Реферат по предмету "История"


Ломоносов М.В. - жизнь и творчество великого русского гения

Кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ
по культурологии
Тема: «М.В. Ломоносов — жизнь и творчество
великого русского гения»
                                                                   

План
 Введение.стр.3
ГлаваI Жизнь М. В. Ломоносова. стр. 4
ГлаваII Творчество великого ученого стр. 6
Заключение.стр. 9

 Введение
Вто время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существоваловсего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия  вМоскве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к болеешироким контактам с западными странами. В 1725 году в Петербурге была открытаАкадемия наук, а еще раньше – артиллерийская, математико-навигационная,техническая школы. А также лингвистические школы, медицинская, школа горнойпромышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако требования высшихкругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться болеесущественному, кроме как читать и писать да и то не всякий, так как по традициикрестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтомуслучай с М. В. Ломоносовым можно считать уникальным. Чтобы было, если быЛомоносова Михаила местный дьяк не научил читать и писать, а у одногокрестьянина из соседней деревни не нашлись «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Наверняка бы российскаянаука никогда бы и не узнала имя великого русского ученого — М. В. Ломоносова.

ГлаваI. Жизнь М. В. Ломоносова.
М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельтыСеверной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрастеон лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась егостремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного)свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотнуюземлю и судно, должно было сказаться на его дальнейшей судьбе: он тоже долженбыл заняться рыбным промыслом. Местный дьяк Семен Никитичь Сабельников обучилМихаила читать и писать, и судьба повела его другой дорогой. Однако «вратамиучености» для него стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» ЛеонаМагницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина,крестьянина соседней деревни. Отец и мачеха всячески противились стремлениямМихаила к наукам, но он все равно добивается своего. Втайне от отца он получилна руки паспорт, отдалжил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву(декабрь 1730 года). С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М. В.Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию,в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случилсянедобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыномХолмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. Большая разница в возрастепринесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Как позже он самвспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-декакой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» Непродолжительный период онучился в Киевской духовной академии, но потом вернулся в Москву, вславяно-греко-латинскую академию.
 Вчисле лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшееобучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить,что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занималсясамостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии игорному делу за границу, в Германию.
Годыучебы в Марбургском университете не прошли даром: живя на квартире онпознакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью хозяйки и женился на ней. В1739 году М. В. Ломоносов успешно заканчивает Марбургский университет. Затемобучение химии и горному делу продолжалось в г. Фрейберге (1739-1740). Ссора М.В. Ломоносова с одним немецким ученым привела к тому, что он покинул Фрейберг.На протяжении многих месяцев он странствовал по Германии под видом немецкогостудента, был взят в рекруты в прусскую армию, но смог бежать. Если говорить вцелом, то в Германии М. В. Ломоносов был с 1736 по 1741 год (германский периодего жизни). После возвращения в 1741 году в Петербургскую Академию наук онпродолжает заниматься наукой, но его ссора еще с одним немецким ученым привелак тому, что с 1741 по 1743 год М. В. Ломоносов был под домашним арестом. Завесь свой Петербургский период жизни (1741-1765 г. г.) он неустанно работал вПетербургской академии наук, несмотря на интриги других ученых и кознинедоброжелателей. 4(5) апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54 году жизни,после тяжелой болезни.

ГлаваII. Творчество М. В. Ломоносова.
Рукописноенаследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различнымотраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызываетвосхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкойкрепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие,которое явилось завершением четырехлетней войны:
«Не медь ли в чреве Этны ржет
И с серою кипя клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы
Металл и пламень в дол бросает,
Где в труд избранный наш народ
Среди врагов, среди болот
Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»
 Темсамым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии.На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишетоду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великогосеверного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г.,трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимнбороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «ПетрВеликий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этогопериода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие опользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развитиярусского языка XVIII века.
М.В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горнойметаллургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией,демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В 40-е-60-е годыXVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии – «Первыеоснования металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудникахпримеченном», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышленияо философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути»,«Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметокпо физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицахтел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплениии расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще»,«Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Оботношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известностипервичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительныхфизических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела»,«Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическуюхимию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Оботношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», поистории и географии – «Древняя российская история от начала российского народадо кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения обольшей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных посеверным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «Оморозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяныхгор в северных морях», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткоеруководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «Ослоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа»,по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаический портрет «ПетрВеликий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этогоМ. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводилбесчисленные эксперименты.
Свыше46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получилаблагодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.

Заключение
М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокийслед в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливыхтрудов.
Ещепри жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и зарубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которогодважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая частьего трудов.
Несмотряна то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло болеедвух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельностипосвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи,графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебныезаведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту вбассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной сторонеЛуны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русскогоученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 годуучреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в областиестественных наук. Как позже писал С. И. Вавилов, что «часто встречающеесясопоставление М. В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гетте правильно иоправдывается не многообразием видов культурной работы М. В. Ломоносова, аглубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научныхинтересов и задатков. Среди современников М. В. Ломоносова, живших и работавшихв России, было немало «политигисторов», соединявших, например, математическиеисследования с работой над изданием летописей. Однако энциклопедизм этих людейвытекал из внешних требований и нажима, а не из внутренних потребностей, какэто было у М. В. Ломоносова». И в заключении мне хотелось бы привестивысказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разумупотребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вымне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой
Реферат Влияние кислорода на воду, безалкогольные напитки
Реферат Отечественная война 1941-1945г.г. Битва под Москвой.
Реферат Религиозные движения в Византии и на Руси в Средние века и генезис русского мистического сектантства
Реферат Проблема «Запад — Россия — Восток», её философские аспекты
Реферат Формирование социальных отношений
Реферат Институт суда присяжных заседателей
Реферат Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие
Реферат Оценка рыночной стоимости автотранспортного средства в форме заключения отчета об оценке автомоб
Реферат Виды обеспечения по страхованию и размер ежемесячной страховой выплаты
Реферат Пленочные абсорберы
Реферат Небезпека ушкодження електричним струмом і заходи попередження електротравматизму
Реферат Освобождение Севастополя и Крыма в Великой Отечественной войне
Реферат Самостоянье человека - залог величия его
Реферат Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты