Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Пермский государственный институт искусства и культуры
Факультет культурологи
Кафедра социально-культурной деятельности
Культура СССР в 20 – 30 годы
Контрольная работа по курсу
«Отечественная история»
Студентки I курса, группы ЗМК-11
Хаевой Алёны Владимировны
Преподаватель:
Аликина О.В.
Пермь
2007
Содержание.
Вступление……………………………………………………………………. с. 3
I. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов……………………………………………………………………… с. 4
I. 1. До утверждения и проведения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы………………………………………………… с. 4
I. 2. После принятия Генерального плана реконструкции Москвы………. с. 7
I. 3. Московские высотные дома: идеологическая подоплека……………. с. 10
II. Просвещение и культура…………………………………………………. с. 13
II. 1. Образование……………………………………………………………… с. 13
II. 2. Наука……………………………………………………………………. с. 14
II. 3. Культурная революция………………………………………………… с. 15
Заключение…………………………………………………………………… с. 19
Список использованной литературы………………………………………… с. 20
Вступление.
14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: «На фронтах спокойно». Закончилась Гражданская война. Всего же на долю Москвы выпало почти семь военных лет, если считать и Первую мировую войну. Последствия этих лет были крайне тяжелыми. Были уничтожены все прежние идеалы и ценности, а новые ценности — революционные — еще не были поняты и осмыслены народом, москвичами в том числе. Да и до идеалов ли было в такое время?
И теперь москвичам предстояло возрождать промышленность, хозяйство и культуру, даже более того — создавать новую модель общества. Именно москвичам, ведь Москва всегда «подавала пример» всей России.
I. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов.
I. 1. До утверждения и проведения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы.
Еще только-только установилась Советская власть, еще нетвердо стояла она на ногах, еще шла Гражданская война и было непонятно, «кто кого», а новая социалистическая идеология уже сказалась на облике столицы. Сперва — на названиях улиц и площадей. Театральная площадь стала называться площадью Свердлова, Большая Никитская — улицей Герцена, Варварская площадь — площадью Ногина, Патриаршие пруды — Пионерскими, Тверская — улицей Горького, Знаменка — улицей Фрунзе… Безликие новые названия приживались c трудом, что особенно хорошо видно сейчас, когда возвращаются исторические.
Далее были демонтированы памятники Александру II, Александру III и генералу М. Д Скобелеву. Вместо старых монументов возводили новое. В честь первой годовщины Революции их было открыто целых три: временный памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции, мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» на Сенатской башне Кремля, и памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся в Александровском саду. Обелиск представляет собой четырехгранный шпиль из серого гранита, установленный на кубическом основании. Архитектор монумента — Н. А. Всеволжский. На обелиске высечены имена Маркса, Энгельса, Кампанеллы, Бакунина, Чернышевского, Герцена и др. По основанию высечены надписи: «РСФСР» и ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ».
В Москве множество памятников Ленину, начиная от Мавзолея (об этом позже) и заканчивая мемориальными досками, которые отмечают посещение Лениным того или иного завода или предприятия. Памятный знак-камень установлен даже на месте покушения на Ленина 30-ого августа 1918 г. Наиболее известные памятники — на территории локомотивного депо Октябрьской железной дороги (1925 г.) и на Советской (бывш. Тверской) площади, перед зданием Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма пр. ЦК КПСС (1940 г.). Кстати, там же до 1918 г. располагался памятник Скобелеву, отчего площадь с 1912 до 1918 гг. называлась Скобелевской.
За памятниками пошли храмы и монастыри: их закрывали, разбирали, взрывали. Так были уничтожены Страстной монастырь (1937), Никитский (1935), частично Зачатьевский, Златоустовский, Сретенский и многие другие. Те, что не стирались с лица земли, закрывались, и в «освободившихся» зданиях размещались какие-нибудь культурные организации, как, например, филиал Музея древнерусского искусства в церкви Покрова в Филях.
В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя (энциклопедия «Москва» 1980-ого года издания стыдливо сообщает: был разобран в связи с реконструкцией Москвы). На его месте предполагалось возвести огромный Дворец советов. В 1931 г. проводился конкурс на лучший проект Дворца. Из всех представленных предпочтение было отдано проекту Б. М. Иофана, предлагавшему сделать Дворец доминирующим зданием во всей системе центра Москвы.
Это должен был быть символ победы над «старым миром», не только общественное здание, но и памятник Ленину, который было решено установить на вершине здания. (Этакий храм Ленина на месте храма Христа.) Общая высота здания по плану — 420 метров. Оно бы «задавило» и Кремль, и самые высокие ближайшие строения. Даже колокольня Ивана Великого рядом с таким Дворцом смотрелась бы просто крохотной (ее высота — 81 метр).
Строительство было начато, подведено метро «Дворец Советов», успели даже положить специальный фундамент чашеобразной формы. Предполагалось, что это защит здание от землетрясений и прочих колебаний, если такое вдруг случится. И построили бы его, если бы не Великая Отечественная война. Высокопрочная хромедистая сталь пошла на изготовления орудий и снарядов, стройку забросили. Вторая попытка возвести-таки Дворец Советов была сделана уже в конце 50-х годов, но тоже неудачно. Кончилось тем, что чашеобразный фундамент превратили в бассейн «Москва».
Но это не значит, что «храм Ленина» так и не был возведен. (Известно, что свято место пусто не бывает.) Он был, и был еще до попытки построить Дворец Советов, и есть по сей день. Это — Мавзолей.
Всего Мавзолеев было три: два временных, деревянных, и постоянный, каменный. Все они были сооружены по проекту А. В. Щусева, причем архитектура строения почти не менялась. Он задумывался, во-первых, как гробница Ленина, во-вторых, как вечный памятник, и, в-третьих, как трибуна для торжественных выступлений. С 26 января 1924 г. Мавзолей постоянно охраняется (Пост N 1).
Каменный Мавзолей построен в 1929 г. Он выполнен из мрамора, порфира, гранита и других ценных пород. Основное сочетание цветов — красного, черного и серого — придает всему сооружению торжественность. Это впечатление усиливается отсутствием каких бы то ни было украшений. Венки и букеты расположены в строгом порядке, часовые вымуштрованы, стоят — не шелохнутся. Четкий порядок — лучшая красота, этот принцип еще не раз будет использоваться в истории советской культуры.
Вообще в архитектуре 20-30-х гг. развиваются новые течения. Одним из самых ярких архитектурных направлений этого времени был конструктивизм. Конструктивисты предлагали осмыслить возможности новой техники, освоить ее логичные, функционально целесообразные конструкции. Главное в том, чтобы архитектура здания отвечала его назначению, поэтому конструктивисты предпочитали четкие геометрические формы и не украшали зданий.
Прекрасным примером этого стиля является жилой комплекс на ул. Серафимовича (в народе Дом на набережной). Он построен в 1928-1931 гг. по проекту Б. М. Иофмана (того самого, чей план был взят за основу при проектировании Дворца Советов). Комплекс является, по сути, одним огромным зданием. Оно делится на несколько простых корпусов, соединенных между собой высокими 2-3 пролетными арками. Корпуса образуют 3 больших внутренних двора, в которых разбиты скверы. В доме 500 квартир, ясли, детский сад, прачечная, отделение сберкассы, библиотека. В центральной части фасада, выходящего на Берaеневскую набережную, расположены помещения для клубов, со стороны Водоотводного канала — кинотеатр «Ударник», в средней части здания — универсальный магазин. Здание совершенно лишено декора, отдельные его части являются простыми геометрическими фигурами (кубами и призмами).
В целом Дом на набережной — мини-город, маленькая социалистическая община. Когда жители (члены правительства) въезжали в свои квартиры, они уже были обставлены однотипной казенной мебелью. Становится понятен первоначальный замысел, необычайно близкий идеям социализма: сделать всех равными, сделать все общим.
И все-таки о том, построен ли Дом на набережной в стиле конструктивизма, еще можно спорить. Его простые формы слишком сложны, хотя, казалось бы, уж куда проще?
Проще всегда есть куда. Классический пример конструктивизма — здание комбината газеты «Правда».
Его архитектура в высшей степени лаконична. Вся композиция «построена на сочетании огромного и высокого прямоугольного блока 7-этажногоредакционно-издательского корпуса и распластанного пониженного производственного. Вестибюлю, главной лестнице и зоне холлов соответствует огромный витраж в центре фасада, залам — такие же огромные застекленные эркеры на торцах здания».
Бетон со стеклом — и больше ничего! Функция, назначение — в первую очередь, а форма не столь важна.
Другие архитекторы продолжали традиции классицизма и модерна, развивая и перерабатывая их. «В архитектуре общественных зданий проявилось стремление к созданию идейно значимых художественных образов на основе использования традиций мирового и национального зодчества. К наследию классицизма обращались И. А. Фомин, сохранивший принципы ордерной архитектуры (дом общества „Динамо“), И. В. Жолтковский, опиравшийся в решении современных задач на традиции зодчества итальянского Возрождения (здание Центрального театра Советской Армии). » Массовые застройки 20-30-х годов способствовали разработке максимально простой архитектуры зданий. Так появляются новые районы, похожие друг на друга, удобные, благоустроенные, просторные, но угнетающие своей однотипностью. Все прочнее входит в жизнь понятие стандарта.
I. 2. После принятия Генерального плана реконструкции Москвы.
Переломный момент в изменении облика столицы наступил с принятием Генерального плана реконструкции Москвы. Его проект, составленный коллективом архитекторов под руководством В. Н. Семенова, С. Е. Чернышева, был утвержден 10 июля 1935 г. Многие аспекты этого Плана я рассматривала в предыдущих статьях темы «Довоенная Москва», сейчас же буду говорить только об отражении в новом облике города новой идеологии.
В том же 1935 г. двуглавые орлы на четырех кремлевских башнях (Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой) были заменены на звезды. Корпус звезд из нержавеющей стали был облицован медными золочеными листами. С двух сторон звезды украшали серп и молот, составленные из уральских самоцветов. Но эта конструкция оказалась неудачной, блестящие поверхности самоцветов быстро потемнели и потребовали переогранки.
К 20-ой годовщине Октябрьской революции они были заменены звездами из рубинного стекла. Тогда же была установлена и пятая звезда (на Водовзводной башне).
«Несущая конструкция кремлевских звезд из нержавеющей стали представляет собой пятиконечную пространственную звезду, лучи которой имеют форму четырехгранной пирамиды. Прочность и жесткость конструкции рассчитаны на воздействие ураганного ветра. Звезды освещаются изнутри лампами накаливания, а равномерное распределение светового потока обеспечивается рефракторами, состоящими из призматических стеклянных плиток.
Мощность ламп (в звездах Водовзводной и Боровицкой башен установлены лампы мощностью 3,7 кВт, в остальных до 5 кВт) обеспечивают хорошую видимость звезд в ночное и дневное время.
При остеклении звезд надо было добиться того, чтобы они светились ночью достаточно ярко, днем сохраняли рубиново-красный цвет и чтобы нити накала ламп не были заметны. Вторая задача была особенно сложной, т.к. красное стекло, освещенное снаружи, а не на просвет, кажется черным. » Современное остекление кремлевских звезд было установлено уже после Великой Отечественной войны, в 1946 г. (тут я несколько выхожу за положенные хронологические рамки). Тогда звезды были покрыты молочным стеклом. Оно хорошо рассеивает свет ламп и одновременно отражает дневной свет, что смягчает темноту рубинового стекла. Рубиновое стекло не однотонное, а разных оттенков. Этим достигается большая контрастность и подчеркивается лучистая форма звезд.
Если сравнить звезды, скажем, с крестами на куполах московских храмов, то видно, что они массивны, «давят» на стройные шатры кремлевских башен, даже вносят некоторую дисгармонию. Вряд ли такое было сделано умышленно, скорее всего, это еще одно проявление свойственной всей советской культуре гигантомании. (Дворец Советов с Лениным на верху — из этой же серии.) Особо следует отметить архитектуру залов и вестибюлей московского метро, самых красивых в мире. Очень интересны в этом плане залы станций «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Маяковская», «Красные ворота» (ныне «Лермонтовская»), «Охотный ряд» (ныне «Проспект Маркса»), «Площадь революции». Стены и колонны залов выложены мрамором разных цветов, скажем, при отделке станции «Кропоткинская» использовался светлый мрамор желтоватых тонов, а на «Площади революции» сочетания более яркие: черный, красный, светло-золотистый, белый и серый. Архитектурное решение каждого из залов уникально и не повторяется при отделке других. Например, на той же «Площади революции» у пилонов расположены 76 бронзовых скульптур работы, олицетворяющих завоевание, защиту и труд советских людей, а на «Маяковской» освещающие зал лампы расположены в 36 овальных куполах, украшенных мозаичными панно из смальты. Пол залов выложен гранитом, причем таким образом, что гранитные плиты разных цветов создают геометрический орнамент.
В архитектуре подземных станций тоже много идеологических символов. Например, наземный вестибюль станции «Арбатская» Филевской линии в плане имеет форму пятиконечной звезды; стены станции «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии украшены майоликовыми панно на тему труда комсомольцев-метростроевцев, а капители колонн увенчаны эмблемой Коммунистического интернационала молодежи.
В 1935 г. начались реконструктивные работы на набережных Москвы-реки и Яузы. «В связи со значительным повышением уровня воды в Москва-реке после постройки канала Москва-Волга набережные были на несколько метров приподняты. Берега одевались в гранит и бетон, проезжие части и тротуары асфальтировались, озеленялись. Если в дореволюционной Москве имелось всего 2,3 км облицованных песчаником набережных в районе Кремля, то в 1939 г. общая протяженность гранитных набережных Москвы-реки, Яузы и водоотводного канала составляла около 52 км».
Если благоустраивались набережные — значит, строились и реконструировались мосты. Во время довоенных пятилеток были реконструированы почти все мосты, существовавшие до революции, возводились новые. В первую очередь — Москворецкий, Большой Каменный, Крымский мосты через Москву-реку, Малый Краснохолмский, Чугунный, Малый Каменный — через Яузу, Малый Устьинский — через Водоотводный канал.
Наиболее интересны в архитектурном отношении Большой Каменный и Крымский мосты.
Новый Большой Каменный мост, возведен в 1938 г. Его длина с подходами составляет 497 метров, ширина — 40. Речной пролет перекрыт стальными арками с надарочными строениями клепаной конструкции, проезжая и пешеходная части моста проложены по монолитной железобетонной плите. Боковые пролеты находятся над набережными Москвы-реки и отделаны крупными блоками, стилизованными под необработанный камень (техника руста). Интересны перила моста, сделанные из литых чугунных решеток с изображением советского герба Москвы.
Крымский мост — единственный висячий мост в Москве. Его длина с подходами — 671 метр, ширина — 33 метра. Пролетные строения выполнены из стальных элементов висячей конструкции, а речной пролет подвешен к перекинутым через пилоны (клепаные стальные столбы) цепям.
Крымский мост был открыт в 1938 г. к празднику 1-ого мая и завершил первый этап благоустройства набережных, согласно Генеральному плану.
Важным событием явилось проведение в Москве сельскохозяйственных выставок. Первая их них, Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка была проведена в 1923 г. На ней были представлены все основные сельскохозяйственные и промышленные районы Союза. Но гораздо более значимым было открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, поскольку она задумывалась не как выставка «на один раз», а как постоянный архитектурно-планировочный комплекс.
Решение об ее создании было принято в августе 1938 г. на сессии Верховного Совета СССР. Основной задачей этого было отображение достижений сельского хозяйства республик и областей Союза. Автором генерального плана выставки был архитектор В. К. Олтаржевский.
«Осенью 1938 г. в районе подмосковного села Останкина началось строительство крупнейшего в мире выставочного комплекса с территорией свыше 140 га, на которой разместилось более 250 различных выставочных зданий. Сотни тысяч квадратных метров отводились под посевы и насаждения, призванные отобразить многообразие растениеводства в СССР.
Эмблемой выставки стала скульптурная композиция — тракторист и колхозница с высоко поднятым снопом-установленая на 52-метровом пилоне Главного павильона. В архитектурный ансамбль выставки кроме павильонов и опытных участков входили также парк с тенистыми аллеями, просторные площади, пруды, сельскохозяйственные постройки и др. » «Экспозиция строилась по отраслевому (механизация, сельское хозяйство, животноводство и др.) и по территориальному принципам (союзные и автономные республики, отдельные природные зоны). » Открытие выставки состоялось 1 августа 1939 г. Всего за первые три месяца работы ее посетило свыше 3,5 млн. человек. В 1939-1941 гг. в ВСХВ участвовали более 20000 колхозов и совхозов, 15000 животноводческих ферм, 498 МТС. В 1941 г. на ВСХВ появились два новых павильона, «представлявших» республики Прибалтики: Литву, Латвию и Эстонию, а также Молдавскую республику.
Сельскохозяйственные выставки стали первыми в своем роде (до этого в Москве сельскохозяйственных выставок не проводилось), можно сказать — экспериментами, но экспериментами удачными. Они наглядно продемонстрировали развитие сельского хозяйства в России накануне Великой Отечественной войны, а в том, что они вообще была создана, четко видна одна из главных социалистических идей: труд — это почетно. (Сейчас такие установки все чаще высмеивают, но лично я не вижу в них ничего смешного или неправильного.) Для того чтобы закончить начатую тему, мне придется опять забежать вперед и обратиться к высотным домам, построенным в конце 40-х — начале 50-х, так как это имеет непосредственное отношение к связи социалистической идеологии с обликом Москвы.
I. 3. Московские высотные дома: идеологическая подоплека.
Высотные здания в просторечии, как правило, называют сталинскими высотками. Всего их семь (новое здание МГУ на Воробьевых горах, здание Министерства иностранных дел и Министерства внешней торговли СССР на Смоленской площади, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», административно-жилое здание на Лермонтовской площади и жилые дома на площади Восстания и Котельнической набережной) и построены они по единому градостроительному замыслу согласно специальному постановлению Совета Министров СССР от 1947 года. В каждом здании от 26 до 32 этажей.
Даже неспециалист видит, что основа всех семи одинакова: высокое здание ярусного типа, переходящее в остроконечную башню, которая несколько напоминает кремлевские, и два примыкающие к нему крыла, более короткие, широкие, и без башни. Все здание стремится вверх, благодаря чему при больших размерах создается эффект стройности и легкости силуэта. Но нас в данном случае будет интересовать не архитектура «высоток», а их идеологическая подоплека, их косвенное предназначение.
Примеры из мировой истории подтверждают, что каждый самодержец, самовластитель или даже тиран старается создать какой-то архитектурный символ, который бы в сознании народа ассоциировался с ним даже после его смерти. В России таким символом традиционно был Кремль. Но чем больше временной промежуток от времени постройки Кремля до времени деятельности конкретного правителя, тем слабее становится эта ассоциация. Петр I и следовавшие за ним императоры ассоциировались вообще не с Москвой, а с Петербургом. Ну, а ассоциация Кремля со Сталиным вообще была чисто внешней, и никак не сохранилась бы так долго, как того хотелось.
Поэтому «Кремль должен каким-то образом иметь продолжение в окружающем городском пространстве, надо было визуально связать центр, сердце страны и города, с самим городом, с его жилыми кварталами. Эту роль… и выполнили „высотки“.
Если посмотреть на Кремль в плане, то это — неправильный пятиугольник, отороченный по всем углам разными по рисунку, но едиными по стилю башнями. По двум же самым длинным сторонам (той, что вдоль набережной, и той, что вдоль Александровского сада) ярче других ровно по центру выделяются еще две башни — Тайницкая и Троицкая; эти семь могучих красавиц и определяют визуально архитектурную пульсацию политического центра страны. И чтобы этот сердечный ритм ощущался зрительно всюду, то есть и в удалении от Кремля, возник как бы большой круг архитектурного „кровообращения“ — Садовое кольцо, для чего пришлось вырубить сады и освободить место для наглядной пульсации в автомобильных траекториях (автомобильный поток способствует визуальному соединению высотных башен друг с другом и их выходу внутрь кольца — к Кремлю), а образ главных семи кремлевских башен возникает повторно в семи „высотках“, разбросанных по периметру кольца и замыкающих тогда весь громадный город в конце проспекта в колоссе — башне университета, построенного в том же стиле».
Конечно, это только теория, и степень ее вероятности спорна. Но высотные дома по-прежнему зовутся «сталинскими». Недавно с «высоток» стали снимать пятиконечные звезды, заменяя их двуглавыми орлами. (Хороший символ: с башен «настоящего» Кремля снимают орлов, устанавливают звезды, с башен «копии» снимают звезды, заменяя их орлами). Царские гербы на «высотках» смотрятся нелепо, а некоторых даже раздражают. Получается, что в сознании человека происходит наложение друг на друга двух несовместимых понятий: сталинская высотка и царский орел. Сознание отвергает всякую возможность такого смешения.
II. Просвещение и культура.
II. 1. Образование.
В декабре 1919 г. Ленин подписал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Согласно ему все граждане страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучиться грамоте на русском или родном языке (по желанию).
В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» под лозунгом «Каждый грамотный обучи неграмотного». Пункты ликбеза организовывались в селах, деревнях и на предприятиях, и, само собой, столица не осталась в стороне от этого движения. Более того, Москва постепенно становилась городом сплошной грамотности. В 1920-1928 гг. было обучено грамоте более 46 тыс. человек, а к 1929 г. еще 70 тыс. продолжили учебу, так что к 1936 году неграмотность в Москве была ликвидирована.
Но более важной задачей, нежели обучение уже взрослых людей, представлялось воспитание подрастающего поколения. Это было связано не только с необходимостью просвещения, но и с теорией «коммунистического воспитания», т.е. социалистические идеология и ценности должны была «усваиваться» ребенком с самых ранних лет.
Если говорить о дошкольном воспитании, то в 1912 г. в Москве было всего 12 детских садов, из них только 2 бесплатных, для детей рабочих. А в 1940 г. их стало уже 1044, и посещало их свыше 73 тыс. детей. Аналогично расширялась сеть школ, количество которых достигло в 1940 689-ти, а число учащихся тогда же превышало 600 тыс. человек.
Много внимания уделялось повышению качества образования. «При Московском отделе народного образования (МОНО) из состава опытных педагогов были созданы специальные предметные комиссии и научно-методическая секция. К началу 1920/21 г. они разработали учебный план для школ I ступени, а к началу 1921/22 г. составили и помогли издать учебные программы для всех школ Москвы и Московской губернии. » Постановление «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» был принят в 1925 г., а осуществлен этот план был в 1930/31 учебном году. Подобный ему план об обязательном 7-летнем образовании был выполнен к 1937 г. И то, и другое в столице было сделано раньше, чем по всей стране.
13 мая 1932 г. МГК ВКП(б) и Мосгорисполком приняли два постановления: «О повышении уровня общеобразовательных знаний и политической подготовке учащихся» и «О введении в Москве десятилетнего образования». Кроме того, было принято постановление-оговорка «Об учителе», предписывавшее организацию подготовки и материальное обеспечение учителей. Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), а в 1933 — Городской педагогический институт.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специалисты. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народного хозяйства. С этой целью в Москве были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли большинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, Нефтяной институт им. И. М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии и два медицинских института. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Промышленная, Транспортная, Плановая т.д.
В целом «к 1941 г. Москва стала одним из крупнейших центров подготовки кадров для всей страны. » В вузах к тому времени обучалось 95 тыс. студентов, в техникумах — 38 тысяч.
II. 2. Наука.
Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лаборатория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.
В 1923 г. была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В состав этой ассоциации входили институты истории, экономики, философии, археологии, права, языкознания, литературы и т.д. Академия наук была переведена в Москву из Ленинграда (в 1934 г.) В 30-е годы в Москве проводятся международные научные форумы, например, Конференция по физике атомного ядра (1934 г.) или Международная конференция математиков-топологов (1935 г.) Все это способствовало становлению Москвы как научного центра всего Союза.
От ученых требовались не только достижения в естественно-научных, математических и других областях, но и пропаганда социалистических и коммунистических идей. Поэтому в 1920 г. в Москве открылся Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, а еще через три года — Институт Ленина. Велась подготовка к изданию их сочинений.
Вообще идейное воспитание молодежи, (я бы даже сказала — идеологическая атака), имело для того времени далеко не последнее значение. Ребенок с детства поднимался по своеобразной «лестнице», проходил путь от октябренка к пионеру, от пионера к комсомольцу, от комсомольца к коммунисту. В вузах вводятся новые учебные дисциплины, связанные с марксизмом и научным коммунизмом. Открываются учебные заведения, готовящие партийные кадры, например, Высшая партийная школа. В 1924 г. были представлены первые экспозиции Центрального музея В. И. Ленина и Музея революции СССР, при Институте К. Маркса и Ф. Энгельса создается музейное отделение (впоследствии Музей К. Маркса и Ф. Энгельса). Старые идеалы и ценности заменяются новыми, старое мировоззрение — новым, старые святые —новыми.
II. 3. Культурная революция.
Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две стороны. Второй стороной культурной революции стало именно «настоящее» распространение культуры.
Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи, которых в столице находилось множество.
Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частными, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомом декрета «Об охране библиотек и книгохранилищ» они были национализированы. В дореволюционной Москве крупных массовых библиотек было всего 16, а в 1940 г. уже 768. Книжный фонд в это же время превысил 11 млн. томов.
Крупнейшей публичной библиотекой стала Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. До революции она входила в состав Румянцевского музея, и в основе ее фондов были частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Румянцева послужило основой для Гос. библиотеки.
После революции создаются и новые библиотеки, такие, как библиотека Социалистической академии общественных наук, Центральная городская библиотека, и специальные, как, например, основанная Е" 1921 г. Библиотека иностранной литературы или Медицинская центральная библиотека.
Примерно то же происходит и с музеями. Все они после революции были национализированы, доступ в них открыт (в принципе, он и раньше не был закрытым, хотя в большинстве случаев ограниченным). Крупнейшим в Москве и вторым по значению в Союзе (после Эрмитажа) стал Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (до 1937 г. — музей изящных искусств). На основы бывших частных коллекций создаются Музей западного искусства, Музей иконописи и живописи, Музей фарфора и др. В музеи превращаются бывшие подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, монастыри Новодевичий и Донской.
Что до новых музеев, то в начале 20-х г. в Москве существовали пролетарские музеи. Их значение было в ознакомлении рабочих с произведениями искусства. По сути, эти музеи можно назвать временным и экспозициями, т.к. по окончании этой культурной программы все экспонаты были переданы в «постоянные» московские музеи. Открываются и совершенно новые выставки и музеи, ранее никогда не существовавшие, «рожденные революцией». Это уже упомянутый выше Центральный музей В. И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР.
Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально произведение несет идеологическую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как убили Гумилева.
В принципе, искусство — это уже не моя тема, поэтому я только в общих чертах набросаю картину культурной жизни столицы в 20-30-е годы.
Наибольшее значение для литературной жизни Москвы имело проведение Первого всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства, но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи В. Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он выступал докладчиком на диспуте на тему: «Поэзия — обрабатывающая промышленность».
Особо мне хочется оговорить такой вид литературы, как журналистика, т.к. это имеет большое значение для описываемого периода. Вся печать того времени была централизованна, находилась «под опекой» какой-нибудь партийной организации и проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники «Московских новостей» менялись постоянно по той причине, что их попросту расстреливали. Дело в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком де +е было очень просто, а исправить ее — невозможно.
Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни Москвы. Так, основу репертуара Большого театра в 20-е годы по-прежнему составляла русская классика: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать «Красный мак». Зато всего через пять-десять лет на сценах московских театров уже шли премьеры: «Человек с ружьем», «Оптимистическая трагедия», «Враги».
Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое, популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки, и многие композиторы, не поддаваясь веяниям времени, продолжают классицистические музыкальные традиции, другие привносят в музыку революционные мотивы («Траурная ода» А. А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и «Симфонический монумент 1905-1917» М. Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто массовые песни типа «Расстрел коммунаров», «Смело в бой мы пойдем», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», позднее — песни из популярных кинофильмов. Для 20-х годов были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях никак не классика, а революционные песни вроде «Варшавянки».
Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в условиях культурной революции это естественно.
Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э. Тиссэ, Д. Вертова, С. Эйзенштейна. Наиболее известен «Броненосец „Потемкин“ Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.
Первым советским звуковым фильмом была картина „Путевка в жизнь“, снятая на киностудии „Мосфильм“ режиссером Н. К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех: за полтора года после премьеры его посмотрели сотни тысяч зрителей не только СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) он был включен в число лучших работ.
В 30-е годы создается много талантливых кинофильмов самых различных жанров: исторические (»Александр Невский", «Суворов»), хроникальные (дилогия, включающая картины «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»), комедийные («Веселые ребята», «Волга-Волга»). Появляется жанр так называемого «социалистического реализма» («Старое и новое», «Потомок Чингисхана»).
Экранизируются многие литературные произведения («Мать», «Бесприданница»), снимаются детские фильмы («Тимур и его команда»), мультфильмы. На студии «Союздетфильм» в 1936 г. был снят первый в Союзе цветной фильм «Груня Корнакова», на этой же студии было создано первое в мире безочковое стереоскопическое кино.
Подтверждением высокого уровня развития советского кино можно считать проведение в столице в 1935 г. международного кинофестиваля. (Под высоким уровнем я подразумеваю тот уровень, до которого дошло советское кино, а не тот, до которого оно не могло дойти из-за постоянной «опеки» правительства, отсутствия свободы слова и наличия сверхжесткой цензуры. Зачем говорить о том хорошем, чего не было, когда то, что было, было не так уж плохо?)
Заключение.
Такова была довоенная Москва — еще не окончательно расставшаяся с прошлым, но отчаянно пытавшаяся это сделать, внешне совершенно воспринявшая новые идеи, но не отказавшаяся от старых ценностей.
У медали две стороны. Свет никогда не существует без тени и наоборот. На одной чаше весов — индустриальное развитие, улучшение материального положения, условий труда и быта москвичей, на друг ой — всеобщий страх, произвольные аресты и лагеря, на одной — просвещение и культура, на другой — разрушение «до основанья» «старого мира».
Чем ярче солнечный свет, тем гуще тени, чем сильнее давим мы на одну чашу весов, тем выше поднимается вторая.
Моей целью в этой работе было не отстаивание какой-то политической линии, а просто рассмотрение развития Москвы в данный исторический период, один из самых интересных как в истории столицы, как и в истории всей страны и даже в мировой истории. Время противоречивое, страшное и вместе с тем героическое.
Говорят, что было плохо, что могло быть лучше. Но вообще-то история не знает сослагательного наклонения.
Список использованной литературы.
1. История Москвы / под общ. ред. С. С. Хромова – М.: Наука, 1974. – 504 с.
2. Москва: иллюстрированная история. Том 2-ой / под общ. ред. Ю. А. Полякова — М.: Мысль, 1986. – 426 с.
3. Капустин, М. П. Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма) / М. П. Капустин. – М.: Новости, 1990. – 216 с.
4. Энциклопедия «Москва» / под общ. ред. А. Л. Нарочницкого – М.: Советская энциклопедия, 1980. — 402 с.