Содержание
Введение
1. Сибирь в начале ХХ века
2. История пожарной охраныНово-Николаевска
3. Н.М. Тихомиров иДобровольное пожарное общество
Заключение
Список литературы
Введение
Традиционно история городоврассматривалась через призму приобретения или изменения их функций,сопровождавшихся изменением численности населения и развитием инфраструктуры(жилье, соцкультбыт, коммуникации). Однако этот основополагающий принципигнорировался применительно к советскому времени, когда развитие городскихпоселений искусственно привязывалось к политической истории с выделением такихэтапов как гражданская война, восстановительный период, Великая Отечественнаявойна 1941-1945 гг. и т.д. При этом игнорировались как раз качественные параметрыи достижения западной экономической географии и истории в изучении урбанизациии городов. Не избежала подобного подхода и история Новосибирска.
Попытку исправить сложившееся положениепредставляет предлагаемая периодизация история Новониколаевска – Новосибирска спозиций изменения его функций. С этой точки зрения можно выделить следующиеэтапы: 1. 1893 – февраль 1917 г.; 2. 1917 – июнь 1941 г.; 3. 1941 – конец 50-хгг.; 4. конец 50-х – конец 80-х гг.; 5. последнее десятилетие (1989 – 1999).Несмотря на разнообразие функций, выполняемых городом в разное время, двеконстанты составляли стержень его жизнедеятельности. Прежде всего постоянновозрастающее значение Новосибирска как транспортного узла. В рамках первогоэтапа – сооружение Трансиба, Алтайской железной дороги, судоходство покрупнейшей водной магистрали Западной Сибири – Оби, на втором – реконструкцияТрансиба, сооружение железной дороги Инская – Проектная (на Кузбасс); впослевоенный период – электрификация Трансиба, организация авиационного сообщения;конец 50-х – конец 80-х гг. характеризуется превращением города в центравиационных перевозок Западной Сибири (открытие в 1963 г. Толмачевского аэропорта), сооружением автодорог с твердым покрытием до Барнаула, Кемерово,Томска, Ленинск-Кузнецкого, наращиванием перевозок в Обь-Иртышском бассейне всвязи с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса; в истекшемдесятилетии завершилось строительство автотрассы на Омск, начались работы посооружению обходной с севера автомагистрали. Кроме того, история города целикомукладывается в процесс становления в России индустриального общества. Причемего начало и завершение (1-й и 5-й этапы) осуществлялось в рамках рыночных(капиталистических) отношений, вернее, в обстановке перехода к ним.
Первый этап нам представляется особенноважным, так как именно в это время происходит зарождение основных предприятий исообществ, в том числе и зарождении пожарного общества.
Цель данной работы – рассмотретьпожарную безопасность Новониколаевска в дореволюционный период.
Задачи:
- рассмотреть вопросы развития Сибири в начале ХХ века;
- изучить историю пожарной охраны Ново-Николаевска;
- выявить вклад Н.М. Тихомиров всоздание Добровольного пожарного общества.
1. Сибирь в начале ХХ века
К началу XX в.Сибирь представляла собой противоречивую картину. Это была земля несметныхприродных богатств и более зажиточного, чем в Европейской России, населения. Вто же время это был край чиновничьего своеволия (ведь здесь не было земства),край каторги и ссылки. Промышленность здесь была менее развита, чем вЕвропейской России, ниже был и уровень просвещения и здравоохранения. Освоениеогромного края тормозилось, прежде всего, его отдаленностью и слабым развитиемпутей сообщения.
С экономическим подъемом в Сибирипроисходит рост городского населения: если в 1897 г. оно составляло 393 тыс.человек, то к 1913 г. выросло до 1 млн. Приблизились к 100-тысячному рубежу илипревзошли его Омск, Томск, Иркутск. В связи со строительством Транссиб:появляются новые города — Новониколаевск, Татарск, Тайга, Боготол и другие.
Особенно удивительна судьбаНовониколаевска, возникшего в 1893 г. как поселок строителей железнодорожногомоста, через Обь. В 1903 г. Николай II утвердилпреобразование поселка Новониколаевского в «безуездный город»Томского уезда. Родившись на пересечении торговых путей, будущая столица Сибириросла невиданными темпами. Недаром город уже и тогда называли «СибирскимЧикаго». До 1914 г. численность его населения удваивалась каждоепятилетие. За два десятилетия своего существования Новониколаевск заметновыдвинулся среди сибирских городов, стал главным центром сибирского мукомолья.
Самым крупным событием начала XX в. в истории Сибири стало завершение строительстваСибирской железной дороги, которую нередко называли Великим сибирским путем, аныне кратко именуют Транссибом. Строительство последнего участка этоймагистрали — Кругобайкальского — было завершено в 1904 г.
Современников поражали масштабы этойстройки, предпринятой по повелению императора Александра III.В начале XX в. Сибирская магистраль стала самойпротяженной железной дорогой не только в России, но и в мире: ее общая длинадостигала 8 тыс. километров. Сложнейшими техническими сооружениями явилисьмосты через великие сибирские реки. Грандиозный мост через Обь у селаКривощеково (в районе современного Новосибирска) воздвигнут по проекту талантливогоинженера и ученого Н. А. Белелюбского; мост через Енисей в Красноярске имелшесть пролетов по 144 метра, в 1900 г. он был удостоен в Париже золотой медали.
Еще большее влияние оказало проведениежелезной дороги на сибирское сельское хозяйство. С ее вводом в действие изЦентральной России в Сибирь устремились миллионы крестьян в поисках свободной иобеспеченной жизни. С 1896 по 1913 г. в Сибирь переселилось более 3 млн.человек.
Поскольку теперь стоимость перевозоксократилась в 5—6 раз, стало экономически выгодным вывозить за границу нетолько меха, драгоценные камни и металлы, но и продукты сельского хозяйства.Как говорили современники, сибирские недра и леса уступили первенство полям и лугам,а меха и золото — хлебу и сливочному маслу (экспорт этого скоропортящегосяпродукта стал возможен только благодаря сооружению железной дороги).
Что же представляла собой Сибирь впоследнее годы императорской России? Несмотря незначительный экономическийподъем, она оставалась преимущественно аграрным краем: примерно 2/3 всейваловой продукции в, регионе давало сельское хозяйство и лишь 1/4 —промышленность. Существенную роль в общероссийском масштабе играли тольконекоторые отрасли горной промышленности (в 1913 г. 65%, всего золота, 25%свинца, 8% угля дала Сибирь). В Сибири трудилось чуть более 1% рабочих страны,дававших 1,5—2% валовой продукции российской промышленности. Местнуюпромышленность представляли главным образом две отрасли: горная и пищевая,причем последняя преобладала (составляла 8/10 обрабатывающей промышленности). Вней наиболее сильным было мукомольное производство. В то же время почти неразвивались машиностроение и химическая промышленность.
К 1917 г. Сибирь, сосредоточив 7%населения России, давала 16,6% валового сбора хлеба, располагала 8,3% длиныжелезных дорог, 7,5% пароходов, 5,5% торговых заведений страны, т, $. имеладовольно развитое сельское хозяйство, средние транспорт и торговлю ислаборазвитую промышленность.
Значительные перемены происходили вкультуре сибиряков, их образовании, хотя и здесь край еще отставал от среднихпоказателей России. По переписи населения 1897 г., среди сибиряков грамотныхчислилось лишь 12,4%, а в стране 21,1%. Рост образования ускоряется в предреволюционноедесятилетие, чему способствовало введение демократических свобод и подъемобщественно-культурных запросов народа. К 1920 г. из тысячи жителей в возрастеот восьми лет и старше грамотных было в Сибири 275 человек, в ЕвропейскойРоссии — 434 человека. Важно, что поднялся уровень образования наименееграмотной части населения Сибири — сельских жителей. Если в 1897 г. грамотнымив среднем были 9% крестьян, то в 1920 г: их стало 17,7%. За 1894—1911 гг.количество школ в регионе увеличилось на 167,2% (в Российской империи — на66,2%). Однако охват первоначальным обучением на 1 января 1915 г. составил в Сибири 39%, в то время как в среднем по стране 51%. Разрыв сокращался, Сибирьбыстро догоняла Россию, но разница еще оставалась немалая.
Сохраняющееся в начале XX в. отставаниеСибири по ряду показателей экономического, политического и культурного развитиядает основания историкам говорить о том, что в положении этого региона быличерты «полуколонии» или «колонии в экономическом смысле».Такое положение во многом сохранилось и в последующие десятилетия, вплоть донашего времени.
Быстрому росту численности населения в1893 – февр.1917 г. (1894 г. – 1093 чел., 1903 г.- 27,7 тыс.чел., 1912 г. – 63,5 тыс. чел, 1917 г.- 69,8 тыс. чел) способствоваложелезнодорожное строительство и специализация города какторгово-распорядительного центра юго-восточной части Западной Сибири. Появлениеи развитие поселения совпало и ускорялось начавшейся в России индустриализациейкак стадии экстенсивного роста механизированного производства, а послепромышленного переворота оформлением рынков товаров, капиталов и рабочей силы.Новониколаевск до революции представлял, по терминологии западной экономическойгеографии, город с преобладанием третичных видов деятельности, не связанных спервичной добычей сырья или его обработкой (1). Он предлагал разнообразныеуслуги в трех сферах: транспорт и связь, торговля, прочие (финансово-кредитныеи страховые учреждения, гостиницы и наем жилья, зрелища и развлечения,медицина, образование, прочие виды профессионального обслуживания). В то жевремя до 1917 г. здесь практически отсутствовали органы государственногоуправления (безуездный статус), хотя уже в 1910 г., в связи с обсуждением в 3-й Государственной думе закона о введении в Сибири земства,городское самоуправление ходатайствовало о выделении Новониколаевска в особуюземскую единицу (2).
Доминирование перечисленных функцийотразилось и на облике Новониколаевска, более высоком уровне комфортногопроживания в нем по сравнению с другими городами региона. Проехавший черезСибирь в 1904 г. и двое суток проведший в нем священник М.В.Сребрянскийохарактеризовал Новониколаевск как «большой город с сорока тысячамижителей, чудным собором, еще тремя церквями, прекрасными школами, магазинами…прямо по американски».
Экономическую основу поселениясоставляли 1,5 тыс. торговых заведений, 300 товарных складов. Грузооборот пожелезной дороге увеличился с 1,8 млн. пудов (28,8 тыс. т.) в 1900 г. до 35 млн. пудов (560 тыс. т.) в 1913 г. Перевозки по Оби обслуживали 12 частных пароходств,а грузооборот местной пристани (20 млн. пудов или 320 тыс.т. в 1913 г.) уступалв бассейне только Омску (4). Развитию торгово-транспортной функцииспособствовало открытие товарной биржи (1909), городского торгового корпуса,отделений 6 крупных российских банков. В 1909 г. казначейством выдается 2325 промысловых свидетельств на право заниматься торгово-промышленной деятельностью, в 1910 г. – 2828.2. История пожарной охраны Ново-Николаевска
На втором десятилетии своегосуществования Ново-Николаевск стал играть заметную роль во всех сферахсоциально — экономической жизни Западной Сибири. Благодаря удачномугеографическому расположению город превращался в торгово-транспортный центркрая. Грузооборот станции Обь к 1913 году вырос до 30 млн. пудов, чтосоставляло 11,3% грузооборота всей Сибирской железной дороги. Большоеколичество грузов отправлялось водным путем. Грузооборот Новониколаевскойпристани в 1913 году превысил 20.млн. пудов. Основную часть грузов,отправлявшихся по железной дороге и реке Обь составляли продукты сельскогохозяйства. Для перевозки грузов в городе существовали более десяткатранспортных контор, более 12 частных судовладельческих фирм. Промышленноезначение Новониколаевска было гораздо скромнее его торговой роли. Около 70%производства местной промышленности приходилось на мукомолье. Мельницыстроились многоэтажными, что позволяло распределять в них машины так, что всепродукты переходили от одной операции к другой полуавтоматически илиавтоматически. На переработке хлеба основывалась и пивоваренная промышленность.В городе действовали 2 пивзавода и солодовенный завод в Буграх Ульмана иШевеса. Предприятия по обработке металла были представлены заводом«Труд» и заводом товарищества «Петерс и Верман».Пиломатериалы для местных нужд поставляли два лесозавода. Кроме этихпредприятий, достаточно крупных, по тем меркам, в городе действовали сотнимелких ремесленных предприятий. Выгодное расположение Новониколаевска, егобыстрое экономическое развитие превратили город в опорный пункт русского ииностранного капитала. Здесь находились отделения Сибирского Торгового Банка,Государственного банка, Русско-Азиатского банка и ряда других.
Быстрый рост экономики Новониколаевскасказался на численности и составе население города. По данным полицейскогоуправления на 1 января 1912 года в городе проживало 63552 человека: 32560мужчин и 30992 женщины. 70% населения Новониколаевска были выходцы из крестьян.Вторыми по численности — 25% были мещане. Купцы, промышленники, чиновникисоставляли 1,8% всего населения.
С каждым годом Новониколаевск набиралсилу. 1 января 1909 года он получил права в объеме полного городовогоположения. Это означало вступление города в новую фазу своего развития. Избираетсягородская Дума и ее исполнительный орган городская управа, состоящая изгородского головы, секретаря и 3 членов Управы. Городской голова возглавляет иДуму и Управу, координируя их работу. Городская Дума и Управа занимаютсявопросами благоустройства, образования, здравоохранения, городской торговлей ит.д. В городскую думу было избрано 40 гласных, в основном представителизажиточной части населения. Первым городским головой был избран ВладимирИпполитович Жернаков. И сразу же вопросы городского благоустройства сталиосновными в деятельности городской Думы и Управы. Сами предприниматели — членыДумы понимали, что без освещения, водопровода, хороших дорог, дальнейшееразвитие города невозможно. Пожар 11 мая 1909 года лишь осложнили решение этихпроблем, и в то же время показал, что решать их надо немедленно. Еще в январе1909 года Дума обсудила вопрос об устройстве в городе водопровода иэлектрического освещения. Прелагалось при выработке проектов учесть опытТомска. В 1910 году проект водопровода был заказан фирме «Нептун» вМоскве, а затем и инженеру А.Г. Николаеву. В 1911 году оба проекта былиотправлены в Томск профессору Томского технологического института Е. А.Зубатову. Проект А.Г. Николаева был признан неудовлетворительным. После этого Думарешила заказать проекты 3 фирмам и затем выбрать лучший. Победитель, помимоплаты за работу, получал приз в 3000рублей. Предполагалось начать строительствоводопровода в 1912 году. Стоимость строительства определялась в 600 тысячрублей. Таких денег у города не было, и Дума пыталась взять кредит у военноговедомства в 100 тыс. рублей при условии, что от городского водопровода пройдетветка в сторону воинских казарм. К сожалению, вопрос с водопроводом так и неудалось решить еще много лет.
«Вряд ли найдется в Российскойимперии другой какой-либо город исключительный рост которого представлял бытакой громадный интерес, как общий рост города Ново-Николаевска, являющийсянебывалым примером в истории развития городов России» — такими словаминачал свое выступление 1 января 1913 года Голова Ново-Николаевска Томскойгубернии В. Жернаков.
"… Его рост напоминает ростгородов Америки, и поэтому он правильно получил кличку Американского города. Всего20 лет тому назад в том месте, где возник город, насчитывающий десятки тысячжителей, рос сосновый непроходимый бор: Общая картина роста города дает полноеоснование предполагать, что через несколько лет город Ново-Николаевскпревзойдет численностью населения и своим благоустройством все городаСибири..."
/>
Новониколаевск 1917 г.
В настоящее время Новосибирск (бывшийНово-Николаевск) — один из ведущих городов Сибири и численность его населенияболее полутора миллионов человек. Город продолжает расти и вверх и вширь и чембыстрее развивается город и промышленность, чем больше насчитывается населения,тем больше происходит пожаров. Это давно известный факт.
Серьезным подспорьем в делепротивопожарной обороны в те далекие времена были добровольные пожарныеобщества, которые с 1861 года стали возникать в разных городах России.
1897 года жители Ново-Николаевска послеочередного пожара обратились к губернатору Томской губернии с прошением оборганизации добровольного пожарного общества, предоставив на утверждение протокол1-го собрания общества, смету расходов на приобретение инвентаря, проектустава.
"… Ночью с 4 на 5 июня с.г.проявившийся пожар в поселке Новониколаевском всем присутствующем на пожаре снеотразимой ясностью доказал, что наша неподготовленность к подобнымобщественным бедствиям грозит нам окончательным разорением. На начавшийся пожарвсе сбежавшиеся люди явились в беспомощном растерянном виде с пустыми руками.
Отсутствие дисциплины, отсутствиемашин, бочек с водой, ведер, топоров и других необходимых огнетушащих снарядовдали огню распространится на соседние дома, и только благодаря благоприятномуветру, относившему силу огня на прилегающую площадь мы остались спасенными отвсеобщего разорения.
На основании изложенного мы всепокорнейше просим разрешения Вашего превосходительства на образование снастоящего дня из Среды нашей временного вольного противопожарного общества,разрешение на открытие среди нас добровольной денежной подписки, необходимогодля приобретения нужных инструментов, разрешения на собрание жителей длясоставления из них дружин, необходимых для правильного и скорого тушенияпожаров.
При этом, имеем честь представитьВашему Превосходительству протокол 1-го собрания учредителей противопожарногообщества, список выбранных членов, смету предстоящих расходов на образованиенеобходимого инвентаря и проект Устава временного вольного пожарногообщества".
1897 года — день удовлетворения просьбыжителей поселка Новониколаевский. Именно этот день считается Днем рожденияпожарной охраны г. Новосибирска.
В 1900 году на службе добровольногопожарного общества состояло 17 служителей с небольшим обозом. Ютились они втесном помещении рядом с конюшней, неподалеку от церкви Александра Невского.Ровно через год на этом же мете было построено здание добровольного пожарногообщества.
Служба пожарных была односменной,тяжелой. Рабочий день начинался в 5 — 6 часов утра и длился 16 часов. Послеподъема пожарные становились на молитву, затем чистили лошадей, кормили их,производили уборку помещений. Заканчивался рабочий день в 9 часов вечерамолитвой. В стужу и зной пожарные возвращались в неблагоустроенное общежитие,где рядовые размещались в помещении конюшен, нередко вместе с лошадьми.
Пожарные очень любили лошадей,подбирали их по масти, присваивали им мудреные клички. Например:«Голубь», «Акулька», «Фуксман».
Основным видом оповещения о пожаре былсигнал с вышки наблюдения — каланчи. О пожаре узнавали не по телефону, а подыму. Заметив с каланчи дым или зарево, каланчист кричал вниз дежурному покараулу, а сам бил в колокол. Вызов дополнительных сил для тушения пожаровосуществлялся подъемом шаров на каланче, их количество указывало на сложностьпожара.
Спустя практически 10 лет с моментаподписания разрешения, 11 июня 1906 года, было построено 1-е пожарное депо надва конно-бочечных хода. В 1909 году в городе было уже три пожарных части:«Вокзальная», «Закаменская» и, Добровольного пожарногообщества.
В этом же году город постигло страшноебедствие. Разразившейся огненной стихией было уничтожено 22 квартала, около 800домов. Общий убыток составил свыше 5-ти миллионов рублей золотом.
/>
Начало пожара в Новониколаевске, ул.Каинская, 11 мая 1909 г.
Судя по выяснению полицейскогодознания, во дворе дома крестьянина Шапа, арендованного Гнусиным на ул.Каинской, находилась избушка, переделанная из бани. Крыши на этой избушке небыло, а труба из потолка выходила всего на три кирпича. На расстоянии полуторааршин от трубы находилась дверь на сеновал. Рядом с сеновалом стоял амбар, вкотором хранились рогожи, мешки, мочало и бочки со скипидаром.
Трагические истории подчас начинаютсядовольно буднично. Мог ли крестьянин Гнусин, разогревая на печке смолу длясвоей лодки, подумать, что в результате такого невинного занятия выгорит почтивесь Ново-Николаевск?
В тот день во дворе крестьянина Шапатопилась печь и искры из трубы под порывами ветра летели в открытую дверьсеновала. Соседка арендатора — Яковлева, увидев это, закричала сквозь щельзабора, что бы погасили огонь в печи. Огонь был потушен, а дверь на сеновалзакрыта. Но из искры, в прямом смысле слова, возгорелось пламя.
Ровно в 2 часа дня загорелась крышасеновала. Искры полетели в соседние дворы. В основном этот момент и определилразмеры трагедии. Ведь в то время дома в городе были в основном покрытысоломой. Искры, попадая на крышу, в считанные минуты превращались в языкипламени. Почти мгновенно все скученные постройки оказались в огне. От высокойтемпературы стали рваться бочки со скипидаром. Над улицами Каинской,Вознесенской, Колыванской повисли темные ядовитые тучи дыма.
Неописуемая паника охватила людей.
Запылали окресные постройки наАлександровской, Мостовой, Спасской, а через час — прилегающие кварталы:Кривощекинский, Воронцовский, Логовской. Весь город затянуло заревом огня.
Дружина Добровольного пожарногообщества не смогла остановить огонь. Он вскоре перекинулся на депо и конюшни.Вспыхнула тесовая каланча и рухнула, накрыв горящими обломками пожарный обоз сего бочками и лестницами. Удалось спасти только телефонную станцию, да пожарныйколокол.
Прибывшие остальные пожарные обозыдругих команд оказались бессильными в борьбе с разбушевавшейся стихией огня.
Колокольный звон Александрово-Невскойцеркви, испуганное ржание лошадей, паровозные гудки, лай и завывание дворовыхсобак смешались с причитанием женщин, плачем детей. Зловещий огонь пожирал все,что могло гореть. Пожар не щадил ни деревянных построек, ни кирпичныхкупеческих домов. Огонь подбирался все ближе к базарной площади...
Как писали тогда Томские«Губернские новости»: «Печальная картина погоревшего города.Вместо 22-х кварталов виднелась пустошь с безобразными остовами печей, собгоревшими деревьями, массой костров в волнах синего дыма...»
А ведь перед тем, как случитьсятрагедии, городской брандмейстер докладывал властям: «В городе необходимводопровод, не хватает артезианских колодцев, около домов нет баков с водой.Все это может печально кончится...».
Так оно и случилось. Ново- Николаевскаятрагедия по своим масштабам была такой же, как опустошительные пожары в Москве,Киеве, Суздале, и Владимире, когда города выгорали целиком.
Несчастье граждан потрясло императора.Голова города В. Жернаков в докладе писал: «Необходимо отметить, что впостигшем городе бедствии, особенно милостивое участие принял Его ИмператорскоеВеличество Государь Император, приказав отпустить бесплатно для беднейшихжителей лесной строительный материал из Кабинета Его Величества». Крометого, и многие города России пришли на помощь Ново-Николаевску значительнымиденежными пожертвованиями.
Пожар длился несколько суток. Былоуничтожено огнем 794 дома, без крова остались 6 тыс. человек. Общий убыток отпожара более 5 млн. руб. Пожарище посетил томский губернатор Н.Л. Гондатти,оказавший большую помощь в ликвидации последствий пожара. Страховые обществавыплатили горожанам компенсацию за убытки в размере 2 млн. руб., на 100 тыс.руб. государство отпустило погорельцам леса, 20 тыс. руб. было собранопожертвований и 150 тыс. руб. ссуды на восстановление получил город из казны.Несчастье подтолкнуло городские власти к активным действиям по благоустройствугорода, развитию городского хозяйства. Городские власти стали строго спрашиватьс домовладельцев за соблюдение противопожарных правил при застройке усадеб.Были приняты меры по развитию пожарного дела в городе, но все равно этого явнобыло мало. В 1910 г. в городе имелось 4 пожарные каланчи, 6 насосных машин и 12телег с бочками. После пожара, отстраивая свои дома заново, многие горожанестали строить их из кирпича. В городе действовало около 40 кирпичных сараев икирпичный завод.
3. Н.М. Тихомиров и Добровольное пожарное общество
Изистории Новосибирска было незаслуженно вычеркнуто имя одного из замечательныхпредставителей первопроходцев Великого Сибирского пути Николая МихайловичаТихомирова, который внес свой солидный вклад в дело основания города.
В книге «Вековойпуть на службе Отечеству» говорится следующее: «Его стараниями былапостроена пожарная каланча – для часто горевшего деревянного Ново-Николаевскаобъект чрезвычайно важный». Долгое время пожарный обоз находился натерритории начальника IX участка службы пути. «Тихомировская ограда»- так долго её называли. А. Брат приводит выписку из одного документа: «МилостивыйГосударь, Николай Михайлович! Общее собрание членов Новониколаевского Пожарногообщества 8-ого февраля 1899 года единогласно избрало Вас Почетным Членомпомянутого общества…». Также он подробно рассказывает о каланче, которуюякобы построил Н. М. Тихомиров: «Кирпичная пожарка была выстроена в видекорабля с капитанской будкой и высоченной трубой-каланчой, на которой крупнымибуквами вывели девиз: „Один за всех, и все за одного!“.
В книге „100лет пожарной охране“ говорится о том, что Н.М.Тихомиров действительно былинициатором создания Добровольного пожарного общества (ДПО), помог жителямпосёлка направить повторное обращение к томскому губернатору с просьбойвыделить средства для борьбы с пожарами и утверждается, что здание пожарногодепо, где позже разместится телефонная станция, было создано в 1903 году, когдаТихомирова уже не было в живых. На фотографии освящения здания в 1903 году депонет той самой каланчи с надписью, это было совершенно другое здание. А на фотоДПО 1987 года вообще нет никакой каланчи. В книге „Времён связующая нить“,рассказывающей об истории создания городской телефонной сети, сообщается, чтоДобровольное пожарное общество занималось устройством сети общего пользования.
До 1903года в Ново-Николаевске не было каланчи, а Тихомиров умер в 1900-м. В 1903построили на средства ДПО и пожертвования горожан здание депо, которое позжеарендовала первая телефонная станция. Это здание находилось на территориисовременной фабрики „Синар“. Каланча, которую якобы построилТихомиров, как утверждал А. Брат, находилась там, где сейчас стоитстоквартирный дом. Действительно, там была каланча с той самой надписью „Одинза всех, и все за одного“, но она была построена лишь в 1906 году насредства города. Интересно, что в городском краеведческом музее утверждают, чтоТихомиров построил в 1897 году кирпичную каланчу.
Такимобразом, Николай Михайлович в 1897 году не строил каланчу, а просто организовалДобровольное пожарное общество. Этим Н.М.Тихомиров буквально спас Новониколаевск.Ведь деревянный город постоянно страдал от пожаров, гибли сотни людей, скот,сгорало имущество.
/>
Здание депо Добровольного пожарногообщества
Такжепримечателен тот факт, что Николай Михайлович, как создатель Добровольногопожарного общества, имеет косвенное отношение к телефонизации города.Совершенно ясно, что деятельность Тихомирова в этой области должна заслуживатьособого внимания и почёта.
Политика государства по отношению кдобровольным организациям начала осознанно формироваться со второй половины XIXв. и весь дореволюционный период постоянно подвергалась существеннойтрансформации. Подобные действия самодержавия являлись ответом на расширениеобщественного движения и его наметившуюся политизацию. В свою очередь, идеятельность организаций становилась реакцией на действия власти. Проследитьэволюцию их взаимоотношений можно по регламентации рассматриваемых объединений.
В государственно-иерархическойструктуре организации явились стихийными наростами уже существующих институтовкультуры, просвещения и образования. Действуя в рамках устава, эти обществаформально были освобождены от вмешательства в свои дела государства. Оно должнобыло лишь утверждать устав, регистрировать объединение и получать годовыеитоговые отчеты. Однако, несмотря на эти требования, чиновники постоянноотмечали свою недостаточную осведомленность о количестве и характередеятельности существующих формирований.
Правовое регулирование общественной деятельностине успевало за быстрым созданием и изменением условий существованиядобровольных формирований. В целом, рассмотрев юридический статус общественныхорганизаций в государственной структуре, необходимо отметить, что они прочнозаняли в ней свою нишу. Это произошло вопреки официальной позиции властей,поскольку отношения в системе „государство-общество“ вдореволюционный период так и не стали партнерскими. Данное обстоятельствоставит под сомнение концепцию о существовании гражданского общества в России
Заключение
В начале века Россия стояла передисторическим выбором. Перед ней открывались два принципиально разных пути. Содной стороны, созревали возможности для выхода страны на путь цивилизованногоразвития на основе ускоренного экономического роста, смягчения социальныхконтрастов, демократизации политического строя. С другой — возрастала опасностьреволюционного взрыва, порожденного противоречиями российской действительности.
В силу комплекса экономических,социальных, политических, психологических причин реализовался второй вариантисторического развития — наиболее тяжелый и мучительный. Но этот путь не былфатально предопределенным: в России было немало ростков иной жизни. Поэтомуможно сказать, что первые десятилетия XX в. стали длянашей страны не только временем выбора, но и временем упущенных шансов.
Сибирь принадлежала к числу регионовстраны, где предпосылки для более благоприятного варианта историческогоразвития созревали, быть может, интенсивнее, чем в Европейской России. Этопроявлялось в высоких темпах экономического роста, которые впечатляют исегодня. Это выражалось в формировании определенного „среднего слоя“населения, что было результатом массового переселения, развития кооперации,благотворительной деятельности предпринимателей. Здесь более успешно изживалисьострые социальные контрасты и противоречия, появилась масса энергичных,деятельных людей, преображавших край.
К началу всероссийской смуты в Сибириуже просматривались контуры новой России — России, какой она могла стать, еслибы удалось использовать имевшиеся в начале XX в.возможности.
Специфической чертой функционированияторгово-распределительного комплекса во время первой мировой войны становитсяпревращение Новониколаевска в кооперативную столицу Сибири. К 1917 г. здесьдействовали крупные кооперативные центры: Сибкредитсоюз, отделение Московскогонародного банка, центральная контора „Закупсбыта“, обьединившего в 1916 г. снабженческо-сбытовые союзы всего региона (28 районных организаций с 2 млн. пайщиков).Объединение начало работу с капиталом в 10 млн. руб., а к концу 1917 г. оноимело собственный капитал в 22,5 млн. руб. из них паевой – 19,9 млн. В то жевремя в промышленном отношении город явно отставал от своих более старшихсобратьев. Так, в 1907-1910 гг. по численности промышленных рабочих (2,3 тыс.)он уступал Тюмени (3,6 тыс.), Омску (4,8 тыс.), Томску (4,7 тыс.), Барнаулу(4,3 тыс.), Красноярску (6,7 тыс.), Иркутску (2,8 тыс.), Чите (3,2 тыс.).
Еще один уникальный (не повторявшийся впоследующем) штрих дореволюционного этапа развития Новосибирска относится кповседневной деятельности городского самоуправления (думы и управы). Обобщенноего можно свести к следующему принципу: эффективно действующим общественное управлениеможет быть только при наличии прочного экономического фундамента. Так, доходнаячасть городского бюджета на 1913 год исчислялась в 1140 тыс. руб. и ни копейкииз государственной казны. Город на свои нужды зарабатывал средствасамостоятельно. Наиболее существенной статьей доходов (523,5 тыс. руб.) являлсясбор с домовладельцев, 243,5 тыс. давал доход от эксплуатации городскогоимущества (земля, торговый корпус, выгоны, карьеры и т.д.), 194,1 тыс.приносили городские сооружения (перевоз через Обь, кирпичный завод,электростанция, две аптеки и т.д.)
Список литературы
1. Вековой путь на службе Отечеству. – Новосибирск, 1989.
2. Времён связующая нить. – Новосибирск, 1987.
3. Гефнер О.Н. Сибирские города в описании Митрофана Сребрянского //Культура городов России. Материалы третьего всероссийского научно-практическогосеминара. Ишим – Омск, 1997
4. Зверев В.А., Кузнецова Ф.С. История Сибири: XVII — начало XX века. –Новосибирск, 2003.
5. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. – Новосибирск, 1999.
6. Материалы ГАНО, ф.Д-97, оп.1, д.199 „а“, л.1.
7. Материалы ГАНО, ф.Д-97, оп.1, д.136, лл.77-98.
8. Материалы ГАНО. Ф. П-2, оп. 1, д. 832.
9. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. // Региональные процессы в Сибири вконтексте российской и мировой истории. Материалы всероссийской научнойконференции. Новосибирск, 1998.
10. 100 лет пожарной охране. – Новосибирск, 1999.