Реферат по предмету ""


Флот при Петре I

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
           
Кафедра истории и социологии
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
Российский флот при Петре I
                                                  
                                                 Выполнил: Тузлуков А.И. 
студент группы АМ – 161 (2)
                                                             
                                           Проверил: Вальц Л.Л.
                                                                                    доцент кафедрыистории
                                                                  и социологии
                                                                          Мурманск
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
Гл. I      Роль флота вразвитии государства..…………………………………………...4
Гл. II      Созданиерегулярного военного флота в России в конце XVII– начале                                                                           
              XVIIIвв…………………………………………….……………………………. 6
Гл. III    Роль II-го Азовского похода в развитии флота….…………………………….8
Гл. IV    Запасы российского флота .………..………………………………………….11
Гл. V     Личный составроссийского флота…....…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..14
Гл. VI    Роль морских победв истории России….……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………………..…22
Введение
        
         Всякийпотентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который ифлот имеет, обе руки имеет. 
         Этовысказывание отца российского флота как нельзя точно показывает необходимостьфлота для страны, а особенно для такой, как Россия. Ведь в начале XVIв. у огромной, окружённой морямидержавы практически не было выхода в море.
         Поэтому в своейработе я хотел бы осветить развитие флота на раннем этапе (1695 – 1723 гг.).Так же на мой выбор огромное влияние оказало то, что я, сын офицера –подводника ВМФ РФ, всю свою жизнь я провёл рядом с морем и видел, какую мощь онпредставляет собой сейчас. Мне всегда было интересно проследить, чего стоилонашей стране перейти от маленького ботика до огромных атомоходов.
         Даня темаактуальна, так как показывает какие жертвы готов понести народ ради благагосударства, и как он способен сделать из страны, не имеющей выходов в моревеликую морскую державу.   
         Цель моегореферата – рассмотреть российский флот на раннем его этапе его развития.
         А поставленнымизадачами являются:
1) Показать насколько флот был важен для России того времени.
2) Осветить тяжесть создания флота и службы на нём.
3) Показать как флот помог в поднятии авторитета страны ирасширении её пространственных границ.
        
Глава I
Роль флота в развитии государства.
Уже в XVI– XVIIвв. судьбы крупнейших европейскихгосударств во многом определялись их морской мощью. Безопасность морского флотаи заморских колоний могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры иукреплённые морские базы. Испания, Голландия, Великобритания, Венеция, Францияи Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях. Оттого, кто станет властителем Мирового океана, зависели прибыли купцов ипромышленников, бюджеты государств,  азначит и сила сухопутных войск.
Россия, которую в Европе долгое времяназывали Московией, долгое время не принимала участия в этих грандиозныхсражениях. Побережье Балтийского моря в XVIIвеке прочно заняли шведы, Чёрное моребороздил турецкий флот, Каспийское море контролировала Персия. Единственныйморской путь, связывавший Московию и Запад, проходил через Архангельск, гаваникоторого большую часть года сковывали льды. Начиная с Ивана Грозного, многиеправители пытались пробиться к Балтике и Чёрному морю.
К началу XVIIв. Россия представляла собойогромное государство. Её владения простирались до берегов Северного ледовитогои Тихого океанов. В стране резко росло феодально-крепостническое землевладениеи продолжала развиваться промышленность и торговля. Особенно большие успехибыли достигнуты в области металлургической промышленности. Рост мануфактурногои мелкотоварного производства и усиление специализации сельскохозяйственныхрайонов резко расширили внутреннюю торговлю в стране. Несколько оживилась ивнешняя торговля России с западноевропейскими государствами и странами востока,которые поддерживались через Архангельск по Каспийскому морю. Но несмотря наизвестный прогресс, достигнутый в развитии промышленности и торговли, русскоегосударство всё ещё отставало от ведущих стран Западной Европы. Экономическаяотсталость России определила и её военную отсталость, что создавало серьёзнуюугрозу для национальной независимости русского народа.
Одной из главных причин отсталости царскойРоссии являлась длительная оторванность её от выходов на Чёрное и Балтийскоеморя, что крайне затрудняло развитие торговых и культурных связей русскогонарода с западноевропейскими странами и в то же время создавало постояннуюугрозу вторжения иноземных захватчиков со стороны этих морей. Оцениваяположение русского государства  к концу XVIIв., Карл Маркс писал: «Ни однавеликая нация не существовала и не могла существовать в таком отдалённом отморя положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого,никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы её морские побережья в устьяхрек были от неё оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этогоестественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же какустьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар»1.
Историческая необходимость иметьсвободный выход к морям, от которого во многом зависело экономическое,политическое, культурное и военное развитие Русского государства, определилособой и главное содержание внешней политики царской России в XVIIIв., направленной на возвращениевыхода к морю.
  
        
1 –  Н.И. Павленко. Мысль 1990 года.– М. —  1985. — С.112.
Глава II
Создание регулярного военного флота в России в конце XVII– начале XVIIIвв.
Огромное значение Петр придавалвоенно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовскогопохода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флотапричерноморскую крепость взять невозможно. Азов постоянно получал поддержку сморя, пополнялся свежими солдатами, снабжался провизией и водой. Таким образом,сухопутная осада крепости не имела смысла, можно было несколько лет стоять подстенами Азова и не добиться какого либо значимого результата. Сделав правильныевыводы, Петр в конце 1695 г.развернул усиленную подготовку ко второму походу. На этот раз он решил нанестиудар не только сухопутной армией, но и флотом, который должен был блокироватькрепость с моря и тем самым лишить турецкий гарнизон подкрепления. Учитываямелководье Дона и Азовского моря было решено было использовать главным образомгребные корабли имевшие небольшую осадку.
Основным местом постройки судов былвыбран Воронеж, стоящей на судоходной реке, имевшей прямое сообщение с доном. Ценойогромных усилий русских корабелов и крестьян, доставлявших лес, был построенновый флот. Кроме того, рядом были другие судостроительные верфи вПреображенском, Козлове, Сокольске, Ступене, Короткояне, Добром, Чижове.
Одновременно с постройкой кораблейПетр Iиздалуказ по галерам, в котором были изложены обязанности командного состава поорганизации, управлению и использованию кораблей в бою. Это было первое боевоенаставление русского флота, определявшее походные и боевые порядки кораблей, правилаперестроения флота из походного в боевой. Для управления силами на переходе и вбою были разработаны специальные сигналы. В указе подчёркивалась необходимостьстрогого соблюдения воинской дисциплины, проявления инициативы, смелых ирешительных действий от всего личного состава. Указ по галерам сыграл важнуюроль в успешном решении задач, поставленных перед флотом.



Глава III
Роль II– го Азовского похода в развитиифлота.
         К концу апреля1696 года на воду были спущены 36 – пушечный корабль «Апостол Пётр», 4брандера, 23 галеры. Это была основа Азовского флота. Кроме того, построеныбыли более 1000 стругов, 60 лодок, 100 плотов. На них погрузили сухопутныевойска, собравшиеся к Воронежу, и начали отправляться к Азову. Вслед застругами, лодками и плотами двинулись крупные суда. Начался 2 – й Азовскийпоход.
         3 мая 1696 г. авангард «морскогокаравана» выступил в поход. Флотом командовал Франц Лефорт, Петр же именовалсебя капитаном Преображенского полка.
         Получив по путиподкрепление из казачьих лодок, Пётр повёл флот в Новосегиевск, крепостьпостроенную на месте захваченных штурмом в прошлом походе каменных крепостей упротоки Каланча.
         Турки неподозревали о таком опасном соседстве, что дало Русским преимущество. Подпокровом ночи казаки напали на крепость и захватили несколько судов, чем ввелитурок в замешательство. Турки так ничего и не смогли сделать, следствием чегостало взятие ослабшего Азова сухопутными войсками 19 июля.
         После взятияАзова Пётр Iпривёлубедительные доводы Боярской думе, а потому последовал приговор оной то 20октября 1696 г.«Морским судам быть, а скольким, о том справится о числе крестьянских дворов,что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить незамолчав и положить суды по дворам сколько пристойно»1.
         Трудно оценитьзначение указа Боярской думы от 20 октября 1696 года: он
Возвестил о так необходимом Россиирегулярном военно-морском флоте и начале
2 — А.В. Золотарёв. Флотуроссийскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.74.
его создания.
         Царь понимал,что наспех построенные на воронежских и других верфях суда несовершенны, чтонужны свои отечественные судостроители, как и свои командные кадры военногофлота. Заодно он создал и о создании торгового флота. А решать все эти проблемыхотел, по привычке, единым – властным методом. 4 ноября 1696 года, собрав вселе Преображенском Советом, Петр настоял, чтобы все собственники, миряне идуховенство, обладающие сотней и более домов, в течении месяца явились в Москвув Поместный приказ, где должна произойти корабельная раскладка: кому изсобственников в кумпанстве с кем состоять для совместной постройки торговыхсудов. Не составляли исключения и архимандриты, владевшей немалой недвижимостьюв монастырях. Патриарху было вменено в обязанности построить 2 50 – пушечныхфрегата.
         Начиная строительство сильного флота,Пётр Iдолжен был решить непростую задачу. Государственная казна была пуста. Стоимостьже постройки и вооружения крупного корабля составляла до 10 тысяч рублей –сумма по тем временам огромная. Поэтому дума приняла указ о строительстве судовна средства частных лиц.
Всемжителям московского государства необходимо участвовать в постройке  кораблей. Вотчинники, как духовные, так исветские, помещики, гости, и торговые люди обязаны были в определенном числестроить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой цельюположено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светскиес 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятойденьги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же,у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине со двора3.  Количество снаряженных таким образом судовтакже было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государствопредполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точнообозначены.

3– К.Василевский. Пётр великий. – М. – 2000. – С.75

Постройкасудов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.
Дляпомощи флоту были открыты железные и оружейные заводы в Олонецком краю. Леса вгосударстве описывались, и вырубать их запрещалось под страхом смертной казни.Для пущей убедительности рядом с лесами были расставлены виселицы. 
         На Дону и его притоках, в районеВоронежа, заложили верфи, куда согнали тысячи крепостных, а из-за границыпригласили мастеров. Пётр торопился с постройкой, хотел за 2 года создатьсильный флот, чтобы в 1699 г.,к концу перемирия с Турцией, отправить русское посольство для переговоров о мирномдоговоре в Константинополь морем, на русском корабле, и проводить его до Керчивсем флотом. Он хотел убедить турок в существовании у России сильного флота итем принудить их к скорейшему заключению прочного мира.
                          
Глава IV
Запасы российского флота
         Отдалённость отморя верфей, трудность провода судов по рекам и озёрам заставили Петрапозаботиться об устройстве кораблестроения в Петербурге. 5 ноября 1704 г. приступили кпостройке обширного адмиралтейства. К зиме 1705 г. адмиралтейство ужебыло обнесено валом со рвом и палисадом с бастионами, обращёнными к Неве ивооружёнными корабельными пушками. Внутри адмиралтейства были воздвигнуты 53амбара для хранения различных корабельных припасов.
         В 1720 г. в Петербурге былипольские послы. Один из них оставил подробное описание адмиралтейства; вот чтоон написал в своём дневнике: «… мы вошли в огромное помещение, где строятсякорабли. Мы осмотрели кузницу, выстроенную в углу. Там  было 15 горнов, при каждом из которыхработало по 15 кузнецов с мастером…Оттуда мы прошли по другому каналу кбольшому трёхэтажному зданию, выстроенному в виде треугольника на прусскийманер. Царь ходил с нами по разным магазинам, находящимся в этом здании; мыосмотрели все корабельные принадлежности: были там канаты навощённые,насмоленные, намазанные разным жиром, некоторые были толщиною в половинучеловека, и всё это в 15 избах было так много, что не собрать на 500 возах;гвозди для прибивки досок лежали по углам большими кучами, а также якоря ибагры; топоры, молоты, лопаты, буравы долота большие и малые, несколько тысячфонарей, из коих некоторые были так громадны, что в них покойно можно сидеть;кожи для тушения вброшенных бомб, юфть, белёные и небелёные полотна, холсты дляприготовления парусов. Жир был собран в больших чанах, бочках и фудерах. Так жеполно всего было и в других кладовых, в которых сложены ружья, карабины,петарды, пистолеты, штыки, кортики, шпаги, портупеи, летние и зимние рукавицы,большая масса сапог, туфель, бесчисленное множество полотняных и шерстяныхшарфов для матросов. Несколько палат были завалено, тяжелым, как олово,деревом, привезённым из Ост – Индии. Кроме того, там лежало несколько сотоловянных корабельных подсвечников, вёдер, еще более рогож, множество решет,сит для муки, мисок, из которой одних достаточно для семи солдат; щипцов,сальных и восковых свечей. В нескольких сундуках сложены были и развешаны постенам корзины; всюду железо, железные кольца, железные ядра в громадных чанах;чаны эти в виде длинных скамеек, сделанных из листовой латуни, раздвоенные побокам с приделанными трубами, в которые опускается ядро и само идёт на корабль.Все ядра взвешены, и на них весьма аккуратно отмечен вес, в чём нас убедилипроизведённые опыты.
         Две другиекомнаты были наполнены медью, взятой у шведов. Перед этими зданиями стоятбольшие ящики, в которых много зарядов, гранат, железных ядер; в других местахмасса разноцветной материи для хоругвей, значков, корабельных флагов. Краскабыла собрана в большом количестве бочек, а именно: лазоревая, красная и разнаядругая. В третьем этаже было приготовлено парусины на 80 000 парусов.
         …мы отправилисьв классы, где было много молодёжи. Столы были покрыты зелёным сукном; на стенахразвешаны зеркала, чертежи и гравюры. Преподаватель объясняет военноеискусство: как стрелять на кораблях, как управлять парусов, когда вода вволнении и другие этого рода искусства. В одной комнате находится библиотека, вдругой хранятся книги, относящиеся исключительно к морскому искусству. Здесьбыли большие запасы разного рода бумаги – белой, серой, чёрной и бумаги длячертежей…
         Затем мы пошлив другое здание, которое было так же длинно, как и первое, но только в одинэтаж; здесь живут одни ремесленники, которые выделывают корабельные снасти;котельники, например, делают котлы, котелки, противни и медные котлы; я виделтам такие большие котлы, разделённые жестью, чтобы в них можно варитьодновременно кашу и клёцки для 200 человек, так как на кораблях кухни не оченьпросторны, и запас дров на море не также велик. Были там так же скульпторы,столяры, токари, жестянщики, стекольщики, которые делают фонари, слесаря,чертёжники, бочары, которые делают бочки, ушаты, вёдра и другие сосуды, по меренадобности; было здесь и около восьмисот портных, работающих над парусами.
         Во втором углустолько же кузнец и кузнецов; эти здания совершенно равны как по числу людей,так и по занимаемому месту. Было там здание большое и широкое, на сваях, в дваэтажа, покрытое досками со стропильными переводами; здесь приготовляют моделикораблей и делают их измерения, и не одного корабля не станут строить, покамодель в этой зале не выйдет хорошо. Внизу, между сваями делают шлюпки длякораблей, мажут и красят; здесь достаточно работников. Так как это здание стоиту самой реки, то спускают шлюпки на воду, как только окончат»4.
         Вся эта громадазданий, кораблей, пушек, якорей, оружия и запасов выросла всего за нескольколет в безлюдном болотистом краю, в условиях непрерывной войны. Возникли большиезаводы по производству канатов и парусов. Десятки тысяч людей собирались понаряду со всего государства для работ по постройке и укреплению гаваней и настройку судов в адмиралтейство. Эта рабочая повинность была одной из самыхтяжёлых во времена Петра. Плата за работу задерживалась, а сама организация работыимела много недочётов. Хлеб доставляли неисправно, а условия жизни у болот и уморя в холодное и ненастное осеннее время порождали эпидемии, люди гиблитысячами в этой тяжёлой среде. Народ принёс тяжёлые жертвы на создание флотасвоей родины. Эти жертвы не всегда можно оправдать насущной нуждой. Но основнойпричиной были не столько злоупотребление и необдуманная торопливость, сколькотяжкие условия военного времени. Пётр сам хотел облегчить страдания народа, ноне мог, гонимый военной нуждой. Ему самому эта нужда была нелегка и оченьсократила срок его жизни.
4 – С.Князьков.  Очерки из истории Петра Великого и его времени– К., — 1914. – С.108
Глава V.
Личный состав российского флота.
         Заботы Петра осоздании и обучении личного состава флота начались ещё в 1697 г., когда былоотправлено три партии стольников в Венецию и одна в Англию и Голландию. В 1699 г. Эти стольники вернулись,и Пётр устроил им экзамен в Воронеже. Экзамен, состоящий из морских наук, исоставленный самим Петром выдержали всего четверо. Более удачной была посылка в30 человек, которые отправились вместе с царём в Англию и Голландию.
         Первые матросыбыли те же «потешные». Некоторые из преображенцев, сохранив своё звание погвардии, совсем ушли на флот.
         Первыенастоящие матросы, т.е. приставленные исключительно к морскому делу появилисьтолько к 1700 году, когда в матросы записали 1104 солдат.
         Первый набор вматросы был произведён только в 1702 г., интересно, что                  кроме призванных 1300человек, в матросы записались ещё 394 человека разных званий. В матросыстарались набирать молодежь, и людей сколько-нибудь привычных к воде,преимуществом пользовались житель Поволжья, Поморья и Озёрной области5.Осенью 1705 г.в Россию вернулись ученики из Голландии. С основания флота и во всё времяшведской войны на русскую службу нанималось много иностранцев, начиная отматросов и заканчивая адмиралами.
         Так, в 1704 г. В Голландии нанятобыло 69 офицеров, 13 лекарей, 103 унтер-офицера и 3 матроса; в 1707 г. в Амстердаме нанятобыло 1500 матросов.6
         Принастоятельной нужде в знающих море людях, Петр приказывает брать, против ихволи, матросов с иностранных торговых судов. Брали этих матросов за хорошуюплату, но такие меры вызывали недовольства иностранных правительств и моглиневыгодно отразиться на торговле, поэтому были оставлены Петром.
5;6 – Ю.Юдин. На службе флота. –Воениздат. – 1985 – С.113
         Постепенно,после того, как русские офицеры отплавали на иностранных судах и вернулись вРоссию, и образовались обученные команды российских матросов, приём иностранцевна службу стал сокращаться. После войны все матросы иностранцы были уволены, ив 1720 г.в рядах матросов российского флота не числилось ни одного. Среди офицеров жебыло много иностранцев служивших по найму. В 1705 г. русские офицерысоставляли всего четверть командного состава, но уже в 1723 вице – адмиралКрюйс писал генерал – адмиралу Апраксину так: «По моему мнению, ни одногоиноземца в офицеры не надлежит принимать, который не был бы добрым штурманом,понеже здесь и своих русских офицеров довольно есть»7. Петр, уважаяи ценя таких служащих, как Крюйс, любил, чтобы во главе дела, хоть номинальностояли  русские. Так Крюйс всегдазаписывался как подчиненный генерал – адмирала Апраксина. Петр был доволен,когда русские суда пошли в Испанию и Францию под русским командованием.
         На 32 -  пушечный фрегат полагалось тогда до 80человек экипажа, на 50 – пушечный – до 300, а на 84 – пушечный – 650 человек8.
         Матросам накораблях петровских времён жаловалось неважно. Жили они обычно в трюме, междубочек с водой. Эти бочки, во время качки, обычно давали течь, и вытекающая изних вода, смешиваясь с песочным балластом, превращали трюм в некое подобиеболта. Рогожные кули, в которых хранился провиант, загнивали и распространялиужасный запах. Огромные корабельные крысы кидались на людей и часто кусалисонных. Провизию составляли дурно пропечённые сухари и солонина, часто ужеиспорченная доставленная на судно. В случаях долгого плавания эта же участьждала и свежую солонину, сухари покрывались плесенью, становились горькими изатхлыми, портилась и вода в бочках, принимая цвет и вид кваса, а вкус и запах– тухлых яиц. Трюм обычно был занят грузами и балластом, поэтому муста длядостаточного количества провизии не всегда хватало. Поэтому в долгих плаванияхматросам выдавали урезанную порцию.
В таких условиях смертность на флотебыла очень высока.
7 — А.В. Золотарёв. Флотуроссийскому быть! – Воениздат. – 1978. – С.56.
8 – К.Н. Ардаев. История парусногофлота. – Родина. – 1989. – С.155
Офицерам также приходилось трудно. Прежде всего, их былоочень мало, хороших штурманов, т.е. знающих море и берег, а также морские пути.Точных морских карт и измерений не было вообще, а представления о морскихтечениях были очень смутными. Не всё обстояло ладно со знанием компаса,вычислять путь могли только приблизительно. Кроме этого большинство офицеровбыли разных национальностей, что затрудняло их общение друг с другом, и со всейкомандой.
Глава VI
Роль морских побед в истории России
Вначале выбор пал на южноенаправление. Общее руководство Азовским флотом возлагалось на сподвижника царяФ.Лефорта. Флот блокировал подходы к Азову с моря, а армия осадила крепость ссуши. После интенсивного пушечного обстрела крепости с кораблей и берега и еештурма русскими казаками гарнизон Азова 12 (22) июля 1696 г. капитулировал.
         Молодой флот России получилбоевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азоваявилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армии и флотаРоссии. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плаванияпо Азовскому морю.
         Для уверенного выхода к Финскомузаливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих кЛадоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействиигребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек),переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сейкрепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепостьНиеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.
         Чтобы окончательно запереть дляшведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложилкрепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин,в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защитыбудущей российской столицы.
В 1704 г.на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой былосуждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.
         В августе 1704 г. русские войска,продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшемосновные события Северной войны происходили на суше.
         Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели вПолтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно былосокрушить се морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12лет упорной борьбы, прежде всего на море.
         В период 1710-1714 гг. постройкойкораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создандостаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенныхосенью 1709 г.линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед надшведами.
         Возросшая мощь Балтийского флотапозволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу нашведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единицвместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сраженииПетр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флотаперед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь личновозглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.
         Гангутская победа обеспечиларусскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как иПолтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны,позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территориюШвеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию кзаключению мира.
         Авторитет русского флота, Петра Iкак флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встречерусской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства врайоне Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избранкомандующим объединенной эскадрой союзников. Это событие было позже отмеченовыпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме».В 1717 г.войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия былиподдержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.
         Победа российского отряда гребныхсудов над отрядом шведских кораблей при Гренгаме в июле 1720 г. позволилаРоссийскому флоту еще больше закрепиться в Аландском архипелаге и активнеедействовать против коммуникаций противника.
Господство Российского флота в Балтийском море обусловили успешные действияотряда генерал-лейтенант Ласси, в который входили 60 галер и лодок спятитысячным десантом. Высадившись на шведский берег, этот отряд разгромил одиноружейный и несколько металлургических заводов, захватил богатые военные трофеии много пленных, что особенно ошеломило население Швеции, оказавшеесябеззащитным на своей территории.
         30 августа 1721 г. Швеция согласилась,наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная частьФинского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеваннымберегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига.Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали,утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны такиммиром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнутьбыло того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «взнак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.
         Победа в Северной войне укрепиламеждународный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейскихдержав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.
         Добившись утверждения России наБалтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. Врезультате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилиипод общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими кним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана12 (23) сентября 1723 г.Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал вАстрахани военный порт и Адмиралтейство.
         В петровский период центр морскойторговли России переместился с Белого моря из Архангельска на Балтику вПетербург, ставший крупнейшим торговым портом страны. Это заставилоактивизировать мероприятия по защите региона от возможных нападений. Непрекращавшиеся со времени закладки крепости на о-ве Котлин работы были восновном закончены в 1723 г.Так возник город-крепость Кронштадт, оборону которого Петр I своим указомпостановил «держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшеедело».
         Чтобы представить грандиозностьсвершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления нароссийских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов.Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек. Интересноотметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правленияПетра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым «потаенного судна»- прообраза подводной лодки. В общем, на кораблестроение и содержание флотаПетром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей9. Так,волею Петра I в первые два десятилетия ХVIIIв. Россия вошла в чис


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Каракорум город
Реферат Вексель в Украине: правовые аспекты
Реферат Terrorism 2 Essay Research Paper Terrorism and
Реферат Global Warming Deforestation Nuclear Waste And Pollution
Реферат Таможенные льготы при уплате таможенных платежей
Реферат Роберт Эмерсон Лукас и его теория рациональных ожиданий
Реферат Теоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь
Реферат Непоименованные в Гражданском Кодексе Российской Федерации способы обеспечения исполнения обязательств
Реферат Cols=2 gutter=94> ббк 67. 5ІЯ73 Рекомендовано Міністерством освіти І науки України І
Реферат Думать о бизнесе клиента — новая "старая" технология продаж
Реферат Нормы права и другие социальные нормы
Реферат От водного колеса до турбины
Реферат Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России
Реферат Анализ финансового состояния и оценка вероятности наступления банкротства ОАО СК Трест 21
Реферат Социальный контроль в современных условиях