Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство первобытной эпохи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
 
 
 
 
 
Реферат
Тема:
«Искусствопервобытной эпохи»
 
 

Москва 2009

Содержание
Введение
1.  Искусство эпохи палеолита
2.  Искусство эпохи мезолитаи неолита
3.  Искусство эпохи бронзы
4.  Искусство эпохи железа
Заключение
Литература

Введение
Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. отпоявления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ. Первобытное искусствоохватывает многие тысячелетия: несколько периодов позднего, или верхнего,палеолита (древнего каменного века, 35–10 тыс. лет до н.э.), мезолита (среднегокаменного века, ок. 10–5 тыс. лет до н.э.), неолита (нового каменного века, ок.5–3 тыс. лет до н.э.), эпоху бронзы (3–2 тыс. лет до н.э.) и эпоху железа (1тыс. лет до н.э.). Периоды палеолита названы по местам археологических находок.Эпохи развития человечества в разных местах Земли не совпадают по времени.
Термин «первобытное искусство» никак не означаетупрощенное, невысокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения,созданные на заре человечества, вызывают изумление и восхищение. В этот периодвозникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура,декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основныхподхода к изображению: реализм, следование натуре и условность, та или инаятрансформация натуры ради достижения определенных целей.
О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, вовторой половине XIX в., когда стали находить небольшие скульптуры,отдельные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники (произведения)первобытного искусства были обнаружены в самых разных местах земного шара, ибоуже к концу палеолита вся суша на более или менее пригодных для жизни участкахбыла заселена людьми.
Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений,пригодных в пищу, и охота на крупного зверя – бизона, шерстистого носорога,мамонта, пещерного медведя, дикую лошадь, оленя, кабана. В конце палеолитачеловек уже мог изготавливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шитьодежду с помощью костяных игл.
Совершенствование материальной культуры было последовательным ипостепенным. В этом отношении человек верхнего палеолита с точки зрениясовременности находился, конечно, на примитивной стадии развития, а развитиеискусства происходило иначе – первобытные люди создавали произведения, которыесегодня считают великими творениями! Почему же искусство появилось так рано и втакой зрелой форме? Каким был путь его начального развития?
То, что мы теперь называем первобытным искусством, зарождалось какчасть единой жизнедеятельности человека, в которой нерасторжимо соединялисьтруд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды ихудожественное творчество. Первобытное искусство носило синкретический характер– искусство, мифология и религия были неотделимы одно от другого. Художников всовременном понимании, т.е. людей, занимающихся искусством как профессией,конечно, не было. Изображения создавали те же охотники, хотя, вероятно, этоделали наиболее способные к художественному творчеству.
Важнейшая черта первобытного искусства состоит в особом интересе кзверю, отразившем зависимость человека от окружающего мира, от сил природы.Безусловно, образ человека тоже занимал в нем определенное место, а в последниепериоды приобрел во многих случаях и ведущее положение. Однако в первобытномискусстве в целом изображению человека придается не столь важное значение посравнению с искусством последующих эпох, где человек будет играть центральнуюроль, а все остальное станет только фоном, на котором развертывается егодеятельность.

1. Искусство эпохи палеолита
Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севереИспании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружилимножество цветных изображений животных.
Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самыйзнаменитый из них – Зал животных. Изображения живых и мертвых бизонов, быков,оленей, диких лошадей и кабанов покрывают стены и потолок. В большинствеслучаев фигуры животных размером до 2,2 м разрисованы охрой, древеснымуглем на голых стенах и сводах, а частично выгравированы. Коричневые и черныецвета содержат многообразные оттенки, кроме этого, древние художники искусноиспользовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, чтоусиливало светотеневую моделировку формы. Исключительно точно переданы движенияживотных, фактура их шерсти. К сожалению, многие изображения потемнели отвремени.
На одном из рисунков на потолке Альтамирской пещеры запечатленамощная фигура бизона. Рисунок, которому около 20 тыс. лет, не только контурный,но и объемный. Он выполнен смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большимипятнами краски. Бизон полон жизни, чувствуется трепет его напрягающихсямускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринутьсявперед, наклонив голову и выставив рога. Нет, это нельзя назвать примитивнойживописью. Такому «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать исовременный художник-анималист.
Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверейвстречаются в Альтамире и весьма схематичные рисунки, отдаленно напоминающиечеловеческие тела.
Росписи настолько поразили ученых, что вначале они были объявленыподделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобытныйчеловек. Однако открытия пещер с росписями в разных странах стали следоватьодно за другим, и все сомнения отпали. Обычно изображения находили в сырой итемной глубине пещер, куда попасть трудно – надо пробираться по узкимкоридорам, через колодцы и щели, часто ползком, даже проплывать через подземныереки и озера. В настоящее время только во Франции обнаружено около ста такихпещер, наиболее известная из которых Ласко.
На территории нашей страны особенно знаменита Каповая пещера наЮжном Урале, в которой в 1959 г. было найдено более трех десятков рисунковживотных, выполненных красной краской, к сожалению, некоторые из них плохосохранились.
Росписи и рельефы покрывали десятки, сотни метров или даженесколько километров стен и сводов. Размеры изображений животных колеблются от10 см до нескольких метров. Например, в Каповой пещере встречаютсяизображения мамонтов, лошадей, носорогов от 44 см до 1,12 м; напотолке Альтамиры бизоны нарисованы в натуральную величину, а в пещере Ласкоесть изображения 4 – 6-метровых быков.
Места, где найдены изображения, были святилищами, в которыхсовершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин.Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к ритуалам. Первобытный охотникверил, что, рисуя животных, он как бы подчиняет их себе, а изображенное имвонзившееся копье убивает зверя. Перед изображениями совершались сложныеритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения,инструментальной музыки, пантомимы. При этом люди определенным образомраскрашивали тела, надевали маски, шкуры. Все эти обряды помимо магическихопосредованно выполняли и другие функции: благодаря им развивалось мышлениечеловека, закреплялись и передавались новым поколениям знания, умения и навыки,в том числе навыки общения, происходили эмоциональная разрядка и тренировка,удовлетворялись эстетические потребности.
Рисунки эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством исвободой исполнения, но и пониманием поведения животных. Знание повадокживотных для первобытных охотников являлось вопросом жизни и смерти, от этихзнаний зависели благополучие и само существование рода. Поэтому проникновение вжизнь зверей, мысленное слияние с ними было существенной чертой психологиичеловека каменного века. В магических обрядах, этих своего рода первых «театральныхдействах», зверь наделялся чертами человека и наоборот.
Звери изображались в различных позах, в движении: они идут,скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно ихпреследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах игравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя:испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие,умиротворение. Рисунок исполнялся не одной краской, а несколькими, он приобрелобъемность, чему способствовали переходы тона.
Нередко сходство с обликом того или иного зверя человек видел ввыступе стены, в сталактите, обломке камня или рога и создавал изображение наэтой основе.
Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращалвнимания на то, что там уже было нарисовано множество животных: важно былоисполнить свое изображение, перед которым охотники совершат ритуальный обряд.Поэтому рисунки наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почтиничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленноенамерение увеличить количество заклинаемых зверей.
Встречались сюжеты с ранеными или убитыми на охоте животными.Например, в пещере Ласко рядом с бизоном, пронзенным копьем, нарисован охотник,вероятно, убитый этим разъяренным, смертельно раненным животным. Человек вотличие от зверей нарисован крайне схематично. Лицо изображено с птичьимклювом, возможно, это маска охотника. Рядом с человеком лежит копье-металка,украшенная фигуркой птицы.
Магические обряды первобытного человека были направлены не толькона победу над зверем, но и на размножение животных. Вероятно, поэтому нередкорисовали зверей, ожидающих потомство.
Особую группу составляют изображения странных существ, у которых человеческиечерты сочетаются со звериными – оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц.Возможно, что чудовища – это люди, переодетые зверями, или придуманные символы.
Сам человек представлен в палеолитическом искусстве крайненебольшим по сравнению с животными количеством изображений. В основном этоженские скульптурки малого размера (от 2 до 20 см), получившие название «палеолитическиеВенеры». Они были обнаружены в различных местах – от Средиземного моря доБайкала. Большинство статуэток решены обобщенно, руки у них едва намечены, чертлица нет совсем, зато подчеркнуто увеличены те части тела, которые имеютотношение к вынашиванию, рождению и вскармливанию ребенка. Такая трактовкаженских фигур объясняется их магическим значением: они были связаны с культомплодородия, воплощали заботу о продолжении рода, росте и процветаниипервобытной общины. Эти статуэтки обычно находили заботливо укрытыми в особыхямах-кладовых.
Однако изображение женщины в то время не ограничивалось толькотакими утрированными образами. Среди обнаруженных женских статуэтокприсутствуют и стройные фигурки. У некоторых из них есть глаза, рот, волосы идаже одеяние, напоминающее комбинезон с меховым капюшоном на голове. Особуюизвестность приобрела «Венера в меховом комбинезоне», найденнаявблизи старинного русского села Буреть на берегу Ангары.
Большинство палеолитических изображений были предназначены длямагических целей, однако это не означает, что они не являлись истиннымипроизведениями искусства. Мастерство исполнения, пластика образа, способностьотбирать и обобщать характерные признаки зверя, передавать движение – все этопозволяет говорить о художественном творчестве в эпоху позднего палеолита.Помимо заботы о добывании пищи и продолжении рода человеком уже в то далекоевремя владело чувство красоты, которое он стремился внести в свой быт, в своюповседневную жизнь. Орудия труда и вооружение, различная утварь украшалисьвсевозможными изображениями и орнаментом, причем характер изображения искусносочетался с формой. Например, копье-металки обычно заканчивались фигуркой илиголовкой животного. В виде животных стали воплощать стихии природы, небо иземлю. Солнце и небо чаще всего олицетворяли птицы, воду и подземный мирсвязывали со змеей. Узоры орнамента также были условным выражениемпредставлений человека о мире.
Важное место в жизни первобытных людей занимали собственноукрашения: головные обручи, ожерелья, богато орнаментированные браслеты,различные подвески. Для украшения в основном использовали кости и зубыживотных, блестящие морские раковины.
2. Искусство эпохи мезолита и неолита
Принципиально изменилось изобразительное творчество вмезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялисьна открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, наКавказе, в Средней Азии, Африке. В отличие от палеолита теперь частоизображается человек и его действия. Росписи представляют собой многофигурныекомпозиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загонаскота, вызывания дождя, сбора меда и т.д. Фигуры людей и животных передавалисьсплошным силуэтом, красной или черной краской и были небольшими, редко достигая75 см. Некоторые композиции имели значительные размеры. Например, «Большойфриз» в Испании включает около ста рисунков людей и десятки рисунковживотных.
Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются,иногда почти сводятся к знаку. Это дает возможность усиливать динамику, ритм.Легкие, удлиненные лучники стреляют в бегущих оленей, стремительно несутся навстречудруг другу сражающиеся воины. Своеобразно стилизованы человеческие фигуры вкавказских петроглифах (изображениях, выбитых или выгравированных на камне):люди в лодках обозначены просто черточками.
В таком изменении характера изображения, в утрате тогопервозданного реализма, который присущ росписям Альтамиры и Ласко, проявилсявсеобщий закон развития: нечто важное приобретается, зато нечто и утрачивается.Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображатьсложные явления. Возможно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера визображение как в «двойника» человека или животного и на первый планвыдвинулась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии. В этомберет истоки пиктография – рисуночное письмо.
Последний, неолитический этап каменного века характеризуетсяпостепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию.Человек научился обжигать глину, т.е. впервые создал материал, которого не былов природе. Изготовление керамических изделий имело такое важное значение и былотак широко распространено в неолите, что его еще иногда называют керамическимвеком. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении каменныхорудий человек стал применять распиливание, сверление, шлифование.
На художественное творчество влияли различные природные условия исоответствующий им образ жизни. Памятники искусства не претерпели значительныхизменений по сравнению с прошлыми эпохами. В северных районах они даже в эпохунеолита обнаруживают многие черты, свойственные произведениям мезолита ипалеолита. Например, петроглифы Сибири продолжают именно палеолитическуютрадицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполнены ониреалистически, с точной передачей характерных особенностей. Изображениячеловека встречаются редко, и они схематичны. Многофигурных сцен почти нет.
В Сибири и на Урале найдены произведения мелкой пластики, имевшие,вероятно, культовый характер, – фигурки медведя, рукоятки в виде головы лося,различные амулеты. Уникальным памятником является ковш в форме водоплавающейптицы, сделанный из дерева. Он смог сохраниться только благодаря тому, чтонаходился в торфянике.
Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого моря и Онежскогоозера преобладают сложные композиции повествовательного характера. Это сценыохоты на лосей, оленей, крупную рыбу, изображения лодок с гребцами, охотниковна лыжах. Рисунки в отличие от сибирских схематизированы, но зато ониразнообразны, имеют множество интересных подробностей.
Памятники наскального искусства неолита и более позднего временивстречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Англии иГермании, Африке и Австралии. Изображения исполнялись не только на скалах ибольших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисунков, помимо фигур людей иживотных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различныхзнаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и другихлунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человекасложной мифологии и разнообразных культов природных стихий.
Особой известностью во всем мире, во многом благодаря сотнямцветных копий, сделанных с рисунков, и фотосъемкам, пользуются росписи горногорайона Сахары Тассилин-Аджера. Этот район признан самым большим «музеем»доисторического искусства, хотя до сих пор обследованы лишь некоторые егоучастки. Рисунки были выполнены многими поколениями охотничьих и скотоводческихплемен, населявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей землейс богатым животным миром.
В изображениях этого периода наряду с несколькими примитивными, ножизнеподобными фигурками животных много необычного: насекомообразныечеловеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих скафандры, и в шлемах сантеннами; фигура в маске, заштрихованная мелкими белыми клеточками, по контурукоторой как бы вырастают белые стилизованные цветы; «Рогатая богиня» –огромное изображение жрицы или богини земледелия. Антенны и шлемы скафандровобычно объясняют как схематизацию корзин и масок, но многие образы остаются досих пор загадочными. Например, огромная фигура «Великого бога» своздетыми руками, которому поклоняются круглоголовые фигурки.
Между 4-м и 3-м тыс. до н.э. в Тассилин-Аджере обосновываютсяскотоводческие племена. В росписях пастухов представлены разнообразные живыесценки из повседневной жизни, большие стада быков, сцены войны, охоты,собирания злаков. Во всем первобытном искусстве эти росписи выделяютсяудивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В последующиепериоды, когда в быт людей входит сначала лошадь, а потом верблюд, росписипостепенно схематизируются до сухого геометрического знака.
В Африке наскальное искусство, характерное для неолита, еще долгопродолжало существовать у племен, сохранивших черты первобытности. Таковыросписи бушменов, живущих на юге континента: изображения, созданные там во 2-мтыс. до н.э. и во 2-м тыс. н.э. обладают значительным сходством.
В Европе наскальные росписи в новом каменном веке практическиисчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глинянойпосуды, а также мелкая пластика.
Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудовпокрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской,налепами, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнаментсоставлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик,крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узорыслужили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представлениячеловека об устройстве мира и имели магическое значение. К примеру, свастика внеолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливогообъекта. В создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку,равновесию, ясности и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии,эстетическое чувство.
Среди мелкой пластики по-прежнему встречаются статуэтки женщин,связанные с культом плодородия. По сравнению с «палеолитическими Венерами»они весьма условны, а нередко и схематичны. В то же время во многих фигуркахнеолита очевидно сознательное стремление к красоте.
3. Искусство эпохи бронзы
В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувствчеловека – монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого,интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство.Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, какнесколько ранее гончарное, а позже – ткацкое.
Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото,серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудийтруда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом) – и наступила эрагосподства металла.
Использование металла определило следующий этап в развитиичеловечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний,поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновенийза овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность,увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату.
Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на негосмотрели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гробницейвоздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причерноморье, надкурганами устанавливали антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы),которые служили надмогильными памятниками.
Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечникикопий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса,пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро былиосвоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. Спомощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узорами иизображениями, создавались предметы мелкой пластики.
Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшениивсевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как ужеговорилось, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверейтрактовались по-разному – в зависимости от назначения и характера изображения.В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков,которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки ввиде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы вмонументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служилиукрашением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов идекоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки накавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках невсегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке ввиде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можноразличить двух собак, нападающих на оленя.
Основным источником культурных и художественных ценностей тойэпохи стали курганы, где сохранилось огромное количество разнообразных вещейдля загробной жизни.
Кроме курганов типичными сооружениями эпохи бронзы считаютсямегалитические постройки, тесно связанные с религиозно-культовыми обрядами.Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры – это вертикально поставленные камни различной высоты (от1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефнойрезьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целикомвыполнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов,встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно навозвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2–3 км (Франция),порой были центром поселений. Возможно, менгиры являлись объектом поклонениякак символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали местоцеремоний.
Дольмены – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикальнои перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными иликруглыми. На внутреннюю поверхность плиты иногда наносились символическиезнаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров.Дольмены были местом захоронения членов рода. Дольмены распространены вотдельных районах Европы, Азии, Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.
Кромлехи – самые значительные сооружения древности, представляютсобой расположенные по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромныемонолитные столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько. Иногда столбыперекрывались горизонтальными каменными плитами. Кромлехи располагаются вокругкургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. Вто же время кромлехи, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Кромлехиизвестны в Европе, Азии, Америке. В Англии обнаружено около 600 древнейшихкаменных сооружений, назначение которых до сих пор остается тайной.
Одним из самых знаменитых английских кромлехов является Стонхендж– мегалитическая постройка тех далеких времен, когда еще не были изобретены ниблок, ни колесо. Строители могли пользоваться только самыми примитивнымиинструментами – деревянными катками и веревками. Для своей эпохи Стонхенджпредставлял немыслимо сложное техническое сооружение, потому что был построениз камней, весящих много тонн. Примерно в 1800 г. до н.э. Стонхенджприобрел облик, знакомый нам сегодня: величественное каменное кольцо,образованное огромными глыбами серого песчаника, перекрытыми каменными плитами.Внутри этого кольца находилось сооружение подковообразной формы, составленноеиз глыб большего размера, так называемых трилитов: два больших камня ставилисьвертикально, а сверху укреплялся третий в качестве перекладины. На верхнейчасти больших камней делали выступы, а в перекладинах – соответствующиеуглубления.
На протяжении столетий о Стонхендже слагались сказки и легенды.Может, это был храм древних римлян или друидов – жрецов у древних кельтов,обожествлявших явления природы? А что если это был огромный календарь илиастрономическая модель? В последнее время высказывается предположение, что этотпамятник – первая вычислительная машина. За время своего существованияСтонхендж мог служить различным целям: религиозным, магическим, научным,политическим. О божествах, в честь которых он был воздвигнут, и о свершавшихсятам ритуалах нам остается только гадать. Но загадочные каменные гиганты исегодня приковывают к себе восхищенные взоры. Это поистине величественный памятниккультуры, возведенный титаническими усилиями первобытных людей.

3. Искусство эпохи железа
Последнее тысячелетие до нашей эры – завершающий этапсуществования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добыватьзначительно более прочный материал – железо, орудия из которого окончательновытеснили каменные и частично бронзовые.
В этот период, для которого характерны жесткие грабительскиевойны, еще более усилилась роль военных предводителей и племенной аристократии.Дальнейшее имущественное расслоение привело к появлению патриархальногорабства.
В Западной Европе последний этап истории первобытного обществапредставлен культурой кельтов, оседлых земледельческих племен, селившихся поберегам рек. В ее развитии выделяют два периода – гальштатский и латенский(названы по местам первых находок в Австрии и Швейцарии).
Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличаласьчеткостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшалисьизображениями зверей и людей. Большая, а иногда и главенствующая роль человекав изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззрении людей эпохижелеза. Художники стремились показать все стороны жизни человека: на стенкахситул (металлических ведер) гравировались сцены пиров, празднеств с игрой намузыкальных инструментах, кулачных боев, битв, охоты, религиозных процессий,жертвоприношений.
Кельты были искусными литейщиками, ювелирами. Они создаваливеликолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь иразнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов,находящихся в могиле около урны с прахом, были миниатюрные культовые повозки.Иногда к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтскоймифологии: они соприкасались с потусторонним миром.
В 1–м тыс. до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. Вшироком понимании – это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен,живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в ЮжнойСибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нетединого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, аих язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифамипервоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, котороев первые века 1–го тыс. до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинилосебе близкородственное ему коренное население этих мест.
Скифские племена предпринимали далекие походы – в Урарту, Ассирию,Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, котораясчиталась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, арасселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разнымигосударствами.
В конце V в. до н.э. царь Атей объединил скифов. Эпоха Атея –период подъема могущества этого народа. В его царствование в Приднепровьевозник город, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники:литейщики, кузнецы, ювелиры и косторезы. Они добывали руду и изготовляли из нееоружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находиласьместность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там былираскопаны самые знаменитые курганы – Чертомлыкский, Александропольский, Солоха,относящиеся к IV в. до н.э.
Курганы являются главным источником наших знаний о жизни икультуре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергалисьразграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.
Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизнискифов, подробно описал обряд погребения царей. Тело бальзамировали, покрываливоском и укладывали на колесницу, которая объезжала все царство от племени кплемени. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя опускали вприготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосудами с вином иоливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенныхкоридорами с царской, хоронили лучших коней властителя, его конюха, повара,наложницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу – таквозникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу,приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверхснова насыпали землю. В результате высота Чертомлыкского и Александропольскогокурганов достигла 20 м.
Большое значение для скифов Причерноморья имели связи срасположенными на побережье греческими городам и государствами, которыенаходились на иной, более высокой стадии развития. Скифы продавали грекам хлеб,лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелирные изделия.
Свои поселения скифы строили обычно на возвышенностях, по берегамрек и укрепляли их рвами и валами. Скифы-кочевники жили в кибитках. По словамГеродота, особым почитанием у них пользовались семь богов, первое место средикоторых принадлежало Табити – богине огня. Кроме нее наиболее известен бог,воплощенный в древнем железном мече. Для поклонения ему сооружался из хворостагигантский алтарь, а водруженному на его вершине мечу приносили в жертвудомашних животных и каждого сотого пленника. В III в. до н.э. у скифовПричерноморья возникло государство с центром в Неаполе Скифском (в районеСимферополя). Оно распалось во II в. до н.э. под натиском сарматов.
Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладногоискусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемыхпроизведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем всеэти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль,выражали религиозно-мифологические представления скифов.
Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры являетсятак называемый звериный стиль. В отличие от предшествующего временипредпочтение здесь отдается изображениям хищников – кабанов, львов, пантер,тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны,рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастическихживотных, например грифонам – зверям с телом льва, головой и крыльями орла.Звери обычно представлены в канонических позах, выражающих напряженноесостояние или борьбу.
Кроме целых фигурок мастера нередко делали только головы, клювы,копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение многихизображений на определенных местах: так, на псалиях (деталь уздечки) частовстречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов – головыили клювы птиц, рыб гравировали только на конских налобниках или небольшихбляшках. Обладателю вещей стремились придать качества, присущие изображеннымживотным, а также защитить его.
В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась сдекоративностью, стилизацией. В начале развития скифской культуры (VII–VI вв.до н.э.) изображение животного чаще всего было обобщенным, но близким к натуре.Такова, например, отлитая из золота пантера, найденная в Келермесском курганена Кубани. Фигурка зверя, служившая украшением щита, дана в оченьвыразительной, напряженной, воинственной позе. Достоверность облика пантеры неснижается из-за того, что на ее хвосте и лапках, чтобы усилить магическиесвойства изображения, помещены свернувшиеся хищники.
Со временем в скифском искусстве нарастают декоративность,узорчатость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальноммотиве. Но при этом всегда сохраняются высокое композиционное мастерство,выразительность.
Уникальные произведения были найдены в шести курганах в долине Пазырыкна Алтае. Эти курганы были разграблены, но не полностью. Благодаря вечноймерзлоте, образовавшейся в могильниках, в них сохранились такие предметы,которые в обычных условиях сгнивают, разрушаются. Здесь был обнаружен огромныйдеревянный сруб, где стоял саркофаг, вырубленный из вековой лиственницы, свысохшими трупами вождя и его наложницы. Тело вождя покрывала великолепнаятатуировка. Сруб изнутри был обит войлочным ковром, который является самымдревним из дошедших до нас. Были найдены разнообразная одежда, изготовленная изполотна, войлока, меха и кожи, музыкальные инструменты (тамбурин, арфа) имногое другое.
Интересными находками оказались погребения боевых коней прекраснойпороды, напоминающей ахалтекинскую, с полным набором снаряжения и конскимиритуальными масками, и высокая (около 3 м) разборная колесница. Она быласделана из деревянных жердей без единого гвоздя, ее части связывались ремнями.
В курганах обнаружено не так много художественных изделий, нонайденное поражает необычайным разнообразием. Такого богатства декоративныхформ и материалов археологи нигде в скифских курганах не встречали. Здесьнаходились: деревянная скульптура всевозможных видов; объемные и силуэтныефигурки, выполненные из войлока, кожи, сафьяна, бересты и меха; золотые изделиясочетались с цветной пастой, бирюзой или эмалью; в глаза золотых животных быливставлены самоцветы.
Алтайский вариант звериного стиля отличается фантастичностью иповышенной декоративностью: художники стремились представить не обыкновенныхзверей, а существ, наделенных сверхъестественной силой.
Здесь можно увидеть грифона, держащего в клюве голову оленя,рогатого волка, горного козла с клювом, кабана с когтистыми лапами, крылатоготигра с птичьей головой и рогами антилопы. Мотивы борьбы зверей были отражениемвоенных столкновений племен.

Заключение
В далекие «первобытные» времена зародились разные видыискусства, но лишь некоторые произведения изобразительного творчества смоглисохраниться в течение многих тысячелетий и дойти до нас.
Первобытное изобразительное искусство включает: барельефные,контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах ивалунах; каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными иживописными изображениями; мегалитические сооружения из огромных плит;орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декорированныесосуды, украшения и многое другое.
Первоначально появились знаковые изображения, например отпечаткиладоней и «макароны» – разнообразные переплетенные линии, проведенныепальцами по сырой глине или острыми резцами по камню. Возможно, человек видел в«следах», оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтейживотного и хотел своими «следами» символически утвердить своюспособность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наноситьи в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения животных. С развитиемохоты стали изображать фигуры животных и человека. В неолите с появлениемземледелия наскальное искусство постепенно сошло на нет, так как сталоразвиваться рисуночное письмо. Процветало и орнаментальное искусство, котороеимело ритуально-магическое значение и все более использовалось для украшенияпредметов. В эпоху бронзы создавались изображения, напоминающие карты, накоторых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.
В наскальной живописи можно выделить пять основных мотивов:человеческие фигуры, животные, орудия труда и оружие, изображения местности,символы и идеограммы – повторяющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты,точки и др.). Эти изображения не только наносились красками, но и вырезались.Необходимо отметить еще ряд особенностей: редко встречаются изображения свыраженными индивидуальными чертами, практически отсутствуют растения, цветы,плоды и пейзажи. У ранних охотников существуют рисунки излюбленных парживотных: бизон – лошадь в Европе, слон – жираф в Африке.
Иногда на открытых скалах или в священных пещерах происходилоналожение изображений разных эпох. В некоторых местах древние рисунки до сихпор почитаются и «подновляются».

Литература
1. Егоров В.К.,Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г. Культурология. М.: РАГС, 2009. – 280 с.
2. Маркова А.Н.«Культурология: История мировой культуры». М.: Волтерс Клувер. 2008 г.– 496 с.
3. Никитич Л.А. Культурология.М.: Юнити. 2009. – 201 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные направления по охране воздушной среды
Реферат "Драконография наука, изучающая жизнь и поведение драконов." почти по Брэму
Реферат Финансовая устойчивость и пути ее обеспечения
Реферат Технологическая линия производства творога
Реферат Окно в мир евангельских истин: стихия русской народной речи в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Реферат Роль налогов и дотаций в регулировании рыночной экономики
Реферат Лекция про MS Windows
Реферат Здоровый образ жизни 3
Реферат Разработка туристского продукта Образовательный туризм в Санкт-Петербурге
Реферат І. Текстовий редактор Word
Реферат Pygmalion Essay Essay Research Paper According to
Реферат Исторический обзор, классификация и характеристика языков программирования
Реферат Развитие медоносных пчёл
Реферат Взаємозвязок моралі і права
Реферат Аналитическая записка по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами и по реализации пилотных проектов переработки отходов в субъектах Российской Федерации