Реферат по предмету "История"


Происхождение казачества

Министерство общего и профессиональногообразования Ростовской области
Государственное ОбразовательноеУчреждение
Среднего ПрофессиональногоОбразования Ростовской Области
Ростовский Технологический ТехникумЛегкой Промышленности
(ГОУ СПО РО «РТТЛП»)

Курсовая работа
по дисциплине: «История Донского края»
по теме: «Происхождениеказачества»
Выполнила:
студентка гр. 2-ДЭБ-25
Гончарова А.А.
Проверил преподаватель:
Литвинова И.В.
Ростов-на-Дону 2011

Оглавление
 
Введение
Глава1. Казачество
1.1Определение казачества
1.2Внешние общие характеристики казаков
1.3Характер казаков
1.4Происхождение казачества
1.5Казаки в истории
1.6Казачьи войска
Глава2. Казачество в России сегодня
3.О казачестве в заключение
3.1Казачество в искусстве
3.2Заповеди казаков
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение

Введение
О казаках знает каждый,независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебниковвсякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российскогогосударства. Но что известно о них? Откуда они появились?
Учебники, как правило,внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучилипомещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон,там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Народ этот в XIX-XXвв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой.
Есть и другие варианты в историяхпроисхождения казаков. Суть этих вариантов в том, что вместо беглыхсвободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы – разбойники, которые современем обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутсяохраной государственных рубежей.
Точное происхождениеказаков неизвестно.

Глава 1. Казачество
 
1.1 Определениеказачества
Казачество –это этническая,социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков,бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.
Казачество – (оттюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.
Казаки (козаки) –субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях ВосточнойЕвропы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.
В широком смысле, слово«Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, вкотором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые праваи обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российскойимперии, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак»означает нижнего чина казачьих войск.
1.2 Внешние общиехарактеристики казаков
Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можемотметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые илислегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием,широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые илисмешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия,или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мыможем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому,являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочихвеликорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнестидонских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу,характеризующемуся в общем теми же отличиями.
1.3 Характер казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и несоблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачестваизрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже нашистарики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуютнеписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегдаблагодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-тодвойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив,недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно вглаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другойстороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суетесущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формированииморально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному ихвосприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, незавидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожидевичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц,защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи вЦерковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молисьединому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то намнельзя – МЫ КАЗАКИ.

1.4 Происхождениеказачества
Существует множествотеорий возникновения казачества:
1.Восточная гипотеза.
По мнению В. Шамбарова,Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов ибродников после монголо-татарского нашествия.
Касоги (касахи, касаки)–древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.
Бродники – народтюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-мвеке (тогда приграничный район Киевской Руси.
О времени возникновениядонских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С.Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точкизрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников,существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова,например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которымприсоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донскихказаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников,являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Всебольше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следуетвидеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическимоткрытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»
Монголы лояльноотносились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми,входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонскоеепископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.
После раскола Золотойорды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, нопри этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи –Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московскогогосударства.
В польских хроникахпервое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничныеказачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.
Французский этнографАрнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль,что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки,вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.
2. Славянскаягипотеза
По другим точкам зренияказаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историкВ.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первыеукраинские казаки были славянами.
По его исследованиям,источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первыхупоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот –«разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга»,«защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей,которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам,относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромецназывается «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками
Первые воспоминания отаких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короляЯна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане.В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали наТаванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбиликупцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными.По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется вдокументах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не однодесятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельствофеномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого«Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественнотатарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немалодругих слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В.считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимаеттатарский элемент.
1.5 Казаки в истории
донской казачество воинский заповедь
В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей,но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казакиразделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех идругих можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые,полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов,получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя ониприравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличиеот них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. Втаком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольныхказаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие отслужилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережьякрупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывалозаметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политическогообъединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основнымхозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство,животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество былозапрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «стравы и воды».
Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились вусловиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственнымикочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для нихявлялась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым,Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, атакже конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершалисовместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общейсобственностью – дуваном.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военнаяорганизация с выборной системой управления и демократические порядки. Основныерешения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся)принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах,являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная властьпринадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. Навремя военных действий избирался походный атаман, подчинение которому былобеспрекословным.
Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкойв Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С моментавыхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россиейотличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимыхгосударств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлисьсоюзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играловедущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска былизаинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьитерритории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русскогогосударства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали такжеучастие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Дляуспешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошлиежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия ибоевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Всесношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как синостранным государством. Часто русским властям было выгодно представлятьвольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны,московское государство было недовольно казачьими сообществами, постояннонападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскимивнешнеполитическими интересами.
Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россияпрекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уходподданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ниналогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелыхлюдей из русских земель.
Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны – на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из егорядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин,Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событийСмутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составилисущественную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинскоеказачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в станесамых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во второмополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьихатаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.
В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полкиРечи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательноевойско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили названиереестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались ввойнах, которые вела Речь Посполитая. Среди реестровых казаков выделяются такжепанцирные казаки, занимавшие нишу средней кавалерии – легче Крылатых Гусар, нотяжелее обычных реестровых казачьих войск.
Казачьи общины («войска́», «орды») стали образовываться и натерритории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичнойслужб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов ордкрымских татар и ногаев. Однако старейшим из всех казачьих формирований поофициальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половинеXVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польскогогосударства. После длительного периода номинальной зависимости от РечиПосполитой, она в середине XVII века вошла в состав Российской империи, и быларазрушена Екатериной II в XVIII веке. Часть запорожцев ушла за Дунай, натерриторию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую Сечь, частьсохранила казачий статус, но была переселена на Кубань, в результате чеговозникло Кубанское казачье войско.
В московском государстве XVI и XVII веков казаки находились в составесторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительныхнабегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков былсначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведалСибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками – Малороссийскийприказ.
Донские казакиприсягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско былоподчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования ПетраВеликого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегииперешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство былопреобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своейвласти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их дляколонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ,преимущественно южной и восточной.
В первой половине XVIIIвека были созданы новые казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. Вконце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.
Со временем, казачьенаселение продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственныепределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении СеверногоКавказа, Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки. В 1645сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открылСеверный Сахалин и вернулся в Якутск.
Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставилоправительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилыхказаков на основной территории государства. Но в целом российский трон,учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах,проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобызакрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумелидобиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее ВойскоДонское – в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российскихподданных.
С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталосьлишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие своидемократические права и завоевания. С 18 века государство постояннорегламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себярусле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную частьадминистративной системы российской империи.
С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военнойколлегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввелинститут наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатковнезависимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когдаЕкатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I всеказачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладателиполучили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение дляказачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначатьсянаследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьихчастей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 ГлавноеУправление) иррегулярных (с 1879 – казачьих) войск Военного министерства, с1910 – в подчинение Главного штаба.
С XIX века доОктябрьской революции казаки в основном выполняли роль защитников Российскойгосударственности и опоры царской власти.
В начале XX века всостав русской гвардии входили три казачьих полка. Казачий лейб-гвардии полкбыл сформирован в 1798 году. Полк отличился в сражениях под Аустерлицем иБородино, в походе на Париж в 1813–1814 годах и за Дунай в 1828 году.Лейб-гвардии Атаманский полк был образован в составе Войска Донского в 1775году; в 1859 стал гвардейским; считался образцовым среди казачьих полков.Сводно-Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1906 году, в его составвошли по одной сотне от Уральского и Оренбургского казачьих войск, по полусотнеот Сибирского и Забайкальского и по взводу от Астраханского, Семиреченского, Амурскогои Уссурийского казачьих войск. Кроме того, из казаков формировался СобственныйЕго Императорского Величества Конвой.
Во время гражданскойвойны большинство казаков выступили против советской власти. Казачьи областистали опорой Белого движения. Крупнейшими антибольшевистскими вооружённымиформированиями казаков были Донская армия на юге России, Оренбургская иУральская армии – на востоке. В то же время часть казаков служила в Краснойармии.Послереволюции казачьи войска были расформированы.
В годы гражданскойвойны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласноформулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления», иказакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе сСоветской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М.Свердлова.
В 1936 году были снятыограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получилобольшую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачествомСоветскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное вгазете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:
«Пусть только кликнут кличнаши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины…Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовыгрудью драться за Советскую Родину...»
В соответствии сприказом Наркома обороны К.Е. Ворошилова №67 от 23 апреля 1936 года некоторыекавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-ятерриториальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальнаякавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскуютерриториальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская ЛенинградскаяКраснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-юДонскую казачью Краснознаменную дивизию имени К.Е. Ворошилова, 6-якавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименованав 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С.М. Буденного, наДону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанскиеказаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунскойстрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименованв 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служилив 11-й (89-й), затем 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Сувороваказачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г.Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белойармии (как, например, К.И. Недорубов). Специальным актом было восстановленоношение ранее запрещенной казачьей формы. Казачьими частями командовали Н.Я.Кириченко, А.Г. Селиванов, И.А. Плиев, С.И. Горшков, М.Ф. Малеев, В.С.Головской, Ф.В. Камков, И.В. Тутаринов, Я.С. Шарабурко, И.П. Калюжный, П.Я.Стрепухов, М.И. Суржиков и другие. Также к таким командирам можно отнести имаршала К.К. Рокоссовского, что командовал Кубанской бригадой в боях на КВЖДещё в 1934 г. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. Вэтой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 Мая 1936 г. Однако в силу разных причин участие в военном параде казаков было отменено. Лишь 1 мая 1937года казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом по Краснойплощади.
С началом ВеликойОтечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, таки добровольческие, приняли активное участие в боевых действия противнемецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н.Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских,15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных силвермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. В Кущёвской атаке казакамибыли уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены18 орудий и 25 минометов.
На Дону казачья сотняиз станицы Берёзовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенантаК.И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К.И.Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.
В большинстве случаеввновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плоховооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием иколхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства,подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи счем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовкахкубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровыещели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью».Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные частиСеверного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой Мировой войны. Эти кавалерийские части в народе также назывались«Дикими дивизиями». Например осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотенказаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц. Полквоевал под Сталинградом в августе 1942 г., где за два дня боев, 4-5-го августа у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталинграду) потерял вбоях против частей 4-й танковой армии Вермахта 302 бойца во главе с комиссаромполка, ст. политруком М. Д. Мадаевым. Русских-казаков среди погибших ипропавших без вести этого полка в эти два дня – 57 человек. Такжеказаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях отостальных республик Северного Кавказа.
С 1943 года происходилообъединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чемобразовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большейстепени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы вкачестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же были сформированыпластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание ГерояСоветского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.
Кроме казачьих частейвоссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во времяВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунскихчастях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например:танковый ас №1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко – кубанский казак,уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, ГеройСоветского Союза Д.М. Карбышев – родовой уральский казак-кряшен, уроженецОмска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко – терский казак,уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев – донскойказак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующийБрянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М.М. Попов – донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области ВойскаДонского и т.д.
Казаки принималидеятельное участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года.
1.6 Казачьи войска
К началу первой мировойвойны существовало одиннадцать казачьих войск:
1. Донскоеказачье войско, старшинство – 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия,Луганская, Донецкая);
2. Оренбургскоеказачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России,Кустанайская в Казахстане);
3. Терскоеказачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня,Дагестан);
4. Сибирскоеказачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская,Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская,Восточно-Казахстанская);
5. Уральскоеказачье войско, 1591 (до 1775 – Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская вКазахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России;
6. Забайкальскоеказачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия);
7. Кубанскоеказачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский,Карачаево-Черкесия);
8. Астраханскоеказачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская);
9. Семиреченскоеказачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская);
10. Амурскоеказачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский);
11. Уссурийскоеказачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский);
Во время распадаРоссийской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьихгосударственных образований:
· КубанскаяНародная Республика;
· ДонскаяКазачья Республика;
· ТерскаяКазачья Республика;
· УральскаяКазачья Республика
· Сибирско-СемиреченскаяКазачья Республика;
· ЗабайкальскаяКазачья Республика;
Помимо отличий в формемежду различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров,шаровар и лампасов с околышами фуражек:
1. Амурскиеказаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражкатёмно-зелёная с жёлтым околышем;
2. Астраханскиеказаки – синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтымоколышем;
3. Волжскиеказаки – синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом,фуражка синяя с красным околышем;
4. Донскиеказаки – синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражкасиняя с красным околышем;
5. Енисейскиеказаки – мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражказащитного цвета с красным околышем;
6. Забайкальскиеказаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражкатёмно-зелёная с жёлтым околышем;
7. Кубанскиеказаки – чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрныешаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновымверхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цветасветло-синие;
8. Оренбургскиеказаки – тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синиелампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантоми околышем;
9. Сибирскиеказаки – мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитногоцвета с алым околышем;
10. Терскиеказаки – чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрнаясо светло-синим околышем;
11. Уральскиеказаки – синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя смалиновым околышем;
12. Уссурийскиеказаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом,фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;
 

Глава 2. Казачество в Россиисегодня
Казаками считают себяоколо 7 млн. человек в России и ближнем зарубежье.
Органы законодательнойи исполнительной власти Российской Федерации уделяют внимание реабилитациирепрессированного российского казачества, подвергшегося массовому красномутеррору в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания. Хотя надопризнать, что принятых мер явно недостаточно.
16 июля 1992 г.: Верховный СоветРоссийской Федерации, основываясь на данной декларации и нормах международногоправа, издает Постановление №3321-1 «О реабилитации казачества», дополняя темсамым вышеуказанные законодательные акты в области данной репрессированнойкультурно-этнической общности. Законодательный акт отменил «как незаконные всеакты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейсяприменения к нему репрессивных мер» (ст. 1 Постановления). Ранее, 15 июня 1992 года издается Указ Президента РФ «О мерах по реализации законаРоссийской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношенииказачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственнуюполитику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и егоотдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейсякультурно-этнической общности людей».
22 апреля 1994 года вступило в силу ПостановлениеПравительства РФ №355 «о концепции государственной политики по отношению к казачеству»,которое утвердило «Основные положения концепции государственной политики поотношению к казачеству» и концепцию «Возрождение традиционной для Россиигосударственной службы казачества является одним из элементов становления новойроссийской государственности, укрепления ее безопасности.» (ст. 1 Положения). ДаннымПостановлением утверждены примерные положения о государственной службеказачества, приведен исчерпывающий перечень видов государственной службыроссийского казачества, который будет в дальнейшем дополнен (ст. 2Постановления).
9 августа 1995 года Указом №835 Президента Российской Федерации былоутверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ вРоссийской Федерации». В январе 1995 года было создано Главноеуправление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998году было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации повопросам казачества.
В 1996-1998 годахв государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельскихказачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское,Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьиобщества, а также казачье общество «Всевеликое Войско Донское».
В начале 2000 годовавторитет казачества был подмочен в глазах общественности в связи сдеятельностью группы Петра Молодидова, занимавшейся убийствами лиц кавказскойнациональности. Молодидов был одним из лидеров возрождения казачества и былкомандиром 96-го казачьего полка. За убийство трёх кавказцев суд приговорилМолодидова к 17 годам лишения свободы. Появились антиказачьи настроения,некоторые радикальные элементы подняли на знамена то, что казаки – потенциальнорасистская группа людей.
Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 №249 «О совершенствовании деятельности по возрождению иразвитию российского казачества» было ликвидировано Управление ПрезидентаРоссийской Федерации по вопросам казачества с передачей его функций аппаратамполномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и подразделениямАдминистрации Президента РФ. Данный указ был направлен на «реализацию единойгосударственной политики по возрождению и развитию российского казачества»
С ликвидацией Управленияпо вопросам казачества была введена должность Советника Президента РФ по деламказачества. Вопросами казачества с 25 февраля 2003 годапо 7 мая 2008 года в качестве Советника Президента руководил Герой РоссийскойФедерации генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации №316 от 21 марта 2005 года было решено «Возложитьведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации наФедеральную регистрационную службу» в связи с реорганизацией структурыПравительства РФ и ликвидацией ряда министерств и ведомств.
На данный моментдействует «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ вРоссийской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ №835 от 9 августа 1995 года (с изменениями от 21 марта 2005 года, внесенными Указом Президента РФ). Вчастности, была установлена численность необходимая для организации казачьегообщества: хуторское общество составляет не менее 50 казаков, станичное игородское – не менее 200. Окружное (отдельское) казачье общество РФ содержит неменее двух тысяч казаков, войсковое казачье общество – не менее десяти тысяч. Взависимости от территориальных и местных условий допускается меньшаячисленность (ст. 5-7 Указа), установлен порядок регистрации казачьих обществ,начальный механизм организации государственной службы казачества РФ.
3 июля 2008 года Президентом РФ Д.Медведевым была принята новая«Концепция государственной политики Российской Федерации в отношениироссийского казачества», целью которой является развитие государственнойполитики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщениепринципов государственной политики Российской Федерации в отношении российскогоказачества и задач российского казачества в области государственной службы,взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальнойвласти. Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросовместного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические иместные традиции». Целями государственной политики в области казачестваявляются становление и развитие государственной и иной службы российскогоказачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российскогоказачества для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые,методические, информационные и организационные механизмы и все необходимыеусловия.
Деятельность повозрождению казачества широко освещается в печатных и электронных СМИ. Так, вэфире национальной телекомпании «Звезда» (www.tvzvezda.ru) вышел циклдокументальных фильмов «Русь казачья». Кроме того на телеканале «Звезда» периодическивыходит в эфир публицистическая телепрограмма «Казаки», которую производитпродакшн-студия «Массальский Мульти Медиа». В 2008-м году продакшн-студия«Массальский Мульти Медиа» приступила к реализации нового проекта общественногообразовательного интернет-вещания «Казак-ТВ» (www.cossack.tv). Цель этогопроекта – создание единого информационно-культурного пространства российскогоказачества, сохранение самобытной казачьей культуры и традиций, а такжеобразование и воспитание молодого поколения казаков – прежде всего учащихсяказачьих кадетских корпусов, лицеев, профессиональных училищ, классов,культурно-образовательных клубов и центров допризывной подготовки молодёжи. Всяэта работа планируется в соответствии с общими целями и задачами по возрождениюроссийского казачества, а также в рамках национального проекта в областиобразования, несмотря на зачастую бездействие Министерства образования РФ, авременами и противодействие.

3. О казачестве взаключение
 
3.1 Казачество вискусстве
Образ казака был отображенво многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературныхпроизведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы(знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в несколькихсписках), сказки и легенды.
Наиболее ярким образцомтакого творчества может служить «Повесть об Азовском осадном сидениидонских казаков», составленная и записанная в 40-х годах XVII века.Повесть отличается патриотическим пафосом, точностью описаний,простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны традиционныеприемы воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторскоепроизведение и по содержанию, и по стилю. Автор повести – человек начитанный,можно полагать, что ему были известны и поэмы Гомера, и повести о Куликовойбитве, и «Повесть в взятии турками Царьграда», и даже «Слово ополку Игореве», о чем свидетельствуют приемы поэтического изображения иотдельные фразеологические обороты. Некоторые исследователи склонны считать авторомпоэтической редакции «Повести» войскового дьяка Федора ИвановичаПорошина. Повесть богата своеобразными сравнениями («подобно тому, какцарь греческий приходил под Троянское государство со многими государьствы итысечи», «тех впрям людей много: что травы на поле или песку наморе»), образными характеристиками казачества («казачество донское иволное и свирепое», «Дону славного рыцари знатныя, казакиизбранныя», «прозвище наше вечно – казачество донское волное ибезстрашное»), заметно политизирована (" собака, смрадный пес,турский царь" – «государь наш великий, и праведный, и пресветлый царьи великий князь Михайло Федорович всеа России самодержец и многих государств иорд государь и обладатель»).
Сюжет повестисоставляет реальное историческое событие: осада войсками турецкого султаназахваченной ранее казаками крепости Азов летом – осенью 1641 года. В ней нетопределенных персонажей, нельзя говорить и о законченном сюжетом замысле.Однако идея произведения совершенно определенная: уравнять казачество с другимисословиями, определить собственное место в государственной системе: «Атеперь мы Войском всем Донским государя царя и великого князя МихаилаФедоровича всеа России просим милости, сидельцы азовские, и которые по Дону вгородках живут, холопей своих, чтоб велел у нас принять с рук ваших своюгосудареву вотчину – Азов град...». Главным действующим лицом поэмывыступает казачество – во всей своей противоречивости, многоликости исложности. Вместе с тем «Повесть» не может быть рассматриваема какисторический источник, это скорее публицистическое произведение, носящееопределенную политическую направленность.
Другим фольклорнымисточником о казачестве служат казацкие думы – своеобразныемузыкально-поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры(кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами,рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее («Втэча трьохбратив з Азова», «Маруся Богуславка», «Дума про Байду»и др.) Образы некоторых дум, таких, как Байда, Мамай, Голота – подобны былиннымобразам богатырей. В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев(«Самийло Кишка»). В более поздних думах рассказывается, главнымобразом, об освободительной борьбе украинского народа против Речи Посполитой.Все думы отличаются лиричностью, особенно это касается дум о татарском плене (такназываемые «невольничьи плачи») Д.Яворницкий отмечает: «Будучивысокими ценителями песен, дум и родной музыки, запорожцы любили послушатьсвоих баянов, слепцов – кобзарей, нередко сами брались за кобзы, бывшие у нихлюбимым музыкальным инструментом. Кобзарь у запорожцев был хранителем заветныхказацких преданий, живописатель „лыцарских подвигов“, иногда первыйлекарь больных и раненых, иногда освободитель невольников из плена, иногдаподжигатель к военным походам и славным подвигам низовых молодцов». Образказака в думах не только подчеркивает его мужественность и самопожертвование,но и глубокий лиризм, углубленность в собственные переживания и мысли.
Из дум и балладвпоследствии формировался казачий песенный фольклор, огромный по объему и едваизученный. Тематика многих исторических песен та же, что и дум: о подвигахказацких вожаков («Ой, на гори тай жэнци жнуть», " Засвисталыкозаченькы в похид з полуночи...", «Наш Бакланов удалой»), отяжкой казачьей судьбе («Ишли два героя с турецького плена», "Ой, на турецькой стороне", «Там, де Ятрань...»). Особое местозанимают песни, отображающие реальные исторические события – как, например,«Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным», известная по несколькимспискам. В XVII веке исследователи отмечают первых народных поэтов, – такой,например, была знаменитая Маруся Богуславка. Дочь сотника Полтавского полка,погибшего в борьбе с поляками, Мария Гордеевна Чурай прожила всего двадцатьлет, однако сложила множество песен, ставших впоследствии народными:«Грыцю, Грыцю, до роботы», «Засвысталы козаченькы»,«Выють витры, выють буйни», «Ой, нэ ходы Грыцю тай навечорныци».
3.2 Заповеди казаков
Превыше всего вКазачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ и НАРОДОПРАВСТВО.
ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯКАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
Береги честь смолоду.Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту.Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Незавидуй и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях недопускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотрисначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Ударысудьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принятькрайнее решение.
КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ ВПРАВАХ. ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!»
Казаки равны как вправах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественногоположения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Соборе, – закондля всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командирав строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохраненияединства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.
ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМКАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ
Не совершай дурныхпоступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадатьза правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестныедоходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайсяспиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегайсквернословия. Знай: мат еще в XIII веке выдумали враги русского народа дляоскорбления наших Матерей и Веры. Будь примером в жизни своей, защити обиженного,помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.
СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУНАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
Казачество свое главноепредназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не длясобственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою, но «несотвори себе кумира и подобия его!».
ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВОКАЗАКА ДОРОГО
Казак! Помни, чтокаждое твое слово – это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово– не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное не спростаслушано. Стойкость чести в слове.
ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙСТАРОСТЬ
Помни! Без одобрениястариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть жестариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалыхи избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелуюказачку – Матерью.
ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ,ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА
Если сомнение коснулосьтвоей души, и ты не знаешь, как поступить, – поступай по обычаю своего народа иВере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и всеКазачество.
ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩАВЫРУЧАЙ
Так было всегда указаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь вглаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..
БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕБЕЗДЕЙСТВУЙ
Каждый казак долженстремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай рукус криком «Дай!». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно«гореть» в твоих руках.
БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ.СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
Семья – святыня брака.Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основаказачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся всемье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми,добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне.Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегатьженщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своегонарода. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.
КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ!КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ! КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!

Заключение
Казачество на протяжениивеков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, чтоони рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками,не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оцениваликазачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачестваукрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во времяИтальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова 1799.
Особенно отличилиськазачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И.Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибелинаполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походоврусской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлениемЕвропы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и ДальнегоВостока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в бояхнерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава(охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной исторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты»оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиямиевропейских государств.
«Для того казак родится,чтоб царю на службе пригодиться» – гласит старинная казачья поговорка. Егослужба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением,холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службыотвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправленияи система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны ив конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качествегрозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, котороеот имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предковземлю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско,оставив часть на войсковой запас, делило между станицами.
Станичная община от именивойска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан былнести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам(пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участкине могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основнымхозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войскахимелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитиерыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и УссурийскомВойсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Список используемойлитературы
 
1.  Воскобойников Г.Л. Казачество впервой мировой войне 1914-1918 гг. – М., 1994.
2.  Галушко Ю. Казачьи Войска России. – М.,1993.
3.  Мининков Н.А. Донское казачество вэпоху позднего средневековья (до 1671 г.). – Ростов-на-Дону, 1998.
4.  Гордеев А.А. История казаков. – М., 1991-1993
5.  Губарев Г.В. Книга о казаках. – Париж,1957
6.  Казин Х.В. Казачьи войска. – СПб., 1912.
7.  Мухин А., Прибыловский В. Казачьедвижение в России и странах ближнего зарубежья (1988-1994). -.М., 1994.
8.  Рыжкова Н.В. За Веру, Отечество идруги своя: Донские казаки в Великой войне 1914-1917 гг. – Ростов-на-Дону, 1998.
9.  Донские казаки в прошлом и настоящем.– Ростов-на-Дону, 1998.
10.  Станиславский А.А. Гражданская войнав России ХVII в.: Казачество на переломе истории.– М., 1990.
11.  Хорошхин М. Казачьи войска. – СПб., 1881.
12.  Яворницький Д.I. Iсторiя запорозьких козакiв. – Киiв, 1990-1993.
13.  Сайт «Википедия»
14.  Сайт «Фолк» («http://folkportal.3dn.ru/forum/21-640-1»)
15.  Сайт «Яндекс»

Приложение
 
/> />
/> /> />
/>   />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.