Реферат по предмету "История"


Период "третьей республики" в Турции

Реферат: Период «третьей республики» в Турции

XXвек стал для Турции эпохой колоссальных перемен во всех сферах общественногобытия. Из отсталой страны с доминирующим феодальным укладом в начале столетияТурция превратилась в динамично развивающееся государство, своеобразный мостмежду Азией и Европой. Путь, пройденный этой ближневосточной страной,заслуживает самого пристального внимания исследователей разного профиля. Каждыйиз них обратит внимание не только на яркие особенности и своеобразие турецкогосоциума, но и на закономерности процессов модернизации восточных обществ впрошлом веке.
Интереск трансформации политических режимов в Турции обусловлен в значительной меретем, что комплексного рассмотрения этого процесса как в отечественной, так итурецкой историографии не осуществлялось. В трудах историков, политологов июристов затрагивались вопросы функционирования политических режимов Турции в теили иные периоды истории XX в. Поэтому постановка вопроса в таком ракурсепредставляется вполне оправданной.
Понятие«политический режим», производное от латинскогоregimen – управление,обозначает совокупность способов и средств осуществления власти. При этом вданное понятие включают также представления о специфике политических отношений,формах идеологии, типе политической культуры общества. На уровне публицистикитермин употребляется в оценочно-негативном смысле как для персонифицированныхоценок (режим А.Пиночета и др.), так и с указанием элит (режим номенклатуры). Сточки зрения способов и средств осуществления власти выделяют тоталитарные,авторитарные и демократические режимы. По формам правления характеризуютпарламентские, президентские, монархические, аристократические, республиканскиеполитические режимы. Кроме вышеприведенных толкований в современномсоциогуманитарном значении существует отождествление понятий «политическийрежим» и «политическая система». В рассмотрении нашего вопросапоследняя трактовка представляется самой оправданной.
В XXвек некогда могущественная Османская империя вступила как абсолютистскоегосударство. В стране был установлен режим диктатуры султана Абдул-Хамида II,получивший название «зулюм» (тирания, деспотия)2. В 70-егоды XIX в Абдул-Хамид II задавил движение «новых османов» и отменилдействие первой в истории стран Азии и Африки Конституции 1876 г.,устанавливающей в стране конституционно-монархический строй по британскомуобразцу.
РежимАбдул-Хамида II прибегал к многочисленным арестам, ссылкам и тайным убийствамполитических противников. Пресекались любые проявления свободомыслия. Все сферыжизни общества ставились под контроль государства. Политический сыск насаждал встране взаимную подозрительность и покорность властям. Опорой режима былинаиболее консервативные слои османского общества – крупные феодалы, вождиплемен, высшее мусульманское духовенство, бюрократия. Идеологической основойрежима стала доктрина панисламизма, которая давала возможность развиватьнациональную и религиозную вражду. Кроме того, правительство Абдул-Хамида IIдопустило такое экономическое проникновение западных стран в империю, котороепревратило ее в полуколониальный придаток экономик европейских стран.
Такоеположение объективно способствовало возникновению общественного протеста.Наиболее значимым проявлением такого процесса стало Младотурецкое движениеконца XIX – начала XX в. Охватив значительные круги военной и гражданскойинтеллигенции, движение все более активно воздействовало на ситуацию в стране.За неполных два десятилетия своей деятельности оно смогло довести дело дореволюционной ситуации.
В1905–1907 гг. прошла первая русская революция. В это же время началось такназываемое «пробуждение Азии»5. В Персии в 1905–1911 гг.прошла буржуазно-демократическая революция. В Британской Индии в 1905–1908 гг.был мощный подъем антиколониального движения. В Китае в 1911–1913 гг. прошлаантимонархическая Синьхайская революция. В ряду стран, не миновавшихреволюционного взрыва, оказалась и Османская империя.
Виюле 1908 г. восстание военных гарнизонов в европейских владениях султана былоподдержано в большей части страны. Султан вынужден был созвать парламент ивосстановить конституцию 1876 г. После нескольких месяцев двоевластия и попыткиконтрреволюционного мятежа в апреле 1909 г. в стране установилась властьМладотурецкой партии «Единение и прогресс».
Находясьу власти, младотурки пытались обеспечить благоприятные условия для развитиякапитализма в стране. Они сосредоточились на реформах государственногоаппарата, армии, просвещения. Ряд принятых актов носил позитивный характер.Однако простое заимствование европейских институтов и норм не могло датьожидаемых результатов. Не решили младотурки и аграрного вопроса. Сохранялосьпомещичье землевладение и тяжелейшее положение сельского населения. Не захотелимладотурки решать и национальный вопрос, взяв на вооружение доктрину тюркизма6.
Придяк власти под лозунгами «свободы, равенства», младотурки вплоть до1918 г. сохраняли диктаторский режим. Они грубо попирали правопорядок изаконность, сводили счеты с политическими оппонентами самыми жестокимиспособами, стали душителями национально-освободительной борьбы арабов, армян,албанцев. Политический режим младотурок по степени жестокости даже превзошелдеспотизм Абдул-Хамида II.При этом формально Османская империя оставалась в это времяконституционно-монархическим государством.
Пойдяна союз с Германией, Турция оказалась к 1918 г. в числе стран, потерпевшихпоражение в Первой мировой войне. В ноябре 1918 г. началась оккупация странамиАнтанты и ее союзниками турецких владений. Турции грозила полная потерягосударственности.
Вэтих условиях свое веское слово сказал сам турецкий народ. С 1919 по 1923 гг.под руководством генерала Мустафы Кемаля на всей территории Анатолийскогополуострова развернулось национально-освободительное движение. Оно не толькодобилось изгнания интервентов. Оно также привело к созданию новой,республиканской государственности.
29октября 1923 г. Великое национальное собрание провозгласило Турцию республикой.Первым ее президентом был избран Мустафа Кемаль. 30 октября 1923 г. назначенныйпремьер-министром Исмет-паша продекларировал программу первого республиканскогоправительства. Он заявил, что внутри страны правительство будет проводить мерыпо обеспечению спокойствия и безопасности, а также прогресса и развития. Вовнешней политике предполагалось уделять внимание защите и целостности Турецкойреспублики, а также установлению и развитию дружеских отношений с различнымигосударствами.
Черезнекоторое время новый парламент издал серию законов, изменивших политическийстрой и общественные отношения в стране. Был ликвидирован халифат, и из странывысланы все члены османской династии с лишением турецкого гражданства иконфискацией имущества. Упразднялось министерство по делам шариата. Все школы,в том числе религиозные, были подчинены министерству национального просвещения,Административная реформа ввела новые административно-территориальные единицы,подчиненные центральной власти. Наконец, 20 апреля 1924 г. была принятаКонституция, которая подтвердила безусловность суверенитета нации инеприкосновенность республиканской реформы правления8. В дальнейшемна протяжении 20–30-х годов М.Кемаль и его сторонники провели целую сериюреформ, позволивших стране выйти из состояния отсталости и начать динамичноеразвитие.
Однакореспубликанский режим М.Кемаля также нельзя назвать демократичным. Преобразования,пусть даже крайне прогрессивные, проводились в жизнь жесткими авторитарнымиметодами. Хотя дважды, в 1925 г. и в 1931 г., М.Кемаль делал попытки создатьдвухпартийную систему власти, обе попытки провалились. Слишком велик был рискне только потери личной власти, но и прекращения реформ, в которых нуждаласьстрана.
Периодс 1923 по 1945 гг. может быть охарактеризован как время однопартийногореспубликанского режима. Те, кто не входил в правящую Народно-республиканскуюпартию (НРП), не могли вообще участвовать в политическом процессе.Альтернативные точки зрения могли генерироваться только среди ближайшихсподвижников М.Кемаля, принявшего в 1934 г. фамилию Ататюрк (отец турок).
Демонтажоднопартийной политической системы был начат в 1945 г. Во многом это былорезультатом давления извне США и стран Западной Европы, союзников Турции в ходеВторой мировой войны, которые настаивали на введении многопартийности.Наметились серьезные разногласия внутри правящей партии. Исмет Иненю, ставшийпрезидентом Турецкой Республики в 1938 г. после смерти М.К.Ататюрка, вынужденбыл согласиться на создание оппозиционных партий.
Втечение трех лет возникло почти два десятка политических партий самой разнойориентации. В 1946 г. были проведены первые парламентские выборы на альтернативнойоснове. Оппозиционная демократическая партия (ДП) получила 61 место, анезависимые кандидаты – 7. Правящая НРП победила, получив 396 мандатов. Но этобыл ее последний столь впечатляющий результат.
Переходк многопартийному режиму был осуществлен в рамках Конституции 1924 г., котораяпредусматривала в неявной форме и действие в рамках многопартийности, иосуществление в будущем разделения властей на три ветви – законодательную,исполнительную и судебную. В течение 1945–1960 гг. определенные попытки вреализации указанных тенденций осуществлялись. Однако и правившая единолично до1950 г. НРП, и сменившая ее у власти Демократическая партия скатывались кавторитарным, жестко силовым методам достижения политических целей9.Правившая в Турции с 1950 по 1960 г. демократическая партия, отказавшись отполитики этатизма, ввергла страну в жесточайший кризис. Он был разрешен первымв истории республики военным переворотом в мае 1960 г. Принятая в 1961 г. новаяКонституция стала самой демократической. Это была «вторая республика»,которая просуществовала 20 лет. Кроме периода 1971–1972 гг., когда военныевновь вмешались в политический процесс, в целом соблюдалась в это времяконституционная процедура.
Однакопопеременно сменявшие друг друга у власти Партия справедливости и НРП,принявшая социал-демократическую платформу, не смогли разрешить социально –экономические проблемы и обуздать политический экстремизм правого и левоготолка. Армии вновь пришлось вмешаться в политику, осуществив в сентябре 1980 г.новый переворот.
С 12сентября 1980 г. власть в стране перешла к военной верхушке. Был сформированСовет национальной безопасности (СНБ), который распустил парламент иприостановил деятельность политических партий. Военный режим, руководимыйгенералом К.Эвреном, просуществовал три года. За это время был наведен жесткийполицейский порядок, сбита волна терроризма, изолированы экстремисты разныхмастей. Временное правительство отставного контр-адмирала Б.Улусу провело рядэкстренных стабилизационных мероприятий в экономике. Военные инициировалиразработку проекта новой Конституции, которая соответствовала бы современнымреалиям в жизни страны.
Отразработки нового Основного закона были полностью отстранены представителиполитических партий. Бюрократия – военная и гражданская – стала творцом новой, «жесткой»Конституции. Она была вынесена на референдум и принята в ноябре 1982 г. Это былпервый и, пожалуй, самый важный шаг в формировании политической системы «Третьейреспублики».
Терминологиянумерации империй и республик вошла в научный лексикон историков и политологовна базе исторического опыта Франции XVIII – XX вв. «Вторая империя», «Первая,вторая … пятая Республики». Это и обозначение хронологических границ эпох,и характеристика политических режимов. Подобную исследовательскую модель сейчаспытаются проецировать на Россию и другие страны. Базовым признаком здесьвыступает изменение Конституции и всего законодательного фундамента. И в этомсмысле исторический опыт Турции в XX в. дает основания выделить и «ТретьюРеспублику» как новый, особый этап исторического развития и новый типполитической системы и политического режима.
Конституция1982 г. выстроена так, чтобы «резко повысить по сравнению с Конституциями1924 и 1961 годов авторитет государства, осуществить принцип сильногогосударства, усилить исполнительную власть по сравнению с законодательной исудебной. Наследие идеологии кемализма по самым важным позициям также вошло вКонституцию. Основной закон устанавливал, по существу, режим „управляемойдемократии“.
Следующимэтапом в формировании новой партийно-политической системы стали Закон ополитических партиях (апрель 1983 г.) и Закон о выборах депутатов парламента(июнь 1983 г.). По этим актам ужесточались условия организации и деятельностиполитических партий, устанавливался жесткий контроль за функционированиемпартийных аппаратов. Преследовалась цель создать именно несколько крупныхполитических партий, которые могли бы формировать однопартийные правительства.Все это делалось для создания стабильной и жизнеспособной политической системы.
Послепринятия упомянутых законов СНБ дал разрешение на создание новых партий. Занесколько месяцев образовалось 15 партий. Однако на ноябрьские выборы 1983 г.были допущены только три из них: Национал-демократическая пария (НДП),созданная генералитетом, Народническая партия (НП), имевшаясоциал-демократическую ориентацию, а также Партия Отечества (ПО), собравшаядеятелей правоцентристской ориентации.
Итогипарламентских выборов оказались обескураживающими. Набрав 45% голосов, ПартияОтечества Тургута Озала сформировала однопартийный кабинет. Проводя активную ив целом успешную экономическую политику, правительство Т. Озала вынуждено былов вопросах политики оглядываться на позицию генерала К.Эверена, ставшегопрезидентом Турецкой Республики.
В1983–1987 гг. происходило активное формирование партийной системы. Именно в этигоды образовалось около 20 партий, среди которых можно выделить четыре спектраполитических организаций: правоцентристский, левоцентристский, происламский и радикально-националистический.
До1995 г. две правоцентристские партии – „Партия Отечества“ и „Партияверного пути“ либо самостоятельно, либо в коалиции с другими партиямиформировали кабинеты. Парламентские выборы 1995 г. неожиданно принеслинаибольшее количество голосов партии умеренных исламистов „Рефах“.Лидер партии Н.Эрбакан более года занимал пост премьер-министра. Нополитическое давление военных вынудило его подать в отставку, а партия былазапрещена Конституционным судом.
Последовавшееза этим правление прозападных кабинетов М.Йылмаза и Б.Эджевита еще болееусилило в стране влияние исламистов. На состоявшихся в ноябре 2002 г.парламентских выборах наследница „Рефах“ Партия справедливости иразвития одержала безоговорочную победу и сформировала однопартийный кабинет.
Означаетли победа умеренных исламистов начало демонтажа светского демократического,прозападного режима, существовавшего пусть даже под жестким контролем военных?
ТурцияXX в. явила миру редкостный пример политической модернизации. В начале векатурецкая Османская империя была стопроцентно абсолютистским государством. Врезультате Младотурецкого революционного переворота 1908–1909 гг.странапревратилась в конституционно-монархическое государство,просуществовавшее до 1918 г. После нескольких лет героической борьбы турецкогонарода против интервентов – стран Антанты и ее союзников началась с 1923 г.эпоха республиканской государственности. При этом сама республиканскаягосударственность как минимум трижды подвергалась серьезной трансформации, ипоэтому ныне мы имеем дело с так называемой „Третьей Республикой“.
Политическийрежим, существующий ныне в Турции, при всех скептических оговорках следуетоценивать как демократический. Его правовое оформление надлежит признать вполнелегитимным. Функционирование системы также было бесперебойным: все процедуры –выборы парламента, президента, формирование правительства и другихгосударственных органов соблюдались четко. Однако практически все парламентскиевыборы проводились досрочно, чему были весьма веские политические иэкономические резоны.
Специфическиеособенности политического режима, заложенные составителями Конституции, – этосочетание элементов и принципов парламентарной и президентской республик.
Приналичии системы разделения властей имеет место достаточно сложное построениесудебной системы.
Ещеодной специфической чертой политической системы Турции, отмечаемой всемианалитиками, является особая роль армии. Она по-прежнему остаетсянадгосударственной, или лучше сказать, супергосударственной структурой. Однакопосле принятия рядапарламентских актов в 2003 г. обозначились пределывозможностей влияния военных на политические процессы.
Политическаясистема современной Турции абсорбировала самые разные спектры политических сил– от прозападных (право- и леволиберальных) до умеренно-исламистских. При всехпроявлениях элементов политической нестабильности система демонстрируетзавидную устойчивость и выживаемость. Политический истеблишмент регулярнопоказывает способность к маневрированию и даже мимикрии.
Событияпоследних лет могут привести к формированию новой политической элиты.Потерпевшие поражение на выборах 2002 г. партии вынуждены будут пересматриватьи свои программные установки, и свой кадровый и лидерский потенциал.
Парламентскоебольшинство и руководство кабинетом, которые имеют ныне исламистыпремьер-министра Р.Т.Эндогана, не смогут изжить традиции республиканскихполитических режимов XX в. и вернуть страну к исламским устоям периодаОсманской империи. Обратная трансформация политического режима простоневозможна. А исламисты должны будут играть по демократическим правилам, еслиони не хотят глобальной дестабилизации и изоляции страны.
турецкийавторитарный кемаль двухпартийный

Списокисточников и литературы
1. Басенко Н.А.,Доманов В.Г., Запрудский Ю.Г., Кислица С.А., Коновалова Н.Ф., Коротец И.Д.,Поцелуев С.П., Смолина Ю.В., Шпак В.Ю. Политология. Краткий словарь. –Ростов-на-дону: Феникс, 2001, с. 270.
2. Еремеев Д.Е.,Метер М.С. История терции в средние века и новое время: Учеб. пособие. – М.:Изд-во МГУ, 1992, с. 226.
3. Кинросс Лорд.Расцвет и упадок османской империи / Пер. с англ. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999, с.580–581.
4. Гасратян М.А.,Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. – М.: Наука. Глав. редакциявосточ. лит-ры, 1981, с. 140.
5. Пробуждение Азии.1905 год и революции на востоке: Сб. ст./ Под ред. М.С. Годеса. – Л.: ЮГИЗ,1935, с. 228.
6. Алимов А.А.Революция 1908 года в Турции // Пробуждение Азии. 1905 год и революции наВостоке: Сб. ст. /Под ред. М.С. Годеса. – Л.: ОГИЗ, 1935, с. 69–70.
7. Шамсутдинов AM.Национально-освободительная борьба в Турции 1918–1923 гг. – М: Наука, 1966. –С. 310.
8. Миллер А.Ф.Очерки новейшей истории Турции. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1948, с. 149.
9. Новейшая историяТурции/ Отв. ред. A.M.Шамсутдинов. – М.: Наука. Главная редакция восточ.лит-ры, 1968, с. 274–275.
10. Данилов В.И.Политическая борьба в Турции. 50-е – начало 80-х годов XX в. (Политическиепартии и армия). – М.: Наука. Глав. редакция восточ. лит-ры, 1985, с. 144–145.
11. Турция. История исовременность: Сб. ст./ Отв. Ред. В.И. Данилов. – М: Наука. Глав. редакциявосточ. Лит-ры, 1988, с. 264.
12. Данилов В.И.Турция: борьба за создание вестернизированного демократического общества //Эволюция политических систем на Востоке (Иран, Пакистан, Турция: традиции идемократизация). – М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999, с. 203.
13. ТурецкаяРеспублика. Справочник / Отв. ред. Н.Ю.Ульченко, Е.И.Уразова. – М., 2000, с.130./>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.