--PAGE_BREAK--
Таблица1. Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов сельскохозяйственной и промышленной продукции в 2007г.
Приведенная выше таблица, говорит о важной роли России в мировом хозяйстве, поскольку из данных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, многие продукты идут на экспорт, в частности, продукты нефтяного сектора, цветной и черной металлургии.
В настоящее время Россия является мировым лидером по добыче природного газа. Основную добычу «голубого топлива» контролирует российский монополист «Газпром». В 2007 г. Группой Газпром добыто 548,6 млрд. куб. м природного и попутного газа (в 2006 г. – 556,0 млрд. куб. м). Снижение объемов добычи газа в 2007 г. на 1,3% по сравнению с 2006 г. обусловлено снижением потребления газа на внутреннем рынке и уменьшением объема экспорта российского газа в европейские страны из-за аномально теплой зимы 2006/2007 гг. Сегодня на долю ОАО «Газпром» приходится 84% российского объема добычи газа и пятая часть всего добываемого в мире газа. Также стоит отметить колоссальную роль России в энергетической безопасности Европы. Так, в 2007 году потребление российского газа в ЕС составило 30,6% от всего объема. Стоить отметить, что объем производства российской стали в 2007 вырос на 2% и составил 72,2 млн. тонн. (5,36% от мирового производства). Россия занимает по этому показателю 4-е место после Китая, Японии и США (489 млн. тонн, 120,2 млн. тонн, 97,2 млн. тонн соответственно). Российские компании, производящие оружие, занимают на мировом оружейном рынке 2-е место, уступая лишь США. Продажи отечественных вооружений постоянно растут, если в 2001 г. было продано на 3,71 млрд. долл., то в 2002 г. – 4,8 млрд. долл., в 2003 г.- 5,00 млрд. долл., в 2005 г.- 5,226 млрд. долл., в 2006 г.- 5,3 млрд. долл.
По объёмам промышленного производства Россия занимает в мире 6 место и 2 место в Европе после Германии. Но исходя из высоких темпов роста промышленности (рост промышленного производства в России в июле 2008 года составил 3,2% по сравнению с июлем 2007 года после увеличения на 0,9% в июне и на 6,7% в мае. За январь-июль 2008 года рост промышленного производства составил 5,4% против повышения на 7,6% в январе-июле 2007 года, в том числе в июле 2007 года — на 10,3%) и того факта, что в связи с экономическим кризисом, промышленное производство в Еврозоне, США и Японии с июля 2008 года вошло в состояние рецессии, можно смело говорить, что Россия в долгосрочной перспективе будет только укреплять свои позиции в этой сфере.
Но с другой стороны, Россия тоже подвержена влиянию кризиса. В настоящее время в промышленности есть тенденция к спаду инвестиционной активности и увеличения издержек производства, что, безусловно, только негативно влияет на рост промышленности. Также, интересен тот факт, что на протяжении уже многих лет рост промышленного импорта в России опережает по темпам не только рост экспорта, но и рост ВВП, как и промышленности. Очевидно, что этот процесс рано или поздно должен оказать негативный эффект на рост российской промышленности.
Что касается производительности труда, то по этому показателю Россия отстает от этого показателя от США в 5 раз, от Канады — в 4 раза, от основных стран Европейского Союза, Японии — в 3,5- 3,7 раза, от Мексики — на 36%, от Бразилии — на 14%. Стоит также отметить, что производительность труда в России вдвое выше, чем в Китае, и почти втрое, чем в Индии.
В новом веке Россия вышла на более высокие, чем в развитых странах, темпы экономического роста. Средний прирост ВВП (постоянных ценах к прошлому году) в период с 2000 по 2007гг. составил примерно 8%. InternationalMonetaryFund(IMF) планирует рост ВВП России в 2008 году на уровне 6,8%. Согласно последнему ноябрьскому отчету этой организации, внесены поправки в прогноз роста ВВП России на 2009 год до уровня 3,5%. А все развитые экономики мира войдут в состояние фактической рецессии. Эта ситуация обусловлена влиянием мирового финансового кризиса на фоне более глубокой интеграции этих мировых хозяйственных субъектов в мировую экономику, в отличие от ряда НИС и экономик развивающихся стран.
Объём российского ВВП в 2007 году составил 32 987,4 млрд. рублей, что по рыночному курсу составляет более 1280 млрд. долларов (10-е место в мире). По ППС ВВП России в 2005 году составлял только 13,7 % от американского (данные глобального раунда сопоставления ВВП), но уже в 2007 году увеличился до 15,2 % (рост ВВП в 2006 году — 7,4 %, в 2007 — 8,1 %; в США в 2006 — 2,9 %, в 2007 — 2,0 %), а по паритету покупательной способности — 2103,3 млрд. долларов, на душу населения — 14 800 долларов, (паритет покупательной способности — 15,68 рублей за 1 доллар США). По ВВП (ППС) в 2007 по данным Всемирного Банка российская экономика была на 6-м месте в мире, опередив Великобританию и на 7-м по данным Международного Валютного Фонда.
Таблица 2 – Объем ВВП России и отдельных стран в 2000-2007 годах. Доля ВВП стран от мирового ВВП (рассчитано по паритету покупательной способности. ВВП в млн. $, доля в %).
Таким образом, доля ВВП Российской Федерации в период с 2000 по 2007 год выросла на 0,482 % и составила 3,176 % от мирового ВВП.
Проанализировав данные можно сказать, что российская экономика в 2007 году продемонстрировала ускорение роста по отношению к 2005—2006 годам. При этом ускорение происходило на фоне снижения влияния топливно-энергетического сектора на экономику, то есть рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы (хотя их влияние ещё высоко), а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей.
В 2007 году объем экспорта РФ увеличился на 17% и составил 355,2 млрд. долларов (2.5% мирового экспорта). По этому показателю Россия занимает 12-е место в мире и отстает по объемам экспорта от Германии в 3,7 раз, от Китая в 3,4 раза, от США в 3,27 раза. По объемам импорта Россия занимает 16-е место, он составил 223,4 млрд. долларов (1.6% мирового импорта). Прирост объема импорта в 2007 году к 2006 году составил 36 %. Наряду с Вьетнамом (36%), Румынией (37%), Украиной (34%), Словакией (34%), Венесуэлой (37%), Россия демонстрирует самые высокие темпы роста импорта. Основными факторами роста внешнеторгового оборота России являются укрепление рубля, благоприятная конъюнктура мирового рынка и расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
2.3 Внешнеэкономическое сотрудничество России с другими странами
С либерализацией внешнеэкономической деятельности в период экономических реформ, снявшей барьеры, которые препятствовали выходу отечественных производителей на внешние рынки и проникновению на внутренний рынок зарубежной продукции и иностранных инвестиций, внешнеэкономическое сотрудничество с другими странами стало играть очень важную роль в экономике России.
В 2007 году внешнеторговая квота составила 44% от ВВП (578 млрд. долл.), экспортная квота 27,5 % (355 млрд. долл.), импортная квота 17,3 % (223 млрд. долл.). Данные показатели соответствуют показателям развитых стран (Германия- 78%, Франция- 53%, США- 19%).
Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития (по методологии платежного баланса), в январе-октябре 2008 года составил 410 млрд. долл. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза (в январе-октябре прошлого года на 12,5%). Начиная с августа отмечается снижение объема экспорта в стоимостном выражении (июль – 47,8 млрд. долл., август – 45,6 млрд. долл., сентябрь – 43,8 млрд. долл., октябрь – 35,5 млрд. долл.). Безусловно, основная причина — это падение мировых цен энергоносители и сырье.
Анализируя географию экспорта, стоит сказать, что в 2007 г. из общего объема экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии — 7,8, Германии — 7,5, Турции — 5,2, Китая — 4,5, Швейцарии — 4,0, Польши — 3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) — 3,1, Финляндии — 3,0, Франции — 2,5, США — 2,3%. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины — 4,6%, Казахстана — 3,4% (Рисунок 5).
Германия — ведущий поставщик в России современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых для немецкой экономики.
Показатель экспорта в Голландию в 2007 году составил 42,3 млрд. долл., что является самым большим показателем как среди стран дальнего зарубежья, так и среди стран СНГ. В целом, сохраняется устойчивая
ориентация экспорта на рынки стран дальнего зарубежья, доля которых в общем объеме экспорта России в январе-октябре 2008 года увеличилась с 84,7% (2007 год) до 84,9%. Основным экономическим партнером страны фактически является Европейский Союз. Если в 1995 году экспорт в страны ЕС составил 38 млрд. долл., то в 2007 году эта цифра составила 184,73 млрд. долл., что в 4,9 раза больше. Также хорошо торговые связи налажены со странами Азии, экспорт в которые в 2007 году составил 45,82 млрд. долл.
Со стороны британских деловых кругов повысился интерес к российским высоко-технологичным разработкам предприятий военно-промышленного комплекса, как в военной, так и в гражданской областях. Сотрудничество предполагает экспорт товаров и услуг этой отрасли хозяйства России в Великобританию.
Рисунок 5— Географическая структура экспорта РФ по странам в 2007 году
Экспорт в Северную Америку в 2007 году составил 19,87 млрд. долл., причем 91,6 % от этого объема есть экспорт в США. Экспорт же в Центральную и Южную Америку составил 4 млрд. долл., что на 15% меньше чем в 2005 году.
Импорт товаров (по методологии платежного баланса), в январе-октябре 2008 года составил 246,1 млрд. долл. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 39,7% (в январе-октябре прошлого года — на 37%). Начиная с августа, отмечается замедление темпов роста импорта в долларовом выражении (среднемесячный темп прироста- 0,5% против 4,3% в первом квартале и 2,0% — во втором).
В 2007 году в импорте преобладали поставки из Германии — 13,3%, Китая — 12,2, Японии- 6,4, США- 4,7, Италии- 4,3, Франции- 3,9, Соединенного Королевства (Великобритании)- 2,8, Финляндии- 2,5, Польши- 2,3, Нидерландов — 1,9%. Что касается стран СНГ, то лидерами являются Украина- 6,7% от всего объема российского импорта, Беларусь- 4,4%, Казахстан- 2,3%. Географию импорта можно увидеть на Рисунке 6.
Рисунок 6- Географическая структура импорта РФ по странам в 2007 году, %
Импорт из стран Дальнего Зарубежья в 2007 году составил 169,8 млрд. долл., причем на долю ЕС приходится более 50% этого объема. Таким образом, и в импорте это интеграционное объединение является основным экономическим партнером. Развитыми являются отношения также отношения с некоторыми странами Азии (31% от импорта из стран Дальнего Зарубежья). Основным партнером в этом регионе выступает Китай. Объем импорта из этой страны в 2007 году составил 24,4 млрд. долларов. С 2000 года объем китайского импорта в Россию (в фактически действующих ценах) увеличился в 25,4 раза, что говорит, фактически, об активной экспансии китайских товаров на российский рынок за этот период. Также стоит отметить таких партнеров как Япония (в 2007 г. импорт составил 12,7 млрд. долл.), Южная Корея (8,8 млрд. долл., 5,2% от импорта).
В российском импорте возросла доля промышленного оборудования и товаров широкого потребления из Франции.
Динамично развиваются торговые отношения со странами Америки. В 2007 г. объем импорта из этих стран достиг 16,4 млрд. долл. С 2000 года этот показатель увеличился на 437% (в фактически действующих ценах). Основным импортером в этом регионе выступают США. Импорт из этой страны в 2007 г. составил 9,4 млрд. долл. и увеличился по сравнению с уровнем 2000 г. в 4 раза.
В целом, в 2007 году внешнеторговый оборот России увеличился на 23,4% и составил 578,2 млрд. долл. Основными торговыми партнёрами России в 2007 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил — 52,9 млрд. долл., также, Нидерланды — 46,6 млрд. долл., Китай — 40,3 млрд. долл., Италия — 36,1 млрд. долл., Турция — 22,5 млрд. долл., Польша — 17,9 млрд. долл., США — 17,5 млрд. долл., Великобритания — 16,7 млрд. долл., Швейцария — 15,9 млрд. долл., Финляндия — 15,7 млрд. долл. Среди стран СНГ- Украина 29.6 млрд. долл., Беларусь — 26 млрд. долл., Казахстан — 16.5 млрд. долл.
В 2007 году сальдо торгового баланса составило 132,1 млрд. долл. в январе-сентябре 2008 года составило 156,0 млрд. долл., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,7 раза. Рост торгового сальдо в целом происходил в результате увеличения положительного сальдо сырьевых товаров, занимающих большой удельный вес во внешней торговле России. В торговле машинами и оборудованием отрицательное сальдо продолжает увеличиваться. Это объясняется тем, что импортируемая продукция машиностроения и различное оборудование является более качественным, а значит конкурентоспособным. Многие производства отдают предпочтение именно импортной продукции при модернизации своего основного капитала.
Таким образом, в структуре российского экспорта преобладает минерально-сырьевые ресурсы, их доля составляет 80,1 %. В целом, структура экспорта включает в себя около 4 тыс. различных товаров, но наибольший по стоимости объем приходится всего на 10 товаров, включая нефть, газ, цветные, драгоценные металлы. Такая ситуация обусловлена тем, что, как отмечалось ранее, Россия обладает большим природно-ресурсным потенциалом, а развитая добывающая промышленность дает возможность в полной мере использовать этот потенциал во внешней торговле. Сама же товарная структура экспорта за последние 7 лет изменилась не сильно. Можно отметить две позиции: большую роль в структуре экспорта стал играть экспорт минеральных ресурсов (с 42,5% в 2000 до 64,7% в 2007), также, уменьшилась роль экспорта металлов, драгоценных камней и изделий из них (с 26,7% в 2000 до 16,1%).
Стоит отметить также, что по ряду экспортных поставок РФ экспортная квота достигает высокого уровня, например, сырая нефть — 47%, нефтепродукты – 39%, природный газ – 41%, черные металлы и медь – 75 — 80%, алюминий – около 90%. Таким образом, ряд отраслей почти полностью работает на внешний рынок.
Сфера экспорта является в настоящее время весьма динамичным сектором народного хозяйства, через который реализуется чуть более четверти ВВП страны. Но расширение российского экспорта происходит весьма в противоречивой обстановке: высокая в сравнении с другими национальными макроэкономическими показателями динамика экспорта, по сути, не является таковой в сравнении с динамикой международной торговли. Фактически Россия не сумела в полной мере воспользоваться расширением спроса на внешних рынках. Основными причинами для этого служит дискриминация российских экспортеров за рубежом, принципы «двойных стандартов» у ряда государств и, безусловно, возросшая международная конкуренция.
Рассмотрим товарную структуру импорта РФ за период 2000-2007 гг.
Основа импорта России составляет различная продукция машиностроения. В 2007 г. импорт машин, оборудования и транспортных средств составил 102 млрд. долл. Рост по отношению к 2006 г. в денежном выражении составил почти 55%, доля от всего импорта возросла с 47,7 до 51%.
Отсутствие адекватного спросу предложения, низкие потребительские свойства отечественной продукции на фоне более высоких у импортных товаров, а также низкая конкурентоспособность в цене ведут лишь к усилению тенденции увеличения доли иностранной продукции машиностроения в общей структуре импорта.
Одним из важных факторов, оказывающих стимулирующее влияние на рост объема импорта, является рост внутреннего спроса в условиях укрепления российского рубля и роста реальных доходов потребителей.
Безусловно, важной частью внешнеэкономического сотрудничества России с другими странами является инвестиционная деятельность.
Рассмотрим динамику иностранных инвестиций в России.
--PAGE_BREAK--2.4 Участие России в интеграционных процессах
Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)– международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).
АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:
Ø торговые тарифы;
Ø нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
Ø международные услуги;
Ø международные инвестиции;
Ø стандартизация товаров и услуг;
Ø таможенные процедуры;
Ø права интеллектуальной собственности;
Ø конкурентная политика;
Ø распределение государственных заказов;
Ø правила, касающиеся происхождения товара;
Ø посредничество в спорах;
Ø мобильность бизнесменов;
Ø внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
Ø сбор и анализ информации.
Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.
Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.
В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. Планируется превратить остров Русский в крупную туристско-рекреационную зону.
В настоящий момент во Владивостоке осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные — это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. Благодаря установленным на стройках веб-камерам каждый пользователь Интернета может наблюдать в реальном времени за ходом строительства.
В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России.
В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 $. В 2005 году цена 1 тыс. мі газа составляла 92—94 $ для Латвии, 85 $ — для Литвы, 90 $ — для Эстонии.
В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. мі. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.
3. Проблемы экономики России и пути их решения
Несмотря на некоторые успехи российской экономики в новом веке, в ней присутствует целый ряд проблем.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день для экономики России является высокий темп роста инфляции. Среднегодовой темп роста инфляции в России по данным Росстата, начиная с 2000 года, составил 13,6 %.
Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов, считают эксперты. В свою очередь, директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин помимо этих причин инфляции также называет относительно высокие темпы роста заработной платы, которые проходят без увеличения производительности труда, низкую сберегательную активность населения, а также неблагоприятный предпринимательский и инвестиционный климат.
Таким образом, важны методы борьбы и сдерживания инфляции. Требуется комплексная антиинфляционная политика. В настоящее время правительство не только ограничивается мерами воздействия лишь на монетарные факторы инфляции путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег, но и ищет альтернативные пути. Так, подобные меры содержались в плане мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2006-2007 годы, представленном Минэкономразвития, по которому люди должны будут не только тратить деньги на свои потребительские нужды, но и вкладывать в развитие отечественной экономики, путем создания своеобразных кооперативов, которые смогли бы вкладывать средства не только в строительство, например, но и в акции российских компаний. Также одним из способов сдерживания инфляции может послужить стимулирование населения тратить меньше, но как отмечают эксперты, заставить напуганных финансовыми реформами и дефолтами граждан не тратить, а сберегать непросто.
Согласно социологическому опросу ВЦИОМ в 2007 году под основной проблемой российской экономики респонденты выделили проблему коррупции в России. Так ответило 52,14% опрошенных (также респонденты отметили высокий уровень инфляции- 9,97 %, монополизацию ряда секторов экономики- 12,44, бюрократию- 20,70, другое- 4,75. Действительно, Россия в 2008 году стала первой по коррумпированности бизнеса среди стран- мировых экономических лидеров. Такой вывод делают авторы отчета крупнейшей международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International.
Тремя крупнейшими «экспортерами коррупции», как утверждает отчет, стали Мексика (6,6 балла), Китай (6,5 балла) и Россия (5,9 балла).
Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес- элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. В настоящее время коррупции подвержены все области государственного аппарата, она пронизывает все сферы жизни. Государству наносится колоссальный ущерб. Как заявил глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью «Российской газете» 14 октября 2008 года, ущерб, причиняемый экономике России коррупцией, по оценкам экспертов составляет 40 млрд. рублей в год. Стоит отметить, что согласно некоторым зарубежным оценкам эта сумма достигает 20 млрд. долл. США.
Опыт последних лет показывает, что при сохранении нынешней модели развития экономики к началу следующего десятилетия может решиться проблема удвоения ВВП, поставленная бывшим Президентом России. При таком сценарии страна в ближайшее время будет продолжать развиваться по так называемому «нижнему пути». Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках странами используется главным образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение как можно больше трудовых ресурсов и природных ресурсов. В настоящее время для России актуальна проблема продвижения к конкурентоспособности «верхним путем», непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства. Сейчас с этой целью активными темпами реформируется национальная инновационная система и академическая наука, начинается формирование особых экономических зон, в том числе технико- внедренческие, есть планы по созданию крупных так называемых «технопарков». По расчетам правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в производстве должна увеличиться с 33% в 2005 г. До 43- 46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы снизится соответственно с 32% до 29- 31%. Россия находится только в начале этого пути, но ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны в будущем стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Но по расчетам Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, даже при успешной и активной реализации различных инновационных программ, доля продукции ТЭК в экспорте в конце первой четверти века будет доминировать и составит около 47%.
Обращаясь к проблеме обогащения внешнеэкономической специализации страны, стоит отметить, что успех не в последнюю очередь будет зависеть от сдвигов в размерах, структуре и качестве факторов производства — природных ресурсов, труда, капитала, эффективности их использования. В настоящее время в развитии ресурсной базы возникают достаточно сложные проблемы.
Подтвержденные рентабельные запасы природных ресурсов в стране истощаются: проводимых геологоразведочных работ недостаточно для того, чтобы восполнять их расходование. По оценкам Минприроды РФ государство и частный сектор тратит на геологоразведку лишь 1.3% от стоимости добываемого сырья, что заметно меньше, чем в других странах- Австралии, Канаде, ЮАР, США, Бразилии (5-8%). Министерство считает, что при нынешнем финансировании геологоразведочных работ запасы нефти в стране иссякнут через 12 лет, газа- через 33 года. Учитывая это, правительство в 2004 году приняло программу освоения недр, по которой государство намерено вкладывать по 16,5 млрд. рублей ежегодно, а с 2010- по 20,5 млрд. рублей. Также существует проблема ценовой конкурентоспособности у добытчиков отечественного сырья. Так, себестоимость добыча барреля нефти на Ближнем Востоке составляет 1-3 долл., в России- 11- 12 долларов.
В ближайшей перспективе (к 2010 году) по оценке ФСГС РФ число трудоспособных увеличится примерно на 2,2 млн. человек и составит 92,6 млн. человек. Однако к середине века Россию ожидает заметное сокращение численности экономически активного населения. Оно может уменьшиться до 41 млн. человек ( в 2007 году 75 млн. человек). Такая угроза в той или иной степени может быть предотвращена активизацией демографической политики.
При сравнительной дешевизне труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.
В настоящее время овеществленная, материализованная часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.
Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.
У экономики России есть и проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Самые явные проблемы это зависимость от узкого круга товара, прежде всего от товаров топливно- сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров, такие как продукция машиностроения, автомобилестроения, различное оборудование и продовольствие. В целом же, истоки всех внешнеэкономических проблем находятся внутри национальной экономики. Так, сырьевая специализация страны- следствие деформированной структуры промышленного производства и отсталости всей производственной системы. Импортная зависимость- следствие недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров.
Путями решения таких задач как стабилизация роста национальной экономики и обеспечение равноправной интеграции России в мировое хозяйство может послужить решение следующих проблем: повышение конкурентоспособности российской экономики, сохранение и укрепление позиций страны на международных товарных рынках, расширение экспорта готовых услуг и продуктов с высокой добавленной стоимостью, обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, проведение такой таможенно- тарифной политики, которая смогла бы создать благоприятные условия для расширения национального производства, не вредя условиям конкуренции на внутреннем рынке, активизация мер по сокращению утечки капитала путем создания более благоприятных экономических условий и хорошего инвестиционного климата. Стоит отметить, что не смотря на высокий уровень либерализации внешнеторгового режима в нашей стране, торговые партнеры России не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, создавая различные искусственные барьеры и ограничительные меры, в большинстве своем в виде антидемпинговых пошлин или угроз к применению таковых, а иногда прибегая к политике «двойных стандартов».
Также хотелось бы отметить проблемы вступления России в ВТО. После присоединения к ВТО в силу неконкурентоспособности своих товаров Россия потеряет целые отрасли экономики, а с ними и миллионы рабочих мест. По данным союза российских товаропроизводителей, вступление России в ВТО и беспошлинная торговля приведет к половодью импорта, в результате чего разорится и закроется не менее 40 тыс. предприятий, лишатся работы 30 млн. человек, или почти половина рабочей силы страны.По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%. Такое положение обусловлено устаревшей производственной базой, отсталой технологией, низким уровнем производительности труда, громоздкой хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке возможно конкурировать с Западом и Востоком, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Таким образом, для присоединения России к ВТО и интеграции в мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Иначе вхождение России в ВТО вызовет глубокий системный кризис и полную индустриализацию страны.
28 ноября 2009 года президенты России, Белоруссии и Казахстана Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории этих государств с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз был запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трех стран. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие.По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Но не все так радужно. Россия, Белоруссия и Казахстан создали дополнительные проблемы своим импортерам за счет создания Таможенного союза. Эксперты поясняют: есть несколько способов регулирования импорта: тарифные и нетарифные (дополнительные лицензии, квоты). Раньше все говорили только о появлении новых таможенных тарифов, а на расширение списка алкогольных напитков, техники и лекарств, которые можно импортировать только по лицензии, никто не обратил внимания.
Из-за сложностей, вызванных созданием Таможенного союза, импортеры не смогли растаможить иностранное вино и виноматериалы. Общие убытки от происходящего, по оценке специалистов, составили не менее $300 млн. При этом пострадали и производители российских вин, так как 70% российского вина изготовляется из импортного виноматериала.Начало работы Таможенного союза создало трудности и для поставщиков мобильных телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур. Теперь все устройства, которые имеют функцию шифрования информации, должны пройти процедуру нотификации, то есть уведомить государство о поступлении товара. Однако участники рынка отмечают, что непонятно кому какие документы надо подавать, а при отсутствии нотификации ФТС имеет право не пропускать телефоны, поскольку таким образом нарушит правила Таможенного союза. Создание союза затруднило ввоз витаминов и гражданского оружия. Также приостановлено внедрение мобильной связи третьего поколения (3G), поскольку распространяющие операторы не могут ввезти оборудование для строительства сотовой сети.
продолжение
--PAGE_BREAK--