Реферат по предмету "Литература"


"Реквием" Анны Ахматовой

" У каждого поэта своятрагедия,
                   иначе он не поэт.  Без трагедии нет
                   поэта — поэзия живет и дышитнад
                   самой пропастью трагического,
                   «бездны мрачной накраю».                
                                                        А.Ахматова





         На  рубеже прошлого  и  нынешнего столетия,  в  эпоху,  потрясенную  двумя    мировыми войнами,  в  России возникла  и  сложилась, может быть, самая значительная  во  всей  мировой литературе   нового  времени ‘’ женская ’’   поэзия  - поэзия  Анны   Ахматовой .
         В  автобиографии,  озаглавленной « Коротко  о  себе », Анна  Андреевна  писала : " Я  родилась  11(23) июня  1889 года  под Одессой  ( Большой  Фонтан). Годовалым  ребенком  я была  перевезена   на север  -  в  Царское  Село,  там я  прожила  до шестнадцати  лет.  Мои  первые  воспоминания  - царскосельские :  зеленое   сырое великолепие  парков,  выгон, куда  меня  водила няня,  ипподром,  где скакали  маленькие   пестрые лошадки,  старый  вокзал и  нечто  другое, что  вошло   впоследствии в  « Царскосельскую  оду ». Каждое   лето я  проводила  под Севастополем,  на  берегу Стрелецкой  бухты,  и там  подружилась  с морем  .  Самое сильное  впечатление  этих лет  -  древний Херсонес  ,  около которого   мы  жили. Читать  я  училась по  азбуке  Льва Толстого  . В  пять лет  ,  слушая, как  учительница   занималась со  старшими  детьми,  я  тоже  начала  говорить  по-французски .  Первое стихотворение  я  написала, когда  мне  было одиннадцать  лет.  Стихи начались  для   меня не  с  Пушкина и  Лермонтова,  а с  Державина ( « На  рождение отрока » )  и Некрасова  ( « Мороз  Красный  нос  » );  эти вещи  знала  наизусть  моя  мама. »
Наиболее  близка детям  была  мать  -  натура, по-видимому, впечатлительная,  знавшая  литературу, любившая  стихи .  Впоследствии Анна  Андреевна  в одной из « Северных  элегии»  посвятит  ей  проникновенные  строки :
                  ...  женщина с  прозрачными  глазами
                  ( Такой  глубокой синевы,  что  море
Нельзя не  вспомнить,  поглядевши в  них ),
                  С   редчайшим именем  и  белой ручкой,
                  И   добротой, которую  в  наследство
       Я от  нее  как будто  получила  ,
       Ненужный    дар моей   жестокой  жизни ...
                                           « Северные  элегии .»
     В родне  матери  были люди,  причастные  к литературе  например,  ныне забытая,  а   когда- то известная  Анна   Бунина, названная  Анной  Андреевной «первой  русской  поэтессой », приходилась  теткой  отцу матери,  Эразму  Ивановичу Стогову ,  оставившему  небезинтересные  «Записки », опубликованные  в  свое время  в  « Русской старине ».  Инна  Эразмовна, мать  будущей  поэтессы , вела  свой  род по  женской  линии от  татарского  хана Ахмата. " Моего  предка  хана Ахмата,  -  писала Анна  Андреевна,  - убил  ночью  в его шатре  подкупленный   русский  убийца,  и  этим, как  повествует  Карамзин, кончилось  на Руси  монгольское иго.    Княжна  Прасковья Егоровна  в  восемнадцатом веке   вышла  замуж за  богатого   и знатного  симбирского  помещика Мотовилова.  Егор  Мотовилов был  моим  прадедом. Его  дочь  Анна Егоровна  -  моя бабушка  она  умерла, когда  моей  маме было  девять  лет, и  в  честь ее  меня  назвали Анной. "
         В  1907 году Ахматова  оканчивает  Фундуклеевскую  гимназию в  Киеве  , потом  поступает  на юридический  факультет  Высших женских  курсов  . Начало  же  десятых годов  было  отмечено в  судьбе  Ахматовой важными  событиями  : она  вышла  замуж за  Николая   Гумилева ,  обрела  дружбу с  художником  Амадео Модельяни ,  а  весной  1912  года  вышел ее  первый  сборник стихов  « Вечер » ,  принесший ей  мгновенную  славу .  Сразу  же она  была  дружно поставлена  критиками  в  ряд  самых больших  русских  поэтов. Ее книги  стали  литературным событием .   Чуковский  писал, что  Ахматову  встретили " необыкновенные,  неожиданно  шумные  триумфы ".  Ее стихи  были  не только  услышаны   -  их  затверживали,  цитировали в  разговорах,  переписывали в  альбомы,  ими даже  объяснялись  в любви.
         Длительное  время сочинения  Анны  Ахматовой и  книги  о ее  творчестве  не издавались  ,  а если  и  издавались ,  то  тиражом явно  недостаточным  для того  ,  чтобы удовлетворить   из  года в  год  растущий интерес  к   одному из  крупнейших  представителей   русской литературы  нашего   века . 
В  своей  жизни, длившейся  почти  79 лет  ( 1889 — 1966 ) ,  Анна Андреевна  Ахматова  знала славу,  бесславие  и новую  славу,  еще большую,  чем  начальная, в силу  того,  что  ее  личность и  сочинения  стали предметом  всеобщего  внимания.  После  смерти  поэта это  всеобщее  внимание,  слава  эта  оказались  настолько  глубокими  и прочными,  что  мы с  уверенностью  можем сказать ,  что  Анна  Ахматова  вошла  в высокий  круг  классиков русской  литературы .
         Анна Андреевна  принадлежит  к числу  поэтов,  красота и  многозначность   созданий  которых  могут  раскрыться только  при  неоднократном   к ним  возвращении.  Отдельные ее  строки,  строфы и  целые   стихотворения  запоминаются и   принимают  самое деятельное  участие  в нашей  духовной  жизни, преображая  ее .
         Сердце  поэта слышало  не  только человека,  но  и голос  его  души.  Голос  печали  и  радости,  тревоги  и  заботы,  раздумья  и скорби.  Все  оттенки душевных  движении  умеет выразить  Ахматова .

     Сосредоточенную  думу  :
                           Одни  глядятся  в  ласковые  взоры ,
                           Другие  пьют до  солнечных  лучей ,
                           А  я всю  ночь  веду переговоры 
                           С  неукротимой совестью  своей .
                                                                 ( 1936 )
    Переживание — наблюдение :
                           Когда  человек умирает ,
                           Изменяются  его портреты .
                                                                ( 1940 )
   Предчувствие неизбежного :
                           Один  идет прямым  путем,
                           Другой  идет  по  кругу 
                           И  ждет возврата   в  отчий дом,
                           Ждет  прежнюю подругу.
                           А  я иду  -  за мной  беда,
Не прямо  и  не косо,
                           А  в никуда  и  в никогда,
                           Как  поезда с  откоса.
                                                               ( 1940 )
Напряженность  и  богатства  внутренней  жизни   определяют и   многообразие   поэтической палитры .
         Во  времена травли официальная  критика  называла Анну  Ахматову   " внутренней  эмигранткой ".  Этот   "оргвывод "  долгие  годы  преграждал   путь  ее произведениям  в  печать. Однако  еще  в 1917 году она так ответила покинувшим  Россию и  звавшим ее за  границу,: «…равнодушно  и  спокойно руками  я  замкнула слух,  чтоб  этой речью  недостойной  не осквернился скорбный  дух .»
         И  поэтесса до  последних  дней жизни  разделяла  со своим  народом  все выпавшие  на  его долю  тяготы  и беды.
         Время  входило сперва в  душу  поэта, а  потом  в его  стихи.  Оно наполнило  поэзию  Ахматовой  исторической     конкретностью ,  определило  трагедийность   звучания   каждой строки   ,  и оно   же   со все  возраставшей  наглядностью  показало,   что   значат  слова   Блока  - " жестче,  непригляднее,  больнее ".
Анна  Ахматова  дожила до  часа,   когда читатели,   не  только нашей  страны,   узнали  ее  голос  и  сказали  ей  слова благодарности  за высокий  дар поэта,  преданность  родной  земле,   подвижничество,   мужество и  верность   гуманистическим   заветам  русской   и  мировой литературы.
         Далеко  не сразу  стала  понятна  связь  Анны  Ахматовой с  судьбой  народа ,  историей   и нашим  временем  . А  между  тем эта  связь   носит глубочайший   характер .  Это можно  показать  на таких  двух  произведениях,  как  «Поэма  без героя»  и  «Реквием ».   Имея,  конечно, при  этом  в виду  и  всю лирику  поэта.
               
          Идея и  художественные  средства ее   воплощения 
в  поэме  Анны Ахматовой   « Реквием ».

Между  1935  и 1940  годами  создавался « Реквием »,  опубликованный  лишь спустя  полвека  -  в  1987 году   и  отражающий личную  трагедию   Анны Ахматовой  -   судьбу ее  и ее  сына Льва  Николаевича  Гумилева ,  незаконно   репрессированного   и приговоренного   к  смертной казни.  «Реквием»   стал мемориалом   всем  жертвам сталинской  тирании.  «  В  страшные годы  ежовщины  я провела  семнадцать  месяцев в  тюремных  очередях » - « семнадцать  месяцев  кричу,  зову  тебя   домой ...»
 
И упало каменное  слово 
                            На мою  еще  живую грудь .
                            Ничего  , ведь  я   была готова  ,
                            Справлюсь с  этим  как-нибудь .

                   У  меня сегодня  много  дела :
                   Надо  память до  конца  убить ,
                    Надо ,  чтоб душа окаменела  ,
                   Надо  снова научиться  жить .

         Строки такого  трагедийного  накала, разоблачающие  и   обличающие  деспотию  сталинщины   ,  в  ту пору   ,   когда они  создавались,   записывать   было  опасно  , попросту   невозможно .  И сам  автор,  и несколько  близких  друзей заучивали  текст  наизусть, время  от  времени проверяя  крепость  своей памяти.  Так  человеческая память  надолго  превратилась в  «бумагу »,  на которой  был  запечатлен « Реквием ».   Без « Реквиема»   нельзя понять  ни  жизни ,  ни  творчества ,  ни  личности Анны  Андреевны  Ахматовой .   Более  того ,   без   « Реквиема » нельзя  осознать  литературу  современного  мира   и те  процессы  , которые  происходили  и происходят  в  обществе .  Говоря  об ахматовском  « Реквиеме »,  А. Урбан  высказывает  мнение,  что, «он  жил   и раньше»  -  теми фрагментами  которые  печатались как  отдельные  стихотворения 30-х  годов.  Жил в  переписанных  от руки    или  перепечатанных  на машинке  листочках !   Критик считает,  что  " публикация  « Реквиема » навсегда  покончила  с легендой  об  Ахматовой « как  о  поэте исключительно  камерном ".
         «Представительница   « серебряного  века  »русской  культуры,  она отважно прокладывала  свой  путь через двадцатое  столетие   к нам,  свидетелям    его последних  десятилетий.  Путь трудный,  трагический,  на грани  отчаяния. »  Но автор  статьи  обращает  внимание  на  то, что  даже  в « горчайшем   своем произведении  —
«Реквиеме »  Анна  Ахматова ( это  тоже  свойство великой  русской  литературы ) сохраняет  веру  в  историческую справедливость ».
В  "сущности  никто  не знает,  в  какую эпоху  он  живет . Так  и  не знал  наш  народ  в  начале  десятых годов,  что  живет накануне   первой   европейской войны  и  Октябрьской   революции," -  так  писала Ахматова  .  Это глубокое  замечание  обнаруживало в  авторе   художника и  историка  одновременно .  В жизни  и творчестве  ее мы  ощущаем  неукротимый  « бег  времени », находим  не внешние  исторические  процессы  переживаемой  эпохи  ,   а  живые чувства  ,  предвидения проницательного  художника  .
         В  наши дни  литературно-художественный  журнал  « Октябрь » полностью   напечатал « Реквием »  на  своих страницах   в  1987 году. Так « достоянием  гласности »  стало  выдающееся  произведение  Ахматовой . Это  потрясающий  , основанный   на  фактах собственной  биографии  документ эпохи  ,  свидетельство того   ,  через какие    испытания  прошли наши  соотечественники  .

      … Опять поминальный  приблизился  час .
          Я вижу  ,  я слышу  ,  я чувствую  вас  ...
. .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  .  .
        … Хотелось  бы  всех поименно  назвать ,
    Да  отняли список  ,  и негде  узнать ...
   .  . .  .  .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  .  .
        … О  них  вспоминаю всегда  и  везде ,
             О них  не  забуду и  в  новой беде  ...

Анна  Андреевна    заслуженно пользуется  благодарным  признанием читателей  ,  и высокое  значение  ее поэзии  общеизвестно .  В  строгом  соотношении    с глубиной  и  широтой   замыслов  ее  « голос » никогда  не  спадает до  шепота    и не  повышается   до крика   -  ни  в  часы  народного горя,  ни  в  часы  народного торжества.
         Сдержанно,  без крика  и  надрыва, в  эпически  бесстрастной манере  сказано о пережитом горе:« Перед   этим  горем гнутся  горы». Биографический  смысл этого  горя  Анна Ахматова  определяет  так:
«Муж  в могиле,  сын  в тюрьме,  помолитесь  обо мне ».  Выражено  это с  прямотой  и простотой  ,   встречающимися  лишь в  высоком  фольклоре. Но  дело   не  только  в личном  страдании  , хотя  и  его одного  достаточно  для трагедии .  Оно,  страдание, расширено  в рамках :  « Нет, это  не  я, это  кто-то  другой страдает » ,  « И  я молюсь  не  о себе  одной  , а  обо всех  ,  кто  там   стоял со  мною. »  С  публикацией  «Реквиема»  и   примыкающих к  нему  стихотворений    творчество Анны  Ахматовой  обретает новый  историко-литературный  и общественный  смысл  .
         Именно  в   «Реквиеме »   особенно  ощутим лаконизм   поэта.  Если не  считать  прозаического « Вместо  Предисловия», здесь  всего  только около  двухсот  строк . А  звучит  « Реквием» как  эпопея.
30-е  годы  стали для  Ахматовой  порой   наиболее    тяжких  в   ее  жизни   испытаний . Она  оказалась  свидетельницей  не   только  развязанной   фашизмом  второй  мировой   войны,  вскоре   перешедшей   на   землю  ее  Родины, но  и  другой, не   менее  страшной  войны,  которую  повели Сталин  и   его  приспешники,  с  собственным народом. Чудовищные  репрессии  30-х  годов , обрушившиеся  на  ее  друзей  и единомышленников  ,  разрушили и  ее  семейный  очаг: вначале  был  арестован и  сослан  сын ,  студент  университета ,  а  затем и  муж -  Н. Н. Пунин . Сама  Ахматова   жила все  эти  годы в  постоянном  ожидании ареста  .  В длинных и  горестных  тюремных очередях  ,  чтобы сдать  передачу  сыну  и  узнать о  его  судьбе , она   провела  многие месяцы.   В  глазах властей  она  была человеком   крайне  неблагонадежным :  ее первый  муж,  Н. Гумилев , был  расстрелян  в  1921  году за  «контрреволюционную »  деятельность .  Она хорошо  понимала ,  что  ее  жизнь находится  на  волоске  и  с тревогой  прислушивалась  к любому  стуку  в дверь .  Казалось  бы ,  в  таких условиях  писать  было немыслимо ,  и  она действительно  не  писала,  то  есть  не записывала  свои  стихи ,  отказавшись  от пера  и  бумаги .  Л.  К. Чуковская  в  своих воспоминаниях пишет  о  том, с какой  осторожностью  ,  шепотом   читала  поэтесса свои  стихи  , так  как  застенок был   совсем  рядом .  Однако,   лишенная возможности  писать ,  Анна Ахматова  вместе  с тем  пережила  именно в   эти  годы величайший  творческий  взлет.  Великая  скорбь,  но вместе  с  тем большое мужество  и  гордость за  свой  народ составляют  основу  стихов Ахматовой  этого  периода.
Главным творческим  и  гражданским достижением  Ахматовой  в 30-е  годы   явился созданный  ею  « Реквием », посвященный   годам «  большого  террора » -  страданиям  репрессированного  народа .

Нет,  и  не  под чуждым  небосводом,
                            И  не  под  защитой  чуждых  крыл, - 
                            Я  была  тогда с  моим  народом,
                            Там,  где  мой народ,  к  несчастью, был.

« Реквием » состоит  из  десяти стихотворений.  Прозаического  предисловия  , названного  Ахматовой  « Вместо Предисловия »,  « Посвящения »,  " Вступления "  и двухчастного  " Эпилога".  Включенное  в  «Реквием »  « Распятие »,  также состоит  из  двух  частей.   Стихотворение  « Так не  зря  мы вместе  бедовали… »,   написанное позднее,  тоже  имеет  отношение  к    « Реквиему » .  Из него  Анна  Андреевна взяла  слова  : « Нет , и  не  под чуждым  небосводом… »  в качестве  эпиграфа  к  «Реквиему » ,   поскольку  они ,  по  мнению поэтессы  ,  задавали тон  всей  поэме, являясь  ее  музыкальным и  смысловым   ключом .  « Доброжелатели »  советовали отказаться  от  этих слов ,  намереваясь   таким путем  провести  произведение через  цензуру.
« Реквием » имеет  жизненную  основу ,  которая  предельно ясно  изложена  в н


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.