Реферат по предмету "История"


Советская внешняя политика в 1930-е годы

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевскийгосударственный университет имени Кулешова А.А.
Кафедравосточнославянской и российской истории

КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:Советская внешняя политика в 1930-е годы
Выполнил студент4 курса,
гр. А ОЗОисторического факультета
Азаренко Д.М.
Научныйруководитель
доцент, кандидатисторических наук
Воробьев А.А.
МОГИЛЕВ– 2010

Содержание
Введение
I.         ВНЕШНЯЯПОЛИТИКА СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ
1.1 СССР намеждународной арене в начале 1930-х годов
1.2 Укреплениемеждународного положения СССР в середине 1930-х годов.Создание системы коллективной безопасности
II.       ВНЕШНЯЯПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
2.1Советско-германские отношения
2.2Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке
2.3Внешняя политика СССР накануне фашистской агрессии
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
/>В истории советской дипломатии были и остаются проблемы,не получившие, по ряду причин, должного освещения в отечественнойисториографии. В частности, недостаточно изученными остаются вопросы, связанныес оформлением и реализацией внешнеполитических приоритетов советскогоруководства в 1930-е гг. Внимание большинства исследователей привлечено кпроблеме советско-германских отношений в 20-30 гг. ХХ века, а также кнапряженной международной ситуации, которая сложилась накануне второй мировойвойны. Достаточно сильным при оценке действий советской дипломатии в 30-е гг.является влияние штампов периода «холодной войны», как, например, «козниКоминтерна», «интриги Сталина и Гитлера», «сговор с агрессором» и т.д.
Появившиеся в последнее десятилетие работы Мунчаева Ш.М., Устинова В.М.,Поцелуева В.А., Бережкова В.М., Барсенкова А.С., Вдовина А.И. позволяютпо-новому взглянуть на механизмы принятия внешнеполитических решений советскимруководством в отношении «капиталистического окружения».
Условия возникновения Советского государства в рамках мировой игражданской войн, активного участия в этом процессе значительного числаиностранных государств и особенности большевистской идеологии с приоритетом впостановке задач общемировым устремлениям во многом обусловили цели и средствавнешней политики СССР в 20 — 30-х гг. С одной стороны, будучи порождениеммирового революционного кризиса, Советская Россия ориентировалась на разрешениемировых проблем, что проявилось в идее «мировой социалистической революции» [2,с.17].
Наиболее отчетливо эта линия видна в активной поддержке и руководствесоветскими лидерами международной коммунистической организации — Коминтерна. Сдругой стороны, СССР являлся наследником Российской империи с ее очевидныминациональными и государственными интересами, защита которых являласьестественной функцией всякого государства. Осуществление этой функции входило взадачу и политической системы СССР. Естественно, что наибольшее место вопределении средств и методов ее решения принадлежало внешнеполитическомуведомству — Народному Комиссариату по иностранным делам (НКИД) [3, с.387].Естественно и то, что интересы государственные и цели, вытекающие из идей«мировой революции», лежали в разных плоскостях, нередко противоречадруг другу. Поэтому внешняя политика СССР оказывается внутренне противоречивой:«коминтерновская» и «нкидовская» линии в ней находятся всостоянии едва ли не постоянной борьбы. Эти две линии и стали направляющими вовнешней политике Советского Союза, проводимой в 1930-х годах [6, с.311].
Целью курсовой работы является попытка объективного изучения ирассмотрения вопросов, связанных с продвигаемой Советским Союзом внешнейполитикой на протяжении 1930-х годов вплоть до вторжения на его территориювойск фашисткой Германии.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения,высказанные различными учеными и историками по вопросам внешнеполитическойдеятельности СССР на протяжении указанного перида, зависимости еенаправленности от мировых тенденций и событий.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том,чтобы:
— определить положение СССР на международной арене в начале 1930-х годов;
— рассмотреть процесс укрепления международного положения СССР к середине1930-х годов;
— раскрыть сущность внешнеполитической деятельности Советского Союза посозданию системы коллективной безопасности в 1930-е годы;
— всесторонне изучить советско-германские отношения, их зависимость ототношений СССР со странами Западной Европы и США;
— определить направления внешней политики накануне фашистской агрессии,ее эффективность и значение для истории развития Советского государства.
Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработаннаяведущими современными учеными, историками как Республики Беларусь, так иРоссийской Федерации — Мунчаевым Ш.М., Устиновым В.М., Поцелуевым В.А.,Бережковым В.М., Барсенковым А.С., Вдовиным А.И., Поляковым В., Сахаровым А.Н.,Новосельцевым А.П. и другие.
Методологической основой исследованияявляется исторический метод. В ходе исследования использовались обще – ичастнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа исинтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе,следует отнести формально-юридический и исторический метод.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть сутьвнешнеполитической деятельности компетентных органов Советского Союза врассматриваемый период, ее зависимость от внешних факторов и значение длясоветского государства и народа.

I. ВНЕШНЯЯПОЛИТИКА СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ
/> 
1.1СССР на международной арене в начале 1930-х годов
 
Сконца 20-х годов на обстановке в мире и внешней политике СССР во многомсказывалось воздействие мирового экономического кризиса, приобретшего наиболеевыраженный характер в 1929—1933 гг. Это привело к значительному сокращениюпромышленного производства в развитых капиталистических странах: в США оно уменьшилосьна 46, в Германии — 40, во Франции — 31, в Англии — 16%. Кризис был следствиемусиления процессов концентрации и цикличности производства в условияхнаучно-технической революции, развернувшейся с конца XIXв [2, с.144].
Монополистическиеобъединения, быстро развивавшиеся в годы Первой мировой войны и после нее, вомногом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств. Борьба монополий заприбыль приводила к еще большему нагнетанию противоречий в отношениях междугосударствами — участниками этой войны. Отношения между ними были и без тогообострены неравноправной Версальской системой договоров, принятых в результатепоражения в ней Германии [3, с.386].
Изучениеособенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать внеконтекста событий, произошедших в мире в конце 20-х гг. ХХ столетия [6, с.307].Здесь, прежде всего, следует сказать, что в первой половине 20- х годов быланарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920г.,после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСРзаключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии,признав их независимость и самостоятельность [19, с.270].
С1921г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией,Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс сАнглией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейскихдержав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко отГенуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические иконсульские отношения между странами и тем самым выводил Россию издипломатической изоляции [12, с.261].
В1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете.Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, чтовнесло существенные коррективы в характер международных отношений напоследующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания,Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии — Япония, Китай, вЛатинской Америке — Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года.Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. Приэтом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильныйхарактер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в1925 г. — с Японией [3, с.390].
Россииудалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г.был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор сТурцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германскихотношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов сдругими странами [6, с.312].
Советскаявнешнеполитическая концепция в конце 1920-х – начале 1930-х годов строилась всоответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарскойреволюции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами[5, с.446]. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку вдлительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономическойизоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала. СССР стремилсяпреодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачизатруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя ибольшевистского лозунга мировой революции странами Антанты; претензии к Россиипо царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешнейторговли; а также курсом России на поддержку революционных организаций в Европеи Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах [19,с.274].
Сконца 20-х — 30-е гг. советская внешняя политика осуществлялась в сложной ибыстро меняющейся обстановке. Ее определял главный внешнеполитический принцип овраждебности империалистических держав к СССР и необходимости использования ихвзаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала ксозданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставиласоветскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией противгораздо более опасного третьего рейха [7, с.368].
В1929 г. капиталистический мир был потрясен разразившимся экономическимкризисом. На Западе началось катастрофическое падение производства, заработнойплаты и занятости населения, общего уровня жизни. Число официальнозарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн. человек. ВСоветском Союзе многие предполагали, что «великая депрессия» откроетновый тур пролетарских революций и приведет к подъемунационально-освободительного движения. В то же время деятельность советскойдипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и осторожной.На посту наркома иностранных дел все большую известность приобретал М. М.Литвинов, сменивший в 1930 г. Г. В. Чичерина.
Вобстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранениявалютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизивдо минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годахрезкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге,то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По ихмнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного трудав СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе [4, с.217].
Виюле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициаторомэкономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стализадерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия,Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежеланиелейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных странлишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличилатоварообмен с СССР, став его главным торговым партнером [14, с.334].
Одновременнос этим Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»),то есть создания антисоветского блока европейских государств [2, с.150].Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительстворешило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению наСССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причинойусиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаясязакрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европеи США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрациипротив преследования религии и христиан в СССР [8, с.404].
Вэто время тревожные известия пришли и с дальневосточных рубежей СССР.
В1929 г. Советская страна впервые после окончания Гражданской войны подвергласьсерьезной военной провокации [4, с.221]. 10 июля отряды маньчжурских войск ибелогвардейцев разгромили советское консульство в Харбине; захватилиКитайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), находившуюся с 1924-го в совместномсоветско-китайском управлении; арестовали советскую администрацию дороги (более200 человек). Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать Советскиепограничные заставы и населенные пункты. Попытки советского правительстваразрешить конфликт мирными средствами были сорваны. 16 августа ЦИК и СНКприняли постановление о разрыве дипломатических отношений с Китаем. Советскоеправительство создало Особую дальневосточную армию под командованием В. К.Блюхера (18,5 тыс. бойцов и командиров), которая в октябре-ноябре 1929-гоизгнала интервентов из советских районов Приморья и Забайкалья [10, с.101]. 22декабря 1929 г. подписано советско-китайское соглашение, по которому на КВЖДвосстанавливалось прежнее положение. Однако полномасштабное восстановлениедипломатических отношений между двумя странами произошло лишь в 1932 г [5,с.446].
Крометого, в это время, воспользовавшись тем, что страны Западной Европы и США, атакже Советский Союз были в значительной степени заняты своими экономическимипроблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территориюМаньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять«большевистской опасности» в Китае [4, с.222]. Перед этой угрозойСССР оказался одинок, и поэтому его политика состояла из ряда дипломатическихпротестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременнопримирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения[7, с.369].
СоветскийСоюз, приступивший к модернизации своей экономики в условиях враждебногоокружения, фактически был вынужден вести борьбу за выживание. В наиболееотчетливой форме такая стратегия выражена И. В. Сталиным в феврале 1931 г. наПервой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: «Мыотстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние вдесять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Внешняя политика на периодфорсированной модернизации страны имела целью обеспечить безопасность дляпроведения реконструкции народного хозяйства страны и создания надежныхВооруженных сил, способных оградить страну от внешней угрозы [16, с.311].
ПоКонституции страны самыми высокими полномочиями в области внешних сношенийобладал Верховный Совет СССР. Общее руководство сношениями возлагалось направительство. В действительности непосредственно руководили внешней политикойПолитбюро и его глава. Повседневную внешнеполитическую деятельностьосуществляли Наркомат (министерство) иностранных дел, возглавлявшийся Г. В.Чичериным (1923-1930), М. М.Литвиновым (1930-1939), В. М. Молотовым(1939—1949). Внешнеэкономическую в 1926—1930 гг. возглавляли Наркомат внешней ивнутренней торговли (нарком А. И. Микоян), позднее — Наркомат внешней торговли(А. П. Розенгольц в 1930— 1937; Е. Д. Чвялевв1938; А. И. Микояне 1938-1949) [14,с.335].
Вначале первой пятилетки внешнюю политику СССР пришлось вести в условияхусиления интервенционистских настроений в империалистических странах. Стремяськ мирному сосуществованию государств с различными социально-политическимисистемами, Советский Союз присоединился к подписанному в Париже девятьюдержавами в августе 1928 г. «пакту Бриана—Келлога» (инициаторы — министриностранных дел Франции и госсекретарь США) об отказе от войны как средствавнешней политики и первым ввел его в действие [6, с.316].
Такимобразом, на внешнюю политику СССР со странами Западной Европы, США, Японией иКитаем в начале 1930-х годов заметное влияние оказал мировой экономическийкризис, причиной которого многие страны склонны были считать демпинговуюполитику СССР во внешней торговле. Как следствие – последовали многочисленныеразрывы экономических отношений западноевропейских стран и США с СоветскимСоюзом [2, с.151].
Всвою очередь, начало мирового экономического кризиса поначалу расценивалось вСССР, и особенно в Коминтерне, как предвестие нового этапа долгожданной мировойпролетарской революцию. Однако капитализм в очередной раз продемонстрировалсвою живучесть: кризис был преодолен. Во многом — благодаря усилениюгосударственного вмешательства в экономическую и общественную жизнь и перекачкересурсов из колониальных и зависимых стран.
Общимследствием такой противоречивой политики СССР и стран Запада стало обострениевнешнеполитических отношений между ними. Иными словами, основнымдестабилизирующим фактором в мире была непримиримость капитализма и социализма,которая обострилась в период мирового экономического кризиса. В задачу ведущихкапиталистических государств входило сохранение своих господствующих позиций вмире, удовлетворение претензий «ущемленных» соперников в основном за счетСоветского Союза. СССР, в свою очередь, ставил перед собой цель, используякапиталистические противоречия, как можно дольше оттянуть войну, как можнолучше к ней подготовиться.
1.2Укрепление международного положения СССР в середине 1930-х годов.Создание системы коллективной безопасности
Нарубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В СоветскийСоюз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так иотдельные инженеры. С помощью последних в стране ведется крупное строительство.Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжденорденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов [3,с.391].
К1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился Ф. Рузвельт,вопрос о дипломатическом признании СССР был предрешен. Осенью Сенатбольшинством голосов высказался за необходимость предпринять в этом направлениисоответствующие шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал своепослание на имя М. И. Калинина с предложением возобновить дипломатическиеконтакты. Было решено покончить с «ненормальными отношениями между125-миллионным населением Соединенных Штатов и 160-миллионным населениемРоссии» [16, с.312]. В ответном письме от 19 октября Калинин сообщиламериканскому президенту о принятии предложения советской стороной.Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 г.Во время визита Литвинова в Вашингтон, который мировая пресса расценила каксамое важное событие за многие годы. После установления дипломатическихотношений СССР и США Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что«отсутствие отношений в течение 16 лет содействовало накоплению вСоединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР.Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о СоветскомСоюзе». Возобновление дипломатических контактов, по мнению большинства,означало, что «устранена одна из важнейших политических и экономическиханомалий» [4, с.228].
В1932 г. международные позиции СССР значительно окрепли. После длительныхпереговоров состоялось подписание договоров о ненападении с Латвией, Эстонией,Финляндией, Францией и Польшей. В том же году советская делегация выступила наМеждународной конференции в Женеве с предложением о всеобщем и полномразоружении [15, с.321].
ДелегацияСССР во главе с наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым выдвинула трипредложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичногоразоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типоввооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора);превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира» [3,с.393]. Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией.Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе два основныхрешения — признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план«качественного разоружения» («план Макдональда»), предусматривавший предельныецифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходеконференции два будущих инициатора новой мировой войны — Япония и Германия — вышли из Лиги Наций [5, с.450].
В1933 г., в условиях нарастания военной угрозы в Европе (после прихода вГермании к власти фашистов) и Азии (в связи с агрессией Японии против Китая),СССР стал участником Конвенции об определении агрессора и выступил синициативой создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии. Онподписал акты об определении агрессора с Польшей, Румынией, Латвией, Эстонией,Турцией, Ираном, Афганистаном, а также с Чехословакией и Югославией. В сентябрезаключен договор о ненападении между СССР и Италией [1, с.27].
Ксередине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения сбольшинством стран мира. 18 сентября 1934-го он был принят в Лигу Наций, чтосвидетельствовало о растущем авторитете СССР на международной арене. Резкосокращается риторика о мировой революции и внутри страны. VIIконгресс Коминтерна, работавший в Москве в июле—августе 1935 г., провозгласилкурс на создание единого антифашистского народного фронта. В этих условияхСоветский Союз изменил направление своей внешней политики. Полагая, что системыдоговоров о ненападении недостаточно, он направил усилия на создание системыколлективной безопасности от агрессии, прежде всего со стороны Германии.
Однойиз инициатив было предложение советской дипломатии о заключении «Восточногопакта», в который помимо СССР вошли бы Польша, Чехословакия, Финляндия,Эстония, Латвия, Литва и Германия. Он предусматривал оказание военной помощилюбой стране — участнице пакта, подвергшейся агрессии, кто бы ни былагрессором, и был направлен на то, чтобы создать препятствие на путиразвязывания войны, в первую очередь со стороны Германии [12, с.267].
Всентябре 1934 г. Отвергла свое участие в пакте Германия. Ее поддержала Польша.Однако Советскому Союзу удалось заключить в мае 1935 г. пакты о взаимопомощи вслучае агрессии с Францией и Чехословакией. Тогда же обе эти страны заключилидоговор о взаимопомощи между собой. При этом договор с Чехословакией содержалсущественную оговорку, согласно которой Советский Союз мог оказать помощьсоюзнику лишь при одновременной помощи ей со стороны Франции. Этой оговоркойЧехословакия ограничила возможность получения советской помощи в случаенападения агрессора [3, с.395].
Одновременнопредлагалось заключить и Тихоокеанский пакт с участием СССР, США, Англии,Голландии и Японии. Заключение пакта преследовало цель сдержать японскуюагрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривалсделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшиеинтересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддерживать не только план, но и идеюего создания. В июне 1937 г. Ф. Рузвельт заявил, что «пактам веры нет».Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильныйвоенно-морской флот США [2, с.154].
Вответ на предложения СССР о создании коллективной безопасности, западныедержавы проводят политику двусторонних соглашений, которые, по мнению наркомаиностранных дел М. Литвинова, «не всегда служатцелям мира».
В1934 г. Германия заключает пакт о ненападении с Польшей. В 1935 г. былоподписано англо-германское морское соглашение… Раскрывая агрессивные планыПольши, Германии, Японии, Финляндии, один из глашатаев польского империализмаВ.Студницкийв начале 1935 г. в книге «Политическая система Европы и Польша» писал, что«вместе с Германией Польша могла бы пойти на украинский эксперимент». КромеУкраины эти державы могли бы «оторвать от России Крым, Карелию, Закавказье иТуркестан». Предусматривалось также, что «Дальний Восток вплоть до озера Байкалдолжен отойти Японии» [1, с.30].
Такимобразом, создание коллективной безопасности в Европе значительно сужалось.Заключение германо-польского договора о ненападении фактически исключалоподписание «Восточного пакта». К тому же Франция, Чехословакия и другие страныЕвропы не хотели портить отношений с Германией и Польшей ради СССР. СоветскийСоюз вынужден был изменить методы поиска союзников в борьбе с агрессором [15,с.323].
Мощнымударам по крушению советских инициатив стало соглашение глав четырех держав —Германии, Англии, Франции и Италии, заключенное в сентябре 1938 г. в Мюнхене,которое привело к ликвидации независимой Чехословакии и открыло путь фашистскойагрессии на Восток. 20 марта 1939 г. Советский Союз заявил о непризнаниивключения в состав Германской империи Чехии и Словакии. Существо мюнхенскогосговора, антисоветская направленность политики западных держав были раскрыты вОтчетном докладе о работе ЦК ВКП(б) XVIIIсъезду партии 6 марта 1939 г. В докладе ЦК были сформулированы задачи в областивнешней политики СССР [4, с.230]:
1.        Проводитьи впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;
2.        Соблюдатьосторожность и не давать втянуть в конфликты страну провокаторам войны,привыкшим загребать жар чужими руками;
3.        Всемерноукреплять боевую мощь нашей Красной Армии и Военно-Морского Красного Флота;
4.        Крепитьмеждународные связи дружбы с трудящимися всех стран, заинтересованными в мире идружбе между народами [6, с.317].
17апреля 1939 г. Советское Правительство вручило Англии и Франции проект договорао взаимопомощи против агрессии сроком на 5—10 лет. Однако равноправного иэффективного пакта взаимопомощи достигнуть не удалось [9, с.291].
Немогли решить англичане и французы и другой кардинальный вопрос — о пропускесоветских войск через территорию Польши. 21 августа 1939 г. советская стороназаявила: «Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы сГерманией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь приусловии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо несуществует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войскамиагрессора… Это — военная аксиома» [1, с.33].
Пагубностьдействий английских политиков выразил лидер Либеральной партии Ллойд Джордж;«Господин Невиль Чемберлен, лорд Галифакс и сэр Саймон не желают союза сРоссией» [2, с.156].
Такимобразом, явное нежелание Англии и Франции договориться с СССР о коллективнойбезопасности ставили его в условия полной изоляции перед агрессором.
Международнаяобстановка резко обострилась в 1935г. Фашистская Германия односторонним актомпорвала Версальский мирный договор 1919-го, ввела в марте всеобщую воинскуюповинность и объявила о создании военной авиации. В июне 1935 г. Великобританияи Германия заключили морское соглашение, разрешавшее Германии, вопрекиВерсальскому договору, иметь военно-морской флот до одной трети надводных ипочти половину подводных судов от уровня английского флота. 3 октября 1935-гоИталия напала на Абиссинию (Эфиопию) и оккупировала ее в начале мая следующегогода. 9 мая 1936 г. в Риме провозглашено создание итальянской империи. Изкрупных держав только СССР, не имевший дипломатических отношений с Абиссинией,решительно выступил в ее защиту. Однако западные державы блокировали советскиепредложения о бойкоте агрессора [3, с.395].
1936год принес новое обострение международной обстановки. 7 марта гитлеровскаяГермания отказалась от Локарнских соглашений 1925 г., по которым обязаласьсоблюдать положения Версальского мирного договора относительно демилитаризацииРейнской области, ввела войска на ее территорию и вышла к границам Франции.Последняя не воспользовалась правом по Версальскому договору принудить Германиюотвести свои войска. В сентябре 1936 г. в Нюрнберге прошел съезд нацистскойпартии, на котором объявлено о четырехлетнем плане подготовки Германии кбольшой войне за «жизненное пространство» для немцев. 30 января 1937 г. Гитлерзаявил в рейхстаге о том, что «Германия убирает свою подпись с Версальскогодоговора». После этой декларации новая война в Европе становилась неизбежной[5, с.451].
25октября 1936 г. воодушевленные безнаказанностью агрессоры оформили Берлинскимсоглашением союз Германии и Италии под названием «Ось Берлин—Рим» [4, с.231]. Внем признавался захват Италией Эфиопии, устанавливалась общая линия поведения вотношении событий в Испании, фиксировалась договоренность о разграничении сфер«экономического проникновения» на Балканах и в бассейне реки Дунай.Образованием «оси» положено начало формированию блока фашистских агрессоров,готовивших Вторую мировую войну [6, с.320].
Продолжениемэтой политики стало подписание 25 ноября 1936 г. Германией и Японией«Антикоминтерновского пакта». Участники этого соглашения обязывалисьинформировать друг друга о деятельности революционной пролетарской организациии вести борьбу против нее. Другим государствам рекомендовалось «принятьоборонительные меры» в духе соглашения или присоединиться к пакту. Пакт былнацелен против СССР, где располагалась штаб-квартира Коминтерна. В 1937 г. кнему присоединилась фашистская Италия. Ненависть, которую питали многиеобыватели по всему миру к Коминтерну, объясняет, почему фашистские государства30-х годов нередко рассматривались как «бастион против большевизма» [2, с.160].
Стремясьсоответствовать таким представлениям, фашистская Германия вместе с Италией с1936 г. участвовала в 8 интервенциях против республиканской Испании. В феврале1936-го к власти в этой стране по результатам выборов пришло правительствоНародного фронта, созданного по инициативе компартии. В июле того же года встране вспыхнул военно-фашистский мятеж, возглавленный генералом ФрансискоФранко, который опирался на «Испанскую фалангу» (правую политическую партиюИспании, основанную в 1933) и большую часть армии (до 100 тыс. человек).Мятежники были открыто поддержаны фашистскими державами. Лига Наций отклонилатребование республиканского правительства о применении коллективных действийпротив агрессоров. Из Германии и Италии в помощь мятежникам направлялисьвоенная техника, вооружение, а также офицеры, военные инструкторы. Когда этогооказалось недостаточно, начали поступать регулярные войска: из Германии — более50 тыс. (легион «Кондор»), из Италии — около 200 тыс. Правовой основой появленияэтих, лишь формально добровольческих, войск интервентов стало признание 18ноября 1937 г. Германией и Италией режима Франко. В период войны в Испании иродился термин «пятая колонна», обозначавший вражескую тайную агентуру и еепособников, используемых для ослабления тыла вооруженных сил республики [1,с.37].
Вразвернувшейся гражданской войне помощь испанским республиканцам оказываликоммунисты и социалисты многих стран. Советский Союз, откликнувшись на просьбузаконного испанского правительства, поставлял республиканцам оружие и военнуютехнику (самолеты, танки, бронеавтомобили, торпедные катера, артиллерийскиеорудия, пулеметы, винтовки, патроны, снаряды, авиабомбы). Около 3 тыс.советских добровольцев (военные советники, летчики, танкисты, моряки и другиеспециалисты) сражались против фалангистов в рядах интернациональных бригад,включавших более 50 тыс. человек из 64 стран мира. Главными военнымисоветниками в Испанской республике были Я. К. Берзин, Г. М. Штерн, К. М.Качанов [8, с.405].
Англия,Франция и другие западные державы проводили политику «невмешательства» внационально-революционную войну. С сентября 1936 г. в Лондоне работалМеждународный комитет по невмешательству в дела Испании, состоящий изпредставителей 27 европейских стран. Однако, как вскоре обнаружилось,фактически он стал служить ширмой для прикрытия германо-итальянской интервенциив Испании. Советский представитель в комитете И. М. Майский вел борьбу запрекращение помощи мятежникам со стороны Германии, Италии, Португалии, оказывавшейсяпри пособничестве Англии, Франции и фактическом попустительстве США. В октябре1936-го правительство СССР заявило, что, поскольку соглашение о невмешательстве«перестало фактически существовать», оно считает необходимым «вернутьправительству Испании права и возможность закупать оружие вне Испании».Благодаря усилиям Советского Союза в сентябре 1937 г. удалось заключитьсоглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок фашистскихдержав. Однако политика пособничества агрессии парализовала работу Комитета поневмешательству, что во многом предопределило падение республиканской Испании[9, с.292].
Укрепляясвои позиции на Дальнем Востоке, СССР в марте 1936 г. заключил договор овзаимопомощи с Монгольской Народной Республикой. Он был предупреждением дляяпонских милитаристов. Однако, продолжая дальнейшую экспансию на ДальнемВостоке, Япония 7 июля 1937 г. напала на Китай, оккупировала его северныерайоны, захватила Шанхай, Пекин и другие важные центры. В этих условияхСоветский Союз, подписав 21 августа 1937-го с Китаем договор о ненападении,предоставил ему крупный заем на льготных условиях, поставлял самолеты, оружие,горючее [7, с.371].
Такимобразом, к концу 1937 г. усилия СССР по организации системы коллективнойбезопасности не достигли своих целей. Не удалось использовать и возможностисоздания широкого народного фронта для совместной борьбы против фашизма и войны[10, с.113].
Внешнеполитическаядеятельность СССР в первой половине 1930-х годов строилась не только на основевнутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международныхотношений [12, с.276].
Событияв мире показали, что у Советского Союза фактически нет сильных и надежных союзниковкак на Западе, так и на Востоке. В сложившейся ситуации наибольшей опасностьюдля Сталина была возможность сговора западных государств с Гитлером. Советскаядипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективнойбезопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветскогофронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокацииврага, а с другой — принимать все необходимые меры по укреплению обороныстраны.
Привсем различии подходов к тактике во внешней политике общая тенденциямеждународного развития в начале 30-х гг. советским руководством былаопределена правильно: обострение международной обстановки, нарастание силреваншизма и войны, движение мира к новой войне. В внешней политике СССР этогопериода наблюдается активная деятельность, направленная на борьбу с фашистскойагрессией, создание системы коллективной безопасности в Европе, развитиемеждународных отношений на основе политики мирного сосуществования. Реализациейэтой линии внешней политики было установление в 1933-1935 гг. дипломатическихотношений СССР с Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией,Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течениеболее 25 лет не признавали нашу страну. Особое место в международных событияхэтих лет занимает установление дипломатических отношений между СССР и США вноябре 1933 г. Все это свидетельствовало об укреплении международногоавторитета СССР и создавало более благоприятные условия для активизации еговнешнеполитической деятельности, которая в это время в первую очередь быланаправлена на создание системы коллективной безопасности с целью предотвращениямировой войны, к которой СССР еще не была готова и стремилась оттянуть ееначало на максимальный срок.

II.ВНЕШНЯЯПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
 
2.1 Советско-германские отношения
Кконцу 30-х гг. с особой силой развернулась экспансия Германии в Европе. 12марта 1938 г. немецкие войска вторглись в Австрию и осуществили ееприсоединение к рейху («Аншлюс»). Австрийский канцлер Курт фонШушнинг был арестован и до своего освобождения в мае 1945 г. находился вконцентрационных лагерях. Захватив Австрию, Гитлер начал готовить почву дляликвидации и расчленения Чехословакии [2, с.160].
В1933 г. с приходом в Германии к власти Гитлера по инициативе советской стороныбыли разорваны военные отношения РККА с рейхсвером. Фашистские власти со своейстороны объявили недействительным советско-германское торговое соглашение от 2мая 1932 г. В результате экспорт в Германию только за первую половину 1933 г.сократился на 44% [18, с.106]. За 1933 г. советское полпредство в Берлиненаправило в МИД Германии 217 нот, протестуя против различных антисоветскихакций фашистов — незаконных арестов, обысков и т. д. Подготовка к агрессивнойвойне была возведена в ранг государственной политики Германии. «Ничто меня неиспугает. Никакие так называемые нормы международного права, никакие договорыне удержат меня от того, чтобы использовать представившееся мне преимущество.Грядущая война будет неслыханно кровавой и жестокой», — говорил Гитлер [1,с.41].
Несмотряна происходившие перемены в Германии, СССР стремился к сохранению с этим государствомцивилизованных отношений. Об этом Сталин заявлял с трибуны XVII съезда ВКП(б) вянваре 1934 г. Однако в 1935-1936 гг. советско-германские связи постепенноослабевают. Не последнюю роль при этом играли заявления Гитлера о том, что«Германия обретет завершенность лишь тогда, когда Европа станет Германией. Ниодно европейское государство не имеет отныне законченных границ» [15, с.324].
Осенью1937 г. между Германией и СССР развернулась настоящая «консульская война», витоге которой в СССР было закрыто 5 германских консульств из 7, а в Германии — 2 советских консульства из 4. За год до этого, в ноябре 1936 г., после15-месячных переговоров между Германией и Японией был заключен«Антикоминтерновский пакт».
Подписавшиеего стороны обязывались бороться с Коминтерном. В случае войны одной издоговаривающихся держав с СССР другая страна обязывалась не оказыватьСоветскому Союзу никакой помощи. В ноябре 1937 г. к «Антикоминтерновскомупакту» присоединилась Италия. Так возник «треугольник Берлин-Рим-Токио»,направленный на борьбу с коммунистическим движением внутри каждой из стран и намеждународной арене. Для Гитлера, однако, это было только начало. Главнойзадачей, которую он сформулировал, являлось стремление «превратить континент вединое пространство, где будем повелевать мы и только мы. И мы примем бремяэтой борьбы на свои плечи. Она откроет нам двери к долгому господству надмиром» [18, с.117].
30сентября 1938 г. Гитлер, Чемберлен, Муссолини и Даладье поставили свои подписипод Мюнхенским соглашением, позволившим немецкой армии уже 1 октября вступитьна территорию Чехословакии и к 10 октября закончить оккупацию ее Судетскойобласти, населенной по преимуществу немцами. Чехословацкое правительство капитулировало,подчинившись совместному диктату Берлина, Лондона, Рима и Парижа [1, с.43]. Этапозорная сделка была вершиной близорукой политики «умиротворения»агрессора. Слово «Мюнхен» стало с тех пор символом предательства,капитулянтства западных государств перед фашизмом. Советский Союз не оказалпомощи Чехословакии, поскольку при подписании договора между странами в 1935 г.в текст был включен пункт, по которому обязательства взаимной поддержки моглидействовать лишь в том случае, если «помощь стороне — жертве нападения — будет оказана со стороны Франции». Советский посол в Великобритании И. М.Майский отмечал, что Англия и Франция «умыли руки», а руководителиЧехословакии не решились опереться в этих условиях на СССР. Они предпочликапитуляцию, теряя свои пограничные укрепления, фабрики и заводы, строения исклады, учреждения и организации, расположенные в Судетской области. Чешскоенаселение этих районов панически бежало, оставляя позади все свое имущество [19,с.277].
Вначале 1939 г. советско-германские отношения были фактически заморожены.Стремясь преодолеть внешнеполитическую изоляцию СССР, Сталин оказался вынужденвесной 1939г. начать дипломатическую игру, чтобы определить ближайшие планыГитлера. Фашистский диктатор в кругу близких людей говорил, что не станетуклоняться от союза с Россией. Более того, он заявлял, что «этот союз — главныйкозырь, который я приберегу до конца игры. Возможно, это будет самая решающаяигра в моей жизни» [16, с.315].
Вапреле 1939 г. советское руководство обратилось к Великобритании и Франции спредложением заключить с ними Тройственный пакт о взаимопомощи, соответствующуювоенную конвенцию и предоставить гарантии независимости всем пограничным с СССРдержавам от Балтийского до Черного морей [3, с.397]. Лондон и Париж всяческизатягивали начало переговоров о военном союзе, на которых настаивала Москва. Советскуюлинию в хитросплетениях мировой политики был призван проводить Молотов. 3 мая1939 г., оставаясь Председателем СНК, он заменил на посту наркома иностранныхдел М. М. Литвинова, еврея по национальности и явно неподходящую фигуру длявозможного советско-германского диалога [4, с.235].
Вконце мая британское и французское правительства сделали свой выбор в пользупереговоров по политическим вопросам с СССР. Однако их истинной целью было нестолько достижение конкретных договоренностей, сколько противодействиевозможной нормализации отношений между Германией и СССР. Британскийпремьер-министр заявил, что он «скорее подаст в отставку, чем подпишет союз сСоветами», который предусматривал бы немедленную помощь Англии и ФранцииСоветскому Союзу, если последний окажется в состоянии войны с Германией.Переговоры Молотова с британским и французским дипломатическими представителямив Москве в июне — июле 1939 г. успеха не имели. Западные партнеры не хотелисвязывать себя обязательствами гарантировать независимость пограничным с СССРдержавам от Балтийского до Черного моря [9, с.294].
Считаяцелесообразным для успокоения общественного мнения «какое-то время продолжатьподдерживать переговоры», французское и британское правительства согласилисьпродолжить переговоры о заключении одновременно с политическим и военногосоглашения с СССР [18, с.120]. Однако их военные миссии, прибывшие в Москву 12августа, состояли из второстепенных лиц, не имевших полномочий на егозаключение. Советская сторона на переговорах предложила план, предусматривающийсовместные действия вооруженных сил трех стран во всех возможных случаяхагрессии в Европе. Запрошенное в этой связи правительство Польши отказывалосьпринять предложение о пропуске советских войск через свою территорию в случаенападения Германии. Переговоры зашли в тупик. Их неудача способствоваларазвязыванию Германией Второй мировой войны [11, с.307].
ПрекращениеМосквой англо-франко-советских переговоров во многом объясняется такжеполучением ею к этому времени конкретного предложения от Германии о«возобновлении политической линии, которая была выгодна обоим государствам втечение прошлых столетий». Оно было подтверждено Гитлером в личной телеграммеСталину от 21 августа 1939 г. Германия явно опасалась успешного завершениямосковских англо-франко-советских переговоров. Впервые о возможностинормализации отношений с Советским Союзом германский министр иностранных дел И.Риббентроп заговорил 25 мая 1939 г. А 26 июля советскому поверенному в делахГермании Г. А. Астахову было сообщено о готовности немецкой стороны «на деледоказать возможность договориться по любым вопросам, дать любые гарантии» [1,с.45]. Опубликованные советские дипломатические документы позволили установить,что согласие на переговоры с Германией советское руководство дало 3—4 августа,окончательное решение в пользу заключения пакта было принято 19—21 августа [18,с.131].
Обсуждаяс членами Политбюро 19 августа 1939 г. складывающуюся ситуацию, Сталин решалнепростую дилемму: «Если мы заключим договор о взаимопомощи с Францией иАнглией, то Германия откажется от Польши и станет искать «модусвивенди» с западными державами. Война будет предотвращена, но в дальнейшемсобытия могут принять опасный характер для СССР. Если мы примем предложениеГермании о заключении с ней пакта о ненападении, она, конечно, нападет наПольшу, и вмешательство Франции и Англии в эту войну станет неизбежным. В этихусловиях у нас будет много шансов остаться в стороне от конфликта, и мы сможемнадеяться на наше выгодное вступление в войну» [6, с.274].
Емуявно импонировал второй вариант развития событий, открывавший, помимо всегопрочего, «широкое поле деятельности для развития мировой революции». Поэтому,заключал Сталин, «в интересах СССР — Родины трудящихся, чтобы война разразиласьмежду рейхом и капиталистическим англо-французским блоком. Нужно сделать все,чтобы эта война длилась как можно дольше в целях изнурения двух сторон. Именнопо этой причине мы должны согласиться на заключение пакта, предложенногоГерманией, и работать над тем, чтобы эта война, объявленная однажды, продлиласьмаксимальное количество времени» [16, с.315]. Сталинское заключение вполнесогласовывалось с подписанным 19 мая 1939 г. секретным французско-польскимпротоколом, по которому Франция обязалась в случае агрессии оказать Польшенемедленную военную помощь, а также с заключенным 25 августа того же годасоглашением о взаимопомощи между Англией и Польшей [11, с.308].
Сконца июля возобновились советско-германские контакты на различных уровнях [18,с.134]. Узнав об отбытии в СССР англо-французской военной миссии и о начавшихсяпереговорах в Москве, германское руководство дало понять Сталину и Молотову(последний сменил М. М. Литвинова на посту наркома иностранных дел в мае 1939г.), что желает заключить выгодное для Советского Союза соглашение. Убедившисьв бесполезности переговоров с англо-французской военной миссией, советскоеруководство вечером 19 августа дало согласие на прибытие в Москву министраиностранных дел Германии И. Риббентропа. В тот же день в Берлине было подписаноторгово-кредитное соглашение, предусматривавшее предоставление СССР200-миллионного кредита на пять лет при 4,5% годовых. Соглашение от 19 августастало поворотным этапом в развитии советско-германских экономических иполитических связей. Хозяйственные договоры между двумя странами от 11 февраля1940 г. и 10 января 1941 г. предусматривали дальнейшее развитие отношений [15,с.325].
23августа 1939 г. в Москву прибыл И. Риббентроп. В ночь на 24 августа былподписан, а на следующий день опубликован советско-германский Договор оненападении сроком на 10 лет. Обе договаривающиеся стороны брали на себяобязательства воздерживаться от любого насилия и агрессивных действий вотношении друг друга. В случае возникновения споров или конфликтов между СССР иГерманией, обе державы должны были разрешать их «исключительно мирным путем впорядке дружественного обмена мнениями». При окончательном редактированиисоветского проекта договора Сталин отклонил формулировку Риббентропа о«германо-советской дружбе». Особенностью подписанного договора было то, что онвступал в силу немедленно, а не после его ратификации.
Содержаниепакта о ненападении не расходилось с нормами международного права и договорнойпрактикой государств, принятой для подобного рода урегулирований. Однако какпри заключении договора, так и в процессе его ратификации (31 августа 1939 г.)скрывался тот факт, что одновременно с договором был подписан секретныйдополнительный протокол, содержавший разграничение «сфер интересов» СоветскогоСоюза и Германии и находившийся с юридической точки зрения в противоречии ссуверенитетом и независимостью ряда третьих стран. Так, в советской сферевлияния оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия; в немецкой – Литва[18, с.140].
Секретныйдополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении долгоевремя был объектом острых споров. В СССР до 1989 г. его существованиеотрицалось — советская сторона либо объявляла текст фальшивкой, либо ссылаласьна отсутствие оригинала протокола как в немецких, так и в советских архивах.Изменения в этом отношении стали возможны лишь в ходе работы комиссии съезданародных депутатов СССР по политической и правовой оценке договора от 23августа 1939 г… В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов принялпостановление, в котором осудил факт заключения секретного дополнительногопротокола и других секретных договоренностей с Германией. Этим признавалось,что секретные протоколы являлись юридически несостоятельными и недействительнымис момента их подписания [2, с.164].
Решениесоветского правительства заключить договор о ненападении с Германией было притех обстоятельствах вынужденным, но вполне естественным и обоснованным, так какдобиться создания эффективной англо-франко-советской коалиции не удалось.Многое говорит и о том, что если бы Москва не дала согласия на приезд в СССРРиббентропа, то, по всей вероятности, состоялась бы поездка в Англию Геринга, окоторой уже была достигнута договоренность между Лондоном и Берлином. Британскийпремьер Н. Чемберлен в августе 1939 г. на заседании правительства заявил: «ЕслиВеликобритания оставит господина Гитлера в покое в его сфере (ВосточнаяЕвропа), то он оставит в покое нас». Таким образом, целью Англии и Франции вскладывавшейся ситуации было стремление остаться в стороне от назревавшейВторой мировой войны.
Политика«умиротворения агрессора», которую проводили лидеры западныхгосударств, развязала Гитлеру руки в Европе. В свою очередь, Сталин, подписавпакт о ненападении и секретный дополнительный протокол к нему, вполнесознательно предоставил Германии возможность для нападения на Польшу. 1сентября 1939 г. без объявления войны по приказу фюрера вермахт приступил креализации плана «Вайс» («Белого плана»). Началась Вторая мировая война [19,с.278].
28сентября 1939 г. в Москве Молотов и Риббентроп подписали еще один документ. Этобыл договор о дружбе и границе, который, как и пакт о ненападении,сопровождался секретным дополнительным протоколом. В соответствии с нимтерритория литовского государства включалась в сферу интересов СССР, а Германияполучала взамен Люблинское и часть Варшавского воеводства. Таким образом, ужеосенью 1939 г. сферы государственных интересов Советского Союза и Германии быличетко определены [6, с.269].
Возникаетвопрос: было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшимвариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством в этотпериод?
СССРбыл поставлен перед дилеммой: или договориться с Англией и Францией и создатьсистему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, илиостаться в одиночестве. На этот счет имеются различные точки зрения историков[12, с.279].
Некоторыеспециалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудшийвариант, сравнивают его с Мюнхеном, утверждают, что пакт с Германиейпровоцировал вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попыткесравнивать заключение советско-германского пакта о ненападении с подписаниемБрестского мира, рассматривать его как пример использования компромисса, уменияиспользовать межимпериалистические противоречия [13, с.214].
Чтоже побудило Германию пойти на союз с СССР? Для Гитлера это был тактический шаг:ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши и разворачиватьдальше военные действия. Советская же сторона, подписывая договор, стремилась,с одной стороны, обеспечить безопасность СССР накануне войны Германии противПольши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии отиспользования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой, —обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. Заключив в 1939г. пакт с Германией о ненападении, когда на Дальнем Востоке шли военныедействия, СССР избежал войны на два фронта [12, с.280].
Крометого, подписание этого договора дала Советскому Союзу и ряд другихположительных моментов[17, с.257]:
— Советский Союз продемонстрировал западным державам самостоятельностьвнешнеполитического курса;
— угроза советско-германского вооруженного конфликта отодвигалась, что даваловозможность укрепления обороноспособности страны;
— Япония, рассчитывающая на совместные действия с Германией против СССР,вынуждена была переориентировать свои агрессивные планы;
— по торгово-кредитному соглашению от 19 августа 1939 г. СССР получал необходимоепромышленное оборудование и военные материалы на 400 млн. марок.
Историкиотмечают и отрицательные моменты заключения советско-германского договора [19,с.278]:
— ослабленантифашистский фронт коммунистических, социал-демократических илиберально-буржуазных партий. Авторитет Советской страны среди демократическойобщественности был значительно подорван;
— поставки советского сырья и продовольствия усиливали стратегическую мощьГермании;
— подписанием секретных протоколов, скрытых от народа и Верховного Совета СССР,советское руководство вступало в преступный сговор с фашистами потерриториальному разбою.
Вцелом же этот пакт не дал возможности создать в Европе единый антисоветскийфронт. Таким образом, заключив пакт, СССР оттянул на время начало военныхдействий и отодвинул свои границы от жизненно важных центров страны. Нонесомненно и то, что полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чемего партнер по пакту [17, с.258].
Крометого, как показало дальнейшее развитие событий, «Пакт Молотова— Риббентропа» взначительной степени предопределил победный исход Великой Отечественной войны[18, с.144]. Представляется оправданным мнение известного переводчика В. Н.Павлова, считавшего, что если бы у СССР не было двух дополнительных летподготовки к отражению агрессии, немецкие армии, начав наступление сприбалтийского плацдарма, могли уже через неделю занять Москву. «И неизвестно,чем бы завершился этот первый удар, может быть, пришлось нам проводитьЧелябинскую, Свердловскую и Новосибирскую оборонительные операции» [6, с.280].Вместе с тем, послевоенная публикация секретного протокола, в которомподписавшие его государственные деятели фактически решали судьбу третьих странбез их участия, вызвала справедливое осуждение этих деятелей в СССР и другихстранах мира.
2.2 Внешняя политика СССР на ДальнемВостоке
Одновременнос осложнением ситуации в Европе продолжало обостряться положение и на ДальнемВостоке. Япония пыталась создать обширный плацдарм для завоевания Китая итерриторий ряда других государств. Позиция Японии в отношении СССР становиласьвсе более агрессивной и воинственной [3, с.398].
Вначале 1936 г. в обстановке возросшей угрозы нападения на Монгольскую НароднуюРеспублику (МНР) возник вопрос о заключении договора между правительствамиМонголии и СССР. В результате уже 12 марта в Улан-Баторе был подписансоветско-монгольский протокол о взаимной помощи сроком на 10 лет, которыйзаменил собой соглашение от 1934 г. В соответствии с договором на территорииМНР были размещены советские войска [2, с.160].
Желаяпроверить «на прочность» советские границы, Япония 29 июля 1938 г.силами нескольких сотен солдат атаковала пограничный пост СССР на сопкеБезымянной. Подразделения регулярных войск РККА подоспели на помощь нашимпограничникам и выбили прорвавшихся через границу японцев. Через несколько днейЯпония повторила свой маневр, захватив ряд важных пунктов в районе озера Хасан(Дальний Восток). В начале августа 1938 г. войска Дальневосточного фронта(командующий маршал В. К. Блюхер) вели бои с противником, в ходе которыхяпонское правительство предложило начать переговоры. 11 августа боевые действиямежду советскими и японскими войсками были прекращены. Людские потери японскихвойск во время боев у озера Хасан составили 500 человек убитыми и 900 ранеными[9, с.296]. Более значительными оказались потери в этом двухнедельном конфликтесо стороны РККА: 792 человека убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести исвыше 3 тыс. человек ранеными и заболевшими [13, с.220].
Вначале 1939 г. японское правительство возглавил К. Хиранума, представлявшийфашистски настроенные группировки в правящих кругах Японии. Военные деятелистраны «восходящего солнца» публично выступали с угрозами в адрес СССР,внушая общественному мнению мысль о слабости советских войск. В начале мая 1939г. японский генеральный штаб получил указание императора начать военныедействия против МНР в районе реки Халхин-Гол. В. М. Молотов предупредиляпонского посла в СССР о том, что «границу Монгольской Народной Республики, всилу заключенного между ними договора о взаимопомощи, мы будем защищать так жерешительно, как и свою собственную границу» [13, с.221].
Впервых числах июня 1939 г. после вооруженных нарушений границ МНР японскимивойсками стало ясно, что целью Японии является захват части территории Монголии[3, с.399]. В Москву был вызван заместитель командующего войсками Белорусскоговоенного округа Г. К. Жуков. Он получил указание наркома обороны К. Е.Ворошилова принять на себя командование советскими частями на территории МНР.Оценив ситуацию на месте, Жуков пришел к выводу, что силами 57-го особогокорпуса, насчитывавшего к концу мая всего 5,5 тыс. человек, задачу разгромаяпонцев не решить. Советские войска были усилены авиацией, танками,артиллерией. Их численность к моменту завершения боевых действий составляла 57тыс. человек. В начале июля советские войска разгромили японцев на гореБаин-Цаган. 20 августа началось решительное наступление частей РККА, которое всентябре завершилось полным поражением 6-й японской армии, вторгшейся в пределыМНР [4, с.237].
Деморализующена Японию подействовало известие о заключении договора о ненападении между СССРи Германией. Это было нарушением «Антикоминтерновского пакта» и вызвалоострейший кризис в правящих кругах. Правительство Хиранумы, строившее своюполитику на сотрудничестве с Германией, ушло в отставку [2, с.161].
ПотериРККА в ходе ожесточенных боев составили около 8 тыс. человек. Раненых изаболевших насчитывалось 16 тыс. человек. Потери японских войск превысили 60тыс. человек убитыми, ранеными и плененными, 660 самолетов, а такжезначительное количество другой военной техники [13, с.221].
ВЯпонии, оказавшейся в международной изоляции, все чаще стали раздаваться голосаза нормализацию отношений с Советским Союзом. В декабре 1939 г. между двумястранами велись переговоры о расширении торговых связей. Было подписаносоглашение о продлении на один год рыболовного договора, действовавшего с 1928г. 31 декабря заключается советско-японское соглашение относительно последнегоплатежа Японии за Китайско-восточную железную дорогу [19, с.289].
Однаконалаживание экономических связей не означало отказа Японии от агрессивныхпланов. В марте 1940 г. в генеральном штабе был подготовлен и утвержденимператором план нападения на СССР с целью захвата советского Приморья [5,с.455].
Вэтих условиях Москва оказалась заинтересованной в нормализации отношений сосвоим дальневосточным соседом. После непростых переговоров 12 апреля 1941 г.министр иностранных дел Японии И. Мацуока был принят в Кремле Сталиным. 13апреля состоялось подписание пакта о нейтралитете между СССР и Японией.Ключевое положение этого соглашения состояло в том, что «в случае, если одна издоговаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной илинескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдатьнейтралитет в продолжение всего конфликта». Договор был заключен на 5 лет. Онне снимал с советского руководства опасений о возможной борьбе на два фронта,но все же значительно улучшал положение СССР как на восточной, так и назападной границе.
2.3 Внешняя политика СССР наканунефашистской агрессии
1сентября 1939 года Германия напала на Польшу. 3 сентября войну Германииобъявили Великобритания и Франция. Началась Вторая мировая война. Польскаяармия не смогла оказать достаточного сопротивления германским войскам иотступала к востоку. 17 сентября части Красной Армии вошли на территориюПольши, заняли западно-украинские и западно-белорусские земли. Польша какнезависимое государство перестала существовать. 28 сентября был подписансоветско-германский договор «О дружбе и границах», по которому западная границаСССР проходила по рекам Западный Буг и Нарев. Договор сопровождался секретным дополнительнымпротоколом, гласившим, что подписанный 23 августа 1939 г. документ изменяется«таким образом, что территория Литовского государства включается в сферуинтересов СССР, так как с другой стороны Люблинское воеводство и частиВаршавского воеводства включаются в сферу интересов Германии» [2, с.171].
Впоходе во имя освобождения «единокровных украинцев и белорусов» советскимивойсками были взяты в плен 450 тыс. польских военнослужащих, в том числе 18,8тыс. офицеров. Судьба многих из них оказалась трагичной. По решению ПолитбюроЦК от 5 марта 1940 г., 21 857 офицеров и других арестованных поляков былирасстреляны. (Сказалась неприязнь к «белополякам», ожесточенно и беспощадноуничтожавшим пленных красноармейцев во время и после советско-польской войны1920 г. Как отмечалось в ноте наркома Г. В. Чичерина от 9 сентября 1921 г., из130 тыс. русских пленных в Польше погибло 60 тыс.) «Катынское дело» сталосвоего рода «ответным преступлением» сталинского режима, которое углублялопротиворечия с соседним народом [3, с.400].
После«освободительного похода» на запад Украины и Белоруссии взоры Советскогоправительства были устремлены в северо-западном направлении от Москвы. Воктябре 1939 г. правительству Финляндии предложено отодвинуть на несколькодесятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке исдать Советскому Союзу в аренду территорию у входа в Финский залив дляобеспечения защиты Ленинграда. После того как эти предложения были отвергнуты,советское руководство начало войну. В качестве предлога использован«майнильский инцидент» — обстрел 26 ноября 1939 г. советской пограничнойтерритории у деревни Майнила на Карельском перешейке, объявленный финнамипровокацией Москвы. Начавшиеся 30 ноября военные действия рассматривалисьсоветской стороной как завершение борьбы с «финской белогвардейшиной». Многиестраны Запада не сочли позицию СССР убедительной. В декабре Советский Союз как«агрессор» исключен из Лиги Наций [6, с.329].
Несябольшие потери, части Красной Армии в феврале 1940 г. прорвали финскую системуукреплений (линию Маннергейма) и начали наступление на Хельсинки. 12 марта былзаключен советско-финляндский мирный договор. Согласно договору к СССР отходилазначительная территория на Карельском перешейке, передавался в аренду полуостровХанко. 31 марта 1940 г., после всех этих событий, в составе СССР образованановая, двенадцатая по счету Карело-Финская союзная республика. Ее правительствовозглавил известный деятель Коминтерна О. В. Куусинен [17, с.320].
Виюне 1940 г. Советское правительство обвинило Латвию, Литву, Эстонию внарушении пактов о взаимопомощи, заключенных всентябре—октябре 1939 г., и ввело на их территории свои войска. Во всехтрех странах были сформированы просоветские правительства, а вскоре приподдержке местного населения провозглашены Латвийская, Литовская и ЭстонскаяССР, которые в августе 1940-го включены в состав СССР [3, с.400].
Вконце июня 1940 г. СССР потребовал от правительства Румынии вывести войска изоккупированной в 1918 г. Бессарабии, а также из Северной Буковины, населеннойпреимущественно украинцами. Бессарабия присоединена к Молдавской АССР, котораябыла преобразована в шестнадцатую союзную советскую республику. СевернаяБуковина вошла в состав Украины [19, с.291].
Германия,находившаяся с сентября 1939-го в состоянии войны с Великобританией и Францией,под влиянием быстрого успеха в Польше сосредоточилась на расширении «жизненногопространства» за счет западных стран. 9 апреля 1940 г. гитлеровские войскавторглись в Данию и Норвегию, 10 мая — в Бельгию, Нидерланды, Люксембург, затемв результате блицкрига (молниеносной войны) одержали верх над Францией, котораякапитулировала 24 июня. С 10 июня на стороне Германии в войне участвовалаИталия. Потери Германии при этом оказались незначительными: 27 тыс. убитых вкампании против Франции, по оценкам немецких аналитиков, были вполне терпимы,«учитывая грандиозность достигнутого успеха». Экономика оккупированных странбыла поставлена на службу рейху [8, с.410].
События1939-1940 гг. оказались далеки от прогнозов Сталина. Самый большой его просчет состоялв том, что соседние с Германией страны оказали неожиданно слабое сопротивлениеагрессии [4, с.240]. Изнурительной «драки» между капиталистическими странами посуществу не случилось. Потенциал Германии в результате блицкригов не только небыл ослаблен, но и значительно возрос. Однако, несмотря на это, для успешногозавершения войны с Англией ресурсы Германии оказались недостаточными. Гитлерподдался соблазну сначала нарастить их за счет завоевания СССР, а потом достичьколониального господства над всей Европой.
Виюле 1940 г. в германском генштабе началась разработка конкретного плана войныпротив СССР, и уже 18 декабря Гитлер утвердил директиву, согласно которойвооруженным силам предписывалось «разбить Советскую Россию в кратковременнойкампании еще до того, как будет закончена война против Англии (вариант«Барбаросса»)». По «оптимистическим» прогнозам, кампания могла быть успешнозавершена за 1,5—2 месяца, по «более осторожным» за 4—5. Во всяком случае войнапланировалась при абсолютном условии ее обязательного окончания до наступлениязимы 1941 г.
УстановкиГитлера не оставляли сомнений в том, что ставка делалась на уничтожение СССР ирадикальное сокращение его населения за счет смерти от голода и насильственноговыселения за линию Волга—Архангельск. Прежде всего предусматривалосьуничтожение русских как народа [18, с.145].
Неотвратимостьвойны с Германией отчетливо осознавалась высшим руководством СССР и подавляющейчастью советского народа. Среди них определенно имелись люди, видевшие внадвигавшейся войне возможность побед очередных «большевистских революций».Некоторым предстоящие события представлялись еще проще. Л. 3. Мехлис, начальникГлавного политического управления Красной Армии, говорил на XVIIIсъезде партии, что задачу, поставленную Сталиным на случай войны, надо пониматьтак: «Перенести военные действия на территорию противника, выполнить своиинтернациональные обязанности и умножить число советских республик». Сталин же,занявший 5 мая 1941 г. пост Председателя правительства, сознавал неготовностьВооруженных сил к участию в современной войне. Надеясь, что, пока Германия неразделается с Англией, она не решится напасть на СССР, он избрал тактикувсемерного оттягивания начала войны, с тем чтобы завершить техническоеперевооружение и увеличить численность армии [5, с.460].
Ксожалению, высшее военное командование Красной Армии в то время еще не осозналои не оценило в полной мере принципиальных изменений, произошедших благодарявермахту в военно-оперативном искусстве. Доказательством тому — заявлениенаркома обороны СССР С.К.Тимошенко на совещании высшего руководящего составаРККА, проходившем с 23 по 31 декабря 1940 г.: «В смысле стратегическоготворчества опыт войны в Европе, пожалуй, не дает ничего нового». Не менеелюбопытное признание сделал впоследствии Молотов: «Мы знали, что война упорога, не за горами, что мы слабее Германии, что нам придется отступать. Весьвопрос был в том, докуда придется отступать — до Смоленска или до Москвы, этоперед войной мы обсуждали» [18, с.146].
Сталиндействительно боялся надвигавшейся войны с Германией. Он всеми средствамистарался оттянуть ее начало. Эту цель преследовали в определенной мере ипоставки в Германию из СССР нефти, пшеницы и сырья в 1940-1941 гг. Но этимСталин лишь укреплял потенциального противника и помогал ему в подготовке кпоходу на Восток.
Десятьдней спустя после возвращения Молотова из Берлина советское правительствоизложило свою позицию по вопросу заключения пакта четырех государств (Германии,Италии, Японии и СССР) о политическом сотрудничестве и экономическойвзаимопомощи. 25 ноября 1940 г. в Кремле Молотов заявил Шуленбергу о готовностиСССР принять проект пакта четырех держав о политическом сотрудничестве иэкономической взаимопомощи при условии вывода немецких войск из Финляндии,заключения пакта о взаимопомощи между Советским Союзом и Болгарией, признанияего территориальных устремлений южнее Батуми и Баку в направлении Персидскогозалива, предоставления морских и сухопутных баз СССР в районе Босфора иДарданелл, отказа Японии от угольных и нефтяных концессий на Северном Сахалине.Все эти предложения подлежали оформлению в виде пяти секретных дополнительныхпротоколов к пакту четырех. В Москве с нетерпением ждали ответа. Время шло, а гитлеровскоеправительство молчало. Ответ Берлина так и не поступил [17, с.321].
Такимобразом, несмотря на все предпринимаемые И.В. Сталиным меры по оттягиваниюначала войны с фашистской Германией, — война началась внезапно. И здесь кроетсяодин из главнейших просчетов во внешней политике СССР того времени – никто немог предположить, что Германия перед тем как развернуть нападение наВеликобританию изберет другой вектор своей агрессии – восточный, и обрушит своивооруженные силы на Советский Союз.
Однако,несмотря на все просчеты во внешней политике стоит отметить, что именноблагодаря ей Советскому Союзу удалось отодвинуть угрозу начала войны для себяпрактически на два года, на протяжении которых СССР удалось решить рядтерриториальных вопросов как в западном направлении, так и на Дальнем востоке,что надо думать оказало положительное влияние на окончательный исход Второймировой войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключение попытаемся коротко сформулировать ответ на вопрос: Обеспечила ливнешняя политика СССР в 30-е гг. безопасность страны? Ответы на этот вопроснеоднозначны. Если раньше вся внешняя политика СССР этого периода оцениваласькак безошибочная, то сегодня мы встречаем суждения совершенно противоположные.Факты того периода говорят о том, что внешнеполитическая деятельность СССР в30-е гг. носила противоречивый характер, методы ее осуществления в первой и вовторой половине 30-х гг. отличались между собой, что объяснялось конкретнойобстановкой, ее изменением, стремлением любой ценой оттянуть войну, что неизбежноповлекло ошибки и просчеты. В результате многие задачи, связанные собеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.
Второй,но очень важный вопрос, который требует своего объяснения, — этосоветско-германские отношения, связанные не только с подписанием самогодоговора 1939 г., но и с последующими событиями, вплоть до вероломногонападения Германии на СССР.
Вэтой связи принципиальное значение имела поездка руководителя Советскогоправительства В.М.Молотова в Германию в ноябре 1940 г. Эта поездка сталасенсацией, сразу облетевшей весь мир. Миссия Молотова до сих пор привлекаетвнимание общественности и вызывает повышенный интерес исследователей, которыепо-разному трактуют и оценивают ее. Этот интерес не случаен, ибо советскиематериалы переговоров Молотова с рейхсканцлером Гитлером, рейхсминистроминостранных дел Риббентропом, беседы с германским послом в СССР Шуленбергом,рейхсмаршалом Герингом, заместителем Гитлера Гессом важны для пониманиявзаимоотношений двух государств накануне войны между ними.
ВизитМолотова в столицу «третьего рейха» проходил на фоне трагическихсобытий Второй мировой войны, пламя которой раздувал Гитлер. «Третий рейх»установил свое господство над значительной частью Европы. К ноябрю 1940 г.вермахт оккупировал Польшу, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Данию иНорвегию. Германия угрожала высадить экспедиционный корпус на Британскиеострова. Германские войска находились также в Финляндии и Румынии.
Переговорывыявили скрытое политическое и дипломатическое соперничество двух государств.Отклонение Гитлером предложений о выводе немецких войск из Финляндиисвидетельствовало о твердости Берлина в проведении намеченных им планов. Посуществу ни один из обсуждаемых вопросов не был решен или урегулирован.
Переговорыобнажили жестокую реальность и подлинные намерения Германии. А между темСоветский Союз не был готов к великим испытаниям и большой войне, котораяприближалась к его границам.
Каковыбыли причины, определявшие поведение Гитлера и его дипломатии, характерпереговоров и столь быструю потерю интереса к миссии Молотова?
Ихбыло много. Но все же главным обстоятельством являлось принятое рейхсканцлеромрешение начать войну против Советского Союза. 31 июля 1940 г. Гитлер официальносообщил высшему генералитету о предстоящей военной кампании. В дневникеначальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот деньпоявилась запись: «Начало (военной кампании) — май 1941 г. Продолжительностьвсей операции — пять месяцев». Генштаб спешно приступил к разработкестратегического плана ведения войны против СССР. В основу планирования былоположено требование максимально быстрого, молниеносного разгрома вооруженныхсил Советского Союза. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21верховного главнокомандования вооруженных сил Германии (ОКВ) о нападении наСССР и дал ей кодовое название «Барбаросса».
Итогомэтих приготовлений стали события, произошедшие 22 июня 1941 г. когдагитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. И здесь,как видится кроется главный просчет внешней политики СССР 1930-х годов. Всядипломатия не смогла полностью предотвратить нападение фашистской Германии наСоветский Союз, хоть и смогла отодвинуть это событие без малого на два года,что в конечном счете предопределило исход войны в пользу Советского Союза.

Списокиспользованной литературы
1.        БодюговГ.А. Гитлер приходит к власти: новые доминанты внешнеполитических решенийсталинского руководства в 1933—1934 годы // Отечественная история. 1999. № 2.
2.        ВалиуллинК.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2:Учебное пособие. — Уфа: РИО БашГУ, 2002.
3.        Всемирнаяистория: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культураи спорт, ЮНИТИ, 1997.
4.        ИсторияРоссии с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах./ Боханов А.Н.,Горинов М.М., Дмитренко В.П., Книга III.История России. XX век. – М.: АСТ, 2001.
5.        ИсторияРоссии. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. /Под.ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001.
6.        ИсторияРоссии. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И.Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005.
7.        ИсторияРоссии (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
8.        ИсторияРоссии ХХ — начала ХХIвека/А.С.Барсенков, А.И.Вдовин, С.В.Воронкова под ред. Л.В.Милова – М.: Эксмо,2006.
9.        ИсторияРоссии: ХХ век. Курс лекций по истории России. Вторая половина ХIХв. — ХХ в./ Под ред. проф. Б.В. Личмана: изд. Урал. гос. техн. ун-та — УПИ, Екатеринбург,1993.
10.     ИсторияСССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Том VIII.Борьба советского народа за построение фундамента социализма в СССР. 1921 — 1932 гг. — м.: Наука, 1967.
11.     ЛевандовскийА.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. Учебник для 10-11 классовобщеобразовательных учреждений. – М.: Юристъ, 2002.
12.     МунчаевШ.М., Устинов В.М. История России. — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА,2005.
13.     РатьковскийИ. С., Ходяков М. В. История Советской России — СПб.: Издательство«Лань», 2001.
14.     ОрловА.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. Пособие по истории Отечества дляпоступающих в ВУЗы. 2-е изд., доп. – М., МГУ им. М.И.Ломоносова, 2005.
15.     ОрловА. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.—М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.
16.     Отечественнаяистория: Конспект лекций /Потатуров В.А. — М.; МИЭМП, 2004.
17.     ПоцелуевВ.А. История России XX столетия:(Основные проблемы): Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997.
18.     СлучС.3. Германо-советские отношения в 1918—1941 годах. Мотивы и последствиявнешнеполитических решений // Славяноведение. 1996. № 3.
19.     СоколовА.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Высш. шк., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.