Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Интерпретация стихотворения Оскара Уайльда "Соловей и Роза"

Анализ сказки ОскараУайльда «Соловей и Роза»
Уайльд — одна изтрагических и ярких фигур в истории английской литературы.
Уайльд доказывал, чтонастоящее искусство всегда было искусством лжи. Отказ от красивой лжи, поискжизненной правды привели к упадку искусства. «Жизнь слишком едкая жидкость, — заявлял Оскар Уайльд, — она разрушает искусство, она, как враг, опустошает егодом».
Эстетические и этическиевзгляды Оскара Уайльда представляют собой причудливую смесь ницшеанства икульта красоты. В своем творчестве Уайльд пытается иллюстрировать и воплощатьэти взгляды, но гораздо чаще он в силу своего таланта и честности вынужден былих опровергать; его художественное творчество оказывалось выше, правдивей ичеловечней его теоретических положений.
В восьмидесятые годы онсоздает цикл сказок («Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» идругие). Красочная, поэтическая форма сочетается в них с серьезнымгуманистическим содержанием.
Уайльд стремитсявыяснить, что важнее для человека — добро или красота. Ответ во всех сказкахполучается один — добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты.Герои уайльдовских сказок — эстеты, как и он сам, страстно влюбленные вкрасоту. Таков молодой король, способный часами любоваться статуями и картинамии мечтающий о золотой мантии; таков счастливый принц, которому после смертивоздвигли золотую статую в память о его блестящей и безмятежной жизни; таковЗвездный мальчик, оттолкнувший от себя свою мать, так как она оказаласьбезобразной и старой.
Но, столкнувшись с гореми нищетой, герои Уайльда прозревают и в своем стремлении помочь людям жертвуютвсем, в том числе и своей жаждой красоты.
Рассматривая сказку«Соловей и Роза», мы в первую очередь обращаем внимание на оригинальную форму ине менее оригинальное содержание. Мы видим ее необычность, отмечаемвозвышенность, лиризм стиля и содержания произведения.
Сюжет сказки таков. Студентплачет оттого, что в его саду нет ни одной красной розы, а от этого зависитсчастье жизни, любовь. Автор рассказывает о горе Студента, применяя приемградации: сначала Студент только «восклицает», что она не будет танцевать с нимиз-за того, что он не принесет розу; затем он плачет («…его прекрасные глазанаполнились слезами»); потом шепчет, что сердце его разорвется от горя; в итогеюноша падает ничком на траву. Соловей, видя его переживания, задумался отаинстве любви. Автор показывает, как внимателен Соловей к происходящему, какволнует его это чудо — любовь. Услышав первый раз о горе студента, Соловей,«удивленный, выглянул из листвы». «Вот он наконец-то, настоящий влюбленный», — сказал он себе, когда увидел его слезы. Испытать любовь на деле, то есть вжизни, всю ее радость и горе — вот следующая мысль Соловья, услышавшего шепот оневыносимости страданий, о том, что, когда любишь, сердце разрывается не толькоот счастья, но и от горя. Соловью противопоставлены «маленькая» Ящерица,Бабочка, «порхавшая в погоне за солнечным лучом», нежная Маргаритка. Они еще неиспытали любви и даже не подозревают о таком чувстве и потому считают егосмешным
Большую часть в сказкезанимает повествование о том, как Соловей стремится найти розу. Троекратно, какобычно в сказках, он пытается добиться цели. Но оказывается, чтобы чего-тодостичь, нужно жертвовать собой. Соловей, не раздумывая, соглашается «самсоздать ее /розу/ из звуков песни при лунном сиянии». Он поет всю ночь,прижавшись грудью к шипу. Он понимает, что «смерть — дорогая цена за краснуюрозу, жизнь мила каждому». Но он знает, что «Любовь дороже Жизни», онсоглашается на прекрасную смерть. Приняв решение помочь бедному влюбленному, онутешает его и говорит, что поможет ему и просит в награду быть верным своейлюбви. Но Студент не понял, что говорил Соловей, так как «знал только то, чтонаписано в книгах». В этих словах звучит авторская ирония, которая являетсяначалом снижения образа данного героя, свидетельством его неспособностипонимать прекрасное, его приземленности и неумении любить по-настоящему. ДажеДуб все понял и опечалился, так как он любил Соловья. Соловей последний разспел свою песню Дубу. Но Студент уже не слышал песни, он обвинял Соловья вформализме, в том, что искусство лишено практического значения, что Соловей — «мастерформы» — никогда не принесет себя в жертву. Затем автор показывает нам, какбыстро Студент перестал думать о своей любви, как снова стал рассуждать наоснове прочитанного, но ничего не заметил, что происходит в мире природы ивокруг него на самом деле.
Студент заснул оченьбыстро, но Соловей пел всю ночь о Любви. Автор великолепно рассказывает о егопении и о том, как лепесток за лепестком распускались розы. Эпитеты и сравнения,использованные им, помогают читателю представить красоту происходящего: «спервароза была бледная, как легкий туман над рекою, — бледная, как стопы зари, исеребристая, как крылья рассвета». Уайльд не жалеет красок для того, чтобынарисовать животрепещущую картину. Особенно сильные чувства вызывают повторы,которые показывают, как страдает Соловей: «все крепче и крепче прижимался Соловейк шипу»; «все мучительней и мучительней становилась боль, все громче и громчераздавалась пенье »; а голос Соловья все слабел и слабел». Слова суменьшительно-ласкательными суффиксами пробуждают жалость в сердце читателя исвидетельствуют об авторском отношении к своему герою: «милый Соловушка,«крылышки его затрепыхались», «глазки заволокло туманом». Все мучения емуудалось преодолеть, потому что он пел «о той Любви, которая не умирает вмогиле». Афористические выражения возвышенного характера настраивают читателяна высокий лад, заставляют задуматься о предназначении человека, о прекрасном вжизни и искусстве, что особенно важно для понимания художественного мира ОскараУайльда, который считал, что прекрасного в жизни мало.
Подтверждением томуявляется и продолжение данной сказки. Студент, благополучно проснувшись «вполдень», увидел сбывшуюся мечту, опять подумал о том, что читал в книгах — олатинском названии розы — и тут же сорвал ее. Не забыл взять шляпу — еще однаважная мелочь, художественная деталь, свидетельствующая о его практицизме.Когда автор говорит о Студенте и о его возлюбленной, стиль повествованияснижается. Несмотря на то, что студент сказал красивые слова, «девушканахмурилась». Видимо, они не были выстраданы. Но девушка оказалась такженедостойна этой розы: она предпочла ей «настоящие каменья», ведь «всякомуизвестно, что каменья дороже цветов». Студент обвинил ее в неблагодарности ибросил розу на землю, где ее и раздавило колесо телеги. В итоге выясняется, чтоздесь другая система ценностей: здесь важнее «серебряные пряжки на туфлях, каку камергерова племянника». Студент, так и не узнав, что такое настоящая любовь,делает вывод, что в практический век в ней нет смысла и лучше занятьсяФилософией. И снова перед глазами читателя появляется немаловажная деталь — «большая запыленная книга», которую студент принимается читать и котораяговорит об оторванности нашего героя от реальной жизни.
Какой же вывод делаетпрочитавший эту сказку? Он задумывается о том, как прекрасен Соловей, которыйне пожалел своей жизни ради Любви. Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, очем мечтал. Его ценности — это любовь, самопожертвование, красота, действие. Онхотел ценой своей жизни помочь людям узнать это счастье. Но человек оказалсяглух к прекрасному, в реальной жизни, оказывается, другие ценности. В итогепогибает Соловей, маленькая серая птичка, которая готова ради настоящего вжизни быть самоотверженной. А люди часто создают систему ложных ценностей,считая их важными, и не заботятся о том, что в мире есть то, что достойновнимания человека. Что же мешает им увидеть Красоту? В сказке есть ответ наэтот вопрос. Собственная гордыня, эгоизм, нежелание думать и быть внимательными.Герой остается наедине с пыльными книгами, героиня — с дорогими каменьями, амаленькая птичка становится бессмертной. За что же даруется бессмертие? За то,что ты прожил по-настоящему ради людей и добра и не жалел себя.
Да, искусство пробуждаетлучшее в человеке, а человек должен быть способен его услышать. Но, видимо,нельзя ничего иметь за чужой счет. Это в первую очередь касается духовныхценностей. Все нужно понять, пережить. За все нужно заплатить страданиями ипреодолением.
Оскар Уайльд жил в товремя, когда утверждалось мнение, что в жизни нет ничего ценного для искусства.Он считал, что красота живет в искусстве. Отводя такую высокую роль искусству,он все-таки мечтал о том, чтобы каким-то образом оно влияло на жизнь. Иначе быне рождались произведения, в которых мы могли бы читать о себе и сравниватьсебя с теми героями, которые говорят нам об истинных ценностях. Своим талантомОскар Уайльд служит людям, как Соловей в этой сказке пытается помочь Студенту.
Сказка имеет название«Соловей и Роза». Часто именно в названии бывает заключен главный смыслпроизведения, художественная идея повествования, то, ради чего оно написано.Было бы предпочтительнее назвать сказку просто «Соловей», потому что именно онявляется выразителем авторского замысла, именно через этот образ автор передаетсвое видение мира, свое отношение к жизни и искусству, он является главнымдействующим лицом. Слово «роза» в сказке написано с маленькой буквы, обычнонеодушевленные персонажи в сказках пишутся с большой, но автор не считает ееперсонажем, скорее, это предмет, вещь, деталь, через которую он выражает своиидеи, но предмет очень важный, вероятно поэтому в заголовке это слово пишется сбольшой буквы.
Образ Студента и девушки(обратим внимание на маленькую букву) противопоставлены образу Соловья. Студент,может быть, еще проснется, ведь он все-таки мечтал о Любви. А вот девушкасильно заражена духом практицизма. Еще не созрели для прекрасного Бабочка,Маргаритка, Ящерица. Для них красота пока солнечный луч, ползание по земле,однако маленькая Ящерица уже «склонна к цинизму». И только Дуб «очень любил этумалую пташку, которая свила себе гнездышко в его ветвях». Он понял его и оченьтосковал, когда Соловья не стало.
Прочитав сказку,начинаешь понимать и ценить произведения Оскара Уайльда за то, что онипроникнуты глубокой человечностью и пробуждают в нас мечту о настоящей жизни,где есть место Любви, Мужеству и Красоте. Она пробуждает желание жить,действовать и смотреть на жизнь реально, не обольщаясь и не прячась за своииллюзии. Умению вглядываться в жизнь учит нас такой загадочный и непонятный напервый взгляд писатель. Мало в жизни хорошего? Но где ж его взять? Вот вампомощник — настоящее искусство, ибо то, о чем оно говорит, выстрадано,выплакано, искуплено кровью сердца. Но не все слышат. А жаль!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Берман, Матвей Давыдович
Реферат Європейська політика сусідства (єпс) виступає в ролі т зв
Реферат Испытательный срок и оформление приема на работу
Реферат Антиглобализм 4
Реферат Megan Essay Research Paper MeganMegan left her
Реферат Наследственные заболевания связанные с нарушением липидного обмена Болезнь Гоше
Реферат Психические состояния детей. Стресс.
Реферат Продуктивність праці в сільському господарстві та шляхи її підвищення у ЗАСТ Зоря Інгулу Баштанського
Реферат Биография Маргарет Тэтчер 2
Реферат Кризис либерализма взгляд из общества
Реферат Умственная самостоятельность студентов как критерий успешности новых образовательных технологий реализуемых в процессе обучения
Реферат Принцип res judicata в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного суда Российской Федерации
Реферат Литература - Отоларингология (заболевания звукопроводящего аппарата)
Реферат Белые флотилии Дона 1918 – 1920 годы
Реферат Отчет по лабораторной работе Термодинамика