Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БАЛАКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическаяразработка
урока-викториныпо теме
«Путешествиепо дороге времени»
длястудентов 1 курса, специальности
220301«Автоматизация технологических процессов и производств»
(поотраслям),
240503«Производство изделий и покрытий из полимерных материалов», 280201 «Охранаокружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
подисциплине «История»
2009
Содержание
Введение
1 Вступительное слово преподавателя
2 Описание заданий
2.1«Приветствие»
2.2 « Разминка»
2.3 « История государства в лицах»
2.4 « Как говорили на Руси?»
2. 5 Конкурс ребусов (для «болельщиков»)
2.6 «Отгадайте кроссворд »
2.7 Задание «Верёвочка» (для«болельщиков»)
2.8 «Найдите соответствие»
2.9 «Исправьте исторические ошибки»
2.10 «Исторический портрет » (для«болельщиков»)
2.11 Конкурс капитанов
2.12 «Творческий конкурс»
3 Подведение итогов викторины.Заключительное слово преподавателя
Литература
Приложение А Компьютерное сопровождениеурока — презентация в формате Power Point
Приложение Б Ведомость подсчёта балловкоманд
Введение
Сегодня практическилюбой преподаватель применяет хотя бы изредка в своей деятельностинетрадиционные формы обучения. Это связано со становлением нового стиляпедагогического мышления преподавателя, ориентирующегося на эффективное решенияобразовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметныхчасов. Арсенал форм уроков истории не просто обновляется под влиянием, преждевсего, усиливающейся роли личности студента в обучении, но и трансформируется всторону необычных игровых форм преподнесения материала.
Передсовременным преподавателем истории уже целое десятилетие стоят задачи,навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к решению иоценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений,нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросовна уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщенияк творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашейнепростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующейдеятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию — это важныеумения человека будущего. Видимо, этим объясняется все более настойчивоевнимание преподавателя истории к нетрадиционным формам урока.
Как известно, самымипрочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, послеопределённых усилий. Возможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачупоиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе,а это значит, что идёт процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Проведениеурока в форме исторической викторины даёт возможность студентам развивать всебе навыки самообразовании и самопроверки своих знаний. Задания викторины «Путешествиепо дороге времени» охватывают русскую историю с древнейших времён до конца XIXвека. Материал подразделяется на следующие периоды:
«От Руси к России » (IX-XVв.в. )
«Россия в XIXвеке»
«Россия в Новое время»(XVIII век)
«Россия на рубежеСредневековья и Нового времени» (XVI-XVIIв.в.)
Работа на урокестроится посредством соревнования между командами (они выбираются заранее). Викторинавключают в себя разные типы вопросов и заданий, которые дают возможностьпроверить у студентов знания важнейших дат, главных событий Отечественнойистории. Особое внимание на уроке уделяется работе с историческими источниками.
Занятие сопровождаетсякомпьютерной презентацией, состоящей из 54 слайдов. Использование компьютера имультимедийного проектора позволяет более наглядно представлять рассматриваемыйматериал — необходимые тексты, портреты исторических деятелей, таблицы,выводятся на экран.
Историческую викторинуможно провести как обобщающий урок в ходе подготовки к экзамену или внеклассноемероприятие. Также отдельные её фрагменты можно использовать на уроках приизучении соответствующих тем.
Цель урока: на основеорганизации групповой работы повторить и закрепить пройденный материал поистории России (IX-XIXвв.)
Задачи урока:
используя системупознавательных заданий активизировать изучение студентами исторических понятий,определений, терминов, событий и их хронологию. Через характеристикуполитических деятелей сформировать представление о различных историческихэпохах;
развиватьпознавательные интересы студентов, формировать историческую память;
воспитывать любовь кОтечеству через изучение памятных страниц истории Российского государства.
1Вступительное слово преподавателя
(Приложение А, слайд 1)Очень часто историю называют дорогой времени. И это не случайно. Подобно тому,как горизонт открывает путешественнику новые земли, так и история даётвозможность заглянуть в далёкое прошлое. История нашего государства велика имногогранна. Она помнит время страшных войн, потрясений и время великих побед,преобразований. На Земле, наверное, нет народов с «лёгкой» судьбой. Каждомународу выпали на долю свои тяжёлые испытания, разорительные войны, гнётзавоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе,раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлогопомогают избежать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлогооставляют глубокий след в сознании, рождают чувство уважения к славным делам.Максим Горький говорил: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, авот изучать необходимо» (Приложение А, слайд 2).
Сегодня мы с вамисобрались на нашей викторине, чтобы совершить воображаемое путешествие подороге времени. Условно мы разделим этот путь на четыре периода:
«От Руси к России (IX-XIVвв.)»
«Россия на рубежеСредневековья и Нового времени (XVI-XVIIвв.)
«Россия в Новое время.(XVIII век)»
«Россия в XIXвеке»
Входе проведения нашей викторины, в которой будут предложены задания как длякоманд, так и для болельщиков, мы должны закрепить полученные на уроках знания.Оценивать вашу работу будет жюри (представление членов жюри).
Атеперь несколько слов о ходе проведения викторины. В ней участвуют три команды,а также вы, уважаемые болельщики. Участвуя в специальных конкурсах, вы можетепомочь своей команде заработать дополнительные баллы. По ходу проведениявикторины будет заполняться демонстративная ведомость подсчётов баллов(Приложение Б). Всем желаю достойной игры и удачи!