Министерство образования и наукироссийской федерации
Курганский государственныйуниверситет
Факультет исторический
Кафедра культурологии
Контрольная работа
по теории культуры
Роль творческого меньшинства вконцепции А. Тойнби
Выполнила студентка группы 4009
Кондрашова И.В.
Проверил Тишкина Е.И.
Курган 2011
Содержание
Введение
1. Постижение истории А. Тойнби
2. Концепция развития цивилизации и рольтворческого меньшинства
2.1 Характеристика отдельных стадийразвития цивилизации
Заключение
Список литературы
Введение
Мы живем в XXI веке.Актуальными становятся вопросы о направлении развития человечества, перспективыразвития земной цивилизации. Фантастические темпы развития новейших технологийи перспективы, открывающиеся благодаря им, прогрессирующая «вестернизация»экономических и политических аспектов жизни многих стран мира позволяют многим делатьпредположения о стремительном приближении человечества к идеалам западнойдемократии. Звучали слова о конце истории человечества. Американский историкФрэнсис Фукуяма заметил: «Возможно, что то, что мы наблюдаем (реформы вСоветском Союзе), это не просто конец холодной войны или своеобразного периодапослевоенной истории, но конец истории как таковой: это означает конечный пунктидеологической эволюции человека и превращение западной либеральной демократиив универсальную, в конечную форму государственного управления человечества».
Другие мыслителисчитают, что история — это развитие отдельных общественных сущностей более илименее взаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождениемдругих. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории… я вижуфеномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недрпородившей их страны,… и у каждой своя собственная идея, собственныестрасти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственнаясмерть». Так писал немецкий философ Освальд Шпенглер 100 лет назад.
В теориях такого типанепрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется нациклическое развитие отдельных локальных цивилизаций. К мыслителям,придерживающимся схожей точки зрения на предмет истории, относится и английскийисторик XX века Арнольд Тойнби. В основу теоретического описания развитияцивилизаций он положил концепции «вызова-и-ответа» и роли «творческогоменьшинства»
Цель данной работы — рассмотреть роль творческого меньшинства в концепции локальных цивилизаций А.Тойнби.
1. Постижение историиА. Тойнби
Основным трудоманглийского историка Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) было 12-томное «Постижениеистории». Первый том вышел в 1934 г., а завершающий — в 1961 г. Находясь подвлиянием идей О. Шпенглера, Тойнби предпринял широкомасштабное переосмыслениевсего общественно-исторического развития человечества в духе теории круговороталокальных цивилизаций.
Тойнби, в отличие отШпенглера, признает за человеком способность к свободному самоопределению.Далее, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется уТойнби признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм,христианство, ислам), которые оказываются высшими ценностями и ориентирамиисторического процесса.
Согласно Тойнби,динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение)определяется «законом вызова и ответа». Этот закон определяет адекватность«ответа» на «вызов» какой-либо исторической ситуации, причем адекватностьоказывается заслугой «творческого меньшинства», которое сначала властвует силойсвоего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство».
«В макрокосме, — пишетТойнби, — рост проявляется как прогрессивное и кумулятивное овладение внешниммиром; в микрокосме — как прогрессивная и кумулятивная внутренняясамодетерминация и самоорганизация». Надломы в развитии цивилизации могут иметьразличные причины. Тойнби упоминает евгенику, теорию циклов, пытающихсяусматривать причину надлома в психической и физической дегенерации, либовлиянием природных циклов (смена дня и ночи, лунный месячный цикл и годовойсолнечный цикл) на социальные процессы. Но все же, полагает Тойнби, истиннуюпричину надлома цивилизации надо усматривать в утрате силы самодетерминации:«основной критерий и фундаментальная причина надломов цивилизации — внутреннийвзрыв, через который общество утрачивает свойство самодетерминации.
Социальные трещины — следы этого взрыва — бороздят тело надломленного общества. Существуют«вертикальные» трещины между территориально разделенными общинами и«горизонтальные» — внутри смешанных общин, подразделенных на классы».
Наконец, на стадиираспада завершаются процессы, порожденные надломом цивилизации и находящиевыражение в их дифференциации и стандартизации. По мнению Тойнби, распадуцивилизаций противостоит вселенская церковь, которая рождается «в смутноевремя», наступающее сразу за надломом цивилизации и раскрывается в политическойдеятельности универсального государства, представляющего собой попыткуостановить упадок и предотвратить крах надломленной цивилизации».
Для Тойнби большоезначение имеет систематизация исторического материала, опирающаяся на понятияпространства и времени. Правда, заявив об этом существенном методологическомпринципе (автор рассматривает контакты между цивилизацией в пространстве ивремени), Тойнби разворачивает его в тривиальные рассуждения типа того, чтоРенессанс есть одна из форм контактов, которая «осуществляется не впространственном измерении, а во временном. Контакт имеет место между живойцивилизацией и призраком мертвой цивилизации или же ушедшей в прошлое фазойживой цивилизации».
Оставаясь сугубоисторическим исследованием, «Постижение истории» А. Тойнби выступает одним изфундаментов современных культурологических способов осмысления социальнойдействительности, человеческого бытия.
круговорот цивилизация творческийменьшинство
2. Концепция развитияцивилизации и роль творческого меньшинства
В начале своего трудаавтор предпринимает сравнительное исследование цивилизаций. К ним он относитследующие общества: западное, православное христианское, исламское (иранское иарабское), сирийское, индское, древнекитайское. Их он называет «живымиобществами».
Наряду с ними Тойнбивключает в рассмотрение так называемые «мертвые», или реликтовые общества:минойское, шумерское, хеттское, вавилонское, египетское, андское, юкатанское,мексиканское и майянское. «Исследуя основания каждого отдельного общества, водних случаях мы обнаруживаем, что оно состоит в сыновнем родстве с болеедревним обществом благодаря наличию вселенской церкви. В других случаях такаясвязь не просматривается… вселенская церковь является основным признаком,позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другимкритерием для классификации является степень удаленности от того места, гдеданное общество первоначально возникло». Таков методологический принцип анализацивилизаций, допускающий сравнение их по различным основаниям, генезисцивилизаций, их соотношение с расами и т. д.
По принципу материнскойи дочерней Тойнби выделяет два типа цивилизаций: независимые и родственносвязанные. В образовании независимых цивилизаций определённую, хотя и нерешающую, роль играют расовые элементы и географическая среда.
«Расовые элементы — этоярко выраженные психические духовные качества, которые можно обнаружить вотдельных человеческих обществах, направляющие данное общество по путицивилизации. Однако, автор разоблачает гипотезу о природном законе, согласнокоторому происхождение цивилизаций предстает как специфическая функцияотдельных расовых ветвей человеческого рода. Другими словами, только лишьрасовое объяснение человеческих поступков и достижений некорректно и ложно.
Теория средыприменительно к объяснению генезиса цивилизаций не влечёт нравственныхиздержек, присущих расовой теории, тем не менее, и она уязвима. Теория средынаходит свою дифференцирующую причину в топографических, гидрографических,климатических различиях сред, в которых оказываются общества. В сущности, любыегеографические условия способны стать подходящей средой для возникновенияцивилизаций, утверждает А. Тойнби. Таким образом, цивилизации могут появлятьсяв обстоятельствах в высшей степени различных, поэтому причина генезиса кроетсяне в единственном факторе, а в сочетании нескольких факторов при появленииположительного решающего фактора.
В качестве решающегофактора в происхождении цивилизаций автор называет «закон вызова — ответа»,согласно которому каждый шаг вперёд связан с адекватным «ответом» на «вызов»исторической ситуации. Этот вызов побуждает к росту. Ответом на вызов обществорешает поставленную перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое,совершенное состояние. Традиционное мнение, согласно которому, благоприятныеклиматические и географические условия, способствуют общественному развитию, помнению А. Тойнби, оказывается неверным. Напротив, автор делает вывод о том, чтонеблагоприятное окружение является сильным стимулом для зарождения цивилизаций.Однако, необходимо установить пределы, за которыми данный закон утрачиваетсилу, так как существует определенная мера суровости испытания («оптимизм»),при которой стимул вызова достигает наивысшей активности.
«Цивилизацииразделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие,бесписьменные культуры — видим в другом источнике. Их много, и возраст ихневелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни вконкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность,образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Этикультуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаютсяблагодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.
Творческий актзатруднён статичностью примитивных обществ: в них социальная связь(подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений,направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правитобычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которыеТойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа,перестроиться и изменить образ жизни. Продолжая жить и действовать так, какбудто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропастии гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческоеменьшинство», которое осознаёт «вызов» Среды и способно дать на негоудовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов — пророков, жрецов,философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служенияувлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы.Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своейпредшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби,культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороныСреды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности,где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаютсяусловия для рождения цивилизации более высокого уровня.
Согласно закону«золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишкомсуровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором —непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением илизаболачиванием почв, наступлением враждебных племён, вынужденным изменениемместа жительства. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типухозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властныхструктур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии,науки, техники.
В цивилизациях второгопоколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут засобой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколениядинамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развиваетсяразделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых,торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов истатусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правоваясистема, самоуправление, разделение властей.
Возникновениеполноценной вторичной цивилизации не предрешено. Для того чтобы она появилась,необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место,постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми». Кпоследним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробноисследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которыхон насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская июжноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной изцентральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический стройне играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результатемутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинациймножества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры.
Цивилизации третьегопоколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождаетсявторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства —формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к серединеXX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь:христианская, исламская, индуистская и др.
В противовесфаталистическим и релятивистским теориям Шпенглера и его последователей Тойнбиищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать путимирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Вершинойземного прогресса явилось бы, согласно Тойнби, создание «общины святых». Еечлены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы иценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новаярелигия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примиритьвраждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природеи тем самым спасти человечество от гибели».
В реализации механизмаВызова — Ответа свою роль играет не только творческое меньшинство, но ипассивное большинство («пролетариат»), которое участвует в этом процессе черезсоциальное подражание, или мимесис. Вызов должен быть настолько значимым, чтобыощущаться всем обществом, тогда мимесис становится возможным. Мимесиспроявляется как в примитивных, так и в развитых цивилизациях. Однако действиемимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в примитивных обществахмимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое иявляется гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путьцивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство как ориентир,являясь, таким образом связующим звеном между активными и пассивными членамиобщества. Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие вобществе следующих факторов:
1) в обществе должныприсутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ (элита илитворческое меньшинство);
2) большинство должнобыть готово к принятию данного ответа, то есть, грубо говоря, «созреть» дляответа.
2.1 Характеристикаотдельных стадий развития цивилизации
Генезис
Тойнби обуславливаетгенезис независимых цивилизаций мутацией примитивных обществ, а родственносвязанных — через отделение от предшествующих цивилизаций. Прогресс, или ростцивилизаций представляет собой кумулятивное поступательное движение.
Тойнби выделяет двапути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и черезотчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавшихцивилизаций. Как и следовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезисс помощью концепции Вызов-и-Ответ. Он отрицает решающую роль как расовыхфакторов, в отличие от расовых теорий, постулирующих различную«государствообразующую» силу разных рас, так и благоприятных природных условий.Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он,однако, говорит, что для успешного зарождения необходимо появление Вызова — стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительнымобразом повлиять на успешный генезис цивилизации:1) стимул природной среды:стимул бесплодной земли; стимул новой земли; 2)стимул окружения: стимул удара(реакция на нападение); стимул давления (“форпост”); стимул ущемления(бедность, рабство, национальная дискриминация).
Как видно изприведенного выше списка, стимулы могут быть как природными, так и социальными.Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы или окружающихнародов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния изаставить его начать развиваться. Доказывая свое предположение, Тойнбианализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находиттакой стимул. Среди всех стимулов хотелось бы выделить стимул новой земли, аточнее, его разновидность — стимул заморской миграции. Он не только побуждаетобщество начать развиваться, но и побуждает делать это на принципиально новойоснове: «Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания заморскоймиграцией, относится к области политической. Складывается принципиально новыйтип политической системы — республика, в которой связующий элемент — договор, ане родство». Что касается зарождения цивилизации из недр материнскойцивилизации, то здесь Тойнби также использует концепцию Вызов-и-Ответ. Правящееменьшинство, которое больше не является творческим меньшинством, не способнодать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в средепролетариата возникает новое творческое меньшинство, действительно способноедать ответ. Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новоетворческое меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации.Таким образом, образование цивилизаций данного типа происходит из-занеспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящий передним.
Рост
Тойнби характеризуетрост не просто как распространение цивилизации вширь, а более глубоко. Территориальнаяэкспансия ни в коей мере не является показателем развития цивилизации.Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитными войнами исвидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе. Захватывание чужихтерриторий зачастую говорит о неспособности общества справиться с внутреннимвызовом. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своейкончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проектыгигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обманутьагонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой нагибель». Тойнби отказывается также в качестве признака роста принимать и роствласти над природой. Прогресс в технике и технологии зачастую вызван не общим развитиемобщества, а заказом военных, что свидетельствует опять же о надломе. Крометого, технический прогресс может приводить к идолизации его как единственногокритерия развития цивилизации и пренебрежению духовной сферой развитиячеловека. О каком прогрессе может идти речь, если последние достижения наукииспользуются для уничтожения себе подобных? «Влияние Человека на силы Добра иЗла возросло невероятно с освоением новых источников энергии, но это, увы, неприбавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что вцарстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм». Суть же прогресса,по Тойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения — этерификации.Смысл его заключается в том, что прогрессирующая система должна переходить к«энергиям все более и более элементарным, тонким и постигаемым лишь при помощиабстрактных категорий». Закон этерификации проявляет себя многозначно. Сюдапопадает как часть и развитие техники, и движение искусства от пластики кмузыке. Однако для Тойнби, как человека верующего, наиболее важна религиознаяэтерификация: «Постепенное восхождение Религии к Богам со все более ясноочерченной личностью и более чётко определенными отношениями между собойозначает в конечном счете абсорбцию в понятие некой единой божественнойличности; и это в свою очередь вызывает переход от внешнего к внутреннемупредставлению о Боге, переход Религии от статики к динамике». Этерификациянеизбежно ведет к «переносу поля действия» — переходу из макрокосма вмикрокосм. Противоречие Человек — Природа постепенно превращается впротиворечие Человек — Человек, внешний вызов преобразуется во внутренний. Есливначале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовыПрироды, то по мере развития основными становятся социальные противоречия:борьба между классами, религиозные, национальные вопросы. На уровне человекарост означает всю меньшую зависимость от физиологических потребностей и всепрогрессирующее влияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущая личностьили цивилизация стремится создать своё собственное окружение, породить своегособственного возмутителя спокойствия и создать своё собственное поле действия.Иными словами, критерий роста — это прогрессивное движение в направлениисамоопределения».
Как же происходитдвижение цивилизации по пути прогресса? Считая микрокосм первичным фактором,Тойнби говорит, что рост цивилизации обусловливается изменениями во внутреннеммире индивидуума. Но эти изменения могут произойти в душе не любого человека, алишь у творческого меньшинства. Ответом на вызов в данном случае являетсяпереход Личности на более высокий уровень развития. Однако подавляющая частьобщества остаётся там же, где и была. Таким образом, возникает еще одно оченьважное противоречие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться кменьшинству путем механизма мимесиса. Однако нет никаких гарантий того, что этопроизойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группы отдругой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире, что вконце концов может привести к надлому цивилизации: вызову, на которыйменьшинство уже не способно дать адекватного ответа.
В результате ростакаждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. Уникальностью полученногокаждой цивилизацией, опыта, Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнееразвита данная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и темсильнее непохожа она на другие. То есть по мере роста цивилизаций возникает ихдифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре,искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (уШпенглера — культур) различием прафеноменов — первичных символов, лежащих воснове каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единствовсех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного путикаждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе,человеческой жизни и социальных институтах — это искусственный феномен и онлишь маскирует внутреннее единство».
Надлом
Одним из основныхпостулатов теории Освальда Шпенглера является то, что общества суть живыеорганизмы и поэтому проходит через стадии, обязательные для любого организма:рождения, роста, увядания и смерти. Однако, как было показано, Тойнби отвергаетэту точку зрения, рассматривая общество лишь как поле действия индивидуумов.Где же тогда следует искать причину надломов цивилизаций? Как уже говорилось,процесс роста цивилизации — это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействиемежду вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянноепротиворечие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти поразличным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто несможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в природе мимесиса.Мимесис, направленный в будущее, означает отказ от обычаев. Таким образом,система становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам. Не имеядостаточно чёткого и однозначного ответа на вопрос о причинах надлома, Тойнбиприводит большое количество примеров надломов, из которых можно вычленитьнесколько групп:
Отказ большинства отмимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалыменьшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном»состоянии, что неизбежно ведёт к хаосу.
Ошибка меньшинства,выраженная в пассивности после ряда собственных побед. Общество с такимменьшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего»равновесия.
Изоляция правящегоменьшинства от общества и, как следствие, вырождение.
Идолопоклонство —«интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместоцелого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности». В эту категориюпопадает очень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современнаятехногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя наалтарь бога Войны.
Как видно, спектропасностей, подстерегающих цивилизацию на пути её развития, весьма широк. Однаконаступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода изтупиковой ситуации.
Распад
Стадия распада, поТойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, которыйпривел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходитрасщепление общества на три составляющие:
Правящее меньшинство,больше не являющееся творческой силой общества, но усиленно цепляющееся завласть. С целью удержания власти оно создаёт универсальное государство.
Внутренний пролетариат,не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией являетсясоздание вселенской церкви.
Внешний пролетариат. Онпроявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.
В духовной сфере распадобщества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самыхразнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Впериод распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямопротивоположный отклик — от абсолютной пассивности до крайних форм активности…По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся всёболее косными, полярными и более значимыми по своим последствиям».
Разложение обществасопровождается полным распадом правящей верхушки и появлением новоготворческого меньшинства, вышедшего из пролетариата. Именно это меньшинствоспособно образовать новую цивилизацию. Единственный положительный выход —«преображение», то есть создание пролетариатом новой религии, опирающейся напринципиально иную систему ценностей, нежели разлагающаяся цивилизация.Созданная пролетариатом вселенская церковь является той «куколкой», из которойи возникнет в будущем новая цивилизация.
Главная движущая силаистории как развития цивилизаций, по Тойнби, сконцентрирована в творческомменьшинстве. Творческое меньшинство — это люди, в которых наиболее полнореализуются конструктивные способности человеческой природы на благо и винтересах всех членов общества. Неординарные, творческие личности активизируютвсе человечество; обычные, простые люди, рядовые члены общества становятсяпоследователями и проводниками их возвышенных целей. Творческое меньшинствовдохновляет своим динамизмом, своим прометеевым порывом остальную массунаселения, нетворческое большинство. Общий механизм этого вдохновения со стороныбольшинства — мимесис, подражание. Его исправной работе история обязанапривлекательностью и авторитету, а также искусству управления со сторонытворческого меньшинства.
С течением времени,однако, отношения между творческими и нетворческими (косными, инертными) слоямиобщества становятся все менее и менее тесными, менее органичными. Появляютсяпервые трещины, которые, накапливаясь и углубляясь, расстраивают эти отношения.Здесь много причин. Прежде всего, необходимо указать на коварство самогомимесиса. Казалось бы, подражание является синонимом приобщения, но вдействительности это нечто прямо противоположное: подражание творчеству в итогеоборачивается полным выключением из него. Творчество потому и называетсятворчеством, что оно неподражаемо, всегда оригинально, самоопределяемо,инициативно. Мимесис, подражание обрекает людей на простое копирование,бездумное автоматическое повторение того, что кем-то и когда-то создано,изобретено, творчески сработано. Как и всякий механизм, мимесис работает механически.Он, по убеждению Тойнби, механизирует и людей, «апатетически»деформирует саму человеческую природу. Развивается механическое равнодушие ктворчеству, притупляется и атрофируется чувство нового, уникального.
Механистичностьмимесиса подрывает органическую целостность общества или цивилизации,затрудняя, практически не пропуская творческие импульсы от меньшинства кбольшинству, механическая социальная среда с трудом «проводит»творчество (если это вообще случается). Вместо сближения меньшинства с большинствомпроисходит все более и более глубокое расхождение, удаление, отчуждение.
Но ответственность зарасстройство рассматриваемых отношений в основном все же на творческомменьшинстве, на творческих личностях, авангарде цивилизации. Рано или поздноэто меньшинство привыкает к своей роли, поддается искушению почивать на лаврах,полностью адаптируется к среде, что, естественно, не стимулирует егодальнейшего творческого роста. И, что самое главное, творческое меньшинствостановится жертвой им же вызванного к жизни мимесиса — оно начинает подражатьсамому себе. Неуклонно снижающийся авторитет творческого меньшинства, особенноего лидеров, начинает подкрепляться силой.
Обращение к силовымметодам превращает творческое меньшинство в доминирующее (правящее) меньшинство.Его формирование — свидетельство надлома и последующего распада цивилизации. Встремлении предотвратить крах надломленной цивилизации доминирующее меньшинствоинициирует создание универсального государства. Но это «предсмертныйбросок» доминирующего меньшинства, которое радикально все равно ничегоизменить не может: процесс разложения цивилизации неостановим.
Историческое вырождениетворческого меньшинства болезненно сказывается и на другом полюсе цивилизации — на нетворческом большинстве. Оно тоже вырождается, но по-своему — впролетариат. Пролетариат для Тойнби — это обездоленная, бесправная масса людей,те, кто оторвался от своих родных корней, как бы выпал из социальной сеткиобщества, кто экономически, социально или политически неустроен в жизни,испытывая от этого постоянное чувство неудовлетворенности. В ряды пролетариата«выпадают» также отдельные представители доминирующего меньшинства,бывшие аристократы. Пролетариат не приемлет грубой, постоянно и тоталитарнонарастающей силы доминирующего меньшинства, он рвет с ним всякие связи, преждевсего духовные. Цивилизация вступает в полосу социальных взрывов.
Духовно отделенный отдоминирующего меньшинства пролетариат (скорее всего с пролетариатом другой илидругих распадающихся цивилизаций) создает так называемую высшую религию, изкоторой, как из кокона, возникает со временем новая цивилизация. Высшую религиюТойнби определяет как религию, которая поднимает человека, человека-личность науровень прямого внутреннего общения с абсолютной духовной реальностью в отличиеот ранних форм религии, которые подводили к этому общению опосредованно — черезобщество, его социальные и культурные институты. Вообще религию английскиймыслитель ставит очень высоко — выше и значимее цивилизации, любых других человеческихценностей. Религия видится ему «цельной и единонаправленной в сравнении смноговариантной и повторяющейся историей цивилизаций», с нисходящимвращательным движением колеса цивилизации. Впоследствии Тойнби отказался дажеот концепции кокона, ибо, в его понимании, она превращала религию в средстводля чего-то другого, надо полагать, более возвышенного. Между тем религиявсегда была и остается целью в самой себе.
Взаимосвязь творческогоменьшинства и нетворческого большинства, угасающая, как видим, по циклическойкривой, — не единственная, конечно, определенность в жизненной стихиицивилизаций. Тойнби различает и другие зависимости, регулярности, повторения,уточняющие и обогащающие картину циклической ритмики истории. По организующей,упорядочивающей своей сути они — конкретные механизмы исторического развитияцивилизаций.
Самым общим среди нихможно считать механизм чередования статики и динамики, которые Тойнбиобозначает китайскими символами Инь и Ян. Это чередование очень яркообнаруживает себя в переходе от примитивного общества с характерной для негосоциальной инерцией, культурной обращенностью в прошлое к цивилизации с ееустремленностью в будущее, ориентацией на творческие, оригинально мыслящие инестандартно действующие личности. Так же четко оно фиксируется в историческомпротивостоянии пролетарского большинства утратившему свою творческую силу,духовно выдохшемуся, нравственно обмякшему доминирующему меньшинству.
Вызов-и-Ответ — ещеодин общий механизм исторического развития цивилизаций, по Тойнби. Вызов — этофундаментальная проблема, с которой сталкивается цивилизация в своем жизненномпроцессе. А ответ аккумулирует понимание того, как цивилизация справляется сданной проблемой, какое разрешение она ей находит, каким образом ведут себялюди, когда историческая ситуация ставит под вопрос само их дальнейшеесуществование. Вызов — чаще всего внешний, а ответ — внутренний стимул илиимпульс развития цивилизаций. Вызовы цивилизациям бросает как природная, так исоциальная, собственно человеческая среда. Из вызовов природной среды Тойнбиспециально выделяет стимул «бесплодной земли» и стимул «новойземли». Слишком благоприятные природные условия он считает враждебнымицивилизации: «чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул длязарождения цивилизации».
Из вызовов человеческойсреды Тойнби подробно рассматривает стимул неожиданных ударов (вооруженныхинтервенций со стороны других государств, восстаний и т.д.), стимул давлений(«форпостного существования городов, государств или народов в условиях постояннойугрозы извне, например со стороны варваров) и стимул ущемления (бедности,иммигрантства, расовой, классовой или религиозной дискриминации).»Цивилизации, — отмечает Тойнби, — развиваются благодаря порыву, которыйвлечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову". При этом явнопросматривается тенденция к переносу центра тяжести из внешнего окружения — физического или человеческого — в область внутреннюю, внутреннего. Развитиецивилизации измеряется ее движением в сторону самоопределения.
На стадии ростацивилизаций особенно приметен и конструктивен механизм Ухода-и-Возврата. В немТойнби видит «двухтактный» ритм творческих актов, составляющихпроцесс роста". Механизмом Ухода-и-Возврата охватываются те случаи, когдаличность, социальная группа или страна вынуждены на время отступить в тень,уйти за кулисы исторической драмы, с тем чтобы накопить таким образом силы,внутренне преобразиться и затем уже, во всеоружии новых сил и способностей,победоносно ответить на брошенный им (обществу) вызов.
В период распаданадломленной цивилизации, по Тойнби, с определенностью фиксируется еще одинмеханизм — Раскола-и-Палингенеза (внутреннего возрождения). Раскол естьотчуждение большинства от меньшинства в гибнущем обществе, рождающее, с однойстороны, доминирующее или правящее меньшинство, а с другой — (внутренний)пролетариат. Исторически, как правило, в это отчужденное противостояниевклинивается еще одна сила — внешний пролетариат («варварскиеотряды»). Он возникает в результате облучения, или радиации, надломленнойи распадающейся цивилизацией соседних «варварских», менеецивилизованных обществ. Последним значимым актом доминирующего меньшинствастановится универсальное государство, внутреннего пролетариата — высшаярелигия, конституирующаяся во вселенскую церковь. Внешний пролетариат создаетмобильные военные отряды. Из всех этих институтов истинное возрождение несет ссобой только религия. В ней Тойнби видит «высшую точку непрерывноговосходящего движения в духовном прогрессе, который не только пережил последовательныемирские катастрофы, но и был порожден их мучительным опытом».
За циклическойконцепцией развития цивилизаций всегда стоит тень фатализма, какой-тообреченности на непрестанное повторение одного и того же исторического кругабытия. Тойнби это прекрасно понимает и мучительно ищет, как не быть«вечными жертвами бесконечной космической шутки», как внести оптимизми смысл в «тщетные повторения» истории. В данном плане усилия Тойнбиконцентрируются вокруг человеческой деятельности, резервов и возможностейсвободного выбора, свободы в ней.
В циклы, полагаетТойнби, с очевидностью укладываются лишь события и движения прошлого; настоящееи особенно будущее открыты кооперативно-преобразовательным усилиям людей. Вомногом именно им обязана история ходом своего развития. Сама цивилизация, впонимании Тойнби, представляет собой общую основу, основу пересечения«индивидуальных полей действия множества различных людей» .
Знание прошлого,считает Тойнби, говорит нам только об одной из многих будущих возможностей. Иэто позволяет избежать повторения нежелательного для нас развития событий,разумеется, при условии, что мы в этом искренне заинтересованы и готовыприложить все необходимые усилия. «Я действительно верю, — пишет философ,- что многие исследователи человеческой истории, и я среди них, выявилиистинные регулярности и повторения в конфигурации событий прошлого, но я неверю ни в то, что эти регулярности непременно должны были установиться именнотогда, когда они действительно установились, ни в то, что они обязаныповториться в будущем». Ход человеческой истории не предопределен. В этомплане будущее западной цивилизации — открытый вопрос. В нем просто заключенвызов спасти самих себя. Рациональный контроль над происходящим возможен влюбой, самой сложной исторической ситуации. Важнейшее условие его достижения — согласие и сотрудничество между людьми. Природа всех регулярностей, повторенийи зависимостей в истории развернута все же на свободу, а не на необходимость,тем более не на предопределение или неизбежность.
«Гипотезупредопределения» в истории Тойнби критикует, привлекая также логикудвижения части и целого, малого (в малом) и большого (в большом). Он приводиточень выразительный образ колеса и оси. Для реализации кругового движенияколеса вовсе не требуется, чтобы ось повторяла ритм вращения колеса. Движениеустройства, включающего ось и колесо, может быть очень разным, даженепредсказуемым. Циклически ритмизированное движение в малом (в частях) может,по Тойнби, вести к прогрессивно направленному движению в большом (в целом).Так, смена времен года заложила основу жизни в растительном царстве, а цикл«рождения, воспроизводства и смерти» сделал возможным развитие высшихживотных, вплоть до человека.
Заключение
Таким образом, Тойнбипризнает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет,надлом и разложение. Но эта схема для Тойнби не является фатальной, гибельцивилизаций вероятна, но не неизбежна. Осознание человеком своей роли вразвитии цивилизации может предотвратить ее гибель.
Главные представлениядля понимания исторических процессов — механизм «вызов — ответ» и различиемежду творческим меньшинством и пассивным большинством (пролетариатом).Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов — ответ».Когда элита не способна дать эффективного ответа пролетариату, начинаетсянадлом цивилизации. В этот период творческая позиция элиты и доверие к нейпролетариата сменяются «душевным самотёком», «расколом души». Выходом из этогоположения Тойнби считает «трансфигурацию», т. е. духовную перестройку, котораядолжна привести к формированию новой, высшей религии и дать ответ на вопросыстраждущей души, импульс для новой серии творческих актов. Но осуществитсядуховная перестройка или нет — зависит от многих факторов, в том числе отискусства и самоотверженности правящих элит, степени одухотворенностипролетариата. Последний может искать и требовать новой истинной религии либоудовлетвориться неким суррогатом, (например, марксизм).
На идее цикла,цикличности и в наши дни останавливают свое внимание исследователи: историки,философы, социологи. Современная историческая ситуация это внимание дажестимулирует и поощряет очень многими факторами и обстоятельствами. И преждевсего — остротой и неотложностью решения проблем экологии, демографии иразоружения. Их обычно воспринимают как симптомы кризиса современнойтехногенной цивилизации, а кризис — неотъемлемый «нисходящий» элементлюбой циклической концепции истории. «Кризисные» настроения невольнонаводят на размышления о биологически конечной определенности социальногоорганизма, человеческой расы.
Список используемойлитературы:
1. Фёдорова Н.В. Аналитический обзоросновных современных этноландшафтных концепций // Учёные записки Таврическогонационального университета, Том 14 (53), N 1
2. Философия культуры: Становление иразвитие. — СПб.: Лань, 1998; подготовлено Кафедрой философии культуры икультурологии философского факультета Санкт-Петербургского Государственногоуниверситета
3. www.ccssu.crimea.ua/internet/Education/notes/edition14/tom1geography/article30.htm)
4. gumilevica.kulichki.net/Toynbee/index.html