Реферат по предмету "История"


Проблемы и противоречия горбачевской перестройки: экономика, политика, общественная жизнь (историческое исследование, роль личности в истории)

Курсовая работа
по дисциплине«История»
тема «Проблемы ипротиворечия горбачевской перестройки: экономика, политика, общественная жизнь(историческое исследование,
роль личности вистории)»
Орёл — 2009

План
Введение
1. Предпосылки перестройки всоциально-экономической сфере
1.1 Социально-экономические реформы и ихпоследствия
1.2 Особенности реформ в Орловскойобласти
2. Политическое преобразование вобществе
2.1 Примеры демократических преобразованийв обществе
2.2 Противоречивый характер реформ и ихпоследствия
3. Перестройка внешней политики
3.1 Новые отношения с социалистическимистранами и их последствия
3.2 Завершение «Холодной войны»
Заключение
Библиографический список
Приложения

Введение
В 1985-86 гг. поинициативе М.С. Горбачёва началось проведение реформы экономической системыСССР. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политическиобоснованной концепции реформы, в которой были бы отражены исходные позиции,определены задачи и цели, механизм решения экономических проблем. Постепенно измененияусловий развития производства и методов руководства экономикой переросли в реформированиевнутриполитического устройства и внешней политики нашего государства. Преобразованияв социально-экономической и общественно-политической сферах вышли за пределы,намечаемые «перестройкой». Они привели к распаду существовавшего на протяжениисеми с лишним десятилетий советского государства.
Актуальность даннойтемы в наши дни обусловлена тем, что даже когда с политической сцены уже ушлиглавные действующие лица периода перестройки, политические и экономическиепреобразования в России продолжаются. Достижения и ошибки М.С. Горбачёва и егосоратников сохраняет актуальность и более чем через да десятилетия после началареформ. Хотя реформы в связи с распадом тогдашнего Советского Союза, казалось,потерпели неудачу, они, тем не менее, одержали победу. Те сложные вопросы ипроблемы, которые существуют в России в настоящее время, становятся болееобъяснимыми и понятными при рассмотрении попыток реформирования в СССР вовторой половине 1980-х гг.
Вданной работе моей целью являлось осуществление анализа и рассмотрение логикипроисходящих исторических явлений и процессов в 1985-1991 гг.
Конечнойцели невозможно достичь не рассмотрев основные элементы жизни последнегопериода существования СССР: 1) социально-экономические реформы; 2)внутриполитические преобразования; 3). диаметральную смену внешнеполитическогокурса.
Поэтомупри исследовании темы «Перестройка в СССР» необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть причины и предпосылки начала проведения реформ М.С. Горбачёва;
— изучить социально-экономические реформы, и выявить причины их неудач;
— описать политические реформы в СССР, их неподготовленность и стихийность;
— проанализировать основные направления внешнеполитического курса СССР
— оценить результаты и последствия «перестройки» в контексте современного развитияРоссии.
В качестве источников яиспользовала периодическую литературу того времени, а именно газету «Правда»материалы, ХХVII съезда КПСС, пленумовЦК КПСС, ХIХ партконференции[1]а также книги: М. С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается»,“Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира”.[2]
Книга Генеральногосекретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева — это размышления о перестройке, о проблемах,которые встали перед страной, о масштабах перемен, о сложности, ответственностии неповторимости нашего времени. Значительная ее часть посвящена новомуполитическому мышлению, философии внешней политики.
В качестве источников такжебыли использованы воспоминания помощников и соратников Горбачёва.[3]
Ещё одним источникомпослужил сайт Орловской областной администрации, с которого была взятаинформация о реформах сельского хозяйства в период перестройки.[4]
 Литература на которуюя опиралась при написании курсовой работы учебные пособия, монографии исправочники.[5]
В учебниках для вузовпод редакцией А.Ф. Киселёва, А.М. Щагина и А.Б. Безбородова доступно и понятноизложена суть внутриполитических процессов и реформ горбачёвского шестилетнегоправления.[6]
В монографиях В.В.Согрина, В.А, Печенева подробно рассматривается событие двадцатилетней давности- перестройка, имеющее громадное историческое значение для нашей страны и всегомира. На основе глубокого анализа политических и экономических процессов,протекавших в СССР во второй половине 1980-х годов, авторы пытаются ответить надва важнейших вопроса нашего времени: было ли необходимо начатое М.С. Горбачевымкоренное переустройство государственной и партийной систем СССР и кто, какимобразом и почему сделал процесс преобразований необратимым? Ими используется собственныйобширный архив документов.[7]
Эти источники в большеймере освещают перестройку, чем другие.
Практическая значимостьзаключается в том, горбачёвская перестройка начала цепь реформ нашего общества,которые не получили логического завершения и в настоящее время. Попыткареформировать авторитарное советское государство не только оказалась неудачнойдля самих реформаторов, но и повлекла распад самого СССР и принесла страданиямсотням миллионов людей, живших в советской империи. Для нас граждан России,живущих в начале ХХI столетия важнопонимать, какой отпечаток перестройка накладывает на современную Россию.
Хронологические рамкиработы охватывают период с марта 1985 по август 1991 гг. [Приложение 1].
Курсовая работа состоитиз введения, основной части, которая включает три раздела, заключения, спискаиспользованных источников и литературы.
  Итак, я приступаю к рассмотрению данной темы. Замечу, что моя работа не можетпретендовать на то, чтобы быть истинной в последней инстанции.
 

1. Перестройка всоциально-экономической сфере
1.1 Социально-экономическиереформы и их последствияГлавной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлоеэкономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первыепопытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Онпопытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией.Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту.Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководствоне осознавало этого.[8]
11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв[9][Приложение 2]. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, вотличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией обэкономическом положении в стране.[10] Вотличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавалнеобходимость проведения радикальных социально-экономических и политическихреформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов –«закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По складличности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.
Ухудшениюэкономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитическихпричин.
К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всётрудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокиепроценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платитьпроценты по предыдущим кредитам.[11]
Второй крупнойвнешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падениемировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сыруюнефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки – около 8 долларовза барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов,в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефтирезко снизились.
Третьим важным внешнеполитическимфактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активнаявоенная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходиласьэкономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» отСССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это такженегативно стало сказываться на советской экономике.
 В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездныхвойн» – космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара.Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было техническихвозможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже былидалеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попустутратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилийбыла создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементыСОИ.
Таким образом, сложиласьситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств дляимпорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия,которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.
Несмотря наухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководствоне сформировало целостной программы социально-экономических преобразований.Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с нейфундаментальные основы советской экономики – планирование, директивноеуправление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кромегосударственной собственности предполагалось широко развивать кооперативнуюсобственность. Самостоятельность предприятий должна была значительноувеличиться.
Экономическиепреобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа.
Iэтап (1985 – 1986 гг.) – этап «ускорениясоциально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализмимеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие исделать рывок в соревновании с Западом.
IIэтап (1987-1989 гг.) – этап либерализации экономики.Введение элементов рыночной экономики. Цель – совместить плановую экономику срыночной экономикой.
IIIэтап (1990-1991 гг.) – неудачные попытки проведения рыночныхреформ.
В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении.Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства наоснове внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствованияпланирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка вовсех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен«человеческий фактор».[12]
 В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойтиулучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.
Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва – секретарьЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нёмотмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянствана рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной изосновных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста.Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочныхизделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртныенапитки продавались лицам, достигшим 21 года.
Антиалкогольнаякампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя надушу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте,увеличилась средняя продолжительность жизни.
Вместе с тем возрослосамогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химическихпрепаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилоськачество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинскихучреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов отпроизводства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольнаякампания была свёрнута.[13]
Вфеврале 1986 г. на XVII съезде КПСС вопрос ставился правильно: «Повернутьпроизводство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но однимипризывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействованатолько одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительствозатеяло малую индустриализацию — с тем, чтобы в конечном итоге модернизироватьотсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросиливалютные средства на закупку техники за рубежом. Результат — минимальный. Частьоборудования так и осталась на складах и под открытым небом — нехватка производственныхплощадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации,отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это, однако, закончилосьпровалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отраслибесследно растворились во всеобщем бедламе — нового оборудования, материалов,технологий легкая промышленность так и не дождалась.
Ухудшениюположения в экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.
Вовремя загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин.«Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин«ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этомсовершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.)…С другойстороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, … достигало400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов…Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта»[14].
26апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Наликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше20 млрд. рублей.[15]
Кначалу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте.Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийныечиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнениис обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание,спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.). Чиновники не понимали целейреформ и не хотели потерять своё влияние.
Горбачёвзаявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта,самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственномпредприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск ТНП напредприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленногокомплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка – это решительноепреодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективногомеханизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии исамоуправления, расширение гласности».[16]
Нохозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административнойсистемой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольногорасходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращениюобъемов производства. Рост заработков при этом никак неповлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньгивыплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Представление Горбачёваоб экономике в значительной мере были мифологическими. В ноябре 1987 г. он заявляет, что необходимо вернуть «ленинскую концепцию строительства социализма».[17]В связи с этим и выдвигается идея массового развития кооперации, взятая изработы В.И. Ленина «О кооперации». В СССР предлагается развивать новые формыхозяйства, особенно в сфере обслуживания и производстве ТНП – кооперативы,различные формы аренды государственной собственности, разрешается индивидуальнаятрудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развиватьновые формы социалистической собственности».[18]
Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации.И тогда Горбачёв созывает ХIХпартийную конференцию (28 июня – 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства,продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономикапродолжает во многом движение по экстенсивному пути».[19]
Горбачёв доводит досведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчети самоокупаемость: «…должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды,создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попыткикомандовать колхозами и совхозами»[20].
«Радиальнаяэкономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа вбольшей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленногопроизводства в 1986-88 гг. составил 2,8% ежегодно, в 1989 г. – 2,4%, а в 1990 г. произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. А при этомизменения в структуре управления промышленностью фактически приводят к её хаосу.[21]Уже в 1988 г. стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населенияпродуктами питания и ТНП. В 1989 г. начинает вводиться карточная-талоннаясистема на отдельные продукты, в 1990-91 гг. она охватывает десяткипродовольственных и непродовольственных товаров. Постепенно рынок ТНПзахватывают кооперативные производители. Деятельность мелких частныхпроизводителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры ииндивидуальные предприниматели не почти не платят налогов государству, так какне существует механизма сбора налогов. Место государства занимают бандырэкетиров.
В 1990 г. глава правительства Н.Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубокомкризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал,что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнемпрошлого года в Азербайджане на 19%, Армении – 9%, Грузии – 8% и т.д.Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человеко-дней, а за 4 месяца 1990 г. – 9,5 млн.[22] Дефицитгосударственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей.[23]
Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Ужес 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальныхпособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количествотоваров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело кросту натурального обмена – бартерных сделок, что в свою очередь снизилособираемость налогов. В этой ситуации и была выдвинута «Концепция перехода крегулируемой рыночной экономике».[24] Еёразработчиками были Н. Рыжков и В. Павлов. Она предусматривала медленныйпереход к рыночной экономике при господстве государственной собственности ижёсткого контроля государства в экономике. Был принят ряд законов, которыепозволяли строить рыночную экономику: «Закон о собственности», разрешавшийчастную собственность, «Закон о банках», который позволял создавать частные иакционерные банки, «Закон об инвестиционной деятельности».
В 1991 г. происходил окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционныхпроцессов; инфляция 1991 г. достигала 10% в месяц, правительство во главе сВ.Павловым 1 апреля 1991 г. объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказаласьнеэффективной.
Осенью 1990 г. страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 г. с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставкипомогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.[25]
Справедливости ради,стоит отметить, что в 1991 г. рыночные механизмы всё же с трудом сталидействовать. Возникают первые акционерные общества, крупные частныепредприятия; советские кооператоры постепенно превращаются в сословиепредпринимателей. Мафиозные группы и коррумпированное советское чиновничествостало осуществлять раздел целых отраслей экономики. Более того, была расхищенадаже часть золотовалютных резервов страны.[26]
Таким образом, увеличиваласьбезработица, а обнищание основной части населения достигло крайнего предела,расцветал чёрный рынок.
Таковы были результатынепродуманной и стихийной экономической политики.
1.2 Особенности реформв Орловской области
15-16 ноября 1988 г. Горбачёв посетил Орловскую область. В Орле было проведено Всесоюзное совещание по реформе сельского хозяйства. Орловская область была признана лучшей при внедрении новейших методов организации сельскохозяйственного производства: кооперации, арендных отношений, бригадного и семейного подрядов
Реформы в сельском хозяйстве Орловской области связаны с именем Е.С. Строева. Будучи первым секретарем Орловского областного комитета КПСС, Е.С. Строев начал пробовать разные подходы к проблеме совершенствования экономических отношений в аграрной сфере, как тогда называлась любая новаторская деятельность на этом поприще.
Важное место в его усилиях заняли позитивные перемены социальной сфере села. Развернутая в области «Программа 100» представляла собой четкий план и график широкомасштабного строительства в деревне комфортабельных домов усадебного типа со всеми удобствами. Часть жилого фонда была в качестве кредита предоставлена людям, взявшимся на основе семейного подряда отношений выращивать скот и некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Другая часть была предоставлена семьям переселенцев из городов и других регионов страны, переселившихся в деревню, испытывающую нехватку трудовых ресурсов.
Не менее важным направлением работы было и совершенствование производственных отношений, поскольку, как понимали многие, низкая эффективность колхозов и совхозов связана именно с невысокими стимулами к высокопроизводительному труду у их работников. Отсюда – поиск различных форм организации труда, привязывающих конечный доход труженика к конкретному результату.
О том, что курс социально-экономических преобразований в орловской деревне в то время был выбран правильно, свидетельствовали следующие показатели. За 1986-1990 гг. по сравнению с 1980-1985 гг. было произведено: зерна – 158%, мяса – 130,5%, молока – 133%. Производительность труда увеличилась в 1,5 раза, а прибыль в 7 раз.
Население области реально ощутило результаты происходящих перемен. Объем продажи молочных продуктов на внутриобластном рынке возрос на 36%, а мяса – на 41%. Валовое производство сельскохозяйственной продукции достигло наивысшего показателя по стране в расчете на душу населения. В регионе не было убыточных хозяйств.
Конечно, с высоты современных перемен эти усилия кажутся малоэффективными полумерами, однако нужно признать, что без этой «школы», которую прошли как работники многих орловских предприятий, так и руководители различных рангов, будущие позитивные перемены вряд ли были бы возможны.
Особым предметом заботы были в области фермерские хозяйства. Зародившиеся еще в середине 80-х годов фермерские семейные и иные коллективы стали моделью для многих подвижников фермерского движения в других регионах страны. Первые фермерские хозяйства на Орловщине создавались отличным от общероссийского способом – в результате развития семейной аренды внутри крупных коллективных хозяйств. Смысл семейной аренды состоял в том, что семья колхозника брала в производственном коллективе в аренду на 3 – 5 лет землю или скот на определенных условиях и начинала собственную деятельность. То, что в этом случае исчезала необходимость разных форм внеэкономического и экономического принуждения, необходимых для традиционных колхозов и совхозов, в доказательстве не нуждается. Семейные фермы из арендаторов отличались от арендаторов на подряде тем, что имели свой счет в банке и ставили перед собой цель постепенно выкупать у собственника (колхоза или совхоза) взятые в аренду средства производства. В дальнейшем это стало распространяться на землю с той разницей, что на первом этапе фермер мог получить ее из районного фонда перераспределения, а не только из хозяйства, у которого не хватало сил ее обрабатывать.
Реформирование структуры АПК в области велось по двум направлениям. Первое — организация и развитие межотраслевых и межрегиональных производственно-коммерческих связей. Второе — процесс интегрирования, создания замкнутого технологического цикла.
Орловская область одна из первых в России приступила к развитию многоукладной экономики в сельском хозяйстве. В 80-ые годы все сельскохозяйственные предприятия начали осваивать арендные отношения, бригадный и семейный подряд, получило развитие фермерство, особенно результативно стали работать коллективы интенсивного труда. К 1990 году на внутрихозяйственные арендные отношения перешли 96% коллективных хозяйств области, в основе этого были: освоение хозрасчета, совершенствование и организация труда, цеховая структура управления производством, чековая форма взаиморасчетов и контроля затрат.
Экономические реформы активно подкреплялись программой социальных преобразований на селе. Активно возрождались 106 отстающих колхозов и совхозов по «Программе – 100». Особое внимание уделялось дальнейшему укреплению экономики передовых хозяйств, связанному с переходом на прогрессивные технологии (“Программа” — 60) Таким образом, за период с 1985 по 1990 годы среднегодовое производство валовой продукции возросло на 32%. Темпы роста производства в сельском хозяйстве области были в 2,5-3 раза выше, чем в соседних областях и в целом по Нечерноземной зоне Российской Федерации. К 1990 году производство на душу населения составляло по области: Зерно 2300 кг по России 766 кг 1 место Картофель 744 кг по России 229 кг 2 место Мясо 121 кг по России 68 кг 5 место Молоко 853 кг по России 377 кг 1 место Яйцо 407 кг по России 332 шт.
6 место[27]

2. Политическиепреобразования в обществе
2.1 Демократизацияполитической системы
После прихода к властив 1985 г. М.Горбачёв не планировал проводить реформирование политическойсистемы СССР. XXVII съезд КПСС,состоявшийся в феврале 1986 г., проходил под прежним лозунгом «КПСС –руководящая сила советского общества». На съезде была принята новая редакцияпрограммы партии, в которой главной целью являлось «всестороннее и планомерноесовершенствование социализма и дальнейшее продвижение советского общества ккоммунизму». [28]
Реформы свелись кперестановкам в верхних эшелонах власти. В сентябре 1985 г. председателем Совета министров стал Н. Рыжков, министром иностранных дел был назначен Э.Шеварнадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарейобластных партийных организаций ( в частности в 1985 г. 1-м секретарём Орловского обкома КПСС стал Е.Строев), 40% членов ЦК КПСС. От политическойдеятельности были отстранены представители «брежневской гвардии» — Н. Тихонов,Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986 г. на пост 1-го секретаря Московской партийной организации КПСС, которая была крупнейшей встране, был переведён из Свердловска Б.Ельцин.
Приход к властиМ.Горбачева на фоне правления Л.Брежнева, Ю.Андропова, К.Черненко был сэнтузиазмом встречен народом, и в частности интеллигенцией. Народ выразилдоверие новому руководству. Ослабла цензура. Люди не боялись политическихпреследований, открыто выражали свои взгляды. Даже традиционные советскиепраздники и партийные мероприятия стали иметь иной оттенок. М.Горбачёвпоказывал себя современным лидером. На официальных государственных приёмах онстал появляться с женой – Р. Горбачёвой, которая была его соратницей ипомощницей. Последней женой советского лидера о которой знал советский народ всередине 1980-х гг. была жена В. Ленина – Н. Крупская. Глава государства сталсовершать поездки по стране, во время которых проводить встречи с людьми, внезапноостанавливая свой эскорт. М. Горбачёв играл совсем другую роль, чем прежниеруководители СССР. Но власть по-прежнему находилась в руках номенклатуры,система управления государством оставалась командно-административной.
В январе 1987 г. состоялся пленум ЦК КПСС, после которого в политическом лексиконе появилсяновый термин «перестройка».На пленуме были приняты решения обувеличении роли средств массовой информации, провозглашена политика «гласности».Пресса сначала критиковало отдельные недостатки советской системы, но оченьбыстро осмелела и стала выражать недовольство советским строем в целом,опираясь на лозунг: «избавления от деформаций социализма», «возвращения кленинским нормам». В сентябре 1987 г. была создана «Комиссия по реабилитациижертв политических репрессий», под руководством А. Яковлева. Он стал идеологомгласности, «истинным архитектором перестройки». Одной из новых идей стала «демократизациясоветского общества». А. Яковлев пропагандировал «демократический социализм»,многообразие его моделей, настаивал на приоритете «общечеловеческих ценностейнад классовыми».
Огромную популярностьприобретали литературно-художественные и общественно-политические журналы,например, «Новый мир» (гл.ред. С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов), Огонёк» (В. Коротич),«Наш современник» (В. Викулов). В течение короткого времени были опубликованымногие запрещённые ранее произведения, например, М. Булгакова «Собачье сердце»,А. Платонова «Котлован». А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», Л.Замятина «Мы» идр. Тиражи изданий возросли в десятки раз.
М. Горбачев любилназывать свою политику новой «революцией». Например, его доклад в честь70-летия «Октябрьской социалистической революции» назывался «Октябрь иперестройка: революция продолжается». Но «демократизация» общества в целом превратиласьв отстранение от власти старой бюрократии и появление новой. Вместе с тем«гласность» посеяла среди народа сомнения в социализме как в системе.
Вместо прежних идей«ускорения» и «совершенствования социализма» в общественном сознании стали укоренятьсямысли о необходимости радикальной рыночной реформы. Особенно популяризировалиидеи совмещения рыночной и социалистической экономик публицисты и экономисты В.Селюнин, А. Нуйкин, П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелёв, О. Богомолов, Л. Абалкин.Они предлагали перейти к хозрасчётному социализму, в основе которого лежалипринципы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий.
Переход к строительству«хозрасчётного социализма» серьёзно повлиял на идеологию реформ. Вместо лозунга«приоритета общечеловеческих ценностей» стали вводиться понятия «парламентаризм»,«правовое государство», «разделение властей», «рынок», «частная собственность».
Новая доктрина былавоплощена в решениях XIXВсесоюзной партконференции (28 июня – 1 июля 1988 г.). М.Горбачёв связал экономические неудачи с консерватизмом партийного аппарата,командно-административной системой, бюрократией. Отсюда был сделан вывод –механизм управления государством должен быть демократизирован. Конференциязавершилась победой М. Горбачёва и его сторонников. Было принято 6 резолюций:«О ходе реализации решений XXVIIсъезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советскогообщества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «Омежнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе». Было решеноизбрать Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 чел. Две третидепутатов избирались народом от территориальных и национально-территорильныхокругов, а одна треть — от общественных организаций (КПСС, ВЛКСМ, ПРОФСОЮЗОВ,НАУЧНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ). Съезд должен был принимать важнейшие решения.Делегаты формировали постоянно действующий парламент – двухпалатный ВерховныйСовет, численностью от 450 до 540 депутатов.
В 1987-88 гг. средиреформаторов продолжала существовать вера в возможность компартии возглавитьпреобразования. Почти все известные реформаторы были известными партийнымиработниками, а другие (например, А.Собчак, С.Станкевич) вступили в КПСС.
2.2 Противоречивыйхарактер реформ и их последствия
В декабре 1988 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла изменения и дополнения в Конституцию СССР,которые узаконивали новую систему государственных органов власти и принципальтернативности при выборах народных депутатов в центре и на местах.
 Раскол средисторонников реформ произошёл во время выборной кампании зимой-весной 1989 г. Во время выборов появилось и активизировалось большое количество, так называемых «неформальных»движений и групп. Они появились ещё в 1988 г. В мае1988 г. оппозиционной коммунистам партией провозгласил себя Демократический союз В.Новодворской. Тогда жебыл создан проект «программы социал-демократической партии», послужившийосновой для возникновения весной 1990 г. Либерально-демократической партии СССРВ.Жириновского. В апреле 1988 г. возникают Народные фронты Эстонии, Латвии,«Саюдис» в Литве.
Предвыборная кампанияпроходила по-новому, вовлекая людей в политическую деятельность. Впервые сначала 1920-х гг. проходила борьба между кандидатами в депутаты, сталипроходить митинги, теледебаты, проводиться социологические опросы. Возниклиполитические и дискуссионные клубы, напр., «Московская трибуна». По 750территориальным округам баллотировался 1451 кандидат в депутаты, по 750 территориально-национальным– 1419, на 750 депутатских мандатов от общественных организаций претендовал 871кандидат. Выборы состоялись 26 марта 1989г. В них приняло участие 172 млн., илипочти 90% всех избирателей. Следует признать, что если в крупных городахдействительно проходила острая политическая борьба, то в провинции демократическиевыборы воспринимались многими как простая формальность.
Iсъезд народных депутатов СССР проходил в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 г.
На съезде былсформирован Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совет Союза и Советнациональностей). В новый парламент вошло 542 депутата. Главой ПрезидиумаВерховного Совета стал М. Горбачёв, его заместителем А. Лукьянов. На съездесформировалась первая организационная парламентская оппозиция Межрегиональнаядепутатская группа (МДГ). В неё вошли Ю.Афанасьев, А.Собчак, Г.Попов,Ю.Черниченко, Б.Ельцин. Духовным лидером группы был академик А.Сахаров.
Во время дискуссийрадикально настроенные депутаты критиковали политику М.Горбачёва. Они обвинилиправительство в нерешительности, в промедлении с переходом к рынку, заухудшение социального положения в стране (рост цен, введение карточно-талоннойсистемы). В политической сфере предлагали ввести институт президента,избираемого прямым голосованием и проведении референдумов по важнейшим вопросамжизни страны. А. Сахаров предложил подписать новый союзный договор междуреспубликами, по которому СССР становился конфедерацией, а не федерацией.Демократы активно поддержали требования депутатов от прибалтийских республик осоздании «Комиссии по политической и правовой оценке советско-германскихдоговоров 1939 г. и их последствиях».
В течение лета-осени 1989 г. конфликт между М. Горбачёвым и его оппонентами из МДГ углублялся. Демократы пользовались поддержкойвлиятельных средств массовой информации: периодическая печать – «Московскиеновости», «Московский комсомолец», «Огонёк», телевизионные передачи – «Взгляд»,«До и после полуночи», «Пятое колесо». Они стали выступать за демонтаж существующегоунитарного государства, административно-командной системы управления. Осенью 1989 г. в странах Центральной Европы коммунисты потеряли власть, к руководству в этих государствахпришла демократическая оппозиция. Этот фактор также подтолкнул демократов к болеерешительным действиям.
Позиции М. Горбачевастановились более уязвимыми из-за ухудшения социально-экономического положенияв стране и возникших межнациональных конфликтов. Одновременно он стал терятьконтроль над ситуацией, так как активно принимал участие в работе ВерховногоСовета, фактически исполняя обязанности спикера, а не управлял государством.
В декабре 1989 г. состоялся IIсъезд народных депутатов СССР. Наиболее остраядискуссия развернулась по поводу 6-й статьи Конституции, в соответствии скоторой КПСС являлась руководящей и направляющей силой в жизни общества. С призывомотменить 6-ю статью выступил А.Сахаров. А через несколько дней после выступления,14 декабря он скоропостижно скончался. Новым лидером МДГ и всей демократическойоппозиции стал Б. Ельцин. М. Горбачёву удалось отклонить на съезде обсуждение6-й статьи Конституции. Пытаясь перехватить политическую инициативу, в начале 1990 г он сам заявил о необходимости отмены 6-й статьи Конституции по разработке новой ПрограммыКПСС, в которой признавались политический плюрализм, многопартийность,смешанная экономика.
Зимой-весной 1990 г. радикальные демократы объединяются перед выборами в местные Советы. Они видят, что имневозможно получить большинство в союзном парламенте, поэтому своей главнойзадачей делают победу на выборах в России, чтобы объявив её суверенитет,устранить союзный центр от реальной власти. 21-22 января 1990 г. было создано движение «Демократическая Россия». Параллельно с ней появилась и«Демократическая платформа в КПСС». Её организаторами стали ректор МВПШ В.Шостаковский и преподаватель научного коммунизма В.Лысенко, но ключевые позициив ней занимали Б. Ельцин и Н.Травкин. Создание «Демократической платформы» былонаправлено на превращение КПСС в партию парламентского типа.
4 марта 1990 г. состоялись выборы в Советы народных депутатов в РСФСР и ряде другихреспублик. Блок «Демократическая Россия» получил около 25% голосов избирателейи сформировал в Верховном Совете РСФСР мощную фракцию.
12 марта 1990 г. открылся IIIвнеочередной съезд народных депутатов СССР. На нём было принятодва важнейших решения: была отменена 6-я статья Конституции, было приняторешение о введении поста Президента СССР. На съезде произошла дискуссия о том,каким способом избирать президента СССР: прямым голосованием избирателей иликосвенным делегатами съезда. За избрание президента на съезде выступилипредставители национальных республик, которых не устраивали выборы всенароднымголосованием. Избрание президента на всенародных выборах давало ему большиеполномочия. Это также не устраивала и Б.Ельцина и его сторонников.
В результате надолжность президента СССР на IIIсъезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. был избран единственный реальный кандидат — М.Горбачёв. За него проголосовало более 60% делегатов съезда.
В мае – июне 1990 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов РСФСР. 12 июня была принята декларация огосударственном суверенитете Российской Федерации. В декларации былоустановлено верховенство законов России над союзными законами, одновременнопредусматривалась возможность приостановления действия законов СССР на территорииРСФСР. Председателем верховного Совета был избран Б.Ельцин, его заместителями –Р.Хасбулатов, Б.Исаев, С.Горячева, главой правительства – И.Силаев.
На следующий день послеизбрания на пост главы парламента России, 30 мая 1990 г. Ельцин на пресс-конференции заявил, что Россия станет скоро во всём самостоятельной и еёзаконы будут выше союзных.
Вслед за Россиейдекларации о суверенитете в течение нескольких месяцев приняли Узбекистан,Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан.Пока речь шла о суверенитете в составе СССР.[29]
Суверенизация Россииположила начало заключению двухсторонних договоров республик в обход союзногодоговора. В общественном мнении активно формируется негативное общественномнение по отношению к союзным структурам. При этом огромную роль стали игратьэкономические процессы. Местным партийным элитам в процессе перехода к рыночнымотношениям была крайне необходимо получить как можно больше суверенитета дляперевода под свой контроль государственного имущества.
Вместе с тем 4-й съезднародных депутатов СССР 24 декабря 1990 г. принял решение о проведении всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР, а 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума.
17 марта 1991 г. вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вынеобходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенныхреспублик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человекалюбой национальности».
Из принявших участие вголосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) 113, 5 млн.высказалось за сохранение Союза (76,45%).[30]
23 апреля 1991 г. в загородной резиденции президента в Ново-Огарёво состоялась встреча руководителей 9республик и Горбачёва. В нём говорилось, что для преодоления кризисапервоочередной задачей является подписание нового Союзного договора. Всовместном заявлении говорилось, что не позднее чем через 6 месяцев послеподписания договора будет принята новая Конституция СССР.
24 мая в Ново-Огарёвесостоялось первое заседание Подготовительного комитета для работы над проектомнового союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзныхи автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовкутекста нового договора. Республики объявлялись «полноправными членамимеждународного сообщества», имели право свободного выхода из Союза. Они моглиприостанавливать действие союзных законов, самостоятельно определять государственныеязыки.[31]
Текст фактическиозначал распад как СССР, так и Российской Федерации, конституция которой неупоминалась в тексте союзного договора. Подписание договора планировалось на 20августа 1991 г.
Таким образом, можносделать вывод, что М.Горбачёв утратил реальную власть и контроль надполитической ситуацией в стране задолго до событий 18-22 августа 1991 г. Вряд ли демократические реформы в СССР могли закончится успешно в стране, где отсутствуютдемократические традиции. Политическое устройство России, которое можноопределить как «иллюзорную демократию», и политическая жизнь в России впоследние несколько лет ярчайшее подтверждение этому.
 

3. Перестройка внешнейполитики
3.1 Завершение«Холодной войны»
С началом перестройкиво внешней политике СССР произошли серьезные изменения.Экономический кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об«экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономиипреувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны»в 1987–1990 гг. Предусматривалось и улучшение отношений с капиталистическимистранами на основе равноправия и открытости — концепция «нового политическогомышления».
Эта концепцияпровозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезисао многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанныхгосударств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины ит.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритетаобщечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу,как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международныхотношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своейсудьбы; ) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров ипоиска баланса интересов.
 В заявленииМ.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации(ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признаниесоветским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми,приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов,разоружению. «Ход истории, общественного прогресса всё настоятельнее требуетналаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народовв масштабах всей планеты», — говорил Горбачёв на XXVII съезде КПСС.[32]
В ноябре 1985 Горбачеввстретился с Рейганом в Женеве [Приложение 3] и предложил значительно сократитьядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому чтоГорбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Американский президентобещал, что когда исследования принесут успех, США «откроют свои лабораторииперед Советами», но Горбачев не верил ему. «Говорят, верьте нам, что если американцыпервыми реализуют СОИ, то они поделятся с Советским Союзом. Я сказал тогда:господин президент, призываю вас, поверьте нам, мы уже об этом заявили, что неприменим первыми ядерного оружия и не нападем первыми на Соединенные ШтатыАмерики. Почему же вы, сохраняя весь наступательный потенциал на земле и подводой, еще собираетесь развернуть гонку вооружений в космосе? Вы нам не верите?Выходит, не верите. А почему мы вам должны больше верить, чем вы нам?» Несмотряна то, что существенных сдвигов на этой встрече достигнуть не удалось, двапрезидента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться в будущем.
Однако после встречи вЖеневе отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ееконфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которыевыполнялись даже в годы конфронтации 1980–1984. Это был последний всплеск «Холоднойвойны». «Похолодание» в международных отношениях наносило удар по планамГорбачева, выдвинувшего широкомасштабную программу разоружения и всерьезрассчитывавшего на экономический эффект конверсии, которая, как впоследствиистало ясно, нанесла огромный урок обороноспособности страны. Уже летом обестороны стали зондировать возможности для проведения «второй Женевы», которая исостоялась в октябре 1986 г. Рейкьявике. Здесь Горбачев попытался вызвать Рейганана ответные уступки, предложив масштабные сокращения ядерных вооружений, но «впакете» с отказом от СОИ, однако американский президент отказался отменить СОИи даже изобразил возмущение увязкой двух проблем: «Уже после того, как все илипочти все, как мне казалось, было решено, Горбачев выкинул финт. С улыбкой на лицеон произнес: «Но все это, конечно же, зависит от того, откажетесь ли вы от СОИ».В итоге встреча в Рейкьявике фактически кончилась ничем. Но Рейган понял, чтодобиться улучшения международных отношений можно не путем нажима на СССР, а спомощью взаимных уступок. Стратегия Горбачева увенчалась иллюзией успеха – СШАсогласились заморозить несуществующую СОИ до конца века.
В 1986 г. администрация США отказалась от фронтального наступления на СССР, которое закончилось неудачей.Однако был усилен финансовый нажим на СССР, США в обмен на различные уступкиуговорили власти Саудовской Аравией о резко увеличить объем добычи нефти иснизить мировые цены на нефть. В результате, экспортные доходы Советского Союза,которые зависели от цен на нефть, стали быстро сокращаться.
После неудачной встречив Рейкьявике в 1986 г. два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтонев декабре 1987 г., по которому американские и советские ракеты среднего радиусадействия выводились из Европы. «Новое мышление» восторжествовало. Мир полнымходом шел к прекращению «холодной войны».
Важнейший кризис,который привел к возобновлению «холодной войны» в 1979, ушел в прошлое. За нимпоследовали и другие «фронты» «холодной войны», в том числе и главный –европейский.
В декабре 1988 г. Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана.
В декабре 1989 г. у берегов Мальты Горбачев и президент США Джордж Буш [Приложение 4]смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещалпредпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшегоблагоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холоднаявойна» продолжалась. Несмотря на сохранение разногласий по поводу ситуации внекоторых странах, в том числе в Прибалтике, атмосфера «холодной войны» отошлав прошлое. Объясняя Бушу принципы «нового мышления» Горбачев говорил: «Главныйпринцип, который мы приняли и которому следуем в рамках нового мышления, – этоправо каждой страны на свободный выбор, включая право пересмотреть или изменитьпервоначально сделанный выбор. Это – очень болезненно, но это –основополагающее право. Право выбирать без вмешательства извне».
Летом 1991 года былоподписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательныхвооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами вобласти разоружения. В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева вКитайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения.В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странамимирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первыйслучай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывшихсоюзников, хотя и не принял участия в военных действиях.
Летом 1991 г. впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен исоветский президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР попреодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономическогоположения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние,уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политическойподдержки.

3.2 Новые отношения ссоциалистическими странами и их последствия
М.С. Горбачёв первым выступилза деидеологизацию внешней политики. При сохранении социализма в СССР, странахцентральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практикеотказ от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимостьк инакомыслию, признание права страны на свободный выбор. Выступая задеидеологизацию, советское политическое руководство предполагало, чтоадминистрация США и их союзники также будут строить свою политику всоответствии с общечеловеческими идеалами, признают окончание «холодной войны»,откажутся от попыток «выбросить социализм на свалку истории».
Выступая в ООН в конце 1988 г., Горбачёв объявил о намерении СССР вывести части советских войск из ГДР, Чехословакии, Польшии Венгрии к началу 1990-х гг. Это заявление, а также надежды на то, что СССР нерешится на военное вмешательство, вселили надежды в восточноевропейскуюоппозицию решимость взять власть, В течение 1989-1990 гг. по странам ВосточнойЕвропы прокатились «бархатные революции», в ходе массовых антикоммунистическихвыступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), Болгарии и Румынии (декабрь 1989 г.), Начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. – разрушена Берлинская стена) и т.п.[33]
1 июля 1990 г. вступил в силу договор о заключении союза между ГДР и ФРГ. СССР брал на себя обязательства доконца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии. А воктября 1990 г. было объявлено о присвоении М.С. Горбачёву Нобелевской премиимира [Приложение 5].
В странах ВосточнойЕвропы начались реформы, основанные на «неолиберальных» идеях, близких кзападному неоконсерватизму и неоглобализму. Реформы проводились поспешно, безплана и подготовки, что приводило к болезненной ломке общества. Они получилиназвание «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока»наступит облегчение. Страны Запада оказали некоторую финансовую поддержку этимреформам, в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику позападному образцу.
Новые правительствастран Восточной Европы потребовали скорейшего вывода советских войск со своейтерритории. У СССР к тому времени не было ни возможностей, ни желания сохранятьтам свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, который напоминалпоспешную эвакуацию. Армейские соединения выводись в кратчайшие сроки на фонеантисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другиеперебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации.[34]
С 1991 г. СССР перешёл на расчеты со странами членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемойвалюте.
Все эти обстоятельства предрешалираспад военно-политических и экономических организаций, подконтрольных СССР. Виюле 1991 были распущены Варшавский договор (1 июля) и СЭВ (28 июля).Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО.
СССР ненадолго пережилсозданный им военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попыткируководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальнаявласть перешла от Горбачева к президенту Российской Федерации Борису Ельцину ируководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобызакрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины иБелоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР.
Почти точное совпадениезавершения «холодной войны» и распада СССР вызвало в мире споры о том, каковасвязь между этими явлениями. Может быть, завершение «холодной войны» являетсярезультатом распада СССР и, следовательно, США выиграли эту «войну». Однако кмоменту распада СССР «холодная война» уже закончилась – за несколько лет доэтого события. Если учесть, что в 1987 был разрешен ракетный кризис, в 1988заключено соглашение по Афганистану, и в феврале 1989 были выведены советскиевойска из этой страны, в 1989 исчезли социалистические правительства почти вовсех странах Восточной Европы, то говорить о продолжении «холодной войны» после1990 не приходится. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международнойнапряженности не только в 1979–1980, но и в 1946–1947. Уже в 1990 уровеньотношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «Холодной войны»,и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделалпрезидент Д.Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президентыБ.Ельцин и Д.Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Эти пропагандистские заявленияне снимают факта, что в 1990–1991 признаки «Холодной войны» уже исчезли. Завершение«Холодной войны» и распад СССР имеют общую причину – кризис государственногосоциализма в СССР.

Заключение
Рассмотрев основныеэкономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можнопреступить к рассмотрению её итогов и результатов.
Попытаюсьобъяснить, что же я имела в виду в качестве исторического термина«перестройка». В широком смысле: перестройка — совокупность государственно-правовых,политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами иразрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР.Перестройка — это крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественныйстрой в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПССМ.Горбачева в 1985 г. По своему существу это — определенная система мерреволюционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель1985 — август 1991) и задуманных в целях «обновления социализма»,придания ему «второго дыхания». Изменив общество, широко введясвободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешивмногопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройкане достигла своей цели. Перестройка породила ряд общественных процессов,которые можно оценивать двояко, как антитоталитарную, посткоммунистическую,демократическую революцию, или как распад России и превращение её в сырьевойпридаток развитых стран мира.
В 1990-1991 годах унас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она быланеожиданной для большинства советских людей. 1985-1991 годы — конец коммунизма.Начинается открытая номенклатурная приватизация, частная собственностьузаконивается. Советская номенклатура открыто превращается в капиталистов-олигархов…Политически все это идет на фоне тотального разгрома государства, полностьюпроигравшего психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутристраны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественногогосударства СССР.
Экономическаякатастрофа «перестройки» явилась одним из важнейших факторовполитической дестабилизации, которая повлекла за собой окончательный разваладминистративно-командной системы управления — основы советского народного хозяйства.
Крах перестройки,приведший к ликвидации социализма в нашей стране и развалу СССР, породилдлительную дискуссию на тему, можно ли было избежать катастрофы и реформироватьсоветскую экономику. Учитывая тотальное засилье марксизма и отсутствиеподготовленных экономистов-рыночников к началу перестройки (они станут появлятьсятолько в ее ходе), в вину Горбачеву, по большому счету, можно было поставитьразве что некоторый идеализм и недостаточное знание реальных механизмовсоветской экономики. Таким образом, шанс на рыночное реформирование экономикиСССР был в действительности чрезвычайно мал. В конечном счете, результаты перестройкиопределит история по итогам российских реформ, либеральных преобразований вэкономике по западной модели развития, которым Горбачев открыл дорогу.
Противопоставив себямноговековому российскому и советскому опыту, вознамерился освободить обществоот политического и экономического засилья государства, Горбачёв преуспел наэтом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Он привел Россиюближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либопрежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку иприватизации.
Кроме того, в отличиеот любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудитьсудьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, онсумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то,что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом.
Наконец, Горбачевдобился всего этого вопреки очень серьёзной оппозиции. Популярные комментаторывменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал болеемужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия импришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы — от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с СоединеннымиШтатами и ухода из Афганистана — встречали действительное сопротивление, состороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве.
Роль, которую Горбачёвсыграл в истории нашей Родины, пока ещё невозможно оценить.
 

Библиографическийсписок
1.        АбалкинЛ.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. М., 1991
2.        ГорбачёвМ.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается -, М.: 1987
3.        ГорбачёвМ.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира, — М., 1989
4.        ГрачёвА. Горбачёв. М., 2001
5.        ИсторияРоссии в новейшее время, 1945-2001: Учебник для вузов / Под ред.А.Б.Безбородова. – М.: АСТ, 2001
6.        МедведевВ.А. В команде Горбачёва: взгляд изнутри. М., 1994
7.        Новейшаяистория Отечества: ХХ век, Учебник для вузов в 2-х т. Т.2. / Под ред. А.Ф.Киселёва, Э.М. Щагина. – М.: ВЛАДОС, 2002
8.        ПеченевВ.А. Взлёт и падение Горбачёва: глазами очевидца. М., 1996
9.        СогринВ.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачёва доПутина. М., 2001
10.     ЧерняевА.С. Шесть лет с Горбачёвым. М., 1993
11.     ШахназаровГ.Х. Цена свободы. Реформация Горбачёва глазами его помощника. М., 1993
12.     ШеховН.А. Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 – апрель 1995). М., 1995
13.     ШеховН.А. Тысячелетие русской истории. – М.: Вече
14.     http://www.adm.orel.ru/oblast/

Приложение 1
Хронологическая таблицав период с 1985г по 1991гДата Событие 1985 г., март Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева 1986—1990 гг. Двенадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
1987 г.,
декабрь Подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1988 г., июнь XIX Всесоюзная партийная конференция. Курс на реформу политической системы 1989 г., май — июнь I Съезд народных депутатов СССР 1989 г., июль Межнациональный конфликт в Фергане (Узбекистан) 1990 г., март Избрание на III Съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева президентом СССР 1990 г., 12 июня Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1991 г., январь Начало официальной регистрации политических партий и организаций 1991 г., весна Роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора 1991 г., апрель Начало переговоров в Ново-Огарево о заключении нового Союзного договора между президентом СССР и главами девяти союзных республик 1991 г., 12 июня Избрание всенародным голосованием президентом РСФСР Б. Н. Ельцина 1991 г., июль Подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) 1991 г.,19—21 августа Антигосударственный путч в Москве 1991 г., 8 декабря Беловежское соглашение. Решение руководства России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1991 г., 25 декабря Отставка М.С. Горбачева с поста президента СССР


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управління результатами господарської діяльності підприємств
Реферат Безработица в России
Реферат Управление основными системами жизнеобеспечения в регионе
Реферат Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории
Реферат Управление предприятием 3
Реферат Уроки современного кризиса для России
Реферат Услуги земли как фактора производства
Реферат Ускорение инновационной деятельности на основе зон опережающего развития в Белгородской области
Реферат Управление затратами 6
Реферат Условия труда и пути их совершенствования
Реферат Утечка и бегство капитала мировые тенденции и практика России
Реферат Управление качеством 6
Реферат Управление процессами формирования и распределения приябыли на предприятие
Реферат Управление туристическим бизнесом
Реферат Уровень жизни, его оценка