Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Демонстрация стереотипов и предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Факультет психологии
Реферат.
Демонстрация стереотипов и предрассудков
 (расизм,сексизм, эйджизм).Выполнила:
студентка 382 группы
Разумная Н.С.
Преподаватель:
Гулевич О.А..Москва, 2005
Содержание:
Введение____________________________________________________3
1)                                          Определениепонятий «стереотип», «предрассудок»,«дискриминация»__________________________________4
2)                                          Расизм___________________________________________6
3)                                          Сексизм__________________________________________7
4)                                          Эйджизм_________________________________________9
Заключение_________________________________________________11
Литература_________________________________________________12
Введение.
«… Передонов помолчал немного ивдруг сказал: «Поляки – безмозглые». Марта покраснела. «Всякие бывают ирусские, и поляки», — сказала она. «Нет, уж это так, это верно, — настаивалПередонов. – Поляки глупые. Только форсу задают. Вот жиды, — те умные…»
Ф. Сологуб «Мелкий бес»
По-видимому, прежде чем приступать к вопросу о рассмотрении проявленияили демонстрации социальных стереотипов, следует рассмотреть то, насколькоактуальна данная проблема в современном обществе.
Дело в том, что в современном мире, к сожалению, достаточно многопроявлений так называемой «нетерпимости» или «интолерантности». Связано это,прежде всего, с тем, что мы называем «предрассудками». Конечно, эта связь неносит строгого причинно-следственного характера, но, тем не менее, вполнеочевидно, что определенная взаимосвязь имеется. То есть такие явления, какрасизм, сексизм, эйджизм – это, по сути дела, просто внешние проявления такихболее глубоких факторов, как социальные стереотипы и предрассудки.
Таким образом, по-видимому, не будет ошибкой сказать, что, изучаяпредрассудки, мы изучаем корень такого зла, как расизм, сексизм, эйджизм. Делов том, что по сути дела, социальные стереотипы и предрассудки вольно илиневольно руководят действиями людей. Социальные стереотипы и предрассудки – этото, что лежит в основе, так называемого «дискриминирующего поведения, ккоторому и относится все вышеперечисленное.
Несомненно, что в обществе, наполненном разными интересами,конкурирующими группами и проч. просто необходимо каким-то образом сохранятьмир и по возможности устанавливать гармонию. Изучение социальных стереотипов вракурсе их взаимосвязи с дескриминирующим поведением (то есть по сути делаизучение внешнего проявления социальных стереотипов или демонстрации социальныхстереотипов) есть задача чрезвычайно важная.
Для начала рассмотрим что же такое представляют из себя социальныепредрассудки и стереотипы в общем и целом (определим понятия), а затемрассмотрим такие проявления предрассудков и стереотипов, как дискриминирующееповедение, а именно: расизм, сексизм, эйджизм.
1) Определение понятий«стереотип», «предрассудок», «дискриминация».
Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что же такое социальныестереотипы и предрассудки. Это важно сделать, так как такие термины, какстереотип, предрассудок, дискриминация, расизм, сексизм, эйджизм во многомпересекаются. По большому счету каждый из приведенных терминов предполагаетнекую негативную оценку какой-либо группы или индивида – в этом состоитнекоторое сходство этих терминов и соответственно явлений. Однако немаловажнозаметить, что наряду со сходством, данные термины и стоящие за ними явленияимеют ряд специфических отличий, нюансов, в которых следует получшеразобраться, дабы не возникало путаницы и дабы предмет стал более ясен.
Итак, «Социальный стереотип – (от греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – устойчивое,категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либоявлении, явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальнойсреде.»  (9, с.524)
В 1918 г.У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. Вдальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым насегодняшний день является определение Г. Олпорта: «Установка есть состояниепсихонервной готовности, сложившееся на основе опыта  и оказывающее направляющее и динамическоевлияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которымион связан» (2, с.215).
«Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могутбыть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.» (7,с.748)
То есть из данных выше определений можно видеть, что стереотип – этонечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно – это значит во многом обобщать.Кроме того, важно заметить, что стреотип – это понятие более широкое, чем,скажем, предрассудок.
Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповоеобщение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристикистереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.
Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванногоиллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками(например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).
Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например,об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а обаутгруппе – наиболее неблагоприятная).
Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других,  индивиды невольно пытаются подтвердить этиожидания.
Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку людиневольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами) (5,с.189).
Главные выводы исследований в области социального стереотипа былисуммированы Г. Тэджфелом в виде следующих шести положений:
1)Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширныечеловеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубымии пристрастными признаками.
2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной втечение очень длительного периода времени.
3)Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться взависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этотпроцесс происходит крайне медленно.
4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными,когда возникает социальная напряженность между группами.
5)Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго довозникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.
6)Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда несуществует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудномодифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности иконфликта (5, с.192).
От понятия «стереотип» достаточно просто перейти к понятию«предрассудок». «Предрассудок – стереотипное представление о личности, группе,общности. Как правило спецификой таких социальных стереотип считается то, чтоони выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическоеотношение к какой-либо аут группе или общности (расовой, этнической, гендернойи др.) Поэтому предрассудки нередко определяют как разновидность негативныхаттитьюдов. Синоним предрассудка – предубеждение». (7, с.406).
Вообще, по-видимому, следует заметить, что суть предрассудка состоитименно в неоправданно негативной установке по отношению к группе и/или ееотдельным членам. То есть предрассудок – это всегда заведомое осуждение,которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основанииего идентификации с определенной группой. Предрассудок – это установка, то естьэто готовность действовать определенным образом на основании определенногосочетания чувств, убеждений. Таким образом, предрассудок можно определитьтакже, как некое сочетание установок, объединяющих аффект – наши чувства,тенденцию поведения – склонность действовать определенным образом и нашизнания, убеждения. 
Более узкое определение предрассудка – «Предрассудок: неоправданно негативнаяустановка по отношению к группе и отдельным ее членам». (7, с.407)
Итак, немного разобравшись с тем, что же такое стереотипы и предрассудки,, логично перейти к определению дискриминации.
Дело в том, что стереотипы и предрассудки помимо некоего эмоционального,когнитивного аспектов содержат в себе также, что немаловажно, поведенческийаспект. То есть, если мы чувствуем, мыслим определенным образом, то и действуеммы в таком случае совершенно определенным, предсказуемым на основании нашихмыслей и чувств, образом. То есть, если стереотип и предрассудок – этонегативные чувства и мысли, то последний, третий аспект этих явлений –поведение – является ни чем иным, как дискриминацией. Если использоватьопределение Д.Майерса, «Дискриминация: неоправданно негативное поведение поотношению к группе и ее отдельным членам». (7, с.408)
Дискриминация многолика и может принимать различные обличья, взависимости от предмета, на который она направлена. Стереотипы и предрассудки,а вслед за ними и дискриминирующее поведение может возникать по отношению копределенным группам или их членам в связи с расой, половой принадлежностьюили, например, в связи с принадлежностью к определенной возрастной группе. Покрайней мере, дискриминация по этим признакам является, пожалуй, наиболеераспространенной. Именно поэтому следует остановиться на данных видахдискриминирующего поведения поподробней.
2) Расизм.
В самом общем виде расизм можно определить следующим образом.
«Расизм, совокупность антинаучных концепций,основу которых составляют положения о физической и психической неравноценностичеловеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуручеловеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложныечеловеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшиерасы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации,призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и дажеусвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.» (3, с.578)
«Расизм:
Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение поотношению к людям определенной расы;
Институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком),выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязываетсяподчиненное положение.» (7, с.408)
То есть, как видно из представленных определений, основанием расизмаявляется расовая принадлежность, то есть, по сути дела некое внешнеенесходство, определенные различия в стиле жизни и проч.
Следует отметить, однако, что расовые предрассудки, будучи достаточночасто акцентировано критикуемыми, в нашем обществе несколько вытиснились изсознания. То есть внешне как-то неприлично в нашем обществе активно показыватьсвои расовые предрассудки и открыто дискриминировать представителей другойрасы. Более того, если спросить испытуемых об их расовых предубеждениях,большинство не согласиться с тем, что расовые предрассудки у них существуют.Тем не менее, истинные чувства опрашиваемых по отношению к представителямдругой расы могут быть несколько иными. «Предрассудки все еще обнаруживаются вответах на вопросы, касающиеся интимных контактов между представителямиразличных рас. Высказывание «Вероятно, я буду неуютно себя чувствовать, еслипридется танцевать с чернокожим партнером в общественном месте» выражает болеесильное расовое чувство, чем «Вероятно, я буду чувствовать себя неуютно, еслибуду ехать в одном автобусе с афроамериканцем»(7, с.410)
То есть по сути дела жесткие формы расового неприятия, жесткие формырасовой дискриминации (апартеид и проч.) с течением времени слабеют, однако неисчезают полностью. То есть дискриминация как бы смягчается, но не исчезаетнасовсем и может проявиться, когда вопрос касается каких-то интимных сфер жизниличности.
3)Сексизм.
Сексизм — это идеология, которая утверждает неравное положение и разныеправа мужчин и женщин. Если управляют мужчины — это патриархат, а если женщины- матриархат. В настоящее время все известные общества в мире — патриархальные,следовательно, сексистские.
Сексизм — это виддискриминации, соответствующий всем известным фашизму и расизму, только прифашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, апри сексизме — по половому признаку. Разница также в том, что, в отличие отрасизма и фашизма, сексизм никогда не вызывал людей на массовый кровавый бой,вооруженный конфликт и т. п. Сексизм существует на более личном уровне.Например, изнасилование считается наказуемым преступлением, а изнасилованиежены мужем считается личным семейным делом, которое других не касается. Частона сексизм не обращают внимание, или его значением пренебрегают.
Не тольконекоторые личные отношения, но и структура нашего общества весьмапатриархальна: руководством, высокооплачиваемой и высоко оцениваемой работойзанимаются в основном мужчины; за ту же работу, что и мужчина, женщина получаетменьше; домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, и т. д. Хотя этоположение очевидно несправедливое, многие к нему так привыкли, что не хотятничего менять.
Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашемсознании, что его часто просто не замечают. Нас всех воспитывают в духесексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайней мере, окружающаясреда, общество и традиции приучают мальчиков играть с машинками, а девочек — вкуклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, а девушки обязаны следитьза фигурой, и, наконец, мужчины должны содержать семью экономически, а женщины- следить за порядком в доме.
В языке стойко сохраняются и воспроизводятся культурные стереотипы о«женских» и «мужских» видах деятельности. Ярко выражена гендерная предвзятостьслов, обозначающих различные виды профессиональной деятельности. Это довольночетко проявляется в объявлениях о найме на работу (требуется столяр, управляющий,менеджер, брокер, пилот и т.д.). В официальном, публицистическом и научномязыковых стилях доминируют «мужские» названия, в то время как «женские»названия профессий и должностей почти отсутствуют, а если и есть, то «статус»их незначителен. Так профессии лифтерша, уборщица, кухарка, няня, продавщица,крановщица по статусу  крайне низки всравнении со статусом «мужских» профессий и должностей: президент, министр,директор, завуч, управляющий, главный врач, летчик, ректор, депутат. То естьсами названия как бы предполагают задействованность лиц мужского рода. Словадепутатша, президентша и др. стоят в ряду разговорной или же
стилистически сниженной лексики.
Как отмечает Алла Денисова в своей работе «Язык вражды в российских СМИ:гендерное измерение»,  есть другойраспространенный прием сексизма — когда через указание на женственностьпроисходит приписывание инфантилизма, а вместе с ним -
несамостоятельности, потребности в опеке, некоей несамодостаточности: обращение«милые, дорогие наши женщины», «любимые наши женщины», дажена женских конференциях — «милые дамы», непременное указание на то,что «в зале столько красивых женщин». Остается ожидать гоголевское:«дамы, приятные во всех отношениях». Обратим особое внимание на словонаши — оно вносит оттенок интимности, притягивает весь контекст снова к частнойсфере. Не случайны на женских конференциях обязательные рассказы политиков ичиновников о своей жене и о разделении ролей в их семьях.
            Подобно расизму, сексизмпредполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя неприводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чемженщины – либо наоборот. Традиционные доводы – такие как указание наограниченность женщин в плане обучения (Нет пользы от кобылы скакуна и женщиныоратора. Собака умнее бабы), творчества, или ссылки на пресловутую женскуюлогику (У бабы волос долог, да ум короток. Курица не птица, баба не человек)или же психологическую неустойчивость продолжают жить  в общественномсознании. 
Языковые сексизмы как выражение безотчетных стандартов поведения играютнегативную роль в ситуациях, где нужна полная информация и объективная оценка.Иногда они способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприязни кновому. На сегодняшний день все феминистки сходятся во мнении, что с сексизмомнеобходимо бороться – назрели глубокие изменения в общественном сознании имежличностных отношениях.(6)
3) Эйджизм.
В самом обощем виде, в первом приближении эйджизм можно определить, какдескиминирующее поведение по отношению к определенной группе людей иликонкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастнойгруппе.
Термин «эйджизм» означает дискриминацию одной или несколькихвозрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Чаще всего эйджизмпроявляется в отношении людей пожилого возраста.
«Эйджизм (от лат ageism)– негативный стереотип в отношении людей какой-либо возрастной категории, ночаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста». ( 9, с.614)
Следует отметить, что, как правило, когда мы говорим об эйджизме, мы, впервую очередь, имеем ввиду негативное отношение к людям пожилого возраста.Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людямпожилого возраста проистекает из убеждения или, что практически то же самое, изубеждения, что пожилые люди – бесполезный балласт общества. По крайней мере,если говорить, о развитых странах Европы, тамошнее дискриминирующее поведениепо отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано именно этой идеей,убеждением, предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальныепособия, по сути дела являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.
Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что спожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологическиобусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию,они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью иим тяжело учиться. Все это и еще множество похожих на вышеперечисленные причин,создают в конечном итоге благодатную почву для убеждения в том, что «старики нина что не годятся», и «пожилой человек – обуза для семьи» и, в конечном итоге,для общества в целом. (8).
С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, каким образом можетпроисходить дискриминация людей пожилого возраста. Пожалуй, прежде всего,следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старшеопределенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт ипрочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно повозрастному признаку – то есть, просто-напросто, не быть принятым на тудолжность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут бытьдискриминируемы в своей семье – скажем, более молодые родственники могут неприслушиваться к их мнению, игнорировать.
Пожалуй, как ни прискорбно, но вполне оправданной является сентенция В.Д.Шадрикова о том, что «Наши старики – это забытые дети общества». По сути дела,имеется ввиду, что права детей мы каким-то образом пытаемся соблюдать иотстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не столь занимают наши мысли,при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость, наше обществостремительно стареет.
Заключение.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что то как мы мыслим в конечном итогевлияет на то как мы поступаем в жизни. Наши чувства, эмоции, убеждения и вконечном итоге поведение чрезвычайно взаимосвязаны. Дискриминирующее поведениево многом связано с такими явлениями, как стереотип и предубеждение. Основнаяопасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что, то негативноеотношение, которое возникает в отношении группы или отдельного ее члена, вконечном итоге может и не основываться на реальных фактах. Более того, такиеявления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты можетоказаться очень опасными. Например, с помощью национальной розни достигаетсясовпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц в части мощногоисточника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены наконкретных людей и группы интересов, создается канал для «выпускания пара»,куда уходит значительная часть энергии и который дает возможность проявитьсильные эмоции. Типичный пример – современный российский антисемитизм, которыйне имеет пока серьезных проявлений в виде погромов, но постепенно нагнетается сиспользованием весьма солидных средств. По-видимому, он может быть использованв случае крупных провалов правительства или при необходимости серьезныхсоциальных потрясений для передела власти.
Таким образом, изучение таких явлений, как стереотипы, предрассудки идемонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является очень важным всовременном мире. Полностью преодолеть дискриминацию, возможно, и не удастся,но сделать определенные шаги в сторону ее сдерживания и регулирования вполнереально.
Литература:
1) Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990
2) Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999
3) Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
4) Кон И. Психологияпредрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
5) Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.,1999
6) Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологииРАН, 1999.
7) Майерс Д. Социальная психология. Питер, 2003.
8)Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998
9) Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.,2003.
10) Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966
11) Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
12) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998
13) Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.