Реферат по предмету "История"


Южная Сибирь

Введение
В эпохусредневековья на территории Сибири сформировались многие народы, проживающиездесь и сейчас: ханты, манси, ненцы, селькупы, различные группы сибирскихтатар, буряты, эвенки, алтайцы, тувинцы и другие.
Для среднихвеков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевыхплемен. Недаром это время в истории получило название Великого переселениянародов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами,разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. Но именно в этом процессепроисходило расселение этносов, оседавших в определенных регионах мира ивытеснявших или соединявшихся с местными этносами и создававших новыекультурные симбиозы, будущие социальные противоречия. Между первым и девятымвеками сарматы, готы, кочевые гунны, аланы, авары, булгары и венгры пересекалистепи Северного Причерноморья, направляясь на запад. Несмотря на то, чтонекоторые из них могли покорить местных славян, эти народы оставили мало следовна славянских землях. В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды,охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейскойравнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв.южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позжеперешли под влияние варягов
Актуальностьтемы: Южная Сибирь вошла в состав владений великого хана, а затем императоровдинастии Юань. Ее историческая судьба была связана с этими государствами до 70-хгодов XIV века, после чего стала вновь самостоятельной. Русские застали южно-сибирскиекняжества под управлением собственных правителей, политика которых вопределенной степени зависела от более могущественных монгольских и ойратскихправителей.
В средниевека на обширных просторах Южной Сибири и на окружающих землях, которые мытеперь называем Западной и Восточной Сибирью, Восточным Казахстаном иЦентральной Азией (современные Монголия и Джунгария), располагались давноисчезнувшие самобытные аборигенные государства. Их границы, как и границыдругих средневековых держав, были неустойчивыми. Наибольший след в историиЮжной Сибири и Центральной Азии оставили: Тюркский каганат (VI–VIII вв.),каганат древних уйгуров (VIII–IX вв.), государство кимаков (IX–XI вв.)и древнемонгольская империя (XIII–XIV вв.).
Степеньизученности темы: В настоящее время существует множество исследований,посвященных средним векам истории Южной Сибири. Огромное множество работпосвященных древним курганам разных эпох и их раскопкам. Отмечу наиболееизвестных историков – Радлов В.В., Киселев С.В., Полосьмак М.В.,Руденко С.И., Худяков Ю.С., Потапов Л.П., Окладников В.П., Кызласов Л.Р.,Савинов Д.Г., Гумилев Л.Н. Бартольд В.В. и многие другие.
Историяизучения памятников енисейских кыргызов наиболее полно рассмотрена в работах Ю.С. Худякова.
Обширныйархеологический материал по интересующей нас теме Защитное вооружениекочевников был получен в ходе раскопок В.В. Радлова, И.П. Кузнецова, Ю.С. Худякова,С.Г. Скобелева.
Позднесредневековыепредметы вооружения представлены в российских и иностранных музеях. Часть этихматериалов была рассмотрена в работах Ю.С. Худякова.
В работах Гумилева Л.Н.достаточно хорошо рассмотрены тюрский и уйгурский каганат.
Кызласовым Л.Р.впервые осуществлена наиболее полная подборка сведений письменных источников поистории Южной Сибири для всех регионов, владевших письменностью, и всехнародов, интересовавшихся нашими землями. Нет специалиста, глубже и ширевоспринимавшего особенности происходивших в Южной Сибири исторических процессов.
Объектомисследования является история Южной Сибири в средние века.
Предметомисследования выступают войны и захваты территорий иноземцами в средние века.
Цельисследования рассмотреть причины возникновения войн и переселения народов в ЮжнойСибири в VI–VIII веках.
Хронологическимирамками средневековья являются: середина VI века н.э. (образование Первого ТюркскогоКаганата) до русского завоевания.
Рамки объясняются:нижняя начало более или менее определенной истории, наличие письменныхдокументов (все более ранние сведения довольно неопределенны). Верхняя граница –русское завоевание положило конец всем войнам в Сибири (на протяжении 17–18 вв.).
Территориальныерамки: Юг Западной Сибири, Саяно-Алтайский регион (Алтай, Хакасия,Прибайкалье). Это территория всегда притягивала потенциальных завоевателей тем,что находилась в пределах досягаемости, а также обладала богатыми природнымиресурсами для средневековых государств Средней и Центральной Азии.
сибирь войназахват иноземец

1.Теоретическая часть
1.1 Географическоерасположение Южной СибириЮжная Сибирь – это горная страна, протянувшаясяс запада на восток от Западно-Сибирской до Зейско-Буреинской равнины более чемна 3 тыс. км. Ширина ее от 200 до 800 км. Южную границу региона проводятпо государственной границе России с Казахстаном, Монголией и Китаем.
ЮжнаяСибирь представляет собой чередование хребтов и межгорных котловин. Начинаетсяэта горная страна на западе Алтайскими горами. Между ними и Западно-Сибирской равнинойрасположен пояс возвышенных предгорных равнин. Сам Алтай представляет собойсистему веерообразно расходящихся хребтов, которые разделяются или узкимидолинами рек, или межгорными котловинами вроде Чуйской или Курайской.Наибольших высот Алтай достигает в южной части. Здесь находятся высшие точкиАлтая: Белуха (4506 м), Табан-Богдо-Ула, Иикту и другие. Это высокие,типично альпийские горы с острыми вершинами и ледниками. Большинство другихгорных систем Алтая гораздо ниже – высоты около двух километров.
Ксеверу от Алтая тянутся два хребта – Салаирский кряж и Кузнецкий Алатау. Междуними расположена Кузнецкая котловина. К востоку от Алтая также отходят двахребта – Западный Саян и Танну-Ола. Между ними – Тувинская котловина.Перпендикулярно Западному Саяну простирается Восточный Саян, а между ними иКузнецким Алатау лежит Минусинская котловина. Восточный Саян переходит в хребтыПрибайкалья (Хаммар-Дабан и Баргузинский), а за ними начинается Забайкальскаягорная страна, состоящая из невысоких хребтов (Яблоновый, Борщовочный,Олекминский) и приподнятых равнин (Витимское плоскогорье).
Горы/>Южной Сибири – это возрожденные горы. Они возникли наместе холмистых равнин и невысоких хребтов в результате новейших** блоковыхдвижений. Большинство блоков превратилось в горы, а меньшая часть испыталанезначительное погружение или осталась стабильной и превратилась в межгорныекотловины. Блоки еще сохранили древнюю складчатую структуру, но особились ввиде отдельных глыб. Такие горы называют складчато-глыбовыми. Местамивскрываются древние внедрения магмы. Днища котловин сложены осадочнымиотложениями.
Полезныеископаемые. Южная Сибирь богата как рудными, так />инерудными полезными ископаемыми. Первые встречаются в основном в горах, а вторые– в котловинах. Особенно богата Кузнецкая котловина. Здесь расположензнаменитый Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. К югу от него в горахрасположена так называемая Горная Шория – район, богатый железными рудами, а кзападу – месторождения полиметаллических руд Салаирского кряжа. Кроме того,здесь добывают ртуть, олово, золото и некоторые другие цветные металлы. Многиеразведанные месторождения не разрабатываются из-за нехватки трудовых ресурсов ибездорожья.
ЮжнаяСибирь удалена от всех океанов, и, хотя она лежит на широтах ЦентральнойРоссии, климат здесь весьма суров. Горы Южной Сибири расположены в зонезападного переноса, но ветры с Атлантики сюда приходят, уже потерявзначительную часть влаги. И несмотря на это, именно они приносят основную частьосадков. В наиболее выгодном положении по отношению к ветрам находится Алтай.Его западные склоны получают до 2000 мм осадков в год. При движении навосток количество осадков падает, среднегодовые температуры понижаются.Котловины, расположенные в кольце гор, получают меньше всего осадков. В нихраспространены степи, сухие степи и полупустыни. В более выгодном положениинаходятся хребты, их склоны достаточно увлажнены, иногда даже заболочены.
Натемпературу воздуха Южной Сибири большое влияние оказывает котловинный характерее рельефа. Зимой в котловины по склонам гор стекает холодный воздух изастаивается там. Это провоцирует общее понижение температур, длительную зиму имедленное прогревание весной. Из-за сильных морозов зимой здесь устанавливаетсявысокое давление с характерной морозной безветреной погодой. Средние январскиетемпературы составляют на западе –12… – 16°С, а на востоке –25… – 30°С.Зимой в горах наблюдается интересное явление – температурная инверсия. Придвижении вверх по склону температура не понижается, а повышается. Лето в ЮжнойСибири короткое, хотя и довольно теплое. Средние июльские температуры придвижении с запада на восток, в отличие от зимних, возрастают от +16 °С наАлтае до +22°С в Забайкалье. Продолжительная морозная зима способствуетформированию здесь многолетней мерзлоты.
В целом климат неблагоприятен для сельского хозяйства. Исключение составляютпредгорья Алтая и Минусинская котловина.
Осадковна склонах южно-сибирских хребтов выпадает больше, чем испаряется. Это создаетблагоприятные условия для формирования речной сети. Здесь берут начало великиероссийские реки Сибири: Катунь и Бия, сливаясь, дают начало Оби, Ка-Хем иБий-Хем – Енисею, Шилка и Аргунь – Амуру. Реки Южной Сибири мощные, состремительным течением, порогами и водопадами. Много здесь сфагновых болот инебольших озер. На вершинах Алтайских гор есть ледники. На границе междуВосточной и Южной Сибирью расположено озеро Байкал – крупнейший пресноводныйводоем мира.
Природныезоны,характерные для равнин, не образуют здесь сплошных поясов, а в виде мозаикирассыпаны по отдельным котловинам. В горах же проявляется высотная поясность: вцелом преобладает тайга, и лишь на высотах свыше 2000 м ее сменяютвысокогорные луга и горные тундры. На востоке, в Забайкалье, появляется такжесвоеобразный пояс кедрового стланника. С ним мы подробно познакомимся приизучении Восточной Сибири. Вершины многих южно-сибирских гор лишенырастительности и называются гольцами. Некоторые наиболее высокие вершины Алтаяи Саян несут ледники.
Воздухв котловинах более сухой, чем в горах, и лесная растительность для них нехарактерна. В Кузнецкой и Минусинской котловинах встречаются лесостепныеучастки, в остальных преобладают степи, а в Тувинской – сухие степи иполупустыни.
Южно-сибирскаягорная тайга представляет хозяйственный интерес как для лесной промышленности,так и для охотничье-промыслового хозяйства. Здесь обитают ценные пушные зверьки– соболь, белка и др.
1.2 Первыегосударственные образования на примере Горного Алтая
 
В начале V в.в степи от Хингана до Алтая безраздельно господствовал хан жужаней Шелунь, попрозванью Дэудай – «стреляющий на скаку из лука». Покорив телеские кочевья, онстолкнулся со среднеазиатскими хуннами, осевшими на р. Или. Их главой был нектоЖибаеги. В упорном сражении на р. Онгин Жибаеги разбил Шелуня, но справиться сжужаньской державой в целом не смог и «покорностью купил себе покой».
В 418–419 гг.возобновилась война между жужанями и среднеазиатскими хуннами и юэчжами. Жужанипроникли в Тарбагатай и навели там на всех такой страх, что вождь группы юэчжейЦидоло (Кида-ра), желая уйти от соседства с жужанями, перешел на юг и занял г. Болов оазисе Карши. Здесь он столкнулся с персами и эфталитами. Соратники Кидары – кидариты– известны в истории не под своим этническим названием, а по имени своеговождя.
В 552 годудревние тюрки образовали мощное государственное образование – Тюркский каганат.Во главе стоял верховный вождь, носивший титул кагана. Первым каганом,объединившим тюркские племена Алтая и Монголии, был Тумен.
Каганатзанимал обширную территорию. На западе его границы достигали Аральского моря,на востоке доходили до Ляодунского полуострова, на севере до реки Аму – Дарьи.На Алтае жили племена «тюкю». Тюркский каганат не был централизованнымгосударством. Каждое из племен возглавлялось наместником кагана. Большую роль вфеодальной администрации каганата играли сборщики дани (тарханы) и местныефеодалы. Государственный аппарат состоял из 28 классов чиновников. Существовалитакже министры внутренних и внешних дел, должности которых былинаследственными. Верховная власть принадлежала каганату. По своему усмотрениюкаган мог вершить суд и расправу, облагал подвластное население налогами иповинностями, единолично решал вопросы войны и мира. Как командующий войсками,он самолично распоряжался военной добычей.
Расправившисьс жужанями, тюркюты перешли к решительным действиям против своих кочевыхсоседей. 554 год был годом, когда из княжества создалась империя. На северебыло завоевано государство Цигу. Что понимали китайцы под наименованием Цигу – кыргызовили чиков – неясно, так или иначе с этого времени Мугань-хан обеспечил своюсеверную границу, хотя форсировать Саяны тюркютам не удалось.
580 год былапогеем тюркского могущества. В 581 г. Тобо-хан умер, а в Китае Чжоускаядинастия была свергнута злейшим врагом тюркютов – боевым генералом Ян Цзянем,основателем династии Суй, что полностью изменило политическую обстановку. ГаоБао-нин пережил своих противников и остался в Чахаре самостоятельным князьком,союзником тюркских ханов.
Тюркютскаядержава была создана «длинным копьем и острой саблей». За десять лет (550–560)тюркюты подчинили себе все кочевые племена от Желтого моря до Волги и ещедвадцать лет продолжали экспансию. Но эту огромную территорию недостаточно былопокорить, надо было ее удержать. Жестокая эксплуататорская власть тюркютов немогла привлечь симпатии новых подданных, и сепаратистские тенденции не угасалини на минуту. Восстания против династии Ашина; вспыхивали то тут, то там вплотьдо гибели державы.
Первойспециальностью, с которой тюркюты выступили на арену всеобщей истории, былодобывание железа. Их легендарный предок Ашина, бежав на север, «добывал железодля жужаньцев Восстановление железа путем химического соединения его окиси сокисью углерода давало губчатую металлическую массу, так называемую крицу.Качество кричного железа даже теперь считается гораздо выше доменного.
Извысококачественного железа алтайские кузнецы изготовляли однолезвийные ножи,тесла-топоры, стремена, удила, мечи, сабли с малым изгибом и массивным клинком,наконечники копий и стрел, а также железные котлы двух типов: круглые – подвесныеи стоячие – на конической ножке. Добыча и обработка металлов в эту эпохупроизводились также на территории современной Тувы, причем добывалось не толькожелезо, но и золото, серебро, олово и медь.
В Хакасии,составлявшей тогда ядро кыргызского каганата, железо добывалось во многихместах. Почти во всех сосновых лесах встречаются остатки древнихжелезоплавилен. Так же как и на Алтае, здесь выделывались орудия труда и оружие– мечи и кинжалы, а также детали конской сбруи.
Не менеепримечательна культура современников тюркютов – приангарских курыканов.Первоначально, в результате археологических раскопок 1912–1914 гг., ониполучили название «курумчинских кузнецов» но А.П. Окладников доказал, чтоэто были не кто иные, как курыканы. Сыродутное железо курыканов содержало до99,45% чистого металла и потому было весьма ковким и прочным. Они выделывалиножи, наконечники стрел и копий, чинили лопнувшие котлы, накладывая на нихзаплатки. Вместе с тем курыканы занимались скотоводством и даже земледелием,применяя искусственное орошение полей.
Развитиеметаллургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию и создатьотборные, ударные части из латной кавалерии – фули китайских источников (т.е.«волки» – бури – названные так «в память» своего мифического происхождения отволчицы). «На их вооружении были роговые луки, панцири, копья, сабли ипалаши.Эти краткие сведения письменных источников, к счастью, могут бытьдополнены археологическим материалом.
Тюркютскаягвардия была регулярной тяжелой конницей, приспособленной к действиям не тольков степи, как все ее предшественники, но и в горах. Несомненно, что с ними немогли равняться степняки-уйгуры, о которых китайцы довольно презрительноотзывались: «В сражениях не строятся в ряды, отделившейся головой (головнымотрядом) производят натиск. Вдруг наступают, вдруг отступают, постоянносражаться не могут». Тюркютские латники оказались достойным противником и длякитайских пеших копейщиков и для иранских конных стрелков. Кроме турфанскихстатуэток фигуры тюркютских воинов имеются в наскальных изображениях Сулека(верхний Енисей). Всадник вооружен роговым луком, что можно установить похарактерным выгибам. Еще более интересно другое изображение: «…тяжеловооруженныйвсадник, одетый в пластинчатую броню от шеи до бедра, с рукавами до серединыпредплечья, с круглым щитком на груди, с мечом и колчаном у пояса и с боевойгирей в правой руке, направляет копье, украшенное небольшим флажком, налучника, стреляющего с колена, т.е. саянского лесовика-горца». Но кромепанцирной кавалерии у тюркютов были легковооруженные конные стрелки, набираемыесреди покоренных народов. Изображение такого воина на бронзовой бляхе найдено С.В. Киселевымв 1939 г. при раскопках у села Копены. «Всадник без головного убора. Егодлинные волосы развеваются по ветру. Их сдерживает затянутая ради узломповязка. Полудлинный кафтан перетянут поясом. Сапоги мягкие, без каблуков. Справого бока висит колчан, расширяющийся книзу. Лук сложный, в виде буквы М,Конь степной широкогрудый, с подстриженной гривой и завязанным в узел хвостом.На нем полная седельная сбруя; седло твердое с невысокой передней лукой; подседлом обшитый бахромой чепрак. На подхвостном и надгрудном ремнях навешаныкисти; стремена широкие дугообразные; уздечка плетеная с поводом и чумбуром.Сзади седла развеваются по обеим сторонам ремни (торока)». Бляха твердодатируется VII в.
Такимобразом, археологический материал пополнил пробел письменных источников.Наличие у тюркютов панцирной конницы объясняет их быстрые успехи. В дотюркскийпериод бои решали конные стрелки из лука; появление панциря свело их значениепочти на нет. В рукопашной схватке с легковооруженным противником тюркютскаятяжелая конница имела все преимущества, тем более что тюркюты ввели конныйстрой. Однако прекрасная в полевой войне тюркютская армия совершенно негодилась для осад, так как спешенный латник мало боеспособен. Городские стеныположили предел распространению тюркютской державы и спасли независимость Китаяи Ирана, но в степи тюркютская конница долгое время не имела себе равных.
Главнымзанятием тюркютов (после военного дела) было кочевое скотоводство; большую рольиграла и охота на крупных травоядных, огромные стада которых в те временабродили по степям. Ныне Гобийский Алтай – почти незаселенная полупустыня, но вте времена зверь здесь не переводился и облавы производились всем племенем.Облавная охота требует специальной выучки загонщиков и охотников, и это былоочень полезно для тюркютов, потому что охота была подготовкой к воинскимподвигам, своего рода маневрами. Удачная облава давала большое количество мяса,которое было основной пищей тюркютов, и случалось, что даже во время войны ониустраивали охоту, чтобы пополнить запасы.
Шкуры диких идомашних животных шли на одежду и на покрытие шатров, но наряду с этим тюркютыумели приготовлять войлок и шерстяные ткани.
Основнымвидом скота у тюркютов были овцы, кости которых часто находят при раскопкахтюркютских могил. В лошадях тоже не было недостатка, и кумыс заменял тюркютамвино. Кочевое скотоводство в условиях пересеченной местности весьмазатруднительно для больших стад, и обычно кочевники перегоняют своих овецпорознь, и каждая семья имеет определенные места для зимовок и летовок. То жесамое положение существовало в VI–VIII вв., что подтверждается коротким,но вполне убедительным текстом источника: «Постоянного местопребывания нет, нокаждый имеет свой участок земли».
Тюркюты домовне строили и садов не разводили, так как холодный климат заставил бы ихпокинуть эти города, как только будет сожжен весь сухой лес поблизости. Длякочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не прихотью, анеобходимостью. Летом степь выгорает и скот должен пастись на джейляу – альпийскихлугах, которые располагаются на склонах Тянь-Шаня, Алтая, Хангая, Хэнтея. Зимойже на горах выпадает много снега и стада возвращаются в равнины, где снеговойпокров тонок и скот добывает из-под него сухую, весьма питательную траву.
При подобномбыте переносное жилище является наилучшим.
Пастушескоехозяйство, ведомое отдельной семьей, обычно предполагает патриархальныеотношения, и, видимо, тюркюты не представляли исключения. Инициатива сватовствапринадлежала мужчинам, и «по смерти отца, старших братьев и дядей по отцуженятся на мачехах, невестках и тетках». И это свидетельство подтверждается,так как после смерти Нили-хана его брат Пошитегин унаследовал вместе с трономжену покойного – китайскую царевну Сянь-ши. Наследование жен у кочевых народовимело двойной смысл. Во-первых, в дом, точнее, в юрту приходила новаяработница, а в тех условиях это было всегда полезно. Во-вторых, обычайпредусматривал охрану прав вдовы, так как новый муж должен был заботиться о нейи защищать ее как свою жену. Весьма возможно, что брак не всегда былфактическим, но тем не менее вдова не оказывалась покинутой на произвол судьбы.
Отношение кженщине было подчеркнуто почтительным, рыцарским. Сын, входя в юрту, кланялсясначала матери, а потом отцу. В орхонской надписи с наибольшим пафосом описанбой, в котором Кюль-тегин отстоял орду, где оставались родственницы, которымгрозила смерть. У технародов, где женщины бесправны, как, например, у патанов Гиндукуша, враги их неубивают.
Тюрки несли насебе традиции походов и завоеваний, жесткой дисциплины в орде и отличалисьумением властвовать над народами. Тюрки охраняли свою культуру, уйгуры жадновпитывали чужие мировоззрения, кроме китайских. Тюрки любили побеждать,уйгуры-защищаться. Пути развития этих народов, а также близких к уйгурамкарлуков и басламов, были противоположными. При Йоллыг-тегине в тюрской ставкебыл порядок, но уже в 741 г. Начались интриги и борьба за власть с казнямии убийствами. Тогда в 742 г. Уйгуры, карлуки и басмалы восстали…. Ипокатились головы по степной траве. Часть тюрок была перебита, часть –покорилась хану басмалов.
Уйгурскийкаганат
С падениемТюркского каганата, господствующее положение в Центральной Азии занял Уйгурскийкаганат.
Уйгурыпостроили свою державу совсем на иных принципах, чем тюрки. Девять родовсоставляли собственно племя токуз-огузов, которое было ведущим, но негосподствующим. Подчинив себе басмалов и восточных карлуков, уйгуры приняли ихв свою среду, как равных.
Другие шестьтелеских племен – бугу, хунь, байырку, тонгра, сыге и киби – в правах иобязанностях были приравнены к токуз-огузам. Ставка хана находилась междуХангаем и р. Орхон, границы их на востоке охватывали Западную Маньчжурию, а назападе – Джунгарию. Граница между карлуками и уйгурам была установлена в 745 г. в результате военного столкновения. После разгрома тюрок карлуки вошли в союз с тюргешамипротив уйгуров, но были разбиты. Вследствие этого восточные кочевья карлуков наЧерном Иртыше оказались в составе Уйгурского каганата.
Вся структураУйгурского каганата, представлявшего конфедерацию племен, не позволяла ханамсобирать большие войска и бесконтрольно распоряжаться ими. Племена же былинастроены миролюбиво. Они устали от потрясений, произведенных тюрками, и хотелинаслаждаться безмятежным покоем. В соответствии с этим настроением Пэйлопризнал себя вассалом империи, чтобы не вызывать ненужных осложнений. Сын его,Моянчур Гэлэ-хан, унаследовавший престол в 747 г., ежегодно снаряжал посольство в Чанъань, получал подарки и был лоялен к Империи.
ИсторияУйгурского каганата тесно связана с историей многочисленных их соседей, противкоторых уйгуры вели бесконечные войны. Особую жестокость имели последние противантиуйгурского союза Саяно – Алтайского нагорья. Однако разобщенностьсоюзников, измена тюркских предводителей в угоду уйгурам привело к разгромусоюза. В результате поражения алтайские племена попали под власть уйгуров истали их данниками.
В период Уйгурского каганата строительство крепостей получилоширокое распространение. В сооружении крепостей, судя по особенностямфортификации, принимали участие согдийские мастера. К настоящему времениисследованы уйгурские крепости Орду-Балык и Бай-Балык в Монголии, Пор-Бажын и ряддругих крепостей в Туве. Особо сложной планировкой и системой фортификацииотличается крепость уйгурской столицы Орду-Балыка. Она имеет квадратный двор,мощные стены с 14 угловыми и простеночными башнями, одни ворота, бастион,встроенную угловую цитадель. Внутри крепости находится сторожевая башня-донжон,дворцовые постройки, окаймленные внутренней стеной с двумя воротами. К стеневнутри двора примыкает форт, вдоль стен обводной ров. За пределами крепостинаходились храмовые и жилые кварталы города. Более простой являетсяфортификация Бай-Балыка, Пор-Бажына и других крепостей. В уйгурское времяиспользовались городища более раннего времени Бажын-Аллак, Шагонарские и др.Уйгурские крепости имеют ряд общих конструктивных особенностей. Стенысооружались из сырцового кирпича. Крепости имеют квадратную или прямоугольнуюпланировку. До углам, реже по стенам и у ворот располагались башни. Городищаобнесены рвами.
Уйгуры имелидостаточно высокую культуру. Они владели той же, что и тюрки, письменностью иособого влияния на культурное развитие алтайских племен не оказали.
Как ипредыдущие государственные образования, Уйгурский каганат был ослабленвнутренними раздорами. В 840 году он пал под ударами кыргызских племен.
ПадениеУйгурского каганата не было следствием только нашествия енисейских кыргызов, аявилось следствием целого ряда причин как внутренних, так и внешних. Квнутренним причинам могут быть отнесены разложение элиты уйгурского общества;стихийные бедствия 839 г., когда «был голод, а вслед за ним открыласьморовая язва, отчего много пало овец и лошадей» присоединение уйгурамитерритории современной Тувы, до этого занимавшей своеобразное «буферное»положение между государствами Центральной Азии, не имевшими общих границ сенисейскими кыргызами. Внешние причины заключались в возросшей силе кыргызов,постоянных военных столкновениях Уйгурского каганата с Танским Китаем изаинтересованной политике Тибета, установившего договорные отношения сенисейскими кыргызами ещё в начале VIII в.
Кыргызскийкаганат
Послеразгрома уйгуров отношения между Китаем и кыргызами испортились, так каккитайцы отказались способствовать усилению кыргызского ханства. Но войны невозникло.
Кыргызыотметили свою победу над уйгурами в двустрочной надмогильной надписи, известнойпод названием «Енисейский памятник». «От вас, мой эль, моя госпожа, мои сыны,мой народ, от всех вас в 60 лет [я отделился = умер]. Мое имя Эль-Туган-Тутук.Я был посланником божественному элю. Народу шести бегов я был бегом».
Во второй половине1-го тысячелетия уютные земли Минусинской котловины стали колыбелью культурыенисейских кыргызов. Её истоки, по распространённому среди специалистов мнению,восходят к таштыкской культуре. Остатки обширных ирригационных сооружений инайденные археологами орудия труда говорят о развитии плужного орошаемогоземледелия у населения Минусы в тюркское время. Занимались кыргызы и отгоннымскотоводством, разводя овец, верблюдов и лошадей. «Их лошади плотны и рослы.Лучшими считаются, которые сильно дерутся», – сообщается в восточных летописях.Такие «бойцовые» лошади особо ценились в кавалерии, для нужд которой ониспециально и разводились. Немалую роль в хозяйстве кыргызов играла охота.
После паденияПервого Тюркского каганата, в развале которого кыргызы приняли самое деятельноеучастие, они получили полную независимость, и уже в 648 году танский Китайвстречал их первое посольство (во всяком случае, первое, отмеченное письменнымиисточниками).
Кыргызскийкаганат постоянно подвергался опустошительным набегам южных соседей и в VI–VIIIвеках нередко терпел сокрушительные поражения. Иногда он даже терялполитическую самостоятельность. Но со временем военная удача всё чаще улыбаласькыргызам. «Умертвил роды синего волка, черного волка умертвил», – говорится вдревней кыргызской надписи об одном из успешных походов, вероятно, противтюрков (ведь именно они считали своей прародительницей волчицу). Год от годанабирая силу, каганат превратился в мощную державу, существенно влиявшую насудьбы народов Центральной Азии. В древнетюркское время он представлял собойсложное этнополитическое объединение, включавшее «титульное», элитарноенаселение (собственно, кыргызов) и различные подчиненные группы кыштымов(иноплеменников). Хорошо вооруженные дружины кыргызов совершали регулярныенабеги на жителей горно-таёжных окраин Минусинской котловины по свидетельствамтех лет, «ловили их и употребляли в работу». Для участия в военных действияхкыштымы сначала не привлекались, но уже в конце 1-го тысячелетия, когдаенисейских кыргызов потеснили войска Уйгурского каганата и их положение сильноосложнилось, кыргызская армия стала разноплеменной. В китайских источникахотмечается, что когда кыргызы «набирают и отправляют войско, то выступает весьнарод и все вассальные поколения».
Период(IX–X вв.) получил название эпохи Великодержавия. Это было время славныхпобед и триумфа кыргызского оружия. Разгромив уйгуров, их тяжёлая конницавместе с отрядами кыштымов вышла на просторы Центральной Азии. «Впервые, – пословам крупного специалиста в истории, археологии и этнографии народов Южной Сибири Д.Г. Савинова,– народ северного происхождения, создавший высокую культу в бассейне СеверногоЕнисея, стал играть решающую роль в делах своих южных соседей».
НаселениеГорного Алтая было под властью кыргызов, которые оставили в истории алтайцевдостаточно заметный след. Это подтверждается археологическими памятниками – могильниками,значительная часть которых раскопана на территории Кош – Агачского района.
Здесь ужеявно видны различия местных захоронений и захоронений кыргызов. Они захоронениясовершали по обряду сожжений, которые помещали затем вблизи уровня древнегогоризонта и над ними возводили округлые каменные насыпи. Среди остатковсожжений в ряде случаев найдены побывавшие в огне металлические предметы – оружие,предметы конской сбруи. Это говорит о том, что кыргызы сжигали своих усопшихвместе с их личными вещами и конем. В настоящее время у теленгитов ГорногоАлтая присутствует элемент сожжения предметов усопшего при похоронах. Опребывании кыргызов на территории Горного Алтая свидетельствуют также отдельныетопонимы и наскальная надпись, обнаруженная у с. Мендур – Соккон.
Во временакыргызского великодержавия впервые главенствующее положение в степяхЦентральной Азии занял кочевой народ из далекой северной периферии – Минусинскойкотловины. События этого времени рассеяли уйгуров по азиатским степнымпросторам от Забайкалья до Восточного Туркестана, открыли путь кыргызам наТянь-Шань.
Ко временикыргызского великодержавия относится уникальный кыргызский документ, известныйкак Суджинская надпись. Она была обнаружена Рамстедтом в 1900 г. натерритории Монголии. Согласно чтению тюрколога С.Г. Кляшторного в нейговорится: «Я изгнал Яглакарских ханов из Уйгурской страны. Я сын кыргызский. ЯБойла Кутлуг Ярган. Я – приказной (буюрук) правителя Кутлуг Бага Таркана.
На перифериикыргызских земель на Енисее имеются крепости–убежища, двор которых обнесен рвоми валом с напольной стороны. На площади двора обнаружены кострища. Послеразгрома Уйгурского государства кыргызские каганы предпринимали попыткистроительства оборонительных сооружений.
Хозяйствуалтайцев периода правления кыргызов характерно земледелие с искусственныморошением. Развито было кузнечное ремесло. Мастера изготавливали пики, сабли идругое оружие, а также украшения для одежды, конской сбруи и т.д. Основнуютяжесть господства новых феодалов несли рядовые скотоводы и охотники, трудомкоторых создавались богатства кыргызской аристократии.
Народныемассы не могли воспользоваться плодами своих трудов, так как были подневольнымсословием.
Господствокыргызов длилось до конца X века. Оно сменилось кратковременным владычествоммонголоязычных киданей. С ними связано немало легенд, в том числе остроительстве мостов через реки, дорог, о сооружении переправ через Катунь,оросительных систем в Онгудайском, Улаганском, Кош – Агачском и Усть – Коксинскомрайонах, следы которых до сих пор просматриваются в этих местах.
В конце XIIвека, в связи с ослаблением могущества киданей, или как их называют в алтайскихлегендах «каракитай», на историческую арену выдвигались найманы. Следы ихприсутствия сохранились в названиях отдельных алтайских племен до сего времени.Господство найманов продолжалось до XIII века, а затем они были разгромленывойсками Чингисхана и искали убежища в горах Алтая. Их князья пытались собратьновые силы для продолжения войны с грозным врагом.
Археологическиепамятники кыргызской культуры VI–XIII вв. н.э. широко распространены повсей Минусинской котловине от подножий Саян до верховьев Чулыма. В IХ – Х вв. они известны натерритории Тувы. К ним относятся курганы «чаа-тас»; каменные могильники схарактерным для кыргызов погребальным обрядом кремации; временные зимние илетние поселения; горные крепостные сооружения; рунические письмена; петроглифыс тамгами; клады.
В эпоху «кыргызскоговеликодержавия» памятники кыргызской культуры получили распространение во всейЦентральной Азии. Кыргызские каганы поощряли градостроительство, развитиеземледелия, ремесел и торговли в своем государстве, пытались ввести денежноеобращение. Возросла политическая роль Кыргызского каганата в масштабахЦентрально-Азиатского региона. Существенно расширились торговые и культурныесвязи кыргызского государства со странами Средней Азии, Ираном, Тибетом,Китаем. Кыргызская знать проявляла интерес к мировым прозелитарным религиям,манихейству и буддизму, стремясь найти общую, объединяющую все народы каганата,идеологию.
В 30-е годы X в.западная граница государства киданей (кара-кытаев) простерлась до Саяно-Алтая.Кыргызы обменивались с ними посольскими связями. Ко двору императоров Ляо «хягасыпостоянно присылали посланников и дань». Например, в 976 г. к императорскому двору прибыло кыргызское посольство с подарками. При «ляоском Тайцзуне западнаяграница руководила приходом к просвещению людей государства Хягасы». Ляопринимала кыргызов, «стремившихся к просвещению». Влияние киданей в кыргызскихземлях, по-видимому, было ощутимым в X веке н.э. Ряд ученых усматривает следыкиданьского влияния в материальной и духовной культуре енисейских кыргызов.
Киданиразделили единый кыргызский этнический массив надвое. Часть кыргызов сохранилаза собой Саяно-Алтай и северо-западную Монголию. Другая часть кыргызов в началеII тыс. н.э., оттесненная монголоязычными племeнами, стала обитать в ВосточномТуркестане. В начале X века эта группа кыргызов была отрезана от Монголии врезультате киданьского завоевания.
Частькыргызов осталась на территории Восточного Туркестана. В мусульманскихисточниках X века их земли помещаются в соседстве с токуз-гузами (уйгурами),карлуками, чигилями. В дальнейшем обе группы кыргызов развивались обособленнодруг от друга.
Однако,длительная война привела к большой убыли и распылению кыргызского населения наогромной территории Кыргызского каганата. Это подорвало военные силы ивозможности кыргызов удержать под своей властью все завоеванные многочисленныеплемена, относящиеся к разным культурно-хозяйственным типам. Ослабление военноймощи кыргызов стало главной причиной завершения периода «кыргызскоговеликодержавия». Кыргызы не смогли противостоять усилившейся Киданьскойимперии, подчинившей в X в. Центральную Азию.
Эволюциякыргызской культуры в периоды раннего и развитого средневековья являетсясвоеобразным эталоном для изучения других кочевнических культур Центрально-азиатскогоочага цивилизации. Благодаря своему уникальному географическому положениюКыргызское государство на Енисее было на протяжении долгих веков ключевымпунктом торговых и культурных связей, фактором передачи культурных достиженийиз центров оседло-земледельческих регионов в кочевой мир Северной Азии кочевогомира, а в период «кыргызского великодержавия» объединило скотоводческие племенаСеверной и Центральной Азии в единый каганат и стало центром кочевой цивилизации.В этот период кыргызские правители умели не только побеждать врагов на поле бояи умело вести дипломатические дела, но и пытались строить города, развиватьземледелие, вводить денежное обращение, проявляли интерес к мировымпрозелитарным религиям.
«Звездный часкыргызской истории» – период великодержавия – по историческим данным былсравнительно недолгим, он продолжался около 80 лет. Захватив огромныепространства степной Азии, кыргызы не смогли удержать их под своим господством,объединить все кочевые племена, закрепить военные и политические достижения.После распада каганата кыргызский этнос оказался разделенным надвое вторжениемкиданей. Часть кыргызов осталась в Восточном Туркестане и в дальнейшемсоставила основу современного кыргызского народа на Тянь-Шане.

2. Военноеискусство в средние века
2.1 Военнаяистория на примере Енисейских кыргызов
Енисейские кыргызы в IX–X вв. играли видную роль в военной и политической историиЦентральной Азии. С разгромом Уйгурского каганата наступило время «кыргызскоговеликодержавия», которому соответствовали наивысшие успехи кыргызов в военнойобласти.
В основе этих успехов лежали: сложение у кыргызов в IX в. единойцентрализованной военной организации, развитие оружейного ремесла,благоприятная внешнеполитическая ситуация.
Для идентификации кыргызских военных чинов с боевыми единицамивойска необходимо привлечение данных по численности их армии. Источникиприводят различные цифры численности кыргызского войска в IX в.: 30 тысяч, 70тысяч, 80 тысяч, 100 тысяч, а в надписи уйгурского кагана Бао-И даже 200 и 400тысяч. Поскольку в битве под Орду-Балыком, от результата которой зависел исходвойны и судьба кыргызского государства.
Общая численность кыргызской армии 30 000+70 000 (80 000) ≈100 000 воинов, сопоставима с количеством военных чинов 1 и 2 рангов; 3 бэя + 7министров = 10, и 3 и 4 рангов: 3 главноначальствующих +10 управителей = 13.Отсюда можно сделать вывод, что чиновники первых двух рангов – это командирытуменов, а чиновники следующих двух рангов, командиры пятитысячных отрядов – полутуменов.
Министры и управители являлись командирами туменов и полу-туменовлегковооруженной конницы, формирующейся из «всех вассальных поколений», исоставляющей основную массу кыргызского войска.
Наличие у высших чинов кыргызской военной администрацииперсональных званий: Хэси-бэй, Ацзюшэби-бэй и Ами-бэй – может означать степеньродства в каганской семье, по аналогии с чинами рода Ашина в Тюркскихкаганатах. Великий командующий Хэси-бэй, т.е. главнокомандующий был, вероятно,наследником, престола. Высшие чины могли самостоятельно возглавлять войско,если каган не принимал участия в походе. Так, «министр А-бо» (Ами-бэй)возглавил 70-тысячную кыргызскую армию в походе на Шивэй.
Создание централизованной военной системы повысило военнуюдисциплину. «Законы их очень строги. Произведших замешательство перед сражением.,приговаривают к отсечению головы».
Кыргызская армия формировалась по принципу ополчения из числаспособных носить оружие кыргызов и их кыштымов. «Если набирают и отправляютвойско, то полностью выступают весь народ и все вассальные поколения». Воины,вероятно, самостоятельно обеспечивали себя оружием и снаряжением.
Ядро кыргызского войска составляли контингенты тяжеловооруженнойконницы, в число которой входили и представители кыргызской знати ипрофессиональные воины – дружинники, огуши.
Характер вооружения и особенности организации кыргызов позволяют,в известной степени, реконструировать способы ведения ими войны и тактику боя.
Легковооруженная конница кыргызов выполняла различные боевыезадачи: ведение разведки, завязывание сражения и преследование противника.Тяжеловооруженная гвардия несла охрану кагана, вступала в бой в решающий моментдля нанесения главного удара по противнику.
С реорганизацией войска и упрочением дисциплины у кыргызовповысилась роль разведки. Если ранее в войнах с тюрками знание о местоположениипротивника было у них явно не на высоте, что позволило Тоньюкуку путем широкогообходного маневра проникнуть глубоко в глубь их территории и внезапнообрушиться на лагерь кыргызов, когда воины спали, нанеся им сокрушительноепоражение, то в IX в. положение коренным образом изменилось. Ход событий ввойне с уйгурами убеждает в том, что кыргызы были прекрасно осведомлены овнутренних раздорах в уйгурском государстве; смогли использовать измену одногоиз полководцев Гюйлу Мохэ для нанесения решающего разгрома противнику.
Ведение боя кыргызским войском можно представить каквзаимодействие легкой и тяжелой конницы с определенной последовательностьювступления в бой различных контингентов.
Бой начинали отряды легковооруженной конницы, на которой лежалазадача тактической разведки, т.е. знания примерной численности, местоположенияи характера построения противника. Для легкой конницы характерна тактика рассыпногостроя, охват противника по всей ширине фронта и метание стрел. В ряде случаевприменение подобной тактики могло решить исход боя. Но при столкновении большихмасс войска целью подобной тактики было расстроить ряды вражеской армии либоизнуряя метанием стрел, либо спровоцировав на атаку притворным бегством.
При атаке противника или нарушении его строя, когда ослабляласьвозможность руководства войсками, в бой вступали главные силы, сохраняемые врезерве, тяжеловооруженная конница. Иногда, при притворном отступлении резервмог ударить во фланг или тыл вражеской армии, чем усиливался эффект атаки. Длятяжеловооруженной конницы характерна тактика, применяемая катафрактариями:тяжелый доспех и пика, которую держали обеими руками, ограничивали подвижностьвсадника, поэтому наиболее эффективной была атака в тесно сомкнутом строю. Пикабыла наиболее грозным оружием первого натиска. Атака производилась на большойскорости, повышая мощность удара пики.
Атака тяжеловооруженной конницы являлась кульминационным, решающиммоментом сражения. Мощным ударом конных копейщиков, как правило, решаласьучасть боя. Не случайно, изображения кыргызских воинов в тяжелом защитномоблачении, а это возможно лишь в момент боя или подготовки к нему, снабженыпиками в боевом положении, либо воины изображены стреляющими из лука.
Война велась кыргызами с большим ожесточением. Источникиподчеркивают воинственность и склонность к жестокости. Так, Орду-Балык былосновательно разрушен и сожжен. «В городе, а также в окружающем егоземледельческом районе почти в каждом доме были ступы и жернова для размолазерна.
Война принесла феодализирующейся верхушке кыргызского обществагосподство над новыми обширными землями, послужила основой для сложениявоенно-служилой знати, открыла новые возможности для обогащения путемграбительских набегов в далекий Восточный Туркестан, или Забайкалье, и дляпрямой торговли с Китаем. Но война с уйгурами имела и ряд отрицательныхпоследствий для кыргызов. На полях войны полег весь цвет кыргызского воинства.Характерно, что большое число кыргызских погребений с оружием обнаружены вТуве, в памятниках IX–X вв.,т.е. происходящие из района боевых действий. Существует предположение,объясняющее редкую встречаемость рубящего оружия в погребениях тем, что онопередавалось по наследству и клалось в могилу в случае отсутствия упогребенного мужского потомства. Видимо, война, повлекшая сравнительно большиемасштабы потерь для кыргызов, подорвала их силы, чем, в частности и объясняетсянепродолжительность их господства в Центральной Азии. По свидетельствуисточника оно рухнуло еще до захвата этой территории киданями.
2.2 Защитноевооружение в средневековье
Защитноевооружение стало широко применяться кочевниками Центральной Азии и Южной Сибириеще в эпоху раннего средневековья. К XVII в. восточные, западные и южныемонголы, а также енисейские кыргызы уже имели многовековой опыт в изготовлениии использовании металлических панцирей и шлемов В ходе завоевательных походовЧингисхана и его преемников собственно монгольские технологии их изготовлениябыли дополнены и обогащены китайскими и среднеазиатскими образцами. Судя попредположению М. Горелика в сер. XIII в. более половины монгольскойармии была оснащена панцирями различных типов. Их эволюция, количественное икачественное развитие продолжалось и в последующие века.
Защитноевооружение производилось и в самих степях: по монголо-ойратским законам 1640 г.ежегодно 2 из 40 кибиток должны были «делать латы», не справившиеся с этойзадачей могли быть оштрафованы конем или верблюдом.
Русскиелетописцы, описывающие монгольский быт XVII в. настойчиво подчеркиваютналичие у кочевников предметов защитного вооружения:»… а ездят на бой в куяках,и в шеломах, и в наручах, и в наколенках, а у иных де у лучших людей и лошедибывают на боех в железных доспесях и приправах»… а бой де у колматских людейлучной и копейной, и сабельной… А на бой ездят в куяках железных да в шишаках,а в куяках доски железные шириною пол ладони, стрела из лука и сабля не имеет».
Куяки,панцири, наручи – постоянно фигурируют в качестве подарков направляемыхмонгольскими правителями московским царям (некоторые из них до сих пор хранятсяв московских и петербургских музеях). Коллекция джунгарских доспехов хранится вОружейной палате Московского кремля.
Доспехибыли широко распространены не только в самих монгольских кочевьях, но и насеверной периферии государств кочевников. Так кыргызы вступали в бой на конях «соружием, с пищалми и с копьи, и с сайдаки, в пансырях, и в куяках». Кыргызскиедоспехи высоко ценились и покупались русскими. Использовали латы и буряты, вдонесении из Верховенского острога в 1645 г. сообщалось: «А приходят дебратские люди войною под острог на конях збройны, в куяках с наручи и в шишаках»
Ошироком распространении металлического защитного вооружения среди кочевниковсвидетельствует и факт обнаружения пластин от «куяка» в погребениях кыргызскихкыштымов, никогда не использовавших их до этого. В хранилищах знати, судя повсему, находилась не одна сотня запасных комплектов доспехов. Так по «Их Цааз» вкачестве штрафа с владетельных князей могло быть единовременно взято до 100панцирей, с их братьев – 50, с невладельных князей – 10, с чиновников икняжеских зятьев, знаменосцев и трубачей – 5 и т.д., а когда в 1645 г.русский отряд захватил лагерь эхиритов, который был оставлен ушедшими на войнувоинами, то кроме 30 женщин и 18 детей казаки обнаружили в юртах»… 11 куяков, 8шеломов, 7-ры наручи, да государевой казны пансырь, да лоскутье пансырное…».
Панцирноевооружение кочевников можно разделить на 4 основных типа: пластинчато-нашивнойдоспех, ламеллярный доспех, кольчуга и мягкий доспех.
Пластинчато-нашивнойдоспех – один из самых популярных типов нательного защитного вооружениякочевников. Имеет 2 подвида: крупнопластинчатый комбинированный (размеры пластинот 10 на 12 до 12 на 12 см) и мелко пластинчатый (от 4.5 на 6.5 см).
Крупнопластинчатыйкомбинированный доспех известен по крупным прямоугольным, квадратным,трапециевидным и подтреугольным пластинам обнаруженным в Минусинской котловине.Покрой панциря и расположение пластин его составляющих неизвестно. Исходя изколичества и формы сохранившихся пластин, азиатских и европейских аналогийможно предположить, что панцирь представлял собой корсет – кирасу с боковымиразрезами. Крупные прямоугольные пластины располагались в 2 ряда (по 3 в ряд) иприкрывали грудь воина, а подтреугольные, трапециевидные и мелкие треугольныепластинки – живот и бока. Такое расположение пластин позволяет наиболееэффективно защитить грудь от таранного копейного удара противника и при этом нестесняет движений всадника в кавалерийской рубке. Пластины крепились изнутри ккожаной, либо тканевой основе с помощью вырезанных в виде звезд заклепок. ВСредней Азии и Северной Индии подобный панцирь иногда мог не иметь рукавов иподола, в этом случае он мог одеваться поверх кольчужной рубашки либо тягеля.
Мелкопластинчатыепанцири достаточно широко представлены, как в виде музейных экспонатов, так исреди археологических находок. К последним относятся чердатские и минусинскиепластины квадратной и прямоугольной формы с канавками и пятью заклепками,расположенными крестом, а также гладкие «куячные» пластины из памятника Ортыза –Оба в Минусе и пластины с бортиком из Монголии. Мелкопластинчатый панцирь имел2 основных типа покроя: «жилет» маньчжурского типа с осевым разрезом и короткимподолом и «пончо» с разрезом на боку и на плече. Панцири типа «жилет» не имелирукавов, которые заменялись пластинчатыми наплечниками, а короткий подол суспехом дополнялся длинными лопастевидными набедренниками. Маньчжурские панцири«жилеты» также усиливались «накрестниками», «передниками», а иногда и фигурновырезанными подмышечниками. Панцирь типа «пончо» также мог иметь стеганыенабедренники однако легко мог обходиться и без них, но в этом случае длинаподола несколько увеличивалась и доходила до колен воина. В обоих случаяхпластины крепились к «куячному платью» с внутренней стороны с помощью заклепок.
Дляусиления панциря использовались специальные «железные накладки», известные нам,как по монгольскому эпосу, так и по археологическим находкам. Иногда панцирьмог дополняться дисковидными зерцалами, исполнявшими кроме всего прочего и рольоберега. Вплоть до XVIII в. монголами продолжал применяться и ламеллярныйдоспех, причем продолжали бытовать обе основных формы покроя: корсет-кираса(позднее «пончо») и «халат». Причем, судя по тибетским и маньчжурскиманалогиям, можно предположить, что длиннополый вариант «халата», характерныйдля монголов в XIV в. (и сохранившийся вплоть до XVII в. в Китае иТибете) был заменен у кочевников его упрощенной формой: «халатом с короткимподолом до колен». Подол панциря иногда разрезался с двух сторон, образуя 3крупные лопасти, прикрывающие соответственно ноги, бока и крестец воина. «Короткийхалат» стягивался на груди с помощью специальных кожаных ремешков, а наплечникикрепились к плечам и предплечью латника с помощью системы лямок. Вдоль кромкидоспеха (подол, наплечники), предохраняя от пореза об острые края пластин, шлаширокая кожаная полоса. Как минимум до середины XVII в. у монгольскихкочевников не выходит из употребления ламеллярные панцири типа «корсет – кираса»состоявшие из двух частей – «наспинника» и «нагрудника», которые соединялись спомощью ремней на плечах и на боках воина.
Где-тос XVII в. монголами и их союзниками достаточно широко начинает применятьсяи кольчужный доспех, получивший в кыргызском фольклоре специальное название «илчирбелигхуяг». Классифицировать кольчужные доспехи из-за бедности и плохой сохранностиархеологического материала не представляется возможным. Однако по целому рядупризнаков (воротничок с разрезом, рукава до середины предплечья, значительнаядлина подола) можно предположить, что применяемые монгольскими и кыргызскимивоинами кольчуги принципиально не отличались от синхронным им панцирей СреднейАзии и России.
Видимодостаточно широко монголы применяли и щиты: большие деревянные – станковые (закоторыми укрывались спешившиеся во время боя стрелки) «Лутчие люди»,составлявшие тяжелую конницу могли прикрыть доспехами не только себя, но и своюбоевую лошадь. Эти конские «железные доспеси и приправы» упоминаются русскимилетописцами первой пол. XVII в.
НародыЮжной Сибири в XIII в. первыми приняли на себя удар древнемонгольскихзавоевателей и внесли свой вклад в общую борьбу против иноземного нашествия.Эти события связаны с начальным этапом становления улуса Джучи-хана (сынаЧингисхана), того самого улуса, из которого впоследствии выросло государствоЗолотая Орда. Этому предшествовали до сих пор остающиеся малоизвестными событияX–XII вв., всколыхнувшие народы Центральной Азии и Восточной Европы.
ЮжнаяСибирь попала в орбиту монгольской власти одной из первых, сразу же послеизбрания Тэмуджина великим ханом. В 1207 году состоялось вторжение монгольскихвойск на северо-запад, в земли енисейских кыргызов. Вторжение войск Чингисханав области по среднему Енисею и верхнему Иртышу было связано с разгромоммеркитов и найманов, и представляло собой, по сути, завершениевнутримонгольской борьбы за власть, и переход к строительству империи. Это былважный переломный момент в истории государства Чингисхана. Первая неудача моглабы, как это было со многими другими правителями, навсегда оставить Чингисханана задворках истории.
В1208 году найманы и меркиты потерпели сильное поражение от монголов Чингисхана,и отступили в разных направлениях: найманы перешли в земли кара-китаев вСемиречье, а меркиты пошли северным направлением и попали в земли кыпчаков.Скорее всего, Чингисхан их вытеснил за Джунгарские ворота, захватил территорииюжного и юго-восточного Алтая, которые использовал в качестве основы дляорганизации похода на хорезмшаха Муххамеда.
Кыргызыв это время владели большой территорией от Кэм-Кеджиут на юге, до Ангары (иливладения Анкэсинь по «Юань-ши», это владение Гулигань, то есть курыкан – вассаловкыргызов). Сами владения кыргызов состояли из двух частей: «Кэм-Кеджиута», илиобласти от тайги и Ангары на севере и востоке, до найманов на западе, и довладений монголов на юге. Северо-западные владения кыргызов или область«Киргиз» по Рашид-ад-Дину предположительно находилась на Алтае. Савинов Д.Г.считает, это эти области были княжествами.
Сведенияоб этом походе сильно разнятся, поскольку восходят к разным источникам:«Сокровенному сказанию» и «Юань ши».
Посведениям В.В. Бартольда, поход 1207 года был, согласно сведениям«Юань-ши», монгольской династии Китая, походом найманского предводителяТухта-бики в область Кэм, и дальше по льду Енисея. В «Юань-ши» говорится, чтоТухта-бики овладел пятью областями кыргызов. В том же 1207 году Чингисхан послалпослов к кыргызам с требованием подчиниться. Это требование было принято. Войнамежду монголами и кыргызами произошла много позднее, в 1218 году, во времявосстания прибайкальских народов туметов и байлуков. Чингисхан потребовал откыргыз войска для подавления восстания. Но это требование не было выполнено икыргызы отложились от власти хана. Чингисхан отправил в поход Джучи, которыйсумел пройти по замерзшей реке и покорить кыргызов. Это первая версия.
Втораяверсия, изложенная в «Сокровенном сказании», наиболее раннем монгольскомписьменном памятнике, звучит так: «В год Зайца (1207) Чжочи был послан свойском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всехявился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами.Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам иввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов,Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Чжочи явилисьКиргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность ибили государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми жесоболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттудапо направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек,Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников итысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингис-хану, велелбить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми жсоболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочию свыражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его ивыдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген. Царевну же Олуйхан выдал заИнальчиева брата – Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество кОнгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: «Ты старшийиз моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучноворотился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе вподданство». И повелел так».
Версия«Сокровенного сказания», которое было составлено около 1240 года, болеепредпочтительна, поскольку она более подробная, и точно согласуется с общейисторией завоеваний Чингисхана. Ее составители опирались на более точныерассказы об этих походах, возможно даже участников, чем составители «Юань-ши»,писавшие столетия спустя.
Однаков распространенную версию хакасский историк С.А. Угдыжеков внес некоторыеважные уточнения. «Сокровенное сказание» упоминает, что в военно-административнойсистеме, установленной Чингисханом в 1206 году, четвертая тьма была тьмой«лесных народов», темником которых стал соратник хана – Хорчи. Чингисханповелел темнику установить власть над всеми «лесными народами» и запретитьсамовольные переходы.
Естьсведения о том, что поход Хорчи был неудачным, он попал в плен к туматам, былтакже разгромен карательный отряд Борохула, друга Чингисхана, и дляустановления власти над кыргызами Чингисхан отправил своего старшего сына. РейдДжучи состоялся в рамках сентября 1206 – августа 1207 года, во время временногозатишья. Поход не мог начаться в 1207 году, поскольку в это время основные силыбыли брошены на войну с тангутами.
Повсей видимости, поход Джучи в 1207 году из северной Монголии по льду замерзшегоЕнисея, был связан с необходимостью отрезания найманов от кыргызов, с которыми,очевидно, были союзнические отношения (судя по бегству Буюрук-хана в кыргызскиеобласти). Разгром кыргызов был также необходим для того, чтобы обезопаситьдоступ в кыпчакские степи через котловину Зайсан-нура, то есть черезДжунгарские ворота.
Обэтом походе Джучи сохранились краткие сведения о том, что ему удалось пройти вкыргызские степи по льду замерзшего Енисея, а не по традиционным дорогам иперевалам, где, очевидно, стояли дозоры. Однако по сведениям о географиикыргызского государства домонгольской эпохи и археологическим данным можно вобщих чертах восстановить этот поход. По выходу из горной теснины Енисея,войско Джучи оказалось в степной котловине в районе современного селаШушенского.
Далеепо долине Енисея монголы огибали острог Саяна, который отделял в этом местерусло Енисея от долины Абакана, и выходили в место слияния рек, где вероятностоял город Хирхиз, упоминаемый в сочинении Ал-Идриси в XII веке. Взятие этогогорода открывало монголам путь к столице страны – городу в дельте Уйбата.
Вдельте Уйбата находится крупный город, площадью около 50 гектар, который, по всей видимости, был столичным городом для всей страны кыргызов. В центре этогогорода находился мощный замок, построенный в VIII веке. Цитадель городазанимала площадь 72 х 32 метра, стены были сложены из сырцового кирпича исохранились на высоту 4 метра. К моменту монгольского нашествия замок, судя понаходкам, перестал быть жилым местом и использовался, очевидно, как крепость,которую в случае опасности могли занять войска. Рядом с крепостью в XI–XIIвеках было построено большое административное здание с залом в 228 кв. метров.
Ксожалению, пока что опубликованы только краткие сообщения о раскопках этогогорода и более детально охарактеризовать его затруднительно. Также город покане идентифицирован с одним из названий городов у кыргызов, приведенных уАл-Идриси: Хакан Хирхиз, Даранд Хирхиз и Намра. Соблазнительно считать егогородом Хакан Хирхиз, однако для этого пока нет веских доказательств иаргументов.
Послевзятия столицы, монголы, очевидно, разделились на несколько отрядов для взятияоставшихся городов и разгрома войск. О конкретном ходе кампании сказать что-тодовольно трудно. Однако можно с определенностью утверждать, что одной изглавных трудностей войны с кыргызами для монголов были штурмы многочисленных горныхкрепостей – све, которые были построены практически во всех удобных для обороныместах.
Этобыли небольшие укрепления на вершинах сопок и скал, с невысокой, до 1,5–2метров стеной, округлой в плане до 25–30 метров в диаметре, сложенной изпесчаникового плитняка. По всей видимости, све имели небольшие запасы воды ипищи и были предназначены для укрытия во время нашествия.
Несмотряна небольшие размеры, оборонительные возможности све усиливались удачнымрасположением на вершинах крутых сопок, на вершинах скал. В зимнее время, когдапроблема воды во многом решается за счет снега и льда, в све можно былопродержаться довольно длительное время.
Неизвестно,насколько поход Джучи 1207 года охватил территорию кыргызских владений,простиравшихся на север до устья Ангары, а на запад до Оби. Для этогонеобходимы более детальные археологические исследования в долине верхнегоЧулыма, в районе т.н. «Каменного городка», кыргызской крепости, существовавшейс VIII по XVIII век, а также в котловине озер Шира, Иткуль, Белё. Возможно, чтоДжучи, или отряд его войска, доходил и до этих мест. Но так же возможно, чтоДжучи удовлетворился лишь взятием главных городов кыргызского государства исломом его военно-политической мощи. В пользу такой версии можетсвидетельствовать богатое кыргызское погребение на Часовенной горе вКрасноярске, которое датировано XIV веком, а также сведения о переговорахкыргызских князей с Чингисханом. Судя по сообщению «Сокровенного сказания»,князья с дарами были пропущены к самому Чингисхану.
Археологическиеисследования кыргызских городов, крепостей дадут более полные данные, которыепозволят лучше охарактеризовать монгольское завоевание степей Среднего Енисея.
Посведениям «Сокровенного сказания», известно, что после покорения этихтерриторий и до начала похода на Хорезм, то есть в 1207–1219 годах, Джучиуправлял захваченными территориями западнее Селенги.
Южная Сибирьнаходилась в улусе Джучи до его смерти, последовавшей в 1226 г. Джучи, какстаршему сыну, «в качестве улуса и юрта были назначены земли, наиболееотдаленные на запад от собственной Монголии». Столица его помещалась на Цртыше.Он не успел продвинуться далеко на запад, потому что ему пришлось потратитьмного сил и времени на укрепление своих тылов в Южной Сибири, населенной «мятежными»народностями. Только сын его Бату вторгся в Европу и расширил улус Джучи доразмеров того государства, которое русские летописцы назвали Золотой Ордой.
Длительное иупорное сопротивление населения древнехакасского государства натискузавоевателей было одним из первых этапов борьбы народов нашей страны противмонголо-татарского нашествия. Упорная, кровопролитная борьба, которую велодревнехакасское государство против войск Джучи, задержала на несколькодесятилетий вторжение монголов на территорию Восточной Европы.
Но борьбанародов Южной Сибири против иноземных завоевателей на этом не закончилась. Впериод вступления на престол великого каана Мункэ (1251–1259) по всей Монголиипрошла смута, и в этих условиях возникли новые волнения среди населениябассейна Енисея. Для предотвращения назревавшего восстания Мункэ пришлосьпослать старого многоопытного Буха-нойона «с двумя туманами войска к границамкиргизов и кем-кемджиюта».

Заключение
Рассмотрев материал,непосредственно связанный с средневековыми войнами в Южной Сибири, можновыявить некоторые общие наблюдения.
Время среднихвеков в истории получило название Великое переселение народов и сопровождалосьвойнами, разрушениями, убийствами, разрушением городов и селений. Но именно вэту эпоху на территории Сибири сформировались многие народы, проживающие внастоящее время.
Алтайскомународу пришлось пройти много испытаний, однако он сохранил себя как народ сосвоей культурой и языком.
Период (IX–X век) получил названиеВеликодержавия, когда поселение Горного Алтая, было над властью кыргызов,которые оставили в истории алтайцев заметный след. В эпоху «кыргызскоговеликодержавия» для хозяйства алтайцев стало характерным земледелие сискусственным орошением, развитие кузнечного ремесла. Кыргызские каганатыпоощряли градостроительство, развития земледелия, ремесел и торговли в своемгосударстве, пытались ввести денежное обращение. В их правлении возрослаполитическая роль в масштабах центрально-азиатского региона, существеннорасширялись торговые и культурные связи со странами Средней Азии, Тибетом,Китаем. Период «Кыргызского Великодержавия» объединил скотоводческие племенаСеверной и Центральной Азии в единый каганат и стал центром кочевойцивилизации.
Входя вКыргызский каганат; а также в такие древние государственные образования какТюрский, Уйгурский каганат, происходило постеменное преобразование тюрскихэтнических групп в сибирский народ.
Народ ЮжнойСибири в XIII в. первыми приняв на себя удар древнемонгольскихзавоевателей, оказывали длительное и упорное сопротивление. Упорнаякровопролитная борьба алтайского народа была задержана на несколько десятилетийвторжение монголов на территорию Восточной Европы. Потомки населениягосударства Южной Сибири, чудом уцелевшие в XVI–XVII вв. в 1756 г.стали вновь независимыми.
Итак, всредние века на обширных территоряих Южной Сибири и на окружающих землях,(нынешняя Западная и Восточная Сибирь; Восточный Казахстан и Центральная Азия –современная Монголия и Джунгария) расположились давно исчезнувшие аборигенныегосударства, которые оставили след в ее истории.

Списоклитературы
1. Бартольд В.В. Киргизы.Исторический очерк. // Сочинения. – М., 1963. – Т.II – часть I. – 891 с.
2. Бартольд В.В. Работыпо истории и филологии тюркских и монгольских народов. Т.5, Изд-во Наука, 1968.– 536 с.
3. Бурятыв XVII–XVIII вв. / Б.Б. Батуев; ВСГАКИ. – Улан-Удэ: ОНЦ «Сибирь»,1996. – 103 с.
4. Бичурин Н.Я (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древниевремена. В 3 томах, Т.3, Изд-во АН СССР, 1950. – 382 с.
5. Горелик М.В. Средневековыймонгольский доспех // Третий международный конгресс монголоведов. – Улан –Батор, – 197 с.
6. Гумилев Л.Н.«Древние тюрки», Москва, ЭКСМО, 2008. – 575 с.
7. Евтюхова Л.А.,Киселев С.В. Чаа-тас у села Копены // Труды ГИМ. Вып. XI.Сборник статей по археологии СССР. М.: 1940. С. 21–54.
8. ИсторияДжунгарского ханства, 1635–1758 / И.Я. Златкин, 2-е изд. М. Наука1983. – 332 с.
9. Л.Р. Кызласов.Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. // [Красноярск:] Изд-воКраснояр. ун-та, 1992. – 224 с.
10. Киселёв С.В.1949: Древняя история Южной Сибири. МИА №9. М.-Л.: 1949. – 364 с.
11. Михайлов В.А. Оружиеи доспехи бурят. – Улан – Удэ, Изд-во ОНЦ «Сибирь» 1993. – 71 с.
12. Савинов Д.Г. Государстваи культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. //Кемерово: КемГУ. 1994. 215 с.
13. Худяков Ю.С. Вооружениеенисейских кыргызов VI–XII вв. – Новосибирск, 1980. – 176 с.
14. Худяков Ю.С. Вооружениесредневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск, 1986. –268 с.
15. Худяков Ю.С. Защитноевооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемысредневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск1991. – 95 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.