Реферат по предмету "История"


Лекции по Истории мировых цивилизаций

От прошлых покалений мы получили духовное наследство, которое пополняем с
учетом собственного опыта, это знание законов, развитие природы и общества
(наука), эмоциональное восприятие происходящего (культура), свод правил обще-
ния (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология и религия), спо-
собы и формы передачи духовного наследия от покаления к покалению (образова-
ние).

ТРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДА К ЗАГАДКЕ ИСТОРИИ

1.Деятельность множества людей, приследующих свои эститические цели.
2.Ход истории, судьба каждого народа, каждого народа заранее предопредили-
на в большенстве провидением или неумалимым роком.

Существует 5-ть формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, фео-
дальный, капиталистический, каммунистический.
Существуют более крупные. Выделяются 3-и большие формации: 1)первичная (ар-
хаическая, доклассовая), 2)вторичная (антогонистический класс), 3)коммунисти-
ческая (неклассовая).
До появления письменности первобытно-общинный строй.
Археология, этнография - культура, историческая антропология - о биологи-
ческих особенностях человека, архиозоология - ископаемых животных, архиобота-
ника - о растениях.
Либерализм выдвинул новые центральные понятия исторической науки "цивилиза-
ции" (представление о развитии человеческой личности и разума, смягчение нра-
вов, возможность разрешения конфликтов путем диалога и компрамисса, это граж-
данское общество, как форма общественного контроля за государственной властью,
это прогресс науки, промышленности, благосостояния людей).

МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - система связей между странами мира, основана на либе-
ральных ценностях, на общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающих у
людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечес-
тва и опредиляющем наличие у этих стран общих интересов, побуждающих к
диалогу.

ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - большие регионы земли национального или преднацио-
нального уровня, существенно отличные от других по направлению социально-
культурного развития идеала и мировоззрения, и взаимодействуют друг с
другом как особые блоки региональной структуры мировой истории (Индия,
Китай, Арабский мир, Россия). Поээт в большенстве теорий цивилизаций 20
века у Вебера Н.М., Карла Ясперса, А.Тоньби, Л.Февра, Ф.Броделя, О.Шпен-
глера, Т.Сорокина.

Понятие "локальная цивилизация" схоже с понятием "национальная культура".
История цивилизации занята изучением основопалагающих идеалов, которые пре-
дают культуре целостность проявления этих идеалов. История цивилизаций изу-
чает формы и степень универсализации национальной культуры - это способность
стать организующей силой нового наднационального (цивилизационного) единства в
государственной жизни, экономики, жуховной жизни. История цивилизаций изучает
борьбу локальных цивилизаций за доминирование в мире, формы их взаимодействия,
культурное заимствование друг у друга.


ОСЕВАЯ ЭПОХА "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ" КАРЛА ЯСПЕРСА

Ось мировой истории идет от рождения Христа. Это не так, так как в мире су-
ществует множество религий. Ясперс в своей оаботеотносит ось мировой истории
около 500 лет до Н.Э., и он считает, что духовный процесс человечества шел
между 800-и и 200-и годами до Н.Э. В этот периуд произошол резкий поворот в
истории. Это время называется осевым. К человечеству приходит одухотворение.
Формируются империи. История в ее целостности мыслится как смена различных об-
ществ. Создаются теории, которые опредиляют современную жизнь человечества.
Завершение этого процесса носит политический характер. Насильственно создают-
ся могущественные теории (Китайская империя, Индийская династия Маурья, Рим-
ская империя). Предполагалось, что сложившиеся империи будут вечно, но ста-
бильность империй была иллюзорной - отсюда империи гибнут. И даже там, где они
восстанавливаются это связано с новыми культурными преобразованиями. Империи
существуют, пока существует сильный лидер.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ

Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках еди-
ной мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчетливо
видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Раз-
деление народов опредиляется тем, как они относятся к прорыву осевого времени.

ОСЕВЫЕ НАРОДЫ - те народы, которые продолжают историю, совершая скачек, как бы
вторично рождаются в нем, тем самым закладывают в основу духовную сущ-
ность человека и его подлинную историю (Китайцы, индийцы, иудей, греки).

Есть народы не знающие прорыва (духовного скачка), прорыв был не повсемес-
тным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осево-
му времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры.

ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЦИВИЛЬ - гражданственный, государственный.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - культурная целостность и общность. Представляет собой самую ши-
рокую группировку людей по культурным признакам и культурной эдентичнос-
ти шире которой лишь само человечесво с его отличиями от других живых су-
ществ.

Будущее человечества станет опредиляться 7-8 основными цивилизациями: за-
падная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная,
латино-американская и возможно африканская.
Основное противоречие между этими цивилизациями - различие культур. Разли-
чия основополагающие. Названные цивилизации не сходны по истории, языку,
культуре, традициям, рилигии. Люди, которые пренадлежат к разным цивилизациям
имеют разные представления о взаимоотношении Бога и человека, индивида и груп-
пы, гражданина и государства и др. Длительные конфликты возникали в истории
между цивилизациями.
Мир становится все более тесным, ширятся контакты. Во Франции лучше отно-
сятся к поселенцам из Польши. Процессы экономической модернизации и со-
циальных изменений размывают во всем мире привычные локальные взаимодействия.
Олабевает роль национального государства, функции на себя берет религия.

Среди людей разных цивилизаций идет разделение роли запада. С той стороны
Запад находится в зените своей мощи, с другой стороны незападные цивилизации
возвращаются к своим истокам.
Цивилизационные признаки, относящиеся к сфере культуры, не так легко соче-
таются и перенимаются, как социальные и политические (русские не могут превра-
титься в европейцев). В классовых и идеологических конфликтах ключевым вопро-
сом был: "На чьей ты стороне?". Необходимо учитывать нарастание экономики.
Культурно-религиозная схожесть лежит в основе организации экономического
сотрудничества, объединяет 10 мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турция,
Азербайджан, Казахстан, Кыргыстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан,
Афганистан.
Организация экономического сотрудничества была создана в 60-х годах первы-
ми 3-я странами. Люди, которые пренадлежали к разным сообществам обращались
друг к другу. Различия в культуре и религии сказываются на разрешении многих
проблем, прав человека, торговли, отношению к окружающей среде. Столкновения
происходят на 2-х уровнях: микроуровни (соседние религиозные уровни борятся за
территорию и макроуровень), когда государства соперничают между собой и в
военной и в социально-экономической сфере.
Границы между цивилизациями приходят на смену политическим и экономическим
границам времен холодной войны.
Наиболее существенная разделительная линия в Европе совпадает с восточными
границами западного христианства, которые сложились к 1500 году.
Эту границу проводят между Финляндией и Россией, между государствами Бал-
тии и России, между западными (каталическими) и прочими (провославными регио-
нами, Белоруссией и Украиной), между Трансильванией и остальной частью Румы-
нии, между Хорватией и Боснией, а так же Сербией. Фундаментализм выступает
против импорта ненужных ценностей. Попытки импортировать западную демократию в
арабский мир заканчиваются осложнением отношений между Западом и мусульман-
ским миром.
Обе стороны рассматривают эти отношения как конфликт цивилизаций.

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - вершина 10-ой волны в истории человечества.

В истории античных цивилизаций выделяют несколько локальныхцивилизаций:
1)ГРЕЧЕСКАЯ - периуд расцвета древних Афин (5-4 века до Н.Э.), 2)РИМСКАЯ - 2
век до Н.Э. - 1 век до Н.Э., 3)ЭЛЛИНИЧЕСКАЯ или АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ - периуды
иногда выделяются между римскими и греческими (330-220 годами), когда центр
культуры перемещается в Александрию.

ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.Расцвет человеческой личности. Приоритет духовной сферы, подъем науки,ис-
кусства, свобода (возникла в Афинах в V веке), по гречески ЭЛЕФТИЯ - состоя-
ние отсутствия господства кого-то над кем-либо. Великое отделение труда, отде-
ление умственного от физического (скачек в производительности труда), увеличе-
ние прибавочного продукта (дешевеют эффективные орудия труда). Часть свобод-
ных граждан занималась искусством, политикой, философией, путешествиями и т.д.
Рождение первосистемы ( крупные открытия), абстрактных наук(философия, астро-
номия, математика, история, право, медецина, механика). Появляются ученые и
школы. Школы: философская академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский
муссеон, сложилась система образования, началось специализированное обучение.

От школ философии до школ гладиаторов. Взлет свободной мысли оторвался от
практики. Развитие духовной сферы, религии. В 6-5 веках до Н.Э. возникает буд-
дизм, который разделяется на 17 сект, к началу 12 века Н.Э. частично раство-
ряется в индуизме. В I веке Н.Э. в восточной провинции римской империи возни-
кает Христианство. Периуд гонения. В IV веке Н.Э. Христианство было признаной
религией. В 1154 году Христианство раскалывается на 2-е веры: западно-катали-
тическую и восточно-православную.
2.Сложился строй общественно-политических отношений - демократия, которая
отвечает требованиям самоуправления сообщества свободных людей (период Перик-
ла 6 век до Н.Э.).
3.Своеобразием политическо-экономической жизни античной цивилизации состоя-
ло в формировании и господства полисов.

ПОЛИС - независимый, самоуправляемый город, государство с многими признаками
общины. Государственная власть могла принимать разнообразные формы: де-
мократия, тирания, аристократия, алигархия, монархия. Но строго соблюда-
лись равноправие и свобода граждан полиса. Они считались свободными и по
природе, в основе свободы и равенства лежала частная собственность.

Античная эпоха вышла за локальные рамки. Стали возникать мировые империи.
КОЛОНИЗАЦИЯ - в несколько волн.
Великие географические открытия.
Великая греческая цивилизация. Народы полисов основывали колонии по побе-
режьям морей. Город - государство платил налоги Афинам.
Римские колонии. Колонизационный способ - развитие мореплавания. Создава-
лись насильственным путем мировые державы. ЭЛЛИНЫ - греки. 353-323 - Алек-
сандр Македонский покорил Индию, персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, был
учеником Аристотеля. От Дуная до Инда, от Кавказа до Египта создал империю.
Смерть помешала ему захватить Аравию и Африку.
Римская империя в периуд своего расцвета (начало II века при Трояне) охва-
тывала почти всю западную и южную Европу, переднюю Азию, Черноморское побе-
режье, северную Африку. В 395 году разпадается на Западную римскую империю и
Восточную римскую империю (Византийская империя). Политическое и экономичес-
кое верховенство метрополии подчинялись колонии (провинции), торговые связи,
транспортные сети, смешение культур.

4.Вклад в развитие экономики, порядок сельского хозяйства, торговля, обмен,
финансово-кредитные и денежные отношения - все это ЭКОНОМИКА. Многоотраслевое
хозяйство, ориентирование на рынок. Периуд расцвета. Появление банков (5 век
до Н.Э.).

КРИТО-МИННСКАЯ КУЛЬТУРА

Город Мекены - несколько позже (конец III и середина II тысячелетия дос-
тров Крит). Кносс - резиденция Крита.
Цивилизация эпохи бронзы (1900 год). 1952 год - удалось прочитать нес-
колько найденых документов.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, 6-15 ВЕКА

МОДИСВИСТИКА - наука о средних веках. Термин появился в 1554 году. Огромное
влияние оказало учение Дарвина. Грановский, Карсавин, Туревич - внесли
большой вклад . Теория германистическая - аббат Дюбо.

ИМПЕРИО - устраиваю, привожу в порядок. Внутри себя и волостей. На смену при-
ходит ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО. Римская империя дошла до придела и не
вела никаких экспансий. Начало процесса варваризации, охрана границ импе-
рии. Пала Римская империя. Вначале первого века началось великое пересе-
ление народа Дейлитны, Гунны, Татары двинулись с востока на запад. Проис-
ходили изменения в селениях, они меняли формы. Варварское начало. Феода-
лизм - АГРАРНОЕ общество характерно для Европы.

ФЕОДАЛИЗМ

Первая стадия производственного хозяйства -
Вторая стадия -
Третья стадия -

С оседлостью приходит цивилизация. Между цивилизациями и варварами идет
борьба. Огромное влияние оказывает христианизация. Начинают существовать нау-
ки юриспруденции, адвокатство. Римская империя приняла христианство в 313 го-
ду.

ПРИЗНАКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

1)религия связана с опредилением территории.
2)связь с опредиленным этносом. "Бог и народ" - заповедь.
3)связь опредиляется культурой.
4)культовые места поклонения.
5)общий порядок религии. Характерная истина - вечное постижение.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Охватывает тысячелетний период с 4 века до 15 века. Объеденить все регионы
Европы и их принадлежность к феодалистическому способу производства.
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (к XV до XVII века) зарождение капиталистического
производства, общества, накопление капитала, набирает силу зарождающаяся бур-
жуазия, взлет науки, искуства, феодолизм (реформы церкви). Промышленные рево-
люции.
Стали появляться мануфактуры. Переход от античной цивилизации к раннефео-
дальному. В 395 году империя Феодосия: делит римскую империю на 2-е части
(крушение запада 476, восточная византия просуществовала 1000 лет, распалась в
453 году). Византия обеспечивает восточный вариант трансформации цивилизаций.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1)Подавление новизны (церковный догмат).
2)Эксплуатация христианства большей половиной общества. Возникает землевла-
дение. Землевладелец обладает судебно-исполнительной властью.
3)Позитивные науки. Скачек живописи. Искуство было сковано рамками. Прог-
ресса не произошло.
В Европе средневековое время считается с III-IV века. В Китае 1 век Н.Э. В
Японии - 9 век. Генезис шел несколькими путями до феодализма:
1)Византийским путем шла Византия, Римская империя.
2)Итальянская - разрушения, болезни, короткая.
3)Французская - под Римским владычеством.
4)Мусульманский - возникновение ислама 6 век.

5)Восточная Ближневосточные страны. Африка. В Китае, Индии, Персии, Сред-
няя Азия. Небыло классической формы рабовладения.
6)Скандинавско-русская - при переходе к феодализму от первобытно-общинному.
Создается агрессивное государство Скандинавия, Германия, Шотландские племена.
В Европе (14 век) цеховой строй, купечесво, предпосылки мирового рынка, дик-
тат.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАННЕЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1)Господство М.Р.
2)В политической области идет борьба средневековых монархий, формируется
политика, соперничество городов.
3)Личная свобода крестьянских и городских ремесленников посравнению с раба-
ми.
4)Скачка в производстве небыло.Использование бумаги и пороха, развитие час-
тного производства, очки, линзы.

СТЕПНЫЕ ИМПЕРИИ ЕВРАЗИИ

История Европы и Ближнего Востока была изложена в 19 веке; Китая, Индии -
20 веке. В истории Евразии имелись белые пятна.
Гунны оставили после себя слабый след. Территориальные рамки Евразии непре-
рывной полосой простирались от Хингана и Байкала до долины Дуная, захватывая
пустыни и полупустыни. Центр Азии казахские, Киргизские, Юг России и Украину.
В I тысяче Н.Э. начались постепенные изменения этнической среды в Европейских
стенах, преобладали восточно-иранские племена - потомки СКИФОВ, саков. Другие
очаги этноса связаны с Восточной Евразией от Алтая на западе до Хингана на
востоке, шли миграционные процессы вплоть до 1 века. Ускорение процессов тер-
риториального и социального развития привело к середине 1 тысячи Н.Э. к
КОНСОЛИДАЦИИ. Образуется КОГОНАТ (государство) в Средней Азии, Южной Сибири.

КОГОНАТЫ

1)Восточно-тюркский.
2)Западно-тюркский.
3)Хазарский.
4)Великой Болгарии
5)Уйгурский.
6)Господство енисейских киргизов.

Это время принято называть ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ЭПОХОЙ. Образуется особый тип ци-
вилизаций. В течении первой тысячи лет до Н.Э. и Н.Э. оседлое население и ко-
чевые племена.
Союз Гуннов сложился в центральной Азии в конце III века до Н.Э. Правитель
Шань-Юй обладал большим войском. Гунны захватили центральную Азию, Забайкалье,
Восточную Сибирь,государство динлинов. Южная Сибирь являлась Северо-Западной
провинцией северного гуннского государства. Появление мастера.Возник динли-
но-ганьгунский союз, который поставил задачу свергнуть власть гуннов, которая
была слабой. Население характерное минусинской котловины назывались ДИНЛИНЫ.
Основанное в 40 годах до Н.Э. Гуннское государство распалось в 55 годах.
Тюрки. Во 2-ой половине 6 века Н.Э. "Тюрк", китайцы, затем византийцы, ара-
бы.
самой могущественной империей тюрков.
чинили, пошли на Волгу.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОНФЛИКТЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Феномен России сложился:
1)Из европейского капитала в стадии первоначального накопления.
2)Азиатское самодержавие.

ЗАПАД ВОСТОК

1.Неустойчивость цивилизации, 1.Постоянное движение, новые влияния
скачкообразное развитие, соправаж- не разрушали устойчивых цивилизаций, а
дающееся крушением старых идеоло- дополняли ее.
гических образований.
2.Обновление духовного каркаса. 2.Приемственность, гибкость духовного
Рядом существует несколько направ- каркаса. Рядом живущие племена ассимили-
лений. руют.
3.Религиозная нетерпимость, ко- 3.Восточные племена мирно уживались
нфронтация христианства. друг с другом.
4.Идеал свободы, демократически 4.Отсутствие свободы, очерчен религи-
образованное правительство, госу- ей и государственной властью.
дарственная власть не ограничивает
свободу личности.
5.Человек стремится к техничес- 5.Совершенствование души и тела в га-
ким достижениям, защита от приро- рмонии с природой.
ды.
6.Капиталистический способ про- 6.Азиатский способ производства.
изводства.

Семейная община объединяла родственников. Своеобразие древнерусской цивили-
зации отличает ее от Западно-европейских и от Восточных заключается в очеред-
ном порядке движения. Она оказывается подвижной, центробежной, житейско, кото-
рая умела использовать природное пространство.
Хритианизация - объединение русских народов на христианской основе. Рели-
гиозно-развитая совесть - вот основа Восточной цивилизации. Христианизация
тесно связала Русь с Византией.
1)Особая форма христианства.
2)Очередный порядок княжения.
Повели Русь по иному пути превращения Москвы в своеобразного цивилизацион-
ного государства.
1)Разрушение в 1453 году Византии тюрками.
2)480 год - прекращение данничной зависимости Москвы от Золотой Орды (паде-
ние).
Сложение сословий в 16 веке, распад к 17 веку.
1)Прекращается расселение поселян.
2)Все сословия государства прикрепились либо к земле, либо к "тяглу" (ре-
месленники и торговцы), либо к приказной государственной службе (дьяки).
1613 год, начало династии Романовых. Михаил Иванович Романов.

ОСНОВЫ ТЕЧЕНИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ ПО ВОПРОСУ РОССИЙСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

1.Западники и славянофилы (Чернышевский, Чичерин, Кавелин - западный тип
цивилизаций Азии). Славянофилы - славянский тип (Чаодаев, Кирилевский, Акса-
ков).
2.Евразийство (группа ученых, Трубецкой, западничество главный фактор, счи-
тали основной силой идеократию- власть евразийских идей).

ЭТАТИЗМ - слияние.

3.Точка зрения Гумилева - как система исторических объектов.
а)географического.
б)социально-политического.
в)экономического.
г)этнического.
Евразия не только этнос, но и супер этнос.

ПАССИОНАРНОСТЬ - признак, возникший в результате пас-ти толчок внутри самой
популяции людей.

Россия - единство характера этноса, развития государства в этническую инди-
видуальность.
4.С точки зрения Бердяева, проблема русского пути - противоречивость, Рос-
сия двоится. Самая безголосая, безполитическая тайна русского духа.

СОВРЕМЕННЫЙ КОНЕЦ РУССКОГО ПУТИ

В научных кругах 3-и точки зрения на специфику русского пути:
1.Запоздалость, введен Соловьевым.
2.Отсталость.
3.Особый путь развития:
а)географические
б)политические
в)социально-политические, культурное разнообразие

РИТМЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ РОССИИ

Формирование ранней феодальной цивилизации (9век). Образование Киевской и
Новгородской Руси. Разноплеменные отношения, в 6-9 веках возник союз племен
(древляне, поляне и др.). С 9-го века можно вести отсчет ранней феодальной ци-
вилизации России, строится на земледелии и скотоводстве. Возникают города
Киев, Новгород, Ладога, Полоцк, Смаленск. Возникло искусство, язык, религия.
Первая волна ранней феодальной цивилизации достигла в 11 веке при Ярославе
Мудром. От Днепра до Вислы, от Дона до Волги, от Северной Двины до Тасманско-
го полуострова.
Возник Кремль, очень сильна роль государства. Границы государства расшири-
лись от Ближнего Зауралья до Чукотки и Дальнего Востока.
Земский собор 1613 года избрал Михаила Романова. 3-й Российский цикл охва-
тывает почти весь 17 век.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ДОСТОИНСТВА ЭТОЙ ЭПОХИ

В начале 18 века в Россия включается в русло индустриального производства.
3-4-е десятилетия., то есть в 30-40-х годах 18 века переход к индустриальной
цивилизации.
С 1800-1860 годы население увеличивается в 2-а раза, а хлеба собирают зна-
чительно меньше. Россия уступала Великобритании в 16 раз, Германии в 9 раз,
Франции более чем в 7 раз.
В 60-е годы 19 века до начала XXI века - период индустриальной России. Есть
полувековые циклы, несколько крупных этапов:
1861-1913 годы - периуд ускоренного распространения индустриальной цивили-
зации, промышленный переворот, утверждение капитализма и вступление его в им-
периолистическую стадию, подъем науки, культуры, образования, признаки общена-
ционального кризиса (русско-японская война).
1914-1954 годы - период общенационального кризиса, попытка выйти из кризи-
са и решить проблему в рамках социального развития.
1965-2010 годы - завершается фаза индустриального развития цивилизации Рос-
сии, попытка трансформирования с помощью реформ.
1861-1871 годы - первый полувековой цикл, выход из общенационального кризи-
са, проведением серии реформ.
1872-1882 годы - индустриальный подъем уровня жизни науки, образования.
1872-1982 годы - подъем уровня жизни людей, науки, образования.
1883-1903 годы - продолжение подъема промышленного производства,

В конце 80-х начале 90-х годов последовала волна контр реформ Александра
III. Начался раскол между обществом и государством.
1904-1913 годы - характеризуется с одной стороны промышленным подъемом,
увеличилась сеть железных дорог, быстро растут акционерные общества и банки,
создается сеть монополий, делались попытки расширить сельское хозяйство. Это
позволило расширить площади посевов в 63 губерниях. Россия начала экспортиро-
вать хлеб. Признаки подъема, которые сокращают отставание России от центров
экономического прогресса США и Британии в 15 раз, Германии в 10, Франции - 64
раза. Обострение социально-политических противоречий ?война с Японией и пер-
вая революция).

ГЛАВНЫЕ ИТОГИ 1-ГО ПОЛУВЕКОВОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЦИКЛА

1.Россия за сравнительно небольшой периуд времени быстро продвинулась по
пути экономического прогресса. Сокращается отставание от лидирующих стран.
Разрыв был сильно большим и реформы носят политический характер. Нехватает
времени, решительности, чтобы провести родикальные изменения (перепись 1897
года, с/х - 75% населения, ж/д - 11.3, торгов - 4). Россия в группе стран
среднего развития.
2.Острота в противоречиях и национальных традициях обусловили лидерство
России в мировом интеллектуальном процессе, хотя по уровню грамотности Россия
отставала от развитых стран. Сформировавшийся в России интеллект элиты охваты-
вает почти все сферы духовной жизни. Менделеев, Сеченов, Мечников, Павлов, По-
пов, Вернадский и др. Тургенев, Чехов и др. Чайковский, Рахманинов и др. Ре-
пин, Суриков и др.
3.Не менее острыми были противоречия социально-политические. Реформы Алек-
сандра III продвинули Россию по экономическому пути. Крупная буржуазия в сою-
зе с иностранным капиталом захватили все отрасли экономики. В социально-поли-
тической области Россия на столетия отставала от лидеров мирового прогресса.
4.В этом историческом цикле наблюдается открытость России внешнему миру.
Расширяются связи со многими странами мира. В Россию активно устремляется
иностранный капитал и его доля в общем вложении капитала 47%, в промышленнос-
ти - 72%.

ВТОРОЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Начинается с глубочайшего кризиса и охватывает около полувека (1914-1954
годы).
1914-1922 годы - периуд острейшего кризиса. Участие в мировой войне, рево-
люция, гражданская война и утверждение большевистского сценария.
1923-1934 годы - это время выбора различных вариантов социалистического пу-
ти. От либирально-неповского до татолитарно-бюрократического. Завершается лик-
видация рыночного варианта, уничтожение значительной части интеллигенции.
1935-1952 годы - Отечественная война уничтожает около 27 миллионов человек
и огромное количество национальных богатств. После победы удалось восстано-
вить довоенный уровень. Экономически страна была деформирована. Сформировался
мировой социалистический лагерь.
1953-1964 годы - попытка осуществить реконструкцию и оздоравление избран-
ной социальной модели. "Хрущевская оттепель". Хрущевский кризис совпал с кри-
зисом мирового социализма.

ОБЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ ЭТОГО ЦИКЛА

1.Разрушение экономики, гибель миллионов людей, распад Российской империи,
в периуд гражданской войны Россия избирает крайний сценарий проведения дерзко-
го эксперимента. Изменена экономика России. С 14 года экономика претерпела
несколько провалов. К 1920 году продукция промышленности составила 22%. Вос-
становление рыночных отношений. 29-33-е годы начало мирового экономического
кризиса. Интеллигенция планомерно уничтожает капитальные вложения. Почти в
6-ть раз снизилась доля сельскохозяйственного производства.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ээта модель считается уникальной. Приви-
лигированная государственная партийная элита. Интеллегенция преследовалась.
Национальные различия были официально признаны. Смещение народа. Идеалогия со-
циализма провозглашала равенство, свободу личности, расцвет культуры. а)унич-
тожение и изгнание интеллегенции в годы гражданской войны. Принудительная де-
портация. б)37 годы и штаты. в)война и послевоенные исследования (48-49 годы).
г)миграция недовольных в 60-е и последние годы.
Попытки реформации и закалка социализма - содержание 3-его полувекового
цикла индустриальной цивилизации. Она началась в 64 году и вероятно закончит-
ся в 2010 году.
1964-1984 годы - первые неудачные попытки реформировать социализм, придав
ему некоторые черты рыночной экономики, но сохранялась основа государствен-
но-партийной монополии. Застой.
___


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демографический фактор регионализма
Реферат Адаптация иудаизма к современности
Реферат 2. Организационно-правовые формы кредитных организаций Тема Гражданско-правовое регулирование деятельности кредитных организаций
Реферат Основные идеи неофрейдизма
Реферат Город Синин
Реферат Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы заключения в
Реферат Джамбаттиста Вико
Реферат Тема хозяина в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина»
Реферат Transnational Corporate System Of The 1990S Essay
Реферат Разработка и реализация плана исследований на примере компании La Ruth Chemical
Реферат Інформаційні системи І технології в обліку та аудиті бєлокоз О.І., аспірант Науковий керівник: Мних Є. В., д е. н., професор
Реферат Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика
Реферат Оперативно розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью
Реферат Правовые основы молодежной политики
Реферат О содержании и методике разработки региональной комплексной программы Образование и занятость населения