Реферат по предмету "История"


Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона

Курсовая работа по истории:
Расцвет и упадок Нового царства.
Реформа Эхнатона

Содержание
Введение
1. Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона
1.1 Внешняя политика Египта периода Нового царства
1.2 Расцвет экономики
1.3 Социальные отношения
1.4 Государственное управление
1.5 Реформа Эхнатона
1.6 Египет при XIX династии (ок.1345-ок.1200 гг. до н. э.)
1.7 Правление XX династии (ок.1200-ок.1085 г. до н.э. .)Конец эпохи Нового царства
1.8 Культура эпохи Нового царства
Заключение
Список литературы
/>Введение
 
Актуальностьизбранной темы курсовой работы обусловлена недостаточной её разработанностью в научнойегиптологической историографии. Время Нового царства и религиозная реформафараона Эхнатона является одним из ключевых событий не только собственно древнеегипетскойистории, но и всей цивилизации Древнего Востока. Почти за полторы тысячи лет довозникновения христианства предпринимается попытка утверждения монотеистическойпо характеру религии. Процессы, развивающиеся в древнеегипетском государстве впериод правления фараона Аменхотепа IV вполне справедливо могут бытьохарактеризованы как «религиозная революция». Особый интерес в связис этим вызывает социально-политическая практика реформирования такой важнейшейдля нормального функционирования и поддержания целостности традиционногообщества, которым, без сомнения, являлось и древнеегипетское, сферы, какдуховно-религиозная. С научной точки зрения, безусловно, актуально исследованиеконтекста преемственности и разрыва с прежней традицией, глубины разрыва,степени готовности и реакции социальных структур на радикальные сдвиги в жизниобщества. Между тем, в современной российской историографии проблемы явнонедостаточно работ, раскрывающих как отдельные аспекты религиозного переворотаЭхнатона, так и содержание всей реформы в целом.
Источниковуюбазу работы составили публикации разных авторов об эпохе религиозной реформыЭхнатона и времени Нового царства. Эти работы, а также памятникидревнеегипетской культуры., хотя и достаточно немногочисленны по объёму, нопозволяют составить представление о различных аспектах реформы Аменхотепа IV ивремени Нового царства.
Религиозно-философскуюконцепцию переворота, сложившуюся в амарнский период, великолепно иллюстрируетгимн солнечному божеству Атону, сохранившийся в гробнице вельможи Эйе. Особеннаяценность этого памятника состоит в том, что он происходит из среды, близкой кфараону, а возможно авторство гимна принадлежит и самому Эхнатону. Гимн, содной стороны, позволяет охарактеризовать важнейшие новации нового солнечногокульта, степень разрыва с прежней религиозной традицией (космогонию,универсальный характер атонизма, представления о загробном мире), с другой — умонастроения солнцепоклоннической элиты Ахетатона (Амарны), их представления оновой религии, готовность идти на конфликт с многобожием.
Определённыенаблюдения относительно хронологии основных этапов реформы, характере её напервоначальных стадиях позволяют сделать документы из так называемого «архиваМеси». Они принадлежат пастуху дома (храма) Аменхотепа III Меси. Часть изних — договоры о покупке рабов, материалы судебных тяжб — ценны тем, сохранилиформулы правовых клятв, скрепляющих таковые. Последние по соотношениюупоминаний в них имён верховного божества Амона и самого фараона даютвозможность составить представление о характере отношений солнцепоклонничестваи прежних культов в первые годы правления Аменхотепа IV.
Благодарственнаянадпись из гробницы вельможи Маи, близкого к амарнскому придворному кругупозволяет судить о социальной базе религиозного переворота Эхнатона,происхождении, социальном облике и образе мыслей ближайшего окружения фараона,опираясь на которое, он и осуществлял радикальные преобразования.
Особуюгруппу источников составляют свидетельства, характеризующие отношение кдеятельности Эхнатона его ближайших преемников и современников — Тутанхамона иХоремхеба. Это уже памятники реставрации культа Амона и иных божеств и, вопределённой мере, разрыва с солнцепоклоннической политикой Аменхотепа IV. Иименно в силу этого, они особенно тенденциозны. Здесь присутствует даже некийпафос ревизии солнцепоклонничества Эхнатона. Каждый из этих фараонов стремитсяприписать себе заслуги восстановления былой мощи египетского государства,живописуя яркими красками его упадок, глубину кризиса в амарнский период. Вместес тем, определённые факторы падения солнцепоклонничества, реакция некоторыхкругов амарнской элиты на политику религиозной нетерпимости становятся болеепрозрачными с учётом данных свидетельств. Историографическая база проблематики,представленная работами отечественных исследователей и переводной литературой,как это нами уже отмечалось, ещё недостаточно наработана. Тема религиознойреформы Эхнатона в советской историографии в 1930-е — 1950-е годы находила своёотражение в основном в соответствующих главах учебных пособий по историиДревнего Египта и Древнего Востока.
Интерес котдельным аспектам эпохи «религиозной революции» Аменхотепа IVвозрастает на рубеже 1950-х — 1960-х годов. Связано это, видимо, во многом с«раскрепощением» советской исторической науки в период «оттепели».Следует отметить статьи видного египтолога Э.М. Матье о амарнском искусстве [20,21],где особый интерес заслуживают наблюдения исследователя об органичной связи егос религиозно-философской концепции атонизма. Большой вклад в преодолениебытовавших в работах некоторых западноевропейских египтологов взглядов насущество религиозной реформы Эхнатона как на противостояние светского идуховного начал внесли работы И.А. Стучевского [41]. Он убедительно доказал,что как период XVIII династии, так и позднее не существовало противостояниемежду царской властью и жреческими корпорациями.
Существоконфликта, в наиболее острой своей фазе приходившегося на время правленияЭхнатона, исследователь усматривает в соперничестве центральной власти исепаратистки настроенной номовой аристократии, действовавшей совместно скрупнейшими жреческими корпорациями.
Наибольшаяинтенсивность разработки проблем, так или иначе связанных с реформой Эхнатона,наблюдается в 1970-е — 1980-е годы. Тщательный анализ религиозных верованийегиптян, сущности теологических концепций различных культов, в том числе исолнцепоклоннического, осуществил М.А. Коростовцев [18]. При всей зачастуюэпизодичности и фрагментарности сюжетов о реформе Эхнатона, в работахисследователя обобщается целый пласт сведений о структуре жреческих корпораций,особенностях отправления культов, организационных основах храмовых учреждений вДревнем Египте.
Фундаментальнымиработами по истории религиозной реформы Эхнатона следует считать монографии истатьи Ю.Я. Перепёлкина [27,28, 29,30, 31, 32, 33, 34, 35], опубликованные вконце 1970-х — начале 1980-х годов. Главной особенностью его работ является то,что исследователь отказался от событийно-хронологического принципа изложенияматериала. Одни из них носят публицистический характер, другие — источниковедческий, открывая собой эпоху религиозного переворота Аменхотепа IV.История переворота передаётся через тщательнейший, скрупулёзный анализ всехимеющихся источников, раскрывающих генезис, эволюцию и закатсолнцепоклонничества. Посредством анализа текстовых и графических изображенийисследователю удаётся подробно реконструировать ход религиозной реформы, еёсудьбу при преемниках фараона. Ю.Я. Перепёлкин доказал, что реформа реализовываласьпостепенно, для неё не был характерен быстрый, радикальный разрыв спредшествующим многобожием. Религиозная нетерпимость и гонения на многобожиесвязаны лишь с заключительным периодом правления фараона. Не был столь жестремительным и отход солнцепоклонничества после смерти фараона при егопреемниках.
Социальнаяструктура древнеегипетского общества в «классический» периодисследуется в работах Е.С. Богословского [2,3]. Прямое отношение к нашейпроблематике имеет анализ зависимого населения храмовых хозяйств, которое, понаблюдениям Е.С. Богословского, не отличалось единством происхождения и статуса.
В конце1980-х — начале 1990-х годов создаются на русском языке большое количестворабот зарубежных египтологов. Из них проблемам, в той или иной мере, посвящённыхрелигиозной реформе Эхнатона, уделяется внимание в исследованиях Пьера Монтэ [23]и Жака Кристиана [12]. Первый из них, хотя и не останавливается специально напроблемах амарнского периода, реконструируя повседневную жизнь египтян в эпохуРамессидов, сообщает немало сведений о религиозных культах, структуре жреческихкорпораций в предшествующую эпоху. В работах Жака Кристиана содержатсябиографические этюды о фараонах Эхнатоне и его преемниках — Тутанхамоне, Эйе,Хоренхебе. Для исследователя в большей мере характерно обращение к личностисвоих героев, нежели чем к изображению широкого исторического фона религиозногопереворота, к преломлению в их сознании социально-политических, экономических идуховных факторов этих масштабных событий. Глубокие психологические зарисовкибиографа Эхнатона рисуют образ полного искренней любви к семье фараона, но в тоже время жёсткого и властного правителя государства.
В 1990-е и2000-е годы интерес к научной разработке тематики заметно снижается, всравнении с «золотой» эпохой 1970-1980-х годов. В этот периодочевидно преобладание работ научно-популярного, публицистического характера орелигиозной реформе Аменхотепа IV1.
Из работ,опубликованных в 1990-е годы следует отметить статьи Е.С. Богословского [4] и В.А.Большакова [5], в которых раскрываются определённые аспекты взаимоотношенийцарской власти и жречества, хотя прямо к амарнской эпохе и не относящихся. Так,В.А. Большаков в статье о религиозно-политических функциях египетских цариц впериод XVIII династии делает вывод о том, что наделение их титулом «женабога» и жреческими функциями было во многом частью политики фараонов поустановлению контроля над крупнейшими жреческими корпорациями.
Цельисследования — раскрыть сущность и содержание одного из наиболее значимыхсобытий древнеегипетской истории -религиозной реформы Эхнатона в периодрасцвета и упадка Нового царства.
Объектисследования: период Нового царства.
Предметисследования: значение религиозных реформ Эхнатона.
Всоответствии с поставленной целью определялись и задачи работы:
1. охарактеризоватьвнешнюю политику периода Нового царства и правление династий в разное время;
2. выявитьпричины расцвета экономики периода Нового царства;
3. выявитьсоциальные противоречия периода Нового царства;
4. проанализироватьгосударственное устройство периода Нового царства;
5. проанализироватьсодержание основных этапов религиозной реформы Эхнатона и выявить причины,предопределившие падение солнцепоклонничества
6. раскрытьосновные культурные явления, привнесенные культом солнца.
Структураисследования обусловлена последовательностью решения поставленных задачисследования. Исследование состоит из введения, основной части, заключения,списка литературы.
Хронологическиерамки работы охватывают период правления фараона Аменхотепа IV (1367 — 1350 г. дон. э) и его ближайших преемников — Семнехкере, Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба,при которых осуществляется реставрация многобожия. Однако акцент сделан навремени правления Эхнатона. В некоторых случаях мы обращаемся для историческихсопоставлений к периодам более ранним или поздним.
Географическиерамки исследования включают древнеегипетское государство эпохи Нового царства. Практическаязначимость работы состоит в систематизации и углублении знаний об этом ещёсравнительно малоизученным периоде, оставившем столь значительный след вистории древнеегипетского общества. Материалы исследования могут бытьиспользованы при преподавании курса истории древнего мира, на факультативныхзанятиях.
/>1. Расцвет и упадокНового царства. Реформа Эхнатона
 1.1 Внешняя политика Египта периода Нового царства
Борьбу сгиксосами возглавили правители прежней столицы Египта — города Фивы, гденаходился центр общеегипетского культа бога Амона. Здесь, на удаленном юге,власть гиксосских царей была настолько слабой, что фиванские правители сочливозможным провозгласить себя фараонами и основали XVII династию, котораяправила одновременно с гиксосскими царями. Один из фараонов южной династииКамесу возглавил борьбу за изгнание захватчиков из Египта. Борьба с иноземцамибыла продолжена и завершена братом Камесу фараоном Яхмосом. Египетские войсказахватили сильно укрепленный город-крепость Аварис и не только изгнали гиксосовиз Египта, но и преследовали их вплоть до южной границы Палестины. Здесьнаходилась стратегически важная крепость Шарухен, которую Яхмос захватил последлительной трехлетней осады. Под ударами развалилось, распался, и тъестрътаскийконгломерат, известный под собирательным именем гиксосов. Название гиксосовболее не встречается в истории.
Послеизгнания гиксосов и восстановления египетской государственности начался самыйблестящий период древнеегипетской истории — период Нового царства, которыйпродолжался около пяти столетий и охватывал правление XVIII-XX династий (ок.1580- ок.1085 гг. до н. э). Именно в этот период была создана наиболее крупная потерритории египетская держава, а древнеегипетская цивилизация достигланаибольших высот в своем развитии.
Изгнаниегиксосов вызвало подъем военно-политической активности новой XVIII династии,основателем которой стал Яхмос I. Главными направлениями внешней политики былитрадиционные для Египта северо-восточное, т.е. на восточное побережье Средиземногоморя, и южное — в Нубию, но резко изменились ее масштабы и характер.
Дляпроведения активной завоевательной политики была реорганизована египетскаяармия. Под влиянием гиксосов были введены отряды колесничих. Легкие колесницы,запряженные двумя тренированными конями с экипажем из двух человек (возницауправлял конями и прикрывал щитом второго бойца), стремительно врывались внеприятельские ряды и вызывали там панику. Египтяне стали устраивать конныезаводы и осваивать новую для них отрасль — коневодство. Управление коннымизаводами считалось очень почетной государственной службой, и во главе его стоялодин из высших чиновников. Пешее войско, продолжавшее играть основную роль всражениях, было снабжено новыми типами оружия. В частности, были приняты навооружение два новых типа меча: массивный прямой и более легкий серповидный. Дляболее надежной защиты от ударов врага египетский воин стал одевать пластинчатыйпанцирь. Отряды тяжеловооруженных воинов дополнялись подразделениямилегковооруженных лучников и копейщиков. Вводились специальные учения итренировки, способствующие повышению дисциплины и маневренности войсковыхединиц в бою.
Дляперевозки воинов и грузов, для ведения морских битв был создан военно-морскойфлот. Египтяне усовершенствовали свое фортификационное искусство и сталивозводить сильно укрепленные крепости, бывшие центрами их военного господства взавоеванных странах. Военная активность египетских фараонов привела к резкомувозрастанию численности армии и совершенствованию ее комплектования. Новаясистема набора предполагала выделение одного воина от 10 взрослых мужчин. Кромесобственно египтян в армию стали набирать, как и прежде, наемников-иноземцев,но их роль резко возросла, а при XIX династии наемники составляли не менееполовины численного состава армии.
Реформированнаяегипетская армия по своему вооружению, организации была одной из лучших и самыхмногочисленных армий того времени.
Опираясь намощь армии, XVIII династия проводила активную внешнюю политику и захватилаобширные территории. Особенно впечатляющими были завоевания на побережьеВосточного Средиземноморья. Успехам египтян способствовала политическаяраздробленность этого региона, отсутствие сильных государственных образований,которые могли бы противостоять на равных Египту. Хеттское царство, Ассирия,Вавилония переживали не лучшие времена и не могли активно вмешаться в делаСирии и Палестины. Опасным соперником египетских фараонов было лишь государствоМитанни, усилившее свое могущество в конце XVI — первой половине XV в. до н.э. Нейтрализациямитаннийского противодействия стала основной заботой XVIII династии. Стремясьостановить египетскую экспансию в Сирию и Палестину, Митанни поддерживалокоалицию мелких сиро-палестинских княжеств во главе с городом Кадеш. Созданиетакого союза на некоторое время задержало продвижение египтян в Палестине инесколько стабилизировало обстановку в этом регионе. Остановленные здесьфараоны XVIII династии начинают вести активную политику в южном направлении. ПреемникиЯхмоса захватили здесь обширные территории вплоть до 3-го нильского порога. Прицарице Хатшепсут была направлена большая военно-торговая флотилия е странуПунт, которая вернулась в Египет нагруженная многочисленными подарками какзнаками покорности тамошних правителей. Активность завоевательной политикирезко возросла, когда на троне оказался пасынок Хатшепсут Тутмос III (1504 — 1450гг. до н. э), талантливый полководец, дальновидный государственный деятель. Онсосредоточил основное внимание на восточносредиземноморском регионе. Послетщательной подготовки Тутмос III звел многочисленные войска в Палестину, гдеего поджидала объединенная коалиция сиро-палестинских княжеств во главе с городомКадеш, поддерживаемая Митанни. Сиро-палестинские войска были сосредоточеныоколо сильно укрепленного города Мегиддо, подходы к которому былитруднодоступны из-за подступающих гор. В анналах Тутмоса III подробноописывается поход к Мегиддо. Анналы рассказывают, что фараон, не посчитавшись струсливым мнением своих сановников идти обходной, более безопасной дорогой,избрал рискованный путь через узкое ущелье и внезапно появился перед неожидавшим его противником. В ожесточенной битве (1482 г. до н. э) египтянеодержали решительную победу. Сиро-палестинское ополчение укрылось в городеМегиддо, который был взят после изнурительной семимесячной осады. Разгромкоалиции сделал Тутмоса III хозяином большей части Палестины и Сирии, послечего египетские войска приступают к полному завоеванию этих территорий,предпринимая регулярные, почти ежегодные вторжения. За двадцать два годаединоличного царствования Тутмос III 15 раз совершал победоносные походы,постепенно расширяя границы египетских владений до верховьев Евфрата.
ГосударствоМитанни было вынуждено отозвать свои войска за Евфрат и уступить египтянам территориюСирии, Финикии и Палестины. Развивая свои военные успехи, Тутмос III приказалперетащить волоком корабли из Средиземного моря на реку Евфрат и переправилчасть войск на левый берег великой реки. Северной границей египетской державыстал город Кархемиш, расположенный в излучине Евфрата. Никогда еще египтяне незаходили так далеко на север.
Успешнойбыла военная политика Тутмоса III и на юге. Здесь были покорены местные племенавплоть до 4-го нильского порога. Границы египетской державы простирались теперьс севера до южных рубежей на 3200 км. Успешные завоевания Тутмоса IIIпотребовали напряжения всех сил государства, и преемники воинственного фараонаболее думали о закреплении захваченных стран, организации там своегоуправления, нежели о новых завоеваниях. Египетская держава стояла на вершинемогущества и пользовалась огромным авторитетом в Передней Азии. Прежниесоперники Египта, митаннийские цари, искали теперь союза могущественныхфараонов и в качестве своеобразной гарантии посылали в их гарем своих дочерей. Царихеттов и Вавилонии заискивали перед фараонами, присылали им великолепные дары взнак своей дружбы.
Энергичнаявнешняя политика XVIII династии, создание огромной военной державы потребовалимобилизации всех материальных и людских ресурсов, но вместе с тем самизавоевания и ограбление завоеванных стран оказывали стимулирующее влияние наразвитие египетской экономики и культуры.
 1.2 Расцвет экономики
Послекаждого успешного похода египтяне пригоняли по нескольку тысяч человек, а послеодной особо удачной кампании Аменхотеп II захватил свыше 100 тыс. человек. Вцелом, видимо, множество пленников было переправлено в долину Нила, которыепополнили ряды основных производителей, работающих на полях, ухаживающих заскотом, в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. Львиная доля пленниковвливалась в царские и храмовые хозяйства, поместья вельмож, но известная частьраспределялась между средним командным составом и даже рядовыми воинами, владевшиминебольшими участками. Так, например, фараон Яхмос I наградил одного из своихвоинов после 1-го похода 5 головами (т.е. рабами) и 5 арурами (1,25 га) земли,после 2-го похода-3 головами и 5 арурами. Как сообщает один из документов,египетские воины делили захваченную добычу «с радостным сердцем». Вместес пленниками в долину Нила пригоняли сотни тысяч ГОЛОЕ разнообразного скота,приносили золотые и серебряные вещи, изделия из бронзы, различные ценности.
Если впрежние времена египтяне довольствовались единовременно захваченной добычей, тотеперь была организована систематическая эксплуатация завоеванных стран путемвзимания ежегодной дани. Кроме определенного количества скота, рабов и зерна,направляемых в Египет, каждая страна обязана была поставлять продукты своегоремесла или часть своих природных богатств. Так, Эфиопия поставляла золото ислоновую кость, Палестина и Сирия — металлы: серебро, свинец и олово, а такжеткани и краски, ценный камень лазурит. В горах Лизана рубили строевойкорабельный лес и знаменитый, столь ценившийся в древности кедр.
Притокдополнительной рабочей силы, разнообразного сырья (особенно металлов),различных ценностей оказывал стимулирующее влияние на развитие египетскойэкономики, хотя значительная часть захваченных богатств шла не столько на нуждыхозяйства, сколько на паразитическое потребление господствующих слоевегипетского общества и расточалась без всякой пользы.
Подъемуегипетской экономики способствовало не только увеличение материальных ресурсови общей численности рабочей силы, но и совершенствование технической базы итехнологии самого производства. Самое широкое применение для изготовленияорудий труда (особенно со времен XIX династии) получила бронза. В самом Египтеместорождений олова не было, но необходимые его запасы поставлялись из Сирии,подчиненной египетскому влиянию. Из бронзы стали делать орудия труда, оружие,которые по своим качествам намного превосходят существовавшие до сих пор. Усовершенствованиязатронули и процесс получения металла. Если прежде мастера сами раздували черезпримитивные длинные трубки горны, то теперь широко использовались мехи,обеспечивающие мощный приток воздуха и приводимые в движение ногами. Наряду ссуществующим горизонтальным ткацким станком был изобретен и вертикальный, чтопозволило внести ряд усовершенствований в ткацкое производство. Опираясь надостижения в области металлургии, мастера могли отливать сложные и громоздкиевещи, как, например, массивные храмовые ворота, и вместе с тем такие тонкиеизделия, как полые статуи, позволяющие экономно расходовать металл.
Становитсясамостоятельной отраслью получение непрозрачного пастового стекла, из которогоизготовлялись сосуды и мелкие поделки, ценившиеся как на внутреннем, так и навнешнем рынке.
Совершенствуетсясельскохозяйственная техника. В частности, получает распространение удобный дляработы плуг с отвесными рукоятками, снабженными специальными отверстиями длярук пахаря. С помощью специальных молотов, подвешенных на длинных палках,удобно было разбивать земляные комья. Для поливки полей и главным образомогородов стали широко применяться водоподъемные «журавли» — шадуфы. Знакомствоегиптян с далекими иноземными странами привело к тому, что египтянезаимствовали и акклиматизировали новые растения (чечевица, смолистые деревья и др.)и новые породы скота (овцы, мулы), особой отраслью животноводства становитсяконеводство. Располагая огромными трудовыми и материальными ресурсами, фараоныпроводили политику, способствующую оживлению хозяйственной жизни, и преждевсего процветанию сельского хозяйства. Особое внимание было уделеноупорядочению ирригационной системы и увеличению посевных площадей. За разливамиНила было установлено постоянное наблюдение, специальные измерители уровнянильской воды (так называемые ниломеры) были установлены в районе Асуана на югеи в Мемфисе на севере, что позволяло более реально прогнозировать предстоящийурожай. Ремонтируются старые каналы, строятся новые оросительные сооружения (каналыразных профилей, дамбы, колодцы, водохранилища), что позволяет осваивать подпосевы так называемые высокие поля, т.е. поля, до которых не доходит нильская водаи которые орошаются через систему каналов. Район Фаюма, как и в Среднемцарстве, становится одной из житниц Египта. Очень крупные работы были проведеныв Дельте. Ранее эта обширная территория, не имеющая нормального стока,представляла собой болотистую местность, мало пригодную для земледелия ииспользуемую для разведения скота. Фараоны XIX династии приступили к проведениюмасштабных работ по мелиорации Дельты, дренажу заболоченных участков, спускуизлишней воды и окультуриванию обширных пространств. Дельта становится одним изпроцветающих земледельческих районов, центром виноградарства, садоводства ипчеловодства. Многие фараоны XIX и XX династий именно в Дельте стали устраиватьсвои постоянные резиденции.
В эпохуНового царства египетская экономика позволяла получать много большесельскохозяйственной и ремесленной продукции, чем в предшествующие времена. Странарасполагала солидными запасами материальных ресурсов, внушительнымэкономическим потенциалом, на основе которого фараоны, с одной стороны, моглисодержать огромную армию, проводить успешные завоевания, с другой — развернутьграндиозную строительную деятельность, возводить величественные храмы, строитькрепости, дворцы, города, разнообразные сооружения. Были созданы материальныевозможности для дальнейшего развития египетской культуры.
 1.3 Социальные отношения
Как и впрежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующийкласс — собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; классмелких производителей — земледельцев и ремесленников, добывающих пропитаниетрудами собственных рук и членов своей семьи; наконец, класс подневольных,рабов, не имеющих собственных средств, трудящихся на полях, которые им непринадлежали, собирающих урожаи, которым не могли распоряжаться, пасших скот,который не был их собственностью. Однако в эпоху Нового царства произошли серьезныеизменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новыеи потеряли свое значение социальные прослойки, прежде занимавшие прочноеположение в обществе. Важным изменением в социальной структуре Египта былораспространение и укрепление рабовладельческих отношений. Контингент рабовпополнился за счет многих сотен тысяч пленников, пригоняемых после успешныхзавоеваний. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам — жителям Палестины,Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др. Множество рабов сосредоточивалось вруках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии,чиновников центрального и номового аппарата управления. Однако особенностьюсоциальной жизни Египта Нового царства было появление слоя мелкихрабовладельцев, собственников одного — трех рабов. Б египетских документахсообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии. Рабовмогли приобретать зажиточные земледельцы и ремесленники. Рабовладельческиеотношения начинают играть важную роль в общей системе социальных отношенийДревнего Египта.
Происходятсерьезные изменения в составе господствующего класса, и прежде всего усложнениеего структуры. Появляется прослойка мелких и средних рабовладельцев, людейнезнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в египетскойадминистрации, получивших от фараона небольшое имущество, в том числе и рабов. Этилюди, обязанные своим благополучием царским благодеяниям, стали прочнойсоциальной опорой фараонов, поддерживали мероприятия по укреплению их могущества.
Наряду сэтой прослойкой внутри господствующего класса выделяются еще две социальныегруппы: служилая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокругфараона, наследственная номовая знать и жреческая верхушка во главе сфиванскими жрецами бога Амона. Верхушка номовой знати и высшего жречества, напервых порах поддерживавшая политику египетских фараонов XVIII династии,получила огромные выгоды от завоеваний. Фараоны-завоеватели Яхмос I, АменхотепII, Тутмос III после каждого успешного похода вносили в фонды храмов и особеннов фиванские храмы Амона щедрые дары в виде десятков тысяч военнопленных, сотентысяч голов скота, огромные материальные ценности. Быстро росли богатства засчет завоеваний и у представителей наследственной знати, занимавшей высшиепосты в армии и государстве. Располагая огромными — людскими и материальнымиресурсами, номовая знать и высшее фиванское жречество стали с подозрениемсмотреть на неродовитых людей, постепенно составлявших слой новой служилойаристократии. Фиванское жречество пользуясь своим влиянием, пыталосьвоздействовать на формирование политики фараонов. Между номовой знатью ифиванским жречеством, с одной стороны, и служилой знатью — с другой, намечаетсянарастание противоречий, вторые в конце концов вылились в религиозную реформуЭхнатона.
Притокмногих ценностей после успешных завоеваний, общее оживление экономическойактивности оказали благоприятное воздействие на положение основной массыегипетского населения. Однако именно она несла и тяготы завоевательных войн. Показавоевания были удачными, положение основных производителей было достаточнопрочным, но как только ослабевала военная мощь Египта, их благосостояниеухудшалось, налоги и поборы увеличивались, эксплуатация возрастала.
Социальнаяобстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в периодуспешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной,но внутри египетского гощества всегда существовали скрытые противоречия исоциальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами ирабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец,внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытойконфронтацией.
Малозаметныена фоне политического и экономического могущества государства, все эти группыпротиворечий в период общей нестабильности проявлялись в видe стихийныхвыступлений отдельных категорий населения (например, ремесленников), острыхсхваток при дворе фараона./>
1.4 Государственное управление
Созданиеогромной империи, включившей множество завоеванных стран, усложнениехозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложностьсоциальных взаимоотношений — все это поставило перед государственным аппаратомряд новых задач и вызвало его существенную перестройку. С усложнением функций иобъема государственного управления увеличилась численность чиновничества,подразделявшегося на многочисленные звенья; была установлена четкая иерархияподчинения, подробно регламентировались должностные обязанности. Сохраниласьинструкция верховного сановника (везира) фараона Тутмоса III Рехмира, в которойпоказан сложный аппарат управления древнеегипетским государством.
Согласноэтому документу, государственный аппарат в эпоху XVIII династии делился нанесколько звеньев. Во главе государства стоял центральный аппарат управления,сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику везиру. Он делился нанесколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главнымдомоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующими пашнями,начальниками над скотом. Среди других сановников, возглавлявших центральныеведомства, были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием,глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегипетскихсановников, видимо, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палатапредставляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своейсистемой подчинения.
Следующимзвеном был аппарат региональной администрации. В инструкции Рехмира говорится отом, что везир назначал чиновников, возглавлявших управление четырьмя большимиадминистративными регионами. «Это он [везир] будет назначать исполняющихдолжности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта (столичногоокруга во главе с Фивами. — В. К) и Тинитской области (район Абидоса и,возможно, прилетающих к нему областей. — В. К). Они будут докладывать ему обовсем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи отсебя и своих присутствий». Иначе говоря, управители четырехадминистративных объединений имели каждый под своим началом по несколькуведомств-присутствий, которые скорее всего копировали структуру центральныхучреждений. Выделение этого регионального звена способствовало большейцентрализации государственного управления в целом, преодолению традиционного вДревнем Египте сепаратизма номовой знати, которая издавна располагала властью ивлиянием в номах. Однако в период Нового царства центральному правительствуудалось вытеснить наследственную номовую знать и из аппарата номовогоуправления. Как показывает инструкция Рехмира, «местные князья», т.е.представители номовой знати, должны были получать утверждение на свои посты изрук везира, иначе говоря, были поставлены под его строгий контроль. Более того,центральное правительство ввело должности градоправителей в крупные города,которые назначались из центра и, естественно, ограничивали власть местныхномархов. Управление в номах, видимо, строилось в целом по образцу центральнойадминистрации и состояло, в свою очередь, из соответствующих палат (хотя вномах их было меньше) со своим штатом чиновников. Следующим было звеноокружного управления, ведавшего делами более мелких административных единиц, накоторые делился ном. И наконец, самым низшим подразделением аппарата былоуправление в деревнях и поселениях, подчинявшихся окружному начальству. Весьэтот обширный и иерархически организованный аппарат подчинялся верховномусановнику-везиру, верному слуге обожествленного фараона, что обеспечивалострогую централизацию и тщательный контроль за армией чиновников. «Это он(везир) будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинамиканалы во всей стране. Это он будет посылать местных князей и градоправителейпо поводу урожая летом. Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту впалате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей. отбывшихего именем из Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Емубудут докладывать о состоянии крепостей юга и каждый арест человека, которыйбудет грабить. Это он будет делать для каждой области и это он будет слушать онем. Это он будет посылать воинов и писцов выполнять распоряжения владыки. Документобласти будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о любыхпашнях. Он будет устанавливать границы области, каждого пастбища, каждогохрамового хозяйства, каждого владения».
В периодНового царства одной из важных задач стала организация управления на завоеванныхобширных территорий на юге, в Нубии, и на севере, в Азии. В прежние временаегиптяне ограничивалисъ лишь сменой местных князей или изъявлением покорностипрежнего правите л. ". Систематическая эксплуатация завоеванных странтребовала создания постоянна египетской администрации. Так, южными территориямиуправляло специальное ведомство во главе с сановником, который занимал третьюступень в государственной иерархии, носил почетный титул «царский сын Куша»и иногда действительно являлся представителем царского дома. Для управления захваченнымиобластями в Азии, к примеру Нубии была создана египетская администрация воглаве с наместником «северных стран».
Ограблениезавоеванных стран, различные подати, собираемые с населения, обобщали господствующийкласс, среди которого видное место занимало многочисленное и хорошоорганизованное жречество. Египтяне поклонялись многим (в источниках говорится отысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, прикоторых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие пахотные земли,тысячи голов скота, толпы невольников, ценности, Культовые обязанностиотправлял обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в составгосударственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, темне менее они пользовались значительной автономией, а львиная доля их доходов обогащалажречество.
Особымвлиянием при XVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона,покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Подзнаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоеваниямногих стран, создали огромную империю. Не случайно солидная часть захваченныхбогатств направлялась благодарными завоевателями в храм Амона в Фивах. Десяткитысяч рабов, сотни тысяч голов скота, тысячи гектаров земли, несметныесокровища и драгоценности были переправлены этому храму. В Карнаке и Луксоребыло начато строительство грандиозных храмов в честь Амона, поражающихвоображение своими размерами и роскошью отделки.
Богатства ирелигиозный авторитет Амона-Ра (Амон стал отождествляться с богом Ра) вели кросту политического влияния жречества на царский двор. В частности, фиванскоежречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству отодного фараона к другому через так называемый оракул Амона, т.е. указание"Амона (фактически высшего жречества) на кандидатуру будущего наследника. Усилениеполитического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других слоевгосподствующего класса и прежде всего служилой знати. К тому же возвышениефиванского жречества противоречило политике централизации власти, котораяотразилась в структуре государственного аппарата. Это не могло не вызватьнапряженности в отношениях между служилой и военной знатью, возглавляемымифараоном, высшим жречеством Амона и поддерживающей его родовитой номовойаристократией. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараонеАменхотепе IV, который предпринял попытку провести крутуюрелигиозно-политическую реформу, целями которой были, с одной стороны,изменения в египетской религии, с другой — уничтожение политического влияниявысшего жречества, и прежде всего фиванского.
/>1.5 Реформа Эхнатона
В 1368 годудо нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV — самый необычный издревнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересныйпериод в истории Египта. До него система мистико-религиозных представленийдревних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонениемногочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, богамертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (которыйвоплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом иличеловеком с головой сокола, бог Тот — с головой ибиса, богиня Хатор — с головойкоровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам — Ра,Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков,которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкаясистема дробила Египет и мешала его объединению.
На шестомгоду царствования Сам он сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») наЭхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьей, воинами, ремесленниками,новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы — государственнуюстолицу и центр культа бога Амона.
Аменхотеп IV(1372-1354 гг. до н. э) с самого начала своего правления стал выдвигать на первоеместо в египетском пантеоне бога солнечного диска — Атона, ранее второстепенноебожество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что,естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества. Вборьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим повелениемпровозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время каквсе другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу иесли не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужниковверховного бога Атона. Разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформилсяокончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов,громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всейстране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам фараон,объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амондоволен») на имя Эхнатон («угодный Атону»). По его приказуменяют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные емуФивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новойстолице Ахетатоне (т.е. «Горизонт Атона»), где господствует новоебожество Египта и всего мира — великий Атон. Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна),был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственнымиучреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмомАтона.
Чтобы внесколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало былосогнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать привозведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые ипокрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом схрамом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большоегражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основнаячасть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он былукрашен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.
Возведенныйгород с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками ипрудами был объявлен «землей бога Атона». В этом городе даже типдревнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из светаво мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачногосостояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная наустрашающее почитание.
Культ богаАтона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождалсявосход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белыелотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мирсвоими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадныйоткрытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощии плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.
Бог Атонпонимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, онизображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом былсолнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, теплои благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, нибожественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящегосолнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционныхтеологических и мифологических построений и изощренной символики. Стольсущественное переосмысление образа главного божества, конечно, должно былопривести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положениижречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственнойвластью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело кизменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы иповлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства.Амарнский период — один из интереснейших в его развитии.
В проведениисвоей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новойслужилой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционныереформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядковбыло не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесносвязанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и средиосновной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционнымибогами, которым слепо поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что послескорой смерти Эхнатона — а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон — егопреемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найденанеразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культуАтона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился вМемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Рабыло восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичногоприверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.
Однакократкий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в историиЕгипетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культомАтона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которыеполучают развитие в последующие эпохи. В области художественной культурыамарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетнейистории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушениереформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона,его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскимидинастиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне,сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться сэтим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся приЭхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.
 1.6 Египет при XIX династии (ок.1345-ок.1200 гг. дон. э.)
Внутреннее ивнешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметноухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвалиобострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведениемрелигиозной реформы и решением возникших при этом внутренних задач фараонЭхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье,и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы,найденные в дворцовом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские,финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеленияегипетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать егораспоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии,развалилась.
Передправителями XIX династии встали сложные задачи внутренней консолидацииегипетского общества и восстановления внешнего могущества Египетской державы. Началовоенно-политического возрождения было связано с энергичной деятельностьюХоремхеба (1345 — 1317 гг. до ы. э). Хоремхеб начал карьеру еще при Эхнатоне. Недоверчивыйк старой знати Эхнатон сделал своего рода исключение оля Хоремхеба, родкоторого восходил к номовой аристократии. Постепенно продвигаясь по служебнойлестнице, Хоремхеб при Тутанхамоне и его слабых преемниках занимал высшиепосты, в том числе пост командующего египетской армией. Выходец из номовойзнати (связанной с высшим жречеством), получивший огромный опыт государственнойи военной деятельности при Эхнатоне и его преемниках, энергичный Хоремхебоказался наиболее приемлемой фигурой на троне фараонов как для выдвинувшейсяновой служилой знати и армии, так и для старой номовой аристократии иегипетского жречества.
Опираясь наих поддержку, Хоремхеб утвердился на престоле фараонов. ПровозглашениеХоремхеба было оформлено торжественно и эффектно: при огромном скоплении народав Фивах на празднике Амон через своего оракула «указал» на Хоремхебакак на фараона. «Сердце бога, — провозглашал Хоремхеб в своей надписи, — пожелаловозвести своего сына на свой вечный престол и поэтому бог проследовал в Фивы сликованием со своим сыном в объятиях, чтобы привести его к Амону, чтобы облечьего в сан царя».
Хоремхебприступил прежде всего к серии реформ, преследующих цель внутреннего сплоченияв рядах господствующего класса и армии. Фараон благоразумно не далвосторжествовать чувству мести со стороны старой знати и жречества. Реставрациядревних культов, привилегий жречества и старой знати не сопровождалась вспышкойтеррора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Восстановив во всемвеликолепии храм Амона и его обширное хозяйство, пополнив его новыми дарами,Хоремхеб тем не менее не жаловал Фивы своим присутствием. Его постояннаярезиденция находилась на севере, в древней столице Мемфисе с его культом богаПтаха.
Дляукрепления расшатанных финансов была проведена податная реформа, регулировавшаясбор налогов с разных слоев населения. Более того, Хоремхеб, в сущности говоря,продолжал политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многихпредставителей средних слоев, пополнявших служилую аристократию. Выставлятьсебя простолюдином, вознесенным к власти и богатству царской милостью, сталонастолько принятым, что даже знатный по крови вельможа старался приписать себе простоепроисхождение.
Энергичнуюборьбу повел Хоремхеб против произвола и лихоимства должностных лиц. Вопубликованном во всех номах царском указе назывались суровые кары вплоть досмертной казни против казнокрадства и взяточничества государственных чиновников.Ряд изменений был произведен в египетской армии. Опираясь на упорядоченныефинансы, Хоремхеб улучшил ее комплектование, причем во все больших масштабах онстал привлекать наемные войска, главным образом из среды западных, ливийскихплемен, укрепил командный состав и материальное обеспечение армии. Организационноармия была разделена на два корпуса — северный и южный, которые должны былипланировать и осуществлять боевые действия на основных направлениях вешнейполитики государства: азиатском и эфиопском.
ПриХоремхебе были созданы условия для восстановления внутреннего и внешнегомогущества Египетской державы. Его преемники Рамсес I и Сети I, опираясь наукрепившийся военно-экономический потенциал, приступили к проведению энергичнойвнешней политики и в северном и южном направлениях. Восстановление Египетскойимперии и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до н.э.произошло в правление Рамсеса II (1301-1235 гг. до н. э).
Если прочноеутверждение Египта в обширной области Эфиопии происходило при Рамсесе Потносительно спокойно, то закрепление его власти в Восточном Средиземноморьепотребовало предельного напряжения сил в течение двух десятилетий. К этомувремени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство, котороепретендовало на богатые области Финикии, Сирии и Палестины и не могло смиритьсяс ростом египетского влияния в этих районах. Первый поход Рамсеса II противхеттов в 1296 г. до н.э. оказался неудачным. Недооценив силы хеттского войска,самоуверенный молодой фараон вместе со своим авангардом был завлечен с помощьювоенной хитрости в ловушку около города Кадет и лишь чудом избежал плена,причем самому фараону пришлось с оружием в руках прокладывать путь средивражеских рядов.
Поняв, какойсильный противник — Хеттская держава — ему противостоит, Рамсес II изменилстратегию ведения войны и стал тщательно готовить военные походы в Сирию иПалестину, избегая решительных сражений и в полную меру используядипломатические средства. Длительное военно-дипломатическое противоборство двухвеликих держав Ближнего Востока, во время которого противники поняли, что несмогут уничтожить друг друга военной силой, завершилось заключением мирногодоговора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1280 г. до н.э. Текстэтого договора обнаружен на стенах двух египетских храмов в Фивах и в архивехеттских царей в их столице Хаттусе. Две великие державы отказались отприменения силы друг против друга, договорились об установлении прочного мира,решении спорных вопросов мирными средствами, разделили сферы влияния вВосточном Средиземноморье (Северная Сирия и Финикия стали зоной хеттскоговлияния, а Южная Сирия и Финикия с Палестиной — египетского). Стороны заключалимежду собой союз против возможного врага и обязались оказывать помощь в случаевоенного нападения. Была достигнута договоренность о выдаче перебежчиков. Союзбыл скреплен династическим браком Рамсеса II и хеттской царевны, клятвами богами взаимными дарами. Решение спорных вопросов по договору 1280 г. между Египтоми хеттами оказалось настолько удачным, что он на целое столетие определилмирные отношения этих держав между собой и стал крупным фактором международныхотношений XIII в. до н.э. Изучение сохранившегося текста договора 1280 г. до н.э.показывает довольно разработанную дипломатическую технику решения сложнейшихмеждународных проблем того времени. Неудивительно, что договор 1280 г. до н.э. занялзаметное место в истории мировой дипломатии. В 1963 г. министр иностранных делТурции передал в Организацию Объединенных Наций для хранения копию этогоинтереснейшего документа, написанную клинописью на серебряной пластине.
Дляупрочения господства на завоеванных территориях Нубии, Сирии и Палестины велосьинтенсивное строительство крепостей, где стояли постоянные гарнизоны (особенномного таких крепостей было построено в Нубии), в местные города направлялисьегипетские переселенцы, для обслуживания которых строились храмы (например,такие храмы обнаружены в Палестине и в Библе). Специально поставленнаяегипетская администрация организует систематическую эксплуатацию захваченныхтерриторий.
Стабилизациявнешнего положения развязала Рамсесу И руки для проведения активной внутреннейполитики.
Интенсивнаяэксплуатация захваченных земель в Нубии и Восточном Средиземноморье позволилаэтому фараону проводить строительство ирригационных сооружений, дворцов, храмовпо всему Египту и в Нубии. Особое значение имело хозяйственное освоение Дельты.Создание целой системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин позволило ввести всельскохозяйственный оборот обширные пространства плодородной земли. Ввосточной части Дельты было основано несколько новых городов. Здесь былазаложена и застроена роскошными зданиями резиденция фараона город Пер-Рамсес(«Дом Рамсеса»); наиболее освоенная восточная часть Дельты получиланазвание «страны Рамсеса». Повышенное внимание фараона к этому районуобъясняется тем, что он рассматривал его как своего рода связующее звено междудолиной Нила и азиатскими владениями, экономическое и культурное значениекоторых было очень велико. По благоустроенным дорогам, пересекавшим восточнуючасть Дельты, в Египет направлялись награбленные в Азии ценности, шли торговыекараваны азиатских купцов, передвигались военные отряды. В египетских городах,например в Мемфисе, появляются колонии азиатских купцов, которые живут здесь помногу лет, строят храмы своих богов; при царском дворе появляются знатныесоветники с сирийскими именами; египетская религия начинает испытыватьазиатские влияния: на памятниках появляются изображения иноземных божеств — Астарты,Бела, Анат, Решефа.
Располагаябогатыми ресурсами обширной державы, фараоны XIX династии, и прежде всегоРамсес II, проводят самое активное строительство. Из наиболее известныхпамятников этого времени можно отметить грандиозные храмы в честь бога Амона вЛуксоре и Карнаке (Фивы) и заупокойный храм фараона-Рамессей. Обширный храмОсириса был построен в древнем религиозном ценре Абидосе. Несколько храмов быливозведены в Нубии, среди которых выделяется величественный вырубленный в скалаххрам в Абу-Симбеле. Этот храм высотой в 33 м, шириной з 38 м и глубиной в 65 мимел фасад, украшенный четырьмя двадцатиметровыми статуями Рамсеса II, у ногкоторого высечены 200 статуй его жен и детей. Согласно решению ЮНЕСКО при ООН,храм в Абу-Симбеле как ценнейший памятник мировой культуры был сохранен отзатопления при строительстве высотной Асуанской плотины. В 1965 г. храм былразобран и перенесен на более высокое место в том же районе.
Длительноеправление Рамсеса II — время расцвета огромного египетского государства и культуры,однако уже при его преемнике положение стало меняться. Наследник Рамсеса, еготринадцатый сын Мернептах (1235-1215 гг. до н. э), должен был решать сложныепроблемы как внутри, так и вне страны. Прежде всего возникли серьезные угрозысо стороны так называемых народов моря — рыхлого политически, но достаточносильного в военном отношении конгломерата различных племен западной части МалойАзии и островов Средиземноморья. Лишь мобилизовав все силы в решительной битвегде-то на восточных границах Дельты, Мернептах разгромил полчища морскихнародов (сражение развернулось на суше и на море). Он подавил также восстаниянекоторых отложившихся сирийских городов, отразил нападение ливийцев с запада. Врелигиозной политике Мернептах все более ориентируется на культ бога Птаха, ане Амона, что приводит к росту напряженности между фараоном, его окружением ивлиятельным фиванским жречеством. Усиливалась самостоятельность отдельныхномархов, а центральная власть оказалась не в состоянии привести их к былойпокорности. За неполные двадцать лет один за другим меняются на троне четырепоследних представителя XIX династии, что вело к кризису центральной власти,росту внутренних беспорядков и ослаблению внешнего могущества династии.
 
1.7 Правление XX династии (ок.1200-ок.1085 г. до н.э..) Конец эпохи Нового царства
Висторических, документах конца XIII — начала XII в. до н.э. сообщается оволнениях и общественных смутах, отсутствии порядка и безопасности. Об этомобразно и ярко повествует интересный источник, так называемый папирус Харриса.«Страна египетская была опустошена. Каждый человек был лишен своих прав. Онине имели правителя в течение многих лет впредь до иных времен. Странаегипетская была в руках вельмож и правителей городов: каждый убивал своегососеда, большого и малого». Тот же папирус сообщает, что этимибеспорядками воспользовался некий иноземец-сириец Ирсу, который захватилвласть, правда, неизвестно где и на какое время. «Наступили другие времена.Ирсу, некий сириец, захватил власть. Он заставил всю страну платить себе дань. Онобъединил вокруг себя своих людей и разграбил владения египтян. Он превратилбогов в людей и жертвы не приносились в храмы».
В этойсложной обстановке значительная часть владений в Сирии и Палестине былапотеряна, «народы моря» опустошали восточные границы, западная частьДельты стала ареной постоянных набегов воинственных ливийских племен, которые,пользуясь слабостью центральной власти, не только безнаказанно грабилиегипетские земли, но и начали селиться на захваченных территориях западнойДельты.
Стабилизироватьвнутреннюю и внешнюю обстановку удалость знатному вельможе Сетнахту, которыйутвердился на троне и стал основателем новой XX династии (ок.1200 г. до н. э). ПапирусХарриса сообщает, что новый фараон «привел в порядок всю страну, котораяраньше была вся полна восстаний. Он поразил восставших которые были в странеЕгипетской. Он очистил великой трон Египта… Он был правителем двух стран натроне Атума… Каждый человек проведал своего брата, окруженного стенами. Онввел храмы во владение божественными приношениями, дабы жертвовать их богамсогласно обычным договорам с ними». Сын и преемник Сетнахта, видимо, неслучайно получил тронное имя Рамсеса. Этим самым новый фараон заявлял о своемстремлении подражать удачливому предшественнику и продолжать его победоноснуюполитику. И Рамсесу III (1198 — 1166 гг. до н. э) в какой-то степени этоудалось. Он восстановил боеспособность армии и увеличил ее численность. НаселениеЕгипта было разделено на особые призывные группы, которые поставлялиопределенное количество воинов. В египетском войске увеличилось количествонаемников, причем их набирали из тех же ливийцев и «народов моря», которыетеперь воевали со своими соплеменниками, нападавшими на владения фараона. На5-м и 11-м годах своего правления Рамсесу III удалось разгромить ливийцев, а на8-м году — отразить опасное вторжение все тех же «народов моря». РамсесIII успешно воевал в Палестине и Сирии, на короткое время восстановив былоевлияние Египта в этих областях. Вторая половина его 32-летнего царствованиябыла относительно спокойной. Был наведен порядок внутри страны. Так, на 29-мгоду своего царствования Рамсес III подавил волнение ремесленников, занятых настроительстве фиванского некрополя, что свидетельствовало о росте классовыхпротиворечий в обществе. Стремясь обеспечить себе морально-политическуюподдержку могущественного египетского жречества, Рамсес III по примеру своихпредшественников щедро одарял наиболее крупные храмы, особенно храмы главногобога Амона-Ра. Папирус Харриса заполнен перечислением. несметных даров храмам ввиде земли, золота, драгоценностей, рабов, скота, ювелирных изделий. Крупнейшиеегипетские храмы обладали обширными земельными угодьями, десятками тысяч рабов,огромным хозяйством, даже целыми эскадрами судов, которые вели оптовую торговлюне только внутри Египта, но и с другими странами.
Такоепокровительство храмам и жречеству вело не только к росту материальных ресурсовхрамов, но и к усилению политического влияния жречества, к его вмешательству вгосударственные дела страны, что вызывало недовольство придворных кругов. Видимо,в результате этого недовольства против фараона на 32-м году его правлениявозник дворцовый заговор. После его смерти все последующие правители династииносили громкое имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великихпредшественников. Влияние и авторитет царствующих фараонов падал все ниже иниже, в то время как росло влияние фи за некого жречества на юге, власть номарховна местах. Египет начинает слабеть. Он утрачивает азиатские владения в Сирии иПалестине. Авторитет некогда могущественного Египта в этом районе настолькоупал, что один из посланцев фараона, некто Уну-Амон, отправленный за кедровымдеревом для сооружения священной барки, с горечью пишет об унижениях илишениях, которым он подвергался со стороны некогда раболепствующих передегиптянами сирийских царьков. Ливийцы же беспрепятственно хозяйничают вЗападной Дельте. В начале XI в. до н. з. после смерти Рамсеса XI (ок.1085 г. дон. э) XX династия прекратилась. Власть на юге в Фивах перешла в руки верховногожреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе, — в руки некоего Смендеса,основавшего XXI династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Этими событиями закончиласьсамая блестящая эпоха египетской истории — эпоха Нового царства.
 1.8 Культура эпохи Нового царства
Новоецарство было временем высшего расцвета не только государственного,экономического расцвета Египта, но и культурного. Египетская культура активновзаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировойдержавы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальныххрамовых постройках.
Архитектура«Град Амона», «Стовратные» (по выражению древнегреческогопоэта Гомера). Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнеговостока.
УкрашениемФив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно,величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта. В течениенескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона — Ра вКарнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподобляласьгоре, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора кКарнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — аллея сфинксов. Увхода во двор храма высились обелиски (один из луксорских обелисков стоит нынев Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилоновстояли скульптурные колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путьвел в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. Такой планхрамового здания был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонныйзал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения древнего Египта, ибыл настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные,пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5м. Общее число колоннравнялось 134 (!). Нижние части стен Карнакского святилища были украшенырастительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд натемно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелискии колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский храминогда называют «каменным архивом» Египта. Карнакский и Луксорскийхрамы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тягеархитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного.
Из другихнаиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трехобширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины — фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.
Тяга кколоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храмАменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуифараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. Отколоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозныхпроцессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретноесходство с Аменхотепом III.
Амарнскаяэпоха в истории Нового царства имела весьма кратковременный период. Однако она произвелапереворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. Смелоломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве, отживописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служениеистине. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурнымизображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных,спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришлиреалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона, членам его семьи приближенных фараона — реформатора. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляютсяизящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей.Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра — портретов. Вот самЭхнотон — узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы,короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологическойдостоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке,на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона — царицыНефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женскихобразов, созданных мировым искусством.
После Амарнскогопериода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантоманияв храмовом строительстве, которое проявилась так же в сооружении царских статуй- колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились донаших дней, приказал построить Рамсес II. Это — знаменитый Рамессеум назападном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, апосреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса,достигавшая 17 метров в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был однимиз самых знаменитых фараонов древнего Египта, он провел на троне 66 лет ипостроил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Память онем пережила века.
Особым типомхрамового зодчества в эпоху нового царства стали храмы, вырубленные в толщескалы. Их называют скальными или пещерными храмами. Одним из самых известныхявляется заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма раскинут к Нилу.По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 — метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 метров вырублены многочисленныепомещения, воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор,колонный зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III вМединет-Абу (20 династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящуюэпоху храмового строительства.
Фараонынового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницызнаменитые Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 такихгробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I с великолепнымиросписями и тысячами статуй. Гробницам фараонов Нового царства полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницузамуровывали. Но и это не спасало их от грабителей. Почти все скальныегробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственнаяоставшаяся почти не тронутой — знаменитая гробница Тутанхамона, открытаяанглийскими археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленныебогатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотаямаска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровыесосуды и т.д. Сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической сенсацией. Общийвес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну.
После смертифараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры, связанный, преждевсего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, затем — эфиопами, позже ассирийцами и персами.
/>Заключение
За первыедвенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясеныбыли древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новыйгород, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделалсяпредметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да ито под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло отмноговековых канонов. В литературный среднеегипетский язык влился разговорныйновоегипетский.
Громадныеизменения за короткий срок! Однако быстрый насильственный разрыв с традициейчаще всего не может решить назревших проблем государства и общества. Пределычеловеческой жизни слишком малы, чтобы втиснуть в них коренные изменения вобычаях и вере народа.
Солнцепоклонническийпереворот не смог истребить тысячелетние догмы — реформа не дала ничегосущественного средним слоям, а бедняков лишила надежды на заступничество Амонаи загробное воздаяние в царстве Осириса. Господство номовой знати и жречестваимело весьма прочные корни в экономике и идеологии.
Враги Эхнатонасумели также использовать ухудшение положения «мировой» державы — неудачиесть следствие гнева старых богов. Поэтому победа над перестройкой, начатойЭхнатоном, внешне досталась сравнительно легко.
Однако, тутже оказалось, что полный возврат к прошлому в сфере общественно-политическихотношений, в области идеологии и культуры невозможен. Если религиозная реформапотерпела крушение, то с правами, полученными частью «немху», пришлосьсчитаться. Хоремхеб понял это и слой служилой знати, возвысившийся приЭхнатоне, сохранил завоеванные позиции.
Новыепринципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, бюрократией ижречеством утвердились после ликвидации амарнской реформы. Прежде всего новыйфараон не допустил террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Решительнымимерами пресекаются казнокрадство, взяточничество и лихоимство должностных лиц. УказХоремхеба, высеченный на плите в карнакском храме, требовал прекратить грабеж ивымогательства, которым подвергались «немху» и грозил ослушникамсуровыми карами. Более того, Хоремхеб по сути продолжил политику Эхнатона повыдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев. Противоречиямежду царской властью и жречеством остались, но Хоремхеб не стал игрушкой вруках первосвященников Амона, вручившим ему власть. Он не остался в Фивах, ачерез два месяца отплыл на север в Мемфис. Новый фараон оказался способным иэнергичным государственным деятелем, при нем началось военно-политическоевозрождение Египта. Он провел серию реформ с целью внутреннего сплочения врядах знати и армии. Хоремхеб не мог примириться только с одним — с утратойсиро-палестинских владений. Для укрепления расшатанных финансов былаосуществлена податная реформа, что позволило улучшить комплектование армии,привлечь в широких масштабах наемников, укрепить командный состав. Проведеннаяреорганизация армии позволила остановить продвижение хеттов, заключив мирныйдоговор с Мурсилисом II.
Всядеятельность Хоремхеба свидетельствует о том, что заботы его были сосредоточенына внутренних делах управления огромной страной. Задача восстановления властиЕгипта в Сирии, Финикии и Палестине не могла быть решена в срок правленияодного, пусть энергичного фараона. По наследству эта задача перешла царям XIXдинастии. Главной заслугой Хоремхеба явилось восстановление прочного порядка.
Еще болеежизненным оказалось наследие Ахетатона в области культуры и искусства. Художникии скульпторы не могли забыть то, что дало им освобождение от застывших канонов.Переворот Эхнатона отразился в духовной жизни всего древнего мира. Вспышкисвободомыслия, формирование монотеизма, поэтическое творчество авторовбиблейских текстов — все это возникло не без воздействия деятельности иинтеллекта фараона-солнцепоклонника. Брэстед даже называет его «первойличностью в истории», пропагандировавшей идеи, далеко превосходившиепонимание его века. До сих пор, а может в наши дни и вполне объяснимо, неутихают споры вокруг Эхнатона. Одни считают его фанатиком, чьи бредовые идеимогли принести только раздоры и ослабление государства; другие, наоборот (ПотаповМ. М) восхищаются этим необычным фараоном — поэтом и «христианином дохристианства», бесстрашным человеком, восставшим против традиции.
Мы видим,что истребить память о фараоне-реформаторе жречеству не удалось. Противникисчитали, что от новшества «мятежника из Ахетатона» ничего неостанется, и даже имя его навсегда забудут. К счастью, они просчитались. Удивительныйчеловек, живший 34 века назад, по-прежнему волнует наше воображение истимулирует мысль.
/>Список литературы
1.  Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. — М.,1978.
2.  Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структурыдревнего Египта // Вестник древней истории. 1981. № 1.
3.  Богословский Е.С. Слуги фараонов, богов и частных лиц (к социальнойистории Египта XVI — XIV вв. до н. э).М., 1979.
4.  Богословский Е.С. Повседневная жизнь в Древнем Египте. // Восток: Африканско-азиатскоеобщество: история и современность. 1995. № 4.
5.  Большаков В.А. Древнеегипетские царицы и их религиозно -политическаяроль // Вопросы истории. 2005. №9.
6.  Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. — Мн., 2003.
7.  Васильев Л.С. история Востока: в 2 т. Т.1. — М. 1994.
8.  Голяндин А. Эхнатон. Между светом и тьмой. // Знание сила. 2006. № 4.
9.  Древний Восток. Книга для чтения. /Под ред.В. В. Струве — М.: 1951.
10.     Древний Египет и древняя Африка. Сборник статей. — М., 1967.
11.     Древний Египет. Сборник статей. — М., 1960.
12.     Жак Кристиан. Египет великих фараонов: история и легенда. М., 1992.
13.     Замаровский, Войтех. Их величества пирамиды. — М. 1981.
14.     История Древнего Востока / под. ред.В.И. Кузищина. — М., 2001.
15.     История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец.«История»/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред.В.И.Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2003.
16.     История Древнего Мира. АН СССР институт востоковедения. Т.2 /под ред. И.М.Дьяконова и др. — М., 1982г.
17.     Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта /пер. с англ.К. Савельева — М., 2002.
18.     Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. М., 1962.
19.     Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
20.     Матье М.Э. Значение Амарнского искусства в развитии древнеегипетскогопейзажа // Древний Египет. М., 1960.
21.     Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. — М., 1956.
22.     Мертин Р.П. Эхнатон — первенец солнца // Гео. 2002. № 8.;
23.     Монтэ Пьер. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великихфараонов. М., 1989.
24.     Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. 1990. № 3
25.     Морэ А. Цари и Боги Египта. — М., 2003.
26.     Николаев Г. Древний Египет. Пирамида власти // Наука и жизнь. 1997. № 5.
27.     Перепёлкин Ю.Я. Жрец царя во главе государства (Аменхотеп IV) // Вестникдревней истории. 1989. № 3.
28.     Перепёлкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ: К исходу солнцепоклонническогопереворота в Египте. М., 1979.
29.     Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч.1. М., 1967.
30.     Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч.2. М., 1984.
31.     Перепёлкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. М., 1968.
32.     Перепелкин Ю.Я. Египетское общество во времена Нового царства. Зарождениедревнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. // ИДВ.М.,1988.
33.     Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семхет — Ке — Ре. К итогам солнцепоклонническогопереворота в Египте. — М. 1967.
34.     Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч.2. — М., 1984.
35.     Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. — М., 1966.
36.     Россельс Н. Кто главный в Древнем Египте. История. 2005. № 4 (16 — 28фев).
37.     Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. — М.1971.
38.     Струве В.В. Египет // БСЭ. Т.24. — М., 1932.
39.     Струве В.В. Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческихобществ Древнего Востока // Известия ГАИМК. Выпуск 77. — Л., 1934.
40.     Струве В.В., Матье М.Э. Религия и общество. — М., 1927.
41.     Стучевский И.А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта. М., 1962.
42.     Францев Ю.П. Древний Египет. — Л., 1938.
43.     Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.1.М., 1980.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особое производство в гражданском судопроизводстве
Реферат Приборы и техника астрономических наблюдений
Реферат Мёрике, Эдуард
Реферат Учет имущества предприятия
Реферат 28-29 октября 2010 г. Девятая международная научно-практическая конференция „Норма и девиация в правоохранительной деятельности”
Реферат Захворювання серцево-судинної системи серед сільських жінок працездатного віку у зв язку з сімей
Реферат Analysis Of Biblical And Christian Symbols And
Реферат Зарубежный опыт борьбы с организованной преступностью и возможность его применения в современных условиях в РФ
Реферат Профессионально-психологический тренинг и его роль в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел
Реферат Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, пер
Реферат Mark Twain Essay Research Paper title
Реферат Финансовый менеджмент 12
Реферат Модель вероятностей актуализации рекламного обращения
Реферат Історія України, 9 клас
Реферат Осоновы социокультурного проектирования