Московская государственнаяюридическая академия кафедра истории государства и права зарубежныхстран
Курсоваяработа Тема: «Возникновениеи развитие феодального государствав Индии» Выполнила:студентка 1-ог курса (11гр) Научныйруководитель. Киров 2005
Средние векав истории Востока были по отношению к эпохе древности временем дальнейшегопрогресса в различных сферах хозяйственной, общественной и культурной жизни. История Востока была тесно связана Также с Европой. Более систематическимиотношения между европейскими и восточными странами становятся с XVI в. Однакотогда они начинают приобретать характер отношений неравноправных, отношениймежду вырвавшейся вперед Европой и эволюционировавшим в русле «традиционализма»Востока.
Становлениесредневековых обществ происходило в разных условиях. Однакообщей чертойследует рост производительных сил . Он находил выражение в широкомраспространении и освоении железных орудий, диверсификации орудий труда, в томчисле с/х инвентаря, расширение искусственного орошения и совершенствованииирригационной техники. Одновременно во многих регионах Востока отмечаетсяупадок древних городов. На судьбе многих из них, обязанных своим процветаниемсухопутной или морской торговле с Римом, тяжело отразилось крушениемогущественной империи Запада. Генезис и развитие феодальных отношениисоставляли на Востоке, как и в Европе, суть исторического процесса в эпохусредневековья. В этом следует видеть единство мирового исторического процесса.Однако не одинаковые итоги развития Востока и Западной Европы к рубежу средневековьяи нового времени (XVI-XVIII вв.), аименно разложение феодализма и генезис капитализма на Западе и продолжениемедленной эволюции средневековых форм и отношений на Востоке, свидетельствуют обольшом своеобразии исторической эволюции Западных и Восточных обществ. Врамках общей модели феодализма просматриваются две макрорегиональные модели(западная и восточная). Эти варианты развития формировались в результатесочетания и взаимодействия внутренних и внешних исторических факторов. Важнымфактором развития Востока было большое разнообразие природных условийблагоприятных для развития аграрной экономики, скотоводство и других сферхозяйственной деятельности человека. Этой модели («восточный феодализм») былиприсущи относительно медленные темпы развития.
Элементыфеодальных форм прослеживаются еще в древневосточных структурах. Весьмапротяженным во времени был период становления раннефеодальных обществ Востока,где переход к развитым феодальным отношениям одних народов произошелзначительно позднее чем в Европе. Уместно отметить прежде всего, чтогенетической подсистемой феодализма на Востоке были первобытнообщинные,патриархальные структуры. В целом преобладание этих распадающихся структур вгенезисе феодализма предавало этому процессу затяжные формы. Особенностьобщественного строя Востока – устойчивость общины, преобладающим её типом быласельская община с характерной для нее индивидуальной собственностью (владением)малой семьи на пахотный участок и коллективной – на пустоши и выгоны. Устойчивостьобщины связанна с трудоемкостью возделываемых культур, зависимостью отискусственного орошения, необходимостью строительства защитных от наводненийдамб, строительством, ремонтом, эксплуатацией каналов и других средствирригации, расчисткой джунглей и прочее. Это ограничивало индивидуализациютруда, т.к. требовало кооперативных усилий земледельцев. Устойчивость общинныхструктур и институционализация общинных норм сдерживали процесс имущественной и социальной дифференциации крестьянства, препятствовали высвобождениюиндивидуальных прав из коллективизма, что придавало застойность восточномуфеодализму. Автономность самоуправляющихся соседских общин превращала их винструмент социального сопротивления крестьян отдельным, мелким и среднимфеодалам. Государство являлось коллективным собственником – эксплуататором:присваивая основную часть прибавочного продукта, и распределяло его средипредставителей правящего класса. Считая государственную собственностьуниверсальным признаком восточной модели общественного строя, историкирасходятся во мнениях о характере, её социальной природе. Представление офеодализме как отношениях основанных на частнособственнических началах,приводит ряд исследователей о нефеодальном характере средневековых обществ; дляих определения используется понятие «азиатского способа производства». Другиеученые считают, что государственная собственность на средневековом востоке былафеодальной, по своей сути, так как реализация через присвоение прибавочногопродукта изымаемого путем внеэкономического принуждения у наделенных средствамипроизводства и неполноправных в социальном отношении крестьян. Форма реализациигосударственной собственности была рента – налог, которую рассматривают какособый вариант феодальной ренты в условиях преобладания государственнойсобственности. Таким образом, существует 2 типа феодальных отношений. ЧерепнинЛ.В. полагал, что первый тип отношений доминировал в западной Европе, второйтип – на Востоке, а сочетание их было характерно для Руси. Становлениегосударственной собственности находило своё воплощение в системе служебногоземлевладения. Это было в значительной степени связано с развитием феодализма«снизу», то есть развитием по началу частной собственности мелких и среднихнаследственных феодалов – вотчинников родовой аристократии ифеодализировавшейся общинной верхушки. Частично инкорпорировавшиеся в системуфеодального серважа вотчинники использовались государством для сбора ренты –налога. Как получатели доли в государственной ренте-налоге, исполняющиеадминистративные и военные функции, они рассматривались в качестве должностныхлиц и одновременно наследственных держателей своих же вотчинных земель. Спреобладанием государственной феодальной собственности была связана и структурагосподствующего класса. Верхние звенья его были представлены служилой знатью –«чиновничеством». Потомственная аристократия не обладала той же меройсоциальной престижности, если не была переведена служилой знати. Неотъемлемойчастью политики, направленной на создание сильных, централизованных деспотий,была политика укрепления государственной и органичения частной собственности ичастных прав феодалов. Этнически чуждая местному населению, кочевая знатьнаждалась в сугубо деспотическом характере власти и усилении централизации.Восточному феодализму приходилость «тащить» огромный груз полуфеодальной иполупатриархальной традиционности. Функциональнымэлементом феодального общества Востока был средневековый город, связанный сопределенным уровнем развития производительных сил и феодальных,социально-экономических отношений. По степени концентрации населения городаВостока превосходили Западные, его отличали высокий уровень развития ремесла,солидные накопления купеческого капитала. Можно сказать, что восточный городбыл менее аграрен, чем западный. Товарно-денежные отношения составлялиэкономическую базу города, являвшегося одновременно местом концентрации иперераспределения феодальной ренты. Восточный город не знал вольностей, свободкоммун. Городские торговые и ремесленные корпорации-цехи и касты всредневековом городе пользовались неким самоуправлением. Безраздельная властьфеодалов в городе препятствовала консолидации сословия горожан. Горожанин, каки крестьянин, был бесправен перед властью деспота. Крайняябедность крестьян при высоком уровне с/х производства была основной причинойтого, что крестьяне на Востоке в массе не входили в рыночные отношения, вотличие от Запада. Высокая норма феодальной эксплуатации была дополнительнымисточником силы и власти феодалов над крестьянами, что затрудняло переход котношениям капиталистического порядка, это затрудняло втягивание крестьянскогохозяйства в сферу товарно-денежных отношений, деревня сохранялась в основном,как экономически замкнутый организм. Преобладающейформой феодального землевладения была мелкая частная феодальная собственность,основанная на эксплуатации безземельных работников и частично общинногокрестьянства. Началомпериода расцвета феодализма на Востоке обычно считается домонгольский период X(XI)-XII вв.Здесь основным производителем феодальной ренты становятся платящие натуральнуюренту общинные крестьяне и арендаторы. Отработочная рента, имевшаяраспространение в предшествующий период сохранялась весьма ограниченно; еёмодификация – принудительные работы на государство. Важнейшим показателемзрелости феодального общества было развитие городов – с ихкастово-корпоративной структурой. Восточный город не выполнял свою историческуюмиссию (в отличии от западного) – «повести» за собой деревню, что обусловило«запаздывание» восточных обществ в их развитии задолго до начала торговой иколониальной экспансии европейцев, открывшей новый этап в судьбах народовВостока, в отношениях Восток – Запад и новую эпоху в мировой истории. В IV-Vвв. Индия,так же, как и в настоящее время, занимала обширную территорию. Частьлежала к северу от р. Нарабадды и Виндхийских гор, составляла Северную Индию.К югу от нее находится Декан (на языке хинди – «юг»). Одной изнаиболее крупных держав в Азии была могущественная империя древней Индии — империя Гуптов. После падения Кушанской империи наступил длительный периодполитической раздробленности, продолжавшийся до начала IV в. Затемстала складываться новая мощная империя — Гуптская. О первыхправителях Гуптской династии известно немного. Основателем ее был Гупта,носивший титулы раджи и махараджи, но по свидетельствам некоторых гуптскихнадписей, история династии начинается с царя Гхатоткачи – сына Гупты. Расцветимперии приходится на 2 половину IV — 1 половину V вв. Особогомогущества она достигла во время правления Чандрагупты II (380-414гг ),который носил еще долее пышный титул – махараджадхираджа («правитель великихцарей»). Политически выгодный брак Чандрогупты II наКумарадеве из рода Личчханов имел и территориальные выгоды: оба государствавошли в состав единой империи под властью гуптских царей. Отец Чандрагупты II Самундрагупта одержал блистательные победы над долиной Ганга и Южной Индии. Ихтерритории были присоединены к Гуптской империи. Захваченные земли считалисьподвластными областями и выплачивали дань победителю. В зависимом положении отГуптов находились некоторые республиканские объединения Западной иСеверо-Западной Индии. При Самундрагупте империя гуптов стала одной изкрупнейших в древнем Востоке. Чандрогупта II пришел квласти после упорной борьбы со своим братом Рамагуптой. В период его правленияусложнились отношения с Вакатаками – сильной династией Западного ДеканаЦентральной Индии. Чанрогупта II заключил с вакатакамиматримониальный союз, выдав свою дочь за Вакатакского царя. Сам он женился наКувера-наги, представительницы династии Нагов. Заключая эти союзы Чандрогупта II хотелоблегчить борьбу с Западными Кшатрапами, получив поддержку Вакатаков и Нагов. После его смерти на престол вступил его Кумарагупта (415-455 гг), вправлении которого не произошло значительных событий. Мирная обстановка быланарушена после смерти Кумарогупты, и его приемнику Скандагупте пришлось вестиборьбу с гуннами – эфталитами, племена которых вторглись в Индию. Сведенийо Декане еще меньше, чем о Северной Индии. Здесь, как и Северной Индии, вгосударствах Декана, наряду с рабовладельческим сохраняется первобытнообщинный уклад. Кушано-гуптскийпериод явился периодомпрогресса сельского хозяйства особенно земледелия. Плугстановился основным орудием земледельцев. Были освоены многиенеобжитые районы, совершенствовался транспорт, улучшались торговые пути. Оченьинтенсивно развивалось денежное обращение. Правители Индии стремилисьзахватить в свои руки важнейшие торговые пути, через которые издавна веласьторговля с западными странами. Главная особенность социальнойорганизации индийского общества в период средневековья – кастовый строй. Ещё вдревности сложилось деление общества на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи,шудры). Уже в гупсткий период, и даже раньше, наблюдались значительныеизменения в сословном делении. Если раньше положение человека в обществезависело от его происхождения, то теперь все большее значение приобреталимущественный статус. Со временем варновое деление (сословное) теряло своепрежнее деление, каждая варна стала делиться на множество каст, происхождениекоторых связано с процессом разделением труда и специализации. Кастысуществовали как отдельный институт, однако варны служили ступенямиклассификации каст по социальному уровню. В процессе формирования феодальныхотношений изменялся социальный характер старых варн. Среди брахманов появилисьземлевладельцы, чиновники, военачальники, в других варнах также прослеживалосьсмешение предписанных ранее социальных обязанностей. Начинаяс гуптского периода развивались особые касты, стоящие вне варновой системы, — неприкосаемые, которые занимали самое низкое социальное положение и выполнялигрязную, считавшуюся позорной, работу. Касты являлись своеобразной формой общественногоразделения труда. Однако они превратились в тормоз общественного развития, таккак изолировали людей друг от друга. Другая особенность –замкнутые крестьянскиеобщины, которые в дальнейшем развивались под влиянием феодальных отношений. Враннее средневековье общины играли значительную политическую роль. Феодал вдела общины не вмешивался, он выступал лишь как получатель феодальной ренты стерритории, занятой ею. Община базировалась на индивидуальном крестьянскомхозяйстве. Общинник владел своим участком земли, передавая его по наследству,мог продавать и покупать землю, хотя община сохраняла право контроля заотчуждение земли. Земля была обложена поземельным налогом в пользу государства. Вдеревне кроме полноправных общинников были и неполноправные земледельцы, но враннее средневековье их было немного. Большую роль в общине играли общинныйсовет и деревенский староста. Отдельные представители этой категории сельскогонаселения фактически превратились в феодалов. Сельская община выполняла определенныеорганизационные функции и использовалась государственной властью в качествеадминистративной фискальной единицы. В Индии зарождались элементы феодализма. Продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. Был установлен крупный штраф за незаконный захват чужой земли. В эпохуГуптов появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли.Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, аобщина — затормозить развитие частного землевладения, но процесссосредоточения земли в частных руках неуклонно прогрессировал. Теперьувеличилось число пожалований частным лицам, но если раньше многие пожалованиябыли временными – на срок исполнения служебных обязанностей, то теперь они всечаще приобретают наследственный характер. Это укрепляло права частныхвладельцев и делало их достаточно независимыми от центральной власти. Даваяво временное владение земельные участки, государство постепенно начиналопредоставлять и определенные льготы владельцу, так называемые имущественныеправа. Затем владельцу переходят и некоторые функции по управлению этимиучастками и прикрепленными к земле людьми. Они начинают осуществлять судебныефункции , царь освобождает их от необходимости принимать на своих землях царских чиновников, что ранее считалось обязательным. Передавалось так же правона рудники, традиционно считавшееся царской монополией. Передачагосударством некоторых своих публичных функций частным лицам оформляласьспециальными грамотами, текст которых фиксировался на медных пластиках,получаемых новым владельцем. Такая политика все больше превращала временныхземлевладельцев в наследственных феодалов и приводила к тому, что крестьянепостепенно подпадали под их власть. Широкоеразвитие получила аренда. Арендаторы, часто лишенные средств и орудийпроизводства, попадали в зависимость от земельных собственников. Дарениедеревень чиновникам, т.е. получение права взимать налоги с деревни, заменялоденежное жалованье. Земля при этом не передавалась, но менялось лицо, которомукрестьяне платили налоги. Постепенно свободные общинники стали зависимыми отчастного лица, которое стремилось увеличить свои прав на землю. В этотпериод особенно остро встал вопрос об отпуске рабов на волю. Условия освобождениярабов, особенно временных, были значительно облегчены. «Законы Нарады»подробно описывают обряд освобождения (хозяин разбивал сосуд с водой, окроплялголову раба и объявлял его свободным). Раб, который попадал в рабство из-занужды (голода), должен быть освобожден, если он отказывался от питания. Есличеловек становился рабом за долги, то после выплаты суммы долга с процентамиему должны были вернуть свободу. Тогда же выдвигалось требование запретитьобращение в рабство ариев, т.е. свободного населения страны. С течением временирабовладельцы стали все чаще наделять своих рабов небольшими участками земли.Такие рабы обязаны были уплачивать оброк и нести всякого рода повинности. Практиковалась сдача земли в аренду при условии выплаты доли урожая. Этотпериод характеризуется важными экономическими изменениями внутри сельскихобщин. Рост производительных сил способствовал распаду совместного хозяйствабольшой семьи на мелкие хозяйства индивидуальных семейств. Это способствовалоразвитию имущественного неравенства: некоторые семейства беднели и вынужденыбыли идти в долговую кабалу. Именно это обедневшие свободные общинники и сталинеобходимой рабочей силой для крупных землевладельцев . Противоречиявнутри Индийского общества, возникшее с появлением нового слоя, строившегосвое хозяйство на феодальной основе, привели к ослаблению державы Гуптов исделали ее неспособной устоять перед натиском кочевников – эфталитов. Эфталитам сначала удалось победить в Иране разрозненных царьков, правивших в западныхобластях некогда могущественной Кушанской империи, а затем одержатьвнушительные победы над правителями Сасанидской страны. Затем они вторглись вСеверо-Западную Индию и захватили Гандхуру. В этот период произошло первоестолкновение Гуптов с Эфталитами. Война принесла Гуптам финансовыезатруднения. Они были вынуждены уменьшить содержание золота в своих монетах, атакже сократить количество вариантов выпускаемых монет. Приприемнике Скандогупты произошли сильные сепаратистские, и отдельные провинциистали добиваться независимости от центральной власти. Так, при царе Будхагуптенаместник Катхиавара вместо титула «сенапат» (военачальник) принял титул«махараджа» (великий царь), в этот период не столь уж высокий, и, хотя он всееще формально подчинялся Гуптам, фактически превратился в самостоятельногоправителя. Цари Южной Косалы и района Нарбады тоже только формально признаваливерховенство Гуптов. Но единство империи было нарушено. Качевыеплемена эфталитов в начале V века создали обширное государство.В 490 году вождем эфталитов стал Торомана, который овладел Гандхарой –областью на северо-западе Индии. Местные правители вступили в союз с ним, чтопозволило эфталитам уже в 500 году овладеть Джамана-Гангской долиной, долинойреки Инд, частью центральной Индии (включая Мальву) и территорией, котораясоответствует нынешней Гуджарат и Катхиавар. СынТороманы – Михиракула после смерти отца (515 год), столицей державы избралСакалу на севере Пенджаба. Этовторжение усилило экономический упадок Северной Индии, многие Индийские городалежали в развалинах, население было ограблено и перебито. Власть захватчиковоказалась непрочной. Гупты, сохранившие за собой Магадху и правившие ею какданники Михиракулы, около 528 года нанесли ему поражение. Он сумел удержать всвоих руках только Кашмир и Северо-Западную Индию, а после его смерти (около540 года) эфталитское государство перестало существовать в этой части Индии. Послераспада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы СевернаяИндия была раздроблена на множество мелких княжеств. В конце V века насеверо-западе Индии начало усиливаться княжество Тханесар, во главе которогостоял род Вардханов. Тханесарские князья с успехом защищали свою страну отполукочевых племен Западного Пенджаба и подчиняли мелкие феодальные княжества.В 606 году эти вассалы Вардханов подняли восстание. В то время на тханесарскийпрестол вступил Харшавардхана (606-647 года). Собрав сильную армию, он двинулсяв поход против непокорных вассалов и разбил их. В течение нескольких лет онподчинил княжества Северной Индии. Харша создал обширное государство,простиравшееся по долине Ганга от границ Восточного Пенджаба до Бенгальскогозалива, и перенес свою столицу в город Канаудж. В 620 году Харша предпринялпоход в Декан, однако потерпел поражение. Империя, созданная Харшей быланепрочной и существовала благодаря огромной военной силе. В покоренных имкняжествах Северной Индии фактически сохранилась власть прежних князей.Зависимость князей от Харши выражалась лишь в том, что они платили ему дань,являлись к его двору когда он требовал этого, участвовали в его походах и взалог верности посылали жить при дворе членов своей семьи. Дарственные грамотыХарши свидетельствуют о том, что он присвоил себе право распоряжаться землейпокоренных княжеств, как её верховный собственник. Он имел штат придворныхсановников, которым давал за службу земельные наделы. На содержание гарема ипридворной челяди тратились немалые средства из государственной казны, ещебольших расходов требовало содержание наемной армии. Вскоре после смерти Харшисозданная им держава распалась. В начале VIII векапроизошло вторжение арабов в Синд. Результатом этого вторжения быловозникновение двух эмиратов: одного со столицей в городе Мансура на юге.Другого со столицей в городе Мультане на севере Синда. На территории Бенгалиипосле длительной борьбы воцарился род Палов, принадлежавший к варне шудр. ВСеверной Индии возник ряд княжеств, во главе которых стояли князья извоенно-аристократических раджпутских кланов. ВVIII в. средибольших княжеств, возникших на территории нынешнего Раджастхана, началоусиливаться княжество во главе с раджпутским родом Пратихаров из племенигуджаров. В начале IX в. они вторглись в долину Джаманы,затем распространили свою власть на всю область Джамна- Гангского двуречья. Всвоей экспансии на восток Пратихары столкнулись с Палами, правившими вБенгалии. Начавшаяся между ними война несла разорение общинникам. ВСеверной Индии все прочнее укреплялись власть и мощь феодалов, получивших отсвоих князей патта ( грамоты) на владение захваченными землями. Междуфеодалами шла непрерывная война за расширение своих владений. Наиболеемогущественные из них поднимались против своих сюзеренов, превращаясь внезависимых князей. Воглаве североиндийских княжеств стояли государи (махараджи), которыевозглавляли вооруженные силы и представляли высшую административную и судебнуювласть. Каждое княжество было разделено на области и округа, куда назначалисьнаместники махараджи. Среди множества сановников при государе, которыесоставляли целый штат, самыми важными были финансовые, занимавшиеся сборомдани, земельного налога, пошлин, военное ведомство, обеспечивавшееформирование и снабжение княжеского войска. Крупные вассалы осуществляли впринадлежавших им владениях сеньориальные права, не считаясь с волеймахараджи, и ограничивались лишь уплатой ему фиксированной дани. ВДекане в начале раннего средневековья возникло много небольших феодальныхкняжеств. Наиболее крупную роль в политической жизни этого периода играликняжества Паллавов со столицей в Канчи и княжество Чалукьев со столицей вВатапи (ныне Бадами). Об истории государства Чалукьев, так же как и Паллавов,известно почти исключительно генеалогия князей записанными в дарственныхдокументах, и некоторым произведениям. Армии их, вторгаясь на территориипротивника уничтожали на своем пути сёла и города. Разоренные общинники послеухода противника становились легкой добычей для феодалов, которые захватывалиих земли и превращали в феодально-зависимых крестьян. Многие общинники бежалииз районов охваченных войной, и оседали на землях светских и духовных феодалов,где становились зависимыми арендаторами, или же находили приют в чужих общинах,составляя в них неполноправную прослойку. Многие паллавские и чалукийскиефеодалы, укрепив во время войн свое положение, начали выступать против своих сюзеренов, и это еще более усиливало феодальную усобица. В борьбе сними сначалаЧалукьи, а потом и Паллавы потерпели поражение. Эпизодическиенабеги монгольских орд на Северную Индию не привели к завоеванию страны. Однакоустановление власти кочевых ханов в Средней Азии, а позднее и в рядесопредельных стран и постоянная угроза нашествий на Индию сыграли немалую рольв деле консолидации образовавшегося здесь в начале XIII века, ещедо появления монголов, государства – Делийского султаната, правящая верхушка вкотором была представлена главным образов, тюркской военно-феодальной знатью,завоевателя и мигрантами из Средней Азии, Ирана, Афганистана. Ещев начале XI векаСеверная Индия стала объектом разорительных, грабительских набегов эмира Газни- Махмуда Газневи (998-1030 г.). Многие города были захвачены и разграблены им.После его смерти начались усобицы между его приемниками. Далее захваченные вИндии земли Мухаммад Гури( правитель небольшого княжества Гура) передалсвоему тюрскому рабу – гуляму и военачальнику Кутб уд-дину Айбеку, которойпродолжил завоевательную политику патрона. В 1192 году он овладел Дели. Городстал его резиденцией. Последущие походы значительно их владения Гуридов вСеверной Индии. Ставсултаном в началеXIII в., Кутб уд-дин положил началопримерно столетнему правлению в Дели тюркских рабов и их отпрысков,условно объединяемых в «династию» гулямов. Деспотическая власть новоявленныхправителей Индии установилась и поддерживалась методами жестокогоподавления. Своей столицей Кутб сделал Дели. Еще будучи наместником индийскихвладений Гуридов, он начал крупные строительные работы по укреплению бывшейздесь раджпутской крепости – Лал Кот («Красная крепость»). Политическаяобстановка благоприятствовала стабилизации власти правителя Дели. Враждовавшиемежду собой и оспаривавшие друг у друга землю и славу, раджпудские князьяСеверной Индии были слишком разобщены, чтобы воспрепятствовать этому. Официальнойрелигией Султаната стал ислам. Он начал проникать в Индию, видимо, во второйполовине VII в. егопервыми носителями были первые поселявшиеся в Индии торговцы-мусульмане изразличных стран Ближнего и Среднего Востока. К XII веку вцентральной части Северной Индии мусульманские общины уже входили как мигранты,как и принявшие ислам индийцы. Дарственные надписи на медных табличкахраджей Гахадавалов в Канаудже и Варанаси в числе налогов упоминают турускадамда, то есть, возможно, сборы с мусульман, проживавших на территориииндусских раджей. Число мусульман в Северной Индии значительно выросло в XII – начале XIII вв., впериод завоеваний Мухаммада Гури и в особенности после создания здесьДелийского Султаната. Насильственные методы обращения в ислам применялись, но,как правило, лишь к местным феодалам, принятие ими религии завоевателей служилосимволом признания своего зависимого статуса. Вместе с тем оно открываломестным феодалам путь к почетными чинам и прибыльным должностям. Большоераспространение в Индии получил суфизм. Усиленное его проникновение начинаетсяв XII-XIII вв. В этовремя развернули в стране свою деятельность несколько суфийских орденов. ВДелийском султанате официальным языком становится фарси (персидский язык), какэто было во многих государствах Средней Азии. В1210 году Кутб уд-дин умер, упав с коня. Тюркская знать посадила на престол егораба – гуляма, правителя области Бадаун Шамс уд-дина Илтутмыша (1210-1236 гг.).в 1225 году его войска вторглись в Лакхнаути, столицу Бенгалии, вынужденногосогласиться на уплату дани. В 1232г. Шамас уд-дин Илтутмыш захватил Гвалиур, аспустя 2 года Бхилсу и Уджжаин. Военные предприятия Шамас уд-дина привели кнекоторой консолидации феодальной знати и к относительному усилению султанскойвласти этому способствовала и политическая обстановка, связанная с угрозоймонголов, появившихся в Индии впервые в 1221 году. Слава Дели вышла далеко запределы Индии. В 1229 году султан Дели получил инвеституру-признание вкачестве такового от Багдадского халифа. На момент Илтутмыша появилось имяхалифа. Оно красовалось на монетах Делийских султанатов. После его смертиначались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами,известными как малики шамси. Новоявленные ханы называли себя чихильгани (перс.,букв. «сорок»). Из-за их постоянного соперничества в государстве воцариласьанархия: в течение 10 лет, последовавших за смертью Шамс уд-дина, делийскийпрестол занимали 4 его приемника. Трое из них стали жертвами заговоров.Положение в государстве осложнялось набегами монголов. В 1246 году на султанский престол в Дели был возведен Насир уд-дин Махмуд,младший сын Илтутмыша. Секрет его долгого правления, продолжавшегося до 1265года, заключался в том, что султан довольствовался номинальной властью,реальная же принадлежала его регенту. Смерть султана принесла корону еговлиятельному временщику. Периодправления Гийас уд-дина Балбана (1265-1287 гг.), прошел в борьбе за укреплениесултанской власти и подчинению могущественных тюркских феодалов, в частностинепокорных правителей Северо-Западной Индии. Он тщательно оберегал феодальнуюкорпоративность, препятствуя проникновению ко двору представителей торговыхслоев. Дели в годы его правления значительно разросся. Установление в СевернойИндии в XIII веке властипришлой мусульманской военно-феодальной знати имела результатом определенныеизменения в структуре господствующего феодального класса. Верхний эшелон его,представленный военной знати, завоевателями и мигрантами, противостоял местномунаселению и этнически, и в религиозном отношении. Эта знать не стольковытесняла местную элиту, сколько подчинила ее своему влиянию. В процессезавоеваний часть местных феодалов-индусов, оказавших сопротивление Газневидам,гуридам и первым султаном Дели, была истреблена или потеряла свои владения.Часть земель местных индийских правителей перешла к завоевателям. Однако подавляющаячасть земель оставалась за прежними владельцами при условии выплаты дани инесения службы. Принятие некоторыми индусскими феодалами ислама было символомпризнания своей вассальной зависимости от новых правителей. И все же местныефеодалы и феодализирующиеся элементы проявляли естественное упорство встремлении отстоять свою независимость. Большаячасть захваченных мусульманскими военачальниками территорий в Северной Индиипоступила в фонд земель халиса, которыми распоряжался, согласно шариату,верховный правитель-султан. Львиная доля этих земель оказалась во владенииханов, маликов, эмиров, получавших от султана икта –обусловленноеслужбойпожалование. Владельцы икта были известны как мукта, чтобуквально означает «имеющий икта». Хотя в икта жаловалась сама земля –населенные деревни, доли деревень, небольшие города, равно как и целые города идаже области, — владелец его не имел права распоряжения ею. Его прерогативыограничивались правом присвоения в свою пользу части налагаемого государствомпоземельного налога – хараджа. Поступая в пользу пожалованного лица, этачасть налога имела тенденцию превратиться в частную феодальную ренту. Висточниках начала XIV века упоминается «доля мукта»,которая противопоставлялась «доле казны». « Доля казны» называлась иногда фавазил(«излишки»), т.е. оставшееся после отчисления доли владельца икта.Формально икта не был наследственным владением. Держтели его часто смещались, т.к. получали новые пожалования. Его пытались превратить в наследственноедержание, не обусловленные службой земельное владение, известное как милк («собственность, владение»). С этой тенденцией пытался бороться Гийс уд-дин. Ознакомившисьсо списком иктадаров, Гийс распорядился предоставить пенсии (идрар)старым и немощным служилым, определенное довольствие - вдовам и малолетнимсиротам, а икта их изъять. Деревни следовало утвердить лишь за теми, кто несслужбу, соответствующую пожалованию. Распоряжение султана вызывало недовольство старых иктадаров и их потомков. Гийс был вынужден отменить своиприказы и и возвратить деревни престарелым иктадарам и их детям, которые, такимобразом, с успехом оспорили у султана его декларируемое шариатом правособственности на все земли государства. Можнополагать, что несмотря на войны и мятежи, сельская экономика в XIII в.функционировала достаточно успешно, чтобы создаваемый в рамках ее прибавочныйпродукт удовлетворял потребности численно возросшей в Султанате с мусульманскимзавоеванием феодальной знати. Видимо, политические катаклизмы XIII в. некоснулись достаточно замкнутого мира индийской сельской общины, о которойисторики XIII в. хранятполное молчание. К концу XIII в. борьбатюркских маликов за преобладание в Делийском султаната подорвала ихмогущество. На политическую арену вышла новая группировка военно-феодальнойзнати, возглавляемая тырками-хиджи. Стоявший во главе этой группировки Джалалуд-дин, человек преклонного возраста, в 1290 году короновался султаном Дели,положив начало правлению династии Хильджи. Вскоре против него был организованзаговор, во главе которого стоял соплеменник и зять Джала уд-дина – Ала уд-динХильджи. Предательски убив в 1296 году султана, он надел корону на собственнуюголову. В стремлении сплотить своевольных эмиров он осуществлял завоевательнуюполитику. Именнов правление Ала уд-дина(1296-1316) правящей в Султанате верхушке удалосьналадить регулярное поступление поземельного налога – хараджи. Размер его наземлях предписанию, в области Дели и Доабе харадж следовало платить натурой.Это, видимо, вносило изменение в существовавшую до этого практику, когда налогвзимался в деньгах или в смешанной форме. Над чиновниками фиска был установленстроий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались:чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Земледельцам(раийатам) разрешалось продавать тем же купцам зерно, оставшееся после уплаты хараджа. Его сын, Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление сотмены всех реформ отца. Он возвратил конфискованные в халиса деревни и затемулемов (мусульманских богословов) и других земельных собственников-маликов. Вскореон был убит своим военачальником Хосроу-ханом. Захватив власть, Хосроу-хан несумел удержать ее. Затем победитель, захватив власть ( из тюркской группировки военно-феодальной знати), вступил на престол под именем Гийасуд-дина(1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков; одиннадцатьпредставителей ее находились у власти до начала XV в. В1325г. он оказался погребенным под обломками деревянного павильона, построенного в честь празднества. Его сын Джауна-хан получил в наследствоогромное государство. В 1351 году он умер от приступа лихорадки. И тогда знатьвозвела в войсковом лагере на престол его пожилого родственника (дядю) подименем Фируз-шаха (1351-1358). Фируз-шах отменил все поборы, не дозволенныешариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил. Он попытался вернутьнекоторые утраченные территории. Некоторые князья признали свою вассальнуюзависимость от султана, но Бенгалию ему захватить не удалось. В течение своегодолгого правления султан был фактически марионеткой в руках военачальников иприближенных. В 1388 году он умер. Последним из Туглаков вступил на престолНасир уд-дин Махммуд-шах, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался подлинныйраспад государства. В 1394 году от Дели отпали земли по среднему течению Ганга. Усилиецентробежных тенденции имела в основе своей рост могущества феодалов – мукта,наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения ихличной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб долегосударства, поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. Содобрения верховного правителя многие икта при Фируз-шахе превратились виммунитетные в налоговом отношении владения. Служебное землевладение, свободное от обложения в пользу государства и жалуемые представителю феодальной знати,назывались инамом (дар), по аналогии с иммунитетными владениямирелигиозных учреждений и представители духовного сословия. Организованномуфеодальному разбою противостояла община как форма организацииземлевладельческого населения. Можно предполагать что в Индии в XIVвекесуществовали различные типы общин от родовой до сельской. Но преобладающимтипов была кастовая община как модификация сельской. Верхний слой её былпредставлен высокими и средними землевладельческими кастами, а низшие слои –неприкасаемые. Землевладельцы в своеобразном своде законов, составленном вовторой половинеXIV века, рассматриваются каксобственники земли, которая может переходить от одного налогоплательщика кдругому путем купли-продажи. Община включала различные не только имущественные,но и социальные группы. Думается, что все попытки ограничения прав общиннойверхушки не могли приостановить процесса её феодализации, превращения в низшеезвено феодального класса и феодальной государственной администрации. Однакопроцесс этот не был завершен в XIV веке, поэтому общиныоставались очагами сопротивления феодалам, хотя кастовая и социальнаястратификация общин снижала её антифеодальные потенциалы. Расправы не снималисоциальной напряженности это вынуждало феодальные власти маневрировать, идти науступки – снижать один, упразднять другие налоги, что обеспечило относительноблагоприятные условия для хозяйственной деятельности. Несмотря на существование среди торгово-ремесленного населения города различныхимущественных, кастово-прфессиональных и кофессиональных групп, оно вфеодальном обществе представляло некую социально-экономическую общность. Это определялосьтем, что ремесленники и торговцы были носителями товарно-денежных отношений, ите и другие имели относительно феодалов низкий социальный статус, политическибыли бесправны. Тенденция к феодализации части купечества несколькоограничивала, но не исключала антифеодальных потенций этого социального слоя.Последние обнаружили себя в учениях бхакти, ставших идеологией городскойторгово-ремесленной оппозиции в XV – середине XVI веков. Особенностьюгорода являлась многочисленность непроизводительного населения. Это связано с«абсентеизмом» феодалов в деревне. В столице и центральных областей и окриговони проживали вместе со своими наемными отрядами, многочисленными домочадцами,челядью, включая рабов. Город как и деревня, испытывал на себе гнет феодалов.Кроме «законного налога» с торговцев и ремесленников – закята, ровнявшегося2,5% стоимости продаваемого товара, чиновники в Делийском Султанате облагали ихбольшим числом налогов и повинностей. В1398 году на берегах Инда появились полчища Тимура. Превращая в « кучи золы имусора» города и крепости, Тимур прокладывал путь к Дели. 17 декабря на берегуДжамны между его войском и силами Насира уд-дина произошло сражение. Султанбежал из Дели. Оставаться в разграбленном и опустошенном городе не имелосмысла. 1 января1399 года войско начало движение в северном направлении. В Делиже в течении двух последующих месяцев после ухода Тимура, по словам историка,«даже птица не пошевелила крылом». НашествиеТимура на Индию нанесло удар власти правителей Дели из династии Туглаков ипривело к торжеству феодальной раздробленности и анархии. Политическаякарта Северной Индии и Декана в XV в. отличалась чрезвычайнойпестротой. В Дели после ухода из города орд Тимура возобновилась борьба завласть между отпрысками династии Туглаков . В1414году Хизр-хан предпринялуспешный поход на Дели, положив начало правлению династии Сайидов, хотя самХизр-хан официально не короновался султаном. Его власть распространялась наобласть Дели, двуречье Ганга и Джамны и Пенджаб. Сын Хизр-хана Мубарак-шах втечение ряда лет так же не принимал титул султана, не чеканил монеты на своеимя и продолжал платить вассальную дань тимуридскому правителю Кабула. В 20-хгодах XV в.Мубарак-шах предпринял несколько походов против феодалов-индусов Двуречья инекоторых других, близлежащих к столице областей. В результате заговорамусульманской знати Мубарак- шах был убит в1434году. Затем Шах Алама палжертвой еще одного заговора, принесшего корону Бахлул-хану(1451г.).
Бахлул(1451-1489),придя к власти чтил многие обычаи, он был прост в обхождении, не терпелпышности при дворе. Считаясь с притязаниями афганской знати и другихмусульманских военачальников, он раздавал им щедрые земельныепожалования. Время его правления прошло в завоевательных войнах, в результатечего многие раджи, и мятежные эмиры выразили Бахлулу свое повиновение. Его сынСикандар – шах Лоди (1489- 1517) пошел на дальнейшие уступки феодалам,освободив их от опеки государственного фиска , по существу, отказавшись отдоходов государства на пожалованных территория. Одновременно он пыталсядержать в подчинении наместников и вассальных князей, создал довольно четкодействующую службу информирования. В1504году Агра стала на ряду с Дели резиденцией султана и одновременно удобнойстратегической базой для военных предприятий против некоторых феодаловдвуречья Ганга и Джамны. Большим влиянием при Сикандаре пользовались афганскиевоеначальники. Их притязания пытался обуздать наследник Сикандара Ибрахим –шах Лоди (1517-1526). Многие могущественные эмиры потеряли при нем земельныевладения и влияние. Но ни победы султана в походах против князей, ни жесткиерасправы его с непокорными не способствовали прекращению мятежей феодалов. Ибрахим –шах был разбит в битве при Панипате Бабуром, ставшим в Идииоснователем новой династии – Моголов. ВластьДелийских султанатов на декане южнее гор Видхья не была долговечной. Основательдинастии, Абу Музаффар Ала уд-дин Бахман, Бахманидов своей столицей сделал Гупьбаргу, переименовав её в Ахсамабад. На протяжении своей историиБахманидский султанат вел войны с соседним южно-индийским государствомВиджаянагара. Яблоком раздора между ними было богатое двуречье Кришны иГунгабхадры. Это война для Бахманидов осложнялась внутренними неурядицами –соперничество двух феодальных группировок: Декани – мусульманская знать ипотомки давних поселенцев мусульман на декане, они были Суниты; Афаки(чужеземцы) они были Шииты. Противостояние приняло форму религиозной вражды. ТакжеБахманидский султанат вел борьбу с грозным противником – Мальвой. Последниедесятилетия XV – и начала XVI веков –время территориального распада Бахманидского султаната. Относительносильным государством в XV – в начале XVI вв., былГуджаратский султанат. В XIV веке он входил в составДелийского султаната. Музаффар-шах I (1407-1411гг) основал династию Танк, известна также как Ахмад-шах, по имени его внука иприемника Ахмад-шахи (1411-1442 гг.). Его правление проходило в борьбе сместными феодалами, так как в раджпутские владения вторглись, на полуостровеКат-Хиавор, Ахмад-шах вынудил признать его сюзеренитет. Часть наследственныхвладений князей – раджпутов была отобрана в Халиса, а затем розданавоеначальникам и войнам в качестве служебных держаний. В1411 году лишь только вступив на престол Ахмад-шах основал Ахмадабад – столицу.Могущества Гуджаратский султанат достиг при внуке Ахмада-шаха, Махмуд-шехеБегара (1458-1511 гг.). Власть султаната укрепилась в результате борьбы снезависимыми феодалами. Его правление описывают как «беспримерногопроцветания». Феодальныевойны в конце XIV – начале XV вв.,сопровождались разорением деревень и городов. Значительная часть богатствсозданных трудом земледельцев и ремесленников, а также доход от торговликонцентрировались в руках представителей феодального класса. Основа их власти –феодальная земельная собственность. Характерной чертой её развития в XV веке была«приватизация земельной собственности» при одновременном резком сокращенийфондов доменных земель халиса, путем завоевания султанами новых земель иодновременно раздача их своим служащим. Служилые земельные держания историк,писавший в 30-х годах XV века, называет–икта. Совторой половины XIV века икта становиться долгосрочной,затем пожизненной и даже наследственным владением. Долгосрочная инаследственная икта в Делийском султанате преобладают во второй половине XV века. В XV веке многиеслужилые пожалования становятся владениями, пользующееся правом налоговогоиммунитета. Владельцы икта назначали пожалованные им территории своихуполномоченных и управляющих, передавали часть своего имения в держаниесобственным слугам и подчиненным. Аналогичный процесс происходил и на Декане, вчастности и в Бахманидском султанате. В Гуджарате принцип наследованияфеодальных пожалований зафиксирован в указах местных султанов. Темне менее, не малое число вотчинников продолжало владеть своими наследственнымиземлями, не признавая зависимости от правивших султанов. Кроме владельцев иктав XV векесуществовали различные категории феодальных владений: земли храмов и мечетей,земли отдельных представителей индусского жречества и мусульманскогодуховенства, придворных поэтов, историков, купцов и других горожан и сельскихстаршин. Эти земли называли милк (собственность, владение). В отличие отикта они не были обусловлены службой, передавались по наследству и отчуждалисьпутем продажи. Источником милка могли быть пожалования, возделывание нови,наследственность и купля-продажа. Размер его уступали икта. Все категории феодальной собственности характеризовались тем, что земля непринадлежала исключительно одним лицам. Иерархия отношений личного господства иподчинение как между самими феодалами, так и между ними и непосредственнопроизводителями, составляющими характерную черту отношений феодальнойсобственности, над которой надстраивались социальная и политическая структурыобщества. Служилые получали со своих владений денежной довольствие;дополнительно к нему султан выплачивал жалование в деньгах. ВДелийском султанате в начале XVI века стали преобладатьденежные платежи. В начале XVI века Индиябыла политически раздробленна. На Декане в процессе распада некогда крупного имогущественного государственного образования – Бахманидского султаната,возникли несколько более мелких государств. Политическая раздробленность былахарактерна, возможна, в еще большей степени для Северной Индии. Некотораястабильность наступила после захвата власти Сайидом Хусейн-шахом (1493-1519),который подчинил себе ряд территорий в результате войн с Ориссой и Ассамом. ВКашмире правила мусульманская династия основанная еще в XIV векеШах-мирзой. В начале XVI века Кашмир оставался взначительной мере изолированной от других частей Северной Индии, что определилоего специфические черты развития. Богатаяземледельческая область Малва находилась в 30-е годы XV века подвластью династии тюрков-хильджи, подчинивших себе местных раджей и князей. «Заповедником»индусского феодализма был Раджастан. Здесь существаволо одновременно несколькокняжеств, где правили князья из подчиненных раджутских кланов. Делийскийсултанат в начале XVI века оставался одним иззначительных государств в Северной Индии, хотя пределы его были гораздоскромнее, чем прежде в XIV веке, когда они охватывализначительную часть острова Индостан. Султанат теперь включал Панджап, областьДели и двуречье Ганга и Джамны. Однако часы истории уже отсчитывали последниегоды правления Делийских султанов. В 1517 году на престол вступил сынСикандар-шаха Ибрахим-шах Лоди (1517-1526 гг.). Это было время когда могуществоАфганских эмиров достигло своего апогея. Основатель династии Лоди Бахлу-шах(1451-1489 гг.), был вынужден свято чтить традиции племенного быта Афганцев. Ноего внук Ибрахим-шах был молод и решителен. Он бросил вызов Афганской знати,отказавшись от «демократических» традиций патриархальной организации и бытаафганцев в пользу принципов монархической власти. Мятежи некоторыхпредставителей этой знати ставили своей целью возвести на трон братаненавистного шаха. Афганские эмиры Ибрахим-шаха, движимые ненавистью кзаносчивуму султану, вступили в переписку с установившим свою власть в Кабулетимуридом Захир ад-Дином Мухаммадом Бабуром, призывая его избавить знать оттирании Ибрахима и обещая ему свою поддержку и легкуюпобеду. Посленескольких неудачных попыток Бабур отчаялся взять реванш в Средней Азии, иустремил свои взоры на Восток – на Индию. Войско Бабура прокладывало себепуть к Дели по Панджабо- Харьянской равнине, тянущейся словно коридор, квостокуи сливающейся с равниной Ганга. Панджаб оказался довольно легкойдобычей, поскольку 5 рек, давших названое самой области («Панджаб» – перс.«пятиречье»), в зимний сезон мелели, и во многих местах можно перейти вброд.Решающее сражение между силами Ибрахима и силами Бабура произошло 21 апреля1526года. Делийский султан был наголову разбит войском Бабура. Такзавершилась история Делийского султаната, и была основана династия Моголов. Границывладений Бабура простирались теперь с запада на восток от р.Атток до Бихара.Далее и большая часть Северной Индии, включая практически всю долину Ганга,оказалась под его властью. Завоеванные земли он раздавал своим сподвижникам –военачальникам и приближенным. Получившие в качестве ваджаха (пожалование)города и округа должны были с каждого лакха (100 тыс.) дохода выставлятьсотню всадников. Перед смертью(1530) Бабур разделил свои владения междусыновьями. Хумаюн– старший сын , ему достался Хиндустан, младшие братья получили Панджаб,Кабул, Кандагар. Состоящий на службе у Бабура Шер-хан, был не слишком веренему. Поэтому, после смерти султана он приступил к завоеванию страны. В итогеХумаюн бежал, оставив свою армию, а Шер-хан короновался под именем Шер-шахаСура (1540-1545). Все его правление прошло в войнах, однако, Шер – шах былтакже способным администратором. Центром его государства Был Дели, который вдни правления Шер-шаха простирался с севера на юг не менее чем на 15-16 км.Шах погиб при штурме крепости Каланджар. Сын его так же вскоре погиб. В связис этими событиями аюганские военачальники начали между собой воуну за престол.Воспользовавшись сложившей ситуацией, Хумаюн, поддерживаемый иранским шахом,вновь завладел Дели и Агрой. Но в 1556г. Хумаюн умер.
Приближенныесовершили церемонию введения на прстол его тринадцатилетнего сына Акбара.Опекуном к нему был пристовлен военачальник и поэт Байрам – хан. Самоуправством и деспотизмом Байрам-хана Акбар тяготился, и в 1560г., будучисемнадцатилетним юношей, объявил о решении править самостоятельно.
Власть Акбара первоначально не выходила за пределы двуречья Ганга и Джамны иоблисти Дели- Агра. Однако еще в период регенства Байрам – хана Были завоеваныГвалияр, Аджмер, Джаунпур, Малва. Позднее без Акбару подчинился раджа Амбера.В 60-х гг. были завоеваны раджпутские княжества Гондваны и сильные крепостиЧитор и Рантхамбхор в Раджпутане.
В1572г. Акбар вторгся в Гуджарат. Музаффар – шах IIIвыразил емусвою покорность, за что ему было назначено пожизненное содержание. Продолживзавоевания, в 1574-1576гг. он подчинил своей власти Бенгалию, Находившуюсядотоле во власти афганских вождей. Государство Акбара включало на востокеБенгалию, Ориссу, на западе простиралась до Кабула и Кандагара. На севере анего входили Кашмир, на северо-западе – Синд. Свою столицу Акбар перенессначала в Агру, затем в 37км. От нее он основал город-крепость Фатехпур –Сикри, которая стала его новой резиденцией.
Основнымнаправлением внутренней политика Акбара было укрепление власти падишаха. Емупредставлялись все дела, имеющие отношение к крупным назначениям,пожалованиям, налогам; особый день отводился для судопроизводства. Злом,подрывавшим власть монарха, Акбар считал своеволие и мятежность подданных . Дабы покончить с этим, он задумал лишить эмиров и прочих представителейвоенной знати источников их влияния Богатства, а именно обусловленных службойземельных владений – джагиров (ранее икта). Вместо джагиров служилые,согласно падишахскому указу от 1574г., должны были получать денежноежалование, а налоги с деревень и округов передавались откупщикам – куруриям( букв. «десять миллионов»), которые должны были посылать их в падишахскуюказну, подобно налогам с земель халисе. Но острое недовольство бывших джагиров и мятежи вынудили его отказаться от реформы. Однако он решилупорядочить ее, с тем чтобы джагирдары – военачальники содержали наемныевойсковые контингенты, по численности соответствующие доходу с пожалованнойтерритории. С этой целью он сделал обязательным клеймение коней, чтоб джагирыпри инспекциях не могли обмениваться ими. Кони должны были по своимфизическим данным соответствовать принятым нормативам. Армиябыла наемной. Численность отряда определялся мансаб (ранг) джагирдара.По принятой Акбаром системе мансабдарства – рангированной структуре,включавшей как военных, так и лиц, занятых в административной системе всеслужилые разделялись на 3 категории. Обладатели высших мансабов – «10, 8, 7тысяч» — были принцы крови. Следующая группа- мансабдары, имевшие чин от «5тысяч» до «200» ( их примерно 412 человек); их именовали эмирами. Подавляющеебольшинство мансабдаров (1400 чел.) имели мансабы от «150» до «10». Рядизменений был и в практике налогообложения. В большинстве областей налогпереводился в денежную форму. Но он оказался обременительным дляземлевладельцев, и ввергая их в сферу товарно-денежных отношений, приводил кустановлению зависимости от купцов-перекупщиков и ростовщиков. Одновременновводился ряд правил, направленных на упорядочение налоговой системы и сбораналога. Размер его ставился в зависимости от категории земельного участка. Сземель, возделываемых из года в год (поладж), он составлял 1/3 урожая,с лежащих один-три года под паром(чачар) и вновь возделанной целены (банджар) налог был значительно ниже. В зависимости от выбора налогоплательщика размер налога устанавливали тогда, когда урожай стоял на корню, илипосле сбора урожая, или путем обмера полей. Учитывая злоупотреблениячиновников при обмере полей, производившемся с помощью веревки, которуюможно было в мокром состоянии удлинить или, высушив, укоротить, Акбар приказалиспользовать бамбуковый шест, скрепленный железными кольцами. При обложенииучитывались урожайность последних 10 лет и рыночная стоимость земледельческихпродуктов. Налог был весьма обременительным, и его не редко собирали с помощьювойска.
Покровительствуяторговле, важному источнику доходов государства, Акбар издал ряд указов обунификации системы мер и весов, а также денежных едениц со стандартнымсодержанием золота и серебра.
Вправление Акбара политическая раздробленность предыдущего периода исчезла.Принципам религиозной политики провозглашался «всеобщий мир», подразумевающиймирные отношения между последователями всех религий, за которыми в равной мерепризнавалась истинность.
Ужев 1563 году Акбар отменил дававшую казне большой доход джизью споломников-индусов, а вскоре вообще упразднил этот подушный налог со всехиноверцев. Столкнувшись с неодобрением мусульманского духовенства, онвосстановил джизью и повторно отменил лишь в начале 80-х гг. Всоответствии со своими религиозными исканиями в 1575 году в столицеФатехпур-Сикри Акбар учредил «Молитвенный дом» предназначенный для религиозныхдиспутов. В 1578 году здесь начали приглашать приверженцев других религий. А с1580 года Акбар стал появляться на официальных приёмах с кастовым знаком налбу, со шнурами, украшенными драгоценными камнями, на кистях рук, как это былопринято у брахманов. Тогда же, в знак уважения религиозных чувств индусов, онзапретил убой коров и употребление в пищу говядины. При дворе отмечалисьиндуистские праздники. В том же году представители мусульманскойортодоксии-улемы издали фетву (религиозные предписания), объявляющую Акбараеретиком, недостойным управлять мусульманским государством и поэтомунизложенным. Под знамёна ортодоксии встали также многие мятежные феодалыПанджаба и Бенгалии, объявив о своей приверженности младшему, сводному братуАкбара, его наместнику. Акбар с трудом подавил восстание. В 1582 году при дворебыла торжественно провозглашена «божественная религия», эклектическисоединившая в себе положение различных религиозных учений. Утопичностьконцепции религиозного единства предопределило неудачу религиозной политикиАкбара. Широкое распространение получило социокультурное явление бхакти .Проповедники и последовали бхакти отвергали религиозную обрядность и миссиюсвященнослужителей как посредников между Богом-Абсолютом и человеком. Спрповедью идей бхакти в период правления Акбара, выступили Шри Чайтанья вБенгалии, Даду – в Раджастхане и другие.
17-гооктября 1605 года Акбар скончался. Старший сын Акбара – Салима, ещё в 1601 годуобосновавшись в Аллахабаде, вёл себя как независимый правитель, раздавалджагиры и издавал свои фирманы. Спустя насколько дней после смерти Акбара,Салим вступил на трон в Агре, приняв имя Нур уд-Дин Муххамад Джахангир-падишахГази (1605 – 1627гг.). Вскоре по вступлении на трон, он отменил многиенововведения Акбара, в частности отражавшие политику веротерпимости. Этовызвало недовольство индусов-военачальников. При поддержке одного из нихвосстал Хосроу, старший сын Джахангира. Его мятеж вынудил отца прекратитьначатые военные действия против правителя Мевара Амар Сингха, одного из самыжмогущественных независимых ражпутских владетелей, и заключить с ним мир. Тольков 1608 году военные действия возобновились, не принеся, однако, ощутимыхрезультатов. Параллельно с операциями против Мевара военные действия былиначаты против независимых афганских военачальников в Бенгалии, что привело кполному их разгрому и подчинению. Войны в Декане ослабили позиции Джахангира назападе, в Афганистане.
В1627 году умер Джахангира. На престол вступил его сын Хосроу (1628-1658 гг.),короновавшийся под именем Шах-Джахан. Крупным успехом его было изгнаниеобосновавшихся в конце XVII века в Бенгалии, в Хугли,португальцев (1632 г.), превративших этот небольшой городок в крупный торговыйцентр. Напротив, неудачным оказались компании по захвату Балха и Бадахшана(1636-1646 гг.) Против султана Декана была направлена из Дели большая армия.Правители Голконды и Биджакура признали верховную власть Шах-Джахана исогласились на уплату дани. Наместником деканских владений шах назначил своегосына Аурангзеба. С согласия отца в 1657 году Аурангзеб вторгся в Биджапур,который затем отошёл к Моголам.
ШахДжахан не предпринимал каких-либо важных реформ, касающихся дел управлениягосударством. Внезапная его болезнь вызвала кровопролитную борьбу за властьмежду четырьмя его сыновьями. В этой борьбе погибли три брата Аурангзеба. В1668 году Шах-Джахана умер заточенный в крепость Агра.
Впротивоположность отцу Аурангзеб был склонен к аскетичному образу жизни. Онзапретил столь обширные при дворе музыку и танцы, как и употребление спиртныхнапитков и наркотиков. Был издан указ на запрет сеять на коронных земляхнаркотические растения. В 1679 году, дабы «покончить с неверными», Аурангзебвосстановил джизью, это оскорбляло достоинство индусов, но зата давало казнеогромные доходы. Это вызвало волну недовольства в разных общественных слоях. Впоследние десятилетия XVII века Могольскую империюсотрясали мощные массовые движения. Правление Аурангзеба проходило вбесконечных войнах и карательных походах, во время одного из которых он погиб.
Общественныйстрой Индии в средние века был феодальным. Основу его составилосамостоятельное мелкое хозяйство крестьян, у которых взималисьчастновладельческая и централизованная ренты ( в виде государственного налога).Оба класса – крестьянство и феодалы были неоднородными. Грань между ними быластёрта, существовало множество смешанных и промежуточных статусов.
Характернаячерта средневекового индийского общества – сложные переплетения социальных кастовых градаций. Каста – эндогамная экстерриториальная социальная группа,осознающая свою общность. В аграрном обществе Индии к наиболее важным,ритуально чистым кастам принадлежали те, кто владел землёй и занималиопределенное положение в структуре власти. Арендаторы на общинных ичастновладельческих землях находились в феодальной зависимости. Общинники,имевшие право владения и распоряжения землёй могли выступать как мелкиефеодалы, получатели ренты от наследственных и ненаследственных арендаторов.
Общинысостояли из индивидуальных или больших семей, объединенных в кастовые группы,они также использовали труд низкокастовых рабочих. Преобладающим типом быласоседская. Территориальная община представляла собой интегральную часть феодальногообщества. Община была миром, в котором жил индивид, единственным полем егодуховного контакта и получения информации. Функции общины состояли в:организации производства, регулировании землепользования, упорядочиваниеналогообложения, обеспечение своего социального доминирования, организациявооружённого сопротивления.
ПриМоголах кастовые общины городских ремесленников и торговцев находились вподчинение феодальной администрации города. Фискальная администрация Моголовпроникала в корпоративную структуру городских общин, присваивала илидублировала некоторые функции городских кастовых общин. Могольскаяимперия была государством типо феодальной деспотии, не знавшей сословногопредставительства и выборных органов. Государство определяло размер и формуренты земель халиса. Уплата ренты как и возделывание земли были обязанностьюземлевладельцев-крестьян. Помимо ренты с земледельцев взимали разнообразныедополнительные поборы (примерно 16). Отсутствие в Индии широких масштабовбарщинного хозяйства во многом обусловило отсутствие крепостного права какюридически оформившегося института.
Таким образом, история доколониальной Индии представляет собой историюстановления и развития феодальной формации. Историк Медведев предлагаетследующую периодизацию истории Индии в и средневековье.
I. Перваястадия раннего феодализма с преимущественно государственной эксплуатацией(«древнефеодальное» общество) на большей части Северной Индии и в рядеобластей Деканского п-ва. Около VI-V веков дон.э. – III в. н.э.
II. Втораястадия раннего феодализма, характеризующаяся массовым формированием частногофеодального землевладения на большей части Индии – Примерно IV- VIIвв. 1.Развитой феодализм на большей части территории Индии. – Примерно VIII- XVIII вв. 1.1.Первая стадия развитого феодализма. – Примерно VIII-XVIвв. 1.2.Вторая стадия развитого феодализма ( прервана колониальным завоеванием). – XVII-XVIIIвв.
Как и всякая периодизация, эта схема в значительной степени условна, прежде всегопотому, что исторический процесс непрерывен.
План
I. Введение(1-3)
II. Зарождениефеодализма(4-8) III. Раннеесредневековье(9-11)
IV. Зрелое средневековье(12-13)
V. Позднее средневековье(14-15) 1.РеформыАкбара (16-18) 2. Последователи Акбара (19)
VI. Заключение (20)