Реферат по предмету "История"


Культура белорусских земель в IX веке

Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования “Белорусский государственный
университетинформатики и радиоэлектроники”
Кафедра гуманитарных дисциплин
Факультет ВЗиДО(дистанционное)
искусственныйинтеллект
Контрольнаяработа
по Истории Белоруссии
Культура белорусскихземель в 9 веке.
Минск 2009.

1.Появление христианства на белорусских землях
В8-9 вв. начинается массовое расселение славян по всей территории Беларуси. Вначале они большими группами двигаются на север от р. Припять и быстрорасселяются по Днепру, Двине, Березине и Неману, заполняя своей этническоймассой всю Беларусь. Одной из самых важных этнических примет славян являются ихзахоронения в круглых насыпях-курганах. До сегодняшних дней курганы, словногорошины, рассыпаны по всей стране. Точное их количество сложно, но полагают,что их не меньше 2 – 3 тысяч. Курганы размещаются группами, один рядом сдругим. В группе может быть 1 – 2 и
100– 200 курганов. Все они, как правило, разной величины. Первые исследователи ещев 19 в., как и кладоискатели, полагали, что чем выше и больше курган, тембогаче и знатней в нем похороненный человек. Но планомерные исследованияархеологов в 20 в. показали, что высота и диаметр кургана совершенно не зависятот социального статуса похороненного в нем челов… Известнейшим белорусскимархеологом доктором наук, профессором Георгием Штыховым было высказанопредположение, что размеры кургана зависели только от количества родственниковв семье покойного. Чем больше их было, тем выше они могли насыпать курган. Этойточки зрения сегодня придерживается большинство ученых.
К9 в. балтские культуры на территории Беларуси в чистом виде практическиперестают существовать. Они полностью ассимилируются славянами, чей этнос наэтих землях становится базовым. В результате подобного синтеза возникают такназываемые союзы племен, ставшие предшественниками первых государственныхобразований. Их названия хорошо известны благодаря тому, что попали на первыестраницы первых, древнейших славянских летописей: дреговичи, кривичи, радимичи.Они относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой неродовые племена, как это было в предшествующую эпоху железного в., а этно –социальные, объединенные общей культурой своеобразные прото – народности сзародышами классовой и государственной системы.
Христианствопришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. Этобыли начало сложного и долговременного процесса христианизации огромногоДревнерусского государства, государственного объединения восточнославянскихплемен. «В лето 990…, – говорится в Густынской летописи, – Владымер разделиРусскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади навеликом княжении Новгородском старейшего сына своего Вышеслава, в Полоцке –Изяслава… Посла же сними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всейобласти своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже ибысть».
Однакотрадиция древнерусских преданий связывает начало распространения слова Божия наРуси, в том числе и Белой, с апостолом Андреем. Не исключено, что задолго доофициального принятия новой религии уже во второй половине IX – середине X векахристианство было известно на белорусских землях. Участвуя вместе с дружинамирусских князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились срезультатами византийской цивилизации, но и усваивали вместе с ними основыПравославия. Источником знакомства населения древней Беларуси с христианствоммогла быть и Скандинавия, с которой она находилась в оживленных сношениях.Вполне вероятно, что полоцкий князь Рогволод и его семья с сочувствиемотносились к христианской вере, а в столице княжества имелись христианскиехрамы.
Возможно,это объясняется мягкостью и терпимостью полоцкого князя Изяслава, с именемкоторого связано распространение христианства. «Бысть же сей князь тих икроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чининоческий, и прилежащее прочитанию божественных писаний, и отвращаяся отсуетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпив, – рассказываетНиконовская летопись о родоначальнике полоцких изяславичей. По-видимому, втаком же духе действовали и прибывшие с ним епископы. Впрочем, христианскаяобщина в Полоцке могла возникнуть и ранее этих событий – возможно, в результатепроповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга. Прираскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаруженобольшое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма,сгоревшего еще во время пожара 975 года, при взятии Полоцка войсками князяВладимира. О первых шагах христианства в Полоцке рассказывает и скандинавская«Сага о крещении», в которой повествуется о святом Торвальде, крестившем в 1000году исландские земли. Возвращаясь на места своих равноапостольных трудов изпаломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку отПолоцка, где был погребен рядом с храмом во имя святого Иоанна Предтечи.
Есливремя основания Полоцкой епархии – 992 год – не вызывает особых разногласий уисториков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Невдаваясь в споры по поводу даты основания Туровской епархии, замечу, чтопредположение историка П.Ф. Лысенко, относящего возникновение епархии к 992 г.,а не к 1005 г., как это принято, заслуживает внимания. Исследователь строитсвое предположение, основываясь на особенностях геополитического положенияТуровского княжества, родоначальником которого являлся легендарный князь Тур. Водном из сказаний, записанных уже в 20-е годы двадцатого столетия, говорится,что Тур пришел с великим войском, построил город в данном месте потому, что тут«были великие выгоды – звери, рыба и разные птицы». Кроме того, река Припять,на которой стоял город, давала возможность удобного выхода в Западную Европу и,прежде всего, в соседнюю Польшу. Поэтому киевские князья, начиная с Владимира,зорко следили за тем, чтобы на туровском престоле сидели князья подручныеКиеву. Включение Турова в состав Древнерусского государства произошло, скореевсего, после убийства Рогволода. Киевский князь после принятия христианства в988 году присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка.Возможно, что в это время и был смещен с престола Тур. Вполне вероятно, чтоСвятополк был к этому времени еще не способен самостоятельно управлятькняжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ – Владыка,имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия.Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровскойземле, что жители Турова оказали сопротивление принятию христианства. До насдошла легенда, рассказывающая о том, что по Припяти к Турову приплыли каменныекресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня имеются вТурове, составляя одну из его достопримечательностей.
Однакос полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры вТурове не было актом случайным, ибо город со времени своего возникновенияявлялся не просто важным политическим, но и сакральным центром, что отличаетТуров от большинства других городов древней Руси, которые обязаны были своимвозникновением развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либовыполнению ими функций военных фортпостов, как Заславль или Новогрудок.
Можнопредполагать, что к концу XI века древняя Беларусь являлась православной, дажеучитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельскогонаселения. Быстрое и мирное распространение христианства на белорусских земляхследует объяснить, прежде всего, тем, что среди ее правящих и просвещенныхкругов, в той же степени, что и среди широких народных масс, было не малолюдей, чьи умы и сердца оказались покоренными духовными и моральными доктринамиПравославия. Возможно, что многих их них вдохновлял пример первых апостоловхристианства, последовавших указанию их Господа и отправившихся проповедоватьЕвангелие всем народам.
Говоряо причинах принятия христианства по православному обряду, нельзя забывать, чтоВизантийская империя в IX-XI вв. находилась в зените духовной жизни не толькоВостока, но и Запада. Константинополь имел тогда несомненное первенство вкультуре. Ни один другой город не мог с ним соперничать. Его блеск оказывалсильное влияние на народы, живущие не только у границ империи, но и далеко заее пределами, в том числе и славян, которые считали Царьград центром мира.Рассказ летописца Нестора о том впечатлении, которое произвело на пословкиевского князя Владимира великолепие Православной литургии в константинопольскомхраме Св. Софии, объективно передает превосходство византийской культуры.
Анализируяпричины обращения древней Беларуси к Православию нужно помнить, что в IX векеславянские народы оказались перед дилеммой культурного вступления в одну издвух частей христианского мира – латинский Запад или греческий Восток. В целомони почти все предпочли Восток. Только жесткая миссионерская деятельностьдуховенства Священной Римской империи, проводимая в X веке в славянскихстранах, привела к отпадению от Православия Польши, Словакии и Хорватии.
Помимоуже упомянутого превосходства византийской культуры, значительную роль сыгралоприменение константинопольскими миссионерами в проповеди и богослуженииславянского языка. Русь (Западная, Восточная и Южная) воспринимала христианствоне просто от наиболее просвещенной страны, но и на своем родном языке.
Передаваяхристианство русскому народу, Константинополь заложил в его суть сильныйунифицирующий фактор. До принятия христианства не было Руси единой политическии духовно. Этому разделению способствовали полиархия князей и языческийполитеизм. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не тольконачалом Руси, но и началом ее славы и величия.
Русьобрела в христианстве элементы общности: общие догматы, общее литургийноепредание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальныереформы, основанные на общих заповедях человеколюбия. Единство политического ицерковного управления во главе с Великим князем и митрополитом способствовалиединению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось(этноним «дреговичи» последний раз упоминается в летописи под 1149 г.,«кривичи» – под 1162 г., «радимичи» – под 1169 г.) и возникало единоеэтническое самосознание общее для всех восточных славян – Русь, Русская земля собщим названием ее населения – русские.
ЕдинствоРуси, ее земель и населения – главная идея произведений всех известныхдревнерусских политических и церковных деятелей. Так, Даниил – уроженецЧерниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113года, называл себя игуменеом «Русския земли». Он поставил лампаду над гробомгосподним «за вся князя наши и за всю Русскую землю, за вся християна Русскияземли». Русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь ГлебВсеславич.
Известныйпроповедник, епископ туровский Кирилл, который согласно «Памяти», написаннойнеизвестным автором вскоре после смерти святого, был «рожден и воспитан градата Турова в Русской стране и тако нарицаема».
Гениальныйавтор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисуеткартины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей заземли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровьюпольяна: тугою взыдоша по Русской земле».
ПринявПравославие, древняя Беларусь, также как Русь Восточная и Южная, вошла войкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурныхценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений.Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянскойкультуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этойстихии, дав начало близкому, но все-таки новому православно – русскомуцивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала идревняя Беларусь (Западная Русь) X-XIII вв.
Важнейшейосновой этого процесса стало не только образование молодого государства,объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурногоединства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской ПравославнойЦеркви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Мозырянин, жительВладимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм намолитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке,безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности кединой культуре.
Общимидля всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения,которые произошли в связи с обращением к Православию. В сознании народавырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этомдуховном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно-настроенныелюди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы иподвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные,так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственнойстрогостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни.
Белорусскийнарод сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передаваяпамять о них из поколения в поколение. Все они причислены русской ПравосланойЦерковью к лику святых. Это – святые Евфросиния Полоцкая, три Полоцкихепископа: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Туровские – Кирилл и Лаврентий. В ТуровскомБорисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. В Смоленскепрославились святостью своей жизни преп. Авраамий, преп. Евфрем, св. Андрей,князь Смоленский.
Большуюроль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри –рассадники просвещения. Есть основания предполагать, что число их былодостаточно велико. В каждом епископском городе был построен монастырь илинесколько. Первым монастырем на территории Беларуси следует считать монастырь вИзяславле, поставленный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночествопод именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы ибиблиотеки, велось летописание, составлялись жития святых. Именно отсюда повсей земле русской расходилось слово Божие. С монастырями древней туровскойепархии были связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие», и «Поучения» Св.Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, в которомсовершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния,переписывались книги, в монастырской школе обучались дети.
Православиеопределило сущность средневековой культуры Беларуси и тем самым связало ее скультурным миром всего славянства и других христианских народов Востока иЗапада. 2. Культура. Известные деятели Е.Полоцкая, К. Туровский,К. Смолятич
Богатойбыла культура Беларуси эпохи раннего средневековья.
Первойэпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князяИзяслава на принадлежавшем ему перстне-печати (10 в.). В 11 в., как следствиепринятия христианства, в Полоцк, Туров и другие города проникали оригинальные ипереводные произведения отцов церкви, Библия. Началось самостоятельноелетописание, культовое строительство, возникают первые монастыри.
Вконце 9 в. в Полоцке возведена первая каменная церковь Святой Богородицы. Всередине 11 в. – величественный соборный храм Святой Софии, по духовнойаналогии с храмами в Константинополе, Охриде, Киеве, Новгороде. Сохранилисьимена строителей этого храма: Давид, Таума, Микула, Капес.
В12 в. в Полоцке было уже 10 храмов и каменный княжеский дворец. В Гродно быловозведено три церкви, по одной в Минске, Витебске, Новогрудке, Пинске, Турове,Волковыске. Значительное влияние оказали полоцкие архитекторы на строительствохрамов в Смоленске. Сложилась специфическая Полоцкая архитектурная школа 12 в.,в которой отчетливо просматриваются балкано-византийские традиции.
Активноразвивалось изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохранилисьросписи мастера Кузьмы в Спасо-Преображенском храме Полоцкого женскогомонастыря. Мастером Лазарем Богшею в 1161 г. был создан уникальный крест позаказу княжны-игуменьи Ефросиньи Полоцкой из золота и серебра с использованиемтехники перегородчатой эмали.
Многочисленныеэпиграфические памятники – надписи на кресте 1161 г., на бытовых предметах, набывших культовых камнях, берестяные грамоты из Витебска и Мстиславля и др.свидетельствуют о широком распространении в 11 – 13 вв. письменности.
Древнейшийлитературный памятник Восточной Европы – рыцарская баллада первой половины 12в. «Слово о походе Игоря» написан автором, чья жизнь была теснейшим образомсвязана с Полоцком и его историей. Литературным трудом, наставничеством,переписыванием книг занималась Ефросинья Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173г. она была причислена к святым.
Огромныйслед в христианском литературном наследии оставил епископ Кирилл Туровский.Сохранились его философские притчи, «слова», 30 молитв и каноны. С 12 в. онипереписывались и переиздаются вплоть до наших дней.
Необыкновеннобогатой была бытовая культура жителей раннефеодальной Беларуси, ее городов.Многочисленные орнаментальные мотивы в гончарстве, резьбе по дереву, ювелирныхизделиях, одежде и т. д., соединяли в себе традиции язычества и христианства. Внезначительно трансформированном виде они присутствуют и в современныхэтнографических произведениях.
Археологическиенаходки свидетельствуют о развитой музыкальной и певческой культуре.
Такимобразом, в раннефеодальный период были заложены основы дальнейшегогосударственного, экономического и культурного развития земель Беларуси. Втрансформированном виде они присутствуют и в современных этнографическихпроизведениях.
Письменностьу наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записипредставляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмоприменялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, ононе было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки началиписать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянскойфонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые«Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопкахБреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство –«берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные вфундаменте Полоцкого Софийского собора.
Важнуюроль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это времямонастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворахоткрывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.
Свидетельствомвысокой культуры восточных славян являлись летописи. Важным источником поистории Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13веках являлсяИпатьевский летописный свод, который состоит из следующих летописей: «Повестивременных лет», «Киевской летописи», «Галицко-волынской летописи». Существовалатакже Смоленская и Полоцкая летописи. Полоцкая не сохранилась. Точно известночто она существовала (в 18 веке его использовал русский ученый Татищев).Большое значение среди памятников письменности принадлежит летописи «Слово ополку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород – северскогокнязя Игоря на половцев. В летописи говорится о полоцком князе Всеславе Чародееи конкретно рассказывается о его походе на Новгород, о битве на Немиге, окняжении его в Киеве и возвращении его в Полоцк. Развивалось в это время иустное народное тв-во. Существовала также и переводная литература:«Библия»,«Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия».О том,что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что вСофийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна. Распространениекультуры и образования в 12 веке связано с именем просветительницы Е. Полоцкой.Е. Полоцкая (1104 – 1167) была дочкой князя св. Георгия, внучкой Вс. Чародея.До крещения – имя Предслава. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатогокнязя, против воли отца ушла в монастырь – имя Ефросиния («житие Е. Полоцкой»)– 12 в. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописнуюмастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь –«Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые сталицентром духовности. Особенно известна Спаса – преображенская церковь. По еезаказу был сделан крест мастером Л. Богшей. В конце жизни совершилаполомничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси,которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г еемощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – преображенской церкви.
Известнымцерковно – политичным деятелем этой эпохи является Кирила Туровский (1130 –1188), родился в Турове в семье богатых горожан. О нем рассказала летопись«Память святого отца нашего Кирила епископа Туровского» (12 в). Получил хорошееобразование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умениекрасиво говорить сделали его проповели популярным среди простого народа. Понастоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко –художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследиясохранилось 3 проповеди– притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедяхК. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы былисориентированы на простых прихожан.
Значительныйвклад в развитие культуры 12 в внес Климент Смалятич. Летопись говорит, что онбыл княжником и философом. Он хорошо знал труды Платона и Аристотеля, являлсяавтором многих литературно – церковных трудов. До нас дошел один лист из егописьма, написанного им смоленскому священнику Фоме, в котором говорилось, чтопонять святые книги можно при помощи светской науки (при помощи античныхавторов). С 1147 по 1154 К. Смалятич был Киевским митрополитом, где защищалнезависимость восточно–славянской православной церкви от Византии. Такимобразом в 9 – 13 веках на бел землях со становлением первых княжествразвивалось просвещение и образование, появились значительные памятникиписьменности и образования, появились люди – просветители.
Список использованных источников
1.  Гісторыя Беларусі: У 2 ч. / Пад рэд. Я. К. Новіка, Г. С. Марцуля.Мн., 1998.
2.  Гісторыя беларускага мастацтва – Мн., 1987.
3.  Гісторыя культуры Беларусі / C. А. Парашкоў. – Мн.: Бел. навука,2003. – 444 с.
4.  Дробов Л. Н. Живопись Белоруссии XIX – начала XX в. Мн., 1974.
5.  Лыч Л., Навіцкі У. – Гісторыя культуры Беларусі –2-е выд., дап. –Мн.: ВП «Экаперспектыва», 1997. – 486 с.
6.  Мальдзіс А. С. Падарожжа ў XIX ст.: З гісторыі беларускай літаратуры,мастацтва, культуры. Мн., 1969.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.