ее новейшим оборудованием и современными машинами. Продукцияфабрики была наибольшей из всех русских фабрик. В последние годы перед войнойона выпускала до 1800 инструментов в год, при 400 рабочих. Фирма «Я. Беккер»располагала большим концертным залом в здании магазина на Невском проспекте,дом № 52. Инструменты ее неоднократно получали высшие награды на выставках,высоко ценились пианистами и были в большом употреблении в Петербургской и Московскойконсерваториях и других учебных заведениях.
ИСТОРИЯНЕМЕЦКИХ ФАБРИКАНТОВ от музыки (а ведь мы еще не упомянули Фридриха Мюльбаха сего мини-роялями!) выглядит, пожалуй, слишком гладкой. Стандартное начало смалой мастерской, достижение высокого качества, дальнейший неуклонный подъем ипроцветание. Отец передает дело сыну, тот брату и далее, из поколения впоколение, пока кто-то не решит работать самостоятельно, не боясь оставитьфамильное предприятие на руках менее профессионального родственника. Впрочем,когда имя прославлено, популярность и деньги заработаны, можно оставить впрошлом прорывы и заняться хозяйственной рутиной. Например, следить закачеством материала и оптимизировать затраты.
Кконцу XIX века фабрики музыкальных инструментов Петербурга стали крупнейшимипредприятиями деревообрабатывающей промышленности. Большинство рабочихфортепианного производства составляли столяры, занятые изготовлением деревянныхдеталей будущих инструментов, их полировкой, отделкой. Другая, самая квалифицированнаягруппа, занималась подгонкой деталей и сборкой инструментов. В первые годысуществования фабрик в нее входили почти исключительно немцы. Рабочие делилисьна две категории — «штучники» и их помощники. «Штучниками» называли тех, ктопроработал на предприятии несколько десятков лет. Они обладали существеннымипривилегиями: зарабатывали в два раза больше рядовых рабочих, определяли, какуюработу получат остальные, и зачастую сами устанавливали плату за нее.
Какохотно писали в советское время, владельцы фабрик эксплуатировали рабочих «наполную катушку» (особенно ругали почему-то братьев И. К. и О. К. Шрёдеров).Хотя, если вдуматься, в 70-х годах XIX века рабочий день равнялся тринадцатичасам, к концу 80-х годов сократился до десяти, а в 90-х годах — до девяти споловиной часов. Однако хозяева фабрик произвольно увеличивали рабочий день,заставляли выходить на производство в выходные дни. Применялась системаштрафов: за самую небольшую провинность снижали расценки, урезали и без тогоневысокую зарплату. Рабочие подвергались гнету и со стороны низшей (сугуборусской) фабричной администрации. Мастера, конторщики, табельщики регулярнообсчитывали их.
ИСТОРИЯКОНЧИЛАСЬ с Первой мировой войной. Многие немецкие предприятия в России быливынуждены закрыться. Фабрики Шрёдера-Беккера трансформировались в советскоепредприятие «Красный Октябрь», которое выпускало одноименные инструменты досамой Перестройки; в середине 1990-х новые владельцы решили вернуть себераскрученную марку «J. Becker». Позже, по ряду сведений, марка была проданакитайцам, а фабрика была закрыта окончательно. Но это, как легко догадаться,уже совсем другой рассказ.
Список литературы
TheChief сентябрь 2009