Кочегаров К. А.
Кначалу XVII столетия славянские народы Южной, Центральной и Восточной Европыпрошли длительный путь развития. Мало кому из них удалось сохранить своюгосударственность. Сербы и болгары уже несколько столетий находились подвластью Османской империи.
Длячехов же XVII век ознаменовался трагическими событиями. Битва под Белой Горой 1620 г. окончательно похоронила возможность создания независимого государства в ближайшем будущем, надолгое время тесно связав судьбы чешского народа с династией Габсбургов и немецкимиземлями. Историки считают, что Чешское восстание против Габсбургов 1618 г. можно оценить как первое событие чешской истории периода Нового времени, которым в России нетолько активно интересовались, но и собирали всестороннюю и своевременнуюинформацию. В некоторых вопросах русские политики были информированы даже лучше,чем правительства тех стран, которые имели своих представителей в Праге. И хотярусское правительство руководствовалось в первую очередь тем, что основнойвнешнеполитический противник России в то время — Речь Посполитая примкнула кгабсбургскому лагерю, позиция русского государства не осталась без вниманиялидеров чешских сословий, строивших планы привлечения царя к союзу противГабсбургов в момент возникновения угрозы выступления на их сторонеПольско-Литовского государства. Для передачи предложений о союзе чешскиесословия использовали Швецию, дружбы которой также искали. Однако Швеция, находившаясяне в лучших отношениях с Московским государством, скрыла от русскогоправительства это предложение.
ВXVII веке русско-чешские связи не носили сколько-нибудь постоянного ипоследовательного характера. Однако говоря о них применительно к XVII столетию,нельзя не отметить путешествия в Россию чехов Бернарда Таннера и Иржи Давида. ОБ. Таннере известно очень мало — католик и страстный путешественник, он приехалв 1677 г. в Речь Посполитую в поисках возможностей посетить новые неведомыестраны. Сначала он безуспешно пытался попасть в состав польского посольства вКонстантинополь, а затем получил место в свите одного из послов в Россию —князя Михала Чарторыйского. Результатом путешествия в Московию стало появлениев 1689 г. записок Б. Таннера — ценного источника о России и русско-польскихотношениях конца 70-х гг. XVII столетия.
Чешскийиезуит Иржи Давида прибыл в Москву в 1686 г. и прожил там три года (до 1689 г.) в рамках католической миссии. В 1690 на основе грамматики Мелетия СмотрицкогоДавид издал в Нисе русский букварь — первый печатный учебник для иностранцев, которыепожелали бы изучать русский язык. Однако наиболее значительное произведениеИржи Давида о России — это трактат «Современное состояние Великой России илиМосковии», который является ценным историческим источником по периоду последнихлет регентства царевны Софьи. В сборе информации о России того времени чешскомуиезуиту помогло его знание русской азбуки, которой он обучился, ожидая уСмоленска разрешения на проезд в Москву. Научиться быстро читать по-русски емупомогло и знание чешского языка. Конечно же, записки Иржи Давида написаны, преждевсего, иезуитом, человеком католической культуры. Многое в русской жизни тоговремени оставалось тогда не понятным, чуждым, отсталым. Автор с чувствомпревосходства пишет о практически полном отсутствии у московитов какого-либошкольного образования, подчеркивает их принадлежность к схизме. Несмотря на это,трактат Иржи Давида является ценным памятником русско-чешских культурных связейв раннее Новое время.
Двумяединственными славянскими государствами в это время были Россия и РечьПосполитая, объединившая в своем составе не только польский народ, но такжеукраинцев и белорусов. И именно эти две страны столкнулись в XVII веке вжестком противоборстве за гегемонию в Восточной Европе. Генезис этого конфликтауходит своими корнями в XIV век, когда Королевство Польское и Великое княжествоЛитовское начали присоединение западных и юго-западных земель распавшегося врезультате монгольского нашествия Древнерусского государства. В Москве, котораявскоре стала признанным центром Северо-Восточной Руси, всегда считали, чтовеликие владимирские, а соответственно и великие московские князья являютсязаконными «отчичами» и «дедичами» всех земель Древней Руси и вели за них борьбусначала с Литвой, а после слияния Литвы и Польши в одно государство врезультате Люблинской унии 1569 г. — с Речью Посполитой. Тесные культурные, религиозные,политические и экономические связи восточнославянских народов в период досередины XVII в. имеют обширную историографию.
Однаков начале XVII века Москве было явно не до борьбы за древнерусское наследие.Потрясения Смутного времени поставили Русское государство на грань выживания, отбросивего по многим направлениям развития на десятилетия назад. Вмешательство вовнутрироссийский конфликт Речи Посполитой с одной стороны открыло перспективусближения двух стран в случае воцарения в Москве польского королевичаВладислава, с другой — обернулось потерей для России Чернигово-Северщины иСмоленщины по Деулинскому перемирию 1618 г. Стоит отметить, что шансы на занятие престола Владиславом изначально были невелики из-за непримиримых позицийсторон, а также в силу того, что большая часть польского правящего класса воглаве с королем Сигизмундом III желала не равноправного союза с восточнымсоседом, а подчинение его своему политическому влиянию.
ПопыткаРоссии взять реванш за Смуту в т.н. Смоленской войне 1632–1634 гг. потерпеланеудачу. И только начавшееся в 1648 г. национально-освободительное восстаниеукраинского народа позволило Москве коренным образом изменить положение вВосточной Европе в свою пользу. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. вызвало длительную русско-польскую войну 1654–1667 гг., в ходе которой Россия пыталасьотвоевать у Речи Посполитой не только украинские, но и белорусские земли.Однако по Андрусовскому перемирию 1667 г. за Москвой осталась только Левобережная Украина с Киевом — русским «Иерусалимом», как именовали его в России.Так, в грамоте хана Мурад-Гирея, доставленной в Москву гонцом Алиш-агой 7 мая(ст. ст.) 1680 г. отмечалось: «пишете про Киев, что з древних лет ваш, иполскому народу до того дела нет, и что де в том Киеве древние церкви ваши ипочитаете вы его вместо Иеросалима…». А комендант польского гарнизона в БелойЦеркви (Правобережная Украина) отмечал в феврале 1681 г.: «Киев для Москвы является Гробом Господним».
Впоследней трети XVII русско-польский антагонизм постепенно затухал, хотя свыполнением обязательств по заключенному в декабре 1667 г. антиосманскому союзу обе стороны не спешили, продолжая дипломатическое соперничество завлияние на Украине. Однако неслучайно глава русской дипломатии АфанасийЛаврентьевич Ордин-Нащокин — сторонник русско-польского сближения, выступая в 1667 г. с речью перед польскими послами, отмечал, что всем известна «заслуженная слава знаменитогославянского племени, в состав коего мы и вы одинаково входим, и нет, конечно, подсолнцем другого народа или племени, который дерзнул бы равняться с нами». Всвоем выступлении «посольских дел оберегатель» перечислял славянские народы, живущиена обширных пространствах от Адриатики до Балтики «и до Северного океана».Русско-польский Вечный мир 1686 г. открыл перспективы сотрудничества не тольков борьбе против Турции, но и против Швеции, которые в полной мере реализовалисьуже в следующем столетии.
Диалектикурусско-польских взаимоотношений нельзя свести лишь к вооруженному противостоянию,поскольку польское культурное влияние на Московскую Русь возрасталопараллельное конфронтации, и зачастую служило, по мнению многих исследователей,проводником влияния общеевропейского. Царевич Алексей Алексеевич, претендовавшийна польский престол, в 1667 г. выступил перед послами Речи Посполитой с речьюна польском языке, польская мода широко распространилась среди московской знати,а, по мнению отдельных исследователей, в 1681 боярскими кругами было задуманодаже введение института наместников по образцу польских каштелянов и воевод.Сближение дипломатическое, выразившееся в появлении в Москве и Варшаверезидентов двух стран, стимулировало и осознание глубоких культурных иполитических различий между Польшей и Россией. «Не такие тут порядки, что вгосударстве Московском», — удрученно писал в русскую столицу из Польши резидентВасилий Тяпкин: «где как пресветлое солнце в небеси единый монарх и государь повселенной просвещается и своим государским повелением, яко солнечными лучами, всюдуедин сияет; единого слушаем, единого боимся, единому служим все, един дает иотнимает по данной ему государю свыше благодати. А здесь что жбан, то пан, небоятся и самого создателя, не только избранного государя своего; никак неузнаешь, где, у кого добиться решения дела, все господа польские на лакомствахдуши свои завесили». Однако, несмотря на это Тяпкин отдал своего сына впольскую школу, а его дипломатические донесения «пестрели», по выражению С.М.Соловьева, полонизмами.
Конфликтыс Польшей активизировали проникновение в Россию не только польской, но иукраинской и белорусской культуры. Учеными выявлены и обобщены многочисленныефакты переселения (не всегда, правда, добровольного) в Московское государствобелорусских и украинских ремесленников, торговцев и особенно — представителейдуховного сословия. Во многих монастырях Московской Руси существовали крупныеобщины западнорусских монахов — Московском Новодевичьем, Саввино-Сторожевском, ВалдайскомИверском и др. Выходец из Белоруссии Симеон Полоцкий, бывший воспитателемцаревны Софьи и царя Федора Алексеевича, но и считается зачинателем русскойсиллабической поэзии. Выходцы из белорусской и украинской шляхты служили наразличных административных должностях, в частности подьячими и переводчиками вПосольском приказе.
Несмотряна то, что по Андрусовскому перемирию 1667 г. и Вечному миру 1686 г. Белоруссия и значительная часть Правобережной Украины остались в составе Речи Посполитой,контакты белорусов и украинцев с Россией продолжали расширяться. В 1680-е —начале 1690-х гг. белорусское духовенство обращалось в Москву не только замилостыней, но и с просьбами о выдаче ставропигиальных грамот монастырям, присылалокандидатов для поставления в священники в связи с тем, что православная кафедрабелорусского епископа очень долгое время была вакантной (польские властитребовали от кандидатов в белорусские епископы согласия на унию). В последнейчетверти XVII в., в связи с появлением в Речи Посполитой постоянногодипломатического представительства (резидента) активизировались связи России справославными братствами, и особенно с Львовским братством. Православныеукраинские шляхтичи и купцы нередко оказывали ценные услуги русским резидентам.
СвязиРоссии с южнославянским миром развивались в русле контактов со всемиправославными народами Балкан, находившимися под османской властью. В этойсвязи ученые неоднократно отмечали, что в русских источниках «греками» или«греченинами» зачастую именовали и представителей южных славян. Контакты Россиис южнославянскими народами не прервались даже во времена Смутного времени.Известно, что жалованные грамоты царя Василия IV Шуйского получали приезжавшиев Россию сербские монахи. Большое значение имел визит в Россию в 1622–1623 гг.епископа Антония Вршацкого, положивший начало интенсификации посещений Россиипредставителями южнославянского православного духовенства из разных обителейБолгарии, Сербии, Боснии, Срема и других областей. Подобные визиты, совершаемые,как правило, с целью получения материальной помощи, способствовали широкомупроникновению на Балканы русских рукописных и печатных книг духовногосодержания, а также икон. Так, в Сербии до сих пор сохранились иконы, написанныев XVII в. мастерами Оружейной палаты.
Однакосвязи России с южными славянами не ограничивались контактами вцерковно-религиозной сфере. В XVII в. продолжала развиваться тенденция, имевшаяместо, по наблюдениям ученых уже в 70–80-е гг. XVI в., а именно переселение вРоссию светских эмигрантов с Балкан, пополнявших ряды русского дворянства.Известно, что на рубеже XVI и XVII вв. на Руси появились особые воинские отряды«сербен и гречан», существовавшие и в дальнейшем, в частности в Смутное время.Сербы, болгары и другие представители южного славянства служили в русской армиив годы Смоленской войны 1632–1634. Стоит также отметить, что купцы, прибывавшиев Россию из стран, находившихся под властью Османской империи, до 1653 г. не платили пошлин в царскую казну «для единые православные христьянские веры и для ихразорений, что живут под игом турским бусурманским во всяком гонении», а свведением протекционистского Новоторгового устава 1667 г. получили значительные льготы по сравнению с западноевропейскими купцами. И хотя средикупцов-выходцев с Балкан первенствовали греки, в торговле с Россией участвовалии представители южнославянских народов, в частности сербы. Важную роль втранзитной торговле России с народами Османской империи и стран Западной Европыиграли украинские и белорусские купцы, так же как и в торговых связях России иРечи Посполитой.
Украинскийказак Федор Яковенко, побывавший в турецком плену, свидетельствовал, что вовремя ожесточенных боев с турками под Чигириным в 1678 г., когда русско-украинские войска выбили турок со Стрельниковой горы, бывшие в составеосманских войск «християне» — «мултяня, волохи, сербы (курсив мой. — К.К.)радовалис и того ждали, как царского величества рати наступят, а они б тут натурков и первые бить учали».
Говоряо связях России с югославянским народами XVII в., нельзя не упомянуть оталантливом ученом, писателе и публицисте Юрии Крижаниче. Крижанич получилпрекрасное богословское образование, учился в Загребе, Болонье, Риме, многопутешествовал. Искренний сторонник славянского единства, он видел одно изсредств его достижения в унии католической и православной церквей. В 1659 г. Крижанич посетил Россию, однако как сторонник унии в 1661 г. был сослан в Тобольск, где создал наиболее известные свои произведения, в т.ч. труд «Политика», составилграмматику общеславянского языка. По мнению Крижанича именно Россия должна быластать во главе объединения славянских народов. Поэтому он горячо поддерживалвоссоединение Украины с России, выступал сторонником активного продвижениярусского государства на берега Черного и Балтийского морей, борьбе с Османскойимперией, укрепления армии и бюрократического аппарата.
ВXVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялисьее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этихконтактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентацииразличных частей славянского мира. Если даже некоторые представителиправославного духовенства Балкан порой именовали русского православного монарха«своим царем», не говоря уже об украинцах и белорусах, то католики, каковымибыли чехи и поляки воспринимали Россию как чужой и даже враждебный мир. Победанад Речью Посполитой в войне 1654–1667 гг. и вхождение в состав русскогогосударства Левобережной Украины значительно усилили позиции России вславянском мире. В статьи уже упоминавшегося Вечного мира 1686 г. русской дипломатии удалось добиться включения обязательств Речи Посполитой не ущемлятьпроживающих на ее территории православных, и прав России ходатайствовать за нихперед польским правительством. Уже в XVIII веке, когда военно-политическоемогущество России многократно возросло, эти положения Вечного мира активноиспользовались русской дипломатией в целях укрепления своих позиций в Польше, подчиненияПольско-Литовского государства интересам своей политики. В XVII столетии былзаложен и прочный фундамент борьбы России за освобождение южнославянскихнародов от османской власти. Крымские 1687 и 1689 гг. и Азовские 1695–1696 гг.походы положили начало борьбе России и Оттоманской Порты за СеверноеПричерноморье, открыли перспективы дальнейшей интенсификации контактовюгославянского населения Балкан с Россией. Важным проявлением этого процессастало гораздо более массовое, чем полтора столетия назад переселение сербов вРоссию в середине XVIII в. и основание на Южной Украине областей Новая Сербия иСлавяносербия.
СвязиРоссии со славянским миром играли в XVII столетии большое значение не только вовнешней политике русского государства, но и в развитии культурных иэкономических контактов, способствовали дальнейшему расширению знаний ивзаимных представлений славянских народов друг о друге. Именно в это времяформировались те предпосылки, которые впоследствии, наряду с превращениемРоссии в великую державу обусловили ее ведущее положение в славянском мире.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru