СОДЕРЖАНИЕ:
ЗАДАНИЕ 1 Каковыэкономические, политические, мировоззренческие характеристики развития странЕвропы в средние века?
ЗАДАНИЕ 2 В чем,по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения.Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам
ЗАДАНИЕ 3 Чтовызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран,какие этапы она прошла и как закончилась ?
ЗАДАНИЕ 1
Каковы экономические, политические, мировоззренческиехарактеристики развития стран Европы в средние века ?
Хронологические рамки периодасредневековой цивилизации определяются историками неодинаково. Долгое времяотечественные исследователи, рассматривая средневековье как время эволюциифеодального способа производства, начинали эту эпоху с падения Западной Римскойимперии (476) и завершали ее началом английской буржуазной революции (1640).Зарубежные ученые, не опираясь на теорию формаций, принятую марксистскойнаукой, относили начало средневековой эпохи к VIII в.,когда вследствие арабских завоеваний прервались торговые коммуникации вСредиземном море, действовавшие с античных времен, и окончательно установилисьнатуральнохозяйственные отношения.
Проблемы общественныхотношений в средневековой истории
Одной из важных особенностейзападноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производственныхотношений, основанных на земельной собственности.
Феод — земельное владение,пожалованное сеньором своему вассалу, обязующемуся за владение феодом служитьсеньору.
В отечественной историографии долгобыло принято считать период с конца V до середины IX в. раннефеодальным, но впоследние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационногоанализа, пришли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время, какдофеодальный период, поскольку феодальные общественные отношения еще не сталигосподствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или даренияприводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлосьпризнаком зарождающихся феодальных отношений.
Свободные люди часто передавали своиземельные участки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь ихпокровительства и стабильных условий существования. Во многих случаяхпредставители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказываться отземельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживалиськоролевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжалиобрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без праваотчуждения, тогда как право собственности на землю концентрировалось в рукахмонастырей и светских землевладельцев.
Таким образом, перераспределениеземельной собственности в I тыс. происходило безотрыва непосредственного производителя — крестьянина — от земли как основногосредства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы вотделении производителя от условий его труда, они нуждались в рабочих рукахдля производства продуктов в своих складывающихся владениях.
Все это вело к складываниюэкономической основы нового общественного строя — вотчины как основнойхозяйственной ячейки средневекового общества. Понятие вотчина нельзясмешивать с понятием феод. В вотчине воплощалась связь между феодаламии основными производителями — крестьянами, — выступающая прежде всего какэкономическое отношение. Факт же передачи феода сеньором вассалу заслужбу предусматривал социально-политические отношения внутри сословнойиерархии. Средневековая вотчина обладала двойственной структурой, разделяясьна господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы — крестьянскиенаделы. На домене применялась барщина (отработочная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формойэксплуатации.
В условиях господстванатуральнохозяйственных отношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: регулироватьвоспроизводство рабочей силы таким образом, что если в IXв. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного),то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 —5 детей, а в зажиточных семьях — до 8 детей. Благоприятные демографическиепроцессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополнительныежизненные ресурсы для дальнейшего динамичного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции — внутреннейколонизации земель, т. е. расчистки лесных массивов под пашни и осушениеболот. «Эпоха великих расчисток» продолжалась и в XIв. Наконец, в рамках феодальной вотчины происходили первые этапы отделенияремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровительством феодала,нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостныхсооружений, производства металла, выделки оружия и доспехов. Созданный трудомпроизводительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, повыражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бургов» (городов).
Итогом процесса развития истановления вотчин стала возможность европейской цивилизации выдержать в IX—X вв. испытания извне, отразитьарабскую угрозу со стороны Пиренейского полуострова (битва при Пуатье в 732 г.), нападения норманнов, выходцев из Скандинавии, которые в начале X в.угрожали Парижу, вынудив предоставить им северо-западную часть Франции — Нормандию.
Складывание новых отношений вобласти экономики вело к важным социально-политическим последствиям. К XI в. сложилась и получила религиозные санкции новаясоциальная структура общества, существенно отличающаяся и от первобытныхпорядков древних германцев, и от римских. Возникло деление общества на трисословия, не потерявшее своего значения до конца XVIIIв. Церковь учила, что каждому человеку Господом отведено место в одном из трехсословий: молящихся (духовенство), воюющих (светские сеньоры — рыцари) и работающих(горожане и крестьяне). Права и обязанности каждого сословия передавались понаследству. Согласно этой модели горожане и крестьяне, хотя и входили в низшеесословие, признавались необходимыми членами общества и обладали определеннымиюридически закрепленными правами. Тем самым средневековое общество уважало ихтруд, отвергая свойственное античным нравам презрение к физической работе.
Значимым социальным явлениемсредневековья стало формирование рыцарства и рыцарской культуры.Рыцари становились носителями особых ментальных цен-нЪстей: безудержнойхрабрости, воинственности, верности взятым на себя обязательствам, щедрости,преданности своему сеньору, стремления отомстить за оскорбление.
Средневековая эпоха многоепредопределила в развитии западноевропейской цивилизации во всех сферахобщественной жизни. Но у исследователей нет полной ясности в вопросе о причинахи путях формирования производственных отношений. Мнения расходятся относительновремени складывания отношений личной зависимости.
В Западной Европе не существовалосистемы крепостного права, подобной той, что была в России, поскольку крестьянене исключались из правовых отношений, даже отношения лично зависимых крестьян сземлевладельцами регулировались сначала поместным обычаем, а потом, когдабыла произведена его запись, поместным правом. Поэтому вряд ли следуетабсолютизировать фактор классовой борьбы в феодальном обществе. До XIV—XV вв. между феодалом икрестьянином существовала экономическая взаимозависимость, исключающаямасштабные проявления классовых противоречий.
Город в системе цивилизации вX-XIвв.
В средние века в Западной Европепроисходит важнейший в ее истории процесс — урбанизация. Начинают расти ивозрождаться старые города, оставшиеся со времен Римской империи, и возникатьновые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок.
Маленькие городки, возникавшие в тенизамков могущественных сеньоров, приносили им доход в виде пошлин с торговли иремесел, штрафов и других платежей. Сеньор становился в городах, возникающих наего территории, главным судьей, возглавлял управление и назначал должностныхлиц. Европейские города возникали на основе высокой степени отделения ремеслаот сельского хозяйства.
Первоначально города сохраняли связьс землей, бюргеры владели покосами, лугами, виноградниками, держали скот. Нопо мере роста городов они отдалялись от сельскохозяйственных занятий исосредоточивались на ремесле и торговле, обменивая ремесленные изделия напродукты питания. В городах стал формироваться особый экономический уклад —простое товарное производство, — отличающийся от феодальных отношений. Простоетоварное производство — экономический уклад, при котором труженик в лицеремесленника является одновременно и собственником (мастерская, сырье, наборпримитивных ручных инструментов, специализированные навыки и умения). Вотличие от крестьянина ремесленника никто не наделял средствами производства,он не был объектом экономической зависимости, отличаясь большим статусомличной свободы. Не напрасно в Западной Европе бытовала поговорка: «Городскойвоздух делает человека свободным» и существовал обычай, по которому беглыйкрестьянин становился свободным, если ему удавалось скрываться внутри городскихстен ровно один год и один день. Важной чертой простого товарного производствабыла органическая связь ремесленника с рынком, поскольку каждая изготовленнаяим вещь предназначалась для обмена на продукты питания или продажи.
Византийские города не возникализаново на пустом месте, как и многие города Европы, они продолжали своеразвитие с античных времен, сохраняя традиции полиса, основанного не наремесле и торговле, а на земельной собственности. Византия в IV—VI вв. была страной городов: 12 млн населения проживали в1200 городах. Такого уровня большинство европейских стран достигло только кконцу XV—XVI вв. Наиболее крупнымии богатыми городами являлись Константинополь, Александрия, Антиохия,Фессалоники. Константинополь был самым выдающимся городским центром в I тыс., его называли просто «Город» или «Мастерская вселенной».Ремесленники платили налоги золотом. Городские стены представляли собой вершинуинженерного искусства: три ряда стен с 500 башнями делали Контантинопольнеприступным.
В последней четверти XV в. все это подготовило в Западной Европе новую эпоху —эпоху первоначального накопления капитала, создающую предпосылки для складываниябуржуазных отношений. Элементы первоначального накопления капиталаобнаруживали себя в свободных городах-государствах Италии во второй половине XIII—XIV вв. Для этой эпохихарактерно накопление как таковое обогащение отдельных лиц, компаний и государств.В Западной Европе одним из распространенных видов накопления былассоциированный капитал, концентрирующийся в торгово-банковских компаниях.
ЗАДАНИЕ 2
В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохипросвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам.
XVIII в.вошел в историю как век Просвещения. Мыслителей, ученых этого времени отличалостремление систематизировать и углубить знания о природе. Экспериментальныеисследования стали приобретать все большее значение, чему способствовалитехнические и технологические достижения.
В XVIII в. введущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальныенаучные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в областиастрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменитьпровиденциатистские представления о мире научными, Новые идеи неизбежнозатронули и общество в его прошлом и настоящем.
Просвещение — системаисторико-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифеодальнаянаправленность политических идеалов и решительный разрыв с теологическимобъяснением истории.
Просветители сделали смелую попытку создатьнаучную картину общества, выявить законы общественного развития. Каквозникло общество и государство? Ответ на этот вопрос дали политико-правовыеучения, основанные на теории естественного права и концепции общественногодоговора. Они были разработаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием, Б.Спинозой, англичанами Дж. Локком и Т. Гоббсом. Согласно теории естественныхправ, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественномсостоянии. Каждому человеку согласно высшему закону природы были даныприрожденные неотчуждаемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди былиравны в правах.
Далее возникает вопрос, почему людивышли из естественного и перешли в гражданское состояние? Каким образомвозникло государство. Согласно концепции общественного договора, человексамостоятельно осознал необходимость учреждения государства, поскольку вестественном состоянии невозможно полностью обеспечить права человека: каждыйчеловек — «сам себе судья» (Дж. Локк), интересы людей сталкиваются.Государство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредилигосударство — обязательную для всех власть — к передачи ее суверену, асами стали его подданными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и прирожденныеправа.
Английское Просвещение.
Особая роль Англии в историиевропейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была егородиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическийпрограмма Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком(1632—1704), которым рассматривал государство как продукт взаимного соглашениялюдей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей вобществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которыеустанавливаются по скрытому и молчаливому согласию, должны быть, по мнениюЛокка, естественным регулятором межличностных отношений.
В XVIII в. вАнглии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престолдинастии Стюартов. Первый документ — Билль о престолонаследии передавал престолпредставителям Ганноверской династии. Второй документ «Статус обустройстве королевства» вводил парламентаризм — ответственность министровперед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во времяправления королевы Анны (1665—1714). В тоже время королевская властьдеградировала, и при Георге II (1683—1760) корольпотерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог приниматьучастия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат — палатылордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принималидве политические партии — тори и виги, созданные еще в XVIIв.
Большинство английских просветителейне проявляли склонности к абстрактному теоретизированию. В литературе онипредпочитали лёгкие и подвижные жанры, старались облечь свои философские,экономические и политические идеи в форму занимательного рассуждения илисатирического обличения.
На характер английского Просвещенияповлияли также его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели,за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом этообъяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению,а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далекоидущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволялосохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которыхвыступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.
Все, кто привык рассматриватьПросвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, сразочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английскихпросветителей радикальных лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно:большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии ещё вначале XVIII в.
В основных чертах политическаяпрограмма английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком.Как и многие мыслители XVII в., он считал, чтовозникновению государства предшествовало естественное состояние, «состояниеполной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своимимуществом и личностью», а также «состояние равенства, при котором всякаявласть как всякое право являются взаимными ». Переход от естественного состоянияк гражданскому обществу был следствием общественного договора, которыйпредполагал перераспределение лишь властных функций и не влёк значительныхперемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же«законом природы », который регулировал отношения людей в естественномсостоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локкпредусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышениягосударством своих прерогатив. Это разделение государственной власти назаконодательную, исполнительную и «федеративную» (которая ведала отношениями сдругими государствами).
Просвещение, безусловно, признавалои право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние вэтом отношении оказало учение философа XVII в. ТомасаГоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этикисебялюбия, или разумного эгоизма. Один из её создателей Бернард Мандевильсчитал, что поведение людей является производным от себялюбия.
Во многом благодаря усилиямпросветителей была создана рациональная модель отношений между людьми впрактической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества.Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению,сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политическихсобраний или встреч по интересам (например, в кафе). Детально разработанныйкодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественнаялитература XVIII в.
Просветители во многом преуспели встремлении привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы.Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь,пронёсшихся над Европой в конце XVIII — начале XIX вв. Англия оказалась островком стабильности, сумевшимизбежать революций и гражданских войн. Общие ценности, а также этикаполитического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка,оказались более надёжным средством умиротворения общества, чем принудительнаядисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается один из основных урокованглийского Просвещения.
Французское Просвещение.
Идея нравственного возрожденияобщества политическими методами — придала особое своеобразие ФранцузскомуПросвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо(1712—1778), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Вольтер (1634—1778), Дени Дидро(1783—1784) и др.
Французское Просвещение во многомисходило из идей философов XVII в. Рене Декарта иЛокка. Согласно разработанному Декартом рационалистическому методу познания,истина должна четко и ясно усматриваться человеческим разумом. Немалопоследователей во Франции нашло учение Локка об обществе и государстве.
Постоянные конфликты с властямисоздали французским просветителям репутацию потрясателей основ и радикалов. Насамом деле всвоих конституционных воззрениях многие из них не шлидальше принципов английского Просвещения. Вслед за Локком идею разделениявластей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал ШарльМонтескье. При этом он выступал не просто за разграничение функций междуорганами государственной власти, а за разделение властей как политических сил,каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.
Для развития просвещения второйполовины XVIII в. во Франции характерен рост читателейи библиотек, Частные библиотеки стали обычным явлением, они были атрибутомхорошего тона. Если в первой половине XVIII в,владельцами библиотек были исключительно дворяне, то во второй половине векабиблиотеки собирали откупшики, чиновники, ученые, писатели, аптекари и др.
Просвещение Шотландии.
История общественной мысли вШотландии XVIII в. — это история мучительных поисковвыхода из унизительного положения, в котором, по убеждению многих просвещённыхшотландцев, оказалась их родина. Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландскогоПросвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшейиные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своегодолга перед отечеством.
Просвещение в Шотландии опиралось намощный интеллектуальный потенциал, которым располагали в середине XVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Средипреподававших там замечательных учёных выделяется философ, историк, экономистДэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновалмысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро — это всё,что полезно людям.
На шотландское Просвещение большоевлияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, объединявшеголучшие умы того времени. Адам Смит — выдающийся теоретик товарно-денежныхотношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом поморально-этическим соображениям. Смит считал, что именно рынок освободилчеловека от отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, людивоспитывают в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки цивилизованногообщения, лишь находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя.В своей теории Смит отводил рынку ту же функцию, которую английскиепросветители отдавали правовому государству или цивилизованному общению, —функцию социализации эгоизма.
Интерес просветителей кэкономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственнойдеятельности. Однако в шотландском обществе длительное время сохранялосьнедоверие к свободной игре рыночных сил.
Потребовалось время, чтобышотландские просветители избавились от страха перед рыночной стихией. Новое ихпоколение, вступившее в пору зрелости ближе к концу XVIIIв., уже не уповало на поддержку правительства или парламента. Для них образцомгражданского поведения являлся специалист в какой-либо области профессиональнойдеятельности, знания и усердие которого приносили обществу ощутимуюпользу.
Германское Просвещение.
Просвещение в Германии представлялособой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленностистраны и разнообразия местных условий. Распространению новых веянийспособствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелкихгосударств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавнымиметодами, стремились прославиться меценатством. Почёт, которым была окружена вГермании французская культура, также способствовал проникновениюпросветительских идей.
Один из парадоксов немецкогоПросвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со стороныправящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его проблемвыступил сам король Фридрих Великий. Не без старания властей одной изхарактерных черт
Просвещенный абсолютизм России.
В России, как и в других европейскихстранах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологиюПросвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. — времяправления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в Россиихарактеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне исамо государство, но которые в то же время способствовали развитию новогокапиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, накоторую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остротусоциальных противоречий в своих странах путем совершенствования политическойнадстройки.
На основе идей европейских просветителейу Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делатьдля процветания государства. «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда богменя привел, — писала она еще до воцарения, — слава страны — моя собственнаяслава».
Екатерина II решила дать России законодательныйкодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохойПросвещения.
ЗАДАНИЕ 3
Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановкаучаствующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ?
В первой половине XXстолетия человечество пережило две большие войны: первая в основномразвернулась в Европе, хотя ее удостоили звания мировой войны, а вторая быладействительно мировой. Мировые войны XX столетияявились отражением коренных перемен, происшедших в мире, одним из последствийсамого процесса развития цивилизации. Две войны XX в.приобрели мировой масштаб и фактически поставили на грань гибели мировуюцивилизацию. Причины мировых войн носят глобальный характер и взаимосвязаны скризисным coстоянием западной цивилизации, котороефактически продолжалось всю первую половину XX в.
1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война (1939—1945) — самый крупныйвооруженный конфликт в истории человеческой цивилизации. В войне принялоучастие 64 государства мира, в армии воюющих стран было призвано 110 млн. чел.Театром военных действий стали все океаны, Европа, Азия, Африка и Океания.Война стала действительно мировой. Людские потери в результате войны поражаютсвоими масштабами. С учетом все уточняющихся данных о потерях СССР числопогибших, составило свыше 60 млн. чел. Около половины погибших — гражданскоенаселение.
Причины второй мировой войны — одиниз вопросов, наиболее активно изучавшихся и многократно обсуждавшихсяисториками. Однако и по сей день нет единственно правильного для всех ответа. Вобщем, учитывая различные точки зрения, можно сказать, что главная причинавторой мировой войны заключалась в скрытом противоречии между темигосударствами, которых более или менее удовлетворяло устройство мира, и теми,кто желал его изменить. Отчасти это было наследием первой мировой войны.Среди европейских государств, желавших изменения мирового устройства,лидерство несомненно принадлежало Германии, где в 1933 г. к власти пришли национал-социалисты. На Дальнем Востоке аналогичную позицию занималаЯпония.
По форме вторая мировая война, как ипервая, была войной между суверенными государствами. Тем не менее эта война,несомненно, была также борьбой убеждений. Немцы сознательно боролись запринципы и практику национал-социализма: расовое превосходство немцев,деградация всех остальных народов и физическое истребление некоторых из них. ПротивникиГермании боролись за уничтожение всего того, что отстаивал нацизм. Начав с целинационального освобождения, они с неизбежностью пришли к идее восстановлениядемократии. Можно сказать, что вторая мировая война — это идеологическая войнамежду диктатурой и демократией.
Поэтому, определяя характер второймировой войны, следует отметить, что все те, кто вел борьбу снационал-социализмом, вели борьбу справедливую и праведную, вне зависимости оттого, каков был вклад в победу и мотивы этой борьбы для каждого из егоучастников. Вторую мировую войну в гораздо большей степени, чем первую, следуетсчитать тотальной войной.Тотальная война — война с максимальнымнапряжением моральных, экономических, военных средств, использованием нетолько вооруженных сил, но и всех доступных методов политической борьбы спредельной жестокостью, вплоть до уничтожения целых народов.
Хронологически вторую мировуювойну можно разделить на три больших периода.
Первый период, с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г., — период расширяющегося масштаба войны при сохранении превосходства силагрессоров. К лету 1942 г. Германия и ее европейские союзники оккупироваливсю Европу, за исключением Великобритании и нейтральных стран. Войска вермахтадошли до Волги на востоке, контролировали значительную территорию в СевернойАфрике. Народы западноевропейских стран столкнулись с пресловутым нацистским«новый порядком», а население захваченных территорий Советского Союза испыталона себе все ужасы оккупационной политики третьего рейха. Нападение Германии наСССР положило начало формированию антигитлеровской коалиции. В августе 1941 г. была подписана Атлантическая хартия, ставшая одним из основных документов антигитлеровскойкоалиции, провозглашенные в ней демократические принципы легли в основубудущего мира.
Второй период, с июня 1942 г. по январь 1944 г., — это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство всилах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции. В этот период вмае 1943 г. итало-германские войска капитулировали в Северной Африке, союзникиподписали перемирие с итальянскими войсками, и правительство Бадольо,контролирующее юг Италии, объявило Германии войну. Летом 1943 г. завершился перелом и на советско германском фронте. Сталинградская и Курская битвы означалиокончательный переход инициативы в руки Красной Армии. Переломился и ход битвыза Атлантику. Союзники на конференции в Тегеране в 1943 г. приняли решение об открытии второго фронта в Северной Франции.
Третий период, с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г., — заключительный этап второй мировой войны, в ходе которого достигнутоепревосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в разгромеармий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств-агрессорови наступил их крах.
Последствия второй мировой войны— миллионы жертв, подорванная экономика, — заставили активизироватьсяжизнеспособные силы цивилизации. Об этом свидетельствуют следующие факты создание Организации Объединенных Наций, противостоящей тоталитарным тенденциямв развитии, имперским амбициям отдельных государств; акты Нюрнбергского иТокийского процессов, осудивших фашизм, наказавших главарей преступных режимов;широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов озапрете оружия массового уничтожения. Победа над фашизмом упрочила позициидемократии, обеспечила путь к медленному выздоровлению цивилизации.