Реферат по предмету "Психология"


Изучение научного творчества в современной психологии

Содержание
Введение
1.  Понятие творчества
2.  Интеллект и творческие способности
3.  Мышление и творчество
4.  Научно-техническое творчество какпознавательно-психологический процесс
5.  На пути к теории творчества
6.  Что мешает творчеству
7.  Диалогика творческого мышления
8.  Развитие личности под влияниемтворчества
Заключение
Литература

Введение
Проблема творчества сталав наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
А в чем, собственно,проблема? Композиторы пишут музыку, музыканты играют, художники создают своиполотнища. Изобретатели достигают новых высот в нанотехнологиях. Полки книжныхмагазинов завалены донцовыми, мариниными и прочими производительными авторами.Снимают фильмы! Стихи пишут! Все идет своим чередом, в чем проблема?
То на первый взгляд. Вотмы сейчас и попробуем разобраться в этом извечном вопросе. Даже не разобраться,− столько ученых сломало копья на нем, − дал бы бог вникнуть,слегка прикоснуться, притронуться к этой теме.
На рубеже XIX — XXстолетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука отворчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуациянаучно-технической революции второй половины ХХ века создала условия,открывающие новый этап развития исследований творчества.
Актуальность изученияпсихологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи спотребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научнойдеятельности и управления ею.
Творчество далеко неновый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох ивызывало стремление создать «теорию творчества». Уж сколько раз пытались«мерить алгеброй гармонию»! Найти универсальную формулу, применив которую,можно было бы творить бесценные произведения искусства, создавать по заказушедевры. Почему же, если я досконально изучу все эти ямбы, хореи и, извините,амфибрахии, освою все законы виршеплетства, то у меня получатся, в лучшемслучае, рифмованные строчки, которые и пригодятся, разве что, для банкетногопоздравления, но – никакие это не будут стихи. Где учат на Пушкина?! В какойконсерватории выпускают Чайковских и Рахманиновых? В каком университете готовятнобелевских лауреатов в области нанотехнологий?
Многие хотели бы получитьответ на эти вопросы. Целью данного реферата не является дать решение этойпроблемы, предоставить готовый рецепт или инструкцию. Мы лишь проведемознакомительную экскурсию для освещения этой интересной и занимательной темы.

1. Понятие творчества
Творчество определяется какдеятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности,обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчествасоздается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество»также можно дать и более широкое определение.
Философы определяюттворчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новыхформ, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество − этопроцесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальныеидеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество −это «способность создавать любую принципиально новую возможность»(Г.С. Батищев).
В том числе отличительнымпризнаком интеллектуального творчества является усовершенствование способоврешения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано,что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разныхтипах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуальногопонятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источниковиндивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.
Важную роль винтеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные,выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективныепредставления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые,категориальные, коммуникативные).
Понятие природытворчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчествоможет быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества − это то,что создано; процесс творчества − как создано; процесс подготовки ктворчеству − как развивать творчество.
Продукты творчества −это не только материальные продукты − здания, машины и т.д., но и новыемысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материальноговоплощения. Другими словами, творчество − это создание нового в разныхпланах и масштабах.
При характеристикесущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки,свойственные процессу создания.
Творчество имеет признакитехнические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности),социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические −развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетическихчувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологиии педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучениепроцесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развитиятворчества.
Творчество являетсяцелеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительнойактивности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт ивысокой работоспособности.
Творчество характеризуетсякак высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки,эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основойчеловеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
2. Интеллект и творческиеспособности
Способности — этоиндивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся вдеятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то естьхарактеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупностидеятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочностьпроцесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности несводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности —прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни,что среда, воспитание активно формируют их.
Талантом называют такуюсовокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности,отличающийся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественнойзначимостью.
Гениальность — высшаяступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в тойили иной сфере творчества, «создавать эпоху».
Разделяют общие испециальные способности:
1) общие способностиобеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями иосуществлении различных видов деятельности;
2) специальныеспособности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высокихрезультатов в какой-либо области деятельности.
Каждая способность имеетсвою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства.Например, свойствами литературных способностей являются: особенноститворческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувствоязыка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностейявляются: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход отпрямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущимиявляются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность впередаче знаний.
Выделяют следующие уровниспособностей:
1) репродуктивный(обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).
2) творческий(обеспечивает создание нового, оригинального).
Талантливостьпредполагает наличие различных творческих способностей.
Творческие способностиделятся на три основные группы:
1. Способности, связанныес мотивацией (интересы и склонности);
2. Способности, связанныес темпераментом (эмоциональность); 3. Умственные способности.
У одного и того жечеловека могут быть разные способности, но одна из них может быть болеезначительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни ите же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XXвека предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк,Кеттел, Спирмен, Биие и др.). Для измерения способностей использовались тесты.Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успеховв процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяетсяне какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетаниемспособностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностьюможет достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или инойотдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей,от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.
Совокупностьпознавательных процессов человека определяет его интеллект.
«Интеллект — этоглобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошосправляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллектрассматривают как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Какова структураинтеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.Так, в начале века Спирмен (1904 г.) выделил генеральный фактор интеллекта(фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точкизрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта,от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Крометого, у всех людей имеются в различной степени развитые специфическиеспособности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Позже Тёрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые онназвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь следующих потенций:
1) счетную способность,т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную)гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используянаиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие,т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственнуюориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы впространстве;
5) память;
6) способность крассуждению;
7) быстроту восприятиясходств или различий между предметами или изображениями.
Позже Гилфорд (1959 г.) выделил до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны,к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержаниеможет быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).
По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основенашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годамэтот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется«кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которыемы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
«Кристаллический»интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде итребует развития одних способностей за счет других, а также приобретенияконкретных навыков.
Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А — это тотпотенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развитияинтеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то онформируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта сокружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект,наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда несможем узнать, что представлял собой интеллект А.
Развитие интеллектазависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности,хромосомные аномалии.
Существует как минимумтри основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут бытьсформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческихспособностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качественеобходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главнуюроль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности,личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу идругие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относяткогнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость внеопределенных и сложных ситуациях.
Особняком стоит концепцияД. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности,полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущейкреативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, являетсяситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти запределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам,независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам,изобретателям.
2. Творческая способность(креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта(Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» вариантеэта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности естьнезначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теорияинтеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект икреативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способностьстановится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом,но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
То есть у людей «среднегоума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. Учеловека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческиеспособности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчестварасходятся. Этот уровень, лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного120. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальнойдеятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительныечерты и не тождественно интеллекту.
Предположение Торренса наудивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждойпрофессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ вышеэтого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет.Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и чертыхарактера.
3. Высокий уровеньразвития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей инаоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активностинет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты вобласти интеллекта (Д. Векслер, Р. Уаберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг идругие).
3. Мышление и творчество
Потенциальные возможностичеловеческого мозга — область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам,вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. Досих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низкимкоэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должныбыть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие(способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, такназываемые великие творцы — попросту люди, которые нормально используют резервысвоего мозга.
Творческая деятельностьрассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного(выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбороптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.
Выделяют четырепоказателя мыслительной деятельности:
1. Беглость.
2.Гибкость.
3.Оригинальность.
4.Степень детализации.
Мышление можно разделитьна три вида:
— мышление опирающиеся нарезультаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения,умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей — этологическое мышление;
-мышление интуитивное,вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочныхвосприятия, представлений навыков;
-дискурсивное мышление,выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.
Психологически научноеоткрытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых являетсяинтуитивный момент, другим формализация интуитивного полученного эффекта, тоесть иначе творчество — это интуитивный момент, но эффект его осознан иформирован средствами дискурсивного мышления.
В том случае, когда длярешения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовыелогические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне ине сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадияхрешения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известныелогические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем, превращает ихв творческие решение теперь возможно лишь с помощью интуиции. В ходедеятельности, направленной на решение задачи формируется интуитивная модельситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновениепобочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.
Можно выделить следующие закономерностимоделей интуитивных решений:
1. Интуитивное решениевозможно лишь в том случаи, если ключ к нему уже содержится в неосознанномопыте.
2. Такой опытмалоэффективен, если он сложился в действиях предшествующих попыткам решитьтворческую задачу.
3. Он становитьсяэффективным, формируется на фоне целевой поисковой должности.
4. Его эффективностьвозрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но негаснет поисковая доминанта.
5. Влияние неосознаннойчасти действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила по себе егоосознаваемая часть.
6. Усложнение ситуации, вкоторой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующемуиспользованию.
7. Аналогичное усложнениесамой задачи тоже действует отрицательно.
8. Успех решения связансо степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складываетсянеобходимый неосознанный опыт, — чем меньше автоматизирован этот способ, тембольше шансов к успеху.
9. Чем к более общейкатегории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнеенахождение такого решения.
4. Научно-техническоетворчество как познавательно-психологический процесс
Трехаспектная концепцияФ.Энгельса
Категории единичности,особенности и всеобщности отражают последовательные ступени в процессесовершения научных открытий и решении технических задач. Такую трактовкуназванных трех категорий мы называем генетической.
Эти же самые трикатегории выражают собой три сосуществующие в единстве между собой сторонынаучно-технического творчества. Раскрытие и учет их во взаимодействиисоставляют сущность такого подхода к изучению творчества ученых иизобретателей, который называют структурным.
Сейчас важно подчеркнутьдиалектическое единство обоих подходов − генетического и структурного, ихполную общность и нераздельность. На этой основе возникает трехаспектнаяконцепция, объясняющая генезис движения научной мысли, то есть ее историческийи логический ход, и структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологическихфакторов, обусловливающих этот ее ход.
Роль и значение категорийединичности, особенности и всеобщности впервые раскрыл Ф. Энгельс, поэтому названнуювыше трехаспектную концепцию мы называем энгельсовской. В ней показано, что всеобщеевыступает в научно-техническом творчестве как логический момент, особенное −как социально-исторический момент, а единичное − как психологический ибиографический. Это соответствует тому, что всеобщее (общечеловеческое) вразвитии науки изучает логика (диалектическая), особенное − история и социология,а единичное − психология и та часть истории науки и техники, котораязанимается биографиями ученых и изобретателей. Отсюда следует, что только втеснейшем взаимодействии всех трех названных моментов и должно изучатьсянаучно-техническое творчество в целом. Ибо в нем представлены в нераздельномединстве все три его структурные стороны, выраженные категориями всеобщего,особенного и единичного.
И мы приходим кследующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать,схватывать и связывать между собой то, что несут с собой всеобщее и особенное,«витающие в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Ихулавливание может осуществиться только интуитивно. Ученый или изобретатель,обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующиевыводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им(научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явленияприроды и т. д.) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).
Методы исследованиянаучно-технического творчества
Вопрос о том, каким путемсовершается открытие и как затем строится информация о нем, имеет большоезначение для разработки общей теории научно-технического творчества. Следуетпри этом подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность только втех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайныезависимости, определены причины следствия. Таким образом, задача выявленияистины требует не только сбора фактов, но и правильной их теоретической обработки.Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводится уже в процессенаблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только актычувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, классификацию,осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.
Методы эти таковы:Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.
В исторической практикепостроения информации об изобретениях сложилась следующая общедоступная схема:сначала – непосредственные данные анализа изобретения, затем – выявление эмпирическойзакономерности и, наконец, – ее теоретическое объяснение.
Именно логика показывает(в отличие от психологии) то, как работала мысль ученого или изобретателя впоисках истины, двигаясь логически наиболее коротким путем. Это мы видим, вчастности, в том случае, когда работу интуиции (после ее свершения), то естьполучение непосредственного умозаключения, мы начинаем логически обрабатывать,выявляя в ней скрытые звенья последовательного хода рассуждений, которые творческаямысль смогла «проскочить» с помощью интуиции.
Таким образом, и здесь мывидим своеобразное соотношение между логикой и психологией при рассмотренииистории научных открытий и техических изобретений.
 Во всяком случае, всяэта проблема имеет исключительно важное значение для разработки общей теориинаучно-технического творчества. Тут никак нельзя упускать из виду нилогической, ни психологической стороны вопроса, надо брать их в единстве ивзаимодействии.
Принцип дополнительностив его познавательно-психологической трактовке имеет место в названной областипсихологической науки, причем здесь он выступает двояко: во-первых, кактребование преодоления барьера, разобщающего различные стороны единого научногоисследования, которые должны быть связаны между собой; во-вторых, кактребование обеспечения преемственной связи между различными поколениями ученых.Возникшая еще в XV веке дифференциация наук разобщила естествоиспытателей,специалистов в различных областях естествознания, в частности, химиков ифизиков. К 80-м годам XIX века дело дошло до того, что они часто вообще непонимали друг друга.
В итоге два ученых,работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя ее до необходимойполноты. Этим преодолевался бы барьер, возводивший непереходимую преграду междуфизикой и химией. В этом и заключается принцип дополнительности в науке.
Второй тип проявленияпринципа дополнительности предполагает взаимодействие между учителем иучеником, зачинателем научного направления и его продолжателем, а шире −между двумя поколениями ученых − старшим и младшим.
Научные дискуссии какспособ преодоления ППБ (Познавательно Психологический Барьер) и преодолевающегоего трамплина
/>Хорошо известно, что научные дискуссии и спорыспособствуют нахождению истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров,существовавших на пути к ней. Объясняется это тем, что сторонник определенныхвзглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в науку, не всегдасам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны своих взглядов, а потому и неможет вовремя уточнить и развить то, что он отстаивает, освободив это отслабостей и недостатков. Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет,прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздобыстрее и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельствостановится своеобразной подсказкой-трамплином для работы мысли защитника критикуемыхвоззрений. Увидя, что его взгляды содержат явно слабые, ошибочные пункты, накоторые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Темсамым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца прежний, стоявшийна пути к ней барьер.
Типология ученых спозиций трехаспектной концепции.
В работах ряда историковнауки, а также психологов, занимающихся изучением научного творчества, былопредложено немало классификаций типов ученых. Так, широко известна типология,предложенная В. Оствальдом, с разделением ученых на «классиков» и «романтиков».Интересна также выдвинутая М. Фарадеем типология научного творчества.
Соответствующие чертытворчества ученого, как и психологии самого ученого, не могут быть рассмотреныизолированно от той ступени познания, к которой относятся труды этого ученого.
В общем случае процесснаучного познания в той или иной его области проходит последовательно триглавные ступени: единичность, особенность и всеобщность.
На ступени единичности,когда устанавливаются новые факты, в творчестве ученого исключительно важнатакая черта, как наблюдательность. В самом деле, обнаружить и констатироватьновизну вновь открытого факта нельзя, если ученый не обладает тонкойнаблюдательностью. Он может не суметь объяснить новый факт, но он должен, вовсяком случае, заметить его, уловить его новизну, сравнивая его с другими,ранее уже известными фактами.
Следующая ступень −особенность. Она предполагает не просто наблюдательность, а способностьгруппировать, систематизировать наблюденные факты, связывать их между собою, азначит, мыслить, причем мыслить индуктивно, формально-логически.
Наконец, на ступенивсеобщности обнаруживаются такие черты ученого, как способность к абстрактному,теоретическому мышлению, к теоретическим обобщениям, раскрывающим сущностьизучаемого и наблюдаемого явления.
И в заключении стороныили элементы теории научно-технического творчества: 1) трехаспектная концепцияФ. Энгельса, 2) характеристика познавательно-психологического методаисследования научно-технического творчества, 3) общая схема функционированияППБ и преодолевающего его трамплина и 4) анализ деятельности ученого в личностномплане.
5. На путик теории творчества
Авторряда книг по теории творчества П.К. Энгельмейер был твердо убежден внеобходимости создания универсальной науки о творчестве. Эта наука, по егословам, «имеет целью исследовать возникновение всего нового, от первогопроблеска в душе до осуществления на деле… Эврилогия весьма близкосоприкасается с теорией познания в науке.
Времядля создания такой науки, если она вообще возможна, еще не наступило. Ведьразличные области творческой деятельности (художественной, научной, технической,практической) отличаются друг от друга не количественными характеристиками,которые могут быть охвачены формулами, а, так сказать, качеством смысла. И еслидо сих пор нет возможности обобщить природные явления, исследуемые однойобластью науки — физикой, и создать единую теорию поля, то какого родатрудности лежат перед предполагаемой наукой — эврилогией, можно, лишьдогадываться, поскольку речь идет об охвате теорией областей творческойдеятельности, отличающихся спецификой восприятия явлений природы самимитворцами.
ИсследовательГ. С. Альтшуллер замечает, что созданию общей теории творчества должнопредшествовать исследование конкретных видов творчества. Только опираясь натеорию изобретательского творчества, теорию научного творчества, теорию литературноготворчества, можно создать общую теорию творчества, которая, в свою очередь,даст новый толчок развитию частных теорий. Нам пока неизвестны теории решениятворческих задач в математике, изобразительном искусстве и литературе. Сегоднябудущих «специалистов» в этих областях учат лишь тому, как укладывать «кирпичи»в создаваемое ими «здание». Но когда речь заходит о том, как выбирать форму иназначение самого здания, чтобы оно становилось гениальным творением,теоретические концепции еще не срабатывают.
В этойсвязи представляет несомненный интерес более подробное рассмотрение чистологического (алгоритмического) подхода к решению изобретательских задач, темболее что он дает представление и об уровнях сложности творческих задач хотя быв такой чисто предметной области, как техника.
Разрабатываемая теориятворческих задач исходит из той общеизвестной истины, что задачи бывают разныеи их нельзя решать вообще.
Путь к созданию, научнойтеории творчества долог и труден. Между тем жизнь, практика, производствотребовали новых методов решения изобретательских задач, хотя бы в какой-то мереболее эффективных, чем простой перебор вариантов. И такие методы появились. Этобыли чисто психологические методы, но создали их не психологи.
Чем труднееизобретательская задача, тем больше вариантов приходится перебрать, чтобы найтирешение. А раз так, то, прежде всего надо повысить количество вариантов,выдвигаемых в единицу времени. Понятно также, что для обнаружения сильногорешения нужно иметь среди рассматриваемых идей побольше оригинальных, смелых,неожиданных.
Первые изобретения несозданы человеком, а обнаружены им в готовом виде. Но почти сразу возникли иизобретательские задачи. Решать их приходилось методом проб и ошибок, перебираявсевозможные варианты. Метод проб и ошибок и основанная на нем организациятворческого труда пришли в противоречие с требованиями современной научно-техническойреволюции. Нужны новые методы управления творческим процессом, способные резкоуменьшить число «пустых» проб.
Цель методов активациипоиска и состоит в том, чтобы 1) сделать процесс генерирования идей интенсивнееи 2) повысить «концентрацию» оригинальных идей в общем их потоке.
Методы активациитворческого поиска
Мозговой штурм
Основатель: Алекс Осборн(США) 40 гг. ХХ столетия.
Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшойгруппе людей (5—8 человек) можно создать условия, при которых количествоидей высказанных коллективно, значительно превышает сумму идей, высказанных,при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей,приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).
Метод фокальных объектовсостоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят насовершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания,позволяющие преодолевать психологическую инерцию. Так, если случайным объектомвзят «тигр», а совершенствуемым (фокальным) «карандаш», то получаются сочетаниятипа «полосатый карандаш», «хищный карандаш», «клыкастый карандаш».Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти « оригинальнымидеям.
При морфологическоманализе, предложенном швейцарским астрофизиком Цвикки, сначала выделяют оси —главные характеристики объекта, а затем по каждой оси записывают элементы —всевозможные варианты. Допустим, мы приступаем к разработке основныхфункциональных узлов лунохода. Можно взять в качестве осей: А — двигатель,Б — движитель, В — кабина; а элементами для оси «А — двигатель»могут быть А1— электрический; А2 — химический; А3 — реактивный;А4 — ядерный и т.д. Имея запись элементов по всем осям и комбинируясочетания разных элементов, можно получить очень большое число всевозможныхвариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания,которые едва ли пришли бы на ум «просто так».
Пометоду контрольных вопросов, как показывает само название, поиск направляетсясписками наводящих вопросов. Такие списки предлагались разными авторами.Типичные вопросы: а если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? Аесли изменить форму объекта? А если взять другой материал?
Синектика
Наиболее сильный методактивации поиска творческих решений синектика появился в середине 50-х годов в США.Автор — Уильям Гордон. Синектика — в переводе с греческого означает «совмещениеразнородных элементов».
В основу синектики положенмозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленныелюди — синекторы «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходитпо специальным методикам — при этом главное внимание уделяется развитию умения искатьаналогии.
Аналогия — сходство, соответствиедвух предметов (явлений) в каких то свойствах или отношениях. (Например, в физикестроение атома представлено по аналогии со строением солнечной системы).
Умелое использование аналогийпозволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найтинечто сходное и использовать в решении задач.6. Что мешает творчеству
Кроме чувств,стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия.Самый опасный враг творчества − страх. Особенно он проявляется у людей с жесткойустановкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Другой врагтворчества − чрезмерная самокритичность. Точные измерения в этой области поканевозможны, но должна быть некоторая «сбалансированность» между одаренностью и самокритичностью,чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу.
Третий врагтворчества − лень. Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятсясовершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость.Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, прощеговоря, меньше работать − больше получать. Выходит, лень служит стимулом всехнововведений, облегчающих труд, и потому является «истинной матерью изобретений»,по выражению Норберта Винера.
Несмотряна всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что леньвовсе не способствует творческой деятельности. Подобно тому как естественное длячеловека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точнонаслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. «Пиршестволени» становится высокоценимым удовольствием. Видно, не один талант был загубленленью.
· некритичное принятиечужого мнения (конформизм, соглашательство)
· внешняя и внутренняяцензура
· ригидность (в томчисле передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
· желание найти ответнемедленно
7. Диалогика творческого мышления
Понимать творчество – значитпонимать ум творца, но не описывать (и не предписывать), как творить. Страшнее всеготакое, неспособное изобретать, но знающее, «как это делается», существо. Уловитьвнутреннюю жизнь изобретателя идей и поэм можно только одним образом – через мысленныйдиалог внутренних «Я».
В процесс творчества входятпсихологические, эмоциональные, неповторимо личные, парадоксально случайные моменты.Но нужно, все-таки, согласиться с возможностью найти, пусть через логику внутреннегодиалога в голове творца – изобразить, понять творчество как логический процесс.Но как с этим согласиться, ведь в творчестве нет никакой логики (точнее, творчествоне может быть предметом науки логики). Мышление как творчество – это художественноемышление, а оно радикально нелогично!
Мыслить – это всегда теоретизировать,и суть любого творчества как мышления можно понять, только исходя из процессов теоретизирования.Исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущениеми представлением не обойдешься) – это необходимость воспроизвести в сознании возможностьпредмета, то, что сейчас еще не существует, в ощущениях не дано, но что может существоватьв неких идеальных, изобретенных ситуациях.
Мысль возникает, когда необходимовоспроизвести в сознании (внутренне, для себя) возможность предмета, для того чтобы«понять» предмет, как он есть, почему он существует так, а не иначе. Вот это «длятого чтобы» и заставляет нас использовать глагол «понять», который не может бытьзаменен никаким другим глаголом, заставило определить мышление через мышление (понимание).Понимание и составляет отличие мысли от представления. Будущие возможности предметавполне можно представить, но повернуть их на предмет, как он есть, взять их как«рентген» наличного предмета возможно, только понимая, осмысливая, возможно тольков понятии. Отделение «сути вещей» (их потенций) от их бытия означает построениев уме «идеализованного предмета» как «средства» понять предмет реальный, существующийвне нашего сознания и деятельности. Глаз теряет фокус; видеть одновременно два предмета−внутри нас и вовне − невозможно, мы перестаем видеть и начинаем понимать.Такое одновременное бытие одного − познаваемого, изменяемого − предметав двух формах (в форме объекта идеализации и в форме идеализованного предмета) иесть исходное определение мышления, которое коренится в самом «неделимом ядре» практическойдеятельности человека.
Первобытный человек начиналмыслить, мучительно соотнося «предмет идеализованный» (предполагаемый топор), ещесовсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным,внешним (обломком камня), перепроверяя эти предметы друг с другом. В несовпаденииэтих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпаденияи помещается зерно мысли, произрастает мышление. Такова исходная идея теоретизирования.
В мышлении я фиксирую, закрепляюпредмет размышления как нечто вне мысли существующее и ею проясняемое, как нечтос мыслью (идеализованным предметом) не совпадающее. Только тогда возможно конституироватьсамое мысль как нечто, не совпадающее с реальным практическим действием, хотя исоставляющее его − практического действия необходимое определение. Но этои есть исходное предположение теории. «Это только в теории, а не в действительности»− такое обвинение составляет негативное определение мышления. И одновременнокоренной парадокс мысли.
Ощущать, представлять, восприниматьвозможно что-то, но мыслить возможно только о чем-то. В ощущениях и представленияхя сливаюсь с предметом своего ощущения, я ощущаю лезвие ножа как свою боль. В мыслия отделяюсь от предмета мышления, не совпадаю с ним. Но все дело в том, что не совпадающийс мыслью предмет есть предмет размышления, он существует для мысли лишь в той мере,в какой он соотносится с мысленным предметом. И одновременно он есть нечто «немыслимое»,вне мысли (вне меня и независимо от моего сознания) существующее, заданное мысликак загадка и никогда ею до конца не ассимилируемое. Именно в мысли мне противостоитбытие вещей в их «метафизической» цельности, замкнутости «на себя», внеположностисубъекту. Но одновременно… Сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности.
Конечно, логика практики образуетрациональную основу рассматриваемого парадокса, но сейчас речь о другом, посколькув мышлении, − в чем и состоит его «миссия» − практика как раз и выступаеткак парадокс, постоянно разрешаемый, воспроизводимый и углубляющийся… Можно сказатьдаже, что мысль и есть практика в ее парадоксальности.
Теоретическое творчество являетсяизобретением любых идей, любых, самых гротесковых идеализованных предметов радитого, чтобы понять предмет, как он есть (или как если бы он был), вне моей практическойдеятельности и независимо от нее. Стремление к надличному, сверхличному вот в чемсостоит пафос мышления. Только в отстранении (теоретическом в потенции своей) отсамого себя появляется возможность относиться к себе как к «alter ego», возникает зерно внутреннего диалога. Поэзия радикальновнедиалогична, об этом очень точно писал Бахтин. Вот почему внутренний диалог мышлениякак творчества возможен исключительно для теоретического ума. Не случайно в качествепредмета логического исследования творческое мышление должно быть взято как мышлениетеоретическое, как внутренний диалог теоретика. Это должен быть язык (речь) внутреннегодиалога, в котором осуществляется непрерывное взаимообращение текстов, их полифония,контрапункт, а не просто сосуществование.
Подходя к своей логике состороны, философ стоит перед парадоксом. Философу приходится критиковать собственнуюлогику (логику в целом) во имя некой еще не существующей, в состоянии становлениянаходящейся логики. Здесь логика творчества может быть понята только как творчествологики… Что остается вообще от той железной логики, и зачем вообще нужна эта «диалогика»,эта проверка «логики» «логикой»?
Не является ли это кружениебелки мышления в колесе «диалогики» просто-напросто бегством от жизни, от практики,от старой мудрости Гёте – «теория друг мой сера, но вечно зелено дерево жизни…»?
Только в общении «Я» и «ТЫ»,в отношениях «между» рождается новое. Другими словами, природа творчества диалогична и несубъектна.Личность не является центром и источником творческой активности, поскольку она выражаетплюралистическое (рациональное и иррациональное, рациональное и эмоциональное ит. п.) существование. Личность творчески активна только в диалогическом отношениик «Другому». Диалогическое отношение преобразуется в «МЫ» как двуединое существование«Я» и «ТЫ», направляющее свои креативные интенции на отдельное «Я» и «ТЫ». «Я» неявляется источником творчества, оно находит творчество в себе как креативную интенцию«МЫ». Продуктивная способность диалогической ситуации, появляющаяся в субъект-транссубъектномотношении «Я» — «ТЫ» — «МЫ» становится источником новизны для личности. Иначе, творчествоможно определить как осуществление креативной интенции «МЫ» — реальности в личностнойреальности субъекта
8. Развитие личности под влияниемтворчества
Преобразование личности послепробуждения творчества похоже на чудо и со стороны многим чудом и кажется. Говорято пробуждении таланта. Талант же подчас представляют как что-то вроде дорогой старинноймонеты, которая неожиданно попалась человеку. Или как чудо, спустившееся с небес.Раз − и с человеком произошло чудесное преобразование, он стал другим!
Правда, чаще это «чудесноепреобразование» годами, а то и десятилетиями рассматривается как своего рода болезнь,ненормальность, разрыв с традициями. Ведь человек занялся тем, чем никто из егородственников не занимался, и к чему, как они предполагают, у него не было и нетникаких способностей.
Впрочем, любые изменения,которые происходят в течение длительного времени, и понять, и оценить трудно. Быстроли происходят изменения?
Развитие личности условноможно представить в виде семилетних периодов:
до 7 лет — развитие в основномобразного мышления;
от 7 до 14 — переход;
от 14 до 21—развитие логическогомышления; многие исследования показывают, что функции логического мышления достигаютмаксимума в 21 год; от 21 до 28 — переход;
с 28 до 35 лет — развитиеинтуитивного или творческого мышления. Далее следует активное развитие социальныхсвойств личности.
Складывающийся новый обликчеловека, его новые интересы нередко требуют перехода из одной области деятельностив другую. Развитие связано с преодолением сопротивления той среды, в которой человекнаходится. Почему сопротивления? Потому что окружающие привыкают определенным образомвоспринимать каждого, а развитие есть не что иное, как выход за пределы сложившихсяотношений. Нередко человек, развивающийся по законам творчества, вынужден покидатьту среду, в которой он находился.
Когда кто-то начинает петьили рисовать, выражать чувства в создаваемых произведениях, он, как правило, обнаруживаету себя массу недостатков. Голосом (кистью, словом) владеет слабо. Не знает многогоиз сделанного в этой области другими. Он должен учиться и в то же время быть самостоятельным,усваивать опыт других и формировать свой стиль. Можно испугаться возможной критикии своих недостатков, можно − двигаться дальше.
Вскоре обнаруживается, чтонедостатки, вследствие того, что творчество, по Станиславскому, носит органическийхарактер, являются отражением имеющихся отношений, привычек, недостатков поведенияв целом. Задача улучшения творчества становится задачей работы над собой. Это даеттолчок для самосовершенствования.
Становясь на путь творчества,человек вынужден улучшать свои внутренние качества, менять стереотипы поведения.Он обращается к корням формирования тех или иных черт у себя, проверяет их целесообразностьв новых условиях, в ряде случаев − отказывается от ненужных черт. Вряд ли кто-то будет отрицать, что условия воспитания, стечениеразличных обстоятельств, в которых обычно развивается человек, способствуют формированиюу него не только позитивных черт. Недостатки чаще всего постепенно сглаживаютсяпод влиянием творчества.
Несовершенство поведения ипротиворечивость внутреннего мира человека на определенном этапе развития −скорее правило, чем исключение. Под влиянием творчества человек постепенно преодолеваетвнутренние расхождения и противоречия, возвращается к реалистичному видению мира.Творчество не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит. У того, ктоим не овладел, сознание нередко конфликтует с подсознанием.
Тот, кто выходит на уровеньсистематически проявляющегося творчества, настолько обогащает свои знания, что формируетсобственное мировоззрение, своеобразно отражающее все значимые стороны и событияего жизни.
Настоящее творчество, посколькув нем человек выражается всем своим существом, всегда своеобразно, несет на себепечать индивидуального стиля. Это хорошо известно, и наличие индивидуального стилянередко рассматривают как признак таланта. Творческий человек проявляется как индивидуальностьне только в работе, но и в повседневном общении.
По мере развития творчествачеловек все больше становится выразителем своего времени, рупором настроения масс,создает новое в соответствии с общественными, и в пределе − мировыми потребностями,движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Разумеется, разныетворческие профессии по-разному влияют на общественные процессы. Политик действуетпрямо. Художник или композитор влияет на настроения. Певец, будто бы не касающийсяполитики, может быть вдохновителем целых общественных движений. Один изобретательможет вызвать целую техническую революцию.
Творчество создает ту подъемнуюсилу, которая выносит человека на новый уровень: уровень социальной личности, субъектаобщественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, в скрытойили явной форме, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества.
Творчество приучает к тому,что новое может быть открыто в любой области знаний, и там, где сегодня знаешь все,завтра можешь оказаться невеждой, а затем сделать шаг вперед в познании. Это делаетчеловека более мягким и осторожным в суждениях, уберегает от апломба и самонадеянности.Чем выше уровень развития личности, тем мягче, проще, демократичнее человек в обхождениис другими. Творческое поведение без такой простоты и демократичности невозможно.Демократичные отношения естественная среда для выявления и развития всех настоящихспособностей.
Если человек освоил творчествов полной мере − и по процессу его течения и но результатам, − он вышелна уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутреннихсил. В эти моменты в его душе уже не разделяются восприятие, представления, мышление,эмоции, отношения… Если человек вышел на уровень духовного развития, какой быон деятельностью ни занимался, остается одно − пожелать ему счастливого пути.И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошемуон да научит!
личностьинтеллект творчество способность

Заключение
Человеческая мысль неустаннобилась над разрешением загадок творчества. Ряд из них был раскрыт наукой. Но и сегодня,как отмечают все современные исследователи, в изучении эвристической деятельностив искусстве немало спорного и неясного. Ее загадки стремятся ныне раскрыть ученыесамых разных специальностей: философы, психологи, социологи, эстетики, искусствоведы,педагоги, даже кибернетики и математики. Все возрастающий интерес к проблемам творчестваобъясняется глубокими объективными факторами. О некоторых из них, вытекающих изсамой природы эстетического восприятия, шла речь в этом реферате.
Анализ литературы по этойтеме показал, что общей теорией творчества наука пока не располагает. Сторонникиэтого направления проводят главным образом эмпирические наблюдения, пользуясь анкетнымметодом, внимательно изучают автобиографические записки и мемуары, используют метод«непринужденных бесед». Полученные данные подвергают статистической обработке, азатем дают практические рекомендации по организации труда.
Существует и другое направлениев изучении творчества, не сулящего броских результатов в близком будущем и нацеленное,прежде всего, на то, чтобы заполнить «теоретический вакуум»: раз общей теории творчестванет, необходимо ее создать. Сторонники этого направления не спешат с практическимирекомендациями и сосредоточивают усилия на разработке общетеоретических вопросов.
При этом отмечается отчетливаязакономерность: тенденция использовать для описания и объяснения творческого процессанаучный аппарат из весьма далеких областей науки. Так, специалисты-физики говорято квантовой природе мышления и видят в квантовой теории ключ к разгадке тайн творчества.Специалисты по общей семантике подчеркивают сходство и даже тождество понятий общейсемантики и психологии мышления; они уверены, что термины общей семантики −наилучший язык для описания творческого процесса.
Но одно утверждение, всё-таки,бесспорно. Пусть даже нет общей теории творчества, всякого рода методики и рекомендациинеобходимы. Изобретения, даже самого высокого уровня можно и должно делать «по формулам».Многие из этих «формул» уже известны, их применению успешно обучают. В ближайшиедесятилетия решение изобретательских задач превратится в точную науку о развитиитехнических систем.
Бесспорно также и следующееутверждение, о тесном единении искусства и науки. Причем имеется в виду наука в широком смысле данного понятия: не только математикаи физика, но также искусствоведение и эстетика. Из всего сказанного необходимо следует,что если современный художник не становится исследователем действительности, исследователем,вооруженным соответствующими знаниями и методологией, то он обрекает себя на неуклонновозрастающую творческую некоммуникабельность с окружающим миром. Тесный союз искусстваи науки − при полной, разумеется, самостоятельности и равноправии обоих −это объективная закономерность развития современной культуры. Как и всякая закономерность,она пробивает себе дорогу в жизни через массу случайностей, отклонений, противодействий.Но все равно ей принадлежит будущее.

Литература
1.  Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологическихметодах изучения творчества.- М., Наука, 1971
2.  Альтшуллер Г.С. Творчество как точнаянаука. – М.: Сов. радио, 1979,− Кибернетика.
3.  Библер В.С. Мышление как творчество. (Введениев логику мысленного диалога). М., Политиздат, 1975.
4.  Галин А.Л. Личность и творчество. Психологическиеэтюды. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989.
5.  Громов Е.С. Природа художественного творчества:Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
6.  Гримак Л.П. Резервы человеческой психики:Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.
7.  Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.:Издательство «Питер», 2000.
8.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей.– СПб.: Питер Ком, 1999.
9.  Кедров Б. О творчестве в науке и технике:(Научно-популярные очерки для молодежи). – М.: Мол. Гвардия, 1987.
10.  Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат,1976.
11.  Моляко В.А. Психология творческой деятельности.М. Высшая школа, 1978
12.  Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчествав современной психологии, М.: Наука,1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :