Содержание:
Введение
К. Менгер «Основания политической экономии»…………………………………………3
Разделпервый……………………………………………………………………………..4
Разделвторой……………………………………………………………………………..10
Разделтретий……………………………………………………………………………..13
Заключение
Список литературы
Введение.
Долгое время австрийская школарассматривалась в западной литературе лишь как одна из движущих силмаржиналистской революции, которая достигла меньших успехов, чем остальные,поскольку не владела математическим аппаратом. Такая оценка сложилась всередине 30 годов XXвека, когда различные направления маржинализма, казалось, навсегда слились ведином неоклассическом потоке и к тому же были отодвинуты на второй план врезультате следующей революции в экономической науке – кейнсианской. Но вначале70 годов в ходе ослабления кейнсианства и возрождения острого интереса кмикроэкономическому анализу выяснилось, что могикане австрийской школы Л. Мизеси Ф. Хайек (последний получил в 1974 году Нобелевскую премию) пронесли черезвсе эти годы некоторые важнейшие особенности австрийской школы, не давшие ейслиться полностью с неклассической парадигмой.
Таким образом, по сравнению слозаннской и кембриджской (англо-американской) школами маржинализма австрийскаяшкола оказалась наиболее четко очерченной и долговечной. Можно с большейстепенью уверенности назвать известных экономистов, принадлежащих к разнымпоколениям австрийской школы, включая наших современников. Это ееосновоположник К. Менгер.
К. Менгер родом из дворянскойсемьи, учился на юридическом факультете Венского университета, затем поступилна государственную службу, преподавал в университете.
Будучи малоизвестным молодым(31 год) государственным служащим и журналистом, он решил стать приват-доцентомВенского университета и в качестве рекомендации представил только что изданнуюкнигу "Основания политическойэкономии", никто, конечно, не мог подумать, что эта работа в течениеболее чем ста лет будет основным источником идей экономистов австрийской школы.У Менгера практически не было учителей, хотя были предшественники. Собственноговоря, все, что говорилось выше о характерных особенностях австрийской школы вцелом, в первую очередь и в наибольшей степени относится к шедевру Менгера.Тем более удивительно, что у этой книги была очень нелегкая судьба. Первоеиздание прошло практически незамеченным. Второе издание "Основания политической экономии"вышло лишь в 1923г., после смерти автора, когда основные идеи австрийской школыуже стали широко известны в более доступной интерпретации Бём-Баверка и Визера.На международный язык экономистов—английский—книга была переведена лишь спустя80 лет после написания.
В результате в течение почтивека после опубликования "Основанияполитической экономии"Менгер оставался скорее почитаемым, чемчитаемым автором. Возрождением широкого интереса экономистов, начиная с 70-хгодов XX века, к идеям Менгера мы обязаны Ф. Хайеку, который не только далмногим из них дальнейшее развитие, но и сделал чрезвычайно много для ихпропаганды и увековечения памяти основателя австрийской школы.
И сегодня данный труд остаетсямалоизученным и почитаемым. Поэтому основной целью данного реферата являетсяизучение основных идей К. Менгера в его книге "Основанияполитической экономии".
"Основания политическойэкономии".
Прежде всего, следуетотметить, что книга имеет подзаголовок: «Общая часть». Это означает, что мыимеем дело с вводной частью к гораздо более обширному труду. Менгер был, всущности, человеком одной книги, которая должна была содержать стройную ивсеобъемлющую систему категорий экономики. Работе над этим (так и не написанным)трактатом он посвятил большую часть жизни (с 1903 г. он даже оставил ради этогосвою профессорскую кафедру в университете). Менгер не давал согласия напереиздание и перевод "Основанияполитической экономии"до тех пор, пока они, тщательнопереработанные и дополненные, не займут своего места в его общейтеоретической, системе.
Все сказанное выше непозволяет предъявлять к "Основанияполитической экономии"требования, которым должна удовлетворятьзаконченная теоретическая система, например критиковать их за весьма узкий кругподнятых проблем: ценности, цены, происхождения и сущности денег. Кроме того,важное значение имеет сам стиль, в котором написана книга. Стараясь изложитьнаиболее общие основы своей теории, Менгер старательно избегает излишнейдетализации и категоричности, оставляя разъяснение многих конкретных вопросовна потом. При этом создается впечатление, что он предвидел те противоречия, вкоторых может запутаться его теория в более огрубленном, популярномистолковании. Это где-то глубоко продуманное, а где-то, может быть, иинтуитивное предвидение в сочетании с впечатляющей внутренней логикой ипоследовательностью изложения привело к тому, что против «Оснований...»Менгера невозможно выдвинуть большинство критических аргументов, которыеобычно высказываются против его «непоследовательныхпоследователей»—Бём-Баверка и Визера. Не случайно здание новой австрийскойтеории Мизес, Хайек и другие строили главным образом на менгеровскомфундаменте, отказываясь от многих концепций его учеников.
"Основания политическойэкономии"состоят из трех больших разделов.
Первый раздел.
Первый раздел посвященкраеугольному камню австрийской теории — учению о субъективной ценности. Ноинтересно, что третьей главе, где, собственно, и содержится теория ценности,автор предпосылает две подготовительные главы (примерно 1/4 всей книги),посвященные учению о благах вообще, и экономических благах в частности. Вопределении первых Менгер подчеркивает важность познания человеком их полезныхсвойств. Особенностью последних является их редкость, но любопытно, что Менгеризбегает произносить этот термин, поскольку экономическим благо делает не абсолютнаяредкость, а превышение планируемой надобности в благе или «нужного количества»(специфически менгеровская категория, обозначающая количественно определеннуюпотребность индивида на некоторый обозримый период) над количеством этогоблага, которое, как ожидает индивид, будет ему доступным. Так, уже в первыхопределениях просматривается общий стиль исследования Менгера: отказ отупотребления кратких, но многозначных терминов, стремление дать как можноболее адекватное, хотя и многословное, изложение мысли. Одни из наиболеезнаменитых идей первого раздела. касаются деления всех благ на блага высших инизших порядков, а также принципа комплементарности (дополнительности)производительных благ. Последовательно поднимаясь вверх по реке времени отсвоего исходного пункта — удовлетворения потребностей, Менгер впервые объяснилценность производительных благ ценностью произведенных с их помощью потребительскихблаг, а не наоборот, как это было у авторов, объяснявших ценность издержкамипроизводства. У Менгера затраты ценны лишь в том случае, если с их помощьюбудет произведен обладающий ценностью продукт. Напомним, кстати, что ту жепроблему потребительской оценки произведенных затрат через стоимостьпродукта—общественно необходимые затраты—видел и пытался решить К. Маркс в IIIтоме «Капитала», в главе о рыночной цене и рыночной стоимости. (Интересныйпример того, как авторы, исходящие из совершенно разных предпосылок, частоприходят к весьма похожим выводам!) Принцип комплементарности обогащает картинуновыми, красками: оказывается, что производительные блага могут обесцениться идаже перестать быть благами, если отсутствует хотя бы один необходимый«комплектующий» элемент из того набора производительных благ, который необходимдля определенного производственного процесса (вывод, немыслимый для теориииздержек). Разработка проблемы комплементарности, а также (позднее) меняющихсяпропорций, в которых могут соединяться производственные блага, свидетельствуето том, что основоположник австрийской школы гораздо глубже Джевонса и Вальрасаотразил в своей теории сферу производства и, следовательно, его теория никак незаслужила титула «политической экономии рантье», для которой «производстве,труд, затраченный на получение материальных благ, лежит в не поля зрения»*.
Обращает на себя внимание §4 первой главы, целиком посвященный значению фактора времени и вызываемой имнеопределенности для хозяйственной деятельности людей. Сосредоточенные в этомпараграфе, а также рассеянные в книге высказывания не оставляют сомнений втом, что подход Менгера к экономике нельзя назвать статическим и вневременным(в отличие от подхода Джевонса или Вальраса). Если бы задуманный трактатМенгера был написан, мы, скорее всего, получили бы не статическую модельравновесия, а теорию экономической деятельности как процесса, протекающего вовремени и в пространстве.
Во второй главе мы хотимобратить внимание читателя на яркий пример менгеровского методологическогомонизма: из относительной редкости благ Менгер выводил человеческий эгоизм, атакже феномен собственности. Интересен и анализ перехода благ из экономическихв неэкономические, и наоборот.
Разница между экономическимии неэкономическими благами в конечном результате зиждется на различии в отношенияхмежду надобностью и доступным распоряжению количеством соответствующих благ — различии, допускающем весьма точное исследование.
Отсюда ясно, что экономический характерблаг, как и неэкономический, не представляет собой чего-либо присущего благам,не есть их свойство, и потому каждое благо без отношения ко внутренним егосвойствам или внешним моментам* приобретает экономический характер,когда вступает в вышеуказанное количественноеотношение, и теряет его, когда это отношение обращается в противоположное.
Опыт показывает, что благаодного и того же рода, не обнаруживающие экономического характера в однихместностях, в других являются экономическими благами и что блага одного и тогоже рода в одном и том же месте то получают, то теряют экономический характер взависимости от изменения условии.
В то время как не имеютэкономического характера количества, воды для питья в местностях, изобилующихисточниками, сырые стволы деревьев — в первобытных лесах и даже участки земли внекоторых странах, те же блага, в то же время в Других местностях обнаруживаютэкономический характер; не менее многочисленны примеры, когда блага, необладавшие экономическим характером в определенный период времени в определеннойместности, приобретают его в той же местности, но в другое время. Эти различияи изменения в благах не могут поэтому иметь в своем основании какого-либо ихсвойства. Напротив, при точном и тщательном анализе занимающего нас явлениямы можем во всех случаях удостовериться в том, что там, где блага того же родаодновременно в двух различных местностях имеют различный характер или же где водном и том же месте они первоначально не обладали экономическим характером, азатем приобретали его, или же наоборот, всюду существует перемена в отношениимежду надобностью и количеством благ, доступным распоряжению.
На основании сказанногопричины, по которым блага неэкономические становятся экономическими, могутбыть двоякие; а именно или рост потребностей, или уменьшение количества,доступного распоряжению.
Важнейшими причинамиувеличения надобности являются:
1) увеличение населения, вособенности местное приращение его;
2) рост человеческихпотребностей, благодаря которому увеличивается количество благ, необходимоедля удовлетворения потребностей одного и того же числа жителей;
3) успехи людей в познаниипричинной связи между предметами и их благосостоянием, вследствие чеговозникают новые назначения благ.
Это именно те явления,которые сопровождают переход людей с низшей на высшую ступень культуры, что,впрочем, не нуждается в особенном указании, и отсюда как естественное следствиевытекает, что неэкономические блага в связи с ростом культуры обнаруживаюттенденцию к приобретению экономического характера, и главным образом потому,что одни из моментов, оказывающих здесь влияние, а именно требуемое дляудовлетворения человеческих потребностей количество благ, увеличивается по мереразвития культуры. Если к этому еще присоединяется уменьшение доступногораспоряжению количества благ, обладавших до сих пор неэкономическим характером(что, например, бывает с деревьями вследствие расчистки леса под пашню илиопустошения лесов, свойственного некоторым ступеням культуры), то вполнеестественно, что блага, доступное распоряжению количество которых на болееранних ступенях культуры значительно превышало надобность в них, в силу чегоони были лишены экономического характера, с течением времени становятсяэкономическими. Во многих местностях, особенно в Новом Свете, можно историческипроследить этот переход, неэкономического характера в экономический поотношению к некоторым благам, особенно к дереву и участкам земли; даже внастоящее время его можно еще наблюдать. Хотя сведения на этот счет скудны, ноя думаю, что и dстоль некогда изобиловавшей лесами Германииможно найти мало местностей, кители которых не наблюдали бы когда-либо этогоперехода, например по отношению к дереву.
После с мазанного ясно, чтовсякое изменение, вследствие которого экономические блага переходят внеэкономические, и наоборот, точно так же сводится исключительно к перемене вотношении между надобностью и количеством благ, доступным распоряжению.
Особенный научный интересприобретают те блага, которые по обнаруживаемым ими явлениям занимают среднееместо между экономическими и неэкономическими благами.
К этим благам должны быть,прежде всего, причислены те, которые при высокоразвитой культуре благодарясвоей особенной важное и производятся и предоставляются обществом публичномупользованию в столь большом количестве, что они доступны распоряжению дажебеднейшего члена общества в каком угодно размере и вместе с тем получают дляпотребителя неэкономический характер.
На высокой ступени культурынародов таким благом бывает обыкновенно школьное обучение. Точно так же свежаявода для питья имеет для жителей многих городов значение столь важного блага,что, где ее нет в естественном изобилии, там путем водопроводов ее проводят впубличные источники, и в столь больших количествах, что не только полностьюпокрывается надобность в ней жителей, но и всегда распоряжению доступны ещезначительные количества, превышающие круг потребностей. В то время как нанизких ступенях культуры обучения есть экономическое благо для нуждающегося внем, при высокоразвитой культуре это благо становится для каждого жителяданной местности неэкономическим благодаря предусмотрительности общества.Точно так же хорошая, здоровая вода для питья теряет свой экономическийхарактер для потребителей во многих больших городах.
В противоположность этомублага, предоставленные природой в распоряжение человека в количестве,превышающем надобность в них, все же получают для потребителей экономическийхарактер, когда тот, кто обладает властью, устраняет остальных хозяйствующихсубъектов от свободного распоряжения ими.
В изобилующих лесами странахесть много местностей, щедро наделенных природой деревом, так что доступноераспоряжению количество последнего значительно превышает надобность в немжителей и дерево в сыром виде согласно естественному ходу вещей не должно былобы иметь никакого экономического характера. Но если кто-либо захватит в своювласть весь лес или же значительную часть его, то он может регулироватьколичество дерева, действительно доступного распоряжению жителей даннойместности, так что последнее приобретает для них экономический характер. Визобилующих лесами Карпатах есть много мест, где мелкие поземельные владельцы,прежние грюнхольды*, должны покупатьнеобходимое им дерево у помещиков, тогда как последние сами ежегодно допускаютдо гниения многие тысячи древесных стволов, так как количества, доступные ихраспоряжению, значительно превышают надобность в них. Это именно тот случай,когда блага, естественными условиями лишенные экономического характера,искусственно получают таковой для потребителей и когда в действительностиможно наблюдать все явления хозяйственной жизни, свойственные экономическимблагам**.
Наконец, сюда нужно отнестиеще те блага, которые хотя и не обладают экономическим характером в настоящеевремя, однако с точки зрения будущего развития в некоторых отношенияхпринимаются хозяйствующими людьми за экономические. Когда доступноераспоряжению количество неэкономического блага последовательно уменьшается илиже надобность в нем последовательно увеличивается и отношение между обеими величинами таково, что конечный переходнеэкономического характера данных благ в экономический может быть заранее предусмотрен,хозяйствующие индивиды ввиду будущего времени уже теперь обыкновенно делаютконкретные количества такого блага предметами своего хозяйства; приопределенных социальных отношениях они обеспечивают необходимое для удовлетворениясвоих индивидуальных потребностей количество путем подчинения его своемуобладанию, даже если еще имеется налицо количественное отношение, не создающееэкономического характера благ. То же самое относится к неэкономическимблагам, доступное распоряжению количество которых подлежит весьма значительнымколебаниям, так что только наличие некоторого излишка в нормальное времяобеспечивает покрытие надобности во время недостатка; то же можно сказать и отех неэкономических благах, количество которых, доступное распоряжению, стольнезначительно превышает надобность в них, что нецелесообразное употребление илиошибка со стороны отдельных хозяйствующих индивидов может послужить ко вредудля других; сюда, наконец, принадлежат и те случаи, когда особенныесоображения (например, удобства, опрятности) делают полезным подчинение своемуобладанию конкретных количеств неэкономических благ. Поэтому из этих и подобныхим оснований может возникнуть собственность и на такие блага, которые востальных своих хозяйственных явлениях представляются нам ещенеэкономическими.
Мы хотели бы обратитьвнимание наших читателей еще на одно обстоятельство, весьма важное для выясненияэкономического характера благ, — мы имеем в виду различие в качестве их. Когдавсе количество блага, доступное распоряжению, не в состоянии покрыть надобностив нем, каждое конкретное количество этого блага становится предметомхозяйства, т. е. экономическим благом, безотносительно к его высшему или низшемукачеству. Если же, наоборот, количество блага, доступное распоряжению,превышает надобность в нем и, следовательно, имеются количества, неупотребляемые на удовлетворение какой бы то ни было потребности, то наосновании сказанного о сущности неэкономических благ мы знаем, что все части количестваэтого блага должны были бы приобрести неэкономический характер, поскольку онивсе одинакового качества. Однако благодаря тому, что одни части количестваблага, доступного распоряжению, имеют некоторые преимущества перед другими ивследствие этого лучше или же более полно удовлетворяют человеческиепотребности, нежели другие, — эти блага высшего качества могут приобрестиэкономический характер, в то время как другие, низшего качества, сохраняют ещенеэкономический. Так, например, в стране, изобилующей участками земли, лучшиепо качеству и положению участки приобретают экономический характер, в то времякак худшие сохраняют еще неэкономический. Или же в городе, лежащем у реки,доставляющей воду для питья низкого качества, количества воды из источниковмогут быть предметом индивидуального хозяйства, в то время как речная вода ещене обладает экономическим характером.
Поэтому если мы встречаемсяподчас с тем явлением, что различные части всего количества блага обладаютодновременно различным характером, то причиной этого является и здесь всегдалишь то, что количество благ высшего качества, доступное распоряжению, меньше,нежели надобность в них, в то время как блага низшего качества доступныраспоряжению в количестве, превышающем надобность в них (не покрывающуюся благамивысшего качества), и, следовательно, такие случаи не составляют исключения, а,наоборот, являются подтверждением положений, здесь выставленных.
Здесь заметна склонность Менгерак историческому исследованию экономических институтов. Действительно,бескомпромиссная борьба с «пороками историзма», абсолютизацией описательных ииндуктивных методов не исключала ни у Менгера, ни у его последователейуважительного отношения к экономической истории (об этом может, в частности,свидетельствовать посвящение «Оснований...» В. Рошеру — главе немецкойисторической школы). Это также отличает австрийскую школу от других направлениймаржинализма (за исключением Маршалла).
Глава третья — центральная во всейкниге, она содержит теорию субъективной ценности. В отличие от других маржиналистов, Менгер определял ценность благ не по количеству приносимойими пользы, а по важности удовлетворяемых ими потребностей. Это, казалось бы,незначительное различие на самом деле играет важную роль. Оно свидетельствуето том, что Менгер:
1) разрабатывает теорию,которая позднее получила название ординалистской версии маржинализма: нужностькаждого блага не имеет абсолютной величины, а выражается лишь в сравнении сполезностью другого блага (цифры в его таблицах носят условный характер ивыражают не величину, а иерархию потребностей—см. прим. на с. 156);
2) не связывает в отличие отДжевонса свою теорию ценности с гедонистическим толкованием природы человека,восходящим к Бентаму (за это маржиналистам, претендовавшим на объяснение «психологии»хозяйствующего субъекта, сильно досталось от современников-психологов*).
Необходимо сказать, чтоМенгер вообще не использовал при построении своей теории термина «полезность».
Попутно Менгер решает сдавних пор существовавший в экономической теории парадокс: самые полезные длячеловеческой жизни блага далеко не всегда оказываются самыми ценными. Онделает это, отмечая, что ценность придается людьми лишь экономическим, т. е.относительно редким, благам.
Обращает на себя вниманиекатегоричность, с которой Менгер отстаивает чисто субъективную природуценности, не существующей вне людей (напомним, что для сторонников объективныхтеорий, в том числе и Маркса, «ценности» или «стоимости» часто употребляютсякак синоним товаров независимо от наличия нуждающегося в них субъекта).
Излагая свою формулировкупринципов убывающей важности удовлетворяемых полезностей и равной важностивсех удовлетворенных потребностей, Менгер помещает второй из них в сноску какчастный случай первого. Для всех теоретиков общего равновесия этот принцип,напротив, является определяющим.
Наиболее натянутой выглядитаргументация Менгера, последовательно идущая от удовлетворения потребностей,там, где этот мотив, очевидно, не играет преобладающей роли. Показателен вэтом смысле параграф «О продуктивности капитала», где Менгеру приходитсяабстрагироваться как от мотива накопления капитала, так и от специфическипредпринимательских мотивов, исследованных позднее И. Шумпетером в «Теорииэкономического развития»**.
В этой главе Менгер впервыев экономической литературе принимает предположение о том, что определенноеколичество продукта может быть произведено с помощью различных сочетаний производительных благ. Эта идея субституциипроизводительных благ (от которой отказались преемники Менгера Бем-Баверк иВизер) позднее получила в западной экономической мысли значительное развитие***, и в частности лежит в основе теориипроизводственных функций.
В своей теории ценностипроизводительных благ Менгер делает еще один смелый шаг -отказывается отразграничения трех основных факторов производства: земли, труда и капитала.Эту давнюю традицию он нарушает на том основании, что ценность всех видов благ,включая землю и труд, определяется на основе одного и того жесформулированного им принципа — ценности их продуктов. При этом Менгер вновьпроявляет свою антпгедонистическую ориентацию и критикует распространеннуютеорию (например, Джевонса), согласно которой человек, затрачивающий труд,получает возмещение за связанные с ним неприятные ощущения.
Но, пожалуй, самым важным сточки зрения дальнейшего развития западной экономической теории был следующийвклад Менгера. Говоря о факторах, определяющих ценность благ высших порядков,Менгер (на. с. 140—141) излагает идею, которую позднее наиболее основательноразвил Визер. Это принцип «упущенной выгоды», который вошел в арсенал наиболееважных инструментов современной микроэкономической теории. Согласно Менгеруценность производительного блага определяется разницей между ценностьюпродукта, который с его помощью планируется произвести, и ценностью других,удовлетворяющих менее важные потребности благ, которые можно было произвестипри альтернативном употреблении данного производительного блага.
Второй раздел.
Второй раздел включает главы четвертую и пятую. Егосодержание — переход от субъективной ценности к цене, т. е. к меновой пропорцииблаг. Отношение между вторым и первым разделами — это отношение явления ксущности. Менгер последовательно выводит цены из индивидуальных, субъективныхценностей, но учитывает при этом объективное влияние среды — различных типовобмена. Первый шаг, которого требует от Менгера его субъективистский подход, — отказ от предпосылки эквивалентного обмена. Ведь эта предпосылка предполагаетравенство благ по какому-то, объективно присущему им самим показателю. Менгерделает этот шаг, заявляя, что обмен не может быть эквивалентным, потому что онвсегда выгоден обоим его участникам: после него их потребности бываютудовлетворены лучше, чем до него. Заметим, что этот вывод совершенно неизбежноследует из выбранных автором исходных предпосылок: удовлетворения потребностейкак единственного мотива всякой экономической деятельности. (В «Капитале»Маркса в анализ обмена имплицитно заложена предпосылка существования капиталаи главенствующей роли мотива накопления капитала, которая прорывается наружу вглаве 4 I тома. Единый для всех капиталистов мотив накопления по самой своейсути предполагает соизмеримость товаров. У Менгера же блага объективнонесоизмеримы: сколько людей, столько и ценностей у данного количества благ.)
Действие этой предпосылкипроявляется и в определении границ обмена: если дальнейший обмен перестанетулучшать удовлетворение потребностей его участников, он прекратится.
(Для сравнения: у Марксаграницей обмена являются границы производства, а не наоборот, а последние всвою очередь установлены лишь возможностью продолжения и ускорения процессанакопления, сам же мотив накопления по природе своей безграничен. Что жекасается возможностей накопления, то они заданы платежеспособным спросом,причем единственным фактором, влияющим на последний, является доход.).
Нетрудно заметить, чтоподход «от потребностей» полностью реабилитирует такую важную сферуэкономической деятельности, как торговля. Классики и марксисты, как известно,отрицали производительный характер труда в данной отрасли, оставляя за ним лишьперераспределение произведенного. Некоторые положения читаются сегодня какзлободневный аргумент в защиту торговых посредников, уместный в наших нынешнихпарламентских дебатах.
Хочется также отметить дваскромных по объему, но не по значению, фрагмента. Первый — об «экономическихжертвах, которых требуют меновые операции». Здесь при желании можно увидетьзачатки концепции «транзакционных издержек», играющей в современной западнойнеоинституционалистской литературе выдающуюся роль*.Другой — первое в теоретической экономической литературе разграничение междуценами спроса и ценами предложения (за 20 лет до Маршалла), которое,несомненно, было подсказано Менгеру его практикой биржевого обозревателя.
Основная часть главы пятойпосвящена образованию цен в различных условиях — при изолированном обмене,монополии продавца и конкуренции покупателей и, наконец, при двустороннейконкуренции. Обращает на себя внимание порядок анализа, при котором логическийпереход идет не от свободной конкуренции к монополии (как во всех современныхзападных учебниках), а наоборот. Это, разумеется, не означало, что Менгерисходил из существования реальных капиталистических монополий-гигантов концаXIX—начала XX в. Данную последовательность диктуют автору:
1) избранная им методологияисследования—от простейших случаев ко все более сложным;
2) склонность к историческимпараллелям (а исторически относительно свободная конкуренция, безусловно, являетсяпродуктом поздней стадии развития товарного обмена)
3) тот же всепроникающийсубъективизм.
Понятие «монополист» будетнами принято в слишком узком смысле слова, если мы захотим его ограничитьтолько теми лицами, которые защищены против конкуренции других хозяйствующихсубъектов при помощи государственной власти или ''каким-либо другим общественнымобразом. Некоторые лица благодаря своему имущественному положению или особеннымспособностям и отношениям могут доставлять на рынок блага, по отношению ккоторым конкуренция других хозяйствующих субъектов сама собой устранена зафизической или экономической невозможностью производить подобные же блага. Нои там, где нет таких особых отношений, могут являться монополисты помимо всякихобщественных ограничений. Всякий ремесленник, селящийся в местности, где нетеще его собратьев по ремеслу, всякий купец, врач или адвокат, которыеустраиваются там, где не живет еще никто из их товарищей по профессии,— визвестном смысле монополист, потому что блага, предлагаемые им обществу дляобмена, можно приобрести, по крайней мере в большинстве случаев, только унего. Летописи некоторых городов нередко сообщают нам о первом ремесленнике,который переселился туда, когда эта местность была еще незначительна и слабонаселена, и еще и теперь можно встретить на каждом шагу в Восточной Европе идаже у нас в маленьких селениях этот особый тип монополистов. Монополия какфактическое состояние, а не как общественное ограничение свободной конкуренциипредставляется сообразно с этим обыкновенно более ранним, первоначальнымявлением. а конкуренция—позднейшим по времени, и поэтому изложение особенныхявлений менового оборота при господстве конкуренции целесообразно связать сявлениями монопольной торговли.
Способ развития конкуренциииз состояния монополии находится в тесной связи с прогрессом всей хозяйственнойкультуры. Рост населения, увеличивающиеся потребности отдельных хозяйствующихиндивидов, их возрастающее благосостояние—все это заставляет монополиста, дажепри усилении производства, отстранять постепенно новые группы населения отпотребления монопольного блага и в то же время позволяет ему повышать своицены; общество, таким образом, становится все более и более выгодным объектомдля его монополистической политики. Первый ремесленник, первый врач,юрист—всегда желанный человек во всякой местности. Но если он не встречаетникакой конкуренции, а поселение растет, то он почти всегда скоро начинаетслыть среди менее состоятельных классов населения за сурового и оченьэгоистичного человека, и даже среди более состоятельных классов станетсчитаться человеком, ищущим только своей выгоды. Монополист не всегда может удовлетворить растущему кругупотребностей общества в его товарах (или услугах), и если он даже может, то 13всегда соответствующее увеличение его сбыта, как мы виде ж, отвечает егоэкономическим интересам. В большинстве случаев это будет приводить к выборумежду двумя клиентами; часть претендующих на монопольное благо или совсем уйдетс пустыми руками, или только недостаточно будет им снабжена, и даже наиболеесостоятельные клиенты будут иметь часто повод жаловаться на небрежностиразного рода и дороговизну услуг.
Такое экономическоеположение само вызывает возникновение конкуренции ввиду настоятельнойпотребности в ней, раз только нет общественных и других препятствий к тому, инашей задаче) будет исследовать влияние, которое производит появление конкуренциина распределение благ, сбыт и цены товара, как мы сделали это по отношению кявлениям, наблюдаемым в монопольной торговле.
Простейшим для Менгераявляется случай, когда мы имеем дело с ценностными суждениями одного покупателяи одного продавца; сложнее, если в обмене участвуют несколько покупателей; ещесложнее, если и продавцов тоже несколько, потому что теоретику необходимо«залезть в душу» каждому из участников обмена и выведать его субъективные предпочтения.Интересно, что цену определяют по Менгеру и в монопольной, и в конкурентнойситуации одни и те же законы субъективной ценности, но эти законы проявляютсяпри монополии и при конкуренции в