Реферат по предмету "История"


Происхождение и развитие Древней Руси

Теоретическое задание. ДревняяРусь
Методические указания. В контрольнойработе по данной теме студенты должны изложить основные теории происхожденияДревнерусского государства (нормандскую и антинормандскую), происхожденияславян, дать характеристику восточнославянских племен и VIII–IX вв., показать,как шел процесс объединения племен в государство, охарактеризовать общественныйстрой, хозяйственную деятельность восточных славян с конца X до XII в., рольхристианства в Древней Руси, раскрыть причины и последствия распада ДревнейРуси на отдельные княжества-государства. В данной теме необходимо отразить ролькнязей Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха встановлении государства, в развитии отношений Древней Руси с Византией, севропейскими народами, с соседями-кочевниками. В ходе изучения данной темыстуденты должны обязательно отразить в контрольной работе следующие вопросы:
1. На какой территории проживали восточные славяне?
2. Какие племенные союзы объединились в государство ДревняяРусь?
3. Чем занимались и каковы были социальные отношения у восточныхславян?
4. Какие ремесла были развиты в Древней Руси?
5. Что такое путь «из варяг в греки»?
6. Почему Киевский князь Владимир отказался от язычества, почемупринял христианство?
7. Как повлияло христианство на хозяйственную и духовную жизньлюдей в Древней Руси?
8. В чем выразился расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром? Вчем значение «Русской правды»?
9. Какие причины привели к политическому распаду Руси?
10. Каковы экономические, социальные, политические и духовныепоследствия раздробленности Древней Руси?

1. Теории происхождения Древнерусского государства
В 30-60годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер,работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервыепопытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Ониположили начало норманнской теории происхождения Российскогогосударства. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которомуимператрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиямиЛомоносов положил начало антинорманнской теории. Так появилось двешколы: норманнская и антинорманнская (славянская). Обе стороны ссылаются на двелетописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую.
Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, онисчитают, что норманны добились господства над восточными славянами путёмвнешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашениякняжить); во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнскогопроисхождения.
Антинорманнисты считают, что термин «русь» доваряжского происхожденияи восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» естьместа, которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже былаРусская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идёт речь о том, чтоварягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советскиеисследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв считают, что запись о призванииваряжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить двагосударства – Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалосьуказать иностранное происхождение княжеской династии. Так Б.А. Рыбаков в книге «Первыевека русской истории» пишет: "…а на место рассказа о Полянах и Киевечужой рукой была вставлена новгородская легенда о мнимом «призвании»князей-варягов в Новгород". Согласно исследованию А. А. Шахматова,Варяжские дружины стали называться русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавиини по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
2. Происхождение славян
 
Ученые по-разному определяют временные рамки древнерусскойцивилизации: от появления первых государственных образований в VI в., появлениядревнерусского государства в IX в. Или крещения Руси в Х в. до петровскихреформ или до XIV–XV в. Имеющиеся источники позволяют говорить о началеэтногенеза наших предков в I тысячелетии до н.э., когда славяне были частьюбалто-славянской языковой общности, населявшей территорию к югу от линииЗападная Двина – Ока до Десны – Припяти, соседями которой были на северефинно-угорские, на юге – иранские этнокультурные массивы.
Во II в. н.э. из единой балто-славянской группировки выделиласьпраславянская. Во время Великого переселения народов (с 375 г.) праславянезаселили огромные территории от Черного моря до Балтики, дошли до Малой Азии, ав последней четверти I тысячелетия распались на три ветви: восточную, западнуюи южную. В ходе расселения славян на территории Восточной Европы складывалисьпредпосылки для формирования древнерусской народности и государственности.Таким образом, древнерусская цивилизация зарождалась на основе соединения региональныххозяйственно-производственных структур (земледельческой, скотоводской и промысловой)и трех типов образов жизни (оседлого, кочевого и бродячего). В VI–VII вв.восточные славяне упоминаются у византийских авторов. Согласно этому виду историческихисточников, у них существовали родовые отношения, формировались племенныесоюзы, господствовала коллективная собственность, отсутствовало заметноеимущественное неравенство. Отношения в обществе регулировались родовымитрадициями, существовал институт рабства, имевший, тем не менее, патриархальныйхарактер. К IX в. формируются союзы племен (поляне, древляне, словены,дреговичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, вятичи и др.). ВсегоНачальная летопись называет 14 восточнославянских союзов, из которых позднеесложилось Русское государство. Название союзов связано уже с районом расселения,территориальные связи в это время уже преобладали над родовыми.
3. Ремесла на Древней Руси
С природно-климатическими условиями тесно связаны основныесистемы земледелия восточных славян. Носили они первоначальноэкстенсивный характер. В лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряяпочву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали,пока на нем не восстановится полностью естественный травяной покров. Такаясистема земледелия носит название залежной. В лесах же применялась подсечная(или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего годасохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренныйучасток, как и при залежной системе, использовали до истощения. Основнымиорудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которымивзрыхляли почву. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зернокаменными зернетерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системойземледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки землизасевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили(перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесьиспользовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленныедля горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство.Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скотаиспользовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славянследует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел),имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и техническиекультуры (лен, конопля).
Большую роль в экономике восточных славян, как во всехобществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военнаядобыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов ипредметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками,что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но икак щедрых благотворителей. Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональныхвоинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порахликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки дляэтого процесса. Выделение дружины — существенный этап в создании классовогообщества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
4. Пусть из варяг в греки
 
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки»на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян,охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Путь "из варяг в греки", название водноготоргового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтикуи Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве вЛадожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать,откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в «Повести временныхлет». Путь возник в конце IX — начале Х вв. Наибольшее значение имел в Х — 1-й трети XI вв. Южная его частьхорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (Х в.),кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч,Чернигов и др. города большие (на 30-40 чел.) долблёные ладьи — «однодерёвки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь ихпереоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов(крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место«Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду печенеги), купцыостанавливались на острове Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами (вДнепровском лимане), плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда(Константинополя). Существовали ответвления этого пути на р. Западная Двинамежду Ловатью и Днепром, затем из района Смоленска по р. Каспле; с Днепра на р.Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.
Путь «из варяг в греки» был связан с др. воднымипутями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским,выводившим в Каспийское море. С юга по пути возили: из Византии — вино,пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева- хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах ит.д.: с Волыни — шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: изСкандинавии — некоторые виды оружия и изделия художественного ремесла, изСеверной Руси — лес, мех, мёд, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2-йполовине XI-XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь«из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому,Западно-Двинскому и др.
5. Крещение Руси – причины
 
Знаменитое крещение Руси, положившее начало становлению русскойцивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:
1. Стремление Владимира укрепить государство и еготерриториальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единогопантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенногосепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случаевозлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде.Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличнойкняжеской власти.
2. Принятие христианства вводило Русь в семью европейскихнародов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороныхристианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этомследует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую иправославную ветви произошел лишь в 1054 г.
3. Личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни.Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей посебе добрую память. Не исключено, что некоторые эпизоды его греховной жизни,например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство витоге заставили задуматься о духовном очищении, о таком деянии, которое моглобы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя изпрагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловленоженитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало егоавторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.
6. Влияние христианства на жизнь людей
древнийрусь государство распад княжество
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Есликиевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую верубезропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем имечом. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей.Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздникипоклонения языческим богам с культами святых. Так праздник Купалы слился с днемИоанна Крестителя, Перуна с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий попроисхождению праздник масленицы.
После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческихи православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как кединому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, ккоторому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкоераспространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого,близкий и более понятный языческому миросозерцанию.
В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший кскладыванию так называемого «двоеверия», или русского православия.Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялисьдлительное время. Так, было принято давать новорожденному два именихристианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образомчеловеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время,его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низахобщества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что ВладимирI вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий.
Крещение Руси не следует представлять себе как простую переменуверований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось нетолько в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений иучреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русскиймитрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах былипоставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять,потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строилисьцеркви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялисьсвоему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополитапростиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе схристианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как нислабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние напознавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь надоступном для всех языке — славянском, том самом, на котором изложили ихславянские первоучители св. Кирилл и Мефодий. Язык этих книг был вполне понятенрусским, и «книжное учение» было поэтому не затруднено. Тотчас покрещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляютсякнижники—любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит ивообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как этоделалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов Номоканона,получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этомсборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, такжегражданские законы православных византийских императоров. Церкви принадлежализемли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему,руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридическиеотношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.
Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появилисьновые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы иновые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то всеновое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служилопроводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять, как именносказывалось это влияние, необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественногобыта Руси в дохристианское время, которые наиболее характеризуют первобытностьтогдашних общественных отношений.
В то время как княжеская власть на Руси была еще слаба икиевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства,— церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскуюземлю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и этосообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.
 
7.«Русская правда» Ярослава Мудрого
 
Время Ярослава Мудрого (1019-1054) ознаменовалосьраспространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже вырослопоколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этомотношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, чтоон в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отдавал их «учитьсякнигам». Всего глубже пустила свои корни новая вера в Киеве, и потому тамстроились один за другим монастыри. Ярослав положил начало русской митрополиивместе с основанием Св. Софии. Ярославу принадлежит начало сборника древнихзаконов под названием «Русской Правды». Сборник этот,существующий в нескольких различных, то более, то менее полных редакциях,заключает законоположения, установленные в разные времена и в разных местах,чего в точности определить невозможно. Самая старейшая дошедшая до нас редакцияне восходит ранее конца XIII века. Несомненно, что некоторые из статей былисоставлены при сыновьях и внуках Ярослава, о чем прямо говорится в самих статьях.Ученые признают принадлежащими времени Ярослава первые семнадцать статей этогосборника, хотя нельзя отрицать, что, быть может, многие из последующих статейпервоначально относятся к его же времени.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного,наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главнымисточником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Древнерусский правовой сборник сохранился только в списках(копиях) XIII — XV веков и более позднего времени. Вопрос о временипроисхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относятего даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связываютДревнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный периодее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированыкиевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментовскандинавского и византийского права, а также церковного влияния.
Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права:Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московскийСудебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут1588 года.
Русская Правда отличает убийство неумышленное, «в сваре»или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «вразбое», преступление, обличающее злую волю, от правонарушения,совершенного по неведению, действие, причиняющее физический вред или угрожающеежизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотяи причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного длячести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и запоследние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удармечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он былболее оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным. При этом«Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционныхобществ принципа ответственности — «кровной мести».
Осложнённая кара за наиболее тяжкие преступления: за разбой,поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене впользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.
 
8. Причина распада Киевской Руси
 
Время с начала XII до конца XV века по традиции называютудельным периодом. И действительно на основе Киевской Руси сложилось 15княжеств и земель к середине XII века, около 50 княжеств к началу XIII века,около 250 — в XIV столетии.
Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны.Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовалаизоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля,княжество), каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявший весь продукт,который она производила. Товарный обмен практически отсутствовал.
Усилением княжеств и развитием крупных земельных владенийусилились центробежные тенденции и усложнилось сохранение единства древнегорусского государства. Развитие феодализма и упадок великокняжеской властисделали неизбежной намеченную раздробленность Руси. Причинами феодальнойраздробленности были дальнейшие развития феодальных отношений, усилениемогущества феодальной верхушки, ослабление связи великокняжеской власти удельнымикняжествами.
Политическая раздробленность стала новой формой организациирусской государственности в условиях освоения территории страны и еедальнейшего развития.
Распространилось натуральное земледелие. Совершенствовалисьорудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда,применявшихся в хозяйстве.
Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложиласьбоярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов наРуси накануне монгольского вторжения было около 300 городов — центроввысокоразвитого режима, торговли, культуры.
Раздробленность — закономерный этап развития Древней Руси.Закрепление отдельных территорий земель за определенными ветвями киевскогокняжеского рода было ответом на вызов времени.
Киев стал первым среди равных княжеств — государств. Вскоредругие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложившись полторадесятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых организовались врамках Киевской державы, как рубежи уделов, волостей, где правили местныединастии.
Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но икнязей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрывасвязей между русскими землями, не вела к их полной раздробленности. Об этомсвидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык,сохранились во всех землях правовые нормы «Русской Правды», осознаниелюдьми общей целостной судьбы.
В результате дробления в качестве самостоятельных выделилиследующие княжества, названия которым дали старые города: Киевское,Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое,Владимиро-Волынское, Полоцкое, Новгородская и Псковская земли. В каждой иземель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей, сыновья князя ибояре — наместники управляли местными делами.
9. Последствия раздробленности
 
Являясь закономерным явлением, раздробленность способствоваладинамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцветукультуры. С другой стороны, согласно господствующей в историографии версии,раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало повремени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII векавзамен снизившейся половецкой опасности (после 1185 года половцы непредпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнуласьс агрессией с двух направлений. Появились враги на северо-западе: католическиенемецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменногостроя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годахпроизошло монголо-татарское нашествие с юго-востока. В обоих случаях Русьстояла перед выбором: понести определённые территориальные потери, но при этомсохранить самостоятельность, либо принять союз на условиях противника, чтозначило признать зависимость от католического Рима либо монгольского хана.Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены ввоенно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешнихугроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительныеаспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурномуразвитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющихрусские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевскогокнязя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательствауделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв.жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

Тестовые задания
 
1. К реформам Петра I относится:
1) «Табель о рангах»;
2) введение суда присяжных;
3) Провозглашение России империей;
4) замена коллегий министерствами;
5) Указ «о кухаркиных детях».
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
4) окончание Великой Отечественной войны. — 1
2) окончание Второй мировой войны; — 2
1) «дело врачей»; — 3
3) смерть И. В. Сталина; — 4
3. Соотнесите между собой царствования и понятия, связанные сэтим царствованием:
1) Александр I; а) «аракчеевщина»;
2) Николай II; б) «просвещенный абсолютизм»;
3) Екатерина II; в) «опричнина»;
4) Иван IV. г) «третьеиюньская монархия».
1 – а, 2 – г, 3 – б, 4 – в.
4. Год принятия христианства в качестве государственной религии:
1) 911 г.;
2) 1088 г.;
3) 980 г.;
4) 988 г.
5. Политический строй Новгорода во времена феодальнойраздробленности:
1) вечевая республика;
2) раннефеодальная монархия;
3) сословно-представительная монархия;
4) абсолютная княжеская власть.
6. Окончательное объединение Московского царства и обретение имнезависимости прошло при:
1) Иване IV;
2) Иване V;
3) Михаиле Романове;
4) Иване III.
 
7. Годы царствования Ивана Грозного:
1) 1530–1584 гг.;
2) 1589–1613 гг.;
3) 1547–1584 гг.;
4) 1469–1505 гг.
8. Украина вошла в состав русского государства в:
1) XVII в.;
2) XVIII в.;
3) XIX в.;
4) XVI в.
9. Местничество – это порядок:
1) подчинения органов местного самоуправления;
2) занятия должностей по знатности происхождения;
3) перехода крестьян от одного помещика к другому;
4) складывания поместной системы землевладения.
10. Окончательное закрепощение крестьян было зафиксировано:
1) Судебником 1497 г.;
2) Соборным Уложением 1649 г.;
3) Судебником 1550 г.;
4) введением заповедных лет.

Список используемой литературы
 
1. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов/ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. — М.: Высш. шк.,1998. — с. 33-34.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.