Реферат по предмету "Культура и искусство"


Выдающийся скульптор XIX в. - Огюст Роден



8

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Реферат

по предмету История искусств

на тему:

« Выдающийся скульптор XIX в. - Огюст Роден»

Выполнил: Степанова Надежда Витальевна,

студентка 1-го курса, гр.105-к

Проверил: Колыхалова Татьяна Андреевна

Челябинск

2007г.

Содержание

Введение

1. Огюст Роден (1840-1917гг.)

2. Огюст Роден - Великий скульптор

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

XX столетие открывалось всемирной промышленной выставкой. В 1900г. В Париже мир демонстрировал свои научные, технические и индустриальные достижения в области мастерства.

Обращаясь к истории одной из области этого мастерства - французской скульптуры - конца 19, начала 20 веков, мы, прежде всего, вспоминаем Родена - замечательного мастера скульптуры.

Рядом с мостом Альма, в отдельном павильоне были предоставлены работы Огюста Родена, известного скульптора. Ему было 60 лет, 45 из которых он посвятил скульптуре. Этой выставкой, что складывалась из 168 работ - законченных творений и эскизов - Роден подводил итоги своей творческой деятельности.

1. Огюст Роден (1840-1917гг)

Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже, в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в школу математики и рисунка (1854-1857гг), которая готовила мастеров художественного ремесла. В школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти. Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в школу изящных искусств (Французская академия), после того, что его отвергали, не принимали и компании против его самостоятельных работ, которую провела пресса, Роден начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.

В 1864г. Представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза; большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже, их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике. Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива его поверхность при каждом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были форма и образ: вся в буграх, впадинах, бороздах. Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других.

В 1864г Роден занимался в мастерской при музее природной истории, у известного скульптора Антуана Луи Барри (1796-1875гг.). После он работал помощником современного скульптора Альберта Эрнеста Каррье Беллеза (1824-1887гг.) в Брюселле, и изготовлял статуэтки для северской мануфактуры. «Необходимость заработка заставила меня выучить все стороны моего ремесла, - писал потом Роден. - Я....обчесываю мрамор, камень, работаю по орнаменту и в ювелирном деле. Для меня все это послужило, своего рода учебой... я выучил, таким образом, все стороны мастерства». Изредка он дает в Салон один-два портрета.

В 1875г. Роден едет в Италию через Реймс - впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77гг.). Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущения напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Родену это удалось. Но жюри салона отбросило скульптуру, обвинив Родена в том, что предоставил «артистично сделанный муляж», будто слепил с живой натуры. Обиженный художник ждал справедливого взгляда. Была собрана специальная комиссия и скульптор выдержал испытание: на глазах удивленной публики он вылепил из глины фигуру того, кто шагает через столетия. Обвинения были сняты. И хотя «Бронзовый век» вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство.

Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и других. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движение, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику.

Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: В 1880 - оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна, прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти - поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ним до конца жизни. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель»,1880 бронза; «Тень»,1880 бронза; «Три тени», 1880 бронза; «Адам», 1880 бронза; «Ева», 1881 бронза, повтор мрамор; «Прекрасная Омьер», 1885 бронза; «Данаида»,1885 мрамор, повтор бронза; «Поцелуй»,1886 бронза, повтор мрамор и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов.

Таким стал памятник «Граждане Кале»,1884-85гг., бронза, повтор мрамор - одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия. Этот памятник был заказан Родену. Памятник посвящен конкретному эпизоду Столетней войны, имевшему место во время осады Кале в 1347г. войсками английского короля Эдуарда III, который пообещал сохранить жизнь горожанам с условием, что шесть знатных жителей Кале в лохмотьях, босые и с веревками на шее отдадут им ключи от города и будут, потом, казнены. Первым отважился Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. И этот памятник представляет шествие на казнь шестерых заложников, добровольно согласившихся принять смерть, чтобы спасти жизнь сограждан.

По замыслу Родена, вся группа должна была находиться на низкой плите на одном уровне со зрителями. Впереди всех гордо и спокойно простой Жан д`Эр. Он несет ключ от родного города. Рядом, склонивши голову идет старый Эсташ де Сен Пьер. За спиной Эсташа двое - Андрьед Андр и Жан де Фин, воины в страхе закрыли лицо руками. Рядом еще одна пара - братья Виссон. Подавив страх, они готовы поддержать и подбодрить тех кто боится. Один из братьев резко поворачивается и, подняв руку, зовет идти вперед. Но скульптура настолько была реалистична, что заказчик, сначала, отказался от него. Лишь в 1895г. композицию вылили из бронзы и установили в Кали на высоком постаменте, который только после смерти Родена заменили на низкий.

Со времен готики во Франции не создавалось ничего равного по скорбной красоты, трагизму, пластической мощи. Фигуры, жесты рук, движение торсов, силуэты - все проникновенно передает чувства обреченных, при этом каждый человек переживает грядущую гибель по - разному: здесь и отчаяние, и сомнение, и покорность, и мудрое приятие, и непреклонность, и терзающий душу страх. Этот монумент, кроме как в Кале, можно увидеть перед зданием Парламента в Лондоне (повторение в натуральную величину), отельные фигуры воздвигнуты в городах разных стран мира.

Другой монумент Родена - «Памятник Бальзаку» (1892-98гг) - вызвал в свое время скандал и был, отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939г.). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества - зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли. Сомнения, раздумья и т.д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака вздымается к небу, подобно причудливому обелиску. Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции. Таковы портреты Ж.П Лорана(1881г), А. Легро (1881г), Ж.Далу (1883г), Камиллы Клодель (1885г), Фальгиера (1887г), А.Рошфора (1887г).

Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.

Естественно, что слава Огюста Родена (1840-1917гг.), как и всякого большого мастера, подчиняется известной исторической закономерности. Он еще не вполне стал бесспорной величиной, как античные мастера и Микеланджело, то есть не отошел целиком в золотой фонд классического наследия. Хотя его «Человек со сломанным носом» отдален от нас более чем столетием, кажется, что тень художника еще витает где-то сред и нас и участвует в наших сегодняшних спорах.

2. Огюст Роден - Великий скульптор

Заслуга Родена была не в том, что он отошел от скульптуры одного стиля и создал скульптуру другого стиля. Его заслугу вернее видеть в том, что он сделал решающий шаг к возрождению скульптуры, такой, какой она была в течении многих столетий и тысячелетий ее расцвета и какой она перестала бать в годы кризиса в 19 веке. Роден вернул скульптуре способность быть тем, чем она может и должна быть и в этом его историческое значение.

После перерыва в творчестве, Родена к жизни вернули работы Микеланджело. Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма с его «пустотелыми куклами» и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Действительно, хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера, к которым Роден относился с уважением, - Рюд, Карпо, Далу,- но все же прямо на них Роден не мог опираться. Скорее всего, следует видеть его предтеч в скульптурных работах непрофессионалов - Жерико и Домье. В живописи его предтеч следует видеть в лице Делакруа и Курбе.

Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя. Драгоценное свойство Родена - его на редкость широкий взгляд на историю мирового искусства.

Примечательно, что его увлечение Грецией не мешало ему ценить достоинства искусства Востока и средневековой скульптуры. Его восторженное отношение к готике можно сравнить с тем открытием Рублева, которое в наши дни вдохновляет наших современников. Можно сказать, без увлечения позднеготическими плакальщиками Роден не сумел бы создать своих «Граждане Кале».

Перейдем мысленно от классической, академической скульптуры к Родену, и нас поразит резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно» и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, ясно проступило, что их волнует, словно с тел спала пелена и открылась тайная жизнь плоти. Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре. Но самое главное не в правдоподобии, важнее, что человеческое тело приобрело Родена такие возможности движения и самовыражения, о которых нельзя было ранее даже мечтать. Оно стало гибким, податливым, стремительным.

Люди Родена получают небывалую свободу. Они прочно ступают по земле, плывут в пространстве. Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света. Скульптура Родена - это по преимуществу пространственная скульптура, некоторые его статуи стоят в парке отеля Бирона, и находят здесь для себя благоприятную среду. Вместе с пространством скульптуры завоевали стихию времени в такой сильной степени, как ни у одного из его предшественников.

Роден понял жизнь как вечную метаморфозу, и в связи с этим в языке его искусства метафора приобрела решающее значение. Он сам говорит об это, ссылаясь на строки Данте. Он то удлиняет пропорции. То их укорачивает - это ничуть не снижает облик человека, но выражает его внутренние силы, порывы, влечения, страсти, мысли. Человек у Родена как бы выходит за свои собственные границы.

Палитра скульптора значительно обогатилась, светотень в скульптуре Родена достигает воздействия колорита, лепка со всеми ее выпуклостями и впадинами неровной поверхности бурного моря приобрела полифонический характер. Скульптура читается не только, как выпуклость, но и как силуэт. Не только в скульптурных группах, но даже в каждой отдельной статуе не меньшее значение, чем масса камня или бронзы, имеют интервалы, «щели», как их в старину называли.

Рисунки Родена совсем не похожи на статуи, но в них более открыто выступает образ видения мастера. В рисунках Родена цветовые пятна не совпадают с контурами и, благодаря синкопам, движение становится более ощутимым.

Прекрасная статуя Родена - «Мыслитель». Это пример не только способности могучего человеческого тела собраться в кулак и этим усугубить свою силу, но и способности тела во всем стать вместилищем души, сосредоточением мысли. Недаром уже в наши дни мы с удивлением обнаруживаем в древней мексиканской и европейской скульптуре бронзового века прототипы Родена, которых историки называют «мыслителями».

Рядом с этим гигантом «Бронзовый век» - робкий опыт новичка. Здесь уже нельзя говорить об уроках у Микеланджело. Художник 19века на равных правах и с равным успехом соревновался с флорентинцем. Лепка этой статуи звучит как могучая органная фуга Баха. Фигура изогнута больше, чем рабы Микеланджело. С каждой новой точки зрения статуя меняется до неузнаваемости.

В небольшом рисунке, изображающем Бальзака, видно, что значит, для художника, увидеть свой замысел. Бальзак - это какой-то великий безумец в запахнутом халате, величественный и покоряющий. Здесь Роден дошел до «трагического гротеска»: широкий нос, толстые губы, торчащие брови наложены сверху, наклеены, как грим, как инкрустация африканской маски. Художник здесь опередил и себя и наше время. Нацисты зачислили шедевр Родена в разряд «выродившегося искусства» и требовали, чтобы бронза была перелита на пушки Круппа.

Создавая свои шедевры, Роден подчеркивал, что одного сюжета недостаточно, скульптура без лепки - это не скульптура, но он в то же время не хотел отказаться от создания в скульптуре того, что в живописи называют исторической картиной. «В самой пластичной форме, - говорит он, - художник способен выразить большое духовное содержание». Свое понимание этой задачи он выразил в «Граждане Кале».

Историк спросит: как же это объяснить, как стало возможно, что во Франции в безбурные годы Третьей республики могло создаться сильное, трагедийное и героическое искусство Родена? Но не нужно забывать простой вещи: Роден был гением, а для гения не существует хронологических и географических границ. Роден жил в обществе, в котором мещанские интересы угрожали вытеснить героику жизни. А Роден принадлежит тому народу, который через двадцать лет после его смерти совершил замечательные подвиги в движении Сопротивления. Об это нельзя не думать перед «Гражданами Кале».

Этим творением Роден завоевал себе славу великого мастера, но его искусство нельзя подвести под одну черту. Чем больше изучаешь искусство, тем более видишь, что каждый большой художник многогранен и многослоен.

Роден опередил свое время, но он мог не оглядываться на него. «Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. В первой он вздыбил своих современников, во второй успокоил их.

Во многих вещах в поисках красоты он впадает в красивость и не может уберечься от салонных вкусов. В поисках глубокомыслия он злоупотреблял надуманной символикой, которой грешили современные ему поэты, например, Бодлер. Когда в нем иссякал подлинный экстаз. Он впадал в напыщенную патетику и риторику. Порою ему изменяла сила, и тогда побеждала усталость, эстетизация болезненной сломанности человека. Его потерянности в духе декаданса. Все это выглядит теперь чем-то старомодным. Но не в этом сущность Родена. Многие великие люди 19века на фотографиях выглядят странно в сюртуках и блестящих цилиндрах. Мы не судим о великих людях по их одежде.

Родена привлекали задачи синтеза, слияния скульптуры с архитектурой. У него было много данных для решения этой задачи. Но архитектура 19 века не была к этому готова. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют беспорядочную толпу.

Роден стоял на рубеже двух эпох. Он последний в ряду великих мастеров. И вместе с тем он рассчитал путь для современной скульптуры, которая еще только пробивала себе путь. Все те ритмы и формы, которых ищет она, заключены в работах Родена. Более того, рядом сними современная скульптура, с ее пресловутым лаконизмом, очень бедна: это азбука Морзе по монотонному повторению нескольких знаков.

Роден не создал школы, но он пробудил в современниках жажду дерзания, дал мощные импульсы художественным исканиям многим, различных по направленности мастеров скульптуры 20 века и в первую очередь его учеников - Э.А. Бурделя, А.Майоля, Ш.Деспьо, А.С.Голубкиной.

Заключение

В наши дни появились противники Родена, которые наступают на него с другой стороны. Если существуют люди, которые до Родена еще не доросли, то имеются и иные, к сожалению, особенно среди молодежи, которые решили, что они Родена переросли, оставили его позади. Для них Роден - это станции, которую машина времени уже миновала.

Нет необходимости препятствовать тому, чтобы современные люди в соответствии с новыми задачами и целями искусства критически отнеслись к Родену и к его творческому наследию. Большому художнику не приходится опасаться всестороннего рассмотрения его сильных и слабых сторон. Но нужно помнить простую истину: Роден - это действительно большой художник, и как большому художнику ему открыт доступ во все века и ко всем народам, и - хотя он и отделен от нас годами - он все еще наш современник, и большая беда для современного зрителя, особенно для художника - не заметить, что Роден обладает способностью жить вечно.

Список литературы

1. Алпатов М. «Немеркнущее наследие», - Москва, Просвещение, 1990г. - 303с.: ил.

2. Алпатов. М., Аленов М., Баранов А. «Этюды об изобразительном искусстве», сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф., - Москва, Просвещение, 1993г. - 192с.

3. Дэвид Витс «Роден», серия «Жизнь в искусстве» перевод с английского Ветошкиной Н., Питерской Э.

4. Калитина Н.Н., «Французское изобразительное искусство конца XVIII - XX веков», учебник. - Ленинград, изд. Ленинградского университета, 1990г. - 280с.

5. Комарова И.И., Железнова Н.Л. «Художники», - Москва, «Рипол Классик», 2001г. - 640с.

6. Либман М.Я. «О скульптуре», беседы об искусстве выпуск - 14, изд. «Советский художник», Москва - 1962г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.