Реферат по предмету "История"


Конфуцианская цивилизация

Содержание
Введение
Конфуцианскаяцивилизация Китая
Заключение
Список литературыВведение
 
Мир Китайской Конфуцианской цивилизации. Китай – одно из древнейшихгосударств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость идинамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических,социальных и философских ценностей, которая определила характер и направлениегосударственной идеологии.
Китайская цивилизация, называемая часто конфуцианской,является автохтонной, т.е. возникла автономно и независимо от внешних заимствований,в пятом — втором тысячелетии до н.э. Сложившаяся традиция никогда непрерывалась, несмотря на многие столетия чужеземных владычеств, когда на тронесидели завоеватели. Китай как страна-доминант создал целый очаг культуры врегионе Дальнего Востока: в Японии, Корее, странах Южных морей (ЮВА). Здесьраспространилась иероглифическая письменность, конфуцианство, даосизм. Из Китаявышел специфический буддизм чань. Имперский режим — политическая культура Китая- был воспринят здесь и просуществовал в течение многих столетий. Китайскаяэтика, эстетика, многие виды искусства стали предметом подражания изаимствования.
Целью настоящей работы является получение представления омногообразном феномене под названием «китайская конфуцианская цивилизация».Объект исследования, таким образом, китайская цивилизация в ее развитии,предмет исследования – конфуцианство, как идеология развития государственности.Конфуцианская цивилизация Китая
В китайской цивилизации переход от древности ксредневековью произошел почти незаметно, без тех потрясений, которыесопровождали этот процесс на Западе.
Переломным моментом в истории Китая стало появлениеконфуцианства. Его сбздателем был философ и педагог Конфуций (Кун-цзы, 551-479гг. до н. э.), стремившийся к созданию идеального государства, основанного натвердых нравственных принципах и гармоничных социальных отношениях. УчениеКонфуция, спустя несколько веков ставшее государственной религией, напротяжении двух тысячелетий было основой духовной жизни китайского общества и взначительной степени определяло его социально-экономическое развитие.
Идеология конфуцианства пронизана рациональностью ипрактицизмом. Конфуций и его последователи разработали методы управления государством,систему отношений в обществе и в семье, этические нормы. Средоточием высшегоблага и гармонии, образцом для подражания в конфуцианстве.считается Небо — древнее божество. Подражание небесной гармонии нацеливает человека на созданиесвоего рода Царства Божьего на земле.
Государство в конфуцианстве определяется как большая семья,где у каждого есть строго отведенное место, соответственно которому следует себявести. Стержнем, на котором держится все государство, по Конфуцию, являютсяпреданность и покорность. Они должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу:дети почитают родителей, младшие братья и сестры — старших, а подданные — своихправителей. Но принцип большой семьи подразумевал и предельную ответственностьвласти (“родителей”) перед народом. Только тогда в государстве (“семье”) будетцарить взаимное доверие, без которого немыслимо стабильное существование.
Особое значение Конфуций придавал нравственному обликучиновников — опоре власти и ее представителям. В Китае существовали специальныешколы, где тщательно готовили новую бюрократическую элиту. А когдаконфуцианство превратилось в официальную религию, оно стало основным предметомв системе государственных экзаменов.
Чиновником мог стать только тот, кто блестяще знал трудыКонфуция.
Конечно, реальность нередко расходилась с благороднымиидеями великого философа: иные чиновники могли наизусть знать его “моральный кодекс”,но на практике быть нечестными и корыстолюбивыми. Однако, судя по всему, тех,кто искренне и ревностно исполнял свои обязанности, было значительно больше.Известно, что в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бедственнымположением населения, периодически предлагали императору широкую программуреформ. Вначале власть отвечала на это репрессиями: смелых чиновников казнили,ссылали, в лучшем случае — лишали должности. Многие, не дожидаясь расправы,кончали с собой. Но, в конце концов правительство вынуждено было пойти нанекоторые преобразования. Таким образом, конфуцианство, с его идеей гуманностивласти, укрепляло бюрократический аппарат и в итоге — саму государственность .
Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий егоот культур других народов. Социальная этика и административная практика здесьвсегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистическиепоиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствамибытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталонвысшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими иобщепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, всоответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на томсвете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всегоритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.
Все это сказалось на характере эволюции представлений обобразе мира. Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, чторелигиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная рольдуховенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба- высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именноони были уважаемым и привилегированным сословием в Китае. Однако они были нестолько жрецами, сколько чиновниками .
Пожалуй, нигде в истории культура не была столь доверчива кмиру природы, как в Китае. «Никогда человек не достигал таких небесныхвершин нежности сердца и чистоты души, чистоты и совершенства восприятия мира…Нигде восприятие мира природы и души не было так пронизано светом, сочувствиеми любовью, детски чистой доверчивостью и наивностью, беспредельной мудростьюбытия в этом мире! Какая же внутренняя природная сила и гармония должны былинаполнять тайным светом и души, и сердца этих людей, не сробевших, непостеснявшихся в те далекие и жестокие времена — открыться и земле, и небу, илюдям...».
Интуитивная доверчивость людей к мудрости природы позволилакитайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности,ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью игармоничностью. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного тождествапротивоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различияотносительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад,просвечивается богатство всей природы. Каждое воплощает в себе ее мудрость.
Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему,поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобитьсяприроде, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущипять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность(ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).
Китайская культура не ориентирует на деятельное начало, апризывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежитНебу. Поэтому китайский мудрец говорил: «Я излагаю, а не говорю». Сточки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно отприроды. Природа награждает ее талантом, и ее талант — следствие могучеготворческого процесса в природе.
Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежалаидея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И этаидея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Неиспортил эту идею и буддизм, составивший вместе с даосизмом и конфуцианствомфилософско-религиозную триаду (сань цзяо), духовный стержень китайскойкультуры.
В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированыопределенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости отзанимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболеенаглядное отражение в том, что обычно именуется «китайскимицеремониями».
В любой момент жизни, на любой случай — всегда и во всемсуществовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. Вэпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости ицеремониала — трактат Ли-цзы, сжатое, суммарное изложение конфуцианских норм,имевших обязательную силу на протяжении двух с лишним тысяч лет. Все записанныев этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем с тембольшей тщательностью, чем более высокое положение в обществе человек занимал.
Отталкиваясь от, сконструированного им социального идеала,Конфуций сформулировал основные принципы того социального порядка, которыйхотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь- государем, чиновник — чиновником», т.е. в этом мире все станет на своиместа, все будут знать свои права и делать то, что им положено.
Такой социальный порядок Конфуций и все его последователисчитали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Речьшла, таким образом, о том, чтобы привести все вещи в соответствие с их былымзначением. При всех отклонениях от нормы к ней следует возвращаться.
Упорядоченное таким образом общество должно иметь дуальнуюструктуру, состоящую из верхов и низов: тех, кто думает и управляет, и тех, ктотрудится и повинуется.
Критерием разделения общества на верхи и низы должны былислужить не знатность происхождения и, тем более, не богатство, а знание и добродетель,точнее — степень близости к идеалу цзюнь-цзы.
Формально это открывало путь наверх для любого, и самКонфуций гордился тем, что давал свои знания всякому, кто приносил «связкусушеного мяса», т.е. платил плату за обучение. Но фактически дело обстоялонамного сложнее. Сословие чиновников было отделено от народа труднопреодолимойпреградой — «стеной иероглифов», то есть грамотностью, котораяопределяла социальное положение и имущественный ценз человека на протяжениивсей истории Китая.
Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец,учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальнойидеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей иполитической культуры Китая (до 1949 г. — официальная идеология), составнойчастью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Этоединственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека .
Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихсявеками обычаев, определявших каждый шаг китайцев “ли”, пример же в их исполнениидолжны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что ондостаточно скептически относился к попыткам управления посредством созданияновых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнутьнравственного обновления.
Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению,избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращалвнимание на важность использования принципа “исправления имен”: приведения обозначенияразличных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Многиеафоризмы Конфуция широко распространены:
“Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями,то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлятьдобродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, чтотакое стыд и будут вести себя пристойно”.
“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост.Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойсяо том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебязнали”.
“Секрет доброго правления: правитель да будет правителем,подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном”.
“Благородный муж берет своей основой чувство долга, претворяетего в жизнь посредством ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит кзавершению правдивостью своих слов”.
“Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеетбыть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеетбыть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеетбыть нечестным”.
“Когда богатства распределяются равномерно, то не будетбедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когдацарит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности сверженияправителя”.
“В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитайстарших. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила,ты еще будешь иметь досуг, используй его для учения”.
“Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. Благородныймуж помогает людям увидеть то, что в них есть доброго, и не учит людей видетьто, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот” 
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо еще разотметить, что, несмотря на то, что китайская конфуцианская цивилизациязародилась в глубокой древности, ее социально-философская составляющая непотеряла актуальности и на сегодняшний день. Многие положения конфуцианства досих пор используются в официальной государственной доктрине Китая.
Необходимо отметить, что одной из особенностей китайскойкультуры, включая и конфуцианство, заключалось в том, что новое в Китае никогдане стремилось к ниспровержению старого, предпочитая сосуществование с ним. Этохарактерно и для учения Конфуция. Ни одна из его новаций не привела куничтожению предшествовавшего. Государство оставалось сакральным, однакоусиливались светские элементы государственности .
Необходимо отметить, что конфуцианский гуманизм,безусловно, составляет эпоху в духовном развитии всего человечества. Конфуциюпринадлежит громадная заслуга привнесения в общественной сознание главной идеи– абстрактного гуманизма к другому, вне зависимости от того, какое место онзанимает в обществе. К другому надо подходить как к самому себе с позицийравенства и помнить при этом, что этот другой достоин любви. Впервые идеячеловеколюбия, гуманности и ответственности за других разрабатывалась вполитических учениях об управлении государством. Нравственность и политика, помнению Конфуция должны быть нераздельны, этические и политические категориирассматриваются в политическом учении не только как равноценные, но именнонравственные ценности должны стать основой политики.
Целью настоящей работы является получение представления омногообразном феномене под названием «китайская конфуцианская цивилизация».Объект исследования, таким образом, китайская цивилизация в ее развитии,предмет исследования – конфуцианство, как идеология развития государственности.
Мир китайской конфуцианской цивилизации рассматривается вреферате с точки зрения ценностного подхода, а именно исследуются практическиеизменения внесенные Конфуцием в социально-политическую жизнь китайскогообщества. В дальнейшем имперский режим — политическая культура Китая — былвоспринят многими обществами и просуществовал в течение многих столетий. Китайскаяэтика, эстетика, многие виды искусства стали предметом подражания изаимствованияЗаключение
Китайский этнос, подчеркивается в реферате, создал особыйтип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административнаяпрактика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика ииндивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда незадумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегдавидел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом емуподражать.
Тем не менее, мир китайской конфуцианской цивилизации всегдабыл очень тесно связан с природой. Мир изначально совершенен, гармония внутреннеприсуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужносамоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии.Изначально природе присущи, пять совершенств: человечность (жень), чувстводолга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).
Необходимо отметить, что одной из особенностей китайскойкультуры, включая и конфуцианство, заключалось в том, что новое в Китае никогдане стремилось к ниспровержению старого, предпочитая сосуществование с ним. Этохарактерно и для учения Конфуция. Ни одна из его новаций не привела куничтожению предшествовавшего. Государство оставалось сакральным, однако усиливалисьсветские элементы государственности
Список литературы
1.      Афоризмы старого Китая.–М., 1991
2.      Бычкова Т. А.  Культуратрадиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие. –М., 2003
3.      Введение в культурологию:учебное пособие для вузов". М.: Владос, 1995
4.      Ирхин Ю.В. Политическаямудрость древнего Востока: взгляд из XXI века на политические идеи ДревнегоЕгипта, Вавилона, Индии и Китая. // Вестник Российского университета дружбы народов.- Сер.: Политология. — 2000. — № 2
5.      История: Большой справочникдля школьников и поступающих в вузы /В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненкои др. –М., 2000
6.      Карадже Т.В., Савин И.Л.Конфуцианство как основа формирования общественно-политических идеаловсовременного Китая // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.:Политология. – 2004. – № 1 (5).
7.      Симкин Г. Н. Бирюзоваякнига Китая // Человек. 1992. №2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.