Реферат по предмету "История"


Стоянки Древнего Казахстана

Министерство образования и науки РеспубликиКазахстан
Карагандинская Государственная Медицинская Академия
Медицинский колледж
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «История Казахстана»
На тему: Стоянки Древнего Казахстана
 
 
Выполнила:
студентка группы203 КЛД
Клинг Т.
 
 
 
 
 
 
 
Караганда 2008

Содержание
Введение
1. Древнейшийкаменный век (палеолит)
2. Мезолит. Х- VII тыс. лет до н.э.
3. Неолит (новый каменный век)
4. Сако — Сарматская Эпоха вКазахстане
5. Хунну, усуни и кангюи
Список литературы

Введение
Обширныепространства Казахстана в далеком прошлом представляли собой пустыню,полупустыню и степи. Это своеобразие природной среды стало одной из важнейшихпредпосылок обитания человека в Казахстане. Северные районы стали ареаломобитания жаркого времени, а горные области — зонами обитания при экстремальных,кризисных палеогеографических ситуациях.
палеолит мезолитический неолит сако-сарматский

1. Древнейший каменный век (палеолит)
На территории Казахстана эта эпоха имеет свои памятникиматериальной культуры. Кремневые орудия древнего человека найдены у поселкаКонырдек и на стоянках Борыказган и Танирказган на склонах хребта Каратау. Вцентральном Казахстане известна стоянка Кудай-коль на северо-восточной окраинеСары-Арки. Интерес ученых вызвали стоянки Шаман-Айбат и Обалысай в регионеЖезказгана. Палеолитические стоянки были раскопаны в Северном Прибалхашье врайоне мелкосопочника Сегизбугу. Особый интерес вызвали палеолитическиепамятники Западного Казахстана Шахбагата, Онежек расположенные у заливаСарыташ.
Поздний палеолит уже имелбольшое количество стоянок первобытного человека. Начало позднего палеолитаохватывает время от 35-40 до 10 тыс. лет до н.э. Наиболее древние интересныестоянки известны в Восточном Казахстане — стоянки Канай, Свинчатка, Пещера,Ново-Никольское, и Шульбинка, в Прииртышье и бассейне реки Иртыш. Наиболееполный материал по истории древнего населения Казахстана дали находки в районехребта Каратау, на Иртыше, в районе р.Сарысу и северного Прибалхашья. Интереснозаметить, что именно в этот период проявляется начало духовной жизни людей.Появляется религия./>
2. Мезолит. Х- VII тыс.лет до н.э.
К настоящему времениизвестно уже около двух десятков стоянок мезолитического типа на всейтерритории Казахстана Особенностью этого периода надо считать большуюподвижность людей и распространение более сложных орудий труда./>

3. Неолит (новый каменныйвек)
VII тыс. лет — IV тыс.лет до н. э. Зта эпоха характерна разнообразием и многоуровненностьюматериальной и духовной культуры. Стали изготовляться каменные топоры, мотыгизернотерки, ступки. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камняделались украшения — браслеты, подвески. Наиболее важной чертой неолита сталозарождение скотоводства и земледелия. В древнем Казахстане возникают зачаткигорного дела; получают развитие гончарство, ткачество. Коренные изменения вжизни древнего человека получили название «неолитической революции».Одним из важнейших ее компонентов было приручение лошади. Ученые установили,что в период неолита распространяются тесные контакты людей древнего Казахстанас Приуральем и Западной Сибирью. В более позднее время в эпоху энеолитапрогрессивным шагом оказалось изобретение медных орудий труда. Огромноеколичество остатков животных костей свидетельствовало о ярко выраженномскотоводческом хозяйстве периода энеолита. Появляется новая культуракочевников. Ко II тыс. до н. э. Коренные изменения в жизни древних людейКазахстана приводят к широкому распространению бронзовых изделий. В начале II тыс.до н. э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируетсяколлективное скотоводческо -земледельческое хозяйство. С этого времени вхозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство, ас конца II — I тыс. до н. э. большинство населения степных районов переходит ккочевому скотоводству. Изменения стали происходить и в природно-климатическихусловиях, наступил более засушливый период в степной зоне. В эпоху бронзыпоявляется так называемая «андроновская культура», получившая своеназвание по с.Андроново близ Ачинска. Андроновцы вели оседлый образ жизни, уних получили распространение металлические орудия, однако главной особенностьювсей культуры стал необычный обряд захоронения. Погребения создавались в видекаменных оград или заменялись курганными насыпями. Умерших либо сжигали, либохоронили особенным образом — на боку в скрюченном состоянии.
В древнюю эпоху вКазахстане важнейшим проявлением культуры, становлением самобытного и особогосоциально-политического устройства автохтонного населения становитсякочевничество. Появление кочевничества на территории Казахстана сокрыто вовремени, но уже то, что находки костей домашних животных относятся к энеолиту ибронзе, свидетельствует об особом складе людей, населявших степи Евразии. Послеоседлой андроновской культуры «внезапно» на степных просторах Евразиипоявляется кочевничество, которое было обусловлено с одной стороны природнымиклиматическими изменениями (начало засушливого периода), а с другой -природно-психическимскладом людей аридной зоны. Антропологический тип кочевников соблюдалпреемственность андроновской культуры. Огромный научный и познавательныйинтерес вызывает открытие в 1980 году стоянки Ботай, что находится у селаНикольское в бывшей Кокчетавской области. Она датируется концом 4-3-готысячелетия до н.э. В Ботае найдены огромные скопления костей лошадей. Дооткрытия Ботая, не были известны памятники раннего времени с таким массовымсодержанием костных останков одного вида животных. Кроме костей лошадиобнаружены единичные останки костей зайцев, сурка, бобра, волка, лисицы,медведя, кабана, косули, лося, джейрана, сайги, бизона, тура и туроподобныхживотных. Эти находки формируют наше представление о скотоводческом хозяйствекочевников в ту далекую эпоху, о значении промыслово-охотнического занятиядревних насельников степей Казахстана. Открытия ученых-археологов В.Ф. Зайберта,Л.А. Макарова, Х.А. Алпысбаева и их сподвижников создают целостную картинужизни древних кочевников Казахстана, а интерпретации этих находок позволяют вдостаточной мере раскрыть духовный мир особого кочевого склада людей населявшихКазахстан.
В 90-е годы ХХ-го векаказахстанский археолог д.и.н. Ж.К. Таймагамбетов расширил временные рамкипалеолита до 400 тыс. лет до н.э. Будучи учеником академика Окладникова, Ж.К.Таймагамбетов на основе солидных методических приемов по-новому взглянул надревнейшую историю Казахстана, а традиционная датировка «дотягивала»до 50 тыс. лет.
Они пришли — каждое племяв свое время. Они пришли как завоеватели или как беглецы, с мечем или с миром,но ты приняла их всех, Мать Степь. Ты приняла их в семью, и учила тому, чтознаешь лучше других — свободе. Ты всех вместила в своем доме, ведь в твоем доменет стен. Но дух странствий живет в твоих просторах, и многие твои дети рвутсякак стремительные птицы — туда за плоский горизонт к новым просторам. Укочевников нет дома, они живут там, где «присутствуют». Но укочевников есть Родина — Великая Степь.../>
4. Сако — СарматскаяЭпоха в Казахстане
В первом тыс. до н.э.огромные пространства Северной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстаназаселяли многочисленные племена под общим названием — саки. Античные авторыназывали их азиатскими скифами. Сакские племена были современниками скифов исавроматов (сарматов), древних персов игреков. Некоторые достоверные сведениясвидетельствуют о трех группах саков -саки — хаумаварга (саки, варящие напитокхаума), саки — тигрохауда ( саки, носящие остроконечные шапки), саки — тиайпарадрайя ( саки, которые за морем). На территории Средней Азии иКазахстана, а точнее, вблизи нынешнего Ташкента, Северной Киргизии и ЮгаКазахстана обитали саки — тигрохауда, кроме этих территорий, в среду ихобитания входили Южное Приуралье и Горный Алтай. Ученые очень хорошо знакомы сматериальной культурой всех этих сакских племен. Широко известны замечательныеоткрытия материальной культуры саков в Пазырыкских курганах, Чиликтинских(Восточный Казахстан), Бесшатырских и Иссыкских курганах ( юго — востокКазахстана). Находки, найденные при раскопках этих курганов, свидетельствуют овысокой художественном и духовной культуре предков народов Центральной Азии.Древнейший памятник персидской культуры «Авеста», которая положиланачало древнейшей религии -зороастризма, в наибольшей и древнейшей своей части- «гатах», по — видимому, создавался в среде пастушеско-земледельческих племен Средней Азии и прилегающих районов Казахстана.Единственным письменным памятником о саках -тигрохауда стала знаменитаяБехистунская надпись царя персов — Дария (первый законодательный памятникдревних персов). По этой надписи Дарий взял в плен вождя саков Скунха (VI векдо н.э.) В ту же эпоху, по свидетельству Геродота, к Востоку от Каспийскогоморя обитали массагеты, одно из ответвлений сакского союза племен. Ониобъединяли племена дербиков, абиев, апосиаков (древнегреческая транскрипция).Севернее мас-сагетов жили дай. Начиная с III века до н.э. согласно Страбону«большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются да-ями».В это же время древнегреческие источники фиксируют союз племен по общимназванием «сав-роматы». Часть из них под именем аорсов происходит изюжного Приуралья и северо — западных областей Казахстана. В творениях Геродотауказываются также племена будинов, фиссагетов, кирков, агриппеев. К востоку отагриппеев расселялись племена исседонов, а выше них жили племена аримаспов, и«стерегущих золото грифов». Места их обитания связаны ссеверо-востоком Казахстана. Таким образом, на территории Казахстана в VII — IV вв.до н.э. обитали на юге — саки-тигрохауда, они же массагеты и дай, на западе — савроматы (протоаорсы), в центральных районах — исседоны, на северо — востоке — аримаспы, и все они были родственны между собой и входили в союзы сакских исарматских племен.
В ту далекую эпохускладывались и очень тесные контакты между сакскими племенами и соседниминародами. В VIII — VII вв. до н.э. племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азиюбыли тесно связаны с цивилизациями Древнего Мира -Ассирией и Мидией, с серединыVI в. до н.э. начались тесные контакты с Персией. Так создавалась в это времязнаменитая легенда о царице Томирис. Персидский царь Кир решил завоевать сакови массагетов, этот поход персов потерпел полную неудачу, его войска былиразгромлены, а сам великий завоеватель погиб. Именно тогда, после блестящеодержанной победы, царица Томирис приказала наполнить кровью кожаный мешок, иопустив в него голову Кира, сказала: «Ты жаждал крови, пей же ее!». Иэта легенда описана «отцом истории» Геродотом. При преемнике Кира,Дарие первом, саки все же были покорены, но личные качества воинов — саков былитак значительны, что они попали в личную гвардию царя, в так называемые«десять тысяч бессмертных». Еще один поход предпринял Дарий первыйпротив массагетов, и вновь, как и Кир потерпел сокрушительное поражение. Изэтого похода Персидский царь узнал и о Шираке. Ширак, в 518 г до н.э., порезавсвое тело ножом, перебежал к персам, и представил себя обиженным вождем, персы,поверив ему, выслали вместе с ним большой отряд своих воинов, а Ширак,окольными путями завел это войско в пустыню, и оно полностью погибло.
После персов на землисаков вступили войска Александра Македонского, в борьбе против знаменитогополководца проявил себя один из сакских вождей по имени Спитомен. Три года сакипод руководством Спитомена в тылу отборных войск Македонского оказывали самоеожесточенное сопротивление, и только подкуп некоторых вождей саков позволилподавить восстание, но саки, жившие за Сырдарьей, сохранили свою независимость.Однако воинские подвиги саков составляют только одну из страниц их богатойистории. Самым значительным вкладом саков в мировую историю стало их культурноенаследие. Внимание археологов издавна привлекали так называемые «царскиекурганы» — огромные насыпи, диаметром до 150 метров, а высотой до 18метров. Многие из них были разграблены в давние времена. «Царскиекурганы», по определению А.Н. Бернштама принадлежат «царским сакам иусуням». Топография этих курганов свидетельствует о стройной системерелигиозных и космогонических представлений саков. При раскопках в этихкурганах находили оружие, предметы домашнего обихода и всевозможные украшения.Самым значительным достоянием науки стал раскопанный «Иссыкскийкурган», в котором было обнаружено захоронение Золотого человека. Этооткрытие позволила досконально изучить и определить духовную жизнь саковКазахстана. Все золотые изделия свидетельствуют о превалировании в искусствесаков «звериного стиля», который стал достоянием мировой культуры визделиях из золота всемирно известных скифских курганов.
Изобразительные элементыи сам костюм, по мнению ряда ученых, воспроизводят троичную модель космоса, чтосопоставимо с элементами природы, воплощенными в орнамент. Троичностьзаключалась в царстве низа, воды — подземного мира; середина — в царстве земли,верх — с царством неба. Конический головной убор схематизирует космос — царствонеба, кольцевое строение представляет собой тетраэдерную модель мира — царствоземли. Иначе говоря, головной убор Золотого человека — это мир творения неба иземли. Таким образом, жизнь саков — это уже сложный общественно — политическийорганизм со многими элементами развитой культуры, что послужило историкамоснованием заявить о сакской государственности на территории Казахстана.
Это пространство живойистории, она знает радость и страдание… Это место, где происходили события, илишь человек делит их на большие и малые… Эта земля в центре Азии — дом длямногих людей, колыбель бесчисленных родов несущих в себе неспокойную кровькочевников.../>
5. Хунну, усуни и кангюи
В первом тысячелетии дон.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населялиразличные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми повремени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось висточниках китайцев в конце III в до н.э… Хунну распространили свое влияние отберегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад. В 206г. до н.э. во главе этих племен становится Модэ Шань Юй, который разгромилкитайцев. Через несколько лет, около 201 г. до н.э. войска Хунну продвинулисьна запад, вплоть до Илийс-кий долины.
В 177 г. до н.э Модэ иего полководцы покорили несколько племен Юечжи. Источники так пишут об этом:«Милостью неба воины были здоровы, а кони в силе; они уничтожили иусмирили юедий». Начиная с этого времени, хунну установили свою власть, по- видимому, на всей территории от Тихого океана до Прикаспия.
По одной версии усуни — это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, а по другой — это теже самые Юечжи.
Многие памятникиусуньской культуры указывают на заимствования из сакского стиля, особенно приизображении лошадей. Как показывают китайские источники хунну и усуни быликочевниками, где большую роль играло скотоводство. Об этом писал Сыма Цянь:«начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются егокожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеялами». Основой всех войсккочевых объединений была конница, а важнейшим оружием были — лук и стрелы. Длиналука была 70 — 80 см, стрелы имели железный трехреберный наконечник. Хуннуделились на 24 рода, во главе которых были старейшины, примерно также делилисьи усуни. Верховный владетель хунну назывался шаньюй, у усуней гуньмо.Государство Усунь имело свою столицу — Чигу. На территории Казахстанаматериальная культура усуней прослежена в долинах Чу и Кегень. Жилища усунейделались из сырого кирпича и из из камня. 4-5 семейных домов составлялипоселок. Высокоразвитым ремеслом было гончарное. Ювелирное искусство усуней оченьхорошо характеризуют золотые изделия из Каргалинского ущелья вблизи г. Алматы.Среди находок — два перстня со скульптурами двугорбых верблюдов, десять фигурокгорных козлов и другие изделия, среди них особенно выделяется ляетсяКаргалинская диадема. Это длинная золотая полоса, внутри которой которойимеются изображения зверей, птиц, людей, длина диадемы 35 см, а ширина 4.7 см.Генетически эти изделия созданы в зверином стиле".
Высокое проявление духовности у древних усуни наглядно иодновременно очень загадочно раскрывает курильница, найденная в окрестностяхг.Алматы в 1993 году. Вместе с ней были обнаружены два человеческих скелета имножество остатков керамических изделий. Курильница — это круглое блюдо,закрепленное на усеченно-конической подставке. Сама подставка расширяетсякнизу. В середине блюда находится скульптурная композиция из пяти фигурживотных и представляет сцену терзания горного козла двумя волками и двумяптицами. Они окружены вереницей из шестнадцати фигур хищников, похожих на кошачьих,высота всего изделия 22,5 см, диаметр 35 см. Что можно определить по этойкомпозиции? В среде кочевников известен культ волка и он ассоциируется с темныммиром, с миром погребения, с миром отходящим в небытие; в то же время у скифови саков волк выступает как представитель царского рода, известны древниелегенды о происхождении тюркских народов от волков и волкоподобных. Птицы (повсей видимости вороны) как бы являются медиаторами между хищниками итравоядными животными и как правило образ ворона связан со смертью, войной,поглощением жизни. Фигурки горных козлов воплощают верхний, светлый мир. Всякомпозиция отражает вековечную борьбу двух миров в настоящем, а кроме тогоявляют возможные отражения древних воинских культов. И, действительно, один изкитайских источников передает: «Гуньмо (властитель усуней — ред.) былноворожденный. Наставник бежал с ним, (затем) положил в траву и пошел искатьпищу. Когда вернулся, то увидел, что волчица кормит его (ребенка) молоком,ворон, держа в клюве мясо, летает около него; поэтому счел ребенка духом и взявего, вернулся к сюнну (хунну — ред.)- Шаньюй (царь хун-ну — ред.) воспитал(ребенка). Когда ребенок вырос и возмужал, Шаньюй дал Гуньмо народ его отца,велел начальствовать над войсками. Неоднократно Гуньмо совершал воинскиеподвиги.» Великое переселение народов во второй половине второго века дон.э. оказало значительное воздействие на государственные объединения вКазахстане, среди которых выделяется государство Кангюй. Территория егоохватывала Южный Казахстан и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи ичасть юго- западного Семиречья. Государство кангюев было очень сильнымвооруженным объединением. Они могла выставить до 120 тысяч конницы. Посвидетельству китайского источника «кангю… горд, дерзок и никак несоглашается делать поклонения перед нашими посланцами.» В 47 — 46 годах дон.э. Кангюйский правитель поддержал северо — хуннского шаньюя Чжичжи в борьбе сгосударством Усунь. В переплетении взаимных претензий и вражды Чжичжи былизгнан из ставки Кангюйского правителя и ушел на Талас, где начал строитьгород. Китайцы сожгли город Чжичжи, а он сам был пленен, и вместе с ним 1518его поданных. В этих событиях китайскими союзниками были кангюй: Государствокангюев представляло собой общественно — политическое объединение, где вместесо скотоводством получила распространение земледельческая культура, а многиепоселения становились центрами ремесла и торговли. Включенность населениякангюев в международную торговлю подтверждают находки вещей, изготовленных в удаленныхремесленных центрах. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что население кангюя,как горожане, так и скотоводы — кочевники были вовлечены посредством ВеликогоШелкового Пути в систему международной торговли. Генетически и по социально — экономическому строю Кангюй очень тесно связаны с усунями и саками. Странакангюй большей части располагавшаяся по берегам Сырдарьи и ее ответвленийКуандарьи и Инкардарьи называлась страной «Массагетов болот иостровов». Среди множества городов известен легендарный комплексЖеты-Асар, состоящий из двадцати городов на Куандарье. Самым большим из них былАлтын-Асар, по легенде внутри этого города было так много золота, что еговывозили караванами двенадцать лет подряд по указанию персидского царя Хосрова,захватившего город.
Это одна из параллелей древней истории Казахстана, гдепопеременно проходили государства сюнну, усуни и кангюй. Древняя историяКазахстана имела свое продолжение в период средневековья и Нового времени.Может быть, за тысячи лет мы узнали многое, но не стали мудрее. Может быть, мыникогда не преодолеем своих границ, ведь когда нам кажется, что мы подходим ксамой разгадке тайны — она ускользает… Но нам уже не остановиться — мы такиеже кочевники, как и те, кого эта земля научила странствовать и нам никогда недаст покоя тонкая линия горизонта...
Список литературы
1. История КазахскойССР (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том III. Алма-Ата, «Наука» КасССР, 1979
2. Козыбаев М.К.,Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. – 3-е изд.,дополненное. Алматы: Атамура, 1997
3. ИсторияКазахстана с древнейших времён до наших дней (очерк), изд. «Дәуір»,Алматы, 1993
4. Кляшторный С.,Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
5. Гумилев Л.Н.Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.
6. Абдакимов А.История Казахстана. Учеб. пособие. Алма-Ата, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Последовательность содержания работы командира патрульного взвода по организации выполнения
Реферат Правовая и социальная защищенность подчиненных как одно из основных направлений воспитательной
Реферат Помещение для нарезки и хранения хлеба столовой воинской части на 2000
Реферат Оценка возможности эффективного функционирования системы связи тактического звена управления
Реферат Повітряний десант і аеромобільні війська
Реферат Последовательность содержания работы командира патрульного взвода
Реферат Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеч
Реферат Andromeda Strain Essay Research Paper Michael Crichton
Реферат 1 Место нахождения эмитента 121069, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 60, стр
Реферат Othellos Race Essay Research Paper Cynthia I
Реферат Система цивільної оборони
Реферат Мирне співіснування людей у романі Даніеля Дефо Життя і незвичайні пригоди Робінзона Крузо
Реферат 14. Понятие протокола передачи данных. Введение
Реферат «Играют ли деньги главенствующую роль в современной экономике России»
Реферат Пленительный женский образ в романе Александра Пушкина Евгений Онегин