--PAGE_BREAK--1.3 Роль и значение платежного баланса в
формировании денежно-кредитной политики
Современная жизнь любой страны немыслима без многообразных взаимосвязей с другими странами и международными организациями. Совокупность всех сделок, совершенных страной с остальным миром за определенный период времени, образует баланс внешнеэкономических, или международных, операций страны.
Все операции, объединенные в указанный баланс, имеют, наряду с их международным характером, еще одно общее свойство – в результате их осуществления возникают денежные требования и обязательства страны по отношению к загранице.
В платежном балансе учитываются такие операции, как экспорт и импорт товаров и услуг, доходы, трансферты, прямые инвестиции и участие в уставном капитале, займы и кредиты, резервные активы. При этом платежный баланс охватывает только те операции, которые совершаются между резидентами и нерезидентами страны.
Платежный баланс Республики Казахстан, как и любой сводный статистический отчет, формируется на основе первичной государственной статистической отчетности предприятий, банков, министерств и ведомств.
В 1999 году по рекомендации Международного Валютного Фонда функции по статистическому обследованию предприятий по операциям Платежного Баланса Республики Казахстан Национальный Банк принял на себя. Он несет полную ответственность за формирование платежного баланса страны.
Ежеквартально Платежный баланс Национальным Банком представляется на рассмотрение Президенту и Правительству, а также международным финансовым организациям.
Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан использует платежный баланс для оценки текущей экономической ситуации в стране и разработки мер экономической политики, в том числе в области денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политик, политики обменного курса национальной валюты.
Международные экономические организации – для оценки суверенного кредитного рейтинга страны. Состояние платежного баланса служит одним из основных критериев, по которым иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране, ее платежеспособность и позицию в мировой экономике.
Полнота, достоверность и качество платежного баланса напрямую зависят от полноты, достоверности и качества той информации, которую представляют в соответствии с законодательством в Национальный Банк респонденты.
Статистическую отчетность по платежному балансу в Национальный Банк обязаны представлять предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции, в том числе совместные и иностранные предприятия; филиалы и представительства иностранных компаний, осуществляющие свою деятельность в Республике Казахстан, независимо от форм собственности.
При наличии внешнеэкономических операций, предприятие вносится в территориальный регистр предприятий внешнеэкономической деятельности, на основании которого формируется перечень респондентов по формам отчетности.
Итак, платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1) государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы;
2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
2 Правовая основа платежного баланса Республики Казахстан
2.1 Основные правила предоставления информации в Платежном балансе Республики Казахстан
Данные платежного баланса распространяются в миллионах долларов США, охватывают все трансакции в целом по экономике Казахстана и состоят из следующих данных:
1) текущий счет:
– экспорт и импорт товаров и услуг (транспорт, поездки, и др.);
– чистый доход;
– чистые текущие трансферты.
2) счет операций с капиталом и финансовый счет:
– чистые капитальные трансферты;
– чистые прямые инвестиции;
– чистые портфельные инвестиции;
– другие инвестиции,
– нетто;
– и изменения в резервных активах.
Основные источники данных:
– таможенная статистика;
– отчеты банков, других финансовых и нефинансовых организаций;
– ежемесячный балансовый отчет Национального Банка РК;
– данные, предоставляемые Министерством финансов РК, а также другими министерствами и ведомствами;
– данные пограничных служб.
Данные, публикуемые с 1995, составляются на основе 5-го издания «Руководства по Платежному Балансу» Международного Валютного Фонда (РПБ5).
Периодичность отчетности ежеквартальная.
Сроки представления: втечение одного квартала после завершения отчетного периода.
Платежный баланс характеризуется доступностью для общественности.
Предварительное распространение планов выпуска данных отмечено в календаре распространения данных, который информирует о точных датах публикации на предстоящие двенадцать месяцев, размещается на веб-сайте НБК (www.nationalbank.kz) и МВФ (www.dsbb.imf.org).
Осуществляется также одновременный выпуск данных всем заинтересованным сторонам. Данные распространяются одновременно всем заинтересованным сторонам посредством размещения на веб-сайте НБК (www.nationalbank.kz).
Детальные таблицы с данными в динамике публикуются в квартальном издании Национального Банка Казахстана «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан».
Распространяется информация об условиях и сроках подготовки официальной статистики, включая конфиденциальность индивидуальных данных респондентов.
Сбор и распространение данных по платежному балансу регламентируются:
– Законом РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О Национальном Банке». Согласно Статье 8 Закона функции НБ РК включают формирование отчетного платежного баланса, международной инвестиционной позиции и оценки валового внешнего долга страны (доступен на веб-сайте НБ РК 213.211.77.60/cont/publish584018_2646.pdf);
– Постановлением Правительства РК от 29 января 1999 №71 «О разработке платежного баланса Республики Казахстан». Согласно данному постановлению НБК является официальным разработчиком платежного баланса страны, включая ответственность за формирование и публикацию платежного баланса, и наделяется правом собирать статистическую информацию по платежному балансу от всех респондентов;
– Законом РК «О государственной статистике (Статья 13), согласно которой «юридическим и физическим лицам гарантируется конфиденциальность всей представленной в органы государственной статистики первичной статистической информации и доступ к списку статистических отчетов и плану статистических работ министерств и ведомств. Распространение первичной статистической информации может быть произведено только с согласия юридических и физических лиц, предоставивших информацию, или анонимно» (http://www.stat.kz).
Ответственность за предоставление данных, содержащих коммерческую тайну, с 2001 года регламентируется Кодексом об административных правонарушениях. В соответствии со Статьей 383 Кодекса «продажа, передача кому бы то ни было или иное разглашение статистических данных, являющихся коммерческой тайной, должностным лицом без согласия их законного владельца, если последнему не причинен крупный ущерб», влечет наложение штрафа.
Кроме того, на статистические отчеты банков, в той части, где это касается раскрытия информации, классифицируемой как банковская тайна, распространяется действие Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (Статьи 50 и 54). Работники Национального Банка несут ответственность за разглашение либо передачу третьим лицам сведений, полученных в ходе исполнения обязанностей (213.211.77.60/cont/ publish773942_2648.pdf).
Пользователи вне НБК не имеют доступа к данным до их официальной публикации. В выпуске данных не содержится каких-либо комментариев со стороны министерств.
Данные пересматриваются дважды в год: в октябре и апреле. Пересмотр данных охватывает два года, предшествующих отчетному году. Комментарии в отношении пересмотра данных вместе с обновленными данными публикуются в квартальном издании НБК Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан.
Основные изменения в методологии сообщаются пользователям с момента введения таких изменений.
Составление платежного баланса Республики Казахстан в целом согласуется с РПБ5.
В то же время определение резидентства в соответствии с законодательством Казахстана отличается от концепции резидентства, изложенного в РПБ5 и международного стандарта Системы национальных счетов 1993. В соответствии с Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле» работающие в Казахстане филиалы иностранных компаний являются нерезидентами. Существующие расхождения в понятиях резидентства затрудняют классификацию операций, проводимых филиалами иностранных компаний, при пересмотре их статуса как резидентов для целей платежного баланса.
В настоящее время, составители счетов внешнего сектора (платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг) трактуют все филиалы иностранных компаний, за исключением филиалов, предоставляющих строительные и буровые услуги, как резидентов Республики Казахстан. Для достижения соответствия данных по потокам и запасам в счетах внешнего сектора банки, кроме отчетности, подготовленной в соответствии с законодательным определением, предоставляют в Национальный Банк Казахстана дополнительную отчетность по филиалам иностранных компаний.
Подробная информация о методологии измерения прямых иностранных инвестиций имеется на следующей странице Международного Валютного Фонда в Интернете: www.imf.org/external/np/sta/di/mdb97.htm.
Методологические комментарии размещены на веб-сайте НБК и публикуются в квартальном издании Национального Банка Казахстана «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан».
Данные также распространяются для обеспечения статистических перекрестных проверок и подтверждения обоснованности данных.
На веб-сайте Национального Банка Республики Казахстан (http://www. nationalbank.kz) публикуются серии данных в долларах США. Начиная с 2000 года, квартальные и годовые данные публикуются по каждому стандартному компоненту, определенному в РПБ5. С 1995 по 1999 годы доступны квартальные данные в аналитическом представлении.
Подробное стандартное представление выходит в квартальном издании НБК «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан» (публикуется в апреле, июле, октябре и январе). Данное издание включает также детальную информацию об источниках данных, процедурах сбора и комментарии по методикам оценки данных.
Ежемесячный «Статистический бюллетень» Национального Банка Казахстан публикует квартальные данные платежного баланса в аналитическом представлении, данные по валовому внешнему долгу и индикаторы внешнего долга. «Годовой отчет» Национального Банка Казахстан также включает данные платежного баланса и внешнего долга.
Пресс-релизы Национального Банка Казахстан публикуются в «Вестнике НБК» на казахском и русском языках. Официальный дистрибьютор: ТОО «Типография Комплекс».
Квартальный бюллетень:«Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан» публикуется на казахском и русском языках (выходит в январе, апреле, июле и октябре).
Квартальные данные также публикуются в Статистическом бюллетене Национального Банка Казахстан (выходит ежемесячно) на казахском, русском и английском языках.
Годовой отчет Национального Банка Республики Казахстанна казахском, русском и английском языках.
На веб-сайте Национального Банка (www.nationalbank.kz) размещены данные по платежному балансу, а также по международной инвестиционной позиции и внешнему долгу.
Статистическую отчетность по платежному балансу в Национальный Банк обязаны представлять предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции, в том числе совместные и иностранные предприятия; филиалы и представительства иностранных компаний, осуществляющие свою деятельность в Республике Казахстан, независимо от форм собственности.
При наличии внешнеэкономических операций, предприятие вносится в территориальный регистр предприятий внешнеэкономической деятельности, на основании которого формируется перечень респондентов по формам отчетности.
Все предприятия, внесенные в территориальный регистр, ежеквартально представляют государственную статистическую отчетность в филиал Национального Банка по формам, утвержденным Агентством Республики Казахстан по статистике: форма № 1ПБ «Отчет о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними», форма № 10-ПБ «Отчет о международных операциях с нерезидентами» и другие отчеты по международным услугам.
Представляемая в филиал Национального Банка в соответствии с Законом РК «О государственной статистике» информация является конфиденциальной и используется исключительно в целях составления платежного баланса Республики Казахстан, его анализа и прогнозирования. Очень важно, чтобы представляемая информация была полной, достоверной и своевременной.
Одновременно обращается внимание руководителей и главных бухгалтеров предприятий и организаций, что согласно статье 381 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (с учетом дополнений и изменений от 27 июля 2007 года № 134) установлена административная ответственность:
– за несвоевременное представление, представление недостоверной государственной статистической отчетности в соответствующие статистическое органы – предупреждение;
– за непредставление государственной статистической отчетности в соответствующие статистическое органы, а также за действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — штраф: на физических лиц в размере пяти, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства в размере сорока месячных расчетных показателей.
2.2 Соблюдение стандартов и кодексов при составлении Платежного баланса
Применяемые в Казахстане практические механизмы распространения данных оценивались на соответствие требованиям ОСРД (общая система распространения данных). Казахстан был одной из первых стран, присоединившихся к ОСРД. Метаданные ОСРД были впервые размещены в Бюллетене стандартов на распространение данных (БСРД) 22 мая 2000 года. В августе 2001 года соответствующие ведомства представили уточненные данные, отражавшие изменения в практике составления и распространения статистики, а также обновленные планы совершенствования макроэкономической статистики.
Макроэкономическая статистика Казахстана составляется и распространяется следующими тремя ведомствами: (i) Агентство РК по статистике (АРКС) отвечает за статистику национальных счетов и цен; (ii) Министерство финансов (Минфин) РК отвечает за статистику государственных финансов; и (iii) Национальный Банк РК (НБК) отвечает за денежно-кредитную статистику и статистику платежного баланса. Макроэкономические статистические данные публикуются как в виде официальных печатных изданий, так и в сети Интернет.
Попараметрам данных (охват, периодичность и своевременность)Казахстан перевыполняет рекомендации ОСРД по базовым комплексным структурам данных и рекомендованным к распространению показателям. Казахстан также выполняет все рекомендации ОСРД по представлению расширенных данных.
ССРД МВФ представляет собой стандарт раскрытия данных на основе «оптимальной практики», который призван стимулировать предоставление пользователям информации, включая информацию, позволяющую пользователям оценить данные.
Обзор практики распространения данных в Казахстане в сопоставлении с требованиями ССРД к параметрам данных и календарем выпуска статистических данных в плане доступности показывает, что Казахстан отвечает большинству этих требований.
Качество макроэкономической статистики в Казахстане значительно улучшилось за последние несколько лет.Соответствующие ведомства хорошо себя проявляют в реализации рекомендаций предыдущих проверок, предоставлявших техническую помощь по вопросам статистики, и демонстрируют свою решимость выполнять дальнейшие планы и программы по совершенствованию своей статистики.
Все три основные ведомства Казахстана, занимающиеся составлением статистических данных, располагают достаточными правовыми и институциональными предпосылками обеспечения высокого качества статистических данных и демонстрируют понимание важного значения качества данных как одного из основных принципов статистической деятельности. Но при этом еще не исчерпаны возможности более полного использования существующих координационных механизмов для решения оставшихся проблем, затрагивающих несколько сфер статистики. Имеющиеся ресурсы в основном удовлетворяют потребности статистических программ Казахстана, хотя необходимо провести дополнительную подготовку специалистов по составлению статистики национальных счетов и государственных финансов (СГФ).
Приняты меры по стимулированию эффективного использования ресурсов:
1) беспристрастность:все три ведомства проявляют профессионализм, а их сотрудники руководствуются хорошо знакомым им кодексом этики государственных служащих. Прозрачность практики составления статистики можно повысить при помощи заблаговременного распространения информации о планируемых существенных изменениях в методологии, исходных данных и практических методах статистической деятельности;
2) чистота методологии: концепции, определения, охват, классификация, разбивка по секторам и основа учета во всех областях статистики в основном соответствуют международным общепринятым стандартам статистики. В отношении нерешенных вопросов рекомендуется расширить охват бюджетно-налоговых данных, с тем, чтобы они охватывали консолидированный сектор органов государственного управления, включая любое внебюджетное финансирование. В настоящее время соответствующие ведомства уточняют режим учета счетов Национального фонда Республики Казахстан в статистике государственных финансов и денежно-кредитной статистике. Также ведется работа по решению проблемы отражения в учете местных филиалов иностранных строительных и буровых в качестве нерезидентов, которая сказывается на ВВП и статистике платежного баланса;
3) точность и надежность:исходные данные в основном обеспечивают адекватную основу для составления статистики по всем наборам данных, рассмотренным членами миссии. Основные недостатки заключаются в следующем: используемое в настоящее время определение резидентства исходит из правовых, а не экономических критериев; следует усовершенствовать практические методы оценки и сверки исходных данных, используемых для составления национальных счетов и статистики платежного баланса; импорт и экспорт охвачены не полностью, что отчасти вызвано недооценкой регистрируемых торговых операций и контрабанды. Различия в данных по секторам указывают на необходимость дополнительной сверки данных;
4) практическая пригодность:официальная статистика по всем секторам охватывает актуальную информацию. Программы консультаций, подготовки кадров и другие меры, реализуемые в настоящее время АРКС, Министерством финансов и НБК с целью углубления понимания общественностью значения и областей применения статистики, могут со временем использоваться в качестве механизмов активного стимулирования обратной связи с пользователями статистических данных. Ведомства могли бы лучше координировать усилия по расследованию причин расхождения данных статистики национальных счетов, государственных финансов, денежно-кредитной статистики и статистики платежного баланса. Целесообразно заблаговременно уведомлять пользователей статистики о планируемых существенных изменениях в методологии; стоило бы также пересмотреть практику внесения уточнений в денежно-кредитную статистику и СГФ;
5) доступность: официальная статистика по всем секторам в целом представлена в четком и понятном виде. Метаданные ОСРД (информация о данных), приведенные в Бюллетене стандартов на распространение данных МВФ, также размещаются на странице АРКС в сети Интернет. Планируемое всеми тремя ведомствами расширение объема распространяемой через сеть Интернет статистики позволит повысить степень доступности и своевременности статистических данных. Публикуются только краткие описания концепций, определений, классификации, источников данных и практических статистических методов. НБК не публикует календарь выпуска статистических данных. Министерства имеют доступ к статистике НБК раньше, чем прочие пользователи, но о таком доступе говорится в метаданных ОСРД.
Макроэкономическая статистика и статистическая база Казахстана позволяют вести эффективный контроль. Тем не менее, сотрудники МВФ выявили недостатки в некоторых применяемых статистических методах, которые потенциально могут помешать точному и своевременному анализу экономической и финансовой ситуации и разработке соответствующих мер экономической политики. Недавнее раскрытие существования крупного внебюджетного фонда, операции которого, возможно, не полностью регистрировались, указывает на направление работы, остро необходимой для повышения степени прозрачности.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Дополнения к 5 изданию Руководства по платежному балансу
Ожидается, что в конце текущего года Международный Валютный Фонд выпустит новое, шестое издание руководства – РПБ6. Его базовая основа не изменилась по сравнению с РПБ5. Сохраняется форма представления счета текущих операций, счета операций с капиталом и финансового счета. Однако внесены некоторые изменения по отдельным вопросам.
В частности, меняется название отдельных компонентов платежного баланса. Баланс доходов будет переименован в счет первичных доходов, а баланс текущих трансфертов – в счет вторичных доходов. Будет изменен знак учета операций с финансовыми активами в финансовом счете Платежного баланса.
В соответствии с РПБ5 увеличение финансовых активов отражалось со знаком «минус», уменьшение – со знаком «плюс». А в соответствии с РПБ6 увеличение финансовых активов (так же, как и обязательств) будет отражаться со знаком «плюс», а уменьшение – со знаком «минус». Соответственно, изменяется значение сальдового показателя финансового счета.
В соответствии с РПБ5 отрицательный финансовый счет означал превышение оттока над притоком средств в страну, а положительный – превышение притока финансовых ресурсов над оттоком. Теперь в соответствии с РПБ6 результирующий показатель финансового счета определяется как разница между активами и обязательствами и будет иметь обратный знак. При этом положительное значение финансового счета будет называться «чистое кредитование» и означать превышение чистого увеличения активов над чистым увеличением обязательств. А отрицательное значение финансового счета будет называться «чистым заимствованием» и означать превышение чистого увеличения обязательств над чистым увеличением активов.
Будет также изменено представление информации по прямым инвестициям. В соответствии с РПБ5 прямые инвестиции отражались по принципу направленности (в отчитывающуюся страну и из нее за рубеж). При этом в прямом инвестировании по направлению активы отражались за вычетом обязательств. В соответствии с РПБ6 прямые инвестиции в стандартном представлении должны отражаться по принципу активов/обязательств. При этом активы будут включать как требования к зарубежным предприятиям прямого инвестирования, так и к прямым инвесторам. Аналогично на стороне обязательств отражаются обязательства перед обоими типами партнеров, связанных с резидентами отношениями прямого инвестирования.
В связи с тем, что в статистике прямого инвестирования Казахстана присутствуют большие операции по обратным инвестициям, представление платежного баланса и международной инвестиционной позиции страны по принципу активов (обязательств) будет более адекватно отражать прямые инвестиции и соответствовать межфирменной задолженности, учитываемой во внешнем долге. Для аналитических целей сохраняется представление по принципу направленности.
В соответствии с РПБ6 в прямых инвестициях (и соответствующих статьях счета первичных доходов) помимо операций между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования должны выделяться операции между сестринскими компаниями резидентами и нерезидентами, которые могут находиться под контролем резидента или нерезидента. В настоящее время при составлении Платежного баланса Казахстана операции между сестринскими компаниями частично учитываются в прямых инвестициях и частично – как прочие инвестиции. Существующие формы отчетности по внешним активам и обязательствам, основанные на РПБ5, не позволяют полностью выделить операции между сестринскими компаниями в отдельную категорию. Сектор других финансовых организаций (небанковские организации, оказывающие иные виды финансовых услуг, за исключением денежного посредничества) будет выделен в отдельную категорию.
В РПБ6 рассматривается возможность отнесения к международным резервам государственных фондов целевого назначения, таких как Национальный фонд Казахстана. Если внешние активы отражены в балансе центрального банка или какого-либо агентства центрального правительства, что позволяет органам денежно-кредитного регулирования контролировать распоряжение средствами, то считается, что эти активы являются резервными активами (при условии соблюдения всех остальных критериев резервного актива).
РПБ6 предусматривает более подробную разбивку других инвестиций по инструментам на основе классификации инструментов, поэтому из стандартных компонентов исключается статья РПБ5 «другие активы и обязательства». Вместо этого другие инвестиции включают статью «инструменты участия в капитале», в которой должны отражаться инвестиции в международные организации. Например, участие Казахстана в Евразийском банке развития. Наиболее существенными изменениями в текущем счете по товарам и услугам является изменение подхода к перепродаже товаров без пересечения границы и ремонту товаров без перехода прав собственности.
Международный Валютный Фонд планирует в течение 2009–2011 годов перевести РПБ6 на различные языки и подготовить рабочие материалы, необходимые составителям платежного баланса.
По предварительному решению преобразование ежегодника Международного Валютного Фонда по статистике платежного баланса (Balance of Payments Statistical Yearbook) будет осуществляться в 2012–2013 годах.
Национальный банк в целях подготовки к переходу на РПБ6 планирует в течение 2009–2010 годов провести обследование по прямым инвестициям, чтобы изучить возможности более полного охвата операций сестринских компаний, а также осуществлять пересмотр форм статистической отчетности по платежному балансу.
3 Роль и значение Платежного баланса в экономике Республики Казахстан
3.1 Экономическое развитие Казахстана в 2008 году
Макроэкономическое развитие Казахстана в 2008 году стало отражением реализации накопленных в предыдущие годы рисков. При этом риски проявились как в финансовом секторе, так и в реальном секторе. Ситуация в 2008 году усугубилась замедлением мировой экономики, а также значительным ростом в 1 полугодии и беспрецедентным падением цен во 2 полугодии на мировых товарных рынках. И хотя экономический рост в стране, несмотря на это, сохранился, его темпы значительно снизились.
Объем ВВП в текущих ценах в 2008 году достиг 15,9 трлн. тенге. Реальный рост ВВП по сравнению с 2007 годом составил 3,3% (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика реального ВВП, 2000-2009 гг. (в % к предыдущему году)
Существенное замедление темпов роста ВВП в 2008 году было обусловлено снижением объемов производства в сельском хозяйстве и обрабатывающей отрасли промышленности – на 5,5% и 2,9% соответственно. Объемы строительства выросли на 1,9% (2007 год –16,4%), промышленности – на 2,2%, в том числе горнодобывающей – на 5,6%, производство и распределение электроэнергии и газа увеличилось на 6,4% (см. рисунок 2).
Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность (31,6%), в структуре которой в 2008 году доля горнодобывающей отрасли возросла на 4,9 процентных пункта, составив 58,7%, а обрабатывающей снизилась с 40% до 36%. В 2000 году доли этих отраслей были примерно равными и составляли 45,5% и 45,3%, соответственно.
Производство услуг характеризовалось ростом таких отраслей, как гостиницы и рестораны – на 12,8%, связь – на 10,4%, транспорт – на 7%, и снижением финансовой деятельности – на 0,5%.
Рисунок 2 – Динамика индекса физического объема производства в отдельных отраслях экономики в 2000-2008 годах (% к предыдущему году)
В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (51,9%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину производства ВВП (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура валового внутреннего продукта, 2000-2008 гг.
В 2008 году темпы роста инвестиций в основной капитал снизились с 13,5% в 2007 году до 4,6% (см. рисунок 4). Снижение инвестиционной активности предприятий в свою очередь оказало влияние на замедление темпов роста экономики страны.
Основными источниками вложения средств в основной капитал послужили собственные средства хозяйствующих субъектов (42,7%) и иностранные инвестиции (23%). Доля бюджетных средств составила 19,9%, заемных – 14,4%. Приоритетными отраслями для вложения инвестиций являлись операции с недвижимым имуществом (23,6% от общего объема инвестиций в основной капитал), добыча нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях (21%), транспорт и связь (17,4%), обрабатывающая промышленность (8,9%).
Рисунок 4 – Темпы роста инвестиций в основной капитал, 2000-2008 гг. (в % к предыдущему году)
В 2008 году темп роста объемов строительных работ (услуг), с учетом оценки, снизился и только на 1,8% превысил уровень 2007 года. На жилищное строительство было направлено на 16,1% меньше средств, чем в 2007 году. При этом введено в эксплуатацию 6832 тыс. кв. метров общей площади жилых зданий, что на 2,3% больше уровня 2007 года.
Объемы транспортных грузоперевозок за 2008 год выросли на 3,2%, объем услуг, оказанных предприятиями связи, возрос на 10,4%, из них населению – на 11,1%.
Численность экономически активного населенияв 2008 году составила 8,4 млн. человек, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году. Численность занятого в экономике населения в 2008 году увеличилась на 3% до 7,9 млн. человек. Количество безработных сократилось на 6,6% до 557,7 тыс. человек. Уровень безработицыв 2008 году сложился на уровне 6,6%, при этом за последние 8 лет наблюдается устойчивое ее снижение (с 12,8% в 2000 году).
В 2008 году среднемесячная номинальная заработная платапо экономике составила 60 734 тенге, что выше уровня 2007 года на 14,1%. В реальном выражении заработная плата снизилась на 2,5%. Темп роста оплаты труда наемных работников в 2008 году относительно предыдущего года замедлился, а по некоторым видам экономической деятельности снизился. Заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась на 27,6%, торговли – на 22,5%, добывающей отрасли промышленности – на 21,9%, транспорта и связи – на 17,6%, строительства – на 15%, здравоохранения — на 8,5%, образования – на 8,3%, государственного управления – на 3,5%, финансовой деятельности снизилась на 8,4%.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населенияв 2008 году составили 30509 тенге, что больше 2007 года на 20,9%. В реальном выражении денежные доходы выросли на 3,4%.
За 2008 год число предприятий-участников мониторинга увеличилось с 1533 до 1662, в том числе средних и крупных – с 992 до 1044. В условиях добровольного участия предприятий в проводимых опросах, такое увеличение достигнуто за счет повышения интереса предприятий к участию в мониторинге Национального Банка путем совершенствования аналитических материалов, направляемых предприятиям по результатам мониторинга. Отбор предприятий для участия в мониторинге производился с учетом отраслевой и региональной структуры экономики на основе расчета репрезентативности выборки предприятий. Доход от реализации продукции (работ, услуг) предприятий — участников мониторинга в 2008 году достиг 9354,8 млрд. тенге, что составляет около 49,4% от общего дохода от реализации продукции по экономике в 2007 году.
Результаты ежеквартальных опросов предприятий позволяют сделать следующие выводы о складывающейся экономической ситуации и основных тенденциях в реальном секторе экономики в 2008 году.
Снижение темпов роста спроса на готовую продукцию в целом по экономике, наблюдаемое в течение 2008 года, перешло в существенное снижение спроса в 4 квартале, которое отметили 37,2% опрошенных предприятий. При этом спрос снизился по всем отраслям, за исключением отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Как следствие, темпы роста цен на готовую продукцию предприятий по экономике страны снижались во 2 и 3 кварталах 2008 года. В 4 квартале цены, впервые в 2008 году, снизились.
Динамика спроса и цен на готовую продукцию отразились на деловой активности и финансовом состоянии предприятий: к концу года заметно снизилась оборачиваемость активов (c 22% во 2 квартале 2008 года до 16,5% в 4 квартале 2008 года). Сохранялась тенденция преимущественного финансирования предприятиями оборотных активов за счет собственных средств, что отметили около 80% предприятий.
В 1-3 кварталах 2008 года не наблюдалось заметного изменения темпов роста цен на сырье и материалы. В 4 квартале 2008 года произошло существенное замедление темпов роста цен: на 25,5 процентных пунктов снизилось число предприятий, отмечавших рост цен на сырье и материалы (с 70,9% в 1 квартале 2008 года до 40,3% в 4 квартале 2008 года), что повлияло на снижение рентабельности продаж (до налогообложения) в 3 и 4 кварталах 2008 года.
Рентабельность продаж по экономике страны снизилась в 3 и 4 кварталах 2008 года (на 4,5% и 13,4%, соответственно) в основном, за счет добывающей и обрабатывающей промышленности. При этом в этом же периоде уменьшилась доля предприятий (до 19,9% и 17,7%, соответственно) с высокой (выше 40%) рентабельностью продаж (до налогообложения) и увеличилась доля убыточных предприятий (до 15,9% и 18,1%, соответственно). Добывающая отрасль по сравнению с другими отраслями по-прежнему остается наиболее привлекательной для осуществления инвестиций: рентабельность продаж в течение 2008 года находилась в пределах 60,6-73,3%.
Процентные ставки по кредитам, полученным в иностранной валюте, после некоторого снижения в 3 квартале 2008 года, к концу года выросли до 14,2%. В 3 и 4 кварталах 2008 года незначительно снизились процентные ставки по кредитам, полученным в тенге (до 16,3% и 16%, соответственно), вследствие чего увеличилась доля предприятий, получивших кредит (с 25,3% во 2 квартале до 26,4% и 26,9% в 3 и 4 кварталах, соответственно). При этом наибольший рост наблюдался в промышленности, строительстве и торговле.
В течение 2008 года подавляющее большинство предприятий не испытывало негативного влияния изменения курса тенге по отношению к доллару США, евро и российскому рублю. Лишь в 4 квартале наблюдалось некоторое увеличение доли предприятий, испытавших негативное влияние курса тенге к евро и доллару США. В то же время, увеличилось число предприятий, на хозяйственную деятельность которых позитивно повлияло изменение курса тенге по отношению к российскому рублю (до 8,8%).
C 1 января 2008 года была снижена ставка налога на добавленную стоимость на 1%, таким образом, ставка НДС составила 13%. Данное изменение было принято в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан от 1 марта 2006 года, когда на законодательном уровне было предусмотрено поэтапное снижение ставки налога на добавленную стоимость: в 2006 году ставка НДС составляла 15%, в 2007 – 14%, в 2008 – 13%, а в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV, вступившем в силу с января 2009 года, ставка НДС составляет 12%.
В мае 2008 года в Казахстане была введена пошлина на экспорт нефти и нефтепродуктов, расчет которой был основан на мировых ценах на нефть. Пошлина распространялась на всех экспортеров нефти, за исключением тех, в контрактах которых предусмотрены положения о стабильности таможенного режима.
По итогам 2008 года доходы государственного бюджета увеличились на 39,7% по сравнению с 2007 годом и достигли 4034,4 млрд. тенге или 25,4% к ВВП (в 2007 году – 22,5% к ВВП). Исполнение плана поступлений доходов составило 99,6%. По оценке, без учета экспортной пошлины, исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд. тенге, а темп прироста к 2007 году – лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая 2008 года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть позволило пополнить бюджет на 310,3 млрд. тенге.
Налоговые поступления в структуре доходов увеличились на 19,7% до 17,7% к ВВП (в 2007 году – 18,5% к ВВП). Наибольший прирост поступлений отмечен по налогу на международную торговлю и внешние операции – в 2,8 раза, что связано с введением экспортной таможенной пошлины.
Поступления по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам увеличились на 21,4% и 21,0%, соответственно. Поступления по налогу на добавленную стоимость выросли на 1,9%, по социальному налогу снизились на 15,1%, по акцизам поступления также уменьшились на 3,8%, что было связано, как со снижением ставок по данным налогам, так и с общим замедлением потребительских доходов и, соответственно, спроса.
Неналоговые поступления в 2008 году уменьшились на 52,7% и по отношению к ВВП вернулись к уровню 2006 года – 0,54%. Это связано со снижением поступлений дивидендов на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности (55,5%), доходов от государственной собственности (25,1%), а также вознаграждения (интересов) за размещение бюджетных средств на банковских счетах (34,8%). В то же время объем неналоговых поступлений превысил запланированный на 2008 год уровень на 30%.
Объем трансфертов из Национального фонда за 2008 год составил 1072,4 млрд. тенге, в том числе гарантированный трансферт – 461,4 млрд. тенге, целевой трансферт – 607,5 млрд. тенге, не перечисленная за 2006 год сумма трансферта – 3,5 млрд. тенге.
Поступления по статье «погашение бюджетных кредитов» за 2008 год по сравнению с 2007 годом снизились на 38%.
Поступления от продажи капитала снизились на 38,6% до 0,4% к ВВП в 2008 году (в 2007 году – 0,7% к ВВП), за счет значительного сокращения поступлений от продажи земли и нематериальных активов на 61,3%.
Затраты государственного бюджета в 2008 году были произведены на сумму 3 394,1 млрд. тенге или 21,3% к ВВП (в 2007 году – 21,0% к ВВП). При этом годовой план финансирования по затратам на 2008 год исполнен на 98,8%.
В наибольшей степени увеличились затраты по статьям «промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность», составив в общем объеме затрат 1,2%, «сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особоохраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения» (доля в объеме затрат 5,0%), «обслуживание долга» (доля в объеме затрат 2,8%), «государственные услуги общего характера» (доля в объеме затрат 6,6%). Среди расходов на социальную сферу финансирование образования составило 16,9%, здравоохранения – 10,7%, социального обеспечения и социальной помощи — 18,3%.
В 2008 году выдаваемые бюджетные кредиты увеличились в 2,9 раза, в то время как поступления в счет погашения по ранее выданным кредитам существенно снизились – на 38,1%. Объем чистого бюджетного кредитования вырос в 5,2 раза до 0,27% к ВВП.
Расходы государственного бюджета на приобретение финансовых активов выросли в 2,2 раза, а поступления от их продажи сократились на 50,6%. В результате сальдо по данным операциям увеличилось в 2,2 раза до 5,9% к ВВП.
В 2008 году государственный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 333,2 млрд. тенге (2,1% к ВВП), в 2007 году дефицит составил 215,3 млрд. тенге (см. рисунок 5).
Доходы республиканского бюджета в 2008 году составили 3 317,6 млрд. тенге или на 49,3% больше, чем в 2007 году.
Рисунок 5 – Исполнение государственного бюджета, 2001-2008 гг.
Налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились на 27,3%, поступления от продажи основного капитала – на 4,2%. Неналоговые поступления уменьшились на 57,3% по сравнению с 2007 годом, поступления официальных трансфертов – в 2,8 раза.
Рост затрат республиканского бюджета, которые достигли 2703,6 млрд. тенге, составил 30,7% по сравнению с 2007 годом, при этом значительное увеличение наблюдается по статьям «официальные трансферты» (132,9%), «сельское, водное, лесное рыбное хозяйство и охрана окружающей среды» (71,1%), а также «обслуживание долга» (71,1%).
Объем чистого бюджетного кредитования республиканского бюджета в 2008 году вырос в 14 раз – с (-3) млрд. тенге до 42,1 млрд. тенге за счет роста объема бюджетных кредитов на 41%, и снижения объема поступлений по погашению бюджетных кредитов на 68,7%. Сальдо по операциям с финансовыми активами увеличилось по сравнению с 2007 годом в 2,4 раза.
В результате республиканский бюджет исполнен с дефицитом, размер которого составил 327,5 млрд. тенге (в 2007 году дефицит составил 212,5 млрд. тенге).
Местные бюджеты в 2008 году были исполнены с дефицитом в 12,8 млрд. тенге (в 2007 году – профицит в 9,1 млрд. тенге), который сложился исходя из увеличения доходов на 20%, при этом затраты увеличились на 22,5%, сальдо по операциям с финансовыми активами снизилось на 23,6%, чистое бюджетное кредитование – в 10 раз.
Правительственный внутренний долг на конец 2008 года составил 820,2 млрд. тенге (5,2% к ВВП), увеличившись за год на 60,3% (см. рисунок 6).
Рост внутреннего долга был обеспечен, главным образом, увеличением краткосрочных казначейских обязательств Министерства финансов, задолженность по которым выросла в 3,2 раза, а их доля в объеме долга на конец 2008 года составила 21,7% (в 2007 году – 10,9%). Задолженность по долгосрочным сберегательным казначейским обязательствам увеличилась на 60%, по долгосрочным казначейским облигациям – на 67%.
Рисунок 6 – Долг Правительства Республики Казахстан, 2001-2008 гг.
Объем внешнего долга Правительства в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 13,1% до 1,6 млрд. долл. Гарантированный государством внешний долг сократился на 6%.
3.2 Платежный баланс и внешний долг
Мировые цены на основные товары казахстанского экспорта, объемы иностранного финансирования инфраструктурных проектов и обслуживание имеющегося внешнего долга остаются определяющими факторами для платежного баланса Казахстана.
Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса за 2008 год составило 7,0 млрд. долл. (по итогам 2007 года – дефицит 8,2 млрд. долл.).
Экспорт товаров по классификации платежного баланса (с учетом поправок к данным таможенной статистики) составил 72 млрд. долл. и вырос по сравнению с 2007 годом на 49%. Официальный экспорт (по данным таможенной статистики) составил около 71,2 млрд. долл., в том числе 43,5 млрд. долл. приходится на экспорт нефти и газового конденсата (удельный вес в официальном экспорте 61%). При сокращении физических объемов стоимость экспорта черных металлов за счет ценового фактора увеличилась на 67%, экспорт цветных металлов вырос на 3%.
Импорт товаров составил 38,5 млрд. долл., что на 15,6% больше, чем в 2007 году. В 2008 году отмечается снижение темпов роста товарного импорта (импорт товаров за 2007 год вырос в сопоставлении с 2006 годом на 38%). Официальный импорт составил 37,9 млрд. долл., из которого 80% приходится на товары промежуточного промышленного потребления и инвестиционные товары. По основной номенклатуре снижение импорта отмечено только по группе непродовольственных потребительских товаров, ввоз которых уменьшился на 19%. Наибольший прирост импорта наблюдается по группе продовольственных товаров – на 33% по сравнению с 2007 годом. Стоимость импорта товаров промежуточного промышленного потребления выросла на 30%, инвестиционного импорта – на 13%.
Несмотря на падение мировых цен на энергоносители в 4 квартале 2008 года, в целом за 2008 год чистый экспорт товаров увеличился в 2,2 раза по сравнению с показателем 2007 года до 33,5 млрд. долл., полностью компенсировав нетто-отток ресурсов по другим составляющим счета текущих операций.
Сокращение на 5,4% импорта международных услуг преимущественно связано с завершением строительства завода второго поколения на Тенгизском месторождении. В результате дефицит баланса международных услуг сократился на 18%.
Сложившийся дефицит баланса доходов в 18,9 млрд. долл. связан, прежде всего, с ростом выплат доходов прямым иностранным инвесторам (16,6 млрд. долл.) и вознаграждения по внешним долговым обязательствам банковского сектора (свыше 3 млрд. долл.).
По операциям финансового счета нетто-приток финансовых ресурсов за 2008 год составил 1,3 млрд. долл. в сравнении с нетто-притоком ресурсов в 8,4 млрд. долл. в 2007 году.
В 2008 году рост иностранных активов банковской системы в виде предоставленного нерезидентам долгового капитала составил 1,6 млрд. долл. Снижение внешних долговых обязательств банков составило 6,5 млрд. долл., в том числе по портфельным инвестициям на 0,6 млрд. долл., по другим долгосрочным обязательствам на 2,9 млрд. долл. и по краткосрочным – на 3,0 млрд. долл.
Чистое поступление иностранных прямых инвестиций в Казахстан составило более 14,5 млрд. долл. При продолжающемся росте объемов инвестиций казахстанских резидентов в дочерние зарубежные предприятия положительный баланс по операциям прямого инвестирования составил 10,7 млрд. долл. Нетто-отток ресурсов по прямым инвестициям за рубеж превысил 3,8 млрд. долл.
Нетто-отток капитала по операциям с портфельными инвестициями составил 9,5 млрд. долл. Этот показатель включает рост активов Национального фонда на 6,4 млрд. долл., снижение иностранных портфельных активов банковского сектора на 0,3 млрд. долл. и рост зарубежных активов частного небанковского сектора на 1,1 млрд. долл.
Значительные экспортные доходы и объемы финансирования реального сектора обусловили превышение предложения иностранной валюты над ее спросом – положительное сальдо по операциям платежного баланса (см. Приложение Б) составило за 2008 год 2,2 млрд. долл.
Валовой внешний долг Республики Казахстан на конец 2008 года оценивался в 107,8 млрд. долл. (96,9 млрд. долл. на конец 2007 года), составляя 81,5% по отношению к ВВП. Доля краткосрочного долга (обязательства с первоначальным сроком погашения до 1 года) в структуре долговых обязательств резидентов Казахстана составила 9,9% в сравнении с 12,3% в 2007 году.
На долю государственного внешнего долга, включающего обязательства Правительства и Национального Банка, приходится менее 2% от общего объема валового внешнего долга – 1,7 млрд. долл.
Со второй половины 2007 года из-за резкого сокращения притока финансирования и существенных платежей по погашению внешних обязательств банковского сектора уровень долга банковского сектора до середины 2008 года оставался практически неизменным. Со второй половины 2008 года внешние обязательства банковского сектора республики показывают снижение и на конец 2008 года оценивались в 39,2 млрд. долл. или 36,4% от объема валового внешнего долга (46 млрд. долл. или 47,5% соответственно конец 2007 года). В структуре долга банковского сектора преобладают долгосрочные обязательства (обязательства с первоначальным сроком погашения более 1 года) – их удельный вес в структуре долговых обязательств банков составлял 92% на конец 2008 года (86,6% на конец 2007 года).
Внешний долг частного небанковского сектора составил на конец 2008 года 67 млрд. долл., увеличившись за год на 17,5 млрд. долл. Более половины этого долга приходится на обязательства, связанные с операциями прямого инвестирования – межфирменную задолженность. По состоянию на конец 2008 года объем межфирменной задолженности перед нерезидентами оценивался в 36,9 млрд. долл. или 34,2% от объема валового внешнего долга (30,1 млрд. долл. или 31,0% в конце 2007 года). Внешние обязательства перед неаффилиированными кредиторами увеличились с начала 2008 года на 10,7 млрд. долл. и на конец 2008 года составили 30 млрд. долл. или 27,9% объема валового внешнего долга, при этом почти четверть этой суммы приходилось на краткосрочные обязательства, в основном связанные с торговыми кредитами.
В 2008 году произошло улучшение относительных параметров внешнего долга, традиционно рассматриваемых в качестве индикаторов платежеспособности страны в средне- и долгосрочной перспективе. В частности, отношение ВВД к ВВП, которое в последние годы было достаточно высоким, на конец 2008 года составило 81,5% по сравнению с 92,1% годом ранее. Увеличение темпов роста экспорта товаров и услуг (ЭТУ) обусловило некоторое улучшение ВВД к ЭТУ — 141,2% (186,7% на конец 2007 года) и платежей по погашению и обслуживанию валового внешнего долга к ЭТУ – 40,8% (48,3% в 2007 году).
продолжение
--PAGE_BREAK--3.3 Выводы об обеспечение финансовой стабильности в Казахстане на основе данных Платежного баланса РК за 2008 год
Динамика экономического роста страны в 2008 году формировалась под влиянием замедления мирового экономического роста; высокой волатильности цен на основные позиции казахстанского экспорта; ужесточения кредитных условий для всех типов заемщиков в условиях значительных убытков и банкротств финансовых институтов; постепенного снижения инвестиций и деловой активности. При этом, с одной стороны, сохранение высоких цен на мировых товарных рынках до 3 квартала 2008 года способствовало существенному улучшению баланса потоков капитала и сохранению темпом экономического роста в стране. С другой стороны, ограниченная ликвидность на международных финансовых рынках, а также повышение стоимости заимствования предопределили снижение возможностей казахстанских банков по рефинансированию существующих внешних обязательств. На фоне существенной коррекции мировых цен на сырьевые товары переоценка рисков инвесторами в отношении развивающихся стран привела к массовому изъятию капитала, инвестированного в ценные бумаги данных эмитентов, что отразилось на оценках риска дефолта и ценовых параметрах ценных бумаг казахстанских эмитентов.
В этих условиях, по мнению казахстанских аналитиков, следующие факторы являлись определяющими для финансовой стабильности Казахстана в 2008 году:
− ухудшение качества кредитного портфеля на фоне проблем более широкого круга корпоративных заемщиков, представляющих различные отрасли экономики;
− дальнейшая коррекция на рынке недвижимости и нагрузка на финансовую позицию населения со стороны обслуживания накопленного долга, а также более высоких инфляционных расходов;
− более жесткие требования к уровню доходности и капитализации банков в условиях сокращения ликвидности, ужесточения кредитной политики и необходимости формирования адекватных резервов для покрытия кредитных рисков;
− сдерживающий эффект сокращения кредитной активности банков на динамику экономического роста.
В условиях снижения вклада традиционных факторов экономического роста, компенсация сокращения частных инвестиций и потребления становится основной задачей стимулирующей политики государственных расходов в 2008 году.
На фоне благоприятной ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков в течение 9 месяцев 2008 года высокая ликвидность корпоративных клиентов в иностранной валюте и сохранение возможностей по рефинансированию внешних обязательств отдельными банками (в среднем банки смогли рефинансировать порядка 20% обязательств по погашению внешнего долга в 2008 году на внешних финансовых рынках) позволяли банкам поддерживать свою валютную ликвидность и реализовать излишки иностранной валюты на бирже. В этих условиях ликвидность валютного рынка оставалась достаточно высокой, а отдельные крупные сделки спекулятивного характера не могли оказывать существенное влияние на поведение рынка. Это в свою очередь, позволяло Национальному Банку минимизировать затраты на ограничение волатильности курса тенге, постепенно компенсируя потери предыдущего года за счет увеличения золотовалютных резервов. Высокая валютная ликвидность клиентов и предложение ими иностранной валюты, также позволили снять нагрузку выплат по внешним обязательствам банков на ставки денежного рынка в иностранной валюте. Данная ситуация, а также операции Национального Банка, в целом стабилизировали общий уровень ликвидности на финансовом рынке.
Вместе с тем, степень достаточности международных резервов страны в условиях существенного улучшения платежного баланса страны не была оценена в полной мере под воздействием неблагоприятных внешних факторов. В условиях дальнейшего замедления мировой экономики, рецессии крупных экономических держав и неустойчивости мировых финансовых институтов неблагоприятная конъюнктура не только финансовых, но и товарных рынков может привести к обострению рисков дальнейшего замедления экономического роста в Казахстане и дефициту финансирования платежного баланса, что увеличит потенциальную нагрузку на международные резервы страны.
Ухудшение экономической конъюнктуры привело к тому, что кредитный рынок стал характеризоваться отсутствием платежеспособного спроса со стороны населения и превалирующей потребностью со стороны заемщиков в пополнении оборотного капитала нефинансовых организаций. В этих условиях наблюдалось снижение желания большинства банков осуществлять активную кредитную деятельность вследствие дефицита фондирования и ухудшения качества ссудного портфеля. Уровень неработающих займов на конец 2008 года (сомнительные займы 5 категории и безнадежные за минусом однородных кредитов с учетом сформированных провизий по ним) вырос до 8% от кредитного портфеля банков. При этом кредитная политика банков в 2008 году продолжала ужесточаться, что свидетельствует о желании банков ограничить приток ненадежных клиентов с целью предотвращения нарастания кредитного риска.
Вследствие ужесточения стандартов кредитования заметно снизились объемы кредитования в секторах недвижимости и строительства, а также кредитования субъектов малого предпринимательства, оказывавших значительное влияние на экономический рост страны в последние годы.
В ответ на ухудшение качества портфеля банки поставили перед собой задачу, которая заключается в более тесной работе с проблемными заемщиками по предотвращению их дефолта. Помимо стандартных банковских процедур возрастающее число банков стало использовать ежемесячный мониторинг финансового состояния своих клиентов (проверка наличия товарно-материальных запасов, уровня продаж, применение финансовых коэффициентов), улучшение систем рейтинга заемщиков, использование финансовых и нефинансовых ковенант в отношении клиентов в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, стресс-тестирование дефолта заемщиков.
Кроме этого, механизм отмены штрафов по просроченным займам, пересмотр отраслевых лимитов и финансовый консалтинг проблемных заемщиков с целью поддержания приемлемого уровня обслуживания займов находили более широкое применение.
В числе основных мер по улучшению качества ссудного портфеля банки выделили следующие:
− вынужденная реструктуризация текущей задолженности заемщиков;
− полный отказ от кредитования непрозрачных субъектов бизнеса;
− тщательный анализ и мониторинг финансового состояния клиентов;
− регламентация жестких правил и процедур по работе с проблемными заемщиками;
− приостановление кредитования рискованных отраслей экономики.
Ухудшение качества кредитного портфеля также повлекло за собой увеличение резервирования, что способствовало снижению показателей доходности. При этом, несмотря на рост объема сформированных провизий, реальная их адекватность в 2008 году не была протестирована, поскольку банки, как было уже отмечено, активно проводили политику по реструктуризации кредитов. В этих условиях, сокращение доли процентных доходов и увеличение непроцентных расходов не позволило банкам реализовать потенциал поддержания доходности за счет увеличения процентного спрэда.
Коэффициенты ликвидности банковской системы складывались на адекватном ситуации уровне при наличии тренда к снижению. В целом, доля ликвидных активов в совокупных активах банковской системы отмечается постоянством в условиях незначительного роста банковских активов. Коэффициенты валютной ликвидности выполнялись банками с избытком, что говорит об адекватном восприятии ими потенциальных рисков.
Вместе с тем, несмотря на контролируемый прямой валютный риск банковской системы, короткая позиция в иностранной валюте заемщиков банков несет существенный косвенный валютный риск (кредитный риск) в зависимости от колебаний обменного курса тенге.
В частности в силу превышения финансовых обязательств в иностранной валюте над финансовыми активами отрицательная валютная позиция крупных и средних предприятий составляла порядка 30% собственного капитала и 40% поступлений от операционной деятельности в иностранной валюте, что определяет потенциал роста кредитных рисков банковской системы в случае повышения волатильности обменного курса национальной валюты.
Наиболее уязвимы к изменениям обменного курса тенге предприятия сферы строительства, торговли, услуг, оказываемых на внутреннем рынке. Также отрицательная валютная позиция населения составляет порядка 4,5% к располагаемому доходу населения.
Снижение доходов населения в реальном выражении и объемов кредитования со стороны банков формирует давление факторов спроса на дальнейшее снижение цен на недвижимость. Так, в период с декабря 2007 по декабрь 2008 года падение цен на жильё по данным Агентства по статистике в среднем по Казахстану составило 11%, в Астане – 18%, в Алматы – 23%. При этом оценка равновесного уровня с учетом доступности жилья, исходя из доходов населения, показывает, что в целом по Казахстану, включая город Астана, уровень цен близок к равновесному. В Алматы же возможна некоторая дальнейшая коррекция в условиях негибкости поведения всех участников рынка, которые определяют ситуацию в сегменте недвижимости, а также неопределенности и отсутствия четких ценовых ориентиров. Оживление рынка возможно в случае, если кем-либо из «сильных игроков» будет задан соответствующий ценовой ориентир, способный простимулировать реализацию отложенных спроса и предложения. Одним из факторов, который может способствовать оживлению рынка недвижимости, является выделение финансовых ресурсов для оживления строительного сектора, ипотечного кредитования и рынка недвижимости в рамках реализации Плана совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 – 2010 годы.
В целом, для стабилизации экономической ситуации предполагается использовать средства Национального фонда в объеме 10 млрд. долл. План включает в себя 5 направлений реализации:
1) стабилизация финансового сектора – 4 млрд. долл. (480 млрд. тенге);
2) развитие жилищного сектора – 3 млрд. долл. (360 млрд. тенге);
3) поддержка малого и среднего бизнеса – 1 млрд. долл. (120 млрд. тенге);
4) развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд. долл. (120 млрд. тенге);
5) реализация инфраструктурных и прорывных проектов – 1 млрд. долл. (120 млрд. тенге).
В целом, в условиях отсутствия четких ориентиров глубины коррекции и масштабов издержек особое внимание должно уделяться эффективности использования государственных ресурсов, особенно учитывая сокращение возможностей бюджета и использования «подушки безопасности» в виде Национального фонда.
Итак, анализ платежного баланса показал, что самыми невыгодными с точки зрения оттока ресурсов из страны являются прямые иностранные инвестиции. Общеизвестно, что 95% этих вложений приходятся на сырьевой сектор в широком смысле, включая и горно-металлургические предприятия. С 2001 по 2007 годы сумма доходов прямых иностранных инвесторов превысила объем новых прямых иностранных инвестиций в Казахстан на 28,9 и 28,6 млрд. долларов США соответственно. При этом в прошлом году «заработанные» иностранными сырьевиками за счет казахстанских недр доходы составили 10,3 млрд. долларов США. Эти цифры – макроэкономическое подтверждение того, о чем уже многие годы говорит демократическая оппозиция и отдельные независимые экономисты. Поэтому вопрос о кардинальном пересмотре контрактов актуален как никогда.
Все более тяжелым бременем для казахстанской экономики становится импорт строительных услуг (он вырос с 3,2 млрд. долларов США в 2006 году до 4,3 млрд. в прошлом году) и выплаты заработной платы работающим в нашей стране иностранцам (рост с 2,1 млрд. долларов США до 3,1 млрд. в нынешнем году). Учитывая огромную скрытую безработицу, особенно в сельской местности, обе эти тенденции являются крайне негативными, и правительство должно наконец принять конкретные меры по замещению иностранной рабочей силы отечественной.
Что касается внешнего долга, то, начиная со второй половины 2007 года, его рост почти полностью произошел за счет небанковского сектора. Если у банков прирост задолженности перед нерезидентами составил микроскопические 40 миллионов долларов США, то у остальных секторов внешний долг увеличился за последние полгода с 41,9 млрд. долларов США до 48,8. При продолжающихся горячих обсуждениях проблемы внешнего долга страны этот тренд заслуживает особого внимания. Интересно, что казахстанские частные банки являются основными «зарабатывателями» доходов за рубежом. При том, что на конец года их кредиты нерезидентам составили 11,8 млрд. долларов США, полученные доходы (проценты) на них за 2007 год составили 1,7 млрд. долларов США. Для сравнения, Национальный банк на конец прошлого года обладал иностранными активами в 3 с лишним раза большего размера, но зарабатывал на них всего 1,5 млрд. долларов США.
Заключение
Изучение данной проблемы привело к следующим выводам.
Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство. Совокупность всех сделок, совершенных страной с остальным миром за определенный период времени, образует баланс внешнеэкономических, или международных, операций страны.
Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы,
Все операции, объединенные в указанный баланс, имеют, наряду с их международным характером, еще одно общее свойство – в результате их осуществления возникают денежные требования и обязательства страны по отношению к загранице. В платежном балансе учитываются такие операции, как экспорт и импорт товаров и услуг, доходы, трансферты, прямые инвестиции и участие в уставном капитале, займы и кредиты, резервные активы. При этом платежный баланс охватывает только те операции, которые совершаются между резидентами и нерезидентами страны,
Платежный баланс является объектом государственного регулирования. Платежный баланс Республики Казахстан, как и любой сводный статистический отчет, формируется на основе первичной государственной статистической отчетности предприятий, банков, министерств и ведомств. В 1999 году по рекомендации Международного Валютного Фонда функции по статистическому обследованию предприятий по операциям Платежного Баланса Республики Казахстан Национальный Банк принял на себя. Он несет полную ответственность за формирование платежного баланса страны. Ежеквартально Платежный баланс Национальным Банком представляется на рассмотрение Президенту и Правительству, а также международным финансовым организациям.
Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан использует платежный баланс для оценки текущей экономической ситуации в стране и разработки мер экономической политики, в том числе в области денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политик, политики обменного курса национальной валюты. Международные экономические организации – для оценки суверенного кредитного рейтинга страны.
Состояние платежного баланса служит одним из основных критериев, по которым иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране, ее платежеспособность и позицию в мировой экономике,
Полнота, достоверность и качество платежного баланса напрямую зависят от полноты, достоверности и качества той информации, которую представляют в соответствии с законодательством в Национальный Банк респонденты.
Список использованной литературы
1 Закон РК от 30 марта 1995г. №2155 «О Национальном Банке»
2 Закон РК «О государственной статистике»
3 Постановление Правительства РК от 29 января 1999 №71 «О разработке платежного баланса Республики Казахстан»
4 Годовой отчет Национального Банка Республики Казахстан за 2008 год. Алматы, 2009
5 Алымов Ю. Развитие сферы услуг как фактор улучшения платежного баланса. // Банковский вестник. – 2008. – № 5. – С. 7-14
6 Булатов А.С. Экономика. Платежный баланс. М., 2008
7 Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности. Алматы, 1999
8 Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно–кредитная политика. М., 2007
9 Ораз Жандосов: О чем говорит платежный баланс. // Свобода слова. – 2008 г. – 3 апреля (интернет-ресурс: akzhol-party.info/)
10 Оспанов Ж. Состояние платежного баланса Казахстана будет лучше, чем прогнозировалось в начале года (интервью с Председателем Нацбанка Г.Марченко). (интернет-ресурс: www.investfunds.kz/)
11 Специальный стандарт распространения данных. Метаданные: Платежный баланс. (интернет-ресурс: 213.211.77.60/cont/publish584018 _2646.pdf)
12 Теория международных отношений / под ред. проф. П.А.Цыганкова. М., 2003
13 Финансы, деньги, кредит: уч./ Под ред. Д.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2001
14 Шамрай И.Н., Смагулова Р.И. и др. Деньги, кредит, банки. Павлодар, 2004
15 Шишов А.Л. Макроэкономика. М., 2002
Приложение А
Общая структура платежного баланса
продолжение
--PAGE_BREAK--