/>
Реферат
Экономические итоги второй мировой войны
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Экономические итоги II Мировой войны
Заключение
Список литературы
Введение
Забвение,а порой и прямое попрание условий Версальского мирного договора после первоймировой войны, всемерное западноевропейское и американское содействиевозрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями иамбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели кновой мировой войне. Вторая мировая война (1939-1945 гг.), подготовленная силамимеждународной реакции, развязанная главными агрессорами — Германией, Италией,Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой века.
Ввойну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителейпланеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии,Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн человек.Война унесла около 56 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальныебогатства стоимостью 316 млрд долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошлисоответствующий показатель первой мировой войны.
Втяжелом экономическом положении оказались все воевавшие страны, особенно те,территория которых послужила театром военных действий.
/>Экономические итоги II Мировой войны
Сразуже после войны произошло уменьшение валового внутреннего продукта (ВВП), чтообъясняется конверсией военного производства, которая происходила как встранах-победителях (Великобритания, США), так и в странах побежденных (Япония,ФРГ, Италия). Но, начиная с 1948 г., положение постепенно улучшалось, а в 50-хгг. были отмечены невиданные ранее темпы роста промышленного производства. Врезультате мировых войн и кризиса начала 30-х г. период с 1914 по 1950 г. ознаменовался весьма скромными экономическими показателями. Практически только СоединенныеШтаты Америки смогли в какой-то степени воспользоваться состоянием войны, чтобынарастить свои «экономические мускулы». Произошел спад производства в Японии(из-за ее зависимости от внешних источников сырья и энергии) и во Францииобмене своей продукции на деньги, вели к сужению аграрного сектора. Лишь США,находясь в географическом удалении от основных театров военных действий, смоглиумело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войныпромышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпорацийдаже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста. Врезультате США стали обладателями 2/3 промышленного производства и золотогозапаса мира. В этих условиях США выступили в качестве своеобразного спонсорапрограммы так называемого «восстановления и развития» Европы, автором которойстал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем, генерал Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959).[1]
Былиприняты меры по оказанию чрезвычайной финансовой помощи в рамках этойпрограммы, а также был создан целый ряд организаций, чтобы оказать содействиекаждой стране в восстановлении ее денежно-кредитной системы, финансов иторговли.
ПланМаршалла представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовыхпроблем. Соединенные Штаты задействовали механизм международной торговлипосредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшего во время второймировой войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений,боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых длявосстановления экономики стран Европы. В то же время, план Маршалла удачноспособствовал конверсии американской промышленности.
Такимобразом, с 1947 по 1955 г. США предоставили европейским странам 35 млрд долл.,в том числе 11,5 млрд в виде военной помощи и 17 млрд — на безвозмезднойоснове, а остальное — в качестве долгосрочных кредитов. Эти средства позволилифинансировать закупки американской продукции. Для распределения помощи по плануМаршалла в апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономическогосотрудничества, переименованная в 1960 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
СоветскийСоюз подверг критике саму идею плана, рассматривая его как механизмвмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии иразделения Европы на две противостоящие группы государств. В плане Маршалла неучаствовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия,Югославия, Финляндия.
В 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла(Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия,Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария,Швеция, ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничествадля составления на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютныхрезервов, военных разрушениях, восстановительных работах, сводной заявки наамериканскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд долл.[2]
Оказаниеэкономической «помощи» осуществлялось путем двусторонних соглашений на условияхотказа от национализации промышленности, предоставления полной свободы частногопредпринимательства при торможении конкурирующих с США отраслейзападноевропейской индустрии, одностороннего снижения таможенных тарифов наимпорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странамии др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничестваосуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.
За4 года выполнения плана (1948-1951) США оказали европейским странам помощь вобъеме около 17 млрд долл. Причем более 2/3 этой суммы выпали на долю четырехведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ1.
Главныйсмысл плана Маршалла заключался в подпитывании слабых европейских экономик,создании условий для собственного возрождения: быстрого развитиявнутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственныхмощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевуюкооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
Источникифинансирования этапов плана Маршалла были такими. Все поставки разделили на триосновных вида.
Первыйобъединял продукты питания, топливо, одежду. Поскольку большинство стран немогло оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть их шла ввиде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, вырученная от продажввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран длясокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции, длянаращивания: производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент,уголь, оборудование, транспорт. Тем самым оказывалось противодействие инфляциив потребительском секторе экономики.
Второйвид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансированиипреобладали международные займы.
Третийвид поставок — сырье, сельскохозяйственная техника и запчасти, промышленныетовары финансировались под гарантии американского правительства черезспециально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Высокаярезультативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственныхэкономических программ позволили за 1948-1951 гг. в странах Западной Европырезко увеличить производство важнейших видов промышленной продукции.Оказывалась также и американская военная помощь странам Западной Европы, чтодополнительно способствовало расколу послевоенной Европы.
Чтобывосстановить изрядно подорванную за годы войны международную валютную систему,параллельно происходили три процесса:
— организация международного валютного фонда (МВФ);
— реализация Бреттон-Вудсских соглашений;
— организация Европейского платежного союза.
Международныйвалютный фонд (МВФ) теперь является одним из. важнейших элементов новогомеждународного экономического порядка. Он представляет собой своего рода кассувзаимопомощи, в которую каждая страна вносит взнос в соответствии со своимивозможностями. МВФ предоставляет своим членам разовые кредиты длявосстановления равновесия платежного баланса. Поскольку количество голосовкаждого участника Международного валютного фонда пропорционально величине еговзноса, эта организация контролируется основными странами-кредиторами. Втечение многих лет США обладали абсолютным большинством голосов в Советеуправляющих МВФ. При создании Фонда каждый участник внес свою квоту, состоявшуюна 25% из золота и на 75% из национальной валюты. Эти средства позволяли МВФпредоставлять временную помощь странам, сталкивающимся с финансовымитрудностями. Каждое государство располагает безусловным нормальным правомзаимствования, составляющим 125% его квоты, а также специальным правомзаимствования (СПЗ), превышающим указанную норму и предоставляемым наопределенных условиях. Однако кредитные возможности МВФ строго ограничены.Поскольку Международный валютный фонд не является обычным банком, он можетпредоставлять только те средства, которыми он владеет, тем более, что вбольшинстве случаев кредиты предоставляются в основных валютах. Так же обстоитдело и с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), называемым такжеВсемирным банком. На первом этапе своей деятельности этот банк занималсяфинансированием восстановления экономики стран, участвовавших во второй мировойвойне, затем он стал специализироваться на предоставлении кредитовразвивающимся странам.
Бреттон-Вудсскиесоглашения были подписаны летом 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) и заложили основуновой международной валютно-финансовой системы. Они устанавливали ряд правил,стимулирующих развитие международной торговли и позволяющих покрывать возможныйвнешнеторговый дефицит, а также обеспечивать стабильность обменных курсовнациональных валют. Основные конвертируемые валюты (только в отношениях междуцентральными банками) получали статус ключевых валют, которые моглииспользоваться наравне с золотом для создания золото-валютных резервов. Валютыдругих стран могли обмениваться между собой и конвертироваться в [Ключевыевалюты, но не могли обмениваться на золото. Таким образом, конвертируемость истабильность обменных курсов становились основой международнойвалютно-финансовой системы.
Чтобыпреодолеть трудности, связанные с неконвертируемостью своих валют,западноевропейские страны использовали с 1950 по 1958 год механизм Европейскогоплатежного союза (ЕПС), т. е. систему многостороннего клиринга для обеспечениярепарационных платежей, взаимной компенсации активных и пассивных статейторговых балансов стран-участниц. Реальной оплате подлежали толькоотрицательные сальдо, что существенно снижало потребность в платежныхсредствах.
Нарушенныево время войны хозяйственные связи между странами надо было восстанавливать.Для этого была создана международная организация ГАТТ (Генеральное соглашение отарифах и торговле). Ее деятельность стала мощным стимулятором экономическогороста, так как после 1945 г. экспорт увеличивался в среднем вдвое быстрее, чемпромышленное производство. Организаторы ГАТТ стремились возродить принципысвободной торговли, отмена которых привела к столь плачевным последствиям впериод между двумя мировыми войнами. С тех пор Генеральное соглашение о тарифахи торговле рассматривается как кодекс и страж международной торговли.
/>Заключение
Итак, основные тенденции в послевоенной эволюцииэкономики наиболее крупных развитых стран с рыночной экономикой являлисьследующими:
Во-первых,окончание второй мировой войны вызывало серьезное беспокойство и тревожныеожидания во многих западных странах. Там опасались повторения кризиснойситуации начала 30-х гг. Однако период с 1945 г. и до конца 60-х гг. ознаменовался устойчивым экономическим ростом.
Во-вторых,надо назвать структурную перестройку экономики, т. е. изменение привычныхэкономических пропорций, ставшую основой этого экономического роста. Тогда жепоявились совершенно новые институты и формы регулирования экономики и политикикак на национальном, так и на международном уровне — «Общий рынок», ООН, НАТО,СЭВ и т. д.
В-третьих,состояние экономики капиталистических стран характеризовалось существеннымиразличиями. В Соединенных Штатах Америки, которым посчастливилось избежатьвоенных действий на своей территории (за исключением Перл-Харбора), отмечалсярекордный экономический рост и имелись колоссальные производственные мощности ипотенциальные возможности.
Напротив,страны Западной Европы и Япония, территория которых служила непосредственнымтеатром военных действий, подверглись мощным разрушениям и гибели значительныхматериальных ценностей, не считая огромных людских потерь. Население этих странвынуждено было вести интенсивные восстановительные работы и терпеть немалыелишения, которые продолжались в некоторых случаях (например, в Германии иЯпонии) до конца 40-х гг. Тем не менее, экономический рост был повсеместным ипозволил избежать безработицы, характерной для 30-х гг., что уже было неплохо идавало повод для оптимизма.
Список использованной литературы
1. Валентинов Н. Новая экономическаяполитика и кризис партии после смерти Ленина. М.: Современник, 1991.
2. Валовой Д.В. Рыночная экономика.Возникновение, эволюция и сущность. М.: Инфра-М, 2007.
3. Верт Н. История советскогогосударства. 1900-1991. М., 2002.
4. Всемирная история: Учебник длявузов. /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2007.
5. История мировой экономики.Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. /Под. ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2005.
6. История России. Вторая половинаXIX—XX вв. Курс лекций. /Под ред. Б.В. Леванова. Брянск, 2004.
7. Курс экономики: Учебник. /Под ред.Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2007.
8. Лойберг М.Я. История экономики.М.: Инфра-М., 2001.
9. Неровня Т.Н. История экономики.Ростов н/Д, Ирбис, 2008.
10. Общая экономическая теория(политэкономия): Учебник. /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.:ПРОМО-Медиа, 1995.
11. Тимошина Т.М. Экономическаяистория России. Учебное пособие. /Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юстицинформ,1998.