Реферат по предмету "История"


Система магистратов в респубике Риме

Содержание:
1.   Введение………………………………….1
2.   Республиканский период…………..........2
3.   Сенат……………………………………...3
4.   Магистраты и эдикты……………………4
5.   Диктатор…………………………...........11
6.   Начальник конницы……………………12
7.   Преторы………………………………....13
8.   Цензор…………………………………...14
9.   Плебейские трибуны…………………...17
10.       Квестор………………………………..18
11.       Двадцать шесть магистратов………...19
12.       Народные собрания………………......19

Введение
Древние римлянепринадлежали к народности, обитавшей на западе и в средней части Италии(Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаясяЛециумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а югу –греческие колонисты, представители наиболее развитой  в культурном и экономическом отношениинародности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины ипервоначально очень походило на типичный древнегреческий полис – с народнымсобранием, царём и знатью. Римское государство, представшее последовательноцарством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.
В истории Римского государстваразличают три основных периода. Первый – древнейший, царский – от основания Рима его первым царём Ромулом до изгнания последнего царяТарувиния по прозвищу Гордый в 509г.до н.э.; второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю ( 509 – 27 г.г. до н.э.) и третий– имперский – распадается на двапериода: период принципиата, когда принцепс (первый в списке сенаторов)становится самой первой величиной вгосударстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики –главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и периоддомината (господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной итерриториальной структуры  империи.Принципиат формируется с 27г. дон.э. и 284г. н.э.; доминат охватывает период с 284г. по 476г.
В царский период власть осуществляли три учреждения:царь, сенат и народное собрание.
Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине исчитался посредником между богами иримским народом. Таким образом, в его деятельностиприсутствовали элементы духовной и светской власти. Однако самой важной здесьбыла власть военного командования ивласть с правом примененияпринуждения. Будучи посредникоммежду богом и своим народом, царь был облечён специальными функциями жреца. В древнейший период царя избирали, поэтому на времявакантного состояния царской власти верховное управление переходило ксенату. На период междуцарствованияиз числа сенаторов выбирали 10 человек (интеррегес), которые поочерёдно втечение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум,т.е. высшие властные полномочия вРимской общине.
                   Республиканскийпериод
В период республиканской историиосновными учреждениями власти сталимагистраты, сенат и народное собрание, а остальными сословиями – патриции и плебеи, к которым в последствииприбавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следуетотнести к разряду аристократических,поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без вознаграждения,и все должности такого рода были занятына протяжении длительного временипредставителями несколькихпатрицианских родов.
Так, например, 200 консулов,сменившихся за столетие, с 233 по133гг. до н.э. принадлежали к 58 семьям,при этом 63 консула были членами всего лишь пятисемей. К началу 3в. богатаяплебейская верхушка объединилась спатрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собраниемблагородных).
Римскаяреспублика управлялась тремя органами власти: сенатом, магистратурой, народнымсобранием.
Сенат.
Ведущаяроль принадлежала сенату, который являлсяоплотом знати. Сенат был выборным органом – его члены назначались сперваконсулами, а после – цензорами. В сенат зачислялисьте, кто в прошлом занимал высшую государственную должность (консула, претора,цензора). Не могли быть сенаторами вольноотпущенники и их сыновья, а также лица, занимавшиесянедостойными римского гражданина занятиями, например, мелкой торговлей. Закон Овиния 312г. до н.э. предписывал выбирать сенаторов из ряда лучших людей. По существу, списки сенаторов,составляемые каждые пять лет, не отличались один от другого. Это былапожизненная самозаполняющаяся коллегия.Первоначально состав сената был чисто патрицианским. Позже плебеи такжеполучили доступ в сенат. До Суллы (82-79гг.до н.э.) сенат состоял из трёхсот человек. Сулла увеличил его состав дошестисот человек, а Цезарь – до девятисот.
Процедура работы сената была такова.Обычно сенат созывался консулом (илидиктатором), который и председательствовал в нём. Претор также мог созыватьсенат, но лишь по делам меньшего значения.В заседании сената могли участвовать и магистраты, которые в данный моментнаходились при должности. Они могли и выступать, но не голосовать. Заседания сената, по общему правилу, были публичными, номогли протекать и при закрытых дверях.Магистрат, созвавший сенат, излагал существо дела, по поводу которого обратится к сенату. Затем начиналось обсуждение.Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказаться. Голосование было или поимённым или путёмрасхождения, расступанием в разныестороны – «Голосованием ногами». Решениясената получали своё название по имени консула, председательствовавшего всобрании сената. Обычно постановлениясената излагались письменно. Эти постановлениязаносились в специальную книгу и передавались в храм Цереры, где их хранилиплебейские эдилы. Позднее постановлениястали отдавать в архивы государственного казначейства при храме Сатурна.
Магистраты и эдикты.
Магистратами в Риме называлиразличные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшиеопределённый круг деятельности:командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и т.д. Эти лица, как правило, обращались к народуна сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиесяотдельных лиц или случаев. Указы эти сообщались сначала в устной форме иназывались эдиктами (от «объявление,распоряжение»), а потом их сталиписать на белой доске (альбум) чёрными буквами с заглавными буквами красногоцвета. Доску выставляли на видномместе, в Риме – на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться более внимательно. Эдикты магистратов обладалидвумя важными атрибутами властногохарактера – юрисдикцией и империумом. Под юрисдикцией в данном случаеразумелось личное отправление правосудиямагистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом. Империум означал полнотувысшей власти, предоставляемоймагистрату для проведения определённого рода мероприятий,направленных на обеспечение общего блага. В силу такой полноты власти консулосуществлял одновременно и военнуювласть и юрисдикцию.
Все должности были срочными (одингод), коллегиальными и безвозмездными. Теоретически должностные лица считалисьответственными перед народным собранием. Но привлечение к ответственности моглонаступить только по истечении срока полномочий магистрата. Принципколлегиальности отнюдь не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжатьсясвоим голосом самостоятельно. Любоймагистрат мог вмешаться в действия своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего. Самым важным различием междуобладателями магистратскойвласти  являлось обладание или необладание властью в еёразновидности, именуемой империумом. Обладание такой властью включало осуществлениегаданий (ауспиций) и контроль за другими аналогичными обрядами,которые имели большое социально-психологическое и политическое значание.Полномочия, обозначавшиеся именем империум, включали в себя:
·       верховное командование войском иправо набора такового, право назначенияофицерского состава, право заключенияперемирия с противником;
·       право созвать сенат и народноесобрание и председательствовать в них;
·       высшую юрисдикцию (гражданскую ивоенную);
·       право издавать распоряжения ипонуждать к их исполнению.
Империум принадлежал по правуконсулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума былифасции – розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их неслиликторы – телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право напринуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили ватрибуты царской власти наряду спурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и креслом их слоновойкости (курульное кресло). Затем телохранители – ликторы стали сопровождатьконсулов и преторов.
Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью.Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном взависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемом за этимисобраниями. Практически всемагистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензорыизбирались сроком на пять лет. Срокполномочий консулов мог продлеватьсяво время военных действий, когда имвручалась вся полнота власти. Сувеличением территорий, подвластных Римской общине, полномочия некоторых носителей должностной власти сталипродлеваться в видоизменённой форме.Например, консулы и преторы после окончаниясвоих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение впровинцию с полномочиями проконсулаили пропретора.
          Каждая магистратскаядолжность в республике замещалась не одним, а двумяили несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлениивластных должностей. Причём каждый из коллег имел право своеобразного вето(запрета) на действия своих коллегпо должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
          Все должностивыстраивались в особой иерархической соотнесённости и соподчинённости. Это означало,что все нижестоящие чиновники былиобязаны подчиняться вышестоящим,а вышестоящие имели правоинтерцессии на решения нижестоящих. Только цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.
          Все магистратыисполняли свои функции безвозмездно,т.е. без материального вознаграждения,что делало эти должности недоступными длямалоимущих. И «уволить» их с должности до истечениясрока полномочий не мог никто, даже избравший их народ. Занятие должности в республике было большой честью, оказаннойнародом данному носителю должностной власти (она была ещё и «учительной»властью, недаром название её происходит от слова «магистер» — учитель).Чиновник мог получить компенсацию произведённых им затрат в том случае, еслиему пришлось израсходовать на дела управлениясобственные средства. Установлениямагистратов правового назначенияполучили прозвание (право носителей почётной должностной власти). К этой же категории относилось и преторскоеправо  (в частности, преторские эдикты).Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры,эдилы и квестолы.
Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалунаследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всемивытекающими отсюда полномочиями изаботами: подбор и комплектование войска. После того, как войско былоукомплектовано, воины приносили консулу присягу.По выполнении религиозных обрядностейвойско выходило за пределы города, и консул облекалсяправами полководца. Если в пределах города могла иметь место интерцессия, то на войне таковаяне допускалась. Единство командованиядостигалось тем, что обыкновенно консулы руководили военными операциями на разных фронтах. Отдельная армия,поручаемая консулу, а равно театрвоенных действий, в пределах которого осуществляласьединоличная консульская власть, называлась «провинцией». Сфера действийконсулов определялась трояким путём:
·       жребием между коллегами;
·       соглашением между ними;
·       по указанию сенатора.       
Консулу принадлежало право назначения командного состава. В этом вопросе между Афинами иРимом существовало заметное различие. Там все назначенияна военные должности проходили под контролем народного собрания, а в Риме офицерский состав назначался по усмотрению консула. Правда, военные трибуныначинают избираться народнымсобранием, но центурионы не избирались.
Консулам принадлежало право объявлятьвойну тем народам, через территорию которых проходили их армии. Но объявленнаяконсулом война не была главной войной; главнаяже война объявлялась только сенатом, либо с одобрения последнего.
Консул располагал и финансовойвластью, поскольку сенат ассигновал дляведения войны значительные денежныесредства.
Консул осуществлял высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию. Ему принадлежалиширокие судебные права: он мог приговаривать даже к смертной казни либо ккрупному штрафу.
Ему принадлежало право распоряжатьсязахваченной добычей. Но он не  распоряжался еюабсолютным образом. Он мог распорядиться лишь движимостью. Вопрос же о территориальныхприобретениях решался сенатом.
Консул был вправе заключить перемириес врагом Римского государства. Но договор, заключённый консулом с неприятелем, имел только предварительный характер иподлежал ратификации сената. Бывали случаи, когда сенат отказывался санкционировать договор, заключённый консулом.
Сенат контролировал консула на войне.Консул был обязан посылать сенатудонесения о ходе военных действий испрашивать у сената, как поступить в том или ином случае. Сенат направлял в распоряжениеконсула специальное лицо, квестора, в целяхконтроля за расходованием средств,отпущенных для ведения войны. Консул мог быть привлечён к уголовнойответственности, например, за гибель войска, за неудачный исход сражения, за неправильное расходование сумм, ассигнованныхна войну. По обычаю консулам доверялосьпредставлять законопроектыцентуриатным и трибутным собраниям.
Выборы консулов проводили на берегуТибра, в месте, носившем название «Марсово поле». В день выборов знатные римляне, добившиесядолжности консула, надевали белоснежный плащ – «кондиду» (отсюда слово«кандидат», означающее человека, добивающегосякакой-либо должности). Белый цвет символизировал чистоту намерений будущегоконсула и его чистую совесть. Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственныхдел часто советовались (консультировались) друг с другом.
В чрезвычайных ситуациях мог облечь консулов диктаторскими полномочиями. Такаядолжность получила название экстраординарной магистратуры. Это приводило ктому, что на время прекращалась деятельность всех остальных (ординарных) магистратов,поскольку диктатор имел не простополномочие на империум, а суммум империум, которое исключало не толькоинтерцессию, но и любой протест. Диктатора сопровождали 24 ликтора, тогда какконсула, а до него царя – только 12ликторов.
Диктатор.
Времявозникновения должности диктаторанеизвестно. Вероятно, институтдиктатуры является очень древним и восходит ещё к царскому периоду,когда диктатор стоял во главе ополчения общины римского народа.
Если диктатор присуждал кого-либо ксмертной казни в пределах города Рима, то на его приговор нельзя было жаловатьсяв народное собрание. Срок полномочий диктатора ограничивался шестью месяцами.Так как диктатор назначался для выполнениякакого-либо определенного дела, то фактически он слагал с себя полномочиядо истечения законного срока (иногдана 20-й, 16-й и даже 8-й день после своего избрания).
Внешними знаками диктаторской властибыли ликторы, которые в числе 24-х повсюду сопровождали диктатора. Диктаторназначался одним из консулов попредложению сената. Формально консул, получивший сенатское предписание оназначении диктатора, мог назначить на эту должность любое лицо, но фактическикандидат предлагался сенатом,  и не было случая,чтобы ставленники сената не проходили.
Распоряжения диктатора не подлежали даже трибунскойинтерцессии, т.е. плебейские трибуны не могли налагать вето на те или иныераспоряжениядиктатора. Правомочия диктатора навойне вполне аналогичны консульским (подбор войска, командование им, правораспределения добычи, высшая юрисдикцияв войске и т.д.).
Последний случай применения древнеримской диктатуры относится к 216г. до н.э. После этого диктатура совершенновыходит из употребления. Влитературе встречается иногдаошибочное утверждение, будто диктатура была восстановлена при Сулле и Цезаре.Однако между диктатурой раннереспубликанского периода и периода концареспублики общим являетсяодно только наименование.
Продолжительность древней диктатурыограничивается сроком в 6 месяцев, а Сулла был облечён диктаторскими полномочиями на неопределённый срок. Если древние диктаторыназначались для какой-либо строгоопределённой цели, то Сулла обладал самыми неограниченными полномочиями.
Наконец, древняя диктатура имела своим юридическим основанием илиобычай, или безымянный закон обучреждении диктатуры. Диктатура же Суллы была учреждена особым законом. Но делоне в одних только юридических основаниях.Совершенно иная обстановка, инойхарактер классовых противоречий периода правленияСуллы по сравнению с первым периодом существованияреспублики не позволяют усматриватькакой бы то ни было преемственности этих видов диктатуры.
Начальник конницы.
Диктатор назначал себе помощника влице начальника конницы. Последний не мог оставатьсяна посту дольше диктатора. Он автоматически лишалсясвоих полномочий, ак только диктатор слагал с себясвои. Взаимоотношения междудиктатором и начальником конницы были определены греческим историком Полибием,указавшим, что хотя начальникконницы находился в подчинении удиктатора, однако он как бы заступает место этого последнего в случае егоотсутствия. Исследователями это указание понимаетсятаким образом, что начальник конницы являлсязаместителем диктатора в тех местах, где он (диктатор) по каким-либо причинамне мог присутствовать. Юридически начальник конницы всё же не мог действоватьвполне самостоятельно, даже вотсутствие диктатора. Основная обязанность начальника конницы – командовать римскойконницей в составе войска, вверенного диктатору.
Преторы (впереди идущие) вначале былиприближенными консулов. Со временем они стали заместителямиконсулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием «младший коллега консула»), однако сгораздо меньшими полномочиями.Нередко источники говорят о преторе,как о должностном лице, отправлявшемправосудие. Это не вполне точное определение.
В действительности же у претора напервое место выступали административные функции. Он должен был наблюдать заобщественным порядком в городе.Следовательно, он являлсяградоначальником. Вместе с тем, претор считалсямладшим помощником консула, и в этом своём качестве он выполнял как гражданские, так и военные функции консулов,т.е. командовал войском, председательствовал в народном собрании и т.д. Преторытакже избирались сроком на один год в центуриатных комициях.С 242г. до н.э. стали избирать двух преторов. Причём один по-прежнему ведалделами римских граждан, а второй – делами иностранцев. А ещё через некотороевремя их общее число достигло 16человек под председательством городского претора. Из полномочий претора поподдержанию общественного порядкавозникло и развивалось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочия в условияхреспублик содействовали формированию особого источника права под названием«преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных  установленияхпретора и именовались преторским эдиктом.
Цензор.
Всё бытие римской армии в период ранней республики было связано с разделением граждан на имущественные разряды сообразно с реформой СервияТулия. В случае набора в войско надобыло явитьсяс известным вооружением, поэтому перед государством стоялазадача как-то распределять время от времени граждан по классам и центуриям, иными словами, производить перепись, ценз ввоенных, имущественных и политических целях.Распределение граждан по трибам, сервиевым разрядами центуриям осуществлялось особыми магистратами – цензорами. Цензор былоблечён полномочиями по составлениютак называемого ценза – списка населенияс последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. Так как производствопереписи граждан и их имущества заканчивалась обычно за полтора года, топрактически цензоры оставались в должности не более этого срока. В процессеосуществления этих дел цензор имелвозможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Например, простолюдин илисенатор мог быть включён в список той или иной трибы или центурии или выключениз него за моральные прегрешения.
           При обнаружении моральных прегрешений – в ходеспециальных проверок или во времяличного собеседования – цензорыимели право сделать особое заявлениеи констатировать факт, который влёк за собой ограничение политическойправоспособности на период соответствующих полномочий цензора. Цензорыизбирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличалисьобщепризнанной достойной репутацией.
Первоначально цензор – это магистрат, производивший переписьи предоставлявший гражданам правобыть зачисленными в тот или иной класс. Это была важнаяфункция, ибо из факта вхождения, например, в первый класс, проистекализначительные материальные выгоды. Обыкновенно цензор устраивалсяна площади, и лица, претендовавшие на зачисление в разрядвсадников, должны были явиться с вооружением и лошадью. Цензор говорил: «Уведисвою лошадь» либо «Продай свою лошадь». Последняя фраза, произнесённаяпрезрительным тоном, означала, что домогательство того или иного лица цензорпризнаёт неосновательным. Цензор был последней инстанцией для решениявопроса о зачислении в пять классов.Постепенно цензор приобретает всё большие права. У него возникает новоеполномочие: управление государственным имуществом. Он отдаёт государственныеналоги на откуп коллегиямоткупщиков. Затем он отдаёт в аренду землю, что фактически означалораспределение захваченных земель, перешедших в фонд государства. Он ведаетсооружением и поддерживанием в порядкегосударственных зданий.
          Одна из заботцензора состояла в наблюдении занравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан. Цензор был блюстителем нравов и вэтом качестве имел право ограничить в политических правах тех, кто, по егомнению, совершал что-либо противное добрым нравам. Так, цензор мог вычеркнутьиз списка сенаторов, перевести из разрядавсадников в пехотинцы или даже исключить из трибы, что влекло за собойвременное лишение права голоса в народных собраниях.
          Цензор ближевсех знал материальное положение римских граждан. Естественно поэтому, чтоименно он мог точнее всего определить достоинство того или иного лица для занятия должности сенатора. При этом он учитывал:
·       знатность происхождения;
·       наличие определённых моральныхдостоинств.
Цензовой переписи подлежали всевзрослые мужчины, включаявольноотпущенников. А также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Они обязывались поставлятьполные сведения о своёмимущественном положении.
В обязанностиэдилавходило исполнение функций по организации и контролю за общественнымпорядком – на улицах, рынках и т.д.они ведали также снабжением города Рима хлебом, надзирали за чистотой наулицах.
Всего эдилов было четыре – дваплебейских и два (с 307г. до н.э.) культурных. Причём должность плебейских эдиловболее древняя.Это обстоятельство указывает на о,что первоначально плебейская общинав экономическом отношении стоялавыше общины римского народа, и что первоначально экономические интересы плебеевв торговле, а не в земледелии.
Плебейские трибуны.
В 494г. до н.э. плебеи добились праваизбирать из своей среды двух особых должностных лиц, называвшихся «плебейскими трибунами». Первоначально, каксвидетельствует римский писатель Варрон, трибуны являлись военными вождямиплебса в момент удаления его на Священную гору. Это определение Варрона и следует взять за основу. Естественно, что при слиянии плебейской и римской общин, военная власть плебейских трибунов не могла сохраниться в полном объёме. Но у них имелось правовмешательства в распоряжения любого римского магистрата, включая и консула, если это распоряжениеущемляло интересы плебса. Сами жеплебейские трибуны формально


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.