Реферат по предмету "История"


Социально-этические воззрения Ф. Скорины

Социально-этические воззрения Ф. СкориныКраткая биография
Франциск Скорина — выдающийсядеятель белорусской культуры XVI в.,основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняядеятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель,переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветительФранциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфербелорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиямивремени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражалаглубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая быланеотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов.
Франциск Скорина родился вПолоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родилсяоколо 1490г. Однако, по мнению представителя Института философии и праваНациональной Академии наук Беларуси Вл. Вл. Агневича датой рождения Ф. Скориныявляется 23 апреля 1476 года. В других научных источниках эта дата его рождениясвоего подтверждения не нашла. Напротив, большинство из литераторов указывают,что Ф. Скорина действительно родился в 1490 году. Предположение это опираетсяна существование в те времена обычая отдавать на учебу в университетымальчиков, как правило, в возрасте 14 — 15 лет. Но на возраст школяраруководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения незаписывался, т.к не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф.Скорина был студентом — переростком. Возможно, отсюда и берет началоисключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и ккультурной и научной деятельности.
Предполагают, что первоначальноеобразование Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать поПсалтыри и писать кирилловскими буквами. От родителей он перенял любовь иуважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплялэпитетом «славный», привык гордиться людьми «посполитыми», народом«языка русского», а затем пришел к мысли дать соплеменникам светзнаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заняться наукой, Ф. Скоринепотребовалось освоить латынь — тогдашний язык науки. Поэтому есть основаниепредполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном изкатолических костелов в Полоцке или в Вильно. В 1504г. любознательный ипредприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, гдештудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получаетпервую ученую степень бакалавра. Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимобыло получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковскомили в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степеньмагистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижныефакультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический.
Это образование уже позволялополучить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, чтооколо 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 онуже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не толькомедицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседаниимедицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принятопостановление о допуске бедного, но способного и образованного русина ФранцискаСкорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дняв диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Сохранилисьзаписи протокола экзамена, где, в частности, говорится: «Он проявил себястоль похвально и превосходно во время строгого испытания, излагая ответы назаданные ему вопросы и отвергая выдвинутые против него доказательства, чтополучил единодушно одобрение всех присутствующих ученых без исключений и былпризнан обладающим достаточными знаниями в области медицины». Позднее онсам себя всегда будет именовать: " в науках и лекарстве учитель",«в лекарских науках Доктор», «ученый» или «избранныймуж». Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культурыБелоруссии — купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призваниеболее ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, носпособный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолелтрудности и поднялся до вершин средневековой образованности.
После ученого триумфа сведения оФ. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517 Ф. Скоринапоявляется в Праге, где с времен гуситского движения существовала традицияиспользования библейских книг в формировании общественного сознания,установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическомдухе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения вКраковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для переводаи издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешскойбиблеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагуместом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал еенаучно-издательскую среду. В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование,приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитыйполочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.
6 августа 1517 года выходитПсалтырь, затем почти каждый месяц издается новая книжка Библии. За два года ониздал 23 иллюстрированные книги. На заре книгопечатания (Гуттенберг изобрелнаборную печать лишь в середине ХV века) такой темп был невозможен безпредварительной подготовки. Вероятно, Скорина уже имел рукопись всех книгБиблии в своем переводе на родной язык, чем и занимался несколько лет послеучебы в Италии.
Изданная Ф. Скориной Библия вего переводе на старобелорусский язык — уникальное явление. Написанные импредисловия и послесловия запечатлели необычное для той эпохи развитое чувствоавторского самосознания, патриотизма, дополненное несвойственным для древнегомира, но характерным для христианина чувством историзма, осознаниемнеповторимости каждого события жизни.
Восхищает и оформление книгСкорины. В первую белорусскую Библию издатель включил почти полсотнииллюстраций. Многочисленные заставки, иные декоративные элементы, гармонирующиес версткой страниц, шрифтом и титульными листами. В его пражских изданиях — множество орнаментальных украшений и около тысячи графических инициалов. Позже,в изданиях, выпускаемых на родине, он использовал таких инициалов более тысячи.Уникальность первой белорусской Библии также в том, что издатель и комментаторпоместил в книгах сложный по композиции и символическому смыслу свой портрет. Помнению некоторых исследователей в символических гравюрах зашифрована догадка огелиоцентрической системе… Если вдуматься, это не вызывает большого удивления. УФранциска Скорины много общего с Николаем Коперником. Примерно в одно и то жевремя они учились не только в Польше, но и Италии. Оба изучали медицину. Возможно,и встречались. Но главное в ином. Ф. Скорина и Н. Коперник являютсяосновоположниками нового времени, они оба были порождением одной и той жедуховно-исторической среды.
Книги Ф. Скорины — уникальноеявление мировой культуры: полного собрания его оригинальных изданий нет ни водной библиотеке мира. Чешские издания (23 книги) стали общедоступными после ихфаксимильного воспроизведения издательством «Белорусская энциклопедия»в начале 1990-х. В прошлом году по инициативе немецкого слависта Ганса Ротэосуществлено факсимильное переиздание с теоретическими и текстологическимикомментариями еще более редкого издания Ф. Скорины «Апостола».
Около 1521 года Скоринавозвратился на родину, основал в Вильне первую восточнославянскую типографию. Ужев следующем году издает «Малую подорожную книжку», где объединилПсалтырь, тексты церковных служб и гимнов, а также астрономический церковныйкалендарь. В марте 1525 г. там же выпустил «Апостол» (Деяния ипослания апостолов). С этой книги спустя 40 лет начали в Москве российскоекнигопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец, оба уроженца Беларуси.
Почти десять лет Скоринасовмещает две должности — секретаря и врача — у виленского епископа — внебрачногокоролевского сына. Одновременно не покидает издательские дела, с братомзанимается торговлей. Не прекращает Ф. Скорина путешествовать. Он наведываетсяв Виттенберг к основателю немецкого протестантизма Мартину Лютеру. Как раз вэто время (1522-1542 г. г) основатель лютеранства переводил на немецкий язык ииздавал протестантскую Библию. К тому же, он был доктором теологии, а Скоринаглубоко интересовался социально-правовыми, философскими и этическими проблемамив контексте библейского учения. Однако сближения между ними не состоялось. Болеетого, Лютер заподозрил в белорусском первопечатнике католического миссионера, атакже вспомнил пророчество, что ему грозят чары, и покинул город.
Вообще много схожего в этихсудьбах. Мартин Лютер, издав протестантскую «Библию» на немецкомязыке, фактически канонизировал его. То же самое можно сказать о роли ФранцискаСкорины в формировании белорусского языка. Более того — бесспорно влияние егокниг и на русский язык.
Примерно в то же время, когда Ф.Скорина посещал М. Лютера, он побывал в Москве с просветительской миссией. Вероятно,он предложил свои книги и услуги как издателя и переводчика. Однако по приказумосковского князя был изгнан из города, а привезенные им книги публично сожженыкак «еретические», поскольку были изданы в католической стране. Невызывает сомнения, что часть из них все же сохранилась. Но влияние белоруса Ф. Скоринына формирование русского языка в большей мере произошло позже — посредствомиздания книг в Московии И. Федоровым и П. Мстиславцем, которые использовали всвоей работе труды соотечественника.
Вскоре Ф. Скорина по приглашениюпоследнего магистра Тевтонского ордена прусского герцога Альбрехта посещаетКенигсберг. Однако в это время в Вильне во время пожара, уничтожившего дветрети города, сгорела типография Скорины. Пришлось, несмотря на гнев герцога,возвращаться. Драматические события на этом не закончились. Во время пожарапогибла его жена. Годом раньше умер старший брат, наследник коммерческого делаотца. Его кредиторы, польские «банкиры», предъявили долговыепретензии Франциску, и он оказался в тюрьме. Правда, через несколько неделькоролевским указом был освобожден, взят под королевскую опеку, юридическиприравнен к шляхетскому (дворянскому) сословью. Монарх выдал ему специальнуюпривилегию: «Пусть никто кроме нас и наследников наших, не имеет правапривлекать его к суду и судить, какой бы не была значительной илинезначительной причина его вызова в суд…» (Заметьте: опять королевскаямилость).
Издательская и просветительскаядеятельность не принесли Ф. Скорине дивидендов, скорее истощили егопервоначальный капитал. Умирает и покровитель — виленский епископ. Францискотправляется в Прагу, где становится садовником у короля Фердинанда 1Габсбурга, который позже станет императором Священной Римской империи. Можнозадаться вопросом: что за необычное превращение врача и издателя в садовника? Объяснениепростое: скорее всего Ф. Скорина был ботаником-садоводом. В те временамедицинское образование включало в себя и познания в области ботаники. Понекоторым архивным данным Скорина в Праге специализировался на разведениицитрусовых и трав для врачевания.
Сохранилась переписка чешскогокороля со своим секретарем, из которой выясняется, что «итальянскийсадовник Франциск» (так называли там Ф. Скорину) служил не до конца своихдней, а только до июля 1539 года. Именно тогда король удостоил его прощальнойаудиенции.
Спустя 13 лет Фердинанд издалграмоту, в которой сообщалось, что «доктор Франтишек Рус Скорина изПолоцка, который некогда жил, наш садовник, в этом королевстве Чешском былчужестранцем, — сошел на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса иопределенное имущество, бумаги, деньги и прочее, ему принадлежащее». Корольприказал всем служащим государства помогать сыну Скорины при получениинаследства. Архивы свидетельствуют, что Симеон унаследовал и искусство отца: былпрактикующим врачом и садовником.
Чем занимался перед смертью«Франциск из славного места Полоцка», возвратился ли он киздательскому делу, история умалчивает.
Все тот же Вл. Вл. Агневичустанавливает точную дату и место смерти Ф. Скорины — 21 июня 1551г. в г. Падуя.Социально-этические воззрения Ф. Скорины
Специфическое общественное бытиебелорусских горожан в системе феодального строя обусловливает возникновение в ихсознании новых социально-нравственных ориентиров и ценностей. В городской среденаряду с богатством, сословными привилегиями все большее значение начинаетпридаваться индивидуальным достоинствам человека, его энергии, уму, моральнымдобродетелям. В связи с этим растет престиж профессионального мастерства,образованности, знания. Некоторые богатые горожане начинают выступать в ролимеценатов, проявлять определенную заботу об отечественном образовании,книгопечатании, науке. Не удивительно поэтому, что именно городская средавыдвинула одного из наиболее выдающихся деятелей белорусской культуры иобщественной мысли XVI в. — Франциска Скорину. Появление такой личности вистории белорусской культуры в философско-общественной мысли было возможнотолько в условиях развитого города. Весьма симптоматично также, чтоиздательская деятельность Скорины в Праге и Вильно осуществлялась прифинансовом содействии богатых виленских горожан-белорусов.
В течение XIV-XVI вв. формируетсябелорусская народность. Образование белорусской народности совершалось на базезападной ветви древнерусской народности, которая в период распада Киевской Русисохранила многие свои племенные, хозяйственно-экономические, бытовые, языковыеи другие отличия. На основе целого комплекса источников современные советскиеисследователи пришли к выводу, что «белорусская народность, так же какнародности русская и украинская, ведет свое происхождение от единого корня — древнерусскойнародности, ее западной части. Древнерусская народность явилась общим этапом вистории всех трех братских народностей, и в этом состоит особенность этногенезавосточных славян в отличие от других народностей, образовавшихсянепосредственно от консолидации первичных племен». Формированиебелорусской народности осуществлялось в основном в составе новогогосударственного образования — Великого княжества Литовского, причем решающеезначение в этом процессе имело социально-экономическое и политическое развитиебелорусских земель. Этнической основой генезиса белорусов являлись потомки дреговичей,днепро-двинских кривичей и радимичей. Вместе с ними в состав белорусскойнародности вошла часть бывших северян, древлян и волынян. В этногенезебелорусов участвовал и определенный балтийский субстрат, однако он не игралсущественной роли. В рассматриваемый период формировалась культура белорусскойнародности, складывались особенные черты национального языка, что находилоотражение в письменности, в том числе и в произведениях Скорины. В то же времяпроцесс формирования белорусской народности и его культуры осуществлялся втесной связи с экономической, социально-политической и культурной жизньюрусского, украинского, литовского и польского народов.
Великое княжество Литовское былоне только многонациональным, но и разнорелигиозным государством. Основная массанаселения-белорусы и украинцы являлись православными. Литовцы же, по крайнеймере до 1386 г., были язычниками. После Кревской унии начинается католизацияЛитвы. Католицизм, которому покровительствует великокняжеская власть, проникаетв белорусско-украинские земли и постепенно завоевывает там одну позицию задругой, с самого начала выступая в качестве средства укрепления власти феодаловнад белорусскими, украинскими и литовскими крестьянами и горожанами, средствареализации социально-политических притязаний польских магнатов иэкспансионистских замыслов Ватикана. С середины XVI в., в связи среформационным движением, в Белоруссии и на Украине утверждается протестантизмв форме кальвинизма, частично лютеранства и антитринитаризма. Временно усиливаетсяего влияние на белорусских, литовских и украинских феодалов, горожан,незначительное число крестьян. Однако в конце XVI-начале XVII в., напуганноеусилившимся антифеодальным и национально-религиозным движением, радикализмомРеформации, большинство феодалов порывает с протестантизмом и переходит вкатолицизм. Здесь же следует отметить, что в силу сложившихся историческихобстоятельств некоторая часть белорусских и украинских горожан и крестьян такжепринадлежала к католическому вероисповеданию. Помимо существовавших вБелоруссии, Литве и на Украине православия, католицизма и протестантизма вконце XVI в. вводится униатство. И наконец, живущие в пределах Великогокняжества Литовского евреи и татары исповедовали соответственно иудаизм и ислам.
На рубеже XV-XVI вв., каксвидетельствуют источники и имеющаяся по этому вопросу литература, западноеправославие находилось в состоянии, близком к кризисному. Православноедуховенство (в особенности его высшие слои) всю энергию направляло нарасширение своих земельных владений, увеличение привилегий. Оно мало заботилосьне только о просвещении, культуре, но и о самой религии. Источники конца XV — началаXVI в. свидетельствуют о «великом грубиянстве и недбалости» православныхсвященников.
Скорина начинал свою деятельностьв то время, когда противоречия между православием и католицизмом и стоящими заэтими двумя религиями социальными силами в достаточной степени еще необострились. Между тем со второй половины ХVI в. усиливается процессфеодально-католической реакции. Активизируется деятельность католической церквии ее авангарда-ордена иезуитов, возглавляемых и направляемых Ватиканом. Втечение второй половины XVI-XVII в. католическая церковь в Великом княжествеЛитовском при поддержке королей и феодалов стала не только крупным земельнымсобственником, но и предпринимала довольно успешные попытки взять в свои рукивсе средства идеологического воздействия, приобрести монополию на образование,сконцентрировать в своих руках типографии, установить строгую цензуру печати и т.д.
Тесно связанный со своейклассовой средой, ее идейными устремлениями, Скорина не является случайнойфигурой в истории культуры, общественной и философской мысли восточнославянскихнародов, он выступает как идеолог прогрессивных слоев общества, сумевший заглянутьв историческую перспективу, наметить некоторые существенные моментыпоследующего развития общества.
Именно Скорина первым начерталдля отечественного просвещения образовательную программу «семи свободныхнаук», которая затем была взята на вооружение братскими школами, развита иусовершенствована профессорами Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинскойакадемии и сыграл значительную роль в развитии восточнославянской системыобразования, философской мысли, сближении отечественной культуры с культуройЗапада.
Ф. Скорина стоял у истоковдуховного секуляризма и европеизации.
Издатель знаменитой “Библиирусской", просветитель-книжник. Для Скорины Библия — свод богооткровенныхзнаний и источник “седми наук вызволеных” — грамматики, логики, риторики, музыки,арифметики, геометрии и астрономии. Для овладения грамотой рекомендовалосьчтение Псалтыри, логикой — Книги Иова и Посланий апостола Павла, риторикой — ПритчейСоломоновых и т.д.
Социологические и философскиевзгляды Скорины содержатся в предисловиях и послесловиях, которые он помещал вовсе переведенные им библейские книги.
Предисловия и Сказания Ф. Скоринык книгам Священного Писания представляют большой интерес и не имеют аналогов (общеепредисловие-толкование ко всем библейским книгам появилось в ЕлисаветинскойБиблии в 1751году).
В предисловии к кн. Иова, Иов уСкорины предстает не затерянной среди вселенских мириад песчинкой, как вкосмогонии Дж. Бруно, а находится в непосредственном диалоге с Творцом, которымему обетовано спасение и усыновление.
Скоринина экзегеза, наследующаялучшие раннехристианские традиции, вскрывает в тексте обычно не внешнийсобытийный, буквальный, а глубинно прообразный, символический смысл.
Жанр предисловий, их богатуюсоединительную палитру, их структурно-синкретическое разнообразие можнопо-настоящему понять лишь исходя из педагогических, философско-экзегетическихзамыслов. Скорина, наконец, из того, какое значение он придавал каждой из книгСвященного Писания в деле духовного просвещения и исправления нравов «людапосполитого».
Приступая к переводу на «народныйязык» и тиражированию посредством печатного станка книг СвященногоПисания, белорусский просветитель предвидел наступление нового этапаознакомления с Библией — уже не из проповеди опытных богословов, а из самостоятельногочтения, таящего в себе опасность упрощенного понимания книг Священного Писания.По замыслу белорусского богослова, для предотвращения упрощенного толкованияперевод и издания библейского текста должны были быть сопровожденысоответственным комментарийно-аналитическим аппаратом. И, по существу, мывидим, что Скоринины предисловия из служебного жанра перерастает в жанрсинкретический, где наряду с информационными сведениями богословского,исторического, лексикографического характера, важное место занимает толкованиепрообразно-аллегорическое содержание библейских книг.
Послесловия как заключительныйэлемент в системе Скорины также выполняют богатую информативную роль. В них,несмотря на лапидарную форму, нередко продолжается трактовка библейского содержания,начатая в предисловии.
Лаконичные послесловия завершаюткаждое из пражских ветхозаветных изданий. Набор сведений, содержащихся здесь,примерно одинаков: название книги, имя переводчика и издателя, место и времяиздания. По схеме послесловия могли и повторять друг руга, ибо менялись в нихлишь названия книг и время выпуска в свет. Скорина, однако, старается избежатьунылой повторяемости, все послесловия у него разные.
Заключение
Мировоззрения Ф. Скорины носят светский,социально-этический характер, гуманистическую направленность. В центре — социальныеи нравственные вопросы. Он решал их, опираясь прежде всего на Библию. В ней онвыделял два вида законов — “прирожденный”: божественный, существующий в душечеловека от рождения, благодаря ему он различает добро и зло, творит благо ближнему;и “написанный": возникает по необходимости и отражает изменение жизнилюдей в разные эпохи и в разных странах. Он уравнивал законы мирские ибожественные, Священное писание утрачивало ореол неприкосновенной святости,делалось доступным каждому мыслящему человеку. Отпадала необходимость в посредничествецеркви, и человек сам оказывался творцом своей судьбы. Сущностная добродетельчеловека для Скорины — разум. Он призывал обращать его на пользу своего народа,государства. Он -патриот, для него служение отечеству важнее церковных жертвоприношений,важнее самой веры. Патриотизм, чувство долга перед родиною придаютнравственно-национальный характер мировоззрению Скорины, делают егопровозвестником ренессансных идеалов в восточнославянском обществе.
Кратко его идеи можноохарактеризовать следующим образом:
патриотизм;
призывает людей верно служитьсвоей Родине;
государство — организациянаселения, которое занимает определенную территорию и подчиняется одной и тойже власти;
цель государства — достижениевсеобщей пользы, лучшего уровня жизни;
взаимоотношения между богатыми и«убогими» должны строиться на основе «братолюбия»;
общество должно строиться попринципам мира и согласия;
закон должен быть пригодным дляиспользования, полезным для населения, соответствовать обычаям, времени и месту;
был сторонником концепцииестественного права;
не признавал домогательствдуховенства на руководство законотворчеством и судебной практикой;
придерживался идеи верховенстванарода в правотворчестве;
был сторонником мира международами («вечного мира»).
Список используемой литературы
1.        Апримене А.Ю. Язык Апостола Франциска Скорины 1525г.: Автореф. канд. дисс.- Минск., 1977.
2.        Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания вБелоруссии и Литве. — М., 1979.
3.        Булыко А.Н. Западнославянская лексика в изданиях Франциска Скорины. // Белорусскийпросветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. — М.,1979.
4.        Голенченко Г.Я. Время рождения и смерти Ф. Скорины // Франциск Скорина иего время: Энцикл. справочник. — М., 1990.
5.        Гринблат М.Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. — Минск,1968.
6.        Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. — Минск,1962.
7.        Мыльников А.С. Франциск Скорина и Прага // Белорусский просветительФранциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. — М., 1979.
8.        Немировский Е.Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусскогопросветителя. — Минск, 1990.
9.        Франциск Скорина и его время: Энцикл. справочник. — М., 1990.
10.     Яскевич Е.А. Произведения Франциска Скорины: Структура, экзегеза,образность: Автореф. канд. дисс. — Минск, 1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование обыкновенного стрелочного перевода
Реферат Основные организации, выполняющие кадастровые работы
Реферат Борисов-Мусатов и художники группы "Наби"
Реферат Магнитные свойства атомов
Реферат Проектирование основных параметров системы тягового электроснабжения
Реферат Принципы увязки систем диспетчерской централизации с системами электрической централизации и
Реферат Управління конфліктами. Інституціоналізація конфлікту
Реферат Проект асфальтобетонного заводу
Реферат Договор перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом
Реферат Проект комплексного автотранспортного предприятия на 93 автобуса МАЗ-103.
Реферат История Советсткого флота History of the Soviet fleet
Реферат Проект кран-балки
Реферат Функциональные состояния человека
Реферат Разработка подсистемы оперативного анализа данных в информационной системе анализа динамики посетителей
Реферат Причины умственной отсталости