Реферат по предмету "История техники"


От Адама до ОPEL

Петр Биргер
АдамОпель, 150 лет назад основавший компанию под собственным именем, конечно, ипредставить не мог, какие страсти разгорятся вокруг Opel в наше время. Темболее не мог он представить, что его детище может оказаться сначала в рукахамериканской корпорации, а потом перейти под контроль консорциума с участиемроссийских инвесторов: в нояб ре 2009 года Еврокомиссия примет окончательноерешение по поводу сделки, в рамках которой Opel можеть быть продан альянсу всоставе австрийско-канадской Magna и российского Сбербанка. ПравительствоГермании рассчитывает, что немецкие технологии и русские деньги помогут Opelвернуть былую славу, померкшую в последние десятилетия. Впрочем, сделка может ине состояться.
ОТШЛЯП К ВЕЛОСИПЕДАМ
Opelначинался со швейных машинок. Молодой и целеустремленный немец Адам Опельработал техником и постоянно совершал поездки по Европе. В Париже он устроилсяна курсы по производству швейных машин. Вернувшись на родину в 1862 году, Адамприспсобил машинку для производства шляп и основал компанию Opel, на которойналадил производство станков для выпуска головных уборов. Компания сталакрупнейшим производителем шляп в Германии.
В1884 году после посещения выставки во Франции Адам загорелся новой идеей –выпуском велосипедов. Сыновья Адама – Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг– с детства помогали отцу на фабрике, а в свободное время гоняли навелосипедах. Именно они популяризовали велоспорт в Германии и вскоре сталипервыми чемпионами. Благодаря успехам братьев марка велосипедов Opel сталаизвестна во всей Европе.
Опелипервыми в 1890 году предложили использовать в колесах велосипедов наполненныевоздухом шины конструкции англичанина по фамилии Данлоп. Компания выпускала дветысячи велосипедов в год и по-прежнему была крупнейшим в Германиипроизводителем швейных машин вплоть до кончины Адама Опеля 8 сентября 1895 года.Основатель компании умер 58 лет, оставив налаженное производство сыновьям.
ОТВЕЛОСИПЕДОВ К АВТО
Кконцу XIX века предприятие Опеля из небольшой ремесленной мастерскойпревратилось в промышленное предприятие со штатом около 600 человек. Нопроизводство швейных машинок и велосипедов уже не приносило достаточнуюприбыль. Развитие компании требовало новых решений. Их поиском и занялисьсыновья Адама. В 1897 году братьев Опель – чемпионов по велосипедным гонкам –пригласили на Берлинский автосалон, где они впервые увидели самоходные экипажии загорелись новой идеей – наладить выпуск автомобилей. Ознакомившись с опытомнемногочисленных немецких изготовителей самодвижущихся экипажей, братья решилиначать производство в кооперации с одним из них. Выбор пал на ФридрихаЛутцмана, владельца автозавода в Дессау, поставлявшего машины членам германскойавгустейшей фамилии. По контракту, заключенному 21 января 1899 года, завод вРюссельсхайме начал выпуск модели Opel Patent-Motorwagen системы Лутцмана.Однако бизнес с Лутцманом у братьев «не пошел», и в 1901 году они расстались скомпаньоном, заключив новое соглашение.
Наэтот раз в поле зрения Опелей попал французский автомобилестроитель АлександрДаррак. В начале 1902 года в Рюссельсхайме появились первые лицензионные авто,продававшиеся под маркой Opel-Darracq. Параллельно велись активные разработкисобственной модели. Первый автомобиль конструкции Opel был представлен ужеосенью 1902 года – на автосалоне в Гамбурге. Публике показали модель 10/12 PS,оснащенную двухцилиндровым двигателем собственной конструкции.
ПЕРВЫЙНАРОДНЫЙ
Рынокпринял новичков благосклонно. Уже через несколько лет завод Опелей стал однимиз самых успешных автомобилестроительных предприятий Германии. В 1906 году, т.е. всего через четыре года после гамбургской премьеры, братья Опель выпустилитысячный автомобиль. Расширился и модельный ряд: к первенцу 10/12 PSприбавилась модель 20/22 PS с более мощным четырехцилиндровым двигателем,появились и грузовые версии. Завод в Рюссельсхайме не справлялся с увеличившимисяобъемами производства, и в том же 1906 году Opel открыл филиал в Берлине. Ноподлинный прорыв компания совершила, выпустив на рынок свой первый бестселлер –легендарный Opel 4/8 PS Doktorwagen. Автомобиль, ничем не уступавшийконкурентам по качеству и степени оснащения, предлагался всего за 3950 марок –вдвое дешевле аналогов. Фактически Doktorwagen вполне мог претендовать на лаврыпервого в Германии «народного» автомобиля. Как бы там ни было, серьезныйрыночный успех новинки в сочетании с принятой годом позже модульной системойпроизводства, позволившей комплектовать «полуфабрикаты» автомобильных кузовов сразличными типами шасси и двигателей, сыграл существенную роль в развитиикомпании. В 1912 году суммарный объем производства переваливает за 10 тыс.авто, и к 1914 году, обойдя всех конкурентов, Opel становится крупнейшимнемецким автомобилестроителем.
Успешноеразвитие позволило компании расширить сферу деятельности. В предвоенные годыинженеры Opel активно работали над широким кругом «непрофильных» тем: отсельскохозяйственного мотокультиватора до пожарного насоса. Тогда же былипредприняты и первые попытки производства авиационных двигателей. Моторами Opelкомплектовались бипланы Euler.
ДРЕВЕСНАЯЛЯГУШКА
Жесточайшийэкономический кризис 20-х годов поставил немецкую автомобильную промышленностьна грань выживания. В разоренной войной Германии автомобиль стал недоступнойроскошью. Спасти положение могло лишь массовое производство автомобилей спредельно низкой себестоимостью, т. е. конвейерная сборка. Первый в Германииконвейер заработал в 1924 году в Рюссельсхайме. Модернизация производстваобошлась в 1 млн золотых марок, но игра стоила свеч: за шесть лет отпускнаяцена Opel 4/12 PS Laubfrosch, положившей начало конвейер ной сборке, снизиласьс 4,5 тыс. марок до 1,99 тыс. «Древесная лягушка» (в переводе на русский)вернула немцам уверенность в завтрашнем дне, а автомобилю – статусобщедоступного средства передвижения. Но даже вновь завоевав лавры лидеранемецкой автомобильной промышленности (в 1928 г. на долю Opel приходилось 37,5% рынка, а общий объем продаж приближался к 43 тыс. авто), компания остро нуждаласьв поддержке. Преобразовав бизнес в открытое акционерное общество, братьязанялись поисками сильного партнера.
Помощьпришла из-за океана: немецким автогигантом заинтересовалась General Motors. Вмарте 1929 года наследники Адама Опеля передали GM контрольный пакет (80%)акций компании, сохранив по условиям сделки «полную независимость во всехсферах». Войдя в империю GM, Opel получила широкий доступ на международныйрынок. В начале 30-х компания закреп ляется в Японии, Китае и ЛатинскойАмерике, на родине позиции тоже существенно упрочились: в 1935 году сконвейеров Opel сошло свыше 100 тыс. легковых и грузовых автомобилей –рекордный по тем временам годовой объем производства. Растущий спрос нагрузовики вынудил компанию выделить производство в отдельное предприятие. В томже 1935-м в Бранденбурге открылся завод мощностью 25 тыс. автомобилей в год.Производство ориентировалось на выпуск малотоннажных Opel Blitz, дебютировавшихв 1931 году и быстро завоевавших огромную популярность в Германии и за еепределами. Кстати, именно этому полуторатонному грузовичку концерн Adam Opel AGобязан фирменной эмблемой – молнией, делящей окружность пополам. Впервыеизображение серебряной молнии появилось в 1931 году именно на Opel Blitz.
ПЕРВЫЕКАДЕТЫ
Незабывали братья Опель и о «народных» легковушках. В 1935 году с конвейера вРюссельcхайме сошел первый немецкий автомобиль с несущим кузовом – OpelOlympia. «Олимпия» выгодно отличалась малым весом, улучшенной пассивнойбезопасностью и прекрасной аэродинамикой. Но главное – новая концепцияпозволила изготавливать кузов отдельно от механических деталей – двигателя,трансмиссии и элементов подвески, объединяя их лишь на конечном этапе. Подобнаяметодика сборки практикуется на автозаводах по сей день, но тогда это быланастоящая революция.
Годомпозже Рюссельcхайм порадовал немцев премьерой компактной малолитражки,продержавшейся на конвейере 55 лет. Речь о неувядающем Opel Kadett,«наследники» которого в четвертом и пятом поколениях – Kadett D и E – до сихпор колесят по дорогам планеты. Сходный по конструкции и внешности с «Олимпией»легкий автомобильчик стал подлинным бестселлером: за неполные четыре года былопродано 107 608 «кадетов» первого поколения.
Основательноукрепив позиции в компакт-классе, Opel вступил в борьбу за верхний сегментрынка. Взыскательным клиентам Рюссельсхайм предложил сразу две модели-люкс смощными 6-цилиндровыми двигателями: Super 6 и Admiral. Два года спустя Super 6уступит место последней предвоенной новинке – Opel Kapitan, а пока, в мирном1936-м, братья Опель возносятся на вершину славы: с годовым объемом выпуска в120 293 автомобиля компания стала абсолютным европейским лидером.
УДАРЫВОЙНЫ
Впрочем,пальма первенства в Рюссельсхайме не задержалась. Началась война.Милитаризованной экономике частный автотранспорт был ни к чему, и в октябре1940 года директивой нацистского руководства производство легковых автомобилейна Opel было свернуто. В Бранденбурге, правда, продолжался выпуск «полуторок»Blitz для армейских нужд (в полноприводном варианте и даже на гусеничном ходу).Однако главные силы компании мобилизовали для выполнения задач, далеких отавтомобилестроения. Припомнив былые заслуги Opel перед авиапромом, завод вРюссельсхайме переориентировали на производство авиационных шасси, пилотскихкабин и пуленепробиваемых топ ливных баков. К концу войны от былого могуществаOpel не осталось и следа. В 1944 году заводы компании превратились в прах подбомбами союзников (интересно, были ли среди пилотов акционеры GM?), а годомпозже хозяевам предприятия пришлось распрощаться с одной из своих лучшихмоделей: оборудование, техническая документация и все имевшиеся в наличиикомплектующие для производства Opel Kadett были вывезены в СССР в качествевоенных репараций.
СТАВКАНА МАЛОТИРАЖКИ
Выпуск«Кадета», известного российским автолюбителям как «Москвич-401», продолжался назаводе малолитражных автомобилей (ныне АО «Москвич») до середины 50-х годов.Кстати, на том же «Москвиче» в середине 70-х годов планировалось освоить сборкуOpel модели Ascona, но проект не получил поддержки американцев.
Немцыже вернулись к малолитражкам лишь в 1962 году (после восстановления в начале50-х компания сконцентрировалась на дорогих моделях). Для выпуска Opel Kadett Aоткрылся новый завод в Бохуме. «Кадет» второго поколения роднили спредшественником разве что название да народная любовь: менее чем за четырегода количество выпущенных Kadett A перевалило за миллион. Компактный «кадет»оказался наиболее популярной моделью компании. К 1991 году, когда местоветерана на рынке заняла Astra, по всему миру продали около 11 млн этихавтомобилей. С начала 70-х Рюссельсхайм занимает твердые позиции почти во всехосновных сегментах рынка. В среднем классе честь компании отстаивали OpelRekord и Ascona, спортивные традиции поддерживало купе Manta. В 1972 году Opelвновь стал национальным лидером. На долю компании приходилось 20,4% немецкогоавторынка. 80-е добавили в линейку Opel седан Senator представительского классаи созданное на его базе купе Monza. На построенном в Испании заводе началивыпускать малолитражную Corsa (позднее модельный ряд завода в Сарагосепополнила Tigra).
Совторой половины 80-х модельный ряд Opel приобретает современные черты. В 1986году Record уступил место Omega, а двумя годами позже на смену Ascona пришлаVectra. Для полноты картины не хватало лишь внедорожников и минивэнов – онипоявились уже в 90-е. Наладив в 1991 году сборку внедорожников Isuzu подсобственной маркой (модель Frontera), Opel без труда стал их основнымевропейским поставщиком. На руку компании, видимо, сыграли два фактора:невысокая конкуренция (в Старом Свете этот транспорт не пользуется особойпопулярностью) и американская принадлежность Opel.
НОВАЯЭПОХА
Нозолотые времена концерна остались в прошлом. Будучи европейским лидером впредвоенные годы, Opel имел все шансы не только сохранить титул, но исущественно упрочить позиции на мировом рынке. Динамичное развитие Adam Opel AGмогла остановить только катастрофа. И компании фатально не повезло – началасьвойна...
Ценойневероятных усилий производство удалось восстановить (к середине 50-х егообъемы сравнялись с довоенными), но реалии рынка уже значительно изменились. УРюссельс хайма появился серьезный конкурент: стремительно набиравший оборотыVolkswagen серьезно потеснил Opel в традиционном для концерна сегментенедорогих «народных» автомобилей. Попытки вернуть былое величие увенчалисьуспехом лишь в 1972 году, когда Opel вновь стал самым крупным игрокомнационального рынка. Создание же Volkswagen Group окончательно лишилоРюссельсхайм шансов на европейское господство.
Очереднойудар постиг Opel в 2004– 2005 годах. К этому времени компания обросла огромнымколичеством сотрудников, что серьезно сказалось на себестоимости автомобилей.Сложности с утверждением технологических решений и зависимость менеджмента Opelот американцев довершили дело: к 2005 году доля Opel на рынке Европы упала ниже10%. Чтобы исправить ситуацию, европейское руководство пошло на массовоесокращение персонала, что вызвало серьезные протесты на заводах по всей стране.К 2006 году количество немецких сотрудников Opel сократилось почти в два раза –до 27,6 тыс. Только такой мерой компании удалось стать рентабельной: Opel вышелна стабильные объемы производства –1,6– 1,7 млн авто в год, почти 2 млндвигателей и столько же коробок передач. В конце 2008 года Opel считался,наверное, самым здоровым подразделением General Motors: к 2012 году планировалсясерийный запуск до 25 новых моделей, его доля на европейском рынке стала расти.Но по иронии судьбы оздоровленный Opel снова пал жертвой кризиса. ТрудностиOpel можно объяснить тем, что американское руководство GM больше заботилось осохранении материнской американской структуры – именно поэтому обещанныесредства на выплату кредитных обязательств Opel не были перечислены. Новость отом, что Opel может стать банкротом, облетела всю Германию и надолго сталаглавной в новостных лентах. Крах крупнейшего автопроизводителя Европы, назаводах которого только в Германии трудится свыше 25 тыс. человек, мог статьдля страны настоящей трагедией. Продажа была единственным выходом. Что будет сOpel в ближайшие десятилетия – зависит теперь и от Сбербанка.
***
ФAКTЫИСТОРИИ
OPELDOKTORWAGEN стал первым в Германии «народным» авто
1902 В начале 1902 г. в Рюссельхайме были собраны первые автомобили, продававшиесяпод маркой Opel-Darracq. Автором модели значился француз Александр Даррак.
1929
НаследникиАдама Опеля передали контрольный пакет акций компании американской GM, сохранивпо условиям сделки «полную независимость во всех сферах».
1962
Послевойны Opel сконцентрировался на выпуске дорогих моделей и вернулся малолитражкамтолько в 1962 г., начав выпускать Opel Kadett A на новом заводе в Бохуме.
2008
OPELСЧИТАЛСЯ САМЫМ ЗДОРОВЫМ подразделением General Motors, но по иронии судьбыснова пал жертвой кризиса
Список литературы
Нашиденьги №11 (67) ноябрь 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.